Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается урожай

Обновлено: 05.10.2024

Древнеримский педагог и оратор Цицерон утверждал, что для описания какого-либо явления или процесса необходимо ответить всего на 7 вопросов Кто? Что? Где? Чем? Когда? Как? Зачем? Попробуем описать процесс фотосинтеза с помощью Цицерона.

ВложениеРазмер
fotosint.zip 690.51 КБ

Предварительный просмотр:

изучить механизм протекания фотосинтеза и его роль

Образовательная - раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,

Развивающая - развитие логического мышления, развитие умений использовать ранее приобретённые знания для получения новых знаний ,

Воспитательная - воспитание экологического сознания на примере космической роли фотосинтезаэ

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное его закрепление

Технология РКМЧП в сочетании с проблемно- развивающим обучением (эвристические вопросы кто, что, зачем, кем –словесная формула Цецерона), применяется здоровьесберегающая (физкультминутка, чередование форм работы с информацией (устная и письменная))

Метод: частично-поисковый (работа с учебником, тестом дополнительным)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, учебники по биологии, рабочие листы, тексты (с исторической информацией), карточки с домашним заданием.

Планируемые результаты обучения

Ученики должны знать:

-механизм процесса фотосинтеза,

-условия протекания процесса,

Мотивация к восприятию нового материала слайд №1

Учитель. Добрый день ребята и уважаемое жюри. Меня зовут Татьяна Михайловна, я работаю учителем биологии в Минаевской средней школе.

Сегодня урок посвящён самому главному биологическому процессу происходящему на нашей планете. Благодаря этому процессу, существует всё живое на Земле.

Определение темы урока

Даны термины: солнце, хлоропласты, растения, органические вещества, синтез, автотрофы.

(Зачитывают каждая команда свой рассказ)

Учитель. Как называется процесс? ( фотосинтез) слайд № 3

Следовательно, тема нашего урока Фотосинтез (запишем в рабочем листе)

Организация целеполагания слайд № 4

- кто? кто осуществляет процесс фотосинтеза?

- что? что такое фотосинтез?

- где? в каких частях растения, клетки происходит фотосинтез?

- чем? с помощью какого вещества осуществляется фотосинтез?

- когда? в какое время суток возможен фотосинтез?

-как? как идёт синтез органических веществ?

- зачем? какое значение имеет фотосинтез?

Учитель. Как вы думаете, чем помогли нам вопросы Цицерона?

Подвести детей к выводу, что с их помощью мы систематизировали имеющиеся знания и установили, что именно нам непонятно: КАК происходит фотосинтез?

Нам непонятен КАК происходит фотосинтез, вы сами поставили цель урока –рассмотреть механизм фотосинтеза . слайд № 5

Прежде чем приступим к рассмотрению этого вопроса немного истории слайд № 6

Доказал воздушное питание у растений

Ему впервые удалось обнаружить, что на свету растения выделяют кислород.

Доказал, что только в хлоропластах идёт синтез органических веществ

(зачитывают сведения об истории изучения) слайд № 7

Создание проблемной ситуации

Чтобы иметь мнение об этом проекте надо изучить механизм этого процесса.

Работа с учебником с.119-120 слайд № 8

Работа с рабочим листком, читая текст учебника, отвечают на вопросы

1.Сколько фаз в процессе фотосинтеза и какие? ( 2- световая и темновая)

2.Влияние солнечных лучей (квантов) на хлорофилл? (квант падает на хлорофилл, запасает энергию)

3.Как влияет свет на воду? ( под действием света вода разлагается на ионы Н + и ОН - )

4. Что образуют ОН - при отдачи е? (ОН - отдают е и образуют свободные радикалы, соединяясь они образуют 4ОН = H 2 O + O 2 )

5. Какой источник энергии образуется в листьях под влиянием света ? (АТФ их АДФ фосфата)

6.Результат световой фазы (при фотолизе образуется О 2 , АТФ, )

7.Что происходит с СО 2 поступившем из воздуха в лист ( связывается водородом который образуется при фотолизе и АТФ-источник энергии)

СО 2 + Н + (АТФ) = С 6 Н 12 О 6 + Н 2 О

8.Во что преобразуется Е света в темновой фазе? (в Е хим.связей )

9.Результат темновой фазы (образование глюкозы)

10. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза используя уравнения обоих фаз

6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + 6О 2

Проверим вашу работу (презентация и ответы учащихся) Молодцы!

Работаем хорошо, немного тело затекло в неподвижности.

Учитель. слайд № 9

Фотосинтез протекает, образуя тонны органического вещества. А как можно повысить синтез органических веществ? (внесение органических удобрений, а при разложении выделяется СО 2)

(объяснение с точки зрения знания механизма фотосинтеза не так и безумен, т. к. действительно растения накапливают энергию и являются связывающим звеном между Солнцем и Землёй)

Учитель. Представление о фотосинтезе будет неполным, если не раскроем биологическую роль фотосинтеза на нашей планете.

-Источник органических веществ

-Источник энергии для гетеротрофных организмов

-Снижение углекислого газа в атмосфере

-Свободный кислород образует озон, озоновый защитный слой от УФ лучей

- Перекачка солнечной энергии из космоса на Землю (энергетические ресурсы – нефть, уголь, торф)

( Поглощенные сотни миллионов лет назад земным растением солнечные лучи сохранились до наших дней в виде ископаемого энергетического топлива (каменный уголь, природный газ, торф).

РАБОТА С ПРАКТИЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ.

Учитель. Мы действительно ответили на главный вопрос нашего урока: как происходит фотосинтез. Но голые знания без практики, можно сказать, почти пустое место. Я предлагаю поработать с биологическими задачами различного уровня сложности. Выберите любые, которые вам понравятся. Слайд №11

1.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?

2.Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.

3.Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.

4.Объясните, почему огурцы, выращенные на навозной грядке, дают больше урожай, чем при выращивании в грунте?

6. Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается урожай?

7.Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? (ответ: у вяза лист шероховатый, он будет в 6 раз больше осаждать пыль, чем гладкой поверхностью листа тополь)

8. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

(ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)

9. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)

Заслушали некоторые ответы

Слайды № 12 - 13 Тест

Домашнее задание . Задание записано на рабочих листах

-Наш урок практически закончен.

-Нам осталось ответить на последний вопрос нашего урока. Как вы думаете, кто из ваших одноклассников в наибольшей степени помог вам освоить тему урока?

-Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся на уроке.

История открытия фотосинтеза Приложение 1.

Немногим более трехсот лет назад в одном из первых тщательно продуманных биологических экспериментов голландский врач Ян Ван Гельмонт представил доказательства того, что не одна почва кормит растение. Ван Гельмонт выращивал маленькое дерево ивы в глиняном горшке, добавляя в него только воду. Через пять лет масса игл увеличилась на 74,4 кг, в то время, как масса почвы уменьшилась только на 57 гр.

Рабочий лист дата____________________

Даны термины: солнце, хлоропласты, растения, органические вещества, синтез, автотрофы. Составьте рассказ

- кто? кто осуществляет процесс фотосинтеза?

- что? что такое фотосинтез?

- где? в каких частях растения, клетки происходит фотосинтез?

- чем? с помощью какого вещества осуществляется фотосинтез?

- когда? в какое время суток возможен фотосинтез?

-как? как идёт синтез органических веществ?

- зачем? какое значение имеет фотосинтез?

Изучение механизма фотосинтеза Работа с учебником с.119-120 читая текст учебника, отвечают на вопросы

1.Сколько фаз в процессе фотосинтеза и какие?______________________________________________

2.Влияние солнечных лучей (квантов) на хлорофилл?________________________________________

3.Как влияет свет на воду? (название процесса)______________________________________________

4. Что образуют ОН - при отдачи е? _____________________________________________________________________________________

5. Какой источник энергии образуется в листьях под влиянием света ? __________________________

6.Результат световой фазы ________________________________________________________________

7.Что происходит с СО 2 поступившем из воздуха в лист ______________________________________
_______________________________________________________________________________________

8. Во что преобразуется Е света в темновой фазе?____________________________________________

9.Результат темновой фазы _______________________________________________________________

10. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза

? А как можно повысить синтез органических веществ?_____________________________________

1.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?

2.Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.

3.Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля: на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.

4.Объясните, почему огурцы, выращенные на навозной грядке, дают больше урожай, чем при выращивании в грунте?

6. Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается урожай?

7.Какое растение осаждает больше пыли на поверхности листьев: вяз или тополь? Почему? 8. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?

9. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?

Домашнее задание. Составить синквейн, закрепить чтением не понятные пункты учебника темы с 119-120, решить познавательные задачи.

1. Известно, что 50 м 2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

2. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?

3. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?

4. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

7.Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

Домашнее задание Познавательные задачи:

1. Известно, что 50 м 2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

2. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?

3. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?

4. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

6. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см 2 поглощает 16 мг СО 2 . Определите интенсивность фотосинтеза , т.е. количество мг СО 2 , которое поглощается 1 м 2 листовой поверхности за 1 час

7.Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час?

8. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

Приложение 2 (ответ) Познавательные задачи:

1. Известно, что 50 м 2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

2. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)

6. В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (ответ: 3580 г)

7. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

9. За 20 минут побег с листовой поверхностью 240 см 2 поглощает 16 мг СО 2 . Определите интенсивность фотосинтеза , т.е. количество мг СО 2 , которое поглощается 1 м 2 листовой поверхности за 1 час (ответ 2000 мг.)

10.Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 ч углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 ч один человек, т.е. 40 г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 ч? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? (ответ: 8 кг углекислого газа. 200 человек)

11. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

(ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)

Тест Применение знаний. Фотосинтез. Приложение

1. Хлоропласты отличаются от митохондрий тем, что в них происходит:

1.фотолиз воды 2.синтез молекул АТФ 3.синтез молекул липидов 4.синтез молекул белка 5.поглощение и преобразование энергии солнечного света

Enotushka

Большая чать воды расходуется на два процесса - это фотосинтез и рост. К примеру, при недостаточном поливе рост растений замедляется, чтобы растение развивалось хорошо, нужна значителная часть воды.

Giorgio

Предыдущий ответ правильный но не совсем полный. Растениям необходима вода для охлаждения, это называется транспирация, также вода необходима для транспорта биогенных веществ

Новые вопросы в Биология

Задали нам по экологии рассчитать примерно, 1 день по калориям сколько получил, сколько потратил - При беге например. Задача: придумать что я ел. Скол … ько из этого калорий получил, сколько потратил при нагрузках. Главное чтобы получил больше чем потратил. Вес 45 возраст 15 лет рост 160-165

Выбери три верные утверждения, характеризующие стадию органогенеза. (Запиши в ответе цифры в порядке возрастания. Пример: 246). 1) из клеток эктодермы … образуется нервная пластинка; 2) с каждым следующим делением клетки становятся мельче; 3) образуется пищеварительная трубка; 4) формируется пищеварительная система; 5) характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь; 6) часть клеток бластодермы впячивается внутрь шара . Даю 20 баллов

К холоднокровным животным относится: полярная сова обыкновенный ёж прыткая ящерица двугорбый верблюд * Многие теплокровные организмы снижают температу … ру своего тела: впадая в оцепенение закапываясь в песок увеличивая частоту дыхания и испарение жидкости накапливая жир * Укажите название абиотического фактора , если он влияет на скорость химических реакций, на активность животных и скорость развития: свет температура вода воздух * Закончите фразу: По типу теплообмена среди животных можно выделить следующие группы____ холоднокровные теплокровные стенобионтные гетеротрофные * Примерами ночных животных: Филин Летучая мышь Лиса Хорек Воробей Глухарь * Установите соответствие между экологической группой животных и их названием: 1 эндопаразиты 2 эктопаразиты А) вши Б) клещи В) минога Г) бычий цепень Ответ запишите в виде последовательности цифр - например, 1212 * Животные с непостоянной температурой тела называются: гомойотермными пойкилотермными * Установите соответствие между экологической группой и названием животного 1 Пойкилотермные 2 Гомойотермные А) карась Б) ящерица В) щука Г) медведь Д) белка Ответ в виде последовательности цифр

Помогите пожалуйста! Почему строительство гидроэлектростанций приводит к сокращению численности проходных рыб? Заранее спасибо

Это реакция саженца на поразившее его заболевание или атаку вредителей. Нередко причина может скрываться в условиях окружающей среды.

Например, это может случиться при регулярном подсвечивании рассады фитолампами.

Рассада

Фото: Pixabay

Чтобы вернуть природный цвет растениям потребуется натуральный солнечный свет.

Обвинять в такой ситуации необходимо цветовой спектр приобретенной лампы.

Закаливание

Таким образом растение может отреагировать на снижение температуры до отметки +15 градусов Цельсия и ниже, что обычно происходит при закаливании.

Но если температура понизится до +10 градусов, может замедлиться рост растений, пострадают корни, ухудшится усвоение фосфора.

Помочь могут подкормки с азотом и фосфором. Можно приготовить раствор для полива или провести внекорневую подкормку.

6 роковых ошибок при поливе, которые приводят к снижению урожаев

Для нормального роста и развития овощей необходима вода. Высокий урожай возможен только при правильном поливе. Избыток воды приведет к грибковым заболеваниям и загниванию корней, а из-за недостаточного полива растения высохнут и со временем погибнут.

Ледяная вода

Обычно огород поливают из шланга, в котором теплая вода быстро заканчивается и на растения начинает литься холодная. Это оказывает негативное влияние на овощные культуры, ягоды и зелень, они даже могут свернуть листочки от шока. Конечно, кустарникам и деревьям это не грозит, но огород нужно беречь от такого испытания.

Лучше наполнять бочки водой заранее, оставляя ее нагреваться в течение всего дня. Бочку можно поставить на возвышенности участка и покрасить ее в черный цвет, чтобы вода быстрее прогревалась, а за день она еще и отстоится. Для более экономичного варианта поместите бочку под слив с крыши и накройте сеточкой, чтобы мусор в нее не падал. Дождевая вода отлично подходит для полива грядок.

Сильный напор

И на почву, и под кусты недопустимо направлять резкую струю: это обнажает корни, размывает лунки и приводит к вымыванию почвы. Корни начнут сохнуть, а растения даже могут погибнуть. Если полив уже был произведен мощной струей, то хотя бы присыпьте землей корни, чтобы их спасти.

Жара поливу помеха

В пекло вообще не стоит поливать ни овощи, ни цветы, так как это может им навредить. Во-первых, в жару влага быстро испаряется с поверхности земли, не впитываясь. Во-вторых, случайные капли, попавшие на листья, играют роль линз и приводят к серьезным ожогам от солнечных лучей, а из-за ожогов инфекции могут запросто проникнуть внутрь. В жаркую пору поливать можно только тех местах, куда падает тень.

Льём на почвенную корку

Время от времени на земле образуется жесткая корка, которую обязательно нужно разрыхлить перед поливом, так почва сможет лучше впитывать влагу. Если землю не рыхлить, то вода будет расплываться по поверхности и уходить внутрь через трещины, то есть в этих местах наступит перенасыщение почвы влагой, а остальным – влаги не хватит. Значительное ее количество будет просто утеряно.

Нет мульчирования

Если у вас не получается часто бывать на дачном участке, то после полива дополнительно проведите мульчирование под корень. Или если вы поливаете утром, а за день вода быстро испаряется под воздействием солнечных лучей, то необходимо проводить ту же процедуру.

Для этого укладывайте на политые участки грядок слоем толщиной в 1-1,5 см перегной или сухую землю, чтобы продлить влажность почвы таким образом, и растения не засохнут до ближайшего полива.

Полив без учёта особенностей растения

Овощные культуры нельзя поливать одинаково, необходимо учитывать особенности растения. Для каждого из них существуют сроки и нормы полива. И обязательно следить за погодой.

Если прошел сильный дождь, то поливать не надо, так как можно залить растения. А мелкий же дождь не сможет промочить почву до корней, поэтому необходимо поливать по срокам и нормам.

Орошение овощных культур

Овощные растения предъявляют повышенные требования к обеспече­нию влагой. Наиболее влаголюбивы капуста, огурцы, лук, редис, салат, Ме­нее требовательны к влаге томаты, морковь, свекла, бобовые, тыква, дыня. При недостатке влаги у огурцов, томатов, перца, баклажанов опадает завязь, у капусты кочаны образуются мелкие, недоразвитые или совсем не завязы­ваются, Корнеплоды, лук при недостатке воды резко снижают урожай.

Большей частью питательные вещества растения получают из водных растворов. Вода является неотъемлемой частью всех процессов жизнедеятельности растений, она участвует в обмене веществ, влияет на эластичность клеток растения, а так же регулирует температуру растений. Кроме того, основная часть тканей растения состоит из воды в той или иной степени. Так овощные культуры содержат до 90 % жидкости в своей структуре.

Влияние влаги на овощные культуры

При орошении поливная вода оказывает воздействие на растения, создавая благоприятные водный и воздушный режимы почвы, микроклимат приземистого слоя воздуха, температуру почвы, на физико-химические и биологические процес- сы в почве. Увлажнение повышает потенциальное плодородие почвы, обеспечивает растения доступной влагой, активно влияет на урожайность сельскохозяйственных культур. Урожаи при орошении получают в 2–5 раз выше, чем без орошения.

Температура почвы и воздуха в дневные часы на орошаемом поле ниже, а в ночное время выше, в сравнении с не орошаемым. Поливы повышают влажность воздуха приземистого слоя, уменьшают испаряемость, вследствие чего ослабляется воздушная засуха, снижается транспирация, нормализуется тургор растений — все это благоприятно сказывается на росте и развитии сельскохозяйственных культур.

Полив способствует более интенсивному поглощению растениями солнечной энергии. В условиях богарного земледелия на фотосинтез используется не более 3% поступающей на поверхность почвы солнечной энергии, а при орошении (при оптимальном увлажнении корнеобитаемого слоя) 12–14%.

Орошение овощных культур

Оптимальное увлажнение почвы значительно повышает качество урожая. При оптимальном увлажнении снижается давление при вспашке, улучшается качество обработки почвы. Увлажненные почвы не подвергаются ветровой эрозии. При поливе увеличивается степень растворимости соединений фосфорной кислоты, образуется коллоидный раствор гумуса, что улучшает фосфорное питание растений.

Однако при неправильных избыточных поливах вода может оказать и неблагоприятное воздействие на почву. Подъем уровня грунтовых вод, увеличение содержания растворимых солей, как следствие, вторичное засоление почвы, вымывание питательных веществ из верхних слоев в нижние и другие. Следовательно, благоприятное действие орошения на почву и урожай проявляется в полной мере только тогда, когда поливы проводятся правильно и в комплексе с соответствующей агротехникой, когда оросительная вода подается в срок и в количестве, отвечающем потребностям растений. Вода, как и другие факторы внешней среды (свет, тепло, питательные вещества, воздух) необходимы растениям для нормальной жизнедеятельности. Только при оптимальном сочетании этих факторов возможно получение наивысших урожаев.

В период роста растения потребляют большое количество влаги, из которых только 0,15–0,2% идет на создание растительных тканей, а остальная часть на транспирацию листьями и стеблями. При недостатке влаги в растениях происходят неблагоприятные физиологические процессы, наблюдается угнетение, замедляется накопление растительной массы, резко снижается урожай.

Вода из почвы всасывается корневыми волосками растения с определенной сосущей силой равной разности осмотического и тургорного давлений. В насыщенной водой растительной клетке тургорное давление равно осмотическому и сосущая сила равна нулю, то есть растение не нуждается в воде. По мере иссушения клетки тургорное давление снижается, а осмотическое возрастает, при этом увеличивается и сосущая сила. Из почвы в растение начинает поступать влага.

Вред переизбытка и недостатка полива

В зависимости от особенности корневой системы растения различаются по потребности в поливе. Переизбыток и недостаток влаги в почве может привести к замедлению роста растений. К тому же нерациональный полив провоцирует ослабление развития листьев, у таких растений некорректно закладывается репродуктивные органы, снижается качество и количество урожая.

Орошение овощных культур

Таким образом, своевременный полив овощей на даче в комплексе с другими приемами культивирования растений становятся залогом высокой урожайности.

При переизбытке влаги растение не успевает потреблять поступающую воду. Лишняя влага делает почвы более плотной, в отдельных случаях происходит заболачивание почвы, а в результате уровень снабжения корневой системы кислородом значительно снижается. Иногда такие переливы приводят к засолению почвенного слоя. Это происходит потому, что жидкость, проникая в нижние, богатые солями, слои почвы, растворяя их и поднимая на поверхность. В результате возрастает концентрация солей в верхних слоях почвы, а многие культуры чувствительны к ним.

Недостаток полива может привести к отрицательному влиянию. При условии длительных межполивных промежутков растение попадает в условия засухи.

Получив влагу, такие растения усиливают свой листовой рост и теряют при этом большой объём жидкости, в результате такое растение становится более влаголюбивом и нуждается в более частом и обильном поливе по сравнению с теми растениями, которые были обеспечены скудным поливом либо не поливались вообще.

Следовательно, схема орошения должна быть составлена таким образом, чтобы растение было не только обеспечено влагой, но и успевало потребить поступающую воду.

Виды полива овощных культур

Существует несколько способов полива овощных культур: по бороздам, по полосам, дождеванием и подпочвенный. Наиболее распространены поли­вы дождеванием и бороздковый.

Бороздковый полив можно проводить на участке со спокойным релье­фом и с небольшим уклоном (от 0,003 до 0,01°) и хорошо спланированной поверхностью. Бороздковый полив имеет несколько разновидностей: по бо­роздам проточным, глухим и бороздам-щелям. При поливе по проточным бороздам в зависимости от рельефа, уклона и характера почвы их нарезают длиной 200-400 м, глубиной 15-18 см на расстоянии 70 см друг от друга.

Полив по глухим бороздам проводится на участках с небольшим укло­ном путем наполнения их водой и последующего впитывания почвой во время стояния в борозде. Борозды нарезают культиваторами, оборудованны­ми бороздоделателями.

Полив по бороздам-щелям применяется в тех же условиях, что и полив по обычным бороздам. Борозды-щели нарезают щелерезами, при этом в дне борозды образуется щель шириной 3-4 см и глубиной 15-20 см с суммарной глубиной 30-40 см. Эффективны при влагозарядковых и предпосадочных доливах.

Орошение овощных культур

По своему назначению поливы делятся на предпосадочные, посадочные, провокационные, вегетационные, освежительные, влагозарядковые и противозаморозковые.

Предпосадочные поливы проводят перед посевом, когда почва сухая и высеянные семена без предварительного полива могут дать изреженные всходы или совсем не взойти. Их практикуют и перед высадкой рассады. Полив проводят за 10-15 часов до посева или посадки с нормой не менее 450-500 м 3 /га.

Провокационные поливы делают на засоренных почвах за 2 недели до посева поздних культур, чтобы вызвать прорастание сорняков и затем куль­тивацией уничтожить их.

Посадочные поливы проводят во время высадки рассады без полива рассаду высаживают только в дождливую погоду). Поливные нормы 250-300 м 3 /га.

Вегетационные поливы служат для поддержания оптимального водного режима в почве в период роста и плодоношения растений. Повторяют их через такие промежутки времени, чтобы не вызывать водного голодания и не замедлить роста и развития растений. Одновременно с поливами, в зависи­мости от фазы развития растений, овощные культуры подкармливают.

Орошение овощных культур

Освежительные поливы проводят в сухую жаркую погоду в промежут­ках между основными. Они повышают влажность воздуха, снижают его тем­пературу, что улучшает условия жизнедеятельности овощных культур. Ос­вежительные поливы повышают урожай овощей, особенно огурцов и капус­ты. Расход воды на один полив 15-30 м 3 /га.

Влагозарядковые поливы необходимы осенью после зяблевой вспашки на тех полях, на которых весной предполагается посеять ранние культуры. Осенний полив создает запас воды в почве, обеспечивающий дружное про­растание семян и рост растений в начальный период. Норма воды при влагозарядковом поливе достигает 1000 м /га.

Противозаморозковые поливы делают накануне и в ночь наступления весенних и осенних заморозков. Они предотвращают или ослабляют отрица­тельное воздействие заморозков. Поливная норма 50-100 м 3 /га.

Время полива овощных культур

Большинство специализированной литературы содержит информацию о том, что лучшее время для полива приходится на вечер. Основной аргумент состоит в том, что в это время солнце садится. Влага испаряется в меньшем объеме, а значит и растения получают больше пользы от такого орошения.

Однако последние исследования в области овощеводства свидетельствуют о том. Что влияние времени суток полива не велико. Но в связи с участившимися случаями такого явления как мучнистая роса, полив некоторых плодовых культур стоит запланировать на промежуток времени с 11 до 17.00. Нежелательными так же являются поливы растений в ночные часы и во время похолодания.

Читайте также: