Почему у евреев принято оставлять часть урожая в поле

Обновлено: 04.10.2024

Почему в иудаизме есть особые законы, связанные с земледелием и с плодами человеческого труда на земле?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Еврейские законы о земледелии [↑]

Общие сведения [↑]

Многие законы, связанные с землей и с тем, что на ней произрастает, распространяются на земельные угодья Земли Израиля. Однако существует ряд заповедей, которые полностью или частично должны исполнять в странах диаспоры. В ряде случаев по Торе, а иногда потому, что мудрецы посчитали, что необходимо расширить рамки определенных законов и на страны диаспоры.

Когда речь идет о заповедях, которые можно исполнить только в Земли Израиля, следует учитывать, что границы, внутри которых действуют эти заповеди, не всегда соответствуют современным рубежам государства Израиль.

Перечислим заповеди, законы и обычаи, связанные с обработкой земли и основные принципы их исполнения.

Как известно, в субботу запрещено совершать определенные созидательные действия. Все эти действия учат из работ по строительству скинии (переносного Храма). При строительстве скинии использовали ткани растительного происхождения, как, например, лен. Для придания достойного вида месту пребывания Б-жественного присутствия, пользовались краской, изготовленной из определенных видов растений. Необходимые для покраски кож и тканей краски изготавливали из определенных видов растений. Поэтому 39 работ, необходимых для постройки скинии, включают в себя три, связанные с земледелием действий: пахоту, посев и сбор урожая.

Хотя между законами субботы и праздников существуют некоторые отличия, тем ни менее, в отношении действий, связанных с земледелием, законы праздника идентичны законам субботы. Напомним, что под праздниками подразумеваются первый и последний дни Песаха (в странах диаспоры — также второй и восьмой), первый день Суккота (в странах диаспоры — первые два дня), Шмини Ацэрет (в странах диаспоры — и Шмини Ацэрэт, и Симхат Тора), Шавуот (в странах диаспоры — оба дня), два дня Рош а-Шана и Йом Кипур.

Дополнительные ограничения обработки земли [↑]

Согласно принятому закону, повеления Торы о соблюдении седьмого года относятся только ко времени, когда все евреи (или их большинство) находятся в Земле Израиля. Пока этого не произойдет, соблюдение законов шмиты является исполнением постановления мудрецов.

До разрушения Храма законы шмиты вступали в действие за некоторое время до начала седьмого года. В наши дни все запреты, в основном, вступают в действие с начала субботнего года. Кроме посадки плодоносящих деревьев, которая запрещена за 44 дня до начала года шмиты. Согласно некоторым мнениям, посадку неплодоносящих деревьев необходимо завершить за две недели, а однолетних культур — за 3 дня до начала года шмиты.

По Торе в год шмиты запрещено пахать, сеять, сажать деревья и собирать урожай. Остальные земледельческие работы, как например, орошение, окучивание, удобрение и тому подобное, запрещены мудрецами. Запрет земледелия в седьмой год распространяется и на такие ситуации, когда сам хозяин на поле или в саду не работает, а нанимает для этой цели других людей, пусть даже, не евреев.

Запреты, принятые мудрецами, распространяются только на случаи, когда цель работы — улучшение состояния земли или увеличение количества или качества урожая. На ситуации, когда существует необходимость в определенном действии для того, чтобы не был нанесен значительный ущерб полю или саду, постановления мудрецов не распространяются. В наши дни, когда соблюдение законов субботнего года является постановлением мудрецов, различие между работами, упомянутыми в Торе, и действиями, которые запретили мудрецы, остается в силе: пахота, посев, купирование и сбор урожая запрещены даже в тех ситуациях, когда невыполнение этих работ может привести к значительному ущербу. В случае, когда существует вероятность значительного ущерба, все остальные работы разрешены. Необходимо только, чтобы выполнились следующие условия:

— специалист-агроном должен засвидетельствовать тот факт, что если не произвести данное действие, может возникнуть реальная вероятность ущерба;

— тот ущерб, который по всей вероятности будет нанесен, невозможно восстановить после года шмиты;

— работы разрешены только в масштабах, необходимых для предотвращения ущерба, и не более того.

Действия по предотвращению ущерба, которые возможно сделать заранее, необходимо осуществить до начала седьмого года, для того, чтобы в год шмиты производить как можно меньше работ по обработке земли.

Запрещено сеять овощи, бобовые, злаковые и другие культуры, сажать деревья, в том числе неплодоносящие, прививать, пересаживать саженцы с одного места на другое. Все, что посадили, посеяли и привили, нарушив законы шмиты, обязаны выкорчевать.

Пахота запрещена в седьмой год, каким бы принятым в сельском хозяйстве способом, ее ни производили. На того, кто, нарушил законы шмиты и распахал поле в седьмой год с тем, чтобы подготовить его к посеву по истечении субботнего года, мудрецы наложили штраф — такое поле запрещено засеивать даже после шмиты. Запрещены и другие работы по подготовке почвы к посеву: разравнивание земли, очистка поля от посторонних предметов и сорняков, выкапывание ям для посадки растений. Прореживание ветвей с целью улучшения роста дерева, запрещено о каком бы виде дерева ни шла бы речь.

Сбор урожая плодов седьмого года запрещен принятым в другие годы способом. Урожай плодов, не освященных святостью субботнего года, разрешено собирать в год шмиты как обычно. Срезать цветы седьмого года должны либо в верхней трети стебля, либо в нижней трети. Когда их срезают в середине стебля, это приводит к лучшему росту новых цветов и, соответственно, запрещено.

Полив в год шмиты разрешен только в той мере, насколько это необходимо для того, чтобы предотвратить значительное уменьшение урожая и ухудшение качества почвы. Полив предпочтительно осуществлять с помощью автоматических установок, а не вручную.

Человек, сдающий дом с примыкающим к нему садовым участком, обязан поставить условие квартиросъемщику, чтобы тот не производил на этом участке земледельческие работы, запрещенные в субботний год. Тот, кто участвует в оплате работ по уходу за общественной лужайкой, участком, парком, декоративным садиком перед многоквартирным домом, должен приложить все усилия, чтобы на этом участке не производились работы, запрещенные в субботний год.

Отношение хозяев к плодам седьмого года, выросших на их земельных участках, должно быть таким, как будто они являются общим имуществом. Земля и деревья во время шмиты остаются собственностью хозяев, но поскольку плоды седьмого года принадлежат всем, хозяева земельных участков, на которых они произрастают, должны предоставить свободный доступ к ним. Поля и сады должны оставаться открытыми на протяжении всего времени собирания плодов. Если хозяин предполагает, что если не запереть ворота, то саду может быть нанесен значительный ущерб, он может запереть ворота земельного участка и повесить табличку, в которой будет указано, что тот, кто желает собирать плоды, может получить ключ по такому-то адресу.

Как и другими плодами седьмого года, по Торе разрешено пользоваться растениями, которые произросли сами по себе из зерен или семян, оставшихся с прошлых лет. Но в определенный период духовного спада в народе возросло число тех, кто нарушал законы шмиты, а чтобы их не заподозрили в нарушении, они утверждали, что все выросло само по себе из оставшихся в земле семян. Для того чтобы пресечь данное нарушение, мудрецы Торы запретили любое использование однолетних культур, выросших в субботний год. Плоды, которые подпадают под постановление о самосевках, необходимо выкорчевать и демонстративно разбросать, чтобы они гнили и засыхали во избежание подозрения, что ими собираются пользоваться. Постановление о самосевках не распространяется на восточный берег реки Иордан и на Сирию.

Земельные участки, на которых растут самосевки, запрещено обрабатывать в год шмиты, даже для того, чтобы предотвратить ущерб. Чтобы овощи не были запрещены из-за постановления о самосевках, их посадку необходимо завершить за такое время, чтобы они успели прорасти до наступления седьмого года. Злаки и бобовые — чтобы они до наступления седьмого года успели созреть, как минимум, на треть.

Существуют специальные законы шмиты в отношении ухода за растениями, которые растут в теплицах и парниках, на пластиковой основе, крытых помещениях, в кадках, горшках и т.п.

Приобретая продукты растительного происхождения, необходимо быть уверенным, что они не были обработаны, выращены, собраны и проданы в результате нарушения законов шмиты, в том числе, вследствие фиктивной продажи земель.

Йовель обязаны исполнять исключительно в Земле Израиля и только когда все евреи (или, по другому мнению, большая часть представителей каждого из колен Израиля) живут в Святой Земле на своих родовых наделах. Поэтому в наши дни законы юбилейных годов временно не действуют и пятидесятилетние циклы не отсчитывают.

Дополнительные заповеди, связанные с культурами растительного происхождения [↑]

Подарки нуждающимся [↑]

Смысл заповедей, связанных с земледелием [↑]


Лекет, ШИХЕХА У-ФЕА (לֶקֶט, שִׁכְחָה וּפֵאָה, буквально `подбираемое, забытое и край [поля]`), три части урожая, которые библейское законодательство велит хозяину оставить бедным и пришельцам.

Содержание

Предписания

Правила, касающиеся лекет, шихеха у-феа детально разработаны в Талмуде, так же, как и другие виды даров беднякам (матнот-аниим), приносимых землевладельцами, согласно обязывающей все классы общества заповеди благотворительности, многократно повторяющейся в Пятикнижии, в пророческой (см. Пророки и пророчество) литературе (Ис. 58:7, 10; Иех. 18:7, 16) и в мудрости литературе (Пр. 31:20; Иов 31:16–20 и в других местах).

Наряду с повелением оставлять на поле лекет — упавшие на землю во время жатвы колосья, Библия предписывает не поднимать и упавшие при сборе винограда ягоды (перет), а также не обрывать мелкие грозди (олелот) с лоз (Лев. 19:9, 10; Втор. 24:21).

Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в Галахе распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5).

Уточнения, связанные с лекет

Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), Мишна уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5).

Сфера соблюдения закона лекет

Аналоги предписаниям о лекет

Некоторые исследователи усматривают аналог библейским предписаниям о лекет, шихеха у-феа в существовавших в древности у народов Ближнего Востока обычаях оставлять на поле сжатый сноп.

Закапывание снопа на поле, также принятое в прошлом, было порождено поверьем, что в снопе находится дух урожая, и предание его земле обеспечит плодородность почвы и в будущем году.

Встречаемое в египетской мудрости литературе предписание оставлять беднякам дары зерна и масла диктовалось, как и в Библии, требованиями этики.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕКЕТ в ЭЕЭ

( לֶקֶט, שִׁכְחָה וּפֵאָה , буквально `подбираемое, забытое и край [поля]`), три части урожая, которые библейское законодательство велит хозяину оставить бедным и пришельцам.

Правила, касающиеся лекет, шихеха у-феа детально разработаны в Талмуде, так же, как и другие виды даров беднякам (матнот-‘аниим), приносимых землевладельцами, согласно обязывающей все классы общества заповеди благотворительности, многократно повторяющейся в Пятикнижии, в пророческой (см. Пророки и пророчество) литературе (Ис. 58:7, 10; Иех. 18:7, 16) и в мудрости литературе (Пр. 31:20; Иов 31:16–20 и в других местах).

Наряду с повелением оставлять на поле лекет — упавшие на землю во время жатвы колосья, Библия предписывает не поднимать и упавшие при сборе винограда ягоды (перет), а также не обрывать мелкие грозди (олелот) с лоз (Лев. 19:9, 10; Втор. 24:21). Библейское запрещение (Втор. 24:19) возвращаться за забытым в поле снопом — шихеха — Талмуд распространяет на два снопа, а также на небольшие участки поля и на одно-два дерева, с которых забыли снять урожай (Сиф., Втор. 283; Хул. 131а). Аналогично предписание пеа (Лев. 19:9) — оставлять несжатыми края поля — получило в Галахе распространение на плодоносные деревья (Сифра, Кдошим 1:7; Пеа 1:5).

Уточняя связанные с лекет, шихеха у-феа понятия (Пеа 1:3,4; 4:10; 6:2–11; 7:3,4), Мишна уделяет особое внимание вопросам, касающимся пеа. Определяется ее минимальное количество — одна шестидесятая часть урожая; во избежание драк между бедняками им предписывается рвать колосья руками (Пеа 4:4); равная возможность собирания достигается правилом, согласно которому нуждающиеся допускаются на несжатый край поля все вместе и в определенные часы (Пеа 4:5).

Некоторые исследователи усматривают аналог библейским предписаниям о лекет, шихеха у-феа в существовавших в древности у народов Ближнего Востока обычаях оставлять на поле сжатый сноп. Закапывание снопа на поле, также принятое в прошлом, было порождено поверьем, что в снопе находится дух урожая, и предание его земле обеспечит плодородность почвы и в будущем году. Встречаемое в египетской мудрости литературе предписание оставлять беднякам дары зерна и масла диктовалось, как и в Библии, требованиями этики.

FOBR399nIGYfFZa7bae9Fgm4DI1GRuE4.jpg

То есть оставление какой-то части урожая - дело богоугодное. По идее, исключительно важно, чтоб эта часть была доступна нуждающимся, иначе это просто формальное действо, не способное принести никакого благословения свыше, банальная попытка подкупа Бога.

В детстве Новый год был моим любимым праздником и мне очень хотелось, чтобы он длился как можно дольше и повторялся в Старом Новом годе, но. Никто в моём окружении этих желаний не разделял, Старый Новый год не праздновал, поэтому и я со временем отвыкла относится к этому дню как к праздничному. Держу в уме, что кто-то где-то считает, что наступает Старый Новый год, иногда смотрю повтор новогодних огоньков по телевизору, но и только.

13-14 января я себя ощущаю между двумя православными праздниками - Рождеством и Крещением - и места для Старого Нового года тут уже нет.

Возможно, если бы вся страна встречала ещё и Старый Новый год, я бы поддалась общему настроению, но его нет. У нас в городе уже и рождественские ёлки снимать начали, поэтому новогодние праздники официально закончились.

Все зависит от того, день Независимости какой страны Вы собираетесь отмечать. Если Канады, то ищите клоунский наряд, закаляйтесь и отрабатывайте строевой шаг - традиционный парад клоунов закончиться купанием в океане. Если США, то запасайтесь взрывчаткой. Зря террористы сглотнули слюнку - мы будем пускать фейерверки, ведь объевшись гамбургерами, самим плясать будет сложно. А вот если гуляем в Индии, то настроиться следует серьезно - будем слушать выступление правительства с точными статистическими данными государственых достижений. А если в августе и страна на У начинается, то готовьте перья и учите самбу. Да, я имею в виду День Независимости Уругвая, а чего же еще?!

Есть люди которые и дарят без повода.Мне кажется даже подаренная шоколадка без повода будет приятна любому человек.Важно не дорогой падарок а хоть и дешёвый но зато проявил внимание к человеку.Так что можно удивлять хоть каждый день.Накупить сладости и сделать квест по дому очень даже интерестно)Я например придумывала как то до годовщины задания для мужа и он был очень удивлен когда он шел с работы а подороже не знакомый человек подарил граммату для лучшего мужа,а на следующий день другой человек подарил стих красиво украшенный и распечатанный и т д

День пирожков с малиновым вареньем впервые был отпразднован в 2015 году.

Этот праздник был организован жителями российских деревень с целью ликвидации большого запаса ягод.

С тех пор праздник отмечают ежегодно летом, 19 июля, когда в садах поспевает малина.

В его рамках проводятся всевозможные тематические конкурсы, лекции, выставки-продажи и мастер-классы по изготовлению пирожков.

Праздник стал пользоваться популярностью у взрослых и детей - пирожки любят все, тем более с такой вкусной и полезной начинкой, как варенье из малины - его с давних времён используют как средство против простуды и для повышения иммунитета.


День взятия Бастилии отмечается во Франции 14 июля и с большим размахом, устраиваются парады, народные гулянья т. д.

Как этот праздник отмечают у нас в России, честно говоря я даже не знаю. Но точно знаю, что на эту дату приходится праздник "Кузьмин день" или "Кузьминки", его ещё в народе называют "бабий день", для нас с подружками это второе 8 марта, только без подарков, "отмечаем" каждый год.

Читайте также: