Почвы и урожай конспект

Обновлено: 19.09.2024

Плодородие – это способность почвы обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Оно зависит от свойств почвы и содержания в ней питательных веществ, механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.

Работа в тетради. Запишите тему урока и заполните табличку с помощью учебника и карты атласа.

Задание. Найдите в тексте учебника значение механического состава почвы; выписать в тетрадь отличия. Перечислите основные агротехнические мероприятия; почему уменьшается плодородие почв. Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву.

В разных климатических поясах для разных видов почв проводятся различные способы обработки. В засушливых районах борются за сохранение влаги в почве, а в избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это мероприятия по охране и рациональному использованию почв России.

5. Домашнее задание. П.20. Подготовиться к семинару.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки.

Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс .


План мастер -класса английского языка 7 класс "Экологические проблемы"


Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология.


Кружок 11 класс Тематический план 11 класс

Кружок 11 классТематический план 11 класс.

Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова

Календарно - тематический план 10 класс Enjoy English для 10 класса, М.З. Биболетова.

Календарно - тематический план 11 класс немецкий язык Бим И., Рыжова Л., Садомова Л., Лытаева М. "Немецкий язык DEUTSCH Lehrbuch 11 класс

11 класс немецкий язык Бим И., Рыжова Л., Садомова Л., Лытаева М. "Немецкий язык DEUTSCH Lehrbuch 11 класс.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: ПОЧВЫ И УРОЖАЙ.

Тип урока: объяснение нового материала и его закрепление, повторение пройденного.

1. Задание. Используя SMART доску подписать почвенные горизонты и объяснить их формирование.

Рассказать о факторах, формирующие почву (используя слайд).

Рассказать о разнообразии почв в России. Их отличительных особенностях.

Сделать выводы по анализу почвенного разреза почвы по адресу ул. Академика Комарова д.5

3. Письменно. Сравнить два типа почв России (по выбору учащегося) и объяснить их различия.

II . Объяснение и закрепление нового материала.

1. Механический состав почвы – это соотношение в ней твердых минеральных частиц, которые зависят от исходной горной породы.

(Определения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.)

Рассмотреть кадр №1

Механический состав почвы: глинистые (тяжелые), песчаные, суглинистые, супесчаные (легкие).

Вывод. Почва по механическому составу бывает: глинистая (тяжелые), песчаная, суглинистая, супесчаная (легкие).

Задание: используя образцы почвы, определите механический состав почвы.

Рассмотреть кадр 2.

2. Структурность почв её способностью распадаться на отдельные комочки различной величины и формы.

Почва может быть бесструктурной и структурной.

При бесструктурном состоянии отдельные механические элементы, слагающие почву, не соединены между собой, а существуют раздельно или залегают сплошной сцементированной массой.

Рассмотреть кадр 3.

Структурная почва разделяется на отдельности той или иной формы или величины (комковатые, ореховатые, зернистые).

Рассмотреть кадр 4.

Задание: сделать рисунок структурной почвы м графически показать её преимущества. (Возможность прохода воды, распространения корневой системы и содержание воздуха).

3. Поддержание плодородия почв.

Агротехника – совокупность приемов возделывания сельскохозяйственных культур. К агротехническим мероприятиям относятся механическая обработка почвы, внедрение севооборотов и мелиорация. Механическая обработка почвы это распашка и боронование (культивация). Работа с рисунками 88, 89 стр.128 учебника: География России. Природа и население. А.И.Алексеев.

Вывод: плодородие почв изначально зависит от механического состава и структурыпочвы.

III . Домашнее задание.

Выучить параграф 20 (учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев). Проанализировать почвы России и указать самые плодородные. Объяснить вывод.


Целью урока является изучение закономерностей использования почв человеком, формирование знаний о механическом составе почв, причинах их разрушения и путях повышения плодородия.

Описание разработки

Цели и задачи:

1. Образовательная: изучить закономерности использования почв человеком; способствовать формированию знаний о механическом составе почв, о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

2. Воспитывающая: воспитывать у детей чувство бережного отношения к национальному богатству, способствовать формированию у учащихся представлений о рациональном использовании земельных ресурсов.

3. Развивающая: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, презентация по теме.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся формулируют цель урока исходя из темы: узнать каким образом почвы конкретно влияют на урожай?

2. Повторение домашнего задания

Географический диктант проводится устно со всем классом.

На слайде определения различных типов почв. Ученики называют тип почвы.

-Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, верхний горизонт светлый (цвет золы) (подзолистые).

-тип почв, имеющих самый мощный горизонт гумуса ( чернозем)

-Почвы, имеющие глеевый горизонт (тундрово-глеевые)

- Засоленные почвы (солонцы и солончаки).

-Главное свойство почвы (плодородие)

-Какие почвы распространены в нашей местности? (черноземы)

1. Основатель науки о почвах:

А. В.И. Вернадский

2. Чернозем – самая плодородная почва, потому что:

А. в ней содержится много гумуса

Б. она дает высокие урожаи

В. почва сильно увлажнена

3. Почвенная карта дает информацию:

А. О механическом составе почв

Б. Об увлажнении почв

В. О распространении типов почв

4. Остатки растений и животных перегнивают под воздействием живущих в почве:

А. личинок насекомых

5. Горизонт вымывания имеют почвы:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

А. на территории преобладает горный рельеф.

Б. наша страна в основном равнинная

В.Россия вытянута с севера на юг.

Взаимопроверка, выставление оценок.

Выводы по уроку: почва - важнейший природный ресурс,который при правильном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается. Почву нужно беречь от разрушения и охранять от загрязнения.

Закрепление.

- Определите какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины?

- В какой природной зоне необходимо известкование почвы?

- Почему орошение почвы может привести к ее засолению?

- С какой целью проводится террасирование склонов?

- Какие виды мелиорации проводятся в нашем районе?

Домашнее задание: читать п.20-21 повторить тему почвы.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Дегтярева Наталия Николаевна

учитель географии МБОУ лицей с.Хлевное

Урок географии в 8 классе

Тема: Почвы и урожай.

Цели и задачи:

1.Образовательная: изучить закономерности использования почв человеком; способствовать формированию знаний о механическом составе почв, о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

2.Воспитывающая: воспитывать у детей чувство бережного отношения к национальному богатству, способствовать формированию у учащихся представлений о рациональном использовании земельных ресурсов.

3.Развивающая : развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, презентация по теме

Тип урока: изучение нового материала

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

I. Организационный момент. Объявляю тему.

Учащиеся формулируют цель урока исходя из темы: узнать каким образом почвы конкретно влияют на урожай?

2. Повторение домашнего задания:

Географический диктант проводится устно со всем классом.

На слайде определения различных типов почв. Ученики называют тип почвы.

-Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, верхний горизонт светлый (цвет золы) (подзолистые).

-тип почв, имеющих самый мощный горизонт гумуса ( чернозем)

-Почвы, имеющие глеевый горизонт (тундрово-глеевые)

- Засоленные почвы (солонцы и солончаки).

-Главное свойство почвы (плодородие)

-Какие почвы распространены в нашей местности? (черноземы)

1. Основатель науки о почвах:

А. В.И. Вернадский

2. Чернозем –самая плодородная почва, потому что:

А. в ней содержится много гумуса

Б. она дает высокие урожаи

В. почва сильно увлажнена

3. Почвенная карта дает информацию:

А. О механическом составе почв

Б. Об увлажнении почв

В. О распространении типов почв

4. Остатки растений и животных перегнивают под воздействием живущих в почве:

А. личинок насекомых

5.Горизонт вымывания имеют почвы:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

А. на территории преобладает горный рельеф.

Б. наша страна в основном равнинная

В.Россия вытянута с севера на юг.

Взаимопроверка, выставление оценок.

4. Изучение нового материала.

Почва это богатство страны .

Приведите доказательства или аргументы в пользу этого утверждения.

Ученики говорят о плодородии почвы, о способности почвы давать высокие урожаях, приводят высказывания Земля кормилица, Земля символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Приводят аргументы, что в прежние века именно землей награждали за службу, воевали тоже за землю, потому, что земля это действительно богатство.

Называя почву землей не надо путать понятии _- земельные и почвенные ресурсы . Объяснение учителя.

Земельные ресурсы – это территория страны, на которой строят села и города, прокладывают дороги, трубопроводы, на которой расположены леса, пастбища, поля.

Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которая используется в сельском и лесном хозяйстве.

Анализ рис. Земельный фонд России. Выпишите в тетрадь процет почвенных ресурсов .

45% -леса, 23% -с-х земли 8%-пашня.

Более всего распаханы черноземы. От чего зависит плодородие почв?

Ученики отвечают от материнской породы, климата, растительного и животного мира.

Плодородие почв зависит и от механического состава, структуры, водно-воздушного режима.

Механический состав-соотношение в ней твердых минеральных частиц разного размера: песка, глины, камней, ила, пыли и т.д. Зависит в первую очередь от материнской горной породы. Мельчайшие частицы меньше 1 мм составляют почвенный мелкозем, крупнее 1 мм – скелет почвы.По соотношению частиц почвы подразделяют: на суглинистые, глинистые, супесчаные, песчаные. Механический состав определяет такие свойства почвы как воздухо и водо проницаемость. Песчаные почвы хорошо пропускают воздух и воду их легко обрабатывать и они называются легкие.

Глинистые почвы тяжелые - они плохо пропускают воду,воздух, способствуют заболачиванию.

Плодородие – это способность почвы обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой. Оно зависит от свойств почвы и содержания в ней питательных веществ, механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.

Работа в тетради. Запишите тему урока и заполните табличку с помощью учебника и карты атласа.

Типы почв Отличие Механический состав
Чернозем, Глинистые
Краснозем, Суглинистые
Серозем Песчаные
Супесчаные

Задание. Найдите в тексте учебника значение механического состава почвы; выписать в тетрадь отличия. Перечислите основные агротехнические мероприятия; почему уменьшается плодородие почв. Какие удобрения вы считаете наиболее эффективным. Объясните на собственных примерах из жизни. Как вы обрабатываете почву.

4. Итог урока.

В разных климатических поясах для разных видов почв проводятся различные способы обработки. В засушливых районах борются за сохранение влаги в почве, а в избыточных наоборот. Правильная обработка, сохранение почвенного плодородия – все это мероприятия по охране и рациональному использованию почв России.

5. Домашнее задание. 20; стр.125-129. Подготовиться к семинару.

  1. Познакомить учащихся с разнообразием мероприятий по восстановлению и поддержанию плодородия почв России и Краснодарского края.
  2. Мероприятия, проводимые в нашем крае по улучшению плодородия почв.

Оборудование:

  • карта почв России и края;
  • атлас и иллюстрации.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Определить тип почвы по описанию:

  • В степи и полупустынях встречается этот тип почв. Сухой и теплый климат. Мало гумуса и растительных остатков.
  • В лесах и областях избыточного увлажнения бедные гумусом и минеральными элементами. Малоплодородны из-за интенсивного промывания.
  • Область многолетней мерзлоты. Скудные оттаивающие на короткий период времени.
  • Самые плодородные почвы с нормальным увлажнением, богаты гумусом.
  • Почвы крайнего севера под верхним горизонтом зеленовато-сизый или голубовато-серый слой с ржавыми пятнами глеевого горизонта.
  • Каштановые, бурые, серо-бурые.
  • Подзолистые и дерново-подзолистые.
  • Мерзлотно-таежные.
  • Чернозем.
  • Тундро-глеевые.

Фронтальный опрос:

  • Какие почвы называются легкими и тяжелыми?
  • Свойство почв.
  • Как необходимо обрабатывать почвы.
  • Какие почвы в нашем крае.
  • Какие агромероприятия вы проводите, чтобы получить высокие урожаи?

3. Изучение нового материала.

Кубань. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические проблемы обработки почвы, внесение удобрений.

Выступление учащихся, подготовившихся к семинару. Работа с наиболее сильными учащимися.

Делим класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается индивидуальное задание.

Фермеры Агрономы Почвоведы Животноводы Мелиораторы
Найдите более благоприятные районы нашего края для развития фермерского хозяйства. Какие агромероприятия необходимо проводить для улучшения плодородия почв. Какие типы и механические проблемы обработки почв нашего края вас интересуют. В каких районах нашего края выгоднее всего заниматься животноводством и почему. Значение мелиорации в агротехнических мероприятиях. Внесение удобрений и механическая обработка почв.

На ребята группой решают главные хозяйственные и экономические вопросы нашей местности.

Если двигаться от Кавказских гор, с юга на север, можно наблюдать почвенные зоны.

Работа со слабоуспевающими учащимися.

Задание: выпишите в тетрадь почвы, которые находятся в нашем крае (используя атлас и карту почв Кубани).

Почвенные зоны Типы почв Где расположены.
Горная луговая.

Важнейшее решение всех проблем почв нашего края- это рациональное использование и мероприятия , проводимые для улучшения плодородия почв ведь не даром говорится; воткни оглоблю – вырастет телега.

Почвы – это богатство природы, поэтому их берегут, удобряют, задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной.

Северная и северо-восточная части нашего края наиболее страдают от ветровой эрозии – это Уст-Лабинский, Новокубанский и Кавказский районы.

От водной эрозии страдает Отрадненский, Белореченский, Апшеронский, Северский, Абинский, Крымский и районы Черноморского побережья.

Нельзя забывать о том, что:

  • Содержание гумуса в пахотных горизонтах постепенно уменьшается.
  • Частая обработка почвы тяжелой колесной и гусеничной техникой ухудшает её водно-воздушный режим,
  • Несоблюдение правил транспортировки, хранения и норм применения ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате чего гибнут черви, микроорганизмы, без которых почва теряет плодродие.
  • Вредно вносить много удобрений.

4. Итог урока.

Вы уже заметили, что каждая почвенная зона и влияние и значение почв зависит от климата, рельефа и внутренних вод (рек, озер), которые влияют на разнообразие почв.

Выставление оценок за работу на уроке.

5. Домашнее задание. Записи в тетради.

  1. Определить особенности ЭГП района и роль Санкт-Петербурга в хозяйстве района.
  2. Дать представление о проблемах Санкт-Петербурга и Северо-Западного района.
  3. Изучить специализацию Северо-Западного района.

Оборудование:

  • физическая и политико-административная карта России;
  • экономическая карта Северо-Западного района.

1.Организационный период.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

  • Северо-Западный район.
  • Особенности природы и географическое положение.
  • Моря, омывающие этот экономический район и государства, с которыми граничит.
  • Реки и озера, которые протекают по территории.
  • Значение и исторические особенности этого района.
  • Образование городов, которые являются историческими памятниками и национальным богатством страны. Культурные центры России.

3. Изучение нового материала.

Город возник в 1703 году 16 мая. Перенесение столицы изменило и политическое и экомом-географическое положение. Петербург быстро стал крупным промышленным и политическим центром.

В 1914г. – переименован в Петроград.

В 1917г. – после революции Россия стала закрытой страной, особенно от Европы.

В 1920г. – Промышленное развитие ГЭС на р.Волхов и 2 на р. Свирь, алюминиевый завод, нефтеперерабатывающий в г. Кириши, добыча бокситов, фосфоритов, АЭС в г. Сосновый Бор. Машиностроение: судостроение, приборостроение, производство турбин для генераторов электростанций. Санкт-Петербург - центр оборонной промышленности.

В 1924г. – Ленинград. В 1991 г. после распада СССР – Санкт-Петербург, но область Ленинградская.

С тех пор, как был образован город он стал столицей на 200 лет, историческим и культурным центром России он считается и до сих пор. С 19-21 век произошло рождение и развитие наук, особенно картографии с 1845 года было образовано русское географическое общество.

По распоряжению первого императора именно в Петербурге было положено начало систематическому изучению географии и картографии. В течение всей первой половины 19 века русские моряки совершили из Петербурга 36 плаваний.

Задание. Определите по карте атласа, какие районы входят в состав Северо-Западного района. Определите ЭГП района.

Работа с контурной картой. Нанесите крупнейшие города, какие промышленные производства в них развиты. Какими природными ресурсами богат район.

4. Итог урока.

  1. Познакомить с историей образования Калининградской области.
  2. Дать понятие о СЭЗ и анклаве.
  3. Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг, хозяйства области.
  4. Показать проблемы области и возможные перспективы развития хозяйства анклава после распада СССР.
  5. Развивать умение работать с картами.

Оборудование: физическая и политико-административная карта России.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа (дифференцированный подход).

Учащиеся, подготовившие доклады рассказывают их после опроса.

Итог по проверке д.з. и выставление оценок.

3. Изучение нового материала.

Задание. По политической и физической карте России определите ЭГП Калининградской области.

Калининградская область – часть бывшей Восточной Пруссии. Она отошла к России в 1945 г по решению Ялтинской и Потсдамской конференции. К СССР отошла 1/3 часть Пруссии, а к Польше 2/3.

Раньше называли Кёнигсберг – это территория Восточной Пруссии, которая отошла России в 1945 году, её захватывали в 1756-1762 году во время семилетней войны, Фридрих уже готовился стать вассалом России, но тут умерла императрица Елизовета и на престол пришел Петр 3. Он преклонялся перед Фридрихом и заключил с ним перемирие. Прусский мир был подписан с отказом от всех завоёванных земель.

Читайте также: