Почвы и урожай рациональное использование и охрана почв

Обновлено: 05.10.2024

• рассмотреть основные проблемы,
связанные с использованием почв
человеком;
• - наметить меры по охране
почвенных ресурсов, повышению
плодородия почв;
• -познакомиться с понятиями
земельные ресурсы, мелиорация,
рекультувация

Однако качество земель,
их плодородие, важно не для всех
отраслей хозяйства. Значит, часть
земельных ресурсов можно выделить в
отдельную группу
почвенных ресурсов.

Огромные
размеры
России
определяют
ее богатство
именно
земельными
ресурсами.
Земельный фонд России составляет 1707,5 млн. га.

почвенные
ресурсы –
все земли,
обладающие
плодородием и
пригодные
для использования
в
сельском
хозяйстве.

Почвенные ресурсы являются естественной основой для
производства сельскохозяйственной продукции, поэтому
значение их для человека трудно переоценить

Пашня – черноземы,
серые лесные и
темно- каштановые
Подзолистые –
массивы сенокосов
На светло–
каштановых, бурых
и светло- бурых
почвах, а также на
горно-луговых
почвах – пастбища.

Всего 13 % территории России занято
сельскохозяйственными угодьями, а пашней – всего 7%,
причем более половины пашни сосредоточено на
черноземах.

Важность рационального использования
и охраны почвы
• В настоящее время в стране практически не осталось
неосвоенных земель, пригодных для земледелия.
• Обрабатываемые почвы заметно снизили своё
плодородие, и его нужно поддерживать, чтобы получать
необходимые результаты.
• Потребность в получении сельскохозяйственной
продукции с каждым годом возрастает.
• В настоящее время остро стоит вопрос рационального
(разумного) использования уже имеющихся почвенных
ресурсов и повышения плодородия почв.

12. Как можно поддерживать плодородие почв?

14. От чего нужно охранять почву?

Почва относится к легкоразрушаемым
видам природных ресурсов.
Естественные враги почвы – водная и
ветровая эрозия.
Резко усиливает эрозию хозяйственная
деятельность человека

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
ЭРОЗИИ ПОЧВ
УНИЧТОЖЕНИЕ
ДРЕВЕСНОЙ
РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Нерегулируемый
выпас
скота
Отсутствие
противоэрозионной
агротехники
РАСПАШКА
ПЛОЩАДЕЙ
Ошибки в
размещении
культур

• Мелиорация – работы, направленные на
улучшение свойств земель, на повышение
их производительности.
Земля заботу любит. Борьба с эрозией
Виды
сельскохозяйственных
мелиораций
Осушение и орошение
Внесение удобрений,
известкование почв
Снегозадержание и
снегонакопление и
Создание лесополос,
пескозадержание

мелиорация (от лат. melioratio - улучшение) –
система мер, принимаемых для улучшения
плодородия почв.

21. Огромные территории нашей станы нуждаются в мелиорации

Механизированное снегозадержание с помощью
специальных валков, с помощью кулисных
растений, с помощью
заграждений

Избыток влаги, не имеющей стока, превращает поверхность земли в болото.
В таких случаях почва должна быть освобождена от избытка влаги
осушением.

24. В районах, где почвы испытывают недостаток влаги для произрастания растений, применяется орошение.

Однако орошение должно проводиться разумно. В противном случае
может произойти засоление почв из-за подъема
уровня минерализованных грунтовых вод.

Химическая мелиорация необходима там, где химические свойства
почв нуждаются в улучшении. Производится
внесение удобрений и известкование почв.

Внесение удобрений и прочие виды химического вмешательства
требуют чёткого соблюдения технологий, созданием которых
занимается специальная наука – ветвь почвоведения – агрохимия.

Почва подвержена не только истощению, но и обычной эрозии. Ежегодно
до 25-30 тыс. га черноземов теряются только в результате роста оврагов

В результате непродуманного
использования огромные массивы
почв выпадают из
сельскохозяйственного оборота и
требуют рекультивационных мер.
рекультивация почв восстановление почв,
нарушенных предшествующей
хозяйственной деятельностью

• Выводы:
•Почва – важнейший природный ресурс, который
при длительном рациональном использовании не
убавляется, а сохраняется и даже улучшается.
•Почву необходимо беречь от разрушения и
охранять от загрязнения.
•Почвы нуждаются во внесении удобрений,
использовании оптимальной агротехники.
•Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии
(ветровой и водной).
•Только при соблюдении этих правил человек
может рационально использовать все
заложенные в почву ресурсы плодородия.

31. Закрепление изученного материала

1. Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге
Русской равнины, на севере Русской равнины.
2. Выберите ошибочное утверждение
А. Большой избыток влаги, не имеющей стока, превращает
поверхность земли в болото.
Б. Эрозия выводит из сельскохозяйственного оборота
огромные территории.
В. Снегозадержание является одним из методов
химической мелиорации
Г. Орошение может привести к засолению почв.
3. Почему орошение почв может привести к их засолению?
4. Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности?
Почему?

33. Повторение изученного.

• 1.Плодородие почвы зависит от
количества содержания в ней:
а) живых организмов б) воды
в) гумуса
г) воздуха
• 2.Самой плодородной почвой в
России является:
а) каштановая
б) подзолистая
в) серая лесная
г) чернозёмная

• 3.Процесс разрушения почвы
называется:
а) агротехника
б) эрозия
в) рекультивация г) мелиорация
• 4.Самой распространённой
почвой России является:
а) тундрово-глеевая б)чернозёмная
в) бурая лесная
г) подзолистая

• 5. По механическому составу
лучшей считается почва:
а) суглинистая б) супесчаная
в) глинистая
г) песчаная


Целью урока является изучение закономерностей использования почв человеком, формирование знаний о механическом составе почв, причинах их разрушения и путях повышения плодородия.

Описание разработки

Цели и задачи:

1. Образовательная: изучить закономерности использования почв человеком; способствовать формированию знаний о механическом составе почв, о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

2. Воспитывающая: воспитывать у детей чувство бережного отношения к национальному богатству, способствовать формированию у учащихся представлений о рациональном использовании земельных ресурсов.

3. Развивающая: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, презентация по теме.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся формулируют цель урока исходя из темы: узнать каким образом почвы конкретно влияют на урожай?

2. Повторение домашнего задания

Географический диктант проводится устно со всем классом.

На слайде определения различных типов почв. Ученики называют тип почвы.

-Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, верхний горизонт светлый (цвет золы) (подзолистые).

-тип почв, имеющих самый мощный горизонт гумуса ( чернозем)

-Почвы, имеющие глеевый горизонт (тундрово-глеевые)

- Засоленные почвы (солонцы и солончаки).

-Главное свойство почвы (плодородие)

-Какие почвы распространены в нашей местности? (черноземы)

1. Основатель науки о почвах:

А. В.И. Вернадский

2. Чернозем – самая плодородная почва, потому что:

А. в ней содержится много гумуса

Б. она дает высокие урожаи

В. почва сильно увлажнена

3. Почвенная карта дает информацию:

А. О механическом составе почв

Б. Об увлажнении почв

В. О распространении типов почв

4. Остатки растений и животных перегнивают под воздействием живущих в почве:

А. личинок насекомых

5. Горизонт вымывания имеют почвы:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

А. на территории преобладает горный рельеф.

Б. наша страна в основном равнинная

В.Россия вытянута с севера на юг.

Взаимопроверка, выставление оценок.

Выводы по уроку: почва - важнейший природный ресурс,который при правильном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается. Почву нужно беречь от разрушения и охранять от загрязнения.

Закрепление.

- Определите какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины?

- В какой природной зоне необходимо известкование почвы?

- Почему орошение почвы может привести к ее засолению?

- С какой целью проводится террасирование склонов?

- Какие виды мелиорации проводятся в нашем районе?

Домашнее задание: читать п.20-21 повторить тему почвы.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Дегтярева Наталия Николаевна

учитель географии МБОУ лицей с.Хлевное

Урок географии в 8 классе

Тема: Почвы и урожай.

Цели и задачи:

1.Образовательная: изучить закономерности использования почв человеком; способствовать формированию знаний о механическом составе почв, о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв. Познакомить с понятиями: земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

2.Воспитывающая: воспитывать у детей чувство бережного отношения к национальному богатству, способствовать формированию у учащихся представлений о рациональном использовании земельных ресурсов.

3.Развивающая : развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, презентация по теме

Тип урока: изучение нового материала

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

I. Организационный момент. Объявляю тему.

Учащиеся формулируют цель урока исходя из темы: узнать каким образом почвы конкретно влияют на урожай?

2. Повторение домашнего задания:

Географический диктант проводится устно со всем классом.

На слайде определения различных типов почв. Ученики называют тип почвы.

-Тип почв, промываемых, с малым содержанием гумуса, верхний горизонт светлый (цвет золы) (подзолистые).

-тип почв, имеющих самый мощный горизонт гумуса ( чернозем)

-Почвы, имеющие глеевый горизонт (тундрово-глеевые)

- Засоленные почвы (солонцы и солончаки).

-Главное свойство почвы (плодородие)

-Какие почвы распространены в нашей местности? (черноземы)

1. Основатель науки о почвах:

А. В.И. Вернадский

2. Чернозем –самая плодородная почва, потому что:

А. в ней содержится много гумуса

Б. она дает высокие урожаи

В. почва сильно увлажнена

3. Почвенная карта дает информацию:

А. О механическом составе почв

Б. Об увлажнении почв

В. О распространении типов почв

4. Остатки растений и животных перегнивают под воздействием живущих в почве:

А. личинок насекомых

5.Горизонт вымывания имеют почвы:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

А. на территории преобладает горный рельеф.

Б. наша страна в основном равнинная

В.Россия вытянута с севера на юг.

Взаимопроверка, выставление оценок.

4. Изучение нового материала.

Почва это богатство страны .

Приведите доказательства или аргументы в пользу этого утверждения.

Ученики говорят о плодородии почвы, о способности почвы давать высокие урожаях, приводят высказывания Земля кормилица, Земля символ плодородия, составляющего основу существования всего живого, включая человека. Приводят аргументы, что в прежние века именно землей награждали за службу, воевали тоже за землю, потому, что земля это действительно богатство.

Называя почву землей не надо путать понятии _- земельные и почвенные ресурсы . Объяснение учителя.

Земельные ресурсы – это территория страны, на которой строят села и города, прокладывают дороги, трубопроводы, на которой расположены леса, пастбища, поля.

Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, которая используется в сельском и лесном хозяйстве.

Анализ рис. Земельный фонд России. Выпишите в тетрадь процет почвенных ресурсов .

45% -леса, 23% -с-х земли 8%-пашня.

Более всего распаханы черноземы. От чего зависит плодородие почв?

Ученики отвечают от материнской породы, климата, растительного и животного мира.

Плодородие почв зависит и от механического состава, структуры, водно-воздушного режима.

Механический состав-соотношение в ней твердых минеральных частиц разного размера: песка, глины, камней, ила, пыли и т.д. Зависит в первую очередь от материнской горной породы. Мельчайшие частицы меньше 1 мм составляют почвенный мелкозем, крупнее 1 мм – скелет почвы.По соотношению частиц почвы подразделяют: на суглинистые, глинистые, супесчаные, песчаные. Механический состав определяет такие свойства почвы как воздухо и водо проницаемость. Песчаные почвы хорошо пропускают воздух и воду их легко обрабатывать и они называются легкие.

Глинистые почвы тяжелые - они плохо пропускают воду,воздух, способствуют заболачиванию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ ОХРАНА

Тип урока: опрос учащихся, объяснение нового материала и его закрепление.

I . Опрос учащихся.

Используя слайды предыдущего урока объяснить:

1) механический состав почвы;

2) структурность почвы.

Письменные ответы на вопросы в конце параграфа 20 (учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев).

II . Объяснение и закрепление нового материала.

1 Рациональное использование почв, необходимое условие существования человечества. Длительное земледелие привело к тому, что в обрабатываемых почвах плодородие заметно снизилось и его необходимо постоянно поддерживать.

В то же время потребности в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастают. В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумное, целесообразное, обоснованное) использования имеющихся почвенных ресурсов, их охрана и повышения плодородия.

2. Системы земледелия.

Рассмотреть кадр №1

Характеристика подсечно-огневого земледелия, залежной системы.

hello_html_m7db7ea6e.jpg

hello_html_6c63b840.jpg

Рассмотреть кадр №2.

Рассмотрение древнерусских пахотных орудий.

hello_html_54a36fc4.jpg

Рассмотреть кадр №3

Современная система земледелия: экстенсивное и интенсивное землепользование.

hello_html_m231f86fe.jpg

Вывод: системы ведения земледелия оказывают серьезное влияние на сохранение плодородия почв.

(Определения и выводы учащиеся записывают в тетрадь.)

3. Мелиорация – работы направленные на улучшение свойства земель, на повышения их производительности.

Эрозия почв – это их разрушение под действием внешних процессов (ветра, воды, колебания температуры и других факторов). Сельскохозяйственная мелиорация борется с негативными явлениями.

Рассмотреть кадр №4.

Анализ основных видов сельскохозяйственной мелиорации.

hello_html_m3c8e6727.jpg

Вывод: Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.

4. Влияние на почвы хозяйственной деятельности человека.

Анализ карт: Мелиорация земель в России и Эрозионные земли на территории России.

1. Название карты

2. Охват территории.

3. Масштаб, классификация.

4. Содержание карты и способ изображения показателей.

5. Вывод. Что можно узнать из этой карты? Какие закономерности видны.

Сравнить карты Мелиорация земель в России и Эрозионные земли на территории России и сделать выводы.

III . Домашнее задание. Выучить параграф 21 (учебник: География России. Природа и население. А.И.Алексеев).

Подготовить презентацию: Охрана почв в России (индивидуальное задание).

Письменно ответить на вопрос 3 стр. 134 или

заполнить схему: Виды мелиорации. Задание: используя карты атласа, привести примеры географических районов, где применяют данный вид мелиорации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации вы узнаете чем оценивается плодородие почв. Что такое механический состав почвы. Средства охраны почв.

Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв 8 класс

Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв

Цели урока Изучить: чем оценивается плодородие почв; что такое механический состав; что такое структурная почва; как можно поддерживать плодородие почв; почему важно рационально использовать и охранять почвы; как система земледелия влияет на плодородие почв; каковы важнейшие средства охраны почв; как влияет на почвы хозяйственная деятельность.

Оценка плодородия почв

Плодородие почв зависит от:

Механический состав почвы

– это соотношение в ней твёрдых минеральных частиц разного размера: песка, глины, ила, пыли и т.д.

Почва – это смесь разных частиц:

1 мм – мелкозём

крупнее 1 мм – скелет почвы

По соотношению частиц, слагающих почвы, они подразделяются на

Песчаные и супесчаные почвы называют лёгкими Глинистые и суглинистые – тяжёлыми из-за различной водопроницаемости

Песчаные и супесчаные почвы называют лёгкими Глинистые и суглинистые – тяжёлыми из-за различной водопроницаемости

Структурная почва Почвенные частицы, склеенные в устойчивые комочки разной величины и формы, называют структурной почвой

Поддержка плодородия почв

Способы обработки почвы

Боронование почв

Важность рационального использования и охраны почвы обрабатываемые почвы снизили своё плодородие потребность в получении сельскохозяйственной продукции с каждым годом возрастает вопрос рационального использования почвенных ресурсов и повышения плодородия почв

Важность рационального использования и охраны почвы

Защита почв от эрозии

полоса в Белгоро- дождеванием

Влияние хозяйственной деятельности

Главное свойство почв – плодородие

Мелиорация земель в России Задание: прочитать текст на стр.132 и сделать по карте вывод о причинах данных видов мелиорации.

Мелиорация земель в России

Задание: прочитать текст на стр.132 и сделать по карте вывод о причинах данных видов мелиорации.

Эрозионные земли на территории России Задание: проанализировать карту и охарактеризовать зоны возможного проявления эрозии.

Эрозионные земли на территории России

Задание: проанализировать карту и охарактеризовать зоны возможного проявления эрозии.

Читайте также: