Под воздействием солнечного света в митохондриях листа синтезируется полисахарид глюкоза

Обновлено: 08.07.2024

Мы знаем, что растение потребляет воду и солнечный свет, а в результате производит кислород. Но как это происходит? Чтобы понять, нужно рассмотреть процесс с точки зрения не только биологии, но и химии и физики. Каждая наука раскрывает свою сторону процесса, но, только объединившись, они дают целостную картину фотосинтеза.

Процесс фотосинтеза включает 2 фазы: световую, которая проходит на мембранах тилакоидов в присутствии света и темновую, которая не зависит от света и протекает в строме хлоропласта. В фотосинтезе участвуют многочисленные пигменты (особенно хлорофилл). В результате перемещения электронов по цепочке переносчиков запасается энергия в макроэргических связях АТФ, которая в последствии затрачивается на синтез углеводов в цикле Кальвина.

В виде побочного продукта фотосинтеза выделяется кислород, который используется многими организмами для дыхания. Благодаря ему, наша планета защищена от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей. В противном случае, УФ- излучение способно вызвать у человека ожоги кожи и роговицы, генетические мутации. Фотосинтез обеспечивает питанием огромное количество живых организмов.

Состоит из черешка и листовой пластинки; выполняет функцию газообмена, транспирации, гуттации, фотосинтеза.

Процесс потребления организмом питательных веществ для поддержания нормального функционирования физиологических процессов

Пигменты, участвующие в фотосинтезе

Фотосинтез может осуществляться только с помощью определенных веществ — пигментов. Фотосинтетические пигменты высших растений делятся на две группы: хлорофиллы и каротиноиды.

Локализация

Пигменты локализованы в мембранах хлоропластов. В хлоропласте содержится около 400 молекул хлорофилла. Хлоропласты обычно располагаются в клетке так, чтобы их мембраны находились под прямым углом к источнику света, что гарантирует максимальное поглощение света (они могут перемещаться в клетке, в зависимости от того, как падает свет).

Хлорофилл

У растений в фотосинтезе участвует пигмент хлорофилл, который содержится в хлоропластах на мембранах тилакоидов. Хлорофилл придает хлоропластам и всему растению зеленую окраску. Хлорофилл обладает уникальным свойством: он умеет поглощать энергию солнечного света, переходя в возбужденное состояние.

Хлорофиллы поглощают главным образом красную и сине-фиолетовую часть спектра. Зеленую часть спектра они отражают и потому придают растениям характерную зеленую окраску, если только ее не маскируют другие пигменты.

Пигменты содержатся не только в клетках высших растений, но и в клетках водорослей. В клетках водорослей отдела Зеленых преобладает пигмент хлорофилл. Именно поэтому данный тип водорослей окрашен в различные оттенки зеленого.

В красных водорослях очень много пигмента фикоэритрина, характеризующегося красным цветом. Этот пигмент и придает данному отделу этих растений соответствующий цвет.

В бурых водорослях присутствует пигмент фукоксантин – бурого цвета.
То же самое можно сказать о водорослях других цветов – желто-зеленых, сине-зеленых. В каждом случае цвет определяется каким-то пигментом или их сочетанием.

Каротиноиды поглощают солнечный свет (особенно в коротковолновой — сине-фиолетовой — части спектра) и поглощенную энергию передают хлорофиллу, а также защищают хлорофилл от избытка света и от окисления кислородом, выделяющимся при фотосинтезе.

Каротиноиды постоянно присутствуют в листьях, но незаметны из-за присутствия хлорофилла. Зато осенью, когда хлорофилл разрушается, каротиноиды становятся хорошо видны. Именно они придают листьям желтую и красную окраску.

Универсальность молекулярного состава организмов

Биологические молекулы часто бывают универсальны и встречаются у совершенно разных организмов. Такая структура как молекула хлорофилла встречается у растений, а также у некоторых бактерий, но близкая ей по химическому составу молекула есть и у нас с вами. Это гемоглобин - железосодержащий белок крови животных. Различаются эти молекулы только центральными атомами железа, от которых, главным образом, и зависят основные функции этих веществ.

В зависимости от пигментного состава, водоросли могут поглощать солнечную энергию на разной глубине. Таким образом, увидев водоросль на картинке или в магазине, вы сможете сказать примерную глубину, на которой эта водоросль могла расти. Например, зеленые водоросли распространены на глубине до 30 м, поскольку более активно поглощают красный свет.

Красные водоросли, живущие на глубине от 50 до 200 м, осуществляют фотосинтез, используя слабый голубоватый зеленый свет, который проникает через толщу воды.

Световая фаза

Хлорофиллы объединяются в фотосистемы. Каждая фотосистема состоит из светособирающего комплекса, реакционного центра и переносчиков электронов. В них происходит возбуждение электрона, переход его по цепочке переносчиков, синтез АТФ и выделение О2 как побочного продукта . Световая фаза протекает на мембранах тилакоидов в хлоропластах исключительно при участии света.

Возбуждение хлорофиллов и перемещение электрона

Есть два типа фотосистем. Различаются они тем, что принимают разную длину волны света. Фотосистема II поглощает волны 680 нм за счет хлорофилла P680, а фотосистема I - свет длиной 700 нм за счет хлорофилла P700.

Молекулы хлорофилла фотосистем поглощают квант света. Один электрон каждой из них переходит на более высокий энергетический уровень (возбуждается) и перемещается далее по цепи переносчиков.

Фотолиз воды и образование кислорода

Одновременно с работой фотосистем происходит процесс распада воды под действием солнечного света. Этот процесс называется фотолиз.

В результате фотолиза образуются свободные электроны, кислород, ионы водорода. Электроны восполняют фотосистему II. Кислород выделяется в атмосферу. Ионы водорода накапливается в полости тилакоидов.

В полости тилакоида накапливается большой избыток ионов водорода, что приводит к созданию на мембране тилакоида градиента концентрации этих ионов.

Синтез молекул АТФ и образование НАДФ*2Н

Электрон проходит по цепи переносчиков (белков мембраны хлоропласта). В процессе этого перехода от одного переносчика к другому, электрон выделяет энергию, которая впоследствии тратится на синтез АТФ из АДФ и неорганического фосфата (Фн).

Градиент используется ферментом АТФ-синтетазой для синтеза АТФ из АДФ и фосфата. Происходит перенос ионов водорода через мембрану восстановленным переносчиком НАДФ (никотинамидадениндинуклеотид-фосфатом) с образованием НАДФ*Н.

Далее этот водород, который присоединил к себе НАДФ, тратится на синтез углеводов в цикле Кальвина в темновой фазе фотосинтеза.

Таким образом, энергия света запасается в световой фазе фотосинтеза в виде двух типов молекул: восстановленного переносчика НАДФ*Н и макроэргического соединения АТФ.

Открытие фотосистем

Роберт Эмерсон путем опытов с 1942 по 1957 год анализировал влияние длины световой волны на квантовый выход фотосинтеза у одноклеточной водоросли хлореллы, то есть количество кислорода, выделившегося в процессе фотосинтеза в расчете на 1 квант поглощенной энергии.

Эмерсон установил, что у хлореллы наиболее эффективным для фотосинтеза был красный свет с длиной волны от 650 до 680 нм и синий свет с длиной волны от 400 до - 460 нм. Именно этот свет поглощается хлорофиллом. Он также вычислил, что фотосинтетическая эффективность красного света была на 36% выше, чем синего.

В следующих опытах было показано, что если клетки освещать красным светом с длиной волны от 650 до 680 нм, то квантовый выход достаточно высок.

Однако при дальнейшем увеличении длины волны света свыше 685 нм, квантовый выход фотосинтеза резко падает.

Если же хлореллу освещать и коротковолновым (650 нм) и длинноволновым (700 нм) красным светом, суммарный эффект будет больше, чем при действии каждого луча в отдельности. Это явление получило название эффекта усиления Эмерсона и дало возможность Эмерсону предположить, что в растениях существуют две фотосинтезирующие системы, которые должны работать согласованно.

Предположение Эмерсона легло в основу современной модели Z-фотосинтеза и дало толчок к исследованию физических, химических и функциональных свойств фотосистемы I и фотосистемы II.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Часть 1 Энергетический обмен

Выберите один правильный ответ

1.В процессе энергетического обмена, в отличие от пластического, происходит

1) расходование энергии, заключенной в молекулах АТФ

2) запасание энергии в макроэргических связях молекул АТФ

3) обеспечение клеток белками и липидами

4) обеспечение клеток углеводами и нуклеиновыми кислотами

2. В желудочно-кишечном тракте животного проходит этап энергетического обмена

3) полное окисление

4) спиртовое брожение

3. Накопление большого количества молочной кислоты в мышцах вызывает в них боль и утомление, потому что

1) в мышцах накапливается глюкоза и кислород

2) уменьшается содержание АТФ и кислорода

3) АТФ не образуется

4) увеличивается содержание АТФ и кислорода

4. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках

1) при окислении органических веществ

2) в процессе синтеза сложных органических веществ

3) при образовании органических веществ из неорганических

4) при переносе питательных веществ кровью

5. В результате кислородного этапа энергетического обмена в клетках синтезируются молекулы

2) глюкозы 4) ферментов

6. В процессе гликолиза в мышцах человека при больших нагрузках накапливается

1) пировиноградная кислота (пируват)

2) молочная кислота (лактат)

3) АТФ и глюкоза

4) спирт и углекислый газ

7. Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. Совокупность реакций окисления органических соединений, при которых выделяется энергия, представляет собой энергетический обмен клетки.

Б. Преобразование энергии, выделяемой при окислении неорганических веществ в энергию синтезируемых органических соединений, называют хемосинтезом

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Выберите три правильных ответа

8. Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) нуклеиновая кислота

6) сульфат натрия

9. Выберите три реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека.

1) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты

2) образование кислорода из воды

3) синтез 38 молекул АТФ

4) образование углекислого газа и воды в клетках

5) восстановление углекислого газа до глюкозы

6) биосинтез белков из аминокислот

10. Выберите процессы, относящиеся к энергетическому обмену веществ.

1) выделение кислорода в атмосферу

2) образование углекислого газа, воды, мочевины

3) окислительное фосфорилирование

4) синтез глюкозы

11. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) по своим результатам противоположен биосинтезу

2) идёт с поглощением энергии

3) завершается в митохондриях

4) завершается в рибосомах

5) сопровождается синтезом молекул АТФ

6) завершается образованием кислорода и углеводов

12. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в

1) хлоропластах растений

2) каналах эндоплазматической сети

3) лизосомах клеток животных

4) органах пищеварения человека

5) аппарате Гольджи эукариот

6) пищеварительных вакуолях простейших

13. Что характерно для кислородного этапа энергетического процесса?

1) протекает в цитоплазме клетки

2) образуются молекулы ПВК

3) встречается у всех известных организмов

4) протекает процесс в матриксе митохондрий

5) наблюдается высокий выход молекул АТФ

6) имеются циклические реакции

Запишите последовательность цифр, отражающую последовательность процессов

14. Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?

1) расщепление крахмала до мономеров

2) поступление в лизосомы питательных веществ

3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты

4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии

5) образование углекислого газа и воды

15. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.

1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3) образование углекислого газа и воды

4) образование молекул глюкозы

К буквам, приведённым слева, подберите соответствующие цифры

16. Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором он происходит.

А) пировиноградная кислота расщепляется до углекислого газа и воды

Б) глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты

В) синтезируется 2 молекулы АТФ

Г) синтезируется 36 молекул АТФ

Д) происходит в митохондриях

Е) происходит в цитоплазме

2) кислородное расщепление

17. Установите соответствие между характеристикой обмена в клетке и его видом

А) происходит при участии кислорода в митохондриях

Б) происходит на рибосомах и в хлоропластах

В) органические вещества расщепляются

Г) синтезируются белки и нуклеиновые кислоты

Д) используется энергия заключённая в молекулах АТФ

Е) выделяются углекислый газ и вода

1) пластический обмен

2) энергетический обмен

18. Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором он происходит.

А) происходит в цитоплазме

Б) происходит в лизосомах

В) вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла

Г) синтезируется 2 молекулы АТФ

Д) расщепляются биополимеры до мономеров

Е) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты

19. Установите соответствие между признаками обмена веществ у человека и его этапами.

А) вещества окисляются

Б) вещества синтезируются

В) энергия запасается в молекулах АТФ

Г) энергия расходуется

Д) в процессе участвуют рибосомы

Е) в процессе участвуют митохондрии

1) пластический обмен

2) энергетический обмен

Часть 2 Фотосинтез

Выберите один правильный ответ

1. Энергия солнечного света преобразуется в химическую энергию в клетках

1) фототрофов 3) гетеротрофов

2) хемотрофов 4) сапротрофов

2. Процесс разложения воды в клетках растений под воздействием солнечного света называют

1) реакцией окисления 3) фотосинтезом

2) реакцией восстановления 4) фотолизом

3. Какой газ накапливается в атмосфере благодаря жизнедеятельности растений

1) углекислый газ 3) кислород

2) оксид азота 4) водород

4. Главную роль в процессе фотосинтеза играют

1) хромосомы 3) хлоропласты

2) лейкопласты 4) хромопласты

5. В чем состоит космическая роль растений на Земле

1) в использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза

2) в поглощении из окружающей среды минеральных веществ

3) в поглощении из окружающей среды углекислого газа

4) в выделении кислорода в процессе фотосинтеза

6. Синтез органических веществ из воды и углекислого газа за счет энергии света происходит в организме

1) гетеротрофов 3) фототрофов

2) хемотрофов 4) сапротрофов

7. Фотолиз воды происходит в клетке в

1) митохондриях 3) хлоропластах

2) лизосомах 4) эндоплазматической сети

8. В процессе фотосинтеза происходит

1) синтез углеводов и выделение кислорода

2) испарение воды и поглощение кислорода

3) газообмен и ассимиляция жиров

4) выделение углекислого газа и ассимиляция белков

9. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

1) любого организма 3) простейших животных

2) содержащих хлоропласты 4) плесневых грибов

10. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

11. Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?

А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой фазе при синтезе глюкозы.

Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о фотосинтезе?

А. В световой фазе происходит преобразование энергии света в энергию химических связей глюкозы.

Б. Реакции темновой фазы протекают на мембранах тилакоидов, в которые поступают молекулы углекислого газа.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Выберите три правильных ответа

13. В световую фазу фотосинтеза в клетке за счет энергии солнечного света, выберите три ответа

1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды

2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды

3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала

4) осуществляется синтез молекул АТФ

5) энергия молекул АТФ расходуется на синтез углеводов

6) происходит разложение молекул воды на протоны и атомы водорода

14. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов

2) синтезом глюкозы

3) фиксацией углекислого газа

4) протеканием процессов в строме хлоропластов

5) наличием фотолиза воды

6) образованием АТФ

15. Каково значение фотосинтеза в природе?

1) обеспечивает организмы органическими веществами

2) обогащает почву минеральными веществами

3) способствует накоплению кислорода в атмосфере

4) обогащает атмосферу парами воды

5) обеспечивает всё живое на Земле энергией

6) обогащает атмосферу молекулярным азотом

16. В темновую фазу фотосинтеза в отличие от световой происходит

2) восстановление углекислого газа до глюкозы

3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+

5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

6) образование молекул крахмала из глюкозы

Запишите последовательность цифр, отражающую последовательность процессов

17. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.

1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.

2) Возбуждение светом электронов хлорофилла.

3) Фиксация углекислого газа.

4) Образование крахмала.

5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.

18. Установите правильную последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

1) использование углекислого газа

2) образование кислорода

3) синтез углеводов

4) синтез молекул АТФ

5) возбуждение хлорофилла

К буквам, приведённым слева, подберите соответствующие цифры

19. Установите соответствие между процессом фотосинтеза и фазой, в которой он происходит.

А) образование кислорода

В) возбуждение молекул хлорофилла

Г) восстановление СО 2

Д) синтез глюкозы

Е) происходит образование НАДФ*Н 2

20. Установите соответствие между процессом фотосинтеза и фазой, в которой он происходит.

А) образование кислорода

Б) восстановление СО 2

В) возбуждение молекул хлорофилла

Д) синтез глюкозы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 444 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2019 15719
  • DOCX 35.2 кбайт
  • 208 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Симоненко Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1.При фотосинтезе в растении кислород выделяется в процессе
1)синтеза глюкозы
2)фиксации углекислого газа
3)фотолиза воды
4)синтеза АТФ
2. Механизм использования солнечной энергии в процессе синтеза органических веществ из неорганических сформировался в клетках
1)грибов
2)животных
3)растений
4)сапротрофов
3. В молекуле хлорофилла электрон поднимается на более высокий энергетический уровень, приобретая дополнительную энергию, под воздействием энергии
1)солнечного света
2) заключенной в молекулах ДНК
3) заключенной в молекулах глюкозы
4) химической
4. Реакции с использованием световой энергии характерны для процесса
1)гликолиза
2)фотосинтеза
3)хемосинтеза
4)транскрипции
5. Расщепление молекул воды на протон и кислород происходит в клетках растений под воздействием
1)ферментов
2)гормонов
3)химической энергии
4)энергии солнечного света
6. Под воздействием энергии солнечного света электрон поднимается на более высокий энергетический уровень в молекуле
1)белка
2)глюкозы
3)хлорофилла
4)углекислого газа
7. Какие вещества образуются во время световой фазы фотосинтеза?
1)атомарный водород
2)моносахариды и углекислый газ
3)полисахариды и глюкоза
4)белки и жиры
8. Возбужденный светом электрон отдает полученную энергию через цепь сложных органических соединений на синтез молекул
1)белков
2)АТФ
3)ДНК
4)РНК
9. Какова роль растений на Земле?
1)генетическая
2)физиологическая
3)биохимическая
4) космическая
10. Процесс синтеза органических веществ за счет энергии света – фотосинтез – происходит в
1)хлоропластах
2)вакуолях
3)лейкопластах
4)митохондриях
11. В клетках многоклеточных животных не происходит фотосинтез, так как они не содержат
1)митохондрии
2)рибосомы
3)хромосомы
4)хлоропласты
12. В растительных клетках, в отличие от животных, происходит
1)хемосинтез
2)биосинтез белка
3)фотосинтез
4)синтез липидов
13. В процессе фотосинтеза энергия света превращается в химическую и запасается в молекулах АТФ
1)в темновую фазу
2)в световую фазу
3)при синтезе углеводов
4)при биосинтезе белка
14. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах
1)в клетках органические вещества образуются из неорганических
2)на образование органических веществ используется солнечная энергия
3)на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ
4)образуются одни и те же продукты обмена

Фотосинтез — это процесс, благодаря которому существует большинство живых организмов на нашей планете.

Фотосинтез — процесс образования органических веществ из углекислого газа ( CO 2 ) и воды ( H 2 O ), протекающий с использованием солнечной энергии.

Фотосинтез происходит в хлоропластах у растений или на мезосомах у прокариот. На цитоплазматической мембране у этих организмов содержатся молекулы зелёного пигмента — хлорофилла .

хлоропласт.jpg

Молекулы хлорофилла способны улавливать кванты света и переходить в возбуждённое состояние. От них отрываются электроны, которые подхватываются молекулами переносчика НАДФ + (никотинамидадениндинуклеотидфосфата). При этом энергия электронов частично расходуется на образование АТФ.

Световая фаза — процесс преобразования поглощённой хлорофиллом энергии света в электрическую энергию электрон-транспортной цепи. Она протекает на мембранах тилакоидов с участием фермента АТФ-синтетазы и мембранных белков-переносчиков.

У растений в световой фазе фотосинтеза происходят два процесса: фотолиз воды и синтез АТФ (нециклическое фосфорилирование).

  • переход электронов хлорофилла под действием квантов света в возбуждённое состояние;
  • восстановление окисленной формы молекул-переносчиков НАДФ + до НАДФ ·Н2 ;
  • разложение воды (фотолиз):
  • фотолиз воды и выделение молекулярного кислорода;
  • образование АТФ;
  • образование НАДФ-восстановленного.

В световой фазе фотосинтеза энергия аккумулируется в НАДФ ·Н2 и АТФ, которые используются для синтеза веществ в темновой фазе.

Процесс образования АТФ из АДФ за счёт световой энергии отличается высокой эффективностью: за единицу времени в хлоропластах синтезируется в \(30\) раз больше АТФ, чем в кислородном этапе энергетического обмена в митохондриях.

Темновая фаза — процесс преобразования CO 2 в глюкозу с использованием энергии, запасённой в молекулах АТФ и НАДФ ·Н2.

Реакции темновой фазы происходят в строме хлоропластов, где находятся образовавшиеся в световой фазе молекулы НАДФ ·Н2 и АТФ.


Процесс образования глюкозы из углекислого газа, протекающий в темновой фазе фотосинтеза, имеет название цикла Кальвина.


В результате реакций темновой фазы из углекислого газа образуется глюкоза, которая затем превращается крахмал.

Кроме глюкозы в хлоропластах синтезируются также другие органические вещества: аминокислоты, нуклеотиды и т. д.

shutterstock_290826602.jpg

16092021132032w875.jpg

4. В верхних слоях воздушной оболочки Земли из кислорода образуется озон O 3 , из которого формируется защитный озоновый экран, предохраняющий организмы от опасного для жизни воздействия ультрафиолетового излучения.

Оглянитесь вокруг! Пожалуй, в каждом доме есть хотя бы одно зеленое растение, а за окном несколько деревьев или кустарников. Благодаря сложному химическом процессу происходящего в них фотосинтеза стало возможно зарождение жизни на Земле и существование человека. Разберем историю его открытия, суть процесса и реакции, которые протекают в разных фазах.

История открытия фотосинтеза

В настоящее время школьники впервые знакомятся со сложными процессами фотосинтеза уже в 6 классе.

Первым и очевидным ответом было предположение, что из земли. Однако, в далеком 1600 году фламандский ученый Ян Батист ван Гельмонт решил проверить влияние почвы на рост растений и провел уникальный в своей простоте опыт. Естествоиспытатель взял веточку ивы и бочку с почвой. Предварительно их взвесил. А затем посадил отросток ивы в бочку с почвой.

Долгие пять лет ван Гельмонт поливал молодое деревце лишь дождевой водой. А через пять лет выкопал деревце, и вновь взвесил отдельно деревце и отдельно почву. Каково же было его удивление, когда весы показали, что деревце увеличило свой вес практически в тридцать раз, и совсем не походило на тот скромный прутик, что был посажен в кадку. А вес почвы уменьшился всего на 56 граммов.

Ученый сделал вывод. что почва практически не дает строительного материала растениям, а все необходимые вещества растение получает из воды.

Одним из тех, кто попытался возразить этой теории был М.В. Ломоносов. И строил он свои возражения на том, что на пустых, скудных северных землях с редкими дождями растут высокие, мощные деревья. Михаил Васильевич предположил, что часть питательных веществ растения впитывают через листья, но доказать свою теорию экспериментально он не смог.

И как часто бывает в науке, помог его величество случай.

Однажды нерадивая мышь, решившая поживиться церковными запасами, случайно перевернула банку и оказалась в ловушке. И через некоторое время погибла. К нашей удаче, эту мышь в банке обнаружил Джозеф Пристли, который был не просто священником, а по совместительству ученым-химиком, и очень интересовался химией газов и способами очистки испорченного воздуха. И тут церковным мышам не повезло. Они стали участницами различных опытов английского ученого.

Джозеф Пристли ставил под одну банку горящую свечу, а в другую сажал мышь. Свеча тухла, грызун погибал.

В наше время его самого зоозащитники посадили бы в банку, но в далеком 1771 году ученому никто не помешал продолжить свои опыты. Пристли посадил мышь в банку, где до этого потухла свеча. Животное погибло еще быстрее.

И тогда Пристли сделал вывод, что раз все живое на Земле до сих пор не погибло, Бог (мы же помним, что Пристли был священником), придумал некий процесс, чтобы воздух вновь был пригоден для жизни. И скорее всего, основная роль в нем принадлежит растениям.

Чтобы доказать это, ученый взял воздух из банки где погибла мышь, и разделил его на две части. В одну банку он поставил мяту в горшочке. А другая банка ждала своего часа. Через 8 дней растение не только не погибло, а даже выпустило несколько новых побегов. И он опять посадил грызунов в банки. В той, где росла мята — мышь была бодра и закусывала листиками. А в той, где мяты не было — практически моментально лежала дохлая мышиная тушка.

Рисунок 1

Опыты Пристли вдохновили ученых, и во всем мире начали отлавливать мелких грызунов и пытаться повторить его эксперименты.

Но мы же помним, что Пристли был священником и весь день, до вечерней службы мог заниматься исследованиями.

А Карл Шееле, аптекарь из Швейцарии, экспериментировал в домашней лаборатории в свободное от работы время, т.е. по ночам, и мыши дохли у него независимо от присутствия мяты в банке. В результате его экспериментов получалось, что растения не улучшают воздух, а делают его непригодным для жизни. И Шееле обвинил Пристли в обмане научной общественности. Пристли не уступил, и в результате противостояния ученых было установлено, что для восстановления воздуха растениям необходим солнечный свет.

Именно эти опыты положили начало изучению фотосинтеза.

Исследование фотосинтеза стремительно продолжалось. Уже в 1782 году, спустя всего лишь 11 лет после исследований Пристли, швейцарский ботаник Жан Сенебье доказал, что органоиды растений разлагают углекислый газ в присутствии солнечного света. И практически еще сто лет провальных и удачных экспериментов понадобилась ученым разных специальностей, чтобы в 1864 году немецкий ученый Юлиус Сакс смог доказать, что растения потребляют углекислый газ и выделяют кислород в соотношении 1:1.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №1.

Значение фотосинтеза для жизни на Земле

И теперь становится понятна важность процесса фотосинтеза для жизни на земле. Именно благодаря этому сложному химическом процессу стало возможно зарождение жизни на земле и существование человека.

Кто-то может возразить, что на Земле есть места, где не растут ни деревья ни кустарники, например, пустыни или Арктические льды. Ученые доказали, что доля кислорода, выделяемого зеленой массой лесов, кустарников и трав — т. е. растений, что обитают на поверхности суши, составляет всего около 20% газообмена, а 80% кислорода приходится на мельчайшие морские и океанские водоросли, которые потоками воздуха переносятся по всей планете, позволяя дышать животным в экстремальных, практически лишенных растительности регионах нашей удивительной планеты.

Благодаря фотосинтезу вокруг нашей планеты сформировался защитный озоновый экран, защищающий все живое на земле от космической и солнечной радиации, и живые организмы смогли выйти на сушу из глубин океана.

К сожалению, в настоящее время кислород потребляют не только живые существа, но и промышленность. Уничтожаются тропические леса, загрязняются океаны, что приводит к снижению газообмена и увеличению дефицита кислорода.

Определение и формула фотосинтеза

Определение и формула фотосинтеза

Схема фотосинтеза, на первый взгляд, проста:

Вода + квант света + углекислый газ → кислород + углевод

или (на языке формул):

Если копнуть поглубже и посмотреть на лист в электронный микроскоп, выяснится удивительная вещь: вода и углекислый газ ни в одной из структурных частей листа непосредственно друг с другом не взаимодействуют.

Фазы фотосинтеза

К фотосинтезу способны не только растения, но и многие одноклеточные животные благодаря специальным органоидам, которые называются хлоропласты.

Хлоропласты — это пластиды зеленого цвета фотосинтезирующих эукариот. В состав хлоропластов входят:

  1. две мембраны;
  2. стопки гранов;
  3. диски тилакоидов;
  4. строма — внутреннее вещество хлоропласта;
  5. люмен — внутреннее вещество тилакоида.

Сложный процесс фотосинтеза состоит из двух фаз: световой и темновой. Как понятно из названия, световая (светозависимая) фаза происходит с участием квантов света. Название темновая фаза вовсе не означает, что процесс происходит в темноте. Более точное определение — светонезависимая. Т.е. для реакций, происходящих в этой этой фазе, свет не нужен, а протекает она одновременно со световой, только в других отделах хлоропласта.

Многие делают ошибку, говоря, что в процессе фотосинтеза происходит производство растениями такого необходимого человечеству кислорода. На самом деле фотосинтез — это синтез углеводов (например, глюкозы), а кислород — лишь побочный продукт реакции.

Световая фаза фотосинтеза

Световая фаза фотосинтеза происходит на мембранах тилакоидов. Фотон света, попадая на хлорофилл, возбуждает его и происходит выделение электронов и скопление отрицательно заряженных электронов на мембране. После того, как хлорофилл потерял все свои электроны, квант света продолжает воздействовать на воду, вызывая фотолиз Н2О.

Положительно заряженные протоны водорода накапливаются на внутренней мембране тилакоида.

Получается такой бутерброд: с одной стороны отрицательно заряженные электроны хлорофилла, с другой – положительно заряженные протоны водорода, а между ними – внутренняя мембрана тилакоида.

Гидроксильные ионы идут на производство кислорода:

Когда количество протонов водорода и электронов достигает максимума, запускается специальный переносчик — АТФ-синтаза. АТФ-синтаза выталкивает протоны водорода в строму, где их подхватывает специальный переносчик никотинамиддинуклеотидфосфат или сокращенно НАДФ. НАДФ — специфический переносчик протонов водорода в реакциях углеводов.

Прохождение протонов водорода через АТФ-синтазу сопровождается синтезом молекул АТФ из АДФ и фосфата или фотофосфорилированием, в отличие от окислительного фосфорилирования.

На этом световая фаза фотосинтеза заканчивается, а НАДФН+ и АТФ переходят в темновую фазу.

Повторим ключевые процессы световой фазы фотосинтеза:

  1. Фотон попадает на хлорофилл с выделением электронов.
  2. Фотолиз воды.
  3. Выделение кислорода.
  4. Накопление НАДФН+.
  5. Накопление АТФ.

Читайте также: