Подготовка детей к экскурсии в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Виды экскурсий

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить такие разновидности экскурсий: природоведческая, по ознакомлению с трудом взрослых, экскурсия эстетического характера.

Природоведческие экскурсии.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы.

Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям. Нужно обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая "этажи" парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: "Помоги дереву", "Осторожно, муравей", "Птицы любят тишину", "Доброе утро" и др. Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. Например, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персонажей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов, любимых аллей парка и пр.

Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться.

Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их "жизни" в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. Повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения. Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Таким образом, знакомство с трудом взрослых дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Методика проведения производственных экскурсий.

Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:

1. Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа).

2. Вводная беседа на предприятии.

3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения детей, объяснения специалистов предприятия.

4. Сбор иллюстрированных материалов.

5. Встречи и беседы с производственниками.

6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.

В подготовительной беседе педагог объясняет цель экскурсии, рассказывает детям, куда они пойдут и что должны наблюдать. Во время беседы можно предложить вопросы, ответы на которые нужно будет дать после экскурсии. Такие вопросы помогут детям вести наблюдения в заданном направлении, не давая возможности отвлекаться. Педагог объясняет, что экскурсия - это такое же занятие, как и все, поэтому во время экскурсии необходимо выполнять требования, предъявляемые к детям на занятии: внимательно слушать, организованно задавать вопросы, не разговаривать, соблюдать дисциплину. Нельзя нарушать порядок, дисциплину и по дороге на экскурсию. На предприятии держаться всем вместе, переходить из одного помещения в другое спокойно, не суетясь.

Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить детей, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции должно будут производить по разрешению воспитателя и экскурсовода.

Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.

Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы дети знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.

Экскурсии эстетического характера

Они помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

В конце экскурсии подводятся итоги. Педагог напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли дети усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для них непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии дети готовят устные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Экскурсия в детском саду - это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

В учебном пособии С.А. Козловой экскурсия представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

В педагогической энциклопедии под редакцией И.А. Каирова, экскурсия - это форма и метод учебно-воспитательной работы, позволяющие организовывать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места, предприятия и т.д.) или в музеях, и на выставках и др.

Экскурсия - это форма организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и т.д.

Экскурсия - одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых .

Сущность экскурсии можно определить следующим образом: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений .

Экскурсия - это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное и непосредственно организованное образовательное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика ребенка .

При рассмотрении сущности экскурсии необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).

Поход с детьми дошкольного возраста в ближайшее окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие, в котором, наряду с образовательными, одновременно решаются оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические задачи [18, с. 196].

Экскурсии классифицируются по разным основаниям.

1. По содержанию. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Тематические экскурсии, в свою очередь, разделяют на следующие группы:

- исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- военно-исторические, т.е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музеи;

- производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

- природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города .

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом или воспитателем, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

2. По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:

- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);

- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);

- для местных жителей;

Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии. В зависимости от состава участников маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей экскурсии или отдельных ее частей вносятся определенные изменения.

Применительно к дошкольному возрасту, в учебном пособии С.А. Козловой данный критерий уточняется следующим: перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причем, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.

3. По месту проведения экскурсии подразделяются на:

- городские (обзорные и тематические);

- загородные (автобусные и пешеходные);

- заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.

Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Ведение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры в условиях социокультурной среды музеев, понимания языка искусства - эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов.

4. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Длина пешеходных экскурсий составляет обычно 2 - 6 км. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах: 40 - 50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды .

5. По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- обычные экскурсии (обзорные и тематические);

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим .

Экскурсии - прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе, например, по территории детского сада, близлежащих скверов и парков. В этом виде экскурсий самостоятельное общение детей с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других .

Помимо представленной классификации, можно выделить экскурсии по характеру решаемых педагогических задач:

- природоведческая экскурсия нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных ее объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми конкретные задачи. Достоинство природоведческой экскурсии в том, что она знакомит дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке. Такие прогулки развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы.

- социально-бытовые экскурсии - это прогулки в поле в период вспахивания, сева, уборки урожая, посещения луга во время уборки сена или выпаса скота, сельскохозяйственной фермы, оранжереи, теплицы, зоопарка (где человек ухаживает за животными). Посещение таких объектов демонстрирует дошкольникам, как человек может влиять на природу, выращивает самые разные растения и животных, использует машины, ответственно относится к своей работе;

- экологические экскурсии направлены на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы;

- экскурсии эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вне зависимости от вида экскурсии, при ее организации и проведении необходимо помнить, что большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания .

Таким образом, на сегодняшний день, существует много подходов к исследованию экскурсии как формы обучения дошкольников. Для детей экскурсия - это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.

Экскурсии является активной формой включения дошкольников во все виды деятельности и в первую очередь в познавательную. Они осуществляют связь между обучением и жизнью активизируют все виды деятельности дошкольников. Это деятельность, которая приближает детей особенно близко к природным и культурным объектам, что позволяет ознакомить детей с ними в естественной обстановке. Ее важность в том, что она помогает узнавать мир, показывает его многообразие и постоянное развитие.

Рассмотрение вопроса организации и методики проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста, их классификация, методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по подготовке и проведению экскурсий.

Содержимое публикации

Цель:Рассмотрение вопроса организации и методики проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста, их классификация, методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по подготовке и проведению экскурсий.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам: -

По составу участников; - ​

По месту проведения; - ​

По способу передвижения; -​

По форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др. По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей; -

Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс

; - Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

- Городские (обзорные и тематические);

- Загородные (автобусные и пешеходные);

- Музейные По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала; - игры детей с собранным материалом;

- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

- ​ Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;

- ​ Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;

Основные методические приемы проведения экскурсий

- Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);

-​ Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т.д.)

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

а) Научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность знаний; д) Воспитывающий характер знаний

Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду

Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику её проведения. Надеемся, что составленные краткие рекомендации для воспитателей помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста

. 1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте.

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ.

11. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

12. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

13. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь.

14. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

15. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

16. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия. 1

17. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

18. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения.

19. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат! Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки, экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!

Таким образом , на основании выше изложенного Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки, экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и методики проведения экскурсий с детьми дошкольного возраста, их классификация, составлены методические рекомендации для воспитателей детей дошкольного возраста по подготовке и проведению экскурсий.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям.

Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

- По составу участников;

- ​ По месту проведения;

- ​ По способу передвижения;

-​ По форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

- Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

- Городские (обзорные и тематические);

- Загородные (автобусные и пешеходные);

По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим

Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

Структура экскурсии:

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- игры детей с собранным материалом;

- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:заранее найти место (Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить;Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).

Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды

При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

- ​ Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;

- ​ Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;

- ​ Шутки, юмор;

Основные методические приемы проведения экскурсий:

- Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);

-​ Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у пихты и ели, угостить животного и т.д.)

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом: а) Научная достоверность; б) Систематичность; в) Доступность; г) Конкретность знаний; д) Воспитывающий характер знаний

Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду

Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу необходимо четко знать методику её проведения. Надеемся, что составленные краткие рекомендации для воспитателей помогут успешно спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного возраста.

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте.

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за территорию ДОУ.

5. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

6. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

7. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и отправляйтесь в путь.

8. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

9. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

10. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

11. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

12. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые позволят ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения.

13. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат!

Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки, экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и интересной!

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

6. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд // Дошкольное воспитание. -2014. - № 4. - С.81 – 84.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

8. Иванова А.И., Масленникова Н.П., Крепышева Л.Е. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 56 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина // Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 34 – 36.

10. Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. - С. 31 - 33.

11. Майер А.А. Актуальные проблемы развития ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании. - СПб.: Детство - пресс. - 2013. - 216 с.

Читайте также: