Подготовка к школе в саду или в школе

Обновлено: 05.10.2024

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе".

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредото-читься, управление эмоциями)

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных психологических тестов, которыми ребенка тестируют при поступлении в школу. Но самым важным критерием является желание (или нежелание) ребенка идти в школу. Его заинтересованность и положительный настрой. Подготовительные курсы в общеобразовательном учреждении создаются и проводятся именно с целью заинтересовать ребенка, создать положительное отношение к школе, сформулировать элементарные навыки поведения в школе и подготовить к тем требованиям, которые будут предъявлены ему в данном учебном заведении.

Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.

Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе. Проводимые учителем развивающие занятия не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл подготовительных занятий заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т. е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы. Исходя из выше сказанного, можно от-метить "плюсы" занятий в группах при школе - это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка - привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.

Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.

В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обуче-ние ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы раз-личные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной про-грамме.

Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развива-ющих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так-же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готов-ность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, кото-рые облегчат ему учебу в школе.

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Роль педагога в формировании личности ребенка Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци.

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе".

как готовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе, как ему помочь? Советы родителям.


Нужно ли готовить ребенка к школе!

Нужно ли готовить ребенка к школе.


Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до пос.


Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?

Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б.


Как детский сад готовит ребенка к обучению в школе?

Многих родителей волнует вопрос подготовки детей к школе. Это очень актуальный вопрос. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности с интеллектуальной на личностную готовност.


Совсем немного времени осталось до начала учебного года, и готовятся к нему не только школьники и учителя, но и сотрудники детских садов и их воспитанники.

Но больше всего тревог и вопросов у родителей.

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ


– Правда ли, что по новым стандартам образования с 2013 года, сад не готовит детей к школе? – спрашивают родители дошколят. – А теперь воспитатели не имеют права посадить ребенка за стол, чтобы заниматься, просто запрещено учить считать, читать и писать.

– Мы проводим образовательную деятельность по пяти областям — речевое развитие, формирование математических навыков, познание (экология и краеведение), художественно-эстетическое развитие и физкультура, – рассказывает Светлана Хохлова. – По федеральным государственным стандартам, столы тоже никто не отменял, особенно в старшей и подготовительной группе.

Большинство родителей считает, что для того, чтобы подготовить ребенка к школе, достаточно научить его читать и считать. Мало кто догадывается, что процесс обучения включает в себя много умений и навыков. Порою, важнее не научить малыша читать по слогам, а пробудить в нем интерес к процессу познания, развить мелкую и крупную моторику, научить выговаривать буквы. А уж выучить буквы и понять цифры ему помогут в подготовительном классе школы.

– На родительское собрание в детский сад мы приглашаем учителей начальных классов, – объясняет Светлана Николаевна.– Педагоги рассказывают о том, как родители могут помочь своим детям подготовиться к школе. И что интересно, опытные педагоги уверяют, что не надо специально учить ребенка читать.

Впрочем, все дети разные, поэтому и подход к ним должен быт разный. Есть малыши, которые в три года читают, конечно, нет смысла отбирать у них книжки и скрывать название букв. Но что же предлагает детский сад обычному среднестатистическому ребенку?

Кажется, что играть умеют все: и ребята, и зверята. Мама-кошка для того, чтобы научить ребенка охотиться и общаться с другими котами, не сажает котенка за стол и не читает ему длинную скучную лекцию, она с ним играет.

Игра предлагает для ребенка самые различные ситуации и создает для него целый мир, в котором овладевать новыми навыками и развивать свои умственные и физические способности совсем не страшно и не скучно.

– В нашем детском саду есть единая программа на 5 лет обучения, – говорит Светлана Хохлова. – Для каждого возраста существует свой перечень заданий, целей и требований. Педагог должен создать определенную учебно-игровую ситуацию, чтоб у ребенка появилось желание подключиться к занятиям. И нашим воспитателям это удается, к развивающим играм подключаются все без исключения. Для этого у сотрудников нашего коллектива есть целый арсенал приемов.

ТРУДНО ЖИТЬ БЕЗ ЛОГОПЕДА

Мелкую моторику развивают рисование, лепка, собирание пазлов и пирамидок. Но для начала нужно научится зашнуровывать ботинки.

– Наши воспитатели придумали тренажер со шнурками, и теперь тренироваться дети могут в любое время на площадке для прогулок. И когда не нужно спешить, чтобы срочно обуться и зашнуровать обувь, ребята спокойно и с удовольствием осваивают этот важный навык.

Кстати, мальчик, который к 8 классу путал звуки, в 7 классе так и не научился зашнуровывать ботинки. Кто бы мог подумать, что путь к пятерке по русскому языку начинается с битвы со шнурками? А вот дефектологи (врачи, которым приходится убирать последствия педагогической запущенности) об этом хорошо осведомлены: без хорошо развитой мелкой и крупной моторики процесс обучения может превратиться для ребенка в кошмар.

Конечно, педагог – это профессия для людей, которые умеют сами себя мотивировать в работе. Но это не значит, что этим ценным качеством можно пользоваться бесконечно. Руководство любого учреждения должно создавать для своих сотрудников справедливую систему оплаты.

– В своем коллективе мы приняли положения по конкурсу, чтобы сотрудники были заинтересованы. Выбираем лучший уголок математики, речи, правила дорожного движения. Воспитатели даже сами покупают какой-то материал для воплощения своих идей. Все участвуют! У тех, кто побеждает, премия больше.

МАТЫ И ГАНТЕЛИ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕЛАЮТ САМИ

– Совсем непросто найти достойного специалиста. Недавно у нас появился инструктор по физкультуре. Мы до си пор на нее не нарадуемся. Но сразу понадобилось оборудование: маты, мячи, лыжи. Я все силы прикладывала чтобы приобрести все, необходимое для занятий. Что-то в один квартал покупали, что-то в другой. Понятно, что стоимость матов запредельная. Но и тут нашли выход: купили ткань и сами пошили. Чехлы можно снимать и стирать. Гантели сделали из пластиковых бутылок. Провели мастер-класс для воспитателей и теперь все группы обеспечены этим спортивным инвентарем.

Конечно, полставки для физрука – это мало, мы не охватываем все группы, а хотелось бы. Но сейчас собираемся учить ребят играть в хоккей, ворота, шайбы и клюшки уже есть. Сейчас работаем со спонсорами, они обещают купить лыжи. По территории детского сада надеемся проделать лыжню. И две старших группы и одна подготовительная займутся еще и лыжами.

Ну а теперь, пожалуй, к делу. В каком же прекрасном мире мы живем! Подумать только, любой каприз — за наши деньги! И предшкольной подготовки это тоже касается. Школы, репетиторы, развивающие центры — все готовы внести свой вклад в счастливое школьное будущее наших детей. Не безвозмездно, конечно.

Ну что, мифы, берегитесь! Сейчас мы вас развенчаем!

Миф № 1. В школу берут только тех детей, которые посещали подготовительные курсы в этом же учебном заведении

в-школу-не-пускают

Это не миф, а скорее полумиф.

В то же самое время посещение данных курсов не гарантирует зачисление именно в эту школу. Если заявлений в первый класс будет больше, чем мест, то возьмут только тех детишек, которые покажут лучшие результаты на тестировании. Так же возможен случай, что основополагающую роль будет иметь не интеллект детей, а кошелек родителей.

А теперь другая ситуация. Вы отдаете ребенка в школу по месту своей регистрации. Тогда, даже если вы и слыхом не слыхивали про какие-то там курсы, ребенка зачислить обязаны. Правда только при наличии свободных мест. Так что тянуть с заявлением до последнего — опасно, нужно сделать это вовремя.

Миф № 2. На курсах при школах дают лучшую подготовку

дети-на-уроке-за-партами

Да, конечно, есть свои плюсы у школьных подготовительных курсов. Только там дошкольник сможет адаптироваться к школьным условиям. Узнать и почувствовать, что такое урок, звонок, учитель. Сможет познакомиться со своими будущими одноклассниками. Занятия ведут профессионалы. Но на этом плюсы, пожалуй, заканчиваются.

Хотя, что это я, всех под одну гребенку? Исправляюсь! Конечно, я верю, что существуют такие школьные курсы, где занимаются подготовкой детей с учетом особенностей их возраста. Где занятия проходят в игровой форме, а не в виде банальных уроков. Где обращают внимание и на психологическую подготовку, на эмоциональную и социальную составляющие!

Но, к сожалению, в большинстве случаев это не так. В первую очередь на таких курсах развивают навыки чтения, счета и письма в прописях. Так что курсы при школах проигрывают развивающим центрам и даже качественной домашней подготовке.

Миф № 3. Подготовка к школе никому еще не навредила и лишней точно не будет

мальчик-сильно-злится

Вот вам пример из жизни. У моих знакомых есть дочь Света. Девочка очень тихая, неторопливая, спокойная. Отдали на курсы при школе. Детей в группе много. Учат их там читать, писать. А Светланка за ребятами ну никак не успевает. Учительница устала ей замечания делать. А Света просто устала на эти курсы ходить. Но тихо продолжала это делать, потому что так мама сказала.

грустная-девочка-устала

На мой взгляд, Свету нужно было не на школьные курсы отдавать, а к репетитору водить. Там бы она смогла заниматься в своем собственном темпе, и никто бы ее за это не ругал и не уничтожал бы ее самооценку. И с родителями общения побольше. Кто, если не они, сможет помочь ребенку поверить в себя.

Или еще один вариант, мальчик ходит в детский сад. Воспитатели утверждают, что все у него идет хорошо и отлично получается. Но родители, чтобы перестраховаться записывают его еще и на курсы при школе. Ну а что? Лишним то не будет!

Ошибаются. Будет! Пацан целый год сидит за партой, пыхтит над заданиями. Ждет первого сентября. И вот осень пришла! И он в первый класс пришел. А там те же парты, те же уроки, тот же учитель и те же задания, только теперь не два раза в неделю, а каждый день. Результат? Разочарование и снижение интереса. Как-то не хочется в школу больше.

Принимая решение отдать будущего первоклашку на подготовительные школьные курсы, не смотрите на всех. Смотрите на своего ребенка. Он же один такой. Он особенный у вас. И то, что подойдет большинству, ему может быть противопоказано.

Миф № 4. Чем больше подготовки, тем лучше

мальчик-кричит-и-не-хочет-слушать

У нас в садике есть мальчик Степан. Родители его очень занятые люди, поэтому приводит Степу в сад и забирает бабушка. Степану в этом году тоже идти в первый класс. И его к этому событию решили подготовить по полной программе.

В понедельник и четверг у Степана школьные подготовительные курсы. В среду и субботу он посещает занятия в развивающем центре. Вторник и пятница отданы репетитору. К счастью, остается воскресение, чтобы делать многочисленные домашние задания. И это при том, что и в садике у нас подготовкой детей занимаются очень серьезно.

Бабушка по вечерам за ним приходит и с гордостью рассказывает о том, где они были вчера, куда идут прямо сейчас и куда пойдут завтра. А Степан все больше хнычет и грустит.

Чувствую я, что Степану учиться скучно будет. Так как программу первого класса он в этом году, хочет — не хочет, а освоит.

Уровень подготовки к школе определяется не количеством потраченных средств и детских нервов. Здесь важно найти правильный подход. Схема такая: выявление пробелов, заполнение пробелов. Выявить пробелы можно с помощью диагностики. И вовсе не нужно хвататься за все сразу. Только хуже сделаете.

Миф № 5. Ребенок должен уметь читать, писать и считать еще до школы

мальчик-сидит-на-книжках-и-читает

Говорят, даже есть какие-то программы. В этих загадочных программах написано, что дети в первый класс должны приходить, умея читать и писать. Некоторые родители начинают учить своих детей чтению в 5 лет и даже в 4 года, а иногда и с пеленок.

Скажу честно, искала я эти программы. Но не нашла. Зато нашла ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). И вот как раз в нем-то и сказано о том, каким должен быть ребенок на пороге первого класса.

В этом ФГОСе требований много:

  • физически развитый;
  • любознательный;
  • эмоционально-отзывчивый;
  • способный управлять своим поведением;
  • общительный.

И даже намека нет на то, что нужно уметь читать или писать. Основной упор делается не на навыки, а на личные качества и их развитие.

логотип-федерального-образовательного-стандарта

Спрашивается, зачем же этому учат на курсах, в детских садах? А все дело в том, что программы, по которым будут обучаться в первом классе наши маленькие школьники, рассчитаны на читающих детей. Пусть не бегло, пусть по слогам, но читающих. Вот такая вот нестыковочка!

Так что если ребенок пришел в школу без навыка чтения, письма и счета, но умея слышать, мыслить, запоминать, то он очень быстро всему научится.

Ну что, мифы, получили? Знай наших!

Дорогие родители, очень надеюсь, что эта статья поможет вам принять правильное решение по поводу подготовки к обучению ваших ребятишек. И что это будет именно подготовка к школе, а не к будущим неприятностям.

А чтобы неприятностей избежать уж 100%-но, есть предложение посетить бесплатный вебинар по теме " Как подготовить ребенка к школе без проблем? "

Если вам известны и другие мифы, которые нужно бы развенчать, пишите об этом в комментариях. Желаю вам и вашим деткам успеха и крепкого здоровья.

Читайте также: