Подготовка к утреннику в детском саду цель и задачи

Обновлено: 04.10.2024

Без праздников не бывает детства!

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники далеко не отдых.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники же в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

В большинстве они носят тематический характер: все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме.

  • реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
  • развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
  • воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.
  1. Работа над сценарием
  2. Предварительное знакомство детей с утренником
  3. Репетиции
  4. Проведение утренника
  5. Подведение итогов

Работа над сценарием.

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. В большинстве случаев сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником, логопедом. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Предварительная работа.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов

- по заучиванию текстов песен

- над отдельными эпизодами

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Работа с родителями.

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы - дети, родители, сотрудники.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

- воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;

- обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;

- родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;

- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

- родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;

- участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.

Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.

Проведение праздника.

Как правило, все детские утренники в дошкольных учреждениях очень схожи друг с другом. Они проходят в актовом зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.

Подведение итогов.

О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.

Традицией стало закрепление праздничных впечатлений на музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО деятельности. Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети уже в 3-4 года видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение новогоднего утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.

Вывод.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители - самые дорогие и близкие люди. Дети видят глаза родителей на утреннике, они поют, танцуют для них.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Именно на утреннике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее. У родителей есть возможность не только оценить таланты, но обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ними. Именно на утреннике и при подготовке к утреннику сближается родительский коллектив. Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только "зрителями", "наблюдателями", они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.

3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.

4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.

5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

Праздник - это вид совместной деятельности детей и взрослых, обладающий большим образовательно-развивающим потенциалом и решающий сразу целый комплекс образовательных задач. Является одной из форм организаций музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие.

Праздники входят в перечень форм работы с детьми, который размещается в организационном разделе основной образовательной программы дошкольного образования образовательной организации. Поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание культуре проведения праздников.

Участие в праздниках является естественным способом приобщение детей к культуре, традициям, национальным и духовным ценностям. Органично вплетаясь в повседневный уклад жизни, праздник становится событием, своеобразным итогом, к которому заранее готовятся и дети, и взрослые, и отзвук которого еще долго продолжает жить в памяти всех участников.

Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребёнок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребёнка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

Праздники, которые отмечаются в дошкольных учреждениях, имеют свои цели и задачи.

Обогащение музыкального опыта детей

Пробуждение творческой активности

Доставление детям радости и эстетических переживаний

Задачи :

• Создать у ребенка радостное настроение,

• Вызвать положительный эмоциональный настрой,

• Сформировать представления о праздничной культуре,

• Познакомить с традициями праздников, их организацией,

• Приобщить к общечеловеческой культуре,

• Привить интерес и любовь к музыке,

• Развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!

В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, заложена общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, и выделила следующие виды праздников :

Народные и фольклорные (праздники народного календаря) :

• Праздник Ивана Купалы

• Весенне-летние игрища и забавы

• День защитников Отечества

• День защиты детей

• Международный женский день

Бытовые и семейные

• Выпуск детей в школу

Придуманные взрослыми с целью доставить детям радость:

• Праздник мыльных пузырей

Праздник воздушных шаров

Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребё нка: он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится их сохранять; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того, чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребёнка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. В её составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный работник, старший воспитатель, заведующая и др.

Поэтому организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу:

тщательный отбор сценария и актеров;

выбор музыкально-литературного материала соответственно теме праздника, возрастным особенностям детей;

разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами;

проведение репетиций;

изготовление костюмов и декораций;

подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т. д.);

Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому, он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности и имеет определённую структуру.

Структура праздника :

Пение хоровое, сольное, дуэт

Танцы бальные, народные, современные

Художественное слово -постановка пьес, инсценировка

Время проведения праздника

-если вторая половина дня, то не позднее 16 часов

Содержание праздника, его сценарий обсуждаются педагогическим коллективом за месяц до праздника. При работе над сценарием необходимо учитывать следующие принципы:

Доступности, содержательности, занимательности,

развлекательного характера, познавательности,

насыщенности движением, динамичности, сюрпризности.

В процессе обсуждения в сценарий включаются поправки и изменения.

Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике,

выбирается педагог на роль ведущего, персонажей, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов,

определяются сроки выполнения

Многое в успешном проведений праздника зависит от ведущего. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, хороводах, которые будут исполняться.

От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно литературным языком.

Избегать многословия и стандартных фраз.

Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника.

Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.

В ходе праздника воспитатели следят за выступлениями детей своей группы:

-своевременно меняют детали костюмов,

-подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску,

-помогают быстро исполнять указания музыкального руководителя

-принимают участие в общих плясках, играх, танцах, песнях,

-поддерживают хорошее, радостное настроение детей.

При составлении сценария особое внимание следует уделить подбору

музыкального и литературного репертуара.

Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут

Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.

В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.

Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.

В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.

При отборе музыкального и литературного материала следует учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка и группы в целом, не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей и они являются его активными участниками.

Произведения, используемые на празднике, должны быть высокохудожественными, интересными и доступными для детей. При подборе песен необходимо учитывать направленность праздника. На сегодняшний день появилось много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточный певческий навыков. Целесообразно подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника : в среднем не более 4-5 песен.

Особое внимание следует уделять использованию на празднике аудиозаписей. Чрезмерное количество фонограммы отрицательно сказывается на формировании детского слуха, так как нередко записи бывают низкого качества.

но и то, как дети передают его голосом или движением. При этом дети чувствуют себя раскованно, более музыкально исполняют произведение.

Живое исполнение положительно влияет на формирование музыкального вкуса. Использовать фонограммы нужно умеренно, осторожно и грамотно.

Каковы же требования к отбору музыкальных произведений для работы с

дошкольниками? Какими критериями нужно руководствоваться при

подборе репертуара?

- художественная ценность произведения ( принцип: детям – только самое

- доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- соответствие программным целям и задачам.

Никакие доводы других участников педагогического процесса в детском

руководителем репертуар является детской классикой. Классику можно петь

и танцевать из года в год десять и двадцать лет подряд в разных группах,

аналогично тому, как учат 1+1 много веков подряд и читают детям сказки

В соответствии с последними педагогическими тенденциями, музыкальный

руководитель должен уметь учить многому на малом и даже единичном.

Нагромождение песен и танцев на утреннике не является подтверждением

высокой профессиональной квалификации музыканта, скорее наоборот.

Детей нужно знакомить не только с классической и народной музыкой, но и

лучшими образцами современной.

Творческие силы музыкального руководителя находят свою реализацию по

Безусловно, поиск лучшего музыкального материала – задача непростая

и требует от педагога эрудиции, личного чувства вкуса, музыкальности

Педагогическое мастерство заключается в умении балансировать на тонкой

грани и постоянно быть в курсе современных тенденций, не пропускать

ценное, добротное и гармоничное в творчестве каждого нового поколения.

Особое внимание нужно уделить играм и танцам. Очень интересны для детей игры, в которых присутствую соревновательные моменты, участвуют взрослые, мамы, папы, старшие сёстры и братья. Используя игры, необходимо помнить, что они являются частью сценария и должны сочетаться с содержанием праздника.

Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение.

Оформление зала должно отличатся от оформления группы особой парадностью и торжественностью.

Требования к оформлению :

-Дизайн должен отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;

-Развивать художественно эстетический вкус;

-Создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству

2. Зимина А. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. -М. :ТЦ Сфера, 2010 (Учебное пособие)

4. Буренина А. И. Методические рекомендации к организации музыкального воспитания дошкольников. Учебное пособие. – СПб. : 2015.

5. Тютюнникова Т. Э. Роль музыки в развитии ребенка. Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию ребенка в детском саду. Программа дистанционного обучения музыкальных руководителей детских садов. – СПб. : 2014.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в ДОУ. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Из - за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться, ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.

Цели организации праздника

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Праздник развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности; позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные, патриотические качества. Дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, семье. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Этапы работы по организации праздника:

1.Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

2. Работа над сценарием.

3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.

5. Работа с родителями.

6. Проведение утренника

7. Подведение итогов

8. Последействие праздника.

Подготовка к празднику

Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада, отвечает интересам детей, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте - не более 40 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.

Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.

Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.

Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяц до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, просит детей принести фотографии с прошлогоднего праздника и рассматривает их вместе с ребятами).

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над отдельными эпизодами.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно: отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей; развивать художественно-эстетический вкус; создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

Собираемся на праздник

На музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка, но очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей или мешать им в ходе утренника. Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм, который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого иная.

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.

Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Проведение праздника

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них: говорить не громко (не кричать); ходить спокойно (не бегать); помнить для чего мы находимся в зале; смело показывать свои способности; заботиться друг о друге (не обижать); помогать друг другу (не смеяться); внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому); не отвлекаться на родителей.

Праздник в детском саду - это большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы сотрудников.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Подведение итогов

На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений

-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;

-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;

-праздничное оформление зала.

Детсадовский утренник - это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе.

Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Автор: Короткова Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 16 "Машенька"


Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни.
Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть.
Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности.
Праздничный утренник – это своеобразный итог определенного периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни, полученные из бесед с педагогами.
Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях работают исключительно над образом и их характером, проводят экскурсии; тема праздника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.
За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели тоже волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, думают о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем – но по необходимости.

Читайте также: