Подготовка родителей к детскому саду

Обновлено: 05.10.2024

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения детского садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза.

Постарайтесь расширить круг общения ребенка - чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться - сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек - пусть это будет даже самая обычная игра в мяч - главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело.

Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант - если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8. 05 в садиках дети завтракают, с 9 до 9. 35 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 10. 50 дети гуляют, около13. 30 часов обед, в 12. 00сон до 15. 00. После пробуждения детей ждет полдник, играют в группе. Ужин начинается около 16. 35 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть - приучайте его просто спокойно лежать. Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т. д., они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него - больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Приходите поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание - "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку или унитазу - обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство, которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого - и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма. Самый просто способ укрепить иммунитет - это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18С, колготки ему уже не нужны, ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка - начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет - якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети - это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка - это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Налаженный с детства контакт между детьми - это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество" между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все быстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море, при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

6. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.

7. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Вопрос с выбором детского сада тоже стоит часто очень остро. Перед тем, как вставать на очередь в садик, полезно будет поговорить с родителями, чьи дети посещают приглянувшийся детский сад, почитать отзывы о детских садах. Стоит пройтись по близлежащим садикам, посмотреть, как гуляют дети, поговорить с воспитателями, заведующими - ведь именно от воспитателя во многом зависит, будет ли ребенок посещать детский сад с удовольствием.

Если есть выбор - желательно, чтобы садик находился недалеко от дома, если дорога в садик будет слишком длинной, то это, как и необходимость раннего подъема, будет утомлять ребенка.

Если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям, то у вашего ребёнка стресс от посещения детского садика будет во много раз меньше, а этап привыкания его к новым условиям пройдет быстрее и спокойнее.

Как понять, что у ребенка еще не закончилась адаптация

Виктория Дмитриева семейный психолог, телеведущая, автор книг

Какие три самые критичные ошибки родителей при подготовке ребенка к детскому саду вы можете назвать?

Первая ошибка заключается в том, что дома у ребенка совсем не такой распорядок дня, как в саду. Например, дома он спит до 10 утра, обедает в 3 часа дня, не спит днем, мама его с ложечки кормит, мама его одевает…

И тут он приходит в сад, где нужно быть в 8 утра, где нужно есть самостоятельно, где есть чёткое время обеда, после которого все должны уйти на дневной сон, - и для ребенка все это становится огромным стрессом.

Ему и так нужно адаптироваться к новому коллективу, а тут еще и график совсем другой, правила совсем другие. Поэтому обязательно за несколько месяцев до сада нужно привести свой распорядок жизни максимально близко к детсадовскому - тогда ребенку будет намного проще.

Вторая типичная ошибка родителей при адаптации к детскому саду – когда родители ведут ребенка в сад сразу на целый день. Для маленьких детей это слишком большой промежуток времени. Лучше начинать постепенно. Например, сначала на 2 часа. Увидели, что ребенок уже спокойнее ходит, - увеличили время, водим на три часа. Потом – до обеда и так в течение всего первого месяца увеличиваем время.

Третья типичная ошибка родителей – долго прощаться в раздевалке. Ребенок рыдает, в ноги вцепляется, и мама с ним 40 минут сидит, сама плачет. На мой взгляд, прощание должно быть коротким, спокойным и доброжелательным. Как бы ребенок ни плакал, вы все равно через 10 минут встаете, целуете его и уходите.

Пока вы сидите с ним в раздевалке, вы фактически даете ему надежду, что сейчас его заберете. Поэтому 10 минут посидели, пообнимались, поцеловались, потом отвели в группу и ушли. Не бойтесь, после ухода родителей 95% детей успокаиваются за первые 5 минут, потому что, когда нет зрителей, тогда нет и истерики.

Делаем спокойную маму

То есть ваш опыт подтверждает: ребенок будет настолько спокойно ходить в детский сад, насколько спокойно его мама к этому относится.

Да. Поэтому основная ошибка, общая для всех, чьи дети тяжело адаптируются к детскому саду: родители сами не уверены, вести им ребенка в сад или не вести. "А не навредим ли мы ребенку?", "А не будет ли у него психотравмы?", "А вдруг его там обидят?", "А как же я его там оставлю?".

Когда у родителей у самих так много сомнений, чувства вины, противоречий, тогда дети адаптируются хуже всего. Дети считывают наше состояние, и если мы уверены, спокойны и знаем, что в саду с ребенком ничего плохого не случится, то дети адаптируются намного легче.

В этом смысле легче адаптируются дети тех родителей, которые работают и работу свою любят. Если вы с удовольствием идете на работу утром, то и ребенку легче будет остаться в саду.

Главный пункт, это для самих себя решить – хотите ли вы водить ребенка в сад, готовы ли вы это делать спокойно и уверенно. И только тогда вести.

Но привести себя в такое состояние женщине бывает нелегко. Как маме перестать переживать из-за детского сада? Есть ли какие-то лайфхаки? Или всем надо идти к психологу и работать над этим?

Конечно, где-то в идеальной вселенной все идут к психологу и работают над этим, но мы прекрасно понимаем, что не у всех есть такая возможность и не у всех есть такое желание. И на самом деле, не всем это необходимо на 100%.

Как можно перестать переживать из-за детского сада? Первое: нужно разделить свой опыт и опыт своего ребенка. Часто родители переживают потому, что им самим не нравился сад, в который они ходили детьми, и теперь они делают перенос на ребенка. Им кажется, что детский сад это в принципе зло.

Тут нужно разделиться, можно вслух проговорить себе "у моего ребенка может быть другой опыт", "у моего ребенка другой садик и другая жизнь, вполне вероятно, что ему понравится, ему будет комфортно". Можно даже записать это на листочке.

Второй лайфхак: найти какое-то дело, которое мама очень сильно любит, и назначать его на 9-10 утра. Это может быть йога, бассейн, любимая работа, встреча с подругами или даже свидание с мужем. Чтобы мама, когда отвела ребенка в сад к 8:30 утра, бежала оттуда на крыльях радости и любви заниматься тем, что ей в кайф. Это будет помогать справляться с переживаниями.

И еще, переживаний больше всего там, где меньше всего знаний. Соответственно, чтобы меньше переживать, нужно получить больше информации: поговорить с воспитателями, познакомиться с ними, наладить контакт. Изучить территорию детского садика, посмотреть, где ваш ребенок будет обедать, где спать, где гулять. Изучить книги о том, как детям легче адаптироваться в саду, изучить, что – норма к этому возрасту и что – не норма.

Свои переживания направляйте на поиск информации. Вы переживаете, например, о том, что ребенка будут обижать в детском саду. Поинтересуйтесь, а часто ли вообще такое бывает? Если вы начнете искать исследования на эту тему, поймете, что, на самом деле, это не такая частая история. Большинство детей ходит в детский сад, и их вообще никто не обижает.

Помогаем адаптироваться ребенку

Как отличить стресс при адаптации, который пойдет ребенку на пользу, - и чрезмерный стресс, от которого его надо спасать? Есть какие-то "красные флаги"?

"Красные флаги" есть, но их не так много, и они обычно очень ярко выраженные. Если у ребенка начинаются тики, ночные кошмары, заикания, энурезы и прочие неврологические проблемы – это действительно "красный флаг". Ребенка нужно спасать.

Если ребенок иногда расстраивается, иногда перевозбужден, иногда не хочет идти в сад – в целом это не "красный флаг", а тот стресс, который он в силах пережить.

Например, осенью традиционно увеличивается количество обращений к врачам с такой деликатной проблемой, как детские запоры. Это тоже не что иное, как психосоматические проявления адаптации детей к детскому саду.

Родителям не стоит пугаться. Но и без внимания оставлять такую проблему нельзя. Как обычно, начинаем с выяснения причин (спешка, строгость воспитателя, новый неудобный туалет, стеснение, физический дискомфорт). А затем помогаем ребенку преодолеть проблему:

  • просим помощи воспитателя в детском саду (не ругать за промашки, не торопить, давать чуть больше времени);
  • нормализуем питание и питьевой режим;
  • вместе выполняем физические упражнения на расслабление;
  • поддерживаем ребенка, проговариваем страхи, "прогоняем" их с помощью игры;
  • если проблема беспокоит достаточно долго – обращаемся к врачу.

Схема всегда примерно одинакова - выяснить причину, проговорить ее, найти решение, преодолеть проблему вместе с ребенком.

Можно описать поведение ребенка, который на момент начала ноября не адаптировался к саду и нуждается в серьезной помощи?

Нуждается в серьезной помощи ребенок, который, например, в саду полностью отказывается от еды. Прошло два месяца, а он так и не стал в саду есть. Ребенок, который в саду терпит и до последнего не ходит в туалет "по-большому" и "по-маленькому". Ребенок, который истерит, плачет, напрочь отказывается идти в сад, начинает просыпаться по ночам с кошмарами. Ребенок, у которого появляются дополнительные неврологические проблемы (нервные тики, грызет ногти, писается). Вот этот ребенок нуждается в помощи психолога и невролога.

А как тогда выглядит ребенок, который испытывает посильные трудности? Они пройдут, но нужно время и правильное поведение взрослых.

Такой ребенок может плакать, когда идет в садик, может говорить, что не хочет туда идти. Он еще не со всеми подружился, не всех запомнил, иногда путает, как зовут воспитателей, стесняется.

Это временные трудности, необходима правильная реакция и помощь взрослых. Например, компания Санофи недавно запустила проект, в котором я участвую. Он называется "Перемены с легкостью". Это серия коротких видеороликов, в которых мы разбираем вопросы самостоятельности, обсуждаем питание, выясняем признаки стресса и способы выхода из него – через движение, слезы или смех, учимся делать упражнения, которые помогают расслабиться, и обсуждаем, как справляться с запорами, а также в игровой форме прививаем ребенку навыки коммуникации. Видеоролики размещены в интернете в открытом доступе, надеюсь, они будут полезны родителям.

Родителям надо помнить, что привыкание к детскому саду в норме длится от 2 недель до 6 месяцев. Поэтому даже если ребенок на четвертый месяц все еще плачет в детском саду по утрам, мы говорим о том, что это нормально и это его особенности адаптации.

А по каким признакам мы можем понять, что ребенок хорошо адаптировался к саду?

Хорошо адаптировался к саду тот ребенок, который не очень часто болеет. Нет ситуации, когда он 3 дня проходил в сад, заболел и потом 2 недели дома, потом опять пошел в сад, 4 дня проходил и опять 2 недели болеет дома.

Адаптировался тот ребенок, который может похныкать, когда собирается в сад, но не устраивает длинных истерик. Адаптировался ребенок, который начинает рассказывать про своих друзей в садике, помнит, как их зовут, помнит, как зовут воспитателей.

Ребенок, который в садике справляет свою большую и малую нужду, не терпит до дома. Ребенок, который нормально питается в саду: от чего-то может отказаться, не захочет есть, но в целом аппетит присутствует. Ребенок, который спокойно остается на сон.

О том, как всем членам семьи подготовиться к садику, преодолеть сложности адаптационного периода и не допустить грубых ошибок, рассказывает практикующий семейный психолог.

Из личного опыта

Посоветуйте, как все сделать правильно!?

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

Детский и семейный психолог Светлана Глагола.

В тонкостях подготовки к детскому саду помогает разобраться Светлана Глагола, практикующий детский и семейный психолог.

– Привыкание к детскому саду – непростой период в жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

На данном этапе маме важно осознать, что период раннего детства закончился, и вы с ребенком уже не единое целое. У каждого из вас свои потребности, цели и задачи. Начните доверять папам, бабушкам и другим людям – ваш ребенок без вашего присутствия не пропадет, а получит новый навык социального общения.

В чем же заключается подготовка? Условно ее можно разделить на подготовку мамы и отдельно самого ребенка.

Маму нужно готовить путем ознакомления с условиями воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении. Важно понимать, что система воспитания со времен маминого детства сильно поменялась в государственном масштабе. В каждом конкретном учреждении могут быть свои организационные особенности и правила. Нужно, для начала, чтобы родители доверяли воспитателю и администрации учреждения образования.

В некоторых случаях на маму влияет личный травматический опыт, в таких случаях его важно проработать со специалистом.

– На мой взгляд, очень важно проговаривать свои ожидания и страхи воспитателю, чтобы иметь понимание того, как происходит в реальности, и не идти на поводу у своих страхов.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Важно знать!

Над чем родителям стоит подумать:

Что вас ждет?

Готовность мамы спокойно воспринимать возникающие изменения является основным условием успешной адаптации. Запомните:

Важно понимать, что любые жизненные изменения требуют времени, поэтому наберитесь терпения.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша

Подготовка ребенка ведется тогда, когда мама сама готова с ним расстаться.

Можно организовать ее в виде игры в детский сад, обязательно с положительными эмоциями. Поговорите в игровой форме о распорядке дня, о тех, кто есть в саду (дети, воспитатели, помощники, повара и т.д.), расскажите об иерархии: кто кого слушает, как просить о помощи, как себя защищать. Можно проигрывать в играх, рисовать на рисунках и даже пожить несколько дней по Правилам Детского Сада.

Научите ребенка навыкам самообслуживания по возрасту (пользование ложкой, проситься, садиться на горшок и вытирать попу, одеваться, знать свою одежду). Очень важно помогать и поощрять попытки ухаживать за собой самостоятельно. Это значительно облегчит жизнь в детском саду, ведь малышу не придется ждать, когда его оденут, умоют и накормят. Не сомневайтесь, если что-то у ребенка будет получаться не очень хорошо, ему обязательно помогут, а главное оценят желание быть самостоятельным.

Для того, чтобы незнакомый коллектив не вызывал у ребенка ощущение сильного дискомфорта, тревоги и паники, нужно заранее понемногу учить его быть без вас какое-то время. Чтобы помочь пережить расставание с мамой в саду, начните оставлять его с папой или другими родственниками задолго до предполагаемого похода в детский сад.

Крайне важно всегда сообщать ребенку, что вы уходите, куда и на сколько. В силу возраста он может не понять информации, но его будет успокаивать, что его ставят в известность.

Чаще оставлять ребёнка на несколько часов у бабушек. Отлично адаптируют к коллективу детские игровые комнаты в современных торговых центрах: там всегда много детей самого разного возраста, но желательно, чтобы первые несколько раз вы были рядом.

Давайте ребенку возможность самостоятельно решить первые конфликты, понаблюдайте за ним.

В случае столкновения с агрессией других детей, вникайте в ситуацию, общайтесь с ребенком и педагогами и разрабатывайте реалистичный план избегания и защиты от подобных ситуаций для своего ребенка.

Если у вас очень нежный и чувствительный малыш, обязательно скажите об этом всем педагогам и попросите о соответствующем отношении.

Спрашивайте у малыша, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось.

Спрашивайте у малыша, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось.

Сложности адаптации

При посещении детского сада:


В жизни каждой семьи рано или поздно наступает ответственный и волнительный момент, когда малыша необходимо подготовить к получению первого социального опыта. Это важный этап, который формирует у ребенка самостоятельность и умение контактировать с другими детьми без участия мамы или папы. Чтобы адаптация к новым условиям прошла спокойно и поводов для переживаний не было, и детям и взрослым необходимо хорошенько подготовиться.

С чего же начать подготовку к детскому саду? Предлагаем вам список рекомендаций и полезных советов.

1. Психологическая подготовка

Процесс этот у всех проходит по-разному, но в целом он довольно сложный и кропотливый. Некоторые малыши чувствуют себя спокойно в садике с первого дня посещения и охотно идут по утрам к новым друзьям. А некоторые по прошествии нескольких месяцев не могут побороть волнение и не хотят находиться в незнакомом месте с посторонними людьми долгое время. Поэтому начинайте готовить ребенка к садику за несколько месяцев до первого визита:


2. Укрепление иммунитета

Незнакомая обстановка и новый микроклимат довольно часто приводят к снижению иммунитета и простудным заболеваниям. Закаливание организма поможет смягчить и сократить частоту заболеваний.

3. Новые друзья

Учите ребенка знакомиться, особенно если ваш кроха застенчив. Для начала берите на себя роль ведущего, представляйте себя и своего ребенка при знакомстве. Рано или поздно малыш наберется смелости и при встрече с незнакомыми начнет беседу сам, повторяя за вами. Возможно, у вас есть возможность оформить малыша в группу кратковременного пребывания или посещать детские клубы. Предлагайте детям на прогулке совместные игры, например, с мячом или догонялки, чтобы ваш ребенок увидел, как весело играть вместе.

4. Режим дня

Чтобы вашему крохе было легче жить по правилам коллектива, организуйте режим питания и сна, схожий с тем, который будет в детском саду. Кормите и укладывайте спать малыша днем в тихий час. Даже если кроха не хочет спать, приучайте его лежать спокойно в кроватке. Почитайте любимую книжку, разглядывая вместе картинки, или расскажите, как ходили в садик сами.


5. Самостоятельность

Немаловажный момент в подготовке ребенка к садику, ведь там ему придется делать многие вещи самому: кушать, одеваться, засыпать и ходить на горшок. Предлагайте крохе ложку и вилку, пусть пробует справляться с пищей сам. Собираясь на прогулку, позвольте малышу одеться самому, не торопите его и не помогайте. Также не забудьте отучить малыша от соски.

6. Документы

Для оформления ребенка в детский сад понадобятся:

  • паспорт
  • свидетельство о рождении ребёнка
  • страховой полис
  • СНИЛС
  • документы, подтверждающие льготу

7. Медицинская карта

Ее необходимо оформить в поликлинике, пройдя разных специалистов. В ней будут указаны индивидуальные особенности вашего малыша, если они имеются. Группа здоровья, аллергические реакции и другие физиологические особенности.

8. Вещи и обувь

Правила по организации хранения вещей в разных садах могут быть разные, поэтому здесь необходимо уточнение по поводу разрешенных вещей. Обязательно наличие в шкафу ребенка запасного комплекта одежды, а носочков и нижнего белья понадобится по 2-3 запасных комплекта. Плюс пижама для сна. Отдавайте предпочтение практичной одежде, которую ваш малыш сможет надеть сам. Еще пригодятся спортивная обувь, купальник (при наличии бассейна), полотенце и резиновые сапоги.


9. Предметы гигиены

Возможно, этот пункт вам абсолютно не понадобится, но его необходимо иметь в виду. Влажные салфетки, полотенце для рук, мыло, расческа, носовые платочки – все это может понадобиться вашему крохе в садике.

10. Организационные вопросы

11. Настрой родителей

Этот немаловажный пункт часто упускают из вида, и совершенно напрасно! Дети чувствуют переживания своих родителей. Поэтому, если вы испытываете чувство вины за то, что отводите чадо к чужим тетям, то ошибочно ждать от ребенка радости от посещения сада. И наоборот: ваша уверенность в пользе посещения садика обязательно передастся малышу.


И помните, что дети имеют полное право не любить ходить в сад, грустить и плакать при расставании с вами даже при вашем позитивном настрое. Но, как правило, если адаптация прошла успешно, дети спокойно провожают вас и весело проводят день без родителей.

Читайте также: