У семени фасоли наибольшую массу имеет

Обновлено: 04.10.2024

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений".

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

    Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

    ченики записывают в тетради число и тему) (слайд)

    Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

    Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

    Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

    На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

    В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд) . Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

    В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд) . Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

    (вопрос учащимся)

    Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

    Затем появляется зародышевый побег.

    Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

    Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

    Инструкция по технике безопасности

    при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд) .

    1. Работать за столом следует аккуратно.
    2. Не делать резких движений.
    3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
    4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
    5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

    Лабораторная работа № 4 (слайд) .

    Тема : Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ (слайд)

    3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

    Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

    “Верю – не верю” (слайд)

    1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
    2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
    3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
    4. Первым у проростка появляется корешок.
    5. Молодое растение называют заростком.
    6. Снаружи семена покрыты корой.
    7. Через семявход в семя проникает вода.
    8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

    А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

    Покажи части семени фасоли (игра) (слайд) .

    1. Зародышевый корешок.
    2. Кожура.
    3. Семядоли.
    4. Зародышевый стебелёк.

    Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд) .


    Лабораторная работа № 4.

    Тема: Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    АТФ запасает энергию: выполняет энергетическую функцию и служит источником энергии для множества процессов.

    1. А) 1 и 2 пара.
    Первые две пары черепно-мозговых нервов отходят от больших полушарий.

    2. в) полушария ГМ
    Кора больших полушарий выполняет наиболее сложные функции организации приспособительного поведения организма во внешней среде.

    3. б) с малой скоростью
    Для нервных волокон вегетативной нервной системы характерны низкая возбудимость и малая скорость проведения возбуждения. Малая скорость распространения нервного импульса зависит от двух причин: толщины нервного волокна и его миелинизации.

    Задание № 1: Однажды мама купила мне микроскоп. Вот радости-то было! Я взял стёклышко, поместил туда каплю воды из лужи и стал н

    У человека в хромосомах метофазной пластинки сколько нитей двойной спирали молекулы ДНК содержится 1)23 2)46 3)69 4)92 5) 138

    Молекула ДНК содержит 10 генов, каждый из них кодирует белок из 100 остатков аминокислот.Сколько нуклеотидов в двойной цепи моле

    После какого явления на месте леса появляются - Иван-чай, малина, папоротник-орляк, таволга-вязолистнаяк какой группе растений о

    1) семенная кожу ра 2) семядоли 3) з ачаточные ли стья 4) зароды шевый корень.

    2.Зародыш с запасо м питательных вещест в входит в состав

    1) эндосперме 2 ) семядоле 3) зар одышевом побег е 4) зародыш евом корне.

    1) побег 2) главн ый корень 3) боков ые корни 4) п ридаточные.

    1) кожуры и запас а питательных ве ществ 2) эндос перма и семядолей 3) корешка, сте белька,

    6. У тыквы, ф асоли, стрелолиста запас питательных веществ находит ся

    1) эндосперме 2 ) в зародыше 3) в семя долях и кле тках зародыша 4) в семенной кожуре.

    7.Сколько семядо лей содерж ат семена однодол ьных растений

    1) кожуры, заро дыша 2) запаса питательны х веществ и кожуры 3) зарод ыша и запаса

    питательных веществ 4 ) кожуры, зар одыша и зап аса питательных в еществ.

    1) из покровов семя почки 2) из эндоспе рма 3) из с емязачатка 4) из с емядоли.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Строение семян двудольных и однодольных растений Подготовила и провела: учите.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Строение семян двудольных и однодольных растений Подготовила и провела: учите.

    Строение семян двудольных и однодольных растений Подготовила и провела: учитель биологии Роголева Вера Андреевна

     4 2 3 1 5 6

    Во мне есть все: я должен стать красивым, Большим, зеленым, как родитель мой.

    Во мне есть все: я должен стать красивым, Большим, зеленым, как родитель мой. Пока – покой. И я пока счастливый, И мир вокруг хоть тесный, но живой. семя

    Строение семян двудольных и однодольных растений

    Строение семян двудольных и однодольных растений

    Цели урока: Познакомиться со строением семени. Раскрыть особенности строения.

    Цели урока: Познакомиться со строением семени. Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

    Самые крупные семена

    Самые крупные семена

    Самые мелкие семена

    Самые мелкие семена

    Самые долговечные семена

    Самые долговечные семена

    Лекарственные семена

    Семена - эталон веса

    Семена - эталон веса

    Строение семени фасоли

    Строение семени фасоли

    Строение зерновки пшеницы

    Строение зерновки пшеницы

    Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

    Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

    Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

    Особенности строения семян других однодольных и двудольных растений

    Строение семени


    Физминутка Вновьу нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямилис.

    Физминутка Вновьу нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать Исовсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

    Сравнение:

    Название растения Семенная кожура Зарод.

    Название растения Семенная кожура Зародыш Эндосперм Зародышевый корешок Зародышевый стебелёк Почечка Семядоли Пшеница Фасоль

    Название растения Семенная кожура Зарод.

    Название растения Семенная кожура Зародыш Эндосперм Зародышевый корешок Зародышевый стебелёк Почечка Семядоли Пшеница + + + + 1 + Фасоль + + + + 2 -


    Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питате.

    Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3.Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.

    Открытый тест (закончите предложения) 1111. В семядолях семени фасоли наход1.

    Открытый тест (закончите предложения) 1111. В семядолях семени фасоли наход1. В семядолях семени фасоли находится _____________________ 2. 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ 1.В семядолях семени фасоли находится ---------------------------- 2. Зародыш семени фасоли состоит из -------------------------------------- 3. Семенная кожура выполняет --------------------- роль 4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что ------------------------------------- 5. Семена растений класса -------------------- две семядоли 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ---------------------------------------------------- 7. Семя является зачатком нового растения потому, что ------------------------------------------------- 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ 3. Семенная 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что _____________________________________ 5. Семена растений класса _______________ имеют две семядоли 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________ 7. Семя является зачатком нового растения потому, что _____________

    Открытый тест (закончите предложения) 1111. В семядолях семени фасоли наход1.

    Открытый тест (закончите предложения) 1111. В семядолях семени фасоли наход1. В семядолях семени фасоли находится _____________________ 2. 2. Зародыш семени фасоли состоит из ___________________________________ 1.В семядолях семени фасоли находится питательные вещества 2. Зародыш семени фасоли состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки 3. Семенная кожура выполняет защитную роль. 4. Зародыш семени фасоли крупнее зародыша зерновки пшеницы потому, что имеет две семядоли 5. Семена растений класса ------- имеют две семядоли двудольные 6. След от места прикрепления семени к стенке плода называется семенной рубчик 7. Семя является зачатком нового растения потому, что из него вырастает новое растение.ед от места прикрепления семени к стенке плода называется ___________ 7. Семя является зачатком нового растения потому, что _____________

    Соотнесите понятия в левом и функции в правом столбцах таблицы Части семени Ф.

    Соотнесите понятия в левом и функции в правом столбцах таблицы Части семени Функции 1.Рубчик 1.Защита семени 2.Семенная кожура 2.Запас питательных веществ 3.Зародыш 3.Место прикрепления семени к его стенкеплода 4.Эндосперм 4.Первые зародышевые листья 5.Семядоли 5.Развитие нового организма

    Реши задачу Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев.

    Реши задачу Из одного зерна озимой мягкой пшеницы может вырасти пять колосьев. Допустим, в колосе 50 зерен. Предположим также, что все зерна всхожие. Высчитайте, сколько зерен получилось бы от одного зерна от посева в первом году; во втором; в третьем; в четвертом”. (Ответ: первый урожай – 250; второй – 62 500; третий – 15 625 000; четвертый – 3 906 250 000 зерен.)

    Задание на дом 1.Изучить §18 2.Оформить лабораторную работу в тетради 3.В дом.

    Задание на дом 1.Изучить §18 2.Оформить лабораторную работу в тетради 3.В домашних условиях прорастить семена, вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями. 4.Составить кроссворды, чайнворды о семенах, найти загадки, стихи, сказки и т.д.

    Краткое описание документа:

    Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме: Строение семян.Тип урока:изучение нового материала с выполнением лабораторной работы.

    Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

    В презентации есть интересные факты о семенах растений, схемы, таблицы, которые заполняются по ходу урока, проверочные тесты, которые позволят оценить усвоение нового материала.

    Читайте также: