Подготовка в школе в саду

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Статья.Подготовка детей дошкольного возраста к школе.

Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, - это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых, особенно отца и матери. Как известно, самыми близкими взрослыми для первоклассника являются родители и педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, подскажут, научат всему необходимому.

В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения. Начиная с работ чешского педагога и учёного Я.А.Коменского, преемственность рассматривалась как один из основных принципов развития образования. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.

Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

- всестороннее развитие и воспитание;

- формирование психической готовности к обучению в первом классе;

- формирование учебной мотивации.

Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющиеся фундаментом преемственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей обучению в школе.

Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки).

Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. По этому и в детском саду, и в начальной школе необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей системно (например, один раз в неделю) и, не только с привлечением воспитателей, учителей начальной школы, но и учителей и воспитателей средних и старших классов с приглашением в течении учебного года 2-3 раза и ученых-педагогов по этой специальности. Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие.

Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребёнок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, наверное, сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить.

Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни.

Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, о помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие исследовательского типа личности детей младшего школьного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительно актуальность современной педагогической науке.

Зона ближайшего развития ребенка: что это значит на практике

Школа Сотрудничества

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Школа Сотрудничества

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

Школа Сотрудничества

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

От своевременной и качественной подготовки ребенка к школе зависят не только его успехи в учебе, но и жизненные перспективы в целом.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

От своевременной и качественной подготовки ребенка к школе зависят не только его успехи в учебе, но и жизненные перспективы в целом. Многие психологи утверждают, что в возрасте до 8 лет формируется около 80% интеллекта человека — и этого же мнения придерживался один из известнейших авторов обучающих методик для детей, Гленн Доман. Поэтому воспитатели в детских садах и других ДОО должны уделять подготовке к школе особое внимание. Давайте разберемся, для чего и как она проводится.

Главные цели предшкольной подготовки

Работая с дошкольниками, особенно в средней и старшей группе, воспитатель должен:

  • помогать детям понять важность занятий, их необходимость для приобретения знаний;
  • развивать у детей ответственность, старательность, настойчивость, самостоятельность;
  • воспитывать у дошкольников опыт коллективной работы, положительного отношения к другим детям;
  • формировать навыки учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), организованного поведения.

Помимо этого, организация предшкольной подготовки направлена на формирование у детей конкретных знаний и навыков, необходимых для успешного обучения в школе и освоения программы начального общего образования. О них мы поговорим ниже.

Как проходит подготовка к школе в детском саду?

Общая подготовка к школе начинается с момента поступления ребенка в ДОО. На протяжении всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду педагоги развивают у детей познавательные процессы и мелкую моторику, формируют знания об окружающем мире.

Специальная предшкольная подготовка начинается в подготовительной группе. Она ведется по следующим направлениям: развитие речи, знакомство с окружающим миром, формирование начальных математических представлений, развитие моторики.

Какие результаты подготовки к школе в детском саду предусматривает ФГОС?

К выпуску из детского сада ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать с ее помощью свои мысли, чувства и желания, строить речевые высказывания в разных ситуациях общения, выделять звуки в словах. У него должны сформироваться предпосылки грамотности.

Во ФГОС ДО причислены и конкретные результаты, которых должен достичь ребенок к концу этапа дошкольного образования и поступления в школу:

Отличается или подготовка к поступлению в гимназию от подготовки к поступлению в обычную школу?

Помощь воспитателя к обучению в гимназии относится к дополнительным занятиям. Их можно проводить во второй половине дня во время самостоятельной деятельности детей. Занятия могут быть индивидуальными или в малых группах, их продолжительность не должна превышать 25–30 минут.

В работу по подготовке к гимназии включают обучение грамоте (например, по кубикам Н. Зайцева, букварю О. Жуковой), обучение пересказу и составлению текста по картинкам. Помимо этого, детям дают расширенные знания в области математики – учат решать не только простые, но и составные арифметические задачи в прямой и косвенной форме, решать примеры, неравенства, считать до 20 и до 100 десятками и единицами, объясняют состав числа в пределах 10. Занятия проводятся в игровой форме.

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Читайте также: