Подготовка заседаний совета педагогов в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Лекция № 6
Педагогический совет — коллегиальная форма управления
и школа педагогического мастерства педагогов ДОУ

1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления.
2. Формы педагогического совета.
3. Методы активизации педагогов при подготовке к проведению педсоветов.
Задание № 1. Анализ проведенного педсовета с использованием предложенной таблицы.
Задание № 2. Анализ форм организации группового общения на педсовете на основе предложенной памятки.

Литература

1. Педагогический совет — коллегиальная форма управления

Таблица 1

2. Формы педагогического совета

3. Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов

Совет

Таблица 2

Педагогический совет - одна из форм осуществления методического руководства ДОУ.

Педагогический совет ДУ – это коллегиальный постоянно действующий орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей.

Цель - качественная организация образовательного процесса и принятие мер направленных на его совершенствование.

обсуждение состояния педагогического процесса в ДОУ.

Анализ причин обусловившие трудности или проблемы;

утверждение планов педагогического процесса:

обсуждение технологий реализации образовательной программы;

обеспечение координации взаимодействия работников ДОУ:

организация и определение технологий взаимодействия с семьей:

обсуждение нормативных и рекомендательных материалов регулирующих деятельность ДОУ.

Совет педагогов решает следующие вопросы:

♦ определение стратегии образовательного процесса;

♦ выбор и анализ основной и локальных образова­тельных программ;

♦ рассмотрение и утверждение основных направлений работы с детьми; содержания, методов, форм образовательного процесса;

♦ организация дополнительных услуг;

♦ вопросы повышения квалификации и подготов­ки кадров;

♦ вопросы, связанные с родительским договором и работой с родителями.

Могут рассматриваться и другие актуальные вопро­сы для конкретного ДОУ.

Заседания Совета педагогов — это метод коллек­тивного принятия управленческих решений. В ходе их проведения руководитель передает свои полномочия по решению вопроса членам Совета педагогов и воз­лагает на них ответственность за принятие решения.

В зависимости от характера обсуждения информации и предполагаемого решения заседания Совета педагогов могут быть разного типа. К сожалению, в практике уп­равления ДОУ преобладает лишь один тип — учебное, а заседание Совета педагогов рассматривается как форма методической работы, что значительно снижает возмож­ность данного коллегиального органа в совершенствова­нии образовательного процесса и управления.

В ДОУ возможно проведение заседаний следующего типа.

1. Совещание-конференция (учебное). Цель — дать пе­дагогам необходимые знания и повысить их квалифи­кацию; обменяться опытом.

2. Мотивациошюе совещание, и ходе которого руко­водитель стремится получить согласие участников на выдвинутое решение, убедим, в правильности выбран­ной стратегии и тактики деятельности.

3. Координациошю-оргшш'шщюшюе совещание, назна­чение которого установить определенные принципы деятельности, согласовать цели, планы, распределе­ние обязанностей.

4. Проблемное совещание проводится с целью выра­ботки методов, способов решения актуальных проблем.

5. Отчетное совещание даст оценку и осуществляет контроль за работой администрации и решением от­дельных проблем.

Подготовка и проведение совещания

Вопрос, представляемый на совещание, должен быть изложен четко, логично; лаконично освещать всю имеющуюся информацию, содержать анализ и возмож­ные пути решения проблемы. Изложение материала (разъясняется детализация) должно учитывать компе­тентность участников, выделять все спорные, крити­ческие позиции, требующие обсуждения.

Основной момент любого совещания — обсуждение вопроса (собственно ради этого и собирается совеща­ние). Поэтому председателю необходимо вовлекать уча­стников в обсуждение.

Проведение заседания Совета педагогов протоко­лируется. Протокол — это документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятых реше­ний и который оформляется в соответствии с требо­ваниями делопроизводства к данному виду документа.

Формуляр протокола состоит из двух частей и со­держит определенные реквизиты. Во вводной части — название учреждения, вид документа, номер, дата, заголовок (название коллегиального органа), перечень присутствующих, повестка дня. В основной части текст делится на разделы согласно повестки дня и включает такие разделы: слушали, выступили, постановили. Протокол подписывается председателем и секретарем и хранится 5 лет.

Основные правила проведения совещаний

♦ Четко и однозначно определить тему совещания. Определить, какой результат необходим: принять ре­шение по тому или иному вопросу; выработать реко­мендации для принятия решения или убедить присут­ствующих в правильности ранее принятых решений, проектов.

♦ Продумать повестку дня, выбрать наиболее це­лесообразную последовательность рассмотрения во­просов.

♦ Выработать приемы активизации участников со­вещания, установить обратную связь.

♦ Учитывать физическое состояние и уровень вос­приятия, эмоциональную реакцию, используя различ­ные каналы передачи информации.

Технологии в педагогическом совете выбирается руководитель, секретарь.

качественно проводить подготовку (за 2 мес.).

Начинается с определения темы и повестки заседания:

обсуждение степени реализации решения прошедшего педагогического совета:

анализ состояния работы (результаты тематической проверки) по обсуждающим вопросам,

пути решения совершенствования работы по определенному направлению:

Распределение старшим воспитателем обязанностей между членами коллектива при подготовки педагогических советов, проведение тематики, контроля и индивидуальных и групповых консультаций.

разрабатываем проект тех решений, которые предлагается на педагогическом совете.

Секретарь записывает явку педагогов.

В постоянный состав педагогического совета входят:

педагоги дополнительного образования;

председатель родительского комитета (совета) ДОУ.

Проводится 5 раз в:

2) тематический – их 3

Темы педагогических советов берутся из годового плана и определяются задачами работы на год.

Название педагогического совета должно быть выработано, т. о чтобы было принято какое-то решение (анализ организации экспериментирования в ДОУ)

Автор: Панкова Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 Центр развития ребенка"
Населённый пункт: город Гусев Калининградская область
Наименование материала: Педагогический совет в ДОУ
Тема: Структура проведения педагогических советов в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Система работы в подготовке и проведении педагогического

процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива

достижений педагогической науки и передового опыта.

Кроме того, педагогический совет осуществляет сопоставительный

анализ решаемых задач в соответствии с ООП дошкольного образования.

Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие

перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и

определить главные задачи: объединение усилий педагогов для улучшения

педагогических наук с опорой на лучший педагогический опыт; сплочение

коллектива, разъяснение каждому его роли в коллективе.

К.Ю.Белая выделяет следующие функции педагогического совета:

- определяет направления образовательной деятельности дошкольного

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в

дошкольном образовательном учреждении;

обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки

- выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;

- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг;

- заслушивает отчёты зам. заведующего по ВМР о создании условий для

реализации образовательных программ.

Педагогические советы подразделяются на виды.

Виды педагогических советов:

установочный, или аналитическо-планирующий, проводится до начала

учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего

года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;

тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из

годовых задач педагогического коллектива;

итоговый, или итогово-организационный, проводится в конце учебного

года, на нем подводятся итоги года.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто

встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех

составляющих: установочный педсовет, три тематических и еще один

итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один

раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут

охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику

на более продолжительный период.

Педсоветы различают и по формам организации:

1. традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с

четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений

по ним; с использованием отдельных методов активизации педагогов;

2. нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры,

конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения

участников на команды и распределения ролей.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным

применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером

содержания, деловым стилем общения администрации с педагогами.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы

активизации педагогов: коллективный просмотр ОД и других мероприятий;

использование видеоматериалов; показ и анализ результатов

образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как

при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться

следующие методы и формы активизации педагогов:

В последние время получили широкое распространение нетрадиционные

педагогические советы в форме деловой игры, конференций, круглый стол,

дискуссия, философский стол и другие.

Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета

должно стать принятие решений по совершенствованию работы

На заседаниях педагогического совета могут обсуждаться:

- вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;

- использование в работе новых достижений и педагогических практик;

- имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;

- вопросы обмена опытом, и др.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПЕДСОВЕТА

1. Определение целей и задач.

Цель педсовета должна быть связана с годовой задачей: внедрить новые

технологии в образовательную деятельность ДОО, повысить компетентность

педагогов или совершенствовать одно из направлений деятельности

педагогического коллектива (например, работу ДОО по укреплению здоровья

воспитанников, экологическому воспитанию или взаимодействие с

2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.

3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу, публикаций, материалов

об успешном опыте педагогов (пособия, конспекты, проекты и другое)

4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы

вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета

и литература по заявленной теме — за 2 месяца).

5. Разработка анкет и проведение анкетирования.

7. Проведение семинаров, творческих мастерских, конкурсов, смотров-

конкурсов по теме педсовета.

цифрового материала силами творческой группы. Подготовка вопросов для

обсуждения на педсовете.

9. Систематизация и подготовка окончательного материала (аналитическая

10. Разработка проекта анализирующего приказа по теме педсовета.

11. Подготовка проекта решения педсовета, предложение его на обсуждение.

12. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего

Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР,

старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского

сада, и опытный педагог, которому это поручается.

Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического

совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.

Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами

педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на

обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.

Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня.

Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или

Проводится обсуждение по теме педсовета.

В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект

решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается

Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки

Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз

подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка

его подготовки, персонального участия педагогов, др.).

Целесообразно ещё раз заострить внимание всех педагогов на

коллектив на совершенствование деятельности всего учреждения.

Нацелить педагогов на тему следующего педсовета.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное

размещение его участников.

Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное.

В таких условиях важнейшим средством развития педагогического коллектива становится педагогический совет.

Проблема повышения качества подготовки и проведения Педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений.

Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, формами, методическим оснащением? Как превратить его в событие?

Важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости, вносятся дополнения и уточнения.

Педагогам интересны те вопросы, обсуждение которых дает практическое решение проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми; использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике; имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения, вопросы обмена опытом.

Темы для обсуждения на педагогическом совете должны быть конкретны и близки воспитателям.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее, чем за две-три недели до проведения педагогического совета.

В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию.

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  • кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему;
  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Алгоритм подготовки педсовета

Развернутый план подготовки к педсовету ответственных лиц

Проведение педагогических советов

Для проведения педагогических советов используют­ся различные методики, (коллективная мыслительная деятельности (КМД), коллективный способ обучения (КСО), деловые и ролевые игры) и различные форы организации.

Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педагогического совета может выглядеть следующим образом:

Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:

1. Значение данной проблемы.
2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.
4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

• Каково назначение образования в современном мире?
• Какую роль в обществе призвано выполнять до­школьное образование в настоящее время?
• Что, почему и как реально происходит в нашем до­школьном учреждении?
• Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других?
• Что у нас пока не получается?
• Каким мы хотим видеть наше дошкольное учреж­дение?
• Как сегодня жить и работать?
• Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать до­школьников?
• Какие ценности должны быть положены в основу деятельности воспитателя?
• Как сохранить целостность учебно-воспитательного процесса?
• Чего хотят от нашего дошкольного учреждения ро­дители?
• Как подготовить дошкольников к переходу в началь­ную школу в новых социально-экономических усло­виях?
• Личностно ориентированная педагогика и наша педагогика. Как каждому воспитателю овладеть личностным подходом?

Успех такого педсовета зависит от того, насколько тща­тельной и заинтересованной будет подготовка.
Есть смысл договориться с несколькими вос­питателями заранее о том, чтобы они выступили первы­ми по избранным вопросам. Некоторым следует предва­рительно дать несколько советов, а других подробно и обстоятельно проконсультировать.

Подбирается соответствующая литература, из которой черпаются мнения и суждения, аргументы и факты.
Не­пременно выдвигается условие: подобрать факты из жиз­ни детского сада, которые можно и нужно использовать в качестве иллюстрации отдельных суждений.

Чтобы облегчить воспитателю подготовку к педсовету, можно предложить педагогам объединиться в творческие группы для предварительного обсуждения одного вопроса, предоставить каждой творческой группе педагогов заранее подготовленные памятки с конкретным теоретическим ма­териалом.

При проведении последующих педагогических советов формирование творческих групп будет проходить произвольно: по интересам педагогов, по особенностям обсуждаемой проблемы, по уровню квалификации и т. д.

Умело поставленные вопросы — залог успеха. Им необ­ходимо придать дискуссионную формулировку. Централь­ных, ключевых вопросов должно быть не более 3—5, в те­чение педсовета они у всех перед глазами, то ли в форме плакатов, то ли прописанные на доске.

Последний вопрос должен быть таким, чтобы ответы на него подвели итог всему разговору.

Важно выбрать наиболее целесообразную последователь­ность рассмотрения вопросов. При этом следует исходить из психологических соображений. Разговор начинают с ка­кого-нибудь несложного, но практически значимого воп­роса, который может породить оживленную дискуссию таким образом, чтобы простимулировать всех к участию в даль­нейшем обсуждении.

Вот здесь необходимо отметить важную деталь: требу­ется знание руководителем психологических особенностей каждого работника учебного заведения, каждого воспита­теля ДОУ. Эти знания помогут ему не только при подготовке к первому педагогическому совету, но и при проведении всех последующих педагогических советов.

Следует уделять серьезное внимание подготовке такого педсовета, чтобы весь коллектив включился в анализ того, что сделано за год, успехов и неудач.

Подготовка и проведение заключительного педсовета начинается задолго до его проведения, так как предстоит проанализировать выполнение программы по всем разделам (методикам), определить слабые места и обозначить основные направления (задачи) на следующий учебный год.

Механизм анализа работы за год может быть разный и включать: самоанализ результатов работы воспитателями, специалистами; выборочную диагностику; просмотр обобщающих, итоговых занятий в группах; анкетирование родителей.

Желательно обеспечить конкретное участие в подготовке и проведении педсовета каждого педагога, специалиста.

Готовясь к проведению итогового педсовета, можно предложить анкету, в которую включить следующие вопросы:

  • Какие положительные моменты в работе нашего детского сада вы отмечаете?
  • В чем заключаются отрицательные моменты? Как, по-вашему, их можно изменить?
  • Решение каких проблем необходимо включить в план работы на следующий учебный год?
  • Укажите, в подготовке каких вопросов вы могли бы принять участие.
  • Какую тему самообразования вы намерены взять в следующем учебном году, чтобы совершенствовать свое профессиональное мастерство?

Родители воспитанников могут быть привлечены к оценке работы педагогического коллектива через анкетирование. Интересно, если первые два вопроса, обозначенные выше, будут предложены и родителям.
Попробуйте сравнить — как ответили на эти вопросы члены педагогического и родительского коллективов.
Регламентом педсовета должна быть предусмотрена возможность для каждого педагога высказать свое мнение по решению поставленных проблем: каждому есть что сказать, отчитаться, поделиться опытом, выделить проблему.

Руководители на таком педсовете получают полное представление о проблемах и путях их решения. Конструктивное и деловое обсуждение получится, если накануне провести индивидуальное собеседование с педагогами, специалистами.

Такая предварительная работа поможет сформулировать проект решения, который будет корректироваться в ходе педсовета.

Материалы итогового педсовета — это первый блок плана работы на следующий учебный год.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Каждый из присутствующих должен хорошо видеть и слышать выступающих.

Например, рабочие места можно расположить следующим образом:

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Рекомендуемая литература:

  1. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга для руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  2. Дик Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении /Н.Ф. Дик. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  4. Давыдова О.И. , Майер А.А., Богословец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). 2008г.
  5. Дуда О.В. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы Автор-составитель: Дуда О.В. Часть 1,2. – Брянск: 2009г
  6. Журнал Старший воспитатель « 9, 2008г.
  7. Журнал Управление дошкольным образовательным учреждением N 2 2002г.

Автор: Кленова А.П., старший воспитатель, МБДОУ д/с N 81 г. Белгород.

Читайте также: