Подведем итоги грибы и лишайники живые организмы

Обновлено: 05.10.2024

ГДЗ рабочая тетрадь Биология. 6 класс Т. А. Дмитриевой, Т. С. Суховой. Издательство Вентана — Граф. Серия Биология. Живая природа. Состоит из двух частей (1 часть – 64 страницы, 2 часть – 80 страниц).

ГДЗ рабочая тетрадь является содержательной частью изучения курса биологии шестого класса. Тетрадь по своей структуре точно совпадает учебному пособию и содержит перечень тем, необходимых для изучения в соответствии с ФГОС. Включаются задания по разнообразным темам: грибы, лишайники, водоросли, покрытосеменные, голосеменные, растительная клетка, ткани растений. Вторая часть рабочей тетради посвящена изучению строения корня, побега растения, процессам жизнедеятельности. Ученики узнают о космической роли растений на Земле. Завершается курс обучения решением заданий по темам: Природное сообщество и Влияние деятельности человека на окружающую среду. Пособие содержит множество иллюстраций, рисунков, схем, с помощью которых школьники будут наглядно понимать и лучше усваивать материал учебника. Практическая часть занятий заключается в выполнении проектных исследований, предусмотренных в течение учебного года, а также исследований, проводимых в летнее время, результат которых будет оцениваться на уроках биологии в седьмом классе.

Сайт ЯГДЗ представляет ГДЗ к рабочей тетради по биологии курса 6 класса, содержащий абсолютно верные ответы на весь перечень предлагаемых вопросов. Выполнение домашнего задания, а также контрольных, проверочных и лабораторных работ станет посильной и легко выполнимой задачей.

ГДЗ готовые домашние задания рабочей тетради и учебника по биология 6 класс Дмитриева Сухова часть 1, 2 Живая природа ФГОС от Путина. Решебник (ответы на вопросы и задания) рабочих тетрадей необходим для проверки правильности домашних заданий без скачивания онлайн

Учебник

Рабочая тетрадь

Часть 1

§ 1. Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии — к жизни на современной планете
1 2 3 4

Являются ли бактерии активными участниками жизни на планете
1 2 3

Нужны ли нам знания о невидимых обитателях планеты
1 2 3

§ 2. Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом
1 2 3 4 5 6

§ 3. Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий
1 2 3

Подведем итоги. Бактерии — живые организмы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

§ 4. Что такое гриб
1 2 3 4

Где живут грибы
1 2 3 4

§ 5. Почему о грибах полезно знать всем
1 2 3 4

§ 6. Лишайники — кто они
1 2 3 4

Подведем итоги. Грибы и лишайники — живые организмы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

§ 7. Растительный мир в истории нашей планеты
1 2

§ 8. О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли — низшие растения
1 2 3

§ 9. Размножение водорослей
1 2 3

§ 10. Мхи — высшие споровые растения
1 2 3 4

§ 11. Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения
1 2 3 4 5

§ 12. Голосеменные — высшие семенные растения
1 2 3 4 5 6 7

§ 13. Покрытосеменные (Цветковые) — высшие семенные растения
1 2 3 4

Подведем итоги. Сравнительная характеристика растений разных отделов
1 2 3

Правила работы с микроскопом
2

Как человек использует знания о растениях
1 2 3 4

§ 14. Строение растительной клетки
1 2

§ 15. Клетка — биологическая система
1 2 3

§ 16-17. Что такое ткань. Ткани растительного организма
1 2 3 4 5

Подведем итоги. Организм — единое целое
1 2 3 4 5 6

Часть 2

§ 18. Эволюционные достижения покрытосеменных растений
1 2 3 4

§ 19. Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений
1 2 3 4

Различаются ли репродуктивные органы цветковых растений, обитающих в разных условиях
1 2 3 4

Различаются ли вегетативные органы цветковых растений, обитающих в разных условиях
1 2

§ 20. Корень — вегетативный орган растения
1 2 3 4 5

§ 21. Клеточное строение корня
1 2 3 4 5

§ 22. Побег — сложный орган высшего растения
1 2 3 4

§ 23. Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля
1 2 3

§ 24. Лист — часть побега
1 2 3 4

§ 25. Клеточное строение листа
1 2 3

Взаимосвязь строения клеток и выполняемых ими функций
Лабораторная работа № 8

§ 26. Процессы жизнедеятельности единого организма
1 2 3 4 Домашнее задание

Особенности полового размножения покрытосеменных растений
1 2 3

§ 27. Внешнее строение и состав семян
1 2 3

§ 28. Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений
1 2

§ 29. Подведем итоги. Космическая роль растений на Земле
1 2 3 4 5 6

§ 30. Близкие и дальние родственники в отделе Покрытосеменные (Цветковые)
1 2 3 4

§ 31. Признаки классов Однодольные и Двудольные
1 2

§ 32. Разнообразие Двудольных растений
1 2 3 4 5

§ 33. Разнообразие Однодольных растений
1 2 3 4 5

Значение однодольных и двудольных растений в жизни человека
1 3 4

§ 34. Природные сообщества. Единство живой и неживой природы
1 2 3 4 5 6

Подведем итоги. Знакомство с разнообразием цветковых растений своей местности
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Выявление приспособлений растений к условиям обитания (весенняя экскурсия в природу)
1 2 3 4 5 6 7 8

Не так давно грибы и лишайники относили к царству Растений. Однако при более тщательном их изучении выявились отличия от данного царства в строении и особенностях жизнедеятельности. Появились два новых царства, изучением которых мы и займемся на этом уроке. Выявим особенности строения грибов и лишайников. Познакомимся с их разнообразием, определим их роль в природе и жизни человека.

План урока:

Строение и особенности жизнедеятельности грибов

Грибы считаются древнейшими организмами на Земле – появились они вместе с папоротниками около 400 млн.лет назад. Это очень интересная группа существ, имеющая признаки сразу двух царств: животных и растений. Попробуем выявить эти признаки.

Остановимся подробнее на особенности строении грибов. Можно выделить две группы этих организмов: низшие (одноклеточные) и высшие (многоклеточные).

Основой строения грибов, как и любых других организмов, считается клетка. Ее строение схоже с животной клеткой. Оболочка содержит вещество – хитин, который присутствует в панцире ракообразных и насекомых. Также характерно отсутствие хлорофилла – зеленого пигмента, характерного для растений.

Плесневый гриб мукори дрожжи являются одноклеточными грибами. Наиболее примитивно устроенными считаются дрожжи. Их тело представляет собой одну клетку округлой формы. Имеется оболочка, под которой расположена цитоплазма и ядро.

Строение плесневого гриба мукора более сложное. Рассматривая его под микроскопом можно увидеть бесцветные ветвистые нити без каких-либо перегородок. Каждая такая нить представляет собой одну сильно разросшуюся клетку. Такие нити получили название гифы. Сплетаясь друг с другом,они формируют грибницу. Кверху от грибницы тянутся нити, заканчивающиеся черными головками. Здесь сосредоточены споры, предназначенные для размножения.

Представителем многоклеточных плесневых грибов считается пеницилл. Очень похоже строение этого гриба на мукор, однако гифы разделены перегородками на отдельные клетки. На удлиненных нитях находятся кисточки со спорами.

Всем хорошо известны шляпочные грибы, остановимся подробнее на их строении. Грибом мы называем шляпку и ножку, однако, все вместе это плодовое тело шляпочного гриба. В почве скрыта грибница, состоящая из длинных ветвящихся нитей, расходящихся во все стороны. Гифы разделены перегородками на множество клеток, расположенных в один ряд. Поэтому шляпочные грибы относят к многоклеточным. Тело шляпочного гриба также состоит из ветвящихся белых нитей – гифов.

Хлорофилл у грибов отсутствует, поэтому они не могут создавать органические вещества. По способу питания грибы бывают сапрофитами,питающиеся мертвыми органическими остатками, и паразитами, живущими на живых организмах. Сапрофитами считаются плесневые, а также шляпочные грибы.

Для питания грибы применяют нити, посредством которых происходит всасывание воды с минеральными солями и органических веществ. У шляпочных грибов можно наблюдать любопытное явление обмена питательными веществами с деревьями. Такое явление обоюдовыгодного существования грибов и растений получило наименование симбиоз.

Грибница, сросшаяся с корнями дерева, содействует снабжению растения водой и питательными веществами. В результате симбиоза гриб приобретает органические вещества, находящиеся в дереве. Выяснилось, что рост многих деревьев не может происходить без связи с грибами, поэтому они и вступают в симбиоз.

Часто название шляпочных грибов указывает на симбиоз. К примеру, гриб подосиновик способен существовать только рядом с осиной, подберезовик – рядом с березой.

Размножение грибов может осуществляться несколькими способами: бесполым и половым.

К бесполому способу относится размножение частями грибницы, характерное практическидля всех видовгрибов. Как мы уже знаем, грибница состоит из длинных многоклеточных нитей, которые находятся в почве. Эти нити ветвятся в разные стороны и из них могут вырастать новые плодовые тела грибов.

Такой способ размножения грибов как почкование характерен в основном только для дрожжей. У дрожжевой клетки образуются один или два выступа, которые постепенно увеличиваются и превращаются в клетки. Так получаются цепочки дрожжевых клеток, каждая из которых способна создавать новые организмы.

Однако более всего распространено размножение спорами у грибов.Спора представляет собой обычную клетку, которая попав в благоприятные условия, дает вырост – тонкую белую нить. Из этой нити – гифа, начинает формироваться новый организм. Спор может быть очень много, созревают они у шляпочных грибов под шляпкой, а у плесневых – в коробочках или кисточках.

Половое размножение грибов представляет собой сложный процесс. Познакомимся с ним на схеме.

Многообразие грибов и их роль в природе и жизни человека

Большую роль играют шляпочные грибы в жизни человека. Повсеместно растут съедобные грибы, которые человек употребляет в пищу. Грибы считаются очень ценным питательным продуктом, в котором содержится до 40% белков, 10-15% углеводов, различные микроэлементы и витамины.

Какие шляпочные грибы считаются наиболее ценными? Такими грибами считаются белые, рыжики, настоящие грузди. Собирают также подберезовики, подосиновики, маслята, волнушки, лисички и другие грибы.

Название и внешний вид съедобных грибов представлены на рисунке.

Все они богаты белками, но эти белки очень быстро портятся. Поэтому не стоит собирать старые грибы, а также употреблять в пищу грибы, которые после варки и жарения долго хранились в теплом месте.

Некоторые грибы употребляют в пищу только после специальной обработки. Так, например, сморчки предварительно варят в кипящей воде и лишь после этого жарят. Без предварительной варки они ядовиты и вызывают отравление. Сморчки утрачивают свои ядовитые свойства также в результате высушивания.

При сборе грибов важно соблюдать определенные правила, так как можно нанести вред природе. Новые плодовые тела могут появляться из частей грибницы, поэтому нужно стараться не разрушить ее. При правильном сборе грибов плодовые тела осторожно вынимают из земли, покручивая ножку гриба вокруг ее оси, или срезают острым ножом плодовое тело при его основании. Такие способы сбора обеспечивают постоянный урожай на грибных участках.

Срезка грибов ножом

Часто можно спутать съедобные грибы с несъедобными, которые считаются ядовитыми. К ним относятся различные ложные опенки, очень похожие на настоящие. Широко распространены и известны красные мухоморы. Немного реже встречается бледная поганка. Название и внешний вид ядовитых грибов представлены на рисунке.

Самым ядовитым грибом в мире считается бледная поганка. Она очень похожа на съедобные шампиньоны, поэтому люди не способные отличать эти грибы, могут отравиться, употребляя ее в пищу. Причем яд бледной поганки не обезвреживается при варке, а признаки отравления наступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно.

Поэтому следует очень внимательно заниматься сбором грибов – лучше не брать гриб, который вызывает у вас сомнение.

Мы рассмотрели два класса шляпочных грибов: съедобные и ядовитые. Помимо этого все шляпочные грибы по строению шляпки можно разделить на трубчатые и пластинчатые. Познакомимся с ними на рисунке.

Велика роль плесневых грибов в жизни человека, причем она может быть положительной и отрицательной. К примеру, гриб мукор получил название белой плесени. Он поселяется на продуктах питания, которые становятся после этого не пригодными в пищу.

Другой плесневый гриб–пеницилл, специально выращивают для получения лекарства, убивающего различные микробы. Лекарственный препарат получил название пенициллин.

Широко используются человеком дрожжи в хлебопечении и кондитерской промышленности. При благоприятных условиях дрожжи активно размножаются и разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Образующаяся при разложении энергия используется дрожжами для процессов жизнедеятельности. Пузырьки углекислого газа вспенивают и поднимают бродящее тесто. Из такого теста производят хлеб и различные хлебобулочные изделия.

Все грибы, которые мы рассмотрели, по способу питания относятся к сапротрофам. Однако есть и грибы-паразиты, поселяющиеся на живых организмах и питающиеся их веществами.

Какова роль грибов-паразитов в жизни человека? Данные организмы могут причинить огромный ущерб сельскому и лесному хозяйствам.

На полях иногда можно встретить растения пшеницы, ячменя, овса, проса с как бы обугленными колосьями или метелками. Такой вид имеют растения, пораженные головней, которую вызывает поселившийся в них паразит – головневый гриб. У больных растений вместо зерен образуется множество черных спор грибка.Созревшие споры попадают на семена здоровых растений и заражают их. Образующиеся нити гриба проникают в растение, разрастаются в нем и высасывают

Головня на пшенице

Для борьбы с головней перед посевом производят протравливание семян: их обрабатывают растворенными или сухими ядами. Убивая споры грибка, яды не причиняют вреда семенам.

В лесу на деревьях встречается другой паразитный гриб – трутовик. На поверхности ствола он образует копытообразное тело, в котором в трубочках развиваются споры. Внутри ствола разрастается грибница, которая высасывает из дерева воду и питательные вещества.

Трутовик на березе

Трутовики живут на деревьях очень много лет и, в конце концов, губят их, а древесину превращают в труху.

Образуемые трутовиками споры разносятся ветром и попадают в трещины на стволах других деревьев. Так происходит заражение. Пораженные деревья необходимо удалять из леса, для предотвращения заражения других растений.

Какие еще грибы-паразиты наносят вред человеку? Есть грибы, вызывающие заболевания у людей и животных. Такие заболевания получили название грибковые и часто поражают кожу, ногти, волосяной покров.

Грибковые заболевания ногтей

Роль грибов в природе также очень велика:

  1. Участвуют в круговороте веществ в природе, являясь разрушителями;
  2. Способствуют образованию плодородного слоя почвы;
  3. Обеспечивают растения водой и минеральными веществами, вступая с ними в симбиоз;
  4. Вызывают различные заболевания у других организмов.

Подробно изучив грибы, мы можем теперь выявить признаки растений и животных, характерные для этого царства.

Многообразие, строение и распространение лишайников

Особой группой существ считаются лишайники, представляющие собой организмы, в которых в симбиозе живут гриб и водоросль. Если рассмотреть тонкий срез лишайника под микроскопом, то можно выявить особенности его строения. Тело лишайника состоит из бесцветных нитей, среди которых находятся круглые зеленые клетки. Бесцветные нити – это грибница гриба, а зеленые клетки – одноклеточные водоросли. Рассмотрим внутреннее строение лишайника на рисунке.

В лишайнике существуют совместно два организма: гриб и водоросль, которые соединяются с помощью симбиоза настолько тесно, что образуют единое целое.

По внешнему строению лишайники очень разнообразны.

  1. На скалах и камнях, на коре деревьев распространены корковые или накипные лишайники. Они напоминают тонкую сухую корочку и бывают разной окраски.

Бацидия – накипной лишайник

  1. В лесу на коре деревьев растут листоватые лишайники, имеющие вид тонких разноцветных пластин. Таким лишайником считается ксантория настенная, которая имеет внешнее строение округлой пластинки ярко-оранжевого цвета.

Многообразие лишайников очень велико и встретить их можно в различных условиях. Лишайник очень неприхотлив и живуч. В засушливое время он высыхает настолько, что от прикосновения крошится. После выпадения дождя он вновь оживает. Благодаря этому он может существовать в сухих и бесплодных местах, которые неблагоприятны для жизни других растений.

Особенности жизнедеятельности и значение лишайников

Совместное существование двух организмов в одном теле лишайника оказалось для него очень выгодным, особенно для питания.

Каковы же особенности питания лишайников? Грибница гриба впитывает воду и минеральные соли из окружающей среды. Органических веществ он находит очень мало в своей среде обитания. Вот здесь и становится выгодным симбиоз – водоросль способна из углекислого газа и воды создавать органические вещества.

Здесь просматриваются два способа питания лишайника: гетеротрофный и автотрофный. Для гриба характерно гетеротрофное питание – использование готовых органических веществ. Водоросль как растение способно создавать органические вещества, поэтому ее питание будет автотрофным.

Помимо этого особенностью питания лишайника является поглощение всей поверхностью тела питательных веществ и воды. Причем поглощать он их способен не только из почвы и воздуха, но и из оседающей на нем пыли.

Размножение лишайника осуществляется главным образом двумя способами: частями тела или спорами.

Сам лишайник как организм способен размножаться только частями своего тела – слоевища. Оторвавшийся кусочек, попав в подходящие условия, начинает жить самостоятельной жизнью.

Однако в лишайнике существуют совместно два организма, которые способны размножаться самостоятельно. Они могут создавать споры, поэтому лишайник размножается еще и таким способом.

Рассмотрим значение лишайников в природе. Данные организмы, живущие на камнях и скалах, рано или поздно отмирают и перегнивают. Так со временем здесь накапливается слой перегноя. На нем поселяются сначала мхи, а затем и менее требовательные цветковые растения. Как видно, лишайники являются первыми поселенцами, подготавливающими почву другим существам. Поэтому они получили название пионеров растительности. Таково главное значение лишайников в природе.

Наибольшее хозяйственное значение в жизни человека лишайники имеют в тундре. Здесь они занимают огромные пространства и служат кормовой базой для оленей.

ГДЗ по Биологии 5 класс Пономарева, Николаев, Корнилова, 2020

Животные гетеротрофы - они питаются готовыми органическими веществами. Животные подвижны, им присуще половое размножение, имеют органы чувств и сложные отношения с окружающей средой.
6. Какие организмы носят название простейшие?

К простейшим относятся одноклеточне организмы или организмы, которые имеют простое строение.
7. Какова роль грибов в природе?

Грибы разрушают органическое вещество, которое потом усваивается новыми растениями.
8. Назовите меры по предупреждению отравления грибами.

Чтобы не допустить отравления грибами, необходимо соблюдать несложные правила:
1) собирать и употреблять в пищу нужно только те грибы, которые вы хорошо знаете.
2) нельзя собирать грибы рядом с авто- и ж/д дорогами.
3) нельзя употреблять в пищу переросшие, старые грибы, в них накапливаются ядовитые веещства.
4) перед употреблением грибы необходимо тщательно промыть, отварить и обжарить.
9. Как питаются бактерии?

По типу питания бактерии делятся на два типа.
Автотрофы - способны самостоятельно образовывать органические вещевства из неорганических.
Гетеротрофы - потребляют готовые органические вещества.
10. Почему надо изучать вирусы?

Вирусы - это неклеточная форма жизни, которая очень важна для изучения.
Как правиль, вирусы являются возбудителями заболеваний. И для того, чтобы предотвратить вспышки заболеваний, изготовить лекарства и вакцины, необходимо изучать эту форму жизни.
11. Назовите основные группы растений.

  • Цветковые &ndash, имеют цветок и плод. Есть стебель, листья и корень (корень и побег).
  • Голосеменные &ndash, их семена находятся в шишках. Листья видоизменены в хвою.
  • Мхи, хвощи, папоротники, плауны &ndash, споровые растения с более примитивным строением.
  • Водоросли &ndash, водный образ жизни. Тело представлено слоевищем. Примитивное строение.

Каждая ткань выполянет определенную функцию, что позволяет всем органам растения правильно функционировать.
13. Где растут лишайники?

Лишайники могут жить везде, где чистая атмосфера, и где можно получить воду: туман, рома, дожди и пр. Поэтому лишайники неприхотливы к местам обитания.
14. Почему растение называют автотрофом?

Рестения называют автотрофами, потому что они самостоятельно синтезируют органические вещества из неорганических.
15. Каких животных человек содержит дома? Для чего ему это нужно?

Для эстетического наслажения - птицы, кошки, собаки, экозитеческие животные.
Для продуктов питания и шерсти/кожи: овцы, коровы, козы.
Для рабочей силы: лошади, олени, иногда собаки (северные народы).
Для охоты - собаки.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

А. Задания на сравнение и объяснение.

1. Сравните строение бактериальной клетки и простейшего.

Бактриальная клетка имеет более простое строение, чем клетка простейшего организма. В клетке простейшего имеются ядро, органоиды, которые отсутствуют в клетке бактерии.
2. Сравните способы питания грибов, растений и животных.

По способу питания схожи грибы и животные - они гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами.
Растения - автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических при помощи фотосинтеза.
3. Объясните, почему жизнь грибов и животных без зеленых растений на нашей планете невозможна.

В первую очередь потому, что растения вырабатывают кислород, без которых невозможна жизнь животных и грибов. А также растения вырабатывают органические вещества, которыми питаются и грибы, и животные.
Б. Выберите правильный ответ.

1. К неклеточным формам жизни относятся
б) вирусы

2. Ядро отсутствует в клетках
г) бактерий

3. Зеленый пигмент хлорофилл находится в клетках
б) растений
В. Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к
Лишайник.

Читайте также: