Погруженные полностью в воду семена растений гибнут от недостатка

Обновлено: 05.10.2024

Учитель. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Это урок в рамках ПИТ (проектно-исследовательская технология) Тема нашего урока “Прорастание семян”. На уроке мы должны выяснить, какие условия необходимы для прорастания семян. Для решения этой проблемы нам помогут группы, которые вели исследовательскую работу.

  1. ботаники;
  2. юннаты;
  3. практики;
  4. юные химики;
  5. юные агрономы.

На уроке присутствует ученый совет, который подведет итог работы всех групп и решит, справились ли мы с проблемным вопросом.

Ребята, открыли тетради и записали тему урока “Прорастание семян”. Слово предоставляется группе ботаников.

Ботаники. Наша группа изучала вопрос “Какое строение имеют Семена фасоли и пшеницы?”

Рассмотрим сухой плод пшеницы – зерновку. Продолговатое зерновка пшеницы снаружи одета золотисто-желтым кожистым околоплодником, который так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Если разрезать зерновку пшеницы вдоль, на срезе видно, что большую часть зерновки составляет мучнистый эндосперм, клетки которого содержат питательные вещества. Зародыш пшеницы маленький, рассмотреть его можно только под лупой. Он имеет корешок, стебелек и почечку. Но семядоля у него одна. Она не содержит запаса питательных веществ, плотно прилегает к эндосперму и похожа на тонкую пластинку. Когда семя прорастает, питательные вещества из клеток эндосперма поступают к зародышу через семядолю.

Итак, семя пшеницы имеет:

  1. околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
  2. зародыш;
  3. эндосперм;

Рассмотрим строение семени фасоли. Снаружи семя покрыто семенной кожурой. Она защищает семя от чрезмерного пересыхания. Если взять набухшее в воде семя фасоли и снять с него кожуру, под семенной кожурой обнаружится зародыш. Он состоит из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

Итак, семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, а запасы питательных веществ находятся в семядолях.

Растения, семена которых состоят из одной семядоли, называются однодольными.

Растения, семена которых состоят из двух семядолей, называются двудольными.

Учитель. Спасибо ботаникам за интересную информацию. Послушаем группу юннатов.

Юннаты. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Коля нам принес книги по ботанике 1923 года и 1928 года и свой учебник “Биологи”. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, температура и питательны вещества. И докажем это опытом.

В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Опыт показывает: “Для прорастания семян необходима вода”

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества.

Для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают в 1,5 раза больше своей массы. Поэтому семена гороха и некоторых овощных растений перед посевом намачивают. Зерновкам кукурузы требуется в 2 раза меньше их массы.

Мы взяли два блюдца, положили на них одинаковое количество грамм гороха и кукурузы. Залили оба блюдца одинаковым количеством воды. Через некоторое время мы сравнили блюдца. В блюдце, где лежали семена гороха, воды не было. А на блюдце, где лежали семена кукурузы, вода осталась. И после этого мы точно убедились, что для каждого растения нужно разное количество воды.

Мы провели следующий опыт. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворенного в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха, и под водой они не прорастают.

В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло.

Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут, в конце концов погибнут. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Например, семена огурцов, тыквы прорастут при температуре +15ْ , +18ْ С, а семена перца при +25ْ С. Семена гороха, редиса, укропа сходят при температуре +2, +5ْ С. Эти особенности семян учитываются при определении сроков посева. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах называют холодостойкими.

Учитель. А сейчас мы составим схему “Типы растений по отношению к температуре”.

Ученик записывает схему на доске, а ребята в тетради.

Учитель. А нужен ли свет для прорастания семян?

Отношение прорастание семян к свету можно проверить простейшим опытом. Мы взяли две тарелки и на каждую из них положили тряпочку, смочили ее и поместили на каждую из них для проращивания по 50 семян редиса. Накрыли влажной тряпочкой. Затем в одну тарелку поместили в темноту (в шкаф), другую оставили на свету. Дней через 7 увидели, что семена редиса, которые содержались в темноте, развились лучше и проросло их больше, чем на свету.

Опыт подтверждает, что для прорастания семян свет не нужен.

Учитель. Молодцы юннаты! Ребята! Чем же питается зародыш в начале прорастания? Послушаем практиков.

Практики. В ходе исследовательской работы мы выяснили, что в момент прорастания зародыш использует заключенные в себе запасы питательных веществ. При прорастании семян крахмал, содержащийся в эндосперме, под действием особых веществ превращается в сахар, который растворим в воде, раствор сахара притекает к зародышу. В этом легко убедится, если попробовать на вкус проросшие зерновки пшеницы или ржи. Они имеют сладковатый вкус.

Значение питательных веществ в прорастаниях семян легко проверить на опыте.

На влажную подстилку из марли мы положили одинаковые по размеру семена фасоли. Когда они набухли, отрезали семядоли. Мы убедились, что без семядолей проросток не растет. Ведь в семядолях содержатся питательные вещества, без которых проросток не сможет жить. Если отрезать одну семядолю, у проростка останется лишь половина всех запасенных питательных веществ, и от недостатка питания он будет хилым и слабым.

Из этого опыта можно сделать следующий вывод: “Чем больше питательных веществ, тем крупнее проросток”.Вот почему проросток фасоли выросший из целого семени, значительно превосходит по размеру остальные проростки.

А подтвердить наш вывод поможет нам Вика своим опытом.

Мы посадили мелкие и крупные семена пшеницы. Из проведенного опыта видно, из крупных семян выросли крупные сильнее проростки, а из мелких – наоборот, маленькие и хилые. Проросток расходует питательные вещества во время роста. Поэтому для посева надо брать крупные семена.

Учитель. Ребята! А дышат ли семена? Про свои исследования нам расскажет группа “юные химики”.

Юные химики. Человеку и животным для дыхания нужен кислород. Кислород поддерживает горение. Зажженная лучина хорошо горит, потому что в воздухе содержится кислород . это происходит потому, что при дыхании выделяется углекислый газ, не поддерживающий горение.

Мы уже знаем, что для прорастания семян необходим воздух. Дышат ли семена? Нужен ли кислород для дыхания? Какой газ выделяется при дыхании семян? Чтобы ответить на эти вопросы поставим опыт.

Мы взяли 2 бутылки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них положили сухие непроросшие семена, а в другую – такое же число проросших семян. Обе бутылки плотно закрыли пробками и поставили в темное место. На следующий день проверили, изменился ли состав воздуха с семенами? Опустили в бутылку зажженную свечку, прикрепленную к проволоке. Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизменным. Непрорастающие семена дышат слабо, и поэтому запас кислорода в бутылке сохранился почти полностью. Затем открыли бутылку с проросшими семенами и опустили свечу до самого дна. Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород из воздуха, находившегося в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа.

Опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород и выделяют углекислый газ, то есть дышат . Это естественно, так как растения – живые организмы.

Вывод: Кислород воздуха – важное условие прорастания семян и развития проростка.

Семена дышат днем и ночью. Вовремя выделяется тепло. Если в банку с прорастающими семенами, хорошо закрытую со всех сторон ватой и войлоком, опустить термометр, легко заметить повышение температуры.

Тепло, выделяющееся при дыхании семян, нагревает их. Особенно много тепла выделяется при дыхании прорастающих семян. Сырые проросшие семена дышат энергичнее непроросших. Сложенные толстым слоем сырые семена прорастают и быстро разогреваются. Зародыши таких семян не погибают. Семена теряют всхожесть. Чтобы этого не происходило, семена убирают на хранение только сухими и хранят в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Доступ воздуха к семенам должен быть постоянным. Это необходимо и для сухих семян, хотя дышат они слабее, чем прорастающие. Такие условия для хранения семян создаются в современных зернохранилищах. (элеваторах).

Учитель. Спасибо группе химиков. Ребята! Какие же условия необходимы для прорастания семян?

Ученики. Для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло, температура и питательные вещества семени.

Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох). Семена этих растений прорастают при низкой температуре и обилии влаги.

  • Семена растений, более требовательных к теплу, приходится высевать, когда почва достаточно прогреется. Однако с посевом семян теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, тыква, дыня, томат) запаздывать тоже нельзя. С каждым днем солнце пригревает все сильнее и почва все более высыхает. Поэтому опоздание с посевом этих растений снижает урожай. Недаром говорят, что “весенний день год кормит”. Учитывая это, семена теплолюбивых растений надо сеять возможно быстрее, как только почва нагреется до 10-12 ْ С. Позднее семена попадут в теплую, но сухую почву и будут прорастать медленно, что снизит урожай.

Можно, однако, посеять семена своевременно, но не глубоко заделать их в почву.

Тогда они высохнут под жаркими лучами весеннего солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохие. На большой глубине проросткам не хватает воздуха; молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.

Глубина заделки семян зависит от размера и свойств почвы. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.

Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1–2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2–4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4–5 см. если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

Учитель. Стремясь вырастить растения человек создает все условия, необходимые для прорастания семян а чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева семян и глубину их заделки в почву. Об этом нам расскажет группа агрономов.

Агрономы. Наша группа получила задание ответить на вопросы: почему семена высевают в разные сроки? Отчего зависит глубина заделки семян?

Чтобы ответить на эти вопросы наша группа посетила Государственную семенную инспекцию. Задача работников инспекции состоит в том, что они проверяют семена на: всхожесть, влажность, заселенность вредителями, определение чистоты, определение массы тысячи семян.

Наша группа проделала следующий опыт: мы взяли 2 стакана и посадили в один маленькие зерна пшеницы, а во второй – большие. Всего мы посадили 6 зерен (3 маленьких и 3 больших). В начале насыпали слой земли в 2 см, затем посадили первое зерно, потом еще насыпали земли 2 см – посадили второе зерно, еще насыпали 2 см и посадили третье зерно. Все засыпали слоем земли в 1 см и полили. Тоже самое проделали и с большими зернами. Через 3 дня появился первый проросток тот, который находился ближе к поверхности, на следующий день появился второй проросток, посаженный вслед за первым проросшим, на третий день появился проросток, посаженный самым первым, то есть глубже всех. Аналогичная картина наблюдалась и с большими зернами.

Вывод: глубина заделки семян – один из самых важных факторов посева семян.

Лидия Дмитриевна нам рассказывала, что на глубину заделки семян влияют и свойства почвы. В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В верхних слоях песчаной почвы очень мало влаги. Поэтому семена, посеянные в такую почву неглубоко, будут страдать от недостатка влаги. Воздух в песчаной почве проникает на большую глубину, и влага лучше сохраняется в более глубоких слоях.

Глинистая почва более плотная и тяжелая. Уже совсем близко к поверхности в ней мало воздуха, а влаги достаточно и в верхних слоях. Поэтому в глинистую почву не рекомендуется сеять семена слишком глубоко. Строгое соблюдение сроков и правил проведения посевных работ имеет большое значение для повышения урожайности возделываемых растений.

Учитель. Ребята! Созданы все условия для прорастания семян. А семена не проросли. Почему?

Настя. Семена не проросли, потому что содержали погибший зародыш.

Учитель. Прорости и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.

Теперь настало время предоставить слово ученому совету.

Ученый совет. Очень было интересно на уроке. Ребята в группах провели много исследовательской работы, продемонстрировали много опытов и мы узнали, что для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух, тепло и питательные вещества. А я прочитаю стихотворение Ангелины Мухамеджановой, ученицы нашей гимназии.

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!”

И первое, конечно же
Наличие воды,
А во-вторых,
Тепло,
Будь хоть зима, хоть лето
И воздух, чей состав так сложен
Для прорастания им нужен.

И если все это сложить
Солнце, воздух и вода
Немного времени
Немного времени,
И с вами, увидим, как из семя
Такой знакомый человеку
Зеленый маленький листочек
Покажет тоненькую ручку,
Как листики с кленовых почек.

Учитель. Спасибо ученому совету, я думаю, что вы все согласны с их выводами. Итак, мы ответили на вопрос, который был поставлен в начале урока.

Ученики. Да.

Учитель. Итак, для проведения семян необходимы вода, воздух, тепло, температура, питательные вещества семени. А чтобы получить хороший урожай, надо соблюдать сроки посева и глубина заделки семян. Глубина заделки семян зависит от размера семян и от свойств почвы.

Спасибо всем группам. Провели огромную исследовательскую работу, посетили государственную семенную инспекцию, побеседовали с агрономами, провели очень много опытов. Молодцы!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тесты по биологии 6класс.

Хлорофилл – благодаря которому в клетках происходит фотосинтез:

а) ускоряет химические реакции.

в) поглощает углекислый газ.

с) поглощает солнечную энергию и использует для синтеза веществ.

2. Возраст дерева можно определить по:

а) толщине стебля

в) высоте стебля

с) по числу годичных колец в древесине

В клетках кожицы лука в отличие от клеток листа герани нет:

Об условии жизни растений в разные годы можно узнать по толщине:

с) годичных колец

Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

д) семенная кожура.

Что развивается из стенок завязи:

а) семенная кожура

Почему растения называются двудольными, они содержат:

в) две семядоли и два зародыша

д) два эндосперма.

Всхожесть семян зависит от:

а) запаса питательных веществ в семени

в) размеров семян

с) наличия здорового зародыша

д) глубины их посева в почву.

Семена подсолнечника содержат большой запас жира, который необходим для :

а) защиты зародыша от мороза

в) защиты от засухи

с) питания зародыша

д) дыхания зародыша.

Наука, о растениях:

Растение при дыхании поглощает :

д) углекислый газ.

Животное , имеющее жгутик и светочувствительный глазок :

а) зеленая эвглена

Двустворчатые моллюски обитатели воды дышат :

В пищеварительной системе улитки по сравнению с дождевым

д) ротовая полость.

15. Хитиновый покров насекомых служит для :

16) Мантия у улитки служит

а) органом кровообращения

в) для пищеварения

17) Сердце у млекопитающих:

18) Непостоянную форму тела имеет :

19) Кровь, насыщенная углекислым газом :

20) Артерии – это сосуды , несущие :

а) венозную кровь

в) артериальную кровь

с) кровь от органов к сердцу.

д) кровь от сердца к органам.

21) Жаберное дыхание у:

в) паука – крестовика

д) дождевого червя.

22) Служат пищей рыбам, малькам, пресноводным рачкам :

в) амеба дизентерийная

23) Инфузория – туфелька передвигается с помощью :

24) Лягушки относятся к классу :

25) Орган рыбы, воспринимающий направление и силу тока воды:

а) боковая линия

26) Насекомые имеют:

27) Щупальца гидры расположены :

а) по всей поверхности тела

в) вокруг ротового отверстия

д) на боковой стороне.

28) Речной рак удерживает пищу :

а) короткими усиками

д) брюшными ногами.

29) Опорно – двигательная система млекопитающих состоит из :

в) скелета и мышц

с) мышечных волокон

д) мышечных клеток.

30) Насекомое, с полным превращением :

Тесты по биологии 6 класс.

Ботаника - это наука, изучающая :

Растение при дыхании выделяет :

д) углекислый газ.

Вещества от корня в лист передвигаются по :

Ветром распространяются семена :

Выполняют функцию первичного листа семядоли:

Главная часть цветка:

У микроскопа, увеличивающего в 300 раз на объективе указано 20, а на окуляре:

а) 600 в) 280 с) 150 д) 15.

Погруженные полностью в воду семена растений гибнут от недостатка

д) питательных веществ.

Фотосинтез происходит в:

Сосуд, идущий от легких к сердцу несет кровь богатую :

д) углекислым газом.

Сколько ног у паука :

а) 4 в) 8 с ) 10 д) 12. е) 2.

Наружный слой клетки :

Относится к двукрылым насекомым :

Вены – это сосуды, несущие :

а) кровь от органов к сердцу

в) кровь от сердца к органам

с) венозную кровь

д) артериальную кровь.

Стебель с листьями и почками называются :

Окраску листьям придают :

Соцветие у одуванчика:

19) Паукообразные дышат:

с) с помощью влажной кожи

д) с помощью дыхалец

20) Лягушки относятся к классу :

21) Ввел термин клетка:

22) Венозная кровь:

а) ярко-красная, бедная кислородом.

в) темная, богатая кислородом,

с) темная, богатая углекислым газом

д) ярко-красная, богатая кислородом

е) ярко-красная, богатая углекислым газом.

23) Насекомые имеют:

а) 10 ног в) 2 ноги с) 4 ноги д) 6 ног е) 12 ног.

24) Свойство, характерное для нервной ткани:

25) Дождевой червь питается :

в) путем хемосинтеза

д) гниющими растительными остатками

е) другими червями.

26) У млекопитающих малый круг кровообращения начинается в:

а) левом предсердии

в) правом желудочке

с) правом предсердии

д) левом желудочке

27)Гидра может медленно передвигаться благодаря сокращению клеток:

28) Насекомое, с полным превращением:

д) колорадский жук

29) Система органов дыхания обеспечивает:

а) доставку углекислого газа к тканям

в) очищение крови от азота

с) поступление питательных веществ в кровь.

д) поступление кислорода в кровь.

е) транспорт угарного газа.

30) Сократительные вакуоли необходимы для:

а) удаления продуктов окисления

в) поглощения воды из окружающей среды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 444 материала в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.06.2016 3179
  • DOCX 105 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Алибекова Жанар Муратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях называются: мочковатыми, главными, придаточными, стержневыми, боковыми?
Плод ячменя: многокостянка, орешек, зерновка, костянка, семянка?
Жабры- это органы: дыхательной, кровеносной пищеварительной, нервной или системы размножения?
Направление света к микропрепарату регулируется: объективом, окуляром, штативом, винтом, зеркалом?
погруженные полностью в воду семена растений гибнут от недостатка: света, тепла, воздуха, минеральных солей, питательных веществ?
Плоский червь, обитающий в пресных водоемах: дождевой червь, эвглена, гидра, планария, пиявка?
С мочой, потом и калом организм постоянно теряет: гормоны, воду, крахмал, белки, жиры?

Корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях называются: боковыми
Плод ячменя: зерновка, костянка
Жабры- это органы дыхательной системы
Направление света к микропрепарату регулируется зеркалом
погруженные полностью в воду семена растений гибнут от воздуха
Плоский червь, обитающий в пресных водоемах планария
С мочой, потом и калом организм постоянно теряет воду

1. Боковые корни.
2. Точно не скажу, но это не многокостянка и не зерновка.
3. Дыхательной.
4. Зеркалом есстесно.
5 . Воздуха.
6. Эвглена.
7. не гормоны точно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Хлорофилл – благодаря которому в клетках происходит фотосинтез:

а) ускоряет химические реакции в) поглощает углекислый газ.

с) поглощает солнечную энергию и использует для синтеза веществ.

2. Возраст дерева можно определить по:

а) толщине стебля в) высоте стебля с) по числу годичных колец в древесине

3.В клетках кожицы лука в отличие от клеток листа герани нет:

а) хлоропластов в) ядра с) цитоплазмы д) оболочки :

4. Об условии жизни растений в разные годы можно узнать по толщине:

а) сердцевины б) пробки с) годичных колец д) коры.

5. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается:

а) околоплодник в) зародыш с) эндосперм д) семенная кожура.

6. Что развивается из стенок завязи:

а) семенная кожура в) зародыш с) околоплодник д) эндосперм.

7. Наука, о растениях:

а) ботаника в) зоология с) анатомия д) география.

8. Растение при дыхании поглощает :

а) кислород в) водород с) азот д) углекислый газ.

9. Сердце у млекопитающих:

а) двухкамерное в) трехкамерное с) четырехкамерное д) однокамерное

10. Насекомое, с полным превращением :

а) таракан в) саранча с) бабочка д) кузнечик. е) вошь.

11. Окраску листьям придают :

а) лейкопласты в) хромопласты с) хлоропласты

Задание 2 Работа с текстом.

Способы питания

Для всех живых организмов характерны следующие жизненные проявления: дыхание, питание, выделение, рост, развитие , размножение и др. за миллионы лет эволюции жизни на Земле выработались различные формы питания.

Одни живые организмы приспособились поглощать готовые органические вещества из водной среды. Этот, самый первый способ питания, который появился у одноклеточных организмов в первобытном океане, называется гетеротрофным.

До сих пор на нашей планете существуют и те, и другие организмы. Но со временем появились более крупные, многоклеточные существа. Им уже было мало крошечных частиц пищи, они стали заглаживать и переваривать белее крупные порции готовых органических веществ. Так питаются многие беспозвоночные, все позвоночные и человек в том числе.

1. Объясните, о каких способах питания идет речь в тексте?

2. Чем и как питаются грибы и бактерии?

3. Что было бы на Земле, если бы не появились организмы способные к фотосинтезу?

Вариант 2

Задание 1. Выбери один верный ответ

а) растения в) животных с) человека д) микроорганизмы.

а) кислород в) водород с) азот д) углекислый газ.

а) лубу в) древесине с) сердцевине д) пробке.

а) гороха в) яблони с) одуванчика д) томата.

а) ячменя в) пшеницы с) лука д) фасоли

а) цветоножка в) пестик с) чашечка д) цветоложе.

а) фасоль в) астру с) чеснок д) яблоню.

  1. У микроскопа, увеличивающего в 300 раз на объективе указано 20, а на окуляре:

а) 600 в) 280 с) 150 д) 15.

  1. Погруженные полностью в воду семена растений гибнут от недостатка

а) воздуха в) света с) тепла д) питательных веществ.

а) лейкопластах в) хлоропластах с) лизосомах д) рибосомах.

11. Гриб подберезовик получает от березы?

а) защиту от солнца в) минеральные вещества

с) воду д) органические вещества

Задание 2. Работа с текстом.

Считается, что жизнь на Земле появилась с того времени, как организмы, состоящие из разнообразных химических веществ, смогли воспроизводить себе подобных. На первых этапах эволюции это было бесполое размножение. Оно происходило довольно просто: материнская две клетка делиться на две дочерние. У многоклеточных появилось размножение спорами, вегетативное, фрагментация, почкование и др. В бесполом размножении принимает участие только одна особь и, соответственно, только ее генетический материал. В результате потомство генетически однородным.

Появление сначала полового размножения стало настоящим прорывом эволюции живых организмов. Перекомбинация признаков и слияние гамет от двух организмов привело к тому, что потомство стало генетически разнообразным. Это сделало возможным естественный отбор, формирование приспособленности к изменяющимся условиям среды и привело к появлению новых форм животных и растений.

Многие живые организмы, которые могут размножаться бесполым и половым путем, в благоприятных условиях дают многочисленное потомство бесполым путем. А при изменении условий в худшую сторону переходят к половому размножению. Это способствует сохранению вида.

Картотека опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
opyty_kartt_word.doc 116 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: помочь установить зависимость роста и состояние растений и ухода за ними.

Материал: два-три одинаковых растений.

Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

I.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент с растениями. Суть эксперимента- в разном уходе за растениями.

воспитатель со слов детей выполняет рисунки-прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить , второе своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье только поливать.

Дети наблюдают за действиями воспитателя , как тот ухаживает за растениями по-разному: первое- своевременно пропалывает ,поливает, рыхлит; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье- только поливают. длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением.

IV.Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают каждый результат. Сравнивают с рисунками- прогнозами.

Вывод: за растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы.

Цель : познакомить со строением колоска.

I.Постановка исследовательской задачи.

воспитатель показывает зернышки.

Воспитатель: Знаете ли вы ,где их домики?(ответы детей.)

Воспитатель предлагает самим детям разобрать колоски и отыскать в них зернышки.

Вывод : Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.

Цель: помочь выделить ту часть растения, из которых могут появиться новые растения.

Материал: почва. лист и семена березы ( или другого растения), овощи.

I . Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Незнайка захотел сделать доброе дело- вырастить дерево. Но не сумел. Поможем ему.

Воспитатель предлагает детям попробовать вырастить дерево из листочка или семени.

Дети выполняют рисунки-прогнозы

Дети под руководством воспитателя рассматривают листья, семена, называют их.

Воспитатель: Что необходимо для роста растения?( нужна вода, земля).

Дети под руководством воспитателя помещают на дно неглубокой емкости на влажную вату лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты с (зарисовкой): лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы.

IV.Фиксирование результатов эксперимента.

Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке. Дети сравнивают свои рисунки- прогнозы с результатами эксперимента.

Вывод: Новые растения прорастают из семян.

Цель : помочь определить, что срезанные растения раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

Материал: растения с бутонами.

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель: Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении? ( предположения детей.)

II .Выполнение эксперимента.

Дети выбирают два цветка, находящиеся на стадии раскрытия бутона. Один из цветков срезают и сразу же помещают в воду, другой оставляют на растении и помечают, привязав у основания яркую нитку.

III. Фиксирование результатов эксперимента.

Сохранность цветов отмечают визуально или с помощью календаря наблюдений.

Полученные результаты зависят от многих факторов, поэтому воспитатель должен уметь объяснить реально получившиеся результаты.

Цель : познакомить со способами проращивания семян.

Материал: семена бобов, кабачков, земля.

Оборудование: две баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

I.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель говорит детям, что весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю, однако не все из них произрастают и не все дают ростки одинаково быстро. Воспитатель предлагает научиться правильно, проращивать семена и узнать, какие из семян прорастают быстро, а какие - медленно.

Дети выполняют рисунки-прогнозы, какие из семян прорастут быстрее - сухие или заранее замоченные.

Один боб и одно семечко воспитатель аккуратно закапывает в землю, дети поливают (необходимо установить табличку). Другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут розетку, смачивают водой.

На другой день воспитатель в присутствии детей высаживает семена, пролежавшие в салфетке всю ночь, в землю (необходимо установить табличку).

IV.Фиксирование результатов эксперимента.

Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Результаты опыта зарисовывают и сравнивают со своими рисунками-прогнозами.

Вывод . Заранее замоченные семена проросли быстрее.

Цели : познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок бальзамина.

Оборудование: две стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

I.Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Где мягче почва - на газоне или на тропинке. ( Предположения детей.)

Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. Под руководством воспитателя делают луночки.

Воспитатель. В какую почву палочка проходит легко, а в какую с трудом? ( ответы детей).

Дети под руководством воспитателя сажают в луночки черенки бальзамина, поливают их (умеренно). Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему?

III. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя делают зарисовки.

Вывод . Уплотненная почва не подходит к растениям- плохо пропускает воздух и воду, рыхлая почва хорошо пропускает воздух и воду, быстро высыхает.

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы. Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

I.Постановка исследовательской задачи

В какой почве растениям лучше расти- в рыхлой или плотной?( предположения детей).

Дети под руководством воспитателя выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом – рыхлая.

-Почему плотная почва – хуже.( ответы детей).

Дети под руководством воспитателя проводят опыт: погружают одинаковые комочки в воду.

Вывод: хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха

-Нужен ли воздух корешкам? ( предположения детей.)

Дети под руководством воспитателя проводят опыт. Три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью – на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей – растение гибнет).

Воспитатель предлагает нарисовать, как будет выглядеть фасоль через неделю, что получилось в результате эксперимента.

Вывод. Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Цели . дать представление о том, что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Материал: земля, вода.

I.Постановка исследовательской задачи

Воспитатель рассказывает детям историю о том, как образовалась почва на нашей земле.

Воспитатель. Вот так выглядела наша земля много-много веков назад. На суше не было ни растений, ни животных- только горы, скалы, реки, озера, моря. От жаркого солнца, сильных ветров, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз. Там они перетирались друг о друга и превращались в песок и глину. Первые растения и животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растение.

Оказавшись на суше, растения перегнивали, смешивались с песком, глиной и камешками- образовывали почву на которой могли развиваться другие растения. Некоторые растения росли на половину в воде, а их цветы как будто плавали на ее поверхности. Когда у них появились семена, ветер подхватывал их и разбрасывал по суше. Семена перемешивались с остатками сгнивших растений, песком, глиной, и камнями прорастали, потому что это была уже почва. Затем на почве появились другие растения, из которых через некоторое время образовывался перегной. Так слой почвы увеличивался, становился толще. Что же такое почва? Это плодородный слой земли.

Вот вы и узнали, как появился на нашей планете плодородный слой земли. На его образования ушли тысячи лет. Почва образуется очень медленно, а вот разрушится она может очень быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Почему? Потому что растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, листвой оберегают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть и там где их нет.

-Что находится в горшках (Почва.)

Воспитатель предлагает обследовать почву, проверить, действительно ли в ней есть песок, глина, камни, перегной.

Воспитатель бросает землю в воду.

Воспитатель. Что появилось на ее поверхности? (Пузырьки воздуха.) Значит, в земле есть воздух. А то, что упало на дно тазика вместе с землей? ( Камешки.) Значит, в земле есть маленькие камешки.

IV.Фиксирование результатов эксперимента.

Воспитатель предлагает детям обозначить двумя линиями слой почвы и между ними нарисовать составляющие почвы - песок

(точками), а глину (коричневым цветом), камешки(овалом).

Вывод. Почва находится на поверхности земли. Почва состоит из воздуха, песка, глины, камешков.

Читайте также: