Показания для использования тепла на болезненные участки выберите несколько правильных ответов

Обновлено: 05.10.2024

ВложениеРазмер
fizioterapiya.odt 774.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Тольяттинский медицинский колледж

Методическая разработка для студентов

ПМ.05. Медико-социальная деятельность

МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация

для специальности Лечебное дело (углубленная подготовка)

очная форма обучения

Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК № 6

Протокол № ___ от

Председатель ЦМК № 6

________________ Фесенко И.С.

Автор: Скворцова В.Н. - преподаватель высшей категории.

Данная работа рекомендуется преподавателям Основ реабилитации, студентам для подготовки к практическому занятию, при прохождении учебной и производственной практик и при подготовке к экзаменам.

Заместитель директора по методической работе Е.П.Карцева

На протяжении многих лет наблюдается неблагоприятная ди намика состояния здоровья населения: неуклонно растут показатели заболеваемости, число инвалидов в настоящий момент составляет около 10 млн. человек. Стремительный рост числа забо леваний, относящихся к разряду социально обусловленных (сердечно-сосудистой системы, онкологические, туберкулез, несчастные случаи, травмы и отравления и др.), является основной причиной высокой смертности, временной утраты трудоспособности, инвалидизации населения, в том числе в трудоспособном возрасте.

Большое значение в связи с этим приобретает подготовка спе циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об щественной, профессиональной деятельности, навыками форми рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Эти вопросы включает ПМ.05. Медико-социальная деятельность МДК 05.01 Медико-социальная реабилитация специальности Лечебное дело (углубленная подготовка) очная форма обучения

Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных группах;

- осуществления основных физиотерапевтических процедур по назначению врача;

- проводить физиотерапевтические процедуры;

- составлять программу индивидуальной реабилитации;

- организовывать реабилитацию пациентов;

- основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации;

Методическая разработка для студентов составлена в программах: Word, OpenOffis, PowerPoint и размещена на сайтах:

  • ознакомиться с презентацией, где представлен теоретических материал с иллюстрациями;
  • провести самоконтроль знаний по теме;

Для студентов разработаны:

  • Тестовый контроль для оценки конечного уровня по всем темам.
  • Обучающие задачи.
  • Ситуационные задачи.
  • Тестовые задания открытого типа.

Тестовый контроль по теме:

«Введение в физиотерапию.

1.Какова норма нагрузки на медсестру по физиотерапии?

А. 15000 условных процедурных единиц в год.

Б. 10000 условных процедурных единиц в год.

В. 30 процедурных единиц в день.

Г. 100 процедурных единиц в день.

2.Сколько должны храниться процедурные карточки (форма 044-у)?

Б. 1 год.
В. 2 года.
Г. 3 года

3.Кем могут быть устранены неисправности в физиотерапевтической аппаратуре?

А. Мастером медицинской техники.

Б. Медицинской сестрой.
В. Инженером по технике безопасности.
Г. Электриком лечебного учреждения.

4.Растворы лекарственных препаратов для физиотерапевтических процедур следует хранить:

Б. До 10 суток.
В. До 15 суток.
Г. До 30 суток.

5.Электромедицинская аппаратура какого класса защиты требует защитного заземления?

А. Только 01 класса.

Б. Только 1 класса.
В. 0 и 1 классов.
Г. 2 и 3 классов.

6.Для ослабления боли при проведении гальванизации на зону воспалительного очага следует помещать:

Б. Катод.
В. Не имеет значения.

7.Гидрофильные прокладки при гальванизации смачивают:

А. Изотоническим раствором.

Б. Дистиллированной водой.
В. Водопроводной водой.
8.Лекарственный электрофорез показан при:

Б. Гипертонической болезни 3 стадии.
В. Экземе
Г. Маточных кровотечениях.

9.В какой форме возможно введение лекарственного вещества во время электрофореза?

Б. Молекулярной.
В. Ионизированной.

10. Ионы каких веществ вводят с анода?

Б. Кислотных радикалов.
В. Не имеет значения.

1.Физиотерапвтическое отделение - это:

А. Специализированное госпитальное учреждение.

Б. Самостоятельное подразделение медицинского учреждения.
В. Специализированная поликлиника.
Г. Санаторно-курортное учреждение.

2.Сколько аппаратов можно разместить в одной процедурной кабине ФТО?

Б. Один.
В. Два.
Г. Три.

3. Где должен быть установлен электрощит?

А. В каждом кабинете ФТО.

Б. Один на два кабинета.
В. Один на все кабинеты.
Г. Один на этаже.

4.Что должна включать первая доврачебная помощь при электротравме:

А. Введение противошоковых медицинских препаратов.

Б. Искусственное дыхание.
В. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Г. Непрямой массаж сердца.

5.Исходя из каких показателей исчисляется норма нагрузки медсестры ФТО?

А. Количество процедур за час.

Б. Количество условных процедурных единиц за день.
В. Количество больных за год.
Г. Количество условных процедурных единиц за один год работы.

6. Гальванизация показана при:

А. ЯБЖ с опасностью кровотечения.

Б. Гипертонической болезни 2 стадии.
В. Нарушении кожной чувствительности.
Г. Фурункулезе.

7.Какой аппарат используется для проведения гальванизации и лекарственного электрофореза?

Б. Поток - 1
В. Ранет.
Г. Соллюкс.

8. Какова оптимальная концентрация раствора при проведении электрофореза?

9.Лекарственный электрофорез – метод сочетанного воздействия гальванического тока и:

А. Переменного тока.

Б. Импульсного тока.
В. Постоянного непрерывного тока
Г. Интерференционных токов.

10. Ионы каких веществ вводят с катода?

Б. Кислотных радикалов.
В. Не имеет значения.

Обучающая задача по теме « Введение в физиотерапию.

Ответ: При устройстве и оборудовании физиотерапевтического отделения (кабинета) должны быть соблюдены: техника безопасности, удобства для больных, нормальные условия работы персонала, приказ 21.12.84 №1440 (Приложение №4 «Положение об отделении (кабинете) физиотерапии лечебно-профилактического учреждения).

Помещение выделяется не ниже 1 этажа. Оно должно быть сухим, теплым (+20 С), просторным (из расчета 6 м. кв на 1 аппарат), необходима приточно- вытяжная вентиляция, электропроводка скрытая, на высоте 1,6 м от пола устанавливается щит с рубильником, все металлические заземленные предметы огораживаются деревянными кожухами, стены на высоту 2 м покрываются масляной краской, полы покрываются линолеумом.

Аппаратура размещается строго по плану, утвержденному заведующим. По способу поражения электрическим током все аппараты делятся на 4 класса. Аппараты 01 и 1 класса имеют клеммы защитного заземления с внешним контуром здания. В аппаратах 2 класса установлена защитная изоляция кожуха, а аппараты 3 класса питаются от изолированного источника низкого напряжения. Необходимо проводить профилактический осмотр аппаратуры не реже 1 раза в 7 дней. Профилактический осмотр и ремонт проводит медтехник. Контроль за соблюдением осмотра и ремонта осуществляет медсестра данного кабинета. Аппараты необходимо предохранять от пыли, сырости и перегрузок. Уход за аппаратурой входит в обязанности медсестры.

1.У больного хронический гастрит с пониженной секрецией желудка. Жалобы: тяжесть и боль ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после еды. Цель физиотерапии: купирование боли, воспаления, улучшение трофики. Назначение: гальванизация области желудка.

Пример подробной прописи назначения: один электрод площадью 300см2 помещают на эпигастральную область и соединяют с катодом, второй – площадью 300 см2 – поперечно на нижнегрудной отдел позвоночника и соединяют с анодом. Сила тока 10-15-20 мА. Продолжительность 15-20-30 минут. Ежедневно. Курс 10-15 процедур.

Пример сокращенной прописи назначения: гальванизация области желудка; сила тока 10-15-20 мА; 15-20-30 мин; ежедневно; №15.

Пояснение: Прописи назначений процедур производят врачи-физиотерапевты в единой процедурной карточке (форма №044у).

При оформлении прописи назначения соблюдается следующий порядок, последовательность: метод физиотерапии, область воздействия, площадь воздействия (см2, расположение электродов (поперечное, продольное или др.), силу тока (мА) или его плотность (мА*см2), порядок и продолжительность процедур (ежедневно, через день и т.д.), общее число процедур на курс лечения.

-при наличии у пациента в поле воздействия инородных тел, металлических штифтов

- у пациентов с имплантированными кардиостимуляторами

-в один день с временным интервалом

-мытье окон изнутри

-протирание мебели, аппаратуры, защитных экранов и жалюзей

-дневник ежедневного учета работы медицинской сестры

-журнал учета процедур по кабинету

-инструкция по технике безопасности при работе с аппаратами

необходимо прополоскать, прокипятить и высушить

по площади меньшей прокладки

приказом МЗ СССР № 1440

приказ МЗ РФ № 1705н

от 15-30 до 100 мл на 100 см2 прокладки

постоянный ток малой силы и низкого напряжения

-в порядке входного контроля при поступлении изделия в эксплуатацию

-после продолжительного перерыва в работе изделия

- при отказах систем изделия

1 местная, одна общая физиотерапевтическая процедура

-анализировать и оценивать полученные результаты лечения

-владеть техникой проведения процедур электролечения

-оказать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях, электротравмах и других осложнениях, возникающих во время физиотерапевтических процедур

-оформить отчетную документацию

2 смежных кабинета

-хронический гастрит с пониженной секреторной функцией

-воздействие непосредственно на патологический очаг

-снижение частоты и интенсивности физиологического и побочного действия вещества на организм

-создание подкожного депо, в котором вещества задерживаются от 1 до 3 суток и более

1. Боль – это

1) временная реакция или постоянная черта характера, в основе которой лежит повышенная откликаемость на внешние и внутренние воздействия, склонность к интенсивной реакции на слабые негативные раздражители;
2) негативное эмоциональное состояние, выражающееся ощущением неопределенности, ожиданием плохих событий;
3) неприятное ощущение и эмоциональное переживание, обусловленное имеющимся или вероятным повреждением тканей, или же описываемое пациентом терминами подобного повреждения. +

2. Вербальные индикаторы боли

1) интенсивность; +
2) локализация; +
3) нарушение глазного контакта;
4) продолжительность; +
5) раздражительность;
6) характер. +

3. Вербальный контакт с пациентом проводят с учетом

1) возраста; +
2) нарушения речи; +
3) уровня артериального давления;
4) уровня сознания. +

4. Визуально-аналоговая шкала – это

5. Законодательный документ, регламентирующий право пациента на облегчение боли

6. Инструкция по использованию шкалы Эланда

7. Мультимодальная терапия – это

1) лечение заболеваний с помощью лекарственных средств;
2) сочетание физической активности, психотерапевтического и медикаментозного лечения; +
3) способ лечения и профилактики различных заболеваний путем воздействия на организм человека факторами природного или искусственного происхождения.

8. Невербальные индикаторы боли

1) бессонница; +
2) гипертензия;
3) двигательное беспокойство или напряжение скелетной мускулатуры; +
4) мимика; +
5) тошнота, рвота.

9. Немедикаментозные методы коррекции боли

1) методы с использованием адъювантов;
2) психотерапия; +
3) расслабление; +
4) физическая активность. +

10. Немедикаментозные методы профилактики боли

1) организация досуга; +
2) организация рационального питания; +
3) подбор ортопедических приспособлений; +
4) создание безопасной окружающей среды; +
5) термотерапия.

11. Осложнения, возникающие при наличии острой или хронической боли

1) гиперактивность;
2) гипертензия; +
3) дыхательная недостаточность; +
4) затруднение мочеиспускания; +
5) когнитивные нарушения. +

12. Основные задачи медицинской сестры при ведении пациента с болью

1) назначение лекарственной терапии;
2) обучение пациента и его родственников, ухаживающих за ним; +
3) оценка и мониторинг боли, ведение документации; +
4) применение нефармакологических методов лечения и профилактики боли. +

13. Оценку боли, выбор шкалы проводят с учетом

1) вербального статуса; +
2) возраста пациента; +
3) когнитивного статуса; +
4) эмоционального состояния пациента.

14. Периодичность оценки интенсивности боли зависит от

1) интенсивности боли; +
2) пострадавшего органа;
3) типа боли;
4) эффективности обезболивания. +

15. По интенсивности боль может быть

1) легкой; +
2) острой;
3) тяжелой; +
4) умеренной. +

16. По продолжительности боль может быть

1) острой; +
2) перманентной;
3) умеренной;
4) хронической. +

17. Показания для использования тепла на болезненные участки

1) злокачественные, доброкачественные опухоли;
2) последствия заболеваний и травм костно-мышечной, периферической нервной систем; +
3) спаечные процессы и контрактуры; +
4) травмированные участки (в течение первых суток), открытые раны или язвы;
5) участки с пониженной чувствительностью.

18. При тяжелой степени интенсивности боли оценку проводят каждые

1) 15-20 минут; +
2) 4-8 часов;
3) 5 минут.

19. Причина возникновения ноцицептивной боли

1) герпес;
2) диабетическая полинейропатия;
3) истерия;
4) травма. +

20. Причины возникновения нейропатической боли

1) СПИД-полинейропатия; +
2) диабетическая полинейропатия; +
3) растяжение тканей;
4) травма;
5) шизофрения.

21. Причины возникновения психогенной боли

1) диабетическая полинейропатия;
2) истерия; +
3) растяжение тканей;
4) травма;
5) шизофрения. +

22. Продолжительность острой боли

1) более 3 месяцев;
2) более 6 месяцев;
3) до 3 месяцев. +

23. Продолжительность хронической боли

1) более 3 месяцев; +
2) до 2 месяцев;
3) до 3 месяцев.

24. Регулярная оценка интенсивности боли в хирургических отделениях составляет каждые

1) 10-12 часов;
2) 4-8 часов; +
3) 5-10 минут.

25. Результаты воздействия тепла на болезненные участки

1) ослабляет зуд;
2) улучшает приток крови к коже; +
3) улучшает циркуляцию крови в мышцах; +
4) уменьшает спазмы, расслабляет напряженные мускулы. +

26. Результаты воздействия холода на болезненные участки

1) ослабляет зуд; +
2) способствует уменьшению воспаления; +
3) улучшает приток крови к коже;
4) уменьшает чувствительность. +

27. Результаты применения массажа

1) повышает тонус сосудов;
2) расслабляет напряженные мускулы; +
3) уменьшает чувствительность болезненного участка;
4) успокаивает кожу. +

28. Факторы риска, усиливающие боль

1) бессонница; +
2) депрессия; +
3) использование ортопедических приспособлений;
4) низкая активность; +
5) социальная изоляция. +

29. Шкала мимической оценки боли

1) вербальная рейтинговая шкала;
2) визуально-аналоговая шкала;
3) цифровая рейтинговая шкала;
4) шкала Wong-Baker; +
5) шкала Эланда.

30. Шкала оценки боли для неконтактных пациентов

1) визуально-аналоговая шкала;
2) поведенческая шкала боли – Behavioral Pain Scale; +
3) цифровая рейтинговая шкала;
4) шкала Эланда.

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы

Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):

1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела

Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку

Наличие сознания, дыхания и кровообращения

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Читайте также: