Покрытосеменные наиболее поздняя в эволюции группа растительного мира

Обновлено: 28.09.2024

в настоящее время являются самыми распространенными и высокоорганизованными растениями в природе. Насчитывается их около 250 тысяч видов, произростающих по всему земному шару. Этим они обязаны совершенствованию внешнего и внутреннего строения их органов. Подробное описание строения и функций вегетативных и генеративных органов покрытосеменных (цветковых) было раньше рассмотрено.

Среди цветковых, в отличии от голосеменных, есть не только деревья и кустарники, но и очень много трав. Травы представляют собой более прогрессивную жизненную форму растений: в онтогенезе у них быстрее образуются семена, площадь питания для каждого растения сравнительно небольшая и др. Вегетативные органы цветковых растений достигают наибольшой сложности и разнообразия. Цветковые обладают более совершенной проводящей системой, что обеспечивает лучшее водоснабжение растения. От голосеменных цветковые отличаются тем, что семязачатки у них заключены в замкнутую полость завязи, пыльца попадает не непосредственно на микропиле семязачатка, а на рыльце. Наличие рыльца - характерная особенность цветковых и фактически главной отличие цветка от стробилов голосеменных. (Стробилы - совокупность микро- и мегаспорофилл у хвойных). У цветковых произошла и дальнейшая редукция гаметофита. Он уменьшен в размерах и представлен мужским и женским заростками, которые находятся внутри цветка: мужской заросток - внутри пылинки, женский - в виде зародышевого мешка в семяпочке, состоящей из 8 клеток, в то время как у голосеменных он состоит из многоклеточной ткани - первичного эндосперма. И главное - у покрытосеменных появился новый орган - цветок.

Цветок

- орган семенного размножения растений. В нем происходят процессы опыления и оплодотворения. Опыление осуществляется не только с помошью ветра, как у голосеменных, но и насекомыми. Отличается процесс оплодотворения. У цветковых появилось двойное оплодотворение, в результате которого в семени образуется диплоидный зародыш и триплоидный эндосперм. Семена, в отличии от голосеменных, расположены не открыто, а внутри завязи. Из завязи развивается плод, и семена оказываются скрытыми внутри плода, т.е. защищенными (покрытыми). Далее из зародыша семени развивается спорофит - взрослое растение. Гаплоидный гаметофит развивается на спорофите.

Все виды цветковых объединены в 2 класса: двудольных и однодольных. Покрытосеменные наиболее приспособлены к жизни в различных условиях нашей планеты. Они различаются по внешнему и внутреннему строению, продолжительности жизни и др. Среди них много культурных растений, необходимых в жизни человека (овощные, злаковые, масличные, плодово-ягодные, декоративные, лекарственные и др.). Многие являются сырьем для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла и многие другие). Широко используются и дикорастущие растения как кормовая база для животноводства и в других отраслях народного хозяйства.

Обилие покрытосеменных характерно для тропиков (около 120 000 видов). Разнообразный видовой состав цветковых характерен для субтропических, умеренных и холодных широт (около 22000 видов). Поэтому покрытосеменные занимают господствующее положение в растительном мире.

Выводы:

1. Только покрытосеменные имеют цветок, из которого образуется плод с семенами. Плод покрывает семена, защищая их от неблагоприятных условий. Вот почему эту группу растений называют покрытосеменными.

2. Для покрытосеменных характерно наличие хорошо развитых органов: корня и побега (стебля, листьев); разнообразие этих органов по строению и выполняемым функциям.

3. Для покрытосеменных характерна хорошо развитая проводящая система, обеспечивающая быстрое передвидение веществ в растении.

4. Для покрытосеменных характерно не только семенное размножение, но и вегетативное, что способствует их широкому распространению по земному шару.

90 Ответ. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на земле

Возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей, возникновение фотосинтеза: выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).

Развитие растительного мира совершалось в 2 этапа и связано с появлением низших и высших растений. По новой систематике к низшим относят водоросли (а раньше относили бактерии, грибы и лишайники. Теперь они выделены в самостоятельные царства), а к высшим - мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные.

В эволюции низших организмов выделяются 2 периода, существенно различающиеся между собой организацией клетки. В течении 1 периода господствовали организмы, сходные с бактериями и сине-зеленые водорослями. Клетки этих жизненных форм не имели типичных органоидов (митохондирий, хлоропластов, аппарата Гольджи и др.).Ядро клетки не было ограничено ядерной мембраной (это прокариотический тип клеточной организации). 2 период был связан с переходом низших растений (водорослей) к автотрофному типу питания и с образованием клетки со всеми типичными органоидами (это эукариотический тип клеточной организации, который сохранился и на последующих ступенях развития растительного и животного мира). Этот период можно назвать периодом господства зеленых водорослей, одноклеточных, колониальных и многоклеточных. Простейшими из многоклеточных являются нитчатые водоросли (улотрикс), которые не имеют никакого ветвления своего тела. Их тело представляет собой длинную цепочку, состоящую из отдельных клеток. Другие же многоклеточные водоросли расчленены большим количеством выростов, поэтому их тело ветвится ( у хары, у фукуса).

Многоклеточные водоросли в связи с их автотрофной (фотосинтетичесой) деятельностью развивались в направлении увеличения поверхности тела для лучшего поглощения питательных веществ из водной среды и солнечной энергии. У водорослей появилась более прогрессивная форма размножения - половое размножение, при котором начало новому поколению дает диплоидная (2н) зигота, сочетающая в себе наследственность 2-х родительских форм.

Многоклеточные водоросли явились источником 2-ого этапа эволюции растительног мира, на протяжении которого возникли высшие растения. Прежде чем проследить этот главный путь исторического развития растений, охарактеризуем 2 боковые эволюционные ветви, представленные грибами и лишайниками. Грибы и лишайники в связи с их узкой приспособленностью к условиям среды пока не дали начала каким-либо другим организмам. Грибы появились в результате утраты пигментов и перехода к гетеротрофному питанию готовыми органическими веществами. Но они сохранили много признаков водорослей: а) высокую потребность в воде; б) размножение зооспорами; в) характер полового размножения. Лишайники могли возникнуть только на основе объединения уже существовших организмов - водорослей и грибов. Это объединение, возможно, первоначально произшло или на основе паразитизма, или на основе симбиоза гриба и водоросли. Современные лишайники можно определить как целостные симбиотические организмы, характеризующиеся специфичиским способом питания, особым способом размножения, которые не свойственны ни одному из компонентов, входящих в состав их тела.

2 эволюционный этап развития растений необходимо связывать с постепенным переходом их от водного образа жизни к наземному. Первичным наземным организмами оказались псилофиты, которые сохранились в виде ископаемых остатков в силурийских и девонских отложениях. Строение этих растений более сложное по сравнению с водорослями: а) они имели специальные органы прикрепления к субстрату - ризоиды; б) стеблевидные органы с древесиной, окруженной лубом; в) зачатки проводящих тканей; г) эпидермис с устьицами.

Начиная с псилофитов, нужно проследить 2 линии эволюции высших растений, одна из которых представлена мохообразными, а вторая - папоротникообразными, голосеменными и покрытосеменными.

Главное, что характеризует мохообразные, это преобладание в цикле их индивидуального развития гаметофита над спорофитом. Гаметофит - это все зеленое растение, способное к самостоятельному питанию. Спорофит представлен коробочкой (кукушкин лен) и полностью зависит в своем питании от гаметофита. Доминирование у мхов влаголюбивого гаметофита в условиях воздушно-наземного образа жизни оказалось нецелеособразным, поэтому мхи стали особой ветвью эволюции высших растений и пока не дали после себя совершенных групп растений. Этому способствовал и тот факт, что гаметофит по сравнению со спорофитом имел обеденную наследственность (гаплоидный (1н) набор хромосом). Эта линия в эволюции высших растений называется гаметофитной.

Вторая линия эволюции на пути от псилофитов к покрытосеменным является спорофитной, потому что у папоротникообразных, голосеменных и покрытосеменных в цикле индивидуального развития растений доминирует спорофит. Он представляет собой растение с корнем, стеблем, листьями, органами спороношения (у папоротников) или плодоношения (у покрытосеменных). Клетки спорофита имеют диплоидный набор хромосом, т.к. они развиваются из диплоидной зиготы. Гаметофит сильно редуцирован и приспособлен только для образования мужских и женских половых клеток. У цветковых растений женский гаметофит представлен зародышевым мешком, в котором находится яйцеклетка. Мужской гаметофит образуется при проростании пыльцы. Он состоит из одной вегетативной и одной генеративной клеток. При прорастании пыльцы из генеративной клетки возникает 2 спермия. Эти 2 мужские половые клетки участвуют в двойном оплодотворении у покрытосеменных. Оплодотворенная яйцеклетка дает начало новому поколению растения - спорофиту. Прогресс покрытосеменных обусловлен совершенствованием функции размножения.

Выводы:

1. Изучение геологического прошлого Земли, строения и состава ядра и всех оболочек, полеты космических аппаратов на Луну, Венеру, изучение звезд приближает человека к познанию этапов развития нашей планеты и жизни на ней.
2. Процесс эволюции носил естественный характер.
3. Растительный мир многообразен, это многообразие есть результат его развития в течение длительного времени. Причина его развития - не божественная сила, - а изменение и усложнение строения растений под влиянием изменяющихся условий среды обитания.

Научные доказательства: клеточное строение растений, начало развития из одной оплодотворенной клетки, необходимость воды для жизненных процессов, нахождение отпечатков различных растений, наличие "живых" ископаемых, вымирание некоторых видов и образование новых.

91 Ответ. Создание культурных растений человеком

Наши культурные растения произошли от дикорастущих видов. Из 250 тысяч видов покрытосеменных растений более 20 тысяч человек одомашнивал, из них, по мнению академика Н.И. Вавилова, важнейшие значение имеют 640 видов культурных растений, а наиболее растпространенными в настоящее время 190 видов. В разных странах число и состав выведенных в культуру видов различен (в соответствии с видовым составом дикой растительности региона). Около 400 видов культурных растений дала Южная Азия, Африка - примерно 50 видов, Северная и Южная Америка более 100 видов, Европа - 200 видов, в Австралии к моменту ее открытия европейцами культурных растений не было. Возделывание растений началось, когда человек от сбора в природе перешел к выращиванию нужных ему растений. Ученые археологи считают, что первые попытки "окультурить" дикие растения начались 40-50 тыс. лет назад, земледелие существует не менее 10-15 тыс. лет. Большинство культурных растений имеет древнию историю, но некоторые стали возделываться совсем недавно. Окультуривоние дикорастущих растений продолжается и сейчас. Ученые изучают ценные дикорастущие растения, отбирают лучшие и разрабатывают агротехнику их выращивания. Из поколения в поколение передавался опыт. Человек постоянно отбирал лучшие растения, с наиболее ценными для него качествами. Многие культурные растения так сильно изменились, что стали совсем похожи на своих предков. Глубокий анализ мировых растительных ресурсов был сделан советским генетиком Н.И. Вавиловым. Он назвал области введения в культуру основных с/х растений. Это древние очаги земледелия, где прошло первичное видообразование большинства культурных растений. Он установил 8 самостоятельных центров:1) Китайский или восточно-азиатский (соя, просо, гречиха, ячмень, лук, баклажаны и т.д.); 2) среднеазиатский (пшеница, горох, чечевица, конские бобы); 3) средиземноморский (маслина, свекла, капуста, петрушка, репа, лук репчатый и порей, кормовые культуры); 4) южноамериканский картофель, табак, арахис, ананас, подсолнечник); 5) южно-азиатский тропический (рис, сахарный тростник, множество плодовых и овощных культур); 6) юго-западноазиатский (несколько форм пшеницы, ржи, бобовые, виноград, многие плодовые); 7) абиссинский (сорго, бананы, нут, некоторые формы пшеницы, ячменя); 8) центральноамериканский (кукуруза, хлопчатник, какао, тыква, фасоль и т. д.).

Человек, отбирая полезные для него особи растений, а затем скрещивая, изменял культивируемые растения и получал новые формы, сорта.

Сортом растений называют такую совокупность особей, искусственно созданную человеком, которая характеризуется определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками. В полеводстве, овощеводстве большинство растений размножаются семенами, при этом сохраняется признаки и свойства сорта. В плодоводстве сортом называют вегетативно размноженное растение с более или менее ярко выраженными признаками и свойствами. Плодовые растения, выросшие из семян, не повторяют материнские свойства. Длительное размножение сорта в различных условиях может привести к накоплению новых признаков и свойств. Если признаки и свойства сильно отличаются от исходных, то такие растения становятся самостоятельными сортами. Выведением сортов занимается наука селекция (лат. Слово "селекцио" - выбор, отбор).

Селекция - означает отбор, это комплексная наука, направленная в основном на повышение производительности с/х и базирующаяся не только на учении об отборе, но и на других закономерностях биологии.

92 ответ. Достижения ученых и селекционеров в выведении новых сортов растений

Для каждого сорта характерна определенная реакция на окружающую среду. Положительные свойства сорта проявляются лишь при определенных условиях, поэтому сорта, выведенные в одной стране, не всегда пригодны для другой страны, для другой почвенно-климатической зоны. Перед селикционерами поставлена задача по выведению районированных сортов. В настоящее время выведено более 5000 районированных сортов: больше 500 сортов зерновых; больше 100 сортов картофеля; больше 30 сортов подсолнечника; больше 750 сортов овощных; больше 15000 плодовых культур.

Благодаря работам селикционеров, удалось значительно повысить урожайность многих с/х культур. Сорта пшениц, выведенные П.П. Лукьяненко (Безостая, Аврора, Кавказ), В.Н. Ремесло (Мироновская 808, Мироновская Юбилейная, Ильичевка и др.), в производственных условиях в среднем дают 50-70ц/га и занимают в посевах миллионы гектаров. Сорта подсолнечника, выведенные В.С. Пустовойтом, содержат до 57% масла. Высокоурожайные сорта кукурузы на поливных землях дают до 150 ц/га. Сорта, выведенные в культуры, должны быть не только высокоурожайными, но и быть устойчивыми к неблагоприятным условиям, обладать высокими качествами зерна, подходить для машинной уборки. Например, томаты с одновременным созреванием всех плодов, кукуруза с початками, растущими на одной высоте. Есть низкорослые сорта яблонь и других плодовых деревьев, удобные для сбора плодов. Выращены карликовые неполегающие сорта пшеницы с длинным тяжелым колосом. В результате многолетних работ академика Н.В. Цицина и его сотрудников получены ценные сорта зерновых путем гибридизации пшеницы с многолетним сорным растением пыреем, новое культурное растение тритикале (гибрид ржи и пшеницы) и т.д.

Покрытосеменные по числу видов (около 250 тыс.) превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые. 390 семейств цветковых составляют два класса – Двудольные и Однодольные.

Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Эвкалипты достигают в высоту более 100м. А есть и совсем крошечные растеньица, например ряска.

Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.

Но как бы ни различались цветковые растения, каждое из них можно отнести к одной из трех групп: деревьям, кустарникам, и травам.


Деревья– крупные растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол (главный стебель), ветви деревьев образуют их кроны (береза, дуб, клен, осина).

Кустарники – отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания, (сирень, жимолость, бузина).

Травы(травянистые растения) – имеют зеленые сочные стебли, которые не имеют жестких механических тканей, слабо развитой деятельностью камбия (рожь, фиалка, лопух, одуванчик).

Травы бывают однолетние и многолетние.

Однолетние начинают и заканчивают свое развитие от семени до семени за один год.

У многолетних этот процесс занимает два и более лет, у них после отмирания надземных побегов сохраняются подземные – клубни, луковицы, корневище.

III. Строение цветковых.


Органы цветковых

1.корень 1. цветок

2. стебель 2. плод


главный корень стебель

боковые корни лист

придаточные корни почки


Корень один из основных вегетативных органов листостебельного растения, служащий для его прикрепления в субстрате (почве), поглощения из него воды и минеральных веществ. В корнях большинства растений синтезируются ферменты, гормоны роста и другие активные соединения. Корень – орган вегетативного размножения, выполняет запасающую функцию.

Все корни растения составляют его корневуюсистему. Выделяют два типа корневых систем: стержневой и мочковатый.

Мочковатая корневая система - главный корень недоразвит или рано отмирает.

Стержневая корневая система – хорошо развит главный корень.

Корень развивается из зародышевого корешка семени и ветвится, образуя, боковые корни. Стебли и, иногда, листья образуют придаточные корни.


Растет корень своей верхушкой, защищенной корневым чехликом. Под чехликом находится участок делящихся клеток – зона деления. Это участок образован мелкими, плотно прилегающими одна к другим живыми клетками. Клетки здесь все время делятся, число их увеличивается.

Выше располагается зона роста (растяжения) – здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растет в длину. Еще дальше от кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков.

Корневые волоски – цитоплазматические выросты наружных клеток корня, которые образуются в зоне всасывания. Корневой волосок одет клеточной оболочкой, под которой находится цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски очень малы – длиной обычно не более 10мм. – и недолговечны. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду и другие вещества. Поэтому участок корня, находящийся выше зоны роста, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Выше зоны всасывания находится зона проведения. По клеткам этой зоны вода с растворенными минеральными веществами, перемещается к стеблю.

Корень состоит из разных тканей: зона деления - из образовательной ткани, зона всасывания образована проводящей тканью. В состав проводящих тканей корня входят сосуды, образующие ксилему (древесина), они проводят воду и минеральные вещества из почвы к стеблю. А также ситовидныетрубки, образующие флоэму (луб), они проводят органические вещества от листьев по стеблю к корням.

Под слоем клеток, образующих корневые волоски, расположена кора корня. Она состоит из сомкнутых округлых клеток, оболочки клеток пропитаны пробковым веществом. Клетки коры образуют покровную ткань корня. Рост в толщину связан с делением клеток особой образовательной ткани – камбия. Камбий – это один слой клеток, способных делиться и образовывать клетки других тканей. Он расположен между клетками луба и древесины.

Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Ее составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполняются воздухом.

В центре корня расположены проводящие ткани древесины (ксилема), по которым передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли, а также луб (флоэма), по которому перемещаются органические вещества.

Видоизменения корней:

1)Корнеплоды – образованы главным корнем и нижними участками стебля (морковь, свекла, репа, брюква), запасающая функция.

2)Корневые клубни – утолщение боковых или придаточных корней, запасающая функция.

3)Дыхательные корни – из боковых корней, снабжают корень кислородом.

4)Корни-подпорки – придают устойчивость растению (тропический баньян).

5)Корни-прицепки – способ передвижения.


Побеговая система.

Побег – это часть стебля с расположенными на нем листьями или почками. Репродуктивный побег несет органы размножения – спорангии, цветки. Каждый побег развивается из почки.

Участки стебля, на которых развиваются листья, называются узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.


Листья ржи, березы, подсолнечника, шиповника растут по два в узле и располагаются на стебли поочередно по спирали. Такое расположение листьев называют очередным. У сирени, жасмина, клена, глухой крапивы листья растут по два в узле - один против другого. Такое расположение листьев называют супротивным. У некоторых растений листья развиваются по три и более в узлах, как например, у элодеи. Это расположение листьев называют мутовчатым.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев – пазушные почки. Почки, которые развиваются на междоузлиях, а также на листьях и корнях, называют придаточными.

Строение почки:


Снаружи почка покрыта плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими ее от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В центральной части почки хорошо заметен зачаточный стебель, а на нем – очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки. Т.о., почка представляет собой зачаточный побег.


Если внутри почки на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья, то такие почки называются вегетативными. Внутри других почек находятся зачаточные бутоны. Это генеративные (цветочные, репродуктивные) почки.

Генеративные почки по внешнему виду, как правило, отличаются от вегетативных, они крупнее вегетативных и более округлы.

Стебель - осевая часть побега растений.

· Связывает надземную и подземную части растений.

· Выносит листья к свету


Особенности строения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1 вариант.

A. Число лепестков и чашелистиков кратное четырем или пяти

Б. Мочковатая корневая система

B. Стержневая корневая система

Г. Число чашелистиков и лепестков кратное трем

Д. Дуговое или параллельное жилкование

Е. Сетчатое жилкование

3. Одна семядоля

2. Укажите растения семейства крестоцветные:

1) сахарный тростник, пшеница, бамбук;

2) сурепка, пастушья сумка, редис;

3) земляника, малина, шиповник;

4) одуванчик, василёк, астры;

5) ландыш, тюльпан, спаржа

3. Укажите семейство, которое в класс двудольные не включают:

1) крестоцветные; 2) лилейные; 3) розоцветные;

4) паслёновые; 5) сложноцветные.

4. Назовите тип плода у крестоцветных: 1) коробочка; 2) боб; 3) стручок; 4) корзинка.

5. Укажите растения семейства злаковые:

1) сахарный тростник, пшеница, бамбук;

2) сурепка, пастушья сумка, редис;

3) земляника, малина, шиповник;

4) одуванчик, василёк, астры;

5) ландыш, тюльпан, спаржа

6. К какому семейству относят люпин, клевер, акацию, сою:

1) пасленовые; 2) бобовые; 3) крестоцветные;

4) сложноцветные; 5) розоцветные.

9. У картофеля в пищу используют: 1) плоды; 2) корни; 3) побеги; 4) семена.

10. Плод капусты: 1) ягода; 2) стручок; 3) кочан; 4) почка.

11. Для сложноцветных характерно соцветие: 1) головка; 2) кисть; 3) початок; 4) колос; 5) корзинка.

12. Околоцветник у крестоцветных: 1) двойной; 2) простой; 3) тройной; 4) двудомный.

14. Плод у злаковых: 1) семянка; 2) зерновка; 3) ягода; 4) костянка.

15. Плод у розоцветных: 1) костянка; 2) боб; 3) стручок; 4) семянка.

16. Выберите верное утверждение.

1. Семяпочка у покрытосеменных защищена завязью.

2. Покрытосеменные – это самая распространенная группа растений на Земле и объединяет около 450 тыс. видов.

3. Отдел Цветковые включает 2 класса – Однодольные и Двудольные.

4. Цветковые произрастают во всех климатических поясах Земли.

5. Ткани покрытосеменных растений отличаются значительной степенью специализации.

6. Все деревья относятся к классу Двудольных..

7. Пестик цветка образован широкой завязью, тонким столбиком и рыльцем.

8. У всех покрытосеменных растений цветки обоеполые.

9. Плод является органом размножения, развивающийся из цветка, защищает семена и способствует их распространению.

10. Для однодольных растений характерно: мочковатая корневая система, простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием, число чашелистиков или лепестков кратно 4 или 5.

11. Цветковые растения произрастают только в природных зонах умеренного и тропического пояса.

12. Большинство растений покрытосеменных относятся к классу однодольных.

13. Двойное оплодотворение открыл русский ученый С.Г. Навашин

14. Двудольные – самые молодые в эволюции представители растительного царства.

15. Травы, кустарники и деревья образуют многоярусные растительные сообщества.

17. Соотнесите представителей растений с семейством, к которому они принадлежат

Автор: Пивкина Светлана Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Ивантеевка

Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира.

Урок биологии (6 класс) разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Следует учитывать, что ученики 5 класса любознательны, им интересно знакомиться с новыми объектами, новыми видами работ, проводить самостоятельные исследования. Учителю важно поддержать и развить интерес к биологии. Сделать это можно лишь в том случае, если учитель включит учеников в активную познавательную деятельность. Содержание и методический аппарат учебников открывают для этого большие возможности.

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно их добывать.

- сформировать знания обучающихся об эволюционных достижения покрытосемянных растений;

- обобщить знания обучающихся о цветковых растениях как группе, наиболее приспособленной к современным условиям жизни на Земле.

Образовательные: раскрыть основные достижения покрытосемянных (цветковых) растений в эволюции растительного мира; выявить функции репродуктивных и вегетативных органов растений.

Развивающие: развить логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать; развивать умение работать с учебником, с опорными схемами и рисунками.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, осуществлять экологическое, природоохранное воспитания на примере материала урока.

1. Расширить знания обучающихся о многообразии растительных организмов.

2. Познакомить с характерными особенностями цветковых растений как более высокоорганизованной группы растений.

3. Углубить знания школьников о строении, размножении, приспособленности к разнообразным условиям среды обитания на примере наиболее распространенных и важных в хозяйственном отношении семейств отдела.

4. Научить обучающихся различать среди живых объектов и на таблицах представителей отдела.

5. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения обучающихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности.

6. Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебником.

1.Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки.

2. Развивать умение выделять главное, обобщать, проводить сравнение, структурировать учебный материал, давать определение понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и натуральными объектами.

1. Способствовать выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

2. Воспитывать любовь к родной природе, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

1. Продолжить развивать умения работать в коллективе: слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

2. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда и живого обмена мнениями между обучающимися.

1.Преодоление препятствий, способность к мобилизации сил.

Основные положения урока:

*Основная особенность группы - наличие цветка, плода, покрытосемянность.

*Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а также характеризуются высокой степенью специализации.

*Для цветковых характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям.

*Покрытосеменные _наиболее поздняя эволюционная и самая богатая видам группа растительного мира.

*Цветковы произрастают во всех климатических зонах, и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.

Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация прежних знаний
  3. Актуализация новых знаний
  4. Закрепление изученного материала
  5. Подведение итогов урока
  6. Домашнее задание

Оборудование: компьютер, презентация.

Основные понятия: покрытосеменные, однодольные, двудольные, автотрофы, гетеротрофы, жизненные формы, ксилема, камбий, эфемеры.

1.Организационный момент (2 минуты).

2.Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека.

На предыдущих уроках мы с вами говорили о клеточной строении растительного организма, изучили ткани растений.

(Учитель называет функцию, или строение ткани, а дети должны догадаться, о какой ткани идет речь.)

  1. Как называется ткань, которая выполняет функцию образования органических веществ из неорганических?
  2. Как называется ткань, в которой мало межклеточного вещества и клетки плотно прилегают друг к другу? Какую функцию она выполняет?
  3. Какая ткань выполняет опорную функцию, образуя каркас растения?
  4. Какая ткань отвечает за рост растения? А какая ткань отвечает за рост в ширину (толщину)?
  5. Какая ткань транспортирует питательные вещества по растению?
  6. Какая ткань приспособилась откладывать питательные вещества в запас? Где они запасаются?

2.Этап подготовки к изучению нового материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним все отделы растений и перечислим их по эволюционной ступени, начиная с самых древних и заканчивая самой молодой, самой обширной и господствующей группой растений?

1.Какой отдел растений мы с вами изучаем в настоящий момент?

2.Какие растения называются покрытосемянными?

3.Какое еще название они имеют?

4.Почему они имеют два равнозначных названия?

Итак, что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какова тема урока? ( Эволюционные достижения покрытосемянных растений). Так вот ребята, образование этих органов (цветок, плод и семя) позволило покрытосемянным растениям стать самой распространенной или господствующей группой на современной планете, т.к. они освоили все среды жизни и для них характерны все жизненные формы.

Поэтому образование цветка, плодов и семян является основным эволюционным достижением покрытосемянных растений.

Запишите тему урока.

Каковы цели нашего урока?

3.Этап изучения нового материала

Объяснение нового материала. Работа по теме урока.

Цветок, плод и семена – репродуктивные органы.

А что означает слово репродуктивные? Поработайте с параграфом.

Запишите: 1 Цветок (слайд 3)…

Цветок, плод и семена участвуют в половом размножении, которое в свою очередь у покрытосемянных называется семенным размножением.

И так, ребята, значит, у растений есть репродуктивные органы, куда относятся цветы, плоды и семена… А еще у растений есть органы - вегетативные.

Какие органы к ним относятся? Как вы думайте?

Для чего они нужны эти органы растениям?

Запишем в тетрадь: 2. Стебель (слайд 4)…Функции (слайд 5) Для растений свойственны многочисленные корни, которые отходят от главного корня, их называют придаточными, и вот эту группу корней называют корневой системой….

Записать: Корень (слайд 5) Функции…

Физкультминутка (слайд 6)

Листья (слайд 7)…. Функции

Ребята, а для чего нам нужны эти знания о растениях?

Перечертить схему в рабочую тетрадь! (слайд 8)…

4. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.

Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных – это наличие цветка и плода (да или нет)
  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
  • 4. Двулетние растения – это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
  • 5.Какое у вас настроение в конце урока ? (хорошее, плохое, чувство тревоги)

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель просит обучающихся сформулировать цели, которые были достигнуты на уроке. Обучающиеся определяют свое место на уроке.

6.Домашнее задание (п.18. зад. на стр. 110 письменно)

Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

Список использованной литературы:

1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.

2. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.

3.Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.

4. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С., Швецов Г. Г., Гапонюк З. Г. Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.

5. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.


Разработала учитель биологии ВКК

МБОУ «Средняя общеобразовательная

Шарипова Наиля Абраровна.

Тема: Отдел Покрытосеменные. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Тип урока – урок исследование.

Цель урока: формирование представлений об особенностях строения цветковых растений как наиболее сложно организованных и широко распространенных представителей растительного мира.

1. Расширить знания учащихся о многообразии растительных организмов;

2. Познакомить учащихся с характерными особенностями цветковых растений как более высокоорганизованной группы растений;

3. Углубить знания школьников о строении, размножении, приспособленности к разнообразным условиям среды обитания на примере наиболее распространенных и важных в хозяйственном отношении семейств отдела;

4. Научить учащихся различать среди живых объектов и на таблицах представителей отдела.

5. Продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активизации мыслительной деятельности;

6. Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебником.

1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение; Проводить сравнение биологических объектов и выделять их существенные признаки.

2. Развивать умение выделять главное, обобщать, проводить сравнение, структурировать учебный материал, давать определение понятиям. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и натуральными объектами.

Личностные УУД:

1. Способствовать выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

2. Воспитывать любовь к родной природе, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Коммуникативные УУД:

1. Продолжить развивать работать в коллективе: слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

2. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда и живого обмена мнениями между учащимися.

Личностные задачи:

1. Расширить представления о преимуществах покрытосеменных растений, позволивших им занять господствующее положение в современном мире растений.

Основные положения урока.

*Основная особенность группы - наличие цветка, плода, покрытосемянность.

*Строение органов у цветковых достигает наибольшей сложности, а также характеризуются высокой степенью специализации.

*Для цветковых характерны интенсивный обмен веществ, быстрый рост, приспособленность к самым различным экологическим условиям.

*Покрытосеменные _наиболее поздняя эволюционная и самая богатая видам группа растительного мира.

*Цветковы произрастают во всех климатических зонах, и это единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники, деревья.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа в группах. Используется метод ФИНК – РАЙТ – РАУНТ – РОБИН (подумай - запиши – обсуди в команде)

1 задание для каждой группы

Б) Из корзины отобрать шишки. Представители: ель, лиственница.

При проверке учащиеся отвечают:

1 группа (ель) 2 группа (лиственница)

Б) 3 группа - Выписать номера правильных суждений.

В) 4 группа - В приведенном списке подчеркнуть вещества и продукты, которые человек получает от хвойных растений

2 задание для каждой группы

Работа с гербариями (по 1 материалу) На каждую группу разложены пронумерованные гербарные материалы по ранее изученным группам растений без этикеток.

1. Лишайники: олений мох-ягель

2. Мхи: сфагнум

3. Папоротники: щитовник.

4.Голосеменные: сосна обыкновенная.

Ученики рассматривают гербарные материалы, определяют их, обсуждают между собой. По одному ученику из каждой группы отвечает, например:

2)Это мох сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем, не имеет ризоидов. На стебле и веточках растут мелкие светло-зеленые листья. Много мертвых клеток, способных поглощать воды в 20 - 25 раз больше своей массы, долго удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Он относится к высшим споровым растениям.

4. Это Голосеменное растение сосна обыкновенная, видоизмененные листья – хвоя, по 3-5 см, расположены попарно, на сильно укороченных побегах.

ВЫВОД по проверке домашнего задания.

На стол выношу фруктовницу где лежат: апельсины, яблоки, мандарины разрезанные плоды. Угощаю учащихся и прошу определить, что в них находится. (Семена)

Слайд 2 Интрига урока.

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

Кто же это? (Цветковые или покрытосеменные растения) Вспомните.

1. Какие растения называют цветковыми?

2. За что отдел Покрытосеменные получил такое название?

Слайд 3 Тема урока.

Слайд 4 Отдел Покрытосеменные или Цветковые

Папоротники цветут в ночь Ивана Купалы

Бананы растут на дереве

Берёза - не цветковое растение

Цветковые растения не могут быть хищниками и паразитами

Морковь - однолетнее растение

Покрытосеменные растения произошли 250 млн лет назад в мезозойскую эру.

На столе карточки с названиями отделов растений, учащиеся в группе устанавливают геохронологическую последовательность развития растений на Земле.

Используется метод ФИНК – РАЙТ – РАУНТ – РОБИН

(Подумай - запиши – обсуди в команде)

1 - Ученик с помощью магнита прикрепит к доске.

ОТДЕЛ ПАПОРТНИКОВИДНЫЕ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ

ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ

Слайд 5 Происхождение Цветковых растений. Покрытосеменные растения - самая молодая ветвь в эволюции растений. Они произошли 250 млн лет назад в мезозойскую эру.

Слайд 6 Особенности покрытосеменных растений

Строение органов достигает наибольшей сложности

Ткани имеют высокую степень специализации

Интенсивный обмен веществ

1 задание для каждой группы. Дать определение понятиям.

Покрытосеменные (Цветковые) - самые высокоорганизованные растения с хорошо развитыми тканями и органами, семена находятся в плодах.

Плод - часть цветкового растения, которая образуется в результате очень многих последовательных изменений, происходящих после оплодотворения. В состав плода входит семя и околоплодник, образующийся из видоизмененных стенок завязи пестика.

Семя – продолжатель жизни растений каждого вида. Источник необходимых питательных веществ для многих представителей животного мира.

Цветок – видоизмененный листостебельный побег, важнейший репродуктивный орган.

Слайд 7,8,9 Органы растений. 1 задание для всех учащихся.

Функции органа в организме растения

1. Почвенное питание

2. Укрепление в почве

1. Опорная функция для листьев, цветов, семян.

1. Воздушное питание. (Фотосинтез)

1. Защита от многих воздействий: высыхания, повреждений.

1. Размножение с обновленной наследственностью

По сравнению с другими растениями, цветковые растения имеют больше всего органов. Выделяют вегетативные и репродуктивные органы.

Обычно основную массу растения составляют вегетативные органы. К ним относятся корни и побеги. Они выполняют свои определенные функции (работу), необходимые для нормальной жизни растения.

Листья растения улавливают солнечную энергию, вырабатывая при этом питательные вещества, выполняют воздушное питание. (Фотосинтез)

Листья активно участвуют в дыхании растения.

К стеблю прикрепляются не только листья, но и цветки. А затем - плоды, появляющиеся на месте цветков. Опорная. По стеблю к плодам поступают питательные вещества и вода. Транспортная.

Для того чтобы растение получало из почвы воду, необходимо, чтобы корни, как насосы, качали ее из земли и подавали вверх по стеблю. Почвенное питание, укрепление в пространстве.

Слайд 9 Органы, благодаря которым происходит семенное размножение растений, называются репродуктивными (репродукция - воспроизведение).

К репродуктивным органам растений относятся цветки, плоды и семена.

Основную часть своей жизни растение может преспокойно существовать, обходясь только вегетативными органами. А вот когда приходит пора размножения, без репродуктивных органов не обойтись. Сначала расцветают цветки. Затем на месте цветков появляются плоды, в которых зреют семена, защищаются от многих воздействий: высыхания, повреждений.

Созревшие семена, попадая в землю, через какое-то время прорастают, давая начало новым растениям. Размножение с обновленной наследственностью.

Слайд 10 Строение цветка покрытосеменных растений

У цветковых растений существует двойное оплодотворение. В результате соединения одного спермия с яйцеклеткой развивается зародыш семени. Слияние второго спермия с ядром зародышевого мешка приводит к развитию клеток эндосперма, содержащих запас питательных веществ. Этот процесс был открыт русским ученым ботаником Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

Слайд 11 Проверка заполнения таблицы.

Высшие растения разных видов различаются не только по строению вегетативных и репродуктивных органов, но и по общему внешнему облику -

его жизненной форме. Бывают жизненные формы растений: дерево, кустарник и трава. На вопрос, что такое береза, дуб, клен даже первоклассник сразу ответит: "Деревья". У деревьев есть один главный стебель. Обычно он толстый, мощный и одревесневший. Стебель деревьев называется стволом. На верхней части ствола располагаются многочисленные ветви. Деревья - многолетние растения. Они могут жить очень долго и достигать большой высоты. Так, дуб может прожить до 1000 лет, а австралийский эвкалипт достигает высоты 100 метров

У кустарников, в отличие от деревьев, не один мощный ствол, а несколько стволов поменьше. Стволы кустарника отходят от общего основания, которое располагается в верхнем слое почвы. Такую жизненную форму имеют лесной орех, бузина, смородина, крыжовник, жасмин и многие другие растения. Кустарники, как и деревья, всегда многолетние растения, хотя живут и не так долго.

Стебли трав, как правило, зеленые. Их высота меньше, чем у деревьев и кустарников. Однако и среди них встречаются тропические гиганты.

Так, травянистое растение банан может достигать высоты 6-15 метров. У многих травянистых растений надземная зеленая часть на зимний холодный период отмирает и вновь отрастает с приходом весны.

Слайд 13. Наиболее значимые признаки цветковых

Жизненные формы: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

Вегетативные органы растений: КОРЕНЬ, ПОБЕГ (стебель, лист);

Генеративные органы растения: ЦВЕТОК, ПЛОД с СЕМЕНАМИ;

Процесс полового размножения сопровождается - ДВОЙНЫМ ОПЛОДОТВОРЕНИЕМ;

Проводящими элементами ксилемы становятся - ПРОВОДЯЩИЕ СОСУДЫ;

Слайд 14. Физкультминутка. Используя сингапурский метод НАМБЕ АП.

По команде учителя учащиеся встают из-за парт, называют растение из предложенной группы, поднимают руки вверх, опускают через стороны и садятся на свое место.

Покрытосеменные – важнейшие культурные растения

ХЛЕБНЫЕ ПЛОДОВО – ЯГОДНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОВОЩНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ КОРМОВЫЕ МАСЛИЧНЫЕ

По продолжительности жизни цветковые бывают

однолетние двулетние многолетние

ОБРАЗУЮТ СООБЩЕСТВА

Цветковые растения способны к образованию сообществ включающих деревья, кустарники и травянистые растения.

Слайд 15. Мир покрытосеменных растений очень многообразен. Видовое разнообразие цветковых самое многочисленное - 250 тыс. видов 390 семейств цветковых растений объединяют в 2 класса.

В учебнике, параграф № 42 стр. 160 посмотрите на таблицу

Слайд 16. Сравнение особенностей строения двух классов покрытосеменных

Читайте также: