Покрытосеменные водоросли голосеменные псилофиты папоротникообразные мхи

Обновлено: 05.10.2024

Такой мир, каким мы его видим сейчас, развивался множество тысячелетий. Многообразию растений требовалось время, чтобы приспособиться к различным условиям обитания на планете. В этом уроке мы рассмотрим эволюцию растительного мира с самого первого растительного организма.

План урока:

Происхождение растений

Изначально на Земле было полно питательных веществ. Первые организмы были гетеротрофными одноклеточными и безъядерными, то есть не могли самостоятельно синтезировать органические соединения. Они питались тем, что находили в Мировом океане. Постепенно запасы истощались, а организмов становилось всё больше. Для выживания в такой конкуренции требовалась кардинально новая стратегия.

Так появились первые фотосинтезирующие организмы. Они могли питаться энергией солнечного света и сами производили органические вещества. 2,7млрд лет назад возникли цианобактерии — предки современных растений, которые живы и по сей день.

Раньше их называли синезелёными водорослями, но это не совсем верно. Хоть цианобактерии и умеют фотосинтезировать, они относятся не к растениям, а к бактериям.

У древних бактерий одиночная клетка, в которой нет оформленного ядра, митохондрий, эндоплазматической сети и вакуолей, заполненных клеточным соком. Клетка окружена прочной клеточной стенкой, которая состоит из четырёх слоёв. Часто снаружи стенки расположен ещё и слизистый слой.

Клетки могутфотосинтезировать благодаря наличию в них пигментов: хлорофилла, каротиноидов, фикоцианина и фикоэритрина. Пигменты придают цианобактериям определённую окраску:

  1. Хлорофилл — зелёная окраска;
  2. Каротиноиды — жёлтая и оранжевая окраска;
  3. Фикоцианин — синяя окраска;
  4. Фикоэритрин — красная окраска.

Цианобактерии размножались, заселяли планету и выделяли кислород как побочный продукт фотосинтеза. Это навсегда изменило атмосферу планеты. За почти весь кислород, которым мы дышим, можно сказать спасибо цианобактериям. Появление огромного количество кислорода в атмосфере привело к вымиранию почти всей анаэробной фауны Земли, то есть тех живых организмов, которым для развития не нужен был кислород. Это событие именуется кислородной катастрофой Земли.

Цианобактерии — одноклеточные организмы. Далее эволюция растений разработала многоклеточные организмы. Затем — водоросли. У водорослей нет тканей и органов. Их тело представлено неорганизованным многоклеточным образованием — талломом. По-другому таллом называют слоевищем. К прикреплённым ко дну водорослей развиваются аналоги корней — ризоиды.

У водорослей тоже есть в составе различные пигменты, поэтому они могут по-разному окрашиваться. Окраску зелёных водорослей (хламидомонада, хлорелла) определяет хлорофилл, окраску бурых водорослей (ламинария, фукус) — фукоксантин, окраску красных водорослей (порфира, филлофора) — сочетание хлорофилла, каротиноидов и фикобилина.

После жизни перестало хватать Мирового океана: так растения вышли на сушу.

Этапы эволюции растений

Водоросли решили развиваться в двух направлениях: одни выбрали дорогу мохообразных, другие — риниофитов.

Мохообразные. У мхов, как и у водорослей, нет настоящих корней: они прикрепляются к земле ризоидами. В отличие от корней, ризоиды — одноклеточные нитевидные образования. У них нет специальных зон со своей специализацией. Мхи относятся к элементарным растениям, не способным к запасанию.

Риниофиты. Другое название — псилофиты. Растения, которые выбрали это направление, выиграли в эволюционной гонке. Сами риниофиты вымерли, но большинство растительных организмов, которые мы наблюдаем сейчас, являются их потомками. У риниофитов не было листьев. Это были первые высшие растения с развитыми проводящими (древесина, луб) и покровными тканями (эпидерма). Благодаря сосудам, их останки хорошо сохранились в окаменевших породах. Остатки служат доказательством эволюции растений.

Также учёные находят остатки папоротникообразных в залежах каменного угля и цианобактериальные маты — отложения древних сообществ. Всё это служит напоминанием об эволюции растительных организмов.

Псилофиты существовали совсем недолго. От риниофитов произошли папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. У них развиты ткани, но имеется один существенный недостаток. Половое размножение папоротникообразных зависит от воды: сперматозоид и яйцеклетка сливаются с друг другом и образуют зиготу только во время дождя.

Далее появились голосеменные растения. У них вместо сперматозоида образуется спермий — неподвижная мужская половая клетка. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения. Однако, всё это время семена беззащитны перед неблагоприятными условиями среды.

Покрытосеменные довели процесс полового размножения практически до совершенства. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением. В отличие от голосеменных растений, далее семя защищается от неблагоприятных воздействий мощным околоплодником.

Именно в таком порядке появились привычные растения. Порядок их образования изображают в виде дерева, которое называется филогенетическим.

Филогенетическое древо растительного мира

Антропогенное воздействие на растения

Как вы помните из прошлого урока, антропогенные экологические факторы — это воздействие человека на окружающую среду. К сожалению, на развитие растений влияет не только конкуренция, которая ведёт к совершенствованию, но и негативное воздействие человека, которое ведёт к уничтожению видов и искажению окружающей среды.

Процесс воздействия идёт в четырёх направлениях:

Негативное влияние антропогенного загрязнения очевидно. При этом выделяют три класса взаимодействия загрязнения и растительных сообществ:

  1. Низкий уровень загрязнения. Растения способны поглощать такое загрязнение и очищать атмосферный воздух. Влияние на растительные сообщества незаметно.
  2. Средний уровень загрязнения. Нарушается баланс в сообществе. Растения болеют чаще, так как снижается их иммунитет. Изменяется структура сообщества.
  3. Высокий уровень загрязнения. Отмечается высокий уровень гибели растений. Сообщество упрощается незамедлительно.

Существуют виды, по которым можно судить об уровне загрязнения окружающей среды. Метод называется биоиндикацией. В основном используются лишайники. Тогда биоиндикация становится лихеноиндикацией. Они особо чувствительны к вредным воздействиям, поэтому даже при низком уровне загрязнения массово погибают.

Устойчивые виды используют для очищения атмосферного воздуха. К таким видам относятся тополь и лиственница.

Чтобы предотвратить гибель растений, люди организуют особо охраняемые природные территории:

Также люди ведут красную книгу — это сборник находящихся под угрозой исчезновения живых организмов. Её создали, чтобы привлечь внимание к проблеме исчезновения видов из-за антропогенного воздействия на окружающую среду. Первая красная книга издана в 1966 году.

Кроме красной книги, есть ещё чёрная и зелёная книги. В чёрной книге хранится список уже вымерших организмов, которых человечество не успело спасти.

Зелёная книга — документ, в котором описаны имеющие значение растительные сообщества.

Меню

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 11
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

1510. Установите последовательность появления растительных организмов в ходе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) многоклеточные водоросли
2) голосеменные
3) псилофиты
4) одноклеточные водоросли
5) покрытосеменные
6) папоротниковидные

Водоросли — это фотосинтезирующие автотрофные эукариотические организмы.

Насчитывается около 30 тыс. видов различных водорослей. Выделяют отделы Зелёные, Красные, Бурые водоросли и др. Водоросли бывают одноклеточные, многоклеточные и колониальные.
Тело многоклеточных водорослей (таллом) состоит из сходных клеток и не разделено на органы и ткани. Формы таллома очень разнообразны: монадная, амебоидная, нитчатая, пластинчатая и др. Хлоропласты водорослей называются хроматофорами. У многих подвижных водорослей имеется светочувствительный глазок (стигма), благодаря чему эти водоросли обладают фототаксисом — способностью к движению по направлению к свету.
Водоросли обитают главным образом в воде, однако большое число видов поселяются на суше во влажных местах обитания (на поверхности почвы, камнях, коре деревьев).
Размножение водорослей. Водоросли могут размножаться бесполым и половым путём. К бесполому относится вегетативное размножение (деление таллома на части у многоклеточных, деление клеток надвое у одноклеточных, распадение колоний у колониальных форм) и спорообразование (образование в спорангиях подвижных или неподвижных спор). Половое размножение заключается в формировании гамет и их последующем слиянии с образованием зиготы, а также просто слиянии двух одноклеточных водорослей друг с другом, либо посредством конъюгации. При половом размножении в жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит, бурых — спорофит.
Зелёные водоросли распространены преимущественно в пресных водах (около 13 тыс. видов). Помимо водной среды некоторые виды обитают на поверхности почвы и т. д., а также вступают в симбиотические отношения с грибами. Отличительные особенности: 1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и b, преобладающих над другими пигментами; 2) основным запасающим продуктом является крахмал; 3) клеточная стенка образована целлюлозой. Зелёные водоросли бывают одноклеточные (хламидомонада, хлорелла), многоклеточные (улотрикс, спирогира) и колониальные (волвокс).
Красные водоросли распространены преимущественно в тёплых водах морей и океанов (около 4 тыс. видов). Почти все красные водоросли многоклеточные. Отличительные особенности: 1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и d, а также пигментов от ярко-красной до почти чёрной окраски, что позволяет им воспринимать солнечные лучи той части спектра, которые проникают глубже в толщу воды; 2) основным запасающим продуктом является багрянковый крахмал, близкий по строению к гликогену; 3) подвижные стадии в жизненном цикле отсутствуют. К красным водорослям относятся порфира, бангия, немалион и др.
Бурые водоросли распространены преимущественно в умеренных или холодных водах морей и океанов (около 1,5 тыс. видов). Все бурые водоросли многоклеточные. Отличительные особенности:1) содержание в хлоропластах хлорофилла а и c и других пигментов; 2) основным запасающим продуктом является ламинарин; 3) в жизненном цикле присутствуют подвижные стадии. К бурым водорослям относятся ламинария (морская капуста), фукус, саргассум, макроцистис и др.
Значение водорослей. Водоросли являются важным компонентом водного сообщества. В водах мирового океана водоросли являются основными продуцентами органических веществ. Кроме того, они выделяют кислород, необходимый для дыхания животным и растениям. Водоросли, обитающие на поверхности почвы, участвуют в почвообразовании. Водоросли сыграли огромную роль в истории Земли, обогатив атмосферу кислородом. Широко используются водоросли и человеком: в пищу и на корм скоту (богаты витаминами, солями йода и брома), для получения агар-агара и других веществ и т. д.

Подцарство высшие растения

Споровые растения

Отдел Моховидные

Моховидные произошли от водорослей и представляют собой эволюционный тупик. Отдел Моховидные включает около 25 тыс. видов. Обычно размеры мхов от 1 мм до 60 см. Одни мхи представляют собой таллом, другие имеют стебель и листья. Моховидные не имеют корней. Некоторые из них имеют одно- или многоклеточные ризоиды, которыми они прикрепляются к грунту и поглощают воду и минеральные вещества.
В жизненном цикле мхов гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом. Это отличает их от остальных высших растений. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. У разных видов мхов гаметофит может быть однополым (двудомным) или двуполым (однодомным). На гаметофите в органах полового размножения (гаметангиях) образуются подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Мужские половые органы называются антеридии, женские — архегонии. Оплодотворение происходит в присутствии капельно-жидкой влаги. Из оплодотворённой зиготы развивается коробочка со спорами.
Таким образом, взрослое растение мха — половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами — бесполое поколение (спорофит). Половое и бесполое поколения не разделены, а представляют одно растение. Также мхам свойственно и вегетативное размножение. Наиболее крупный класс моховидных — Листостебельные мхи. Различают зелёные мхи (кукушкин лён) и сфагновые (белые) мхи (сфагнум).
Зелёные мхи. Представитель — кукушкин лён, многолетнее растение высотой до 20 см. Широко распространён в еловых лесах, на болотах. Гаметофиты кукушкиного льна раздельнополы (двудомны), имеют прямостоячие неветвистые стебли с острыми листьями и ризоиды. На верхушках мужских и женских гаметофитов формируются антеридии и архегонии. Во время дождя или росы двужгутиковые сперматозоиды проникают к яйцеклеткам и сливаются с ними. После оплодотворения на женских растениях образуется диплоидный спорофит — коробочка на длинной ножке. Внутри коробочки формируется спорангий с гаплоидными спорами. Попадая в почву, спора прорастает в зелёную ветвящуюся нить — протонему, похожую на зелёную водоросль. Часть протонемы углубляется в почву, теряет хлорофилл и превращается в ризоиды; а из наземной части протонемы образуется стебель мха с листьями.
Сфагновые (белые) мхи. Представитель — сфагнум, играет важную роль в формировании и жизни болот. Сфагнум беловато-зеленого цвета, так как содержит большое количество воздухоносных клеток, имеет ветвистые стебельки, усаженные мелкими листьями, и не имеет ризоидов. Поглощение воды осуществляется всей поверхностью. Сфагновые мхи растут верхней частью побегов, а нижняя часть отмирает. В результате образуются залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды.
Значение. Мхам принадлежит важная роль в природе: как накопители влаги они участвуют в регулировании водного баланса лесов и соседних территорий.
Человеком торф используется в качестве топлива, как термоизолятор, в сельском хозяйстве в качестве удобрения, в химической промышленности для получения парафина, фенола, аммиака, уксусной кислоты, метанола, красителей и других веществ, в медицине при грязелечении, а также может быть использован как бактерицидный перевязочный материал, так как обладает антисептическим действием.

Отдел Плауновидные

Плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные — древние группы высших растений. Они произошли от псилофитов (риниофитов), которые, в свою очередь, произошли от зелёных водорослей и первыми заселили сушу. Их расцвет пришёлся на каменноугольный период, после чего многие виды вымерли.
Плауновидные — это травянистые, многолетние растения, встречающиеся в сыроватых хвойных и смешанных лесах. В настоящее время насчитывается около 1 тыс. видов. Они имеют стелющийся стебель с множеством веток, покрытых мелкими тёмно-зелёными листьями, укреплённый в почве с помощью придаточных корней. Верхушечные побеги заканчиваются спороносными колосками.
Из споры образуются мелкие заростки (2–3 мм), которые развиваются под землей, через 15–20 лет на них образуются архегонии и антеридии. В них формируются многожгутиковые сперматозоиды, которые в присутствии воды оплодотворяют яйцеклетки, и из диплоидной зиготы развивается новое растение. Кроме того, плауновидные могут размножаться вегетативно (частями стебля).
Значение. Плауны растут очень медленно и подлежат охране. Животными не поедаются. Используются в медицине (некоторые содержат яд, сходный по действию с кураре, другие используются как присыпка, третьи — для лечения алкоголизма).

Отдел Хвощевидные

Хвощевидные — это многолетние травянистые растения, обитают на влажной кислой почве в сырых лесах, на болотах, влажных полях и лугах. В настоящее время насчитывается всего около 20 видов. Имеют хорошо развитое корневище с клубнями. Побеги состоят из члеников (междоузлий). В клеточных стенках накапливается кремнезём, который выполняет механическую и защитную роль. На верхушках побегов расположены спороносные колоски.
Весной на корневищах отрастают розоватые спороносные побеги со спороносными колосками, на которых образуются гаплоидные споры. Из них вырастают мужские и женские (более крупные) заростки. Оплодотворение осуществляется в жидкой среде. Из диплоидной зиготы развивается спорофит.
Значение. Хвощи несъедобны для животных, являются сорняками пастбищ и полей. Хвощ полевой применяют в медицине как мочегонное средство.

Отдел Папоротниковидные

Папоротники — многолетние, чаще травянистые растения лесов умеренной зоны (орляк), водоёмов (сальвиния) или древовидные, лиановые, эпифитные обитатели влажных тропиков. В настоящее время насчитывается около 10 тыс. видов.
Спорофит папоротников разделён на корень, стебель и лист. Корни придаточные, отходящие от корневища. Стебли развиты плохо, и листва по массе и размерам преобладает над стеблем. На нижней части листа развиваются спорангии.
Из споры развивается заросток — небольшая многоклеточная пластинка зелёного цвета и с ризоидами (самостоятельное растение). На заростке формируются антеридии (мужские половые органы) и архегонии (женские половые органы). Заростки одних видов двуполые, других — однополые. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях — яйцеклетки. Для их слияния необходимо наличие воды. После оплодотворения из зиготы развивается растение папоротника. Таким образом, заросток — половое поколение (гаметофит), а взрослое растение папоротника — бесполое поколение (спорофит). Половое и бесполое поколения разделены. Также папоротникам свойственно и вегетативное размножение (например, отделением корневища).
Значение. Роль древних папоротников, а также хвощей и плаунов состояла в образовании залежей каменного угля и насыщении атмосферы кислородом. Некоторые виды современных папоротников употребляются в пищу, используются в медицине (глистогонные средства) или как декоративные растения.

Семенные растения

Рассмотренные выше споровые растения имеют два общих свойства:

  1. Для осуществления полового процесса им необходима капельно-жидкая влага, что ограничивает их распространение.
  2. Образующиеся споры мелкие, содержат мало питательных веществ и имеют слабую жизнеспособность. Это же относится к развитию из зиготы зародыша споровых растений.

Более прогрессивными с эволюционной точки зрения являются семенные растения. Им для оплодотворения не требуется вода, а семя (единица расселения семенных растений) содержит запас питательных веществ. Семя представляет собой маленький спорофит с корешком, почечкой и зародышевыми листьями — семядолями. В нём содержится запас питательных веществ, необходимый для первоначального этапа развития.
Взрослые семенные растения — спорофиты. Они образуют два типа спор: мужские (микроспоры) и женские (мегаспоры). Микроспоры продуцируются в мужских шишках (у голосеменных) или в пыльниках (у цветковых). Внутри пыльцевого зерна микроспора делится, и возникает мужской гаметофит, в котором образуются мужские гаметы. Мужские гаметы, формирующиеся внутри микроспоры, как правило, лишены жгутиков, не способны активно двигаться и называются спермиями. Мегаспоры образуются в семязачатках женских шишек или завязи. Единственная зрелая женская спора остаётся в семязачатке, здесь из неё развивается женский гаметофит (зародышевый мешок), где и образуется яйцеклетка. Таким образом, гаметофиты у семенных растений крайне редуцированы, и весь цикл их развития протекает на спорофите.
К семенным растениям относятся голосеменные (размножаются семенами, но не образуют плодов) и покрытосеменные (семена заключены в плоды).

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные (Цветковые)

Покрытосеменные — эволюционно наиболее молодая и самая многочисленная группа растений. Отдел включает около 250 тыс. видов. Покрытосеменные произрастают во всех климатических зонах, составляют основную массу растительного вещества биосферы и являются важнейшими производителями (продуцентами) органики на суше.
Доминирующая роль цветковых обусловлена рядом прогрессивных особенностей:

  1. Появление цветка — органа, совмещающего функции бесполого размножения (образование спор) и полового (формирование семени).
  2. Образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки (семяпочки) и предохраняющей их от неблагоприятных воздействий среды.
  3. Формирование из завязи плода: семена находятся внутри плода, и поэтому защищены (покрыты) околоплодником. Кроме того, плод позволяет использовать различных агентов для распространения семян (насекомых, птиц, летучих мышей, а также потоки воздуха и воды).
  4. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется диплоидный зародыш и триплоидный (а не гаплоидный, как у голосеменных) эндосперм.
  5. Максимальная редукция гаметофита. Мужской гаметофит — пыльцевое зерно — состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной, которая делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из восьми клеток зародышевого мешка, одна из которых становится яйцеклеткой.
  6. Размножение и семенами, и вегетативными органами.
  7. Усложнение и высокая степень дифференциации органов и тканей. В частности, наиболее совершенная проводящая система: ксилема представлена сосудами, а не трахеидами, во флоэме ситовидные трубки имеют членистое строение, появляются клетки-спутники.
  8. Быстрое протекание процессов роста и развития у однолетних форм.
  9. Большое разнообразие жизненных форм: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, многолетние травы, однолетние травы и т. д.
  10. Могут образовывать сложные многоярусные сообщества благодаря большому разнообразию жизненных форм.

Значение покрытосеменных в жизни человека трудно переоценить. Практически все культурные растения принадлежат к этому отделу. Древесина покрытосеменных используется в промышленности, строительстве, производстве бумаги, мебели и т. д. Многие цветковые растения используются в медицине.
Систематика. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Однодольные произошли от двудольных и являются менее многочисленными. Двудольные отличают от однодольных по ряду признаков. По каждому из признаков существует множество исключений. Единственный абсолютный признак — строение зародыша.

Сравнительная характеристика основных классов покрытосеменных
Признак Двудольные Однодольные
Строение зародыша Зародыш обычно имеет две семядоли; зародыш симметричный — почечка занимает верхушечное положение, а семядоли располагаются по бокам зародыша; семядоли обычно прорастают надземно Зародыш с одной семядолей; зародыш асимметричный — семядоля занимает верхушечное положение, а почечка находится сбоку; семядоля обычно прорастает подземно
Строение листа Жилкование обычно сетчатое, реже перистое или дуговое; листья обычно черешковые, опадающие Жилкование обычно параллельное или дуговое; листья обычно сидячие, неопадающие
Корневая система Обычно стержневая Обычно мочковатая
Особенности роста Имеется камбий: характерен вторичный рост Камбий, как правило, отсутствует: вторичный рост не характерен
Жизненные формы Древесные, полудревесные и травянистые формы Травы. Иногда вторичные древесные формы (пальмы)
Цветки Обычно пятичленные, реже четырёхчленные Обычно трехчленные, реже четырёхчленные, но никогда не пятичленные

Классы цветковых делят на семейства главным образом на основании строения цветка и плода. При этом используют формулу цветка.
Класс Двудольные включает семейства Крестоцветные, Маревые, Тыквенные, Бобовые, Розоцветные, Паслёновые, Сложноцветные.
Класс Однодольные включает семейства Злаковые, Лилейные.

Презентация на тему: " Основные отделы царства растений: -Водоросли -Мохообразные -Папоротникообразные -Голосеменные -Покрытосеменные." — Транскрипт:

1 Основные отделы царства растений: -Водоросли -Мохообразные -Папоротникообразные -Голосеменные -Покрытосеменные

2 ВОДОРОСЛИ Водорослями называют самые простые и самые древние растительные организмы. Тело водоросли состоит не из побегов и корней, как у высших растений, а из одноклеточных, нитчатых или пластинчатых слоевищ. Разнообразие водорослей огромно. Среди них есть микроскопические организмы неподвижные и подвижные, защищенные панцирем и не имеющие панциря, самых разных цветов и форм. Большинство водорослей обитатели вод, но многие способны расти и на суше, засыпая при высыхании и просыпаясь вновь при увлажнении.

3 ЗЕЛЕНЫЕ, БУРЫЕ И КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ Наибольшего развития достигли представители трех групп водорослей. Это зеленые, бурые и красные водоросли. Несмотря на столь разные цвета, все они содержат хлорофилл и способны к фотосинтезу. Но кроме хлорофилла в клетках водорослей могут содержаться и другие пигменты, которые определяют их цвет. Бурые и красные водоросли обитают в морях. К красным водорослям относятся самые глубоководные растения на Земле их встречали на глубине превышающей 100 м. Зеленые водоросли живут как в морях, так и в пресных водоемах, и даже на суше.

4 ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ Некоторые зеленые водоросли состоят всего из одной или нескольких клеток. Так, например, выглядят водоросли, развивающиеся на коре деревьев.

5 Некоторые одноклеточные водоросли, как изображенная здесь эвглена, подвижны и плавают в толще воды.

6 Зеленые водоросли Пластинчатая зеленая водоросль ульва, или морской салат, обитает в морях. В жизненном цикле этой водоросли, как и у большинства других, чередуются два поколения. Одно бесполое дает споры. Из них вырастают особи полового поколения, которые дают половые клетки гаметы. После попарного слияния гамет из оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, снова вырастает особь бесполого поколения.

8 Еще одна распространенная нитчатая водоросль кладофора. Ее нити ветвятся, а каждая клетка содержит много ядер.

10 Красные водоросли Красные водоросли очень разнообразны и порой причудливы. Некоторые красные водоросли похожи на твердые известковые наросты.

11 МОХООБРАЗНЫЕ Мохообразные настоящие наземные растения. У них впервые появляются настоящие побеги из стеблей и прикрепленных к ним листьев. А вот корней у мохообразных нет. Только тончайшие нити ризоиды прикрепляют растение к субстрату. В жизненном цикле этих растений два поколения. Листостебельные побеги (их обычно и называют мхом) это половое поколение. Бесполое поколение, спорогон, не может жить самостоятельно и паразитирует на материнской особи полового поколения. К мохообразным относятся мхи и печеночники. Жизненный цикл мха кукушкин лен.

12 Некоторые печеночники не имеют листостебельного побега. Их тело состоит из ветвящихся пластин (Маршанция).

13 Крошечные скальные мхи из рода Андреэя способны расти на совершенно обнажённом граните.

14 Болотный мох сфагнум способен накапливать и удерживать большие количества воды, что может служить причиной образования болот. У сфагнума вода запасается в особых водоносных клетках, которые занимают большую часть листа.

15 ПАПОРОТНИКИ Папоротники обычно довольно крупные растения с настоящими корнями и большими рассеченными листьями. Некоторые тропические папоротники деревья, а распространенные в нашей стране папоротники травы с подземным стеблем корневищем. Второе половое поколение у папоротников представлено крошечным заростком, который мало кому известен и живет обычно лишь несколько недель. Жизненный цикл щитовника мужского

16 Циатея огромный (более 10 м.) тропический древовидный папоротник. Высота страусника, который растет в наших лесах, не превышает 1,5 м. Некоторые листья служат только для образования спор, а некоторые только для фотосинтеза.

17 ХВОЩИ И ПЛАУНЫ Хвощи и плауны дальние родственники папоротников. Их размножение во многом очень похоже. А вот внешних различий очень много. Большинство плаунов небольшие растения с мелкими, иногда чешуевидными листьями. Хвощи на первый взгляд состоят из одних лишь членистых стебельков, которые ветвятся мутовчато. Листья очень невелики и собраны вокруг стебля в виде небольших воротничков.

18 Плаун булавовидный Плаун годичный

19 Тропические саговники –самые древние представители голосеменных. Женские шишки некоторых саговников достигают 80 см длины и 50 кг веса

20 Гинкго –листопадное дерево родом из северо – восточного Китая

21 ГОЛОСЕМЕННЫЕ Голосеменные появились на земле примерно 350 млн лет назад. Они оказались гораздо лучше приспособлены к засушливым условиям, чем папоротники. У них в жизненном цикле отсутствует наиболее уязвимая стадия свободноживущего заростка, а для оплодотворения не нужна вода. Все современные голосеменные это деревья и кустарники, редко лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках.

22 Самые большие на Земле растения – мамонтовы деревья из горных лесов Калифорнии. Они достигают высоты более 80 м и возраста более 3500 лет

23 ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ Цветковые растения самый молодой и самый разнообразный отдел растений. К нему относится более четверти миллиона видов от огромных деревьев до крошечных травянистых растений, от кактусов, до мельчайших обитателей воды рясок. Именно у этих растений появился новый орган размножения цветок, а семязачатки разместились в особой части цветка в завязи пестика. Завязь после отцветания превращается в новый орган плод. В нем и находятся созревшие семена. Еще одна особенность цветковых растений появление процесса двойного оплодотворения. Его результат формирование в семени особой запасающей ткани эндосперма. Древесина цветковых растений обычно содержит сосуды, которые позволяют проводить воду более эффективно, чем трахеиды голосеменных. Первые цветковые растения были, вероятно, деревьями. Современные цветковые растения относятся к разным жизненным формам и произрастают на всех материках планеты.

24 Плод – приспособление для распространения семян цветковых растений

25 Первые цветковые растения вероятно были деревьями с крупными одиночными цветками. Количество лепестков, тычинок и плодолистиков у них было непостоянно и велико. Сейчас подобное строение имеют, например, магнолии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Царства Растения Обобщающий урок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Царства Растения Обобщающий урок

Царства Растения Обобщающий урок

Первый конкурс “Разминка”.

Первый конкурс “Разминка”.

Второй конкурс. “Аналитики”. 1 команда- В лесу произрастало много папоротнико.

Второй конкурс. “Аналитики”. 1 команда- В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? 2 команда - Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

3 конкурс ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО

3 конкурс ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО

 4 конкурс Составить эволюционную цепочку Мхи, голосеменные, водоросли, папо.

4 конкурс Составить эволюционную цепочку Мхи, голосеменные, водоросли, папоротникообразные, псилофиты, покрытосеменные

Водоросли – псилофиты- мхи- папоротникообразные - голосеменные- покрытосеменн.

Водоросли – псилофиты- мхи- папоротникообразные - голосеменные- покрытосеменные.

5 Конкурс Найти противоположное понятие 6 конкурс. “Цветик - семицветик”. 7 к.

5 Конкурс Найти противоположное понятие 6 конкурс. “Цветик - семицветик”. 7 конкурс Верно ли утверждение

 СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК

Тема: Обобщающий урок по теме царства Растения

Главная дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам темы- Царство Растения, выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы;

Задачи :
Образовательная:

Закрепить знания, полученные в ходе изучения темы.

Выявить уровень усвоения знаний по данной теме и оценить его..

Продолжить формирование понятия о растении как целостном организме.

Развивающая:

Продолжить развитие умений и навыков сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.

Продолжать развивать умение работать с учебником, книгой, дополнительной литературой по теме. Развитие интереса к предмету, через применение занимательных форм и методов обучения.

Развивать коммуникативные способности учащихся

Воспитательная:

Повышать экологическую грамотность уч-ся,

Воспитывать бережливое отношение к растениям,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, гербарные экземпляры растений, комнатные растения.

Формы работы:

словесный (эвристическая беседа),

наглядно-образные (натуральные объекты, гербарии,).

Тип урока: Урок обобщения и контроля знаний учащихся

Структура урока:

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

III . Обобщение и систематизация знаний( в ходе игры)

V . Рефлексия
VI . Подведение итогов урока.

VII . Выставление оценок за урок.

Ход урока

I . Организационный момент:

II . Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный обобщающий урок в форме игры по теме “Царства растения”. Но прежде давайте вспомним:

- Какую роль они играют в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).

III . Обобщение и систематизация знаний.

Класс делится на 2 команды равные по силе ( Командам присваиваются названия, выбираются командиры) за каждый правильный ответ команда получает жетон

Первый конкурс “Разминка”.

Необходимо отгадать загадки. Отвечает тот, кто первым поднимет руку

Никто цветка не видел, а легенды о нем ходят. ( Папоротник )

Никто краской не пользовался, а вода в озере позеленела. (Тина, водоросли)

Назовите растение, у которого самые большие плоды. (Тыква, выращивают экземпляры весом свыше 100 кг).

В народе его величают, синим, хотя на самом деле он фиолетовый, а вот в его настоящем названии и намека нет на его цвет. (Баклажан)

При правильном приготовлении они вполне могут заменить ананас. (Кабачки) .

Мы часто ее видим, мало, что знаем о ней, а ее производными часто пользуемся. В 90 % случаев ее выбрасывают, в остальных – перерабатывают на лекарства, воск, муку, витамины, масло. Один раз в году она приносит людям эстетическую радость, а ее осыпание является признаком того, что радость прошла. Что это? (Ель, хвоя).

“ Без окон, без дверей полна горница людей”. (Огурец)

Он бывает горький, сладкий, красный, желтый и болгарский. (Перец)

Среди всех огородных сорняков она, по мнению народной медицины, является очень полезной, особенно если с ней приготовить салат. (Крапива).

Второй конкурс. “Аналитики”.

Каждой команде дается задание. В течение 1 минуты вы должны дать ответ. Если вы не отвечаете, предоставляется возможность дать ответ соперникам.

В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему?

Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.

Лишайники – индикаторы чистоты воздуха, они гибнут в загрязненном воздухе.

IV. ФИЗМИНУТКА

3 конкурс ОПРЕДЕЛИТЬ СЕМЕЙСТВО (семейства написаны на листочках, лежащих на столах)

Нужно поднять карточку с названием семейства ( чья команда быстрее)

лопух большой (сложноцветные) ;

гравилат лесной (розоцветные) ;

лилия кудреватая (лилейные );

ежа сборная (злаковые );

паслен сладко-горький (пасленовые );

соя (бобовые );

редис (крестоцветные ).

4 конкурс Составить эволюционную цепочку . (кто быстрее)

Мхи, голосеменные, водоросли, папоротникообразные, псилофиты, покрытосеменные.

Правильный ответ: водоросли, псилофиты, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные.

5 Конкурс Найти противоположное понятие (каждое понятие 1б)

6 конкурс. “Цветик - семицветик”.

Команде предлагается цветок с 7 лепестками. Отрывая любой из них (члены команд по очереди), ученики получают описание одного из семейств, записанное на обратной стороне лепестка. По этому описанию они должны определить, о каком семействе идет речь:

- Основное отличие растений этого семейства – симбиоз с азотфиксирующими бактериями, под действием которых на корнях растений образуются выросты – клубеньки. (бобовые)

- В основном это однолетние и многолетние травы – древнейшие культурные растения, которые кормят род человеческий. Стебель растений этого семейства имеет особое название . (злаковые)

- В этом семействе есть пищевые, декоративные, лекарственные растения. В основном это многолетние травы с подземными органами в виде корневищ, луковиц. Есть среди этого семейства и ядовитые растения, и те, которые занесены в Красную книгу, которые требуют охрану. (лилейные)

- В этом семействе имеются как травы, так и кустарники, и деревья. Плоды многих из них весьма вкусны и богаты витаминами. (розоцветные)

- Многие растения данного семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться. Но некоторые используются в пищу. Соцветие растений этого семейства может быть образовано несколькими типами цветков. Плоды могут иметь парашютики. (сложноцветные)

- Растения этого семейства имеют ядовитые вегетативные органы. Но одно из растений называют вторым хлебом, используя в пищу его видоизмененный побег-клубень. Одно из растений сделало человека своим рабом, разрушая его организм. (пасленовые). Какое же растение превратило человека в своего раба? Почему? (табак курительный, в его листьях содержится никотин, который губительно действует на организм человека).

- Растения этого семейства являются хорошими медоносами. Огромное количество их растет на пустырях. Название семейства отражает строение цветка (расположение лепестков и чашелистиков). (крестоцветные)

7 конкурс: верно ли утверждение (поочерёдно)

По сравнению со мхами, папоротники имеют более сложное строение. (ДА)

Так же, как и голосеменные, покрытосеменные размножаются семенами. (ДА)

Как мхи, так и папоротникообразные имеют листья и стебель. (НЕТ)

Сравнивая отдел покрытосеменных с другими отделами растений, можно сказать, что это самые сложные растения. (ДА)

Кроме листьев и стеблей папоротникообразные имеют еще и корень. (ДА)

Помимо семени у покрытосеменных есть плод. (ДА)

Больше чем покрытосеменные, других высокоорганизованных отделов на Земле нет. (ДА)

Наряду с семенными существуют и споровые растения. (ДА)

Если не будет воды, то существовать водорослям будет невозможно. (ДА)

В отличие от мхов голосеменные устроены сложнее. (ДА)

V . Рефлексия.

Ученикам предлагается наклеить листик с изображением одной из нарисованных фигур (по их состоянию после урока).

VI . Подведение итогов урока. Команды подсчитывают жетоны Командам предлагается оценить работу каждого члена команды и командирам объявить на какую отметку работал каждый участник.

Читайте также: