Поль сезанн завтрак на траве описание

Обновлено: 05.10.2024

Поль Сезанн (Paul Cézanne; родился 19 января 1839 г. — умер 22 октября 1906 г.) — французский художник XIX века, ставший основателем и центральной фигурой постимпрессионизма. Картины Сезанна получили признание лишь в последние годы жизни мастера, так как на целых полвека опередили свое время. Выработанная художником система сопряжения линии, цвета и мазка отличалась удивительной логикой и впоследствии вдохновляла не одно поколение художников. Поль Сезанн написал лучшие свои работы во второй половине XIX века и оказал сильное влияние на развитие авангардной живописи в начале следующего столетия.

Биография Поля Сезанна

Поль Сезанн появился на свет в ночь на 19 января 1839 года в доме на улице Оперы в маленьком городке Эксе на юге Франции. Родители к моменту рождения первенца не были женаты и вступили в брак только пять лет спустя, когда в семье уже было двое детей. Отец Луи-Огюст происходил из рода потомственных ремесленников, но в свое время не побоялся оставить прибыльную профессию торговца шляпами и основать банковский бизнес. Врожденная деловая хватка помогла ему заработать значительное состояние.

Поль Сезанн начал рисовать в пятилетнем возрасте, что очень радовало мать будущего художника. Окончив начальную школу, в 1852 году мальчик поступил в Коллеж Бурбон на полный пансион. Живописные таланты Поля педагоги признали посредственными, зато за умение виртуозно сочинять стихи юноша был удостоен награды. После завершения учебы Сезанн несколько лет посещал бесплатную школу живописи Жозефа Жибера (Joseph Gibert), а затем добился от отца разрешения ехать в Париж.

В 1875 году в жизни Сезанна произошло знаковое событие — он познакомился с коллекционером Виктором Шоке (Victor Choke), который стал постоянным покупателем его работ. Художник регулярно участвовал в выставках импрессионистов, но не слышал ничего, кроме издевательств. Не обращая внимания на критику, уверенный в своей гениальности, Сезанн продолжал плодотворно работать и создал в последующие десятилетия лучшие свои произведения.

Настоящая слава пришла на персональной выставке, которую в 1895 году организовал торговец предметами искусства Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard). Картины раскупались, как горячие пирожки, а работы мастера наперебой хвалили как критики, так и рядовые зрители. За первой выставкой сразу последовала вторая, и к 1900 году пожилой художник из объекта насмешек превратился в живую легенду и мессию нового искусства. Все хотели познакомиться с Сезанном, а не привыкший к такому вниманию мастер никак не мог поверить в искренность обращенных к нему слов восхищения.

Молодежь возвела Сезанна в ранг своего духовного наставника и при встрече записывала за ним каждое слово. На выставке Салона 1904 года для экспозиции мастера был выделен целый зал. Два года спустя продолжавший упорно работать на пленэре Сезанн подхватил бронхит. В дальнейшем простуда перешла в воспаление легких, которое погубило художника. 23 октября 1906 года Поль Сезанн скончался в возрасте 67 лет.

Самые известные картины Поля Сезанна

Среди картин Поля Сезанна присутствуют работы всех жанров, но их объединяет умение живописца передать свой собственный внутренний динамизм, сильные эмоции, которые хорошо чувствовали те немногие зрители, кто смог оценить по достоинству его ранние работы. Мастер упорно работал всю свою жизнь и оставил последующим поколениям более восьмисот картин.

В списке наиболее известных:

Живописец искренне сожалел, что родился слишком рано и говорил, что чувствует духовное родство с художниками следующих поколений. Творчество мастера обрело многих последователей, а его манера даже получила свое название — сезаннизм.

На аукционах портала Very Important Lot большой выбор предметов антиквариата, а в галерее живописи свои работы выставляют современные художники. Наш портал дает возможность купить картины напрямую у авторов.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Все интересное в искусстве и не только.

Новое или ничего своего? Завтрак на траве

Суд Париса (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент (1).jpg

Как много людей, увидевших новые прочтения знаменитых произведений, возмущаются! Вот, мол, своего ничего не могут придумать, бездари! Они только и способны просто перепеть уже созданное до них!
Так вот, эта практика заимствования, создание своего на основе творчества под влиянием, - известна со времен Возрождения. И,пожалуй, один пример.

Джорджона.jpg


Джорджоне
Пасторальный концерт
Теперь "Сельский концерт" считают ранней работой Тициана

И Мане со своим шедевром, как ныне понимает каждый – это, да, шедевр, стал первым создателем в истории современного искусства полотна, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались.
Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.

Жюри в салонах в 1863 году было беспощадным.
Оно сильно терзало молодых художников, а впрочем, это вечная история – все эти приемные комиссии, худсоветы так всегда и поступали.

Но тогда даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ, и поэтому он одновременно решил устроить свой Салон отверженных, куда и попала картина.
И вот оно – ура! Событие, перевернувшее искусство.

Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин - совсем не нимф и богинь рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве.
Обнаженная женщина - любимая модель Мане Викторина Луиза Мёран.
Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов.
Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос.

Суд Париса (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент (2).jpg


"Суд Париса" (гравюра по утраченному оригиналу Рафаэля, 1515-1516), фрагмент

Клод-Оскар Моне.jpg

Для Моне люди и живописный пейзаж – равнозначные, равноценные составляющие будущей картины, поэтому он делает наброски по отдельности: выезжает на пленер для написания леса, и рисует будущих героев в своей мастерской.

Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной.
В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё.
Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
После шести лет забвения Моне выкупает свою работу и заканчивает её, восстановив утерянные фрагменты и переписав иные заново.

Поль Сезан.jpg


Поль Сезанн
"Завтрак на траве", 1869

Пабло Пикассо.jpg

Пабло Пикассо
"Завтрак на траве" (по Э.Мане), 1960

И вот великолепнейшее полотно. Этот Завтрак, понятно, что тоже не на пустом месте возник. Но так необыкновенно хорош …
Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года "Завтрак на траве" (Le Déjeuner Sur l'Herbe, сегодня в Musée d'Orsay).

Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц.
Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.

Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l'Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины.

Мане, в свою очередь, написал "Завтрак на траве" как стилизацию на работу Джорджоне "Сельский концерт", 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля.
Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.


Мой Facebook профиль:
Natalya Moiseeva | Создайте свою визитку


Подписывайтесь на страницу в Facebook:
Человек. Искусство. Жизнь

Продвигайте также свою страницу

Мане, Моне и Сезанн или история одного завтрака


Картина Мане и на Салоне отверженных была воспринята крайне отрицательно. Император посчитал картину неприличной и в конечном итоге картину сняли с выставки. Проблема была в отсутствии аллегории, реальности изображенных персонажей, даже некоторой узнаваемости изображенной на картине женщины. Для академичной живописи того времени такой подход был новым и шокирующим.



Картина Эдуарда Мане становится знаковой для новых художников того времени, импрессионистов, которые выступают за живопись, где уже нет доминанты уважения классических канонов и речь идет о личных ощущениях художника, за живопись, свободную в выборе сюжетов, способов их изображения и обработки цветом.

Смелое начинание 25-летнего Клода Моне заинтересовало всех, и другой французский художник Курбе навестил Моне, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена, Моне прекратил работу и более к этой картине не возвращался.



Поль Сезанн. Завтрак на траве. 1869 г.


Завтрак на траве. Эдуард Мане.


Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

5. Отсылка к Рафаэлю

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины — родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

Олимпия

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

Картина Мане в галерее.

Размеры картины — 208 × 264,5 см.

13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.

14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Читайте также: