Полезные ископаемые строительные горючие руды удобрения

Обновлено: 05.10.2024


Образовательные цели:

1. Обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

Воспитательные цели:

1. Развивать любовь и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.

Развивающие цели:

Развивать коммуникативные отношения учащихся.

Самостоятельная работа по карточкам

Слушает объяснения учеников

Отвечают на вопросы

4.Рефлексия. подведение итогов

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых).

Ход урока

1. Постановка цели урока

- Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

Для этого вы самостоятельно изучая учебный материал на с45-48 и дополнительную информацию на листах , отвечаете на вопросы теста.

Уровень А

1.Природные богатства , которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве называют_____________________________________________

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

3. На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

1) строительные, горючие, руды, удобрения

2) горючие, руды, удобрения

3) удобрения, строительные, руды

4. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

1) песок, глина, гранит, известняк

2) гранит, торф, магнитный железняк

3) каменный уголь, поваренная соль

5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянные и медные руды

2) каменный уголь, природный газ

6. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит

2) природный газ, нефть

7. Зачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды

2) очищаем территорию от мусора

3) участвуем в соревновании между классами

Уровень В

1. Каменный уголь, нефть, торф, природный газ называют горючими ископаемыми, так как они

2. Определи свойства полезных ископаемых. Соедини стрелкой.

Уголь маслянистая жидкость, тёмно-бурого цвета, похожа на дёготь

Торф чёрного цвета, твёрдый, хрупкий, тяжелее воды

Нефть плотный, буро-коричневый, не блестит, в воде не растворяется

3. Основные свойства угля, нефти, торфа

4. Чем руды отличаются от других полезных ископаемых?

3) содержат металлы

5. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

3) магнитный железняк

Уровень В

1.Что произойдёт ,если в стакан с водой налить немного нефти?

1) нефть растворится в воде

2) нефть опустится на дно

3) нефть будет плавать по поверхности воды

2.Сравни свойства торфа и нефти

(твёрдое, жидкое, газообразное)

Легче или тяжелее воды

3. Отгадайте кроссворд

Кроссворд

По горизонтали
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

Глина


2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор

Железо

Торф


5. Образуется при разрушении гранита и кварца.

Песок


2. Без него не может обойтись учитель на уроке.Мел


3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. Известняк


4. это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

- Какие вы полезные ископаемые знаете?

- Почему их называют полезными ископаемыми?

- На какие группы можно разбить полезные ископаемые?
-Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
-Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

Далее по заданиям теста.

Практическая работа .Сравните предметы из разных металлов ( алюминиевая, золотая, серебряная ложка) по цвету, запаху, цвету, наличию блеска. Сделайте вывод.

Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.

Дидактический материал Приложение к уроку

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Большое скопление полезного ископаемого в земле называется месторождением. Полезные ископаемые добывают в карьерах или шахтах. Карьер? Большое углубление в земле, образуется при добыче полезных ископаемых, залегающих неглубоко — сверху. Если полезное ископаемое залегает глубоко, то его добывают в шахтах. В шахтах работают шахтёры. Труд шахтёров очень почётен , но и опасен.

Полезные ископаемые можно разбить на 4 группы

  1. строительные –гранит, песок, глина, известняк, мрамор, мел
  2. горючие(топливо)—нефть, природный газ, торф, каменный уголь
  3. руды ---магнитный железняк, бурый железняк, цветные руды(свинец, боксит-алюминий, медные руды)
  4. удобрения -- калийная соль, апатиты.

Железную руду добывают в шахтах или карьерах, откуда она привозится в доменные печи, где из неё выплавляют чугун. Затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из него варят сталь. У мартенов работают сталевары. Труд сталевара очень тяжёл. Из готовой стали на заводах делают: станки, рельсы, поезда, автомобили, части самолётов, тракторы, комбайны, трубы, посуду, оружие и многие другие нужные предметы. Скопления руды в земле называются месторождением. Поиском месторождений занимаются геологические экспедиции. Геолог — очень нужная и интересная профессия.

Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. За твёрдость его называют каменным. Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле. Работа шахтёров очень нужна людям, но она очень опасна. Чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий - при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля - он хорошо горит, выделяя много тепла, каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии.

Известняк встречается в природе в виде залежей мела, мрамора. Белая кристаллическая порода.

Полезными ископаемыми называют горные породы и минералы, которые человек применяет в хозяйственной деятельности.

Полезные ископаемые делятся на группы. Каменный уголь, торф, нефть, природный газ называют горючими ископаемыми. К рудным ( металлическим ) относят полезные ископаемые, содержащие металлы, например, медную руду, железную руду. К нерудным относят строительные ископаемые (известняк, глину, песок, гранит), а также калийную соль, каменную соль и другие.

Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо.

Торф — образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Используется как удобрение в сельском хозяйстве и в качестве топлива.

Нефть — жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо для автомобилей, тракторов, самолётов (бензин, керосин и др.). Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным нефтепроводам нефть поступает к местам переработки и потребления.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, а также как сырьё для получения пластмасс, резины и других полезных веществ.

Hematite.jpg

Железная руда — чёрного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют железо, которое используется в производстве машин, железнодорожных рельсов, станков, вагонов.

Granite_gran_violet.jpg

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом.

392px-Calcáreo_Travertino1.jpg

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел .

Clay

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими .

Песок сыпучий, жёлтого или белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.

Понятия и термины, относящиеся к теме

Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.

Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.

Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.

Когда начали добывать полезные ископаемые?

Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.

виды полезных ископаемых

Характеристика полезных ископаемых по физическому состоянию

Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:

  • жидкие (минеральные воды, нефть);
  • твердые (металлы, угли, руды);
  • газообразные (природный газ, инертный газ).

Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.

Промышленные виды, классификация полезных ископаемых

После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:

Промышленные типы месторождений и ископаемые, их составляющие
Тип месторождения ископаемого Группы в его составе Виды ископаемых
Горючие (топливные) Твердое состояние Торф, уголь
Жидкое/газообразное состояние Газ, нефть
Металлические Металлы черные Марганец, хром, титан, железо
Металлы цветные Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель
Металлы благородные Платина, золото, серебро
Металлы редкие Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден
Радиоактивные соединения Торий, радий, уран
Неметаллические Сырье горнорудное Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески
Сырье химическое Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные
Строительные материалы Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье
Камни самоцветные Камни драгоценные и поделочные

Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.

Горючие ископаемые

К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.

к какому виду полезных ископаемых относится нефть

Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):

  • уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
  • горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
  • торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.

Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.

Металлические полезные ископаемые: виды, характеристика

Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.

виды полезных ископаемых топливные рудные нерудные

В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.

Черные металлы

Черные металлы - это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.

виды полезных ископаемых таблица

Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.

Цветные металлы

В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь - красная, алюминий - серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.

Цветные металлы классифицируют на:

  • тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
  • легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
  • благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
  • малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
  • тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
  • редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
  • рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
  • радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.

виды полезных ископаемых горючие

Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.

Неметаллические природные элементы

3 вида полезных ископаемых

По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.

Нерудные полезные ископаемые
Группа неметаллических минералов/пород Вид породы/минерала Характеристика
Сырье горнорудное Асбест Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных.
Известняк Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь.
Слюда Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике.
Сырье химическое Калийные соли Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений.
Апатит Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики.
Сера Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука.
Строительные материалы Гипс Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека.
Мрамор Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников.
Камни самоцветные Драгоценные Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора.
Полудрагоценные
Поделочные

Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.

Классификация ресурсов по исчерпаемости

Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:

  • исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
  • неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
  • возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
  • невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
  • заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
  • незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).

понятие виды полезных ископаемых

Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.

Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

УРОК ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

учитель высшей квалификационной категории

(учитель биологии и географии)

Алейникова Галина Ивановна

Задачи:
• Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых и значимости их в жизни человека; расширять представления об использовании их, закреплять умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, продолжить знакомство уч-ся с условными знаками полезных ископаемых; продолжить формирование знаний учащихся о природе Ставропольского края и Петровского района.
• Коррегировать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательную активность, экологическое мышление, умение характеризовать объекты окружающего мира.

• Воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых, воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, способствовать воспитанию у учащихся любви к родному краю, их малой Родине.

индивидуальные карточки; условные знаки

Организационный момент.

-Так же и вы, ребята, сами ответственны за получение новых знаний. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём разгадывать тайны природы.

Введение в тему.

-Ребята, наш урок мы начнём с отгадывания ребуса. Здесь спрятана профессия человека.

Слайд (Г Е + ,КОЛОС, + Г)

Слайд ( ГЕОЛОГ= ГЕО + ЛОГОС)

-Кто такие геологи?

-Геологи -это разведчики земных глубин, которые ищут и изучают полезные ископаемые. Настоящему геологу нужна немалая физическая сила, выносливость, смелость и настойчивость. И главный закон их жизни- дружба, выручка, верность.

Вот и мы сегодня на уроке проявим дружбу, выручку и выполним поставленную цель нашего необычного урока, урока- экспедиции.

-Настоящих геологов нельзя представить себе без рюкзаков. Так как вы сегодня выступаете в роли геологов, у вас тоже должны быть рюкзаки. Посмотрите, они лежат у вас на столах. За каждый правильный ответ вы будете класть камень в рюкзак. В конце урока мы подведём итоги вашим находкам. Чем больше полезных ископаемых в рюкзаке, тем лучше оценка будет. А ещё вам понадобятся тетради, в которых вы вели записи.

-Ну, а теперь, давайте покорять недра Земли!

Слайд (Эпиграф к уроку)

- Ребята, эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

«Три клада у Природы есть:

Вода, Земля и Воздух-

- О каких оболочках Земли говорится в этом высказывании?

( О гидросфере, литосфере и атмосфере)

Слайд (Воздух- атмосфера, вода- гидросфера, земля- литосфера)

-Какие оболочки Земли мы уже изучили на уроках биологии?

-Какую оболочку Земли мы изучаем сейчас? (Литосферу)

-А что такое литосфера? (Литосфера- каменная оболочка Земли)

Слайд (Полезные ископаемые)

(О полезных ископаемых)

- Путешествие в мир полезных ископаемых - очень увлекательное занятие. Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными .

Слайд (Кластер- маршрут экспедиции)

-Итак, как же будет называться наша экспедиция? Ключевое слово нашего кластера?

-О чём мы говорили,(какие вопросы раскрывали) изучая полезные ископаемые?

(Значение термина, виды, свойства, способы добычи, применение, охрана)

- Сегодня в ходе экспедиции мы повторим изученное по теме “Полезные ископаемые”, обобщим полученные знания, вспомним, какие полезные ископаемые есть в Ставропольском крае.

Обобщение полученных знаний.

Фронтальный опрос.

-Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

( Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.)

- В природе известно около 3000 минералов и горных пород.

Отгадывание загадок

-Дорогие геологи, а знаете ли вы полезные ископаемые? Сейчас мы проверим, отгадав загадки.

( Учащиеся показывают из коллекции отгаданные полезные ископаемые)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(песок)
***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(гранит)
***
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий.
(уголь)
***
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(глина)

Повторение видов полезных ископаемых

- Все полезные ископаемые отличаются друг от друга по способу образования, по физическим свойствам и по назначению.

По способу образования какие бывают полезные ископаемые?

(Магматические, осадочные, метаморфические)

Слайд ( Виды полезных ископаемых)

Магматические породы образовались в результате изливщейся наружу и остывшей лавы)

Осадочные породы образовались путём осаждения и отложения различного обломочного материала, а также остатков живых организмов (животных и растений).

(Рассказ учителя сопровождается показом горных пород из коллекции)

-Итак, мы разобрали, что все полезные ископаемые по способу образования делятся на магматические, осадочные, метаморфические. А на какие группы делятся полезные ископаемые по своим физическим свойствам?

(Твёрдые, жидкие, газообразные)

- Мы разобрали, как делятся полезные ископаемые по способу добычи и по физическим свойствам, а теперь нам осталось вспомнить, как делятся полезные ископаемые по назначению и использованию.

(Горючие, рудные и нерудные)

-Назовите и покажите эти виды полезных ископаемых.

(Учащиеся показывают и называют полезные ископаемые по категориям)

- Ребята, глядя на эту схему, скажите, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке?

(О магматических, твёрдых, рудных полезных ископаемых – о рудах цветных металлов- медном колчедане и бокситах)

Индивидуальный опрос и работа по карточкам

-Сейчас 2 ученика расскажут о медном колчедане и бокситах по плану, а остальные учащиеся будут работать по карточкам:

Характеристика полезного ископаемого.

1.Название полезного ископаемого.

2.Вид полезного ископаемого.

4.Где применяется.

5.Условное обозначение.

(1. Я расскажу вам о медном колчедане.

Медный колчедан- это медная руда, из которой выплавляют медь.

Медный колчедан-это магматическое, твёрдое , рудное полезное ископаемое.

Он имеет красивый золотисто- жёлтый цвет и сильный металлический блеск.

В России месторождения медных руд имеются. Обозначаются на карте вот так.)

(2. Я расскажу вам о бокситах.

Боксит- это главная алюминиевая руда, из которой выплавляют алюминий.

Боксит- это магматическое, твёрдое, рудное полезное ископаемое.

По внешнему виду бокситы похожи на глину. Но в отличие от глины они не делаются вязкими, если их смешать с водой. Бокситы бывают коричневого, красного, розового, чёрного и даже белого цвета.

Алюминий используют в авиации. Из алюминия делают провода, посуду, краску. Алюминий не ржавеет. Более 100 лет назад алюминий ценился чуть дешевле золота. Из него делали только украшения.

В России месторождения бокситов имеются. На карте алюминиевую руду обозначают вот так.)

Проверка работы по карточкам с помощью компьютера.

Фамилия, имя ученика - -

1.Кто создал полезные ископаемые?

А) человек; Б) природа ; В) животные

2.Какое полезное ископаемое даёт больше тепла?

А) нефть; Б) природный газ ; В) каменный уголь

3.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок. глина, гранит; Б) каменный уголь, торф, нефть; В) песок, известняк, боксит

4.Из каких полезных ископаемых изготавливают удобрения?

А) медный колчедан, магнитный железняк; Б) калийная соль, фосфориты

5.Какой самый прочный известняк?

А) мел; Б) обыкновенный известняк; В) мрамор

( Учащиеся самостоятельно выставляют оценки)

Работа с картой ( На доску вывешивается физическая карта РФ)

- Один из основных инструментов геолога - это карта. Россия очень богата полезными ископаемыми. На её территории открыто более 20 тысяч месторождений полезных ископаемых.

-Например, по запасам природного газа и железняка Россия занимает 1-е место в мире, а по запасам угля занимает 3-е место в мире ( после США и Китая); В нашей стране есть большие залежи торфа (66% мировых запасов), руды цветных металлов, строительные полезные ископаемые.

- Все эти сведения надо как- то поместить на карту. А с помощью чего это делают геологи? ( С помощью условных знаков)

-Сейчас мы проверим, как же вы знаете условные знаки полезных ископаемых. Я даю краткую характеристику полезному ископаемому- вы определяете о каком ископаемом идёт речь и показываете условный знак, соответствующий ему.

Слайды (Газ, нефть, торф, железная руда, каменный уголь)

-По запасам этого полезного ископаемого Россия занимает 1-е место в мире. Он невидим, бесцветен, не имеет запаха. (Природный газ) (Западная Сибирь)

-Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут. (Нефть) (Западная Сибирь)

-Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.(торф) ( В тундре)

-Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен. (Железная руда) (КМА)

-Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.(Каменный уголь) (Кузнецкий бассейн)
(Учащиеся отгадывают полезные ископаемые и показывают условный знак, а учитель сообщает и прикрепляет на карту условный знак, где имеются самые большие залежи этого полезного ископаемого на территории России)

-А теперь, дорогие геологи, посмотрите на стенд и скажите, на территории Ставропольского края какие есть полезные ископаемые?

(Газ, нефть, песок, глина, известняк, поваренная соль)

Слайд -А на территории Петровского района какие находятся полезные ископаемые?

Слайд (песок, глина, известняк)

Железная руда Каменный уголь Глины

песок Известняк Торф

Природный газ Нефть

-А сейчас пришло время отдыха.

Ученик : -Ай-да, ребята, отдохнём!

-Мы геологами станем

Да?- Да! (Хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да?- Да! (Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показ руками)

Бурная река (показ руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь (плывут)

Её не пролетишь (крылья)

Надо напрямик (показ руками).

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да?- Да! (Хлопок над головой)

Индивидуальный опрос о добыче полезных ископаемых

-Ребята, по статистике на каждого жителя нашей планеты добывают примерно 5- 6 тонн полезных ископаемых в год. Какие вы знаете способы добычи полезных ископаемых?

Ученики рассказывают:( Существует 3 способа добычи полезных ископаемых:

Слайд 1.Закрытый способ – это роют шахты и добывают уголь, фосфориты, различные руды. Самая древняя шахта расположена в Голландии — уголь там стали добывать еще в 1113-м году. Данная шахта до сих пор работает. Шахты, в которых добывают руды, называются рудниками. Закрытый способ- это самый опасный способ добычи. К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. У нас в год добывается 700 млн. тонн . В среднем 3-4 человека в день погибает.

Слайд 2.Открытый способ , при котором горные породы добываются в карьерах. Он экономически более выгоден. Таким способом добывают песок, глину, гранит.

Слайд 3.Бурят скважины - таким способом добывают нефть и газ. Скважины обычно бывают глубиной 2 - 3 км, хотя есть и глубже

Применение полезных ископаемых

-Ребята, а давайте вспомним, где же применяются полезные ископаемые?

(- В строительстве (гранит, известняк, песок, глина);

- Топливо (каменный уголь, нефть, природный газ, торф);

- Удобрение (торф, фосфориты, калийная соль);

- Выплавляют металлы (железная руда, медный колчедан, бокситы);

- Приготовление пищи (поваренная соль), лекарств, мыла, стекла, красок, посуды.

- Ребята, когда заканчивается трудный день геологов – они любят сидеть у костра и рассказывать интересные истории.Сейчас мы дадим слово геологам, которые расскажут об интересном применении полезных ископаемых.

Медный колчедан - улучшает работу желудка и возбуждает аппетит.
Так же медный колчедан используют для лечения тяжёлых кожных заболеваний,
Некоторые специалисты считают, что лечебные свойства минерала помогают при бессоннице .

А вот астрологи полагают, что этот минерал привлекает удачу в торговых делах, а
также может служить отличным оберегом для жилья, который будет защищать дом от стихийных бедствий и квартирных краж. Для этого необходимо небольшие камни медного колчедана положить по одной штуке на каждый подоконник в доме, с правой стороны.

Торф . В Европе, в настоящее время во многих известных лечебницах применяют торфяные ванны для лечения ревматизма и артрита.

Из него делают лекарство, незаменимое при лечении болезней сердца и почек.

Торф сейчас начали использовать при изготовлении тканей. В Финляндии, к примеру, уже существует одежда, изготовленная с применением торфа.

Эскимосы строят жилища из двух слоев: внутреннего – торфа и внешнего снега, получаются очень теплые домики!

Природный газ. Все знают, что природный газ - одно из важнейших горючих ископаемых Еще в древности природный газ начали использовать для домашних нужд. Например, в I веке н.э. персидский царь приказал построить дворцовую кухню на месте, где газ выходил на поверхность. Огонь там горел день и ночь, и не нужно было тратить ни дрова, ни уголь на то, чтобы его поддерживать.

Общая протяженность газопроводов в России в два раза больше, чем расстояние от Земли до Луны или в 20 раз больше, чем протяженность экватора.

Составление синквейна

(Синквейн- это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк)

-1-я строка- название стихотворения, тема (имя существительное)

-2-я строка- описание темы (2 имени прилагательных)

-3-ья строка- действие темы ( 3 глагола)

-4-я строка- фраза (отношение автора к теме)

-5-я строка- синоним (слово- заменитель) первой строки.

- Мы разобрали, что такое синквейн, а теперь мы составим это необычное стихотворение . А какие же полезные ископаемые мы возьмём? В этом нам помогут ребята. Вы должны отгадать, о каких полезных ископаемых идёт речь.

Каменный уголь (Ученик- мальчик)
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Кто я?


Гранит ( Ученица)
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Кто я?

-На экране даны слова- помощники.

Чёрный, прочный, осадочный, магматический

Горит, не горит, полируется, греет, строит, лечит.

Несёт в дома тепло и свет. Визитная карточка планеты Земля.

( Самостоятельная работа учащихся по карточкам- дифференцированный подход- у Теряевой В. и Шульженко К. заполнены 2 строки)

Читайте также: