Полную яму врагов народа я укрою сухим листом

Обновлено: 05.10.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ГОСУДАРСТВО ЕГОРА ЛЕТОВА

ЕГОР ЛЕТОВ
ГОСУДАРСТВО
(Построчный разбор)

Я заведомо отказываюсь от анализа музыкальной составляющей песни, трактовки различных аранжировок, поскольку сам Егор охотно играл её в акустическом варианте.
Итак, текст:

Ржавый бункер – моя свобода,

Сладкий пряник засох давно.

Сапогом моего народа
Старшина тормозит в говно.

Запрятанный за углом

Герой песни вынужден скрываться, вынужден быть осторожным. Эта строчка перекликается с первой.

Убитый помойным ведром.

Помойное ведро – символ панка и контркультуры вообще. В него попадают отбросы, то что не нужно в доме. Отбросами общества называют протестную молодёжь, не желающую мириться с существующим порядком вещей, маргиналов, асоциальные элементы. Трудно сказать, почему герой убит помойным ведром. Возможны разные трактовки.

Добровольно ушедший в подвал.

Получается, что герой ушёл в подполье добровольно - это его выбор. Какова же была альтернатива? Остаться на поверхности и участвовать в войне, то есть быть частью сапога, которым Старшина месит говно.

Заранее обречённый на полнейший провал

Я убил в себе государство.

Бессловесные в мире брани,
Зрячие в мире пустых глазниц.

По сравнению с "я" первого куплета, во втором появляется "мы". Герой не одинок. В этом мире эгоизма и тотальной вражды он не разучился доверять и нашёл тех, кому стоит верить. И снова парадоксы. На этот раз они демонстрируют принципиальную несовместимость "обитателей подполья" с существующим миропорядком. Летов намекает на невозможность компромисса. Если ты хочешь остаться собой - меняй мир. Если ты боишься борьбы - предавай себя. Герои песни беззащитны "в мире брани". "Брань" кроме ругани означает ещё и войну. Летов снова напоминает о бесконечной непрерывной войне, происходящей в мире. Так что пускай ханжи не утверждают, что революция это слишком жестоко. Жестокость - норма жизни каждого обывателя. Как ещё в начале 20-го века писал философ Николай Бердяев: "Мы все так или иначе участвуем в войне. Уже тем, что я принимаю государство, принимаю национальность, чувствую всенародную круговую поруку, хочу победы русским, я - участвую в войне и несу за неё ответственность". Герои песни отличаются тем, что живут осознанно, умеют критически относиться к тому, что видят и слышат.

Балансирующие на грани
Своих свобод и чужих границ.

Герои, вышедшие из ржавого бункера, несут с собой новый мир. Они несут свободы (каждый - свою, личную независимость) в чуждый им мир. Обитатели этого чужого мира несвободны и разделены. Границы порождают войны. Границы могут пролегать между государствами, национальнастями, идеологиями. Нас очень многое разделяет. Это мешает нам быть открытыми и честными даже с любимыми людьми.

Забытые за углом,
Немые помойным ведром,
Задроченные в подвал,
Заранее обречённые на полный провал,
Мы убили в себе государство.

Теперь припев звучит не так пессимистично. Как говорится "вместе весело шагать по просторам". И не надо говорить этим героям, что "плетью обуха не перешибёшь", "что тебе, больше всех надо?" "чего биться лбом об стенку?" - вываливать целый ворох приспособленческих пошлостей. Они все понимают свою обречённость. Но бесполезное геройство достойнее предусмотрительной подлости.

Ржавый бункер - твоя свобода,
Заколочена дверь крестом.

В последнем куплете Егор обращается к каждому из нас. Он помещает нас в свой ржавый бункер свободы, туда, откуда начинается борьба с внутренним государством. Однако выход из бункера заколочен крестом. Значит ли это, что нас хотят похоронить? Маргиналы искуственно удерживаются в границах своей тесной субкультуры и тихонько спиваются. В кругу единомышленников они чувствуют себя на островке свободы. Но это иллюзия. Не вступив в борьбу за преображение всего мира, они превращают "бункер свободы" в склеп.

Полну яму врагов народа
Я укрою сухим листом.

Пока "зрячие" отсиживаются в своих контркультурных резервациях, "слепые" продолжают свою войну. Власть уничтожает своих личных врагов, объявляя их, конечно же, "врагами народа" (хотя, главными врагами народа являются сами правители и их ворюги-чиновники). А враги власти это всё те же "зрячие" оппозиционеры. Их трупы сваливают в ямы. И, поверьте, это отнюдь не зарисовка из сталинских времён. Это наша с вами Россия.

Запрятанный за углом,
Забитый помойным ведром,
Добровольно зарытый в подвал,
Заранее обречённый на полнейший провал,
Убей в себе государство!
Убей в себе государство!
Убей в себе государство!
Убей в себе государство!

Читайте также: