Полоть грядки опалить гуся

Обновлено: 07.07.2024

Пособие содержит материалы для повторения самых частотных орфограмм и пунктограмм. Оно позволяет систематизировать ранее полученные знания, повторить наиболее трудные правила, которые представлены в пособии в виде формул – опорных сигналов или логически построенных таблиц. Все основные правила отрабатываются в упражнениях. Четко структурированные задания готовят к выполнению экзаменационных тестов по русскому языку. В затруднительных случаях поможет орфографический словарь, данный в конце пособия.

Для абитуриентов, студентов и преподавателей вузов, а также всех, кто стремится быть грамотным специалистом и грамотным человеком.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 21

КЛЮЧИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ 22

Лариса Дмитриевна Беднарская, Людмила Анатольевна Константинова, Елена Петровна Щенникова
Грамотный человек

Предисловие

Данное пособие предназначено всем, кто стремится быть грамотным специалистом и грамотным человеком. В современном языке выражение "грамотный человек" имеет значение "умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно" (по словарю С.И. Ожегова).

Важность и ценность грамматически правильной речи в наши дни непрерывно возрастает. Высокий уровень орфографической и пунктуационной грамотности, без сомнения, помогает любому специалисту, независимо от рода его деятельности, максимально точно, полно и быстро получать и передавать информацию.

К сожалению, в представлении многих людей русская орфография сложна и бессистемна (многие полагают, что в ней слишком много правил и исключений), хотя объективно это не совсем так: трудности заключены не в самой орфографической системе, они вызваны недостатками обучения, разобщённостью и несистемностью знаний, полученных в средней школе.

Пособие "Грамотный человек" содержит материалы для повторения самых частотных орфограмм и пунктограмм. Оно позволяет систематизировать ранее полученные знания, повторить наиболее трудные правила, которые представлены в пособии в виде формул – опорных сигналов или логически построенных таблиц. Все основные правила отрабатываются в упражнениях.

Чётко структурированные задания пособия непосредственно готовят к выполнению экзаменационных тестов по русскому языку. Пока это единственное пособие такого уровня.

Пособие "Грамотный человек" можно использовать как для занятий под руководством преподавателя, так и для самостоятельной работы. В затруднительных случаях поможет орфографический словарь, данный в конце пособия.

Профессор Государственного университета

им. А.С. Пушкина, д-р филолог, наук, член-корр. РАО

ОРФОГРАФИЯ

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Ознакомьтесь с правилом.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Задание 1.

Прочитайте слова с корнями, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Подберите к ним проверочные слова.

отворить дверь – отварить макароны

полоскать бельё – поласкать собачонку

зелёная долина – далёкая страна

наколоть дров – накалить обстановку

полоть грядки – опалить гуся

посветить фонариком – посвятить в студенты

умолять о помощи – умалять заслуги

проредить морковь – зарядить ружьё

примерять костюм – примирять врагов

развивающееся – развевающееся знамя

страшное привидение – приведение к присяге

увядать без воды – увидать отца

посидеть на лавочке – поседеть от старости

запевать песню – запивать лекарство

Задание 2.

Запишите пары слов по памяти. Сверьтесь с предыдущим заданием.

Задание 3.

Подберите родственные слова с проверяемой ударной гласной. Вставьте пропущенные буквы.


му делу . Все эти качества не возникли неожиданно , ( ут . об .) вд руг .

С детств а Пржевальский любил охоту , ( сл . с .) и она развила в нем

любовь к природе , ( од . ч .) наблюдательно сть , ( од . ч .) терпеливость . С

неразлучными друзьями были книги , ( сл . с .) и они помога -

ли ему накопить большой запас знаний . С детства он мечтал о пут е -

шествиях и все свободное время проводил в зоологическом музее ,

( од . ч .) ботаническом саду , ( прид . пр .) чтобы быть во всеоруж ии науки .

Я горячо совет ую молодежи прочитать увлекательные книги

Пржевальского и , хотя бы мысленно ( вв . сл .), по вторя ть его ве -

ликие путешествия . Но надо помнить о том , ( прид . пр .) что

Н . М . Пржевальский жил в иное время , в иных усло виях . Современ -

ному мо лодому человеку , ( пр . об .) го товя щемус я посв ятить свою

жизнь творческому тр уду на благо Родины на заводе , ( од . ч .) в кол

хозе , ( од . ч .) в научной лаборатории , нужно приобрести очень много

качеств , ( прид . пр .) которыми люди прошлого не обладали . ( Публи -

Тысяче верстные , высочайшим , выносливость , увлекательные .

II. Гнездо для слова гот овый : готов ( ый ) – го тово е – готово – го -

товность – готовить – готовка – заготовить – заготовление – заго -

товщик – заготовительный . Гнездо для слова сосед : соседка – сосед -

№ 77. Развиваться ( разви ´ тие ) в течение многих лет — развеваться

на ветру ( ве ´ ять ); поласкать ( ла ´ ска ) котенка — полоскать ( по ло

белье , европейское про свещение ( све ´ т ) — посвящение ( свя ´ то ) в

пионеры , долина ( до ´ л ) смерти — далекий ( да ´ ль ) край , умалять ( ма ´

лый ) значение — умо лять ( мо ´ лит ) о защите , цветы увядают ( вя ´ нет )

— увидать ( ви ´ д ) зве ря , примирение ( ми ´ р ) сторон — др угое измере -

№ 78. I. Измерять ( ме ´ ра ) площадь , прим ирят ь ( ми ´ р ) поссоривши хся

ребят , проре дить ( ре ´ дко ) мор ковь на гря дке , зарядить ( заря ´ д ) ружье ,

наколоть ( ко ´ лка ) дров , накалить ( нака ´ л ) железо , полоть ( по ´ лят ) гр я -

ды , опалить ( зап á л ) гуся , посветить ( све ´ т ) фонарем , посвятить ( свя ´

то ) другу свое стихотворен ие , спуститься в долину ( до ´ л

ся вдалеке ( да ´ ль ), умолять ( мо ´ лит ) о помощи , умалять ( ма ´ ленький )


чье - либо до стоинство , закрепит ( кре ´ пкий ) успехи , заскрипеть ( скри ´

п ) зубами от боли , заплатить ( пла ´ та ) долг , сплотиться ( пло ´ тный ) во

II. Быть старожи лом ( ста ´ рый ), т . е . издавна ( д á вний ) жить в ка -

кой - либо местности , сторожить ( сто ´ рож ) огород , носить пристеж -

уплотнить ( пло ´ тный ), уплатить ( пла ´ та ) деньги по счету , доить ( до ´

№ 79. Осознавать вину — осознать вину , одевать млад шего бра та —

одеть младше го брата , надевать костюм — надеть кост юм , громко

запевать песню — громко запеть песню , запивать во дой лекарство

одолевать противника — одолеть противника , издавать книги — из -

дать книги , создавать изо билие продуктов – создать изобилие про -

дуктов , пр изнав ать заслуги — признать заслуги , рано вставать —

рано встать , расставаться с друзьями — расстаться с друзьями .

№ 80. I. 1) Дворники сметали ветки можжевельника и елей в зеле -

гу , но тут просто смятение овладел о им . 3) Мятежники , видимо ,

приготовлялись к действию . Вскоре пули начали свистать около

наших ушей . 4) На лугу ки сейной занавесью висела мошка . 5) Ветер

выл , ставни тр яслись и стучали . 6) В дыму гудело , трещало , с кры -

ши свешивались , извиваясь , красные ленты , а стена уже преврати -

в раскаленную решетку . 7) Теплый воздух задрожал от напол -

нивших его испарений . 8) Происшествие этого вечера произвел о на

меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы .

9) Телегин сидел у вагонного окошка , вдыхая густой запах сентября .

10) Всюду лениво текли ручьи , захлебн увшаяся земля не смогла

больше поглощать влагу . 11) Тишина леса огласилась звуками то -

II. 1) Простота есть главное условие красоты мор альной . 2) Ху -

тор потрясали события . 3) Ясно - го луба я поверхность озера , как

нежный , с лоском шелк , очаровывала зрение . 4) Мо й сад с каждым

днем увядает . 5 ) Все пр едвещало до ждь . 6) Утренние часы Кедров -

ский обычно посвящал чтению . 7) Зуев зажег электрический фона -

. 8) Рассекая по темки , зо лотой лентой взвилась к небу

ракета . 9) Пасмурный день иссякал . 10) Лось и Гусев расстегнули

полушубки . 11) Коляска , скр ипя колесами по мокрому снегу , оста -

новилась . 12) В политех нический институт Николай пошел против

ва нтюри ´ ст , а ргуме ´ нт , ба гро ´ вый , ба гр я ´ ный , ба лко ´ н , ве тера ´ н ,

три ´ на , га лере ´ я , га рнизо ´ н , де ка ´ да , ди ва ´ н , е фре ´ йто р , жа ке ´ т , жа рго ´ н ,

ле ´ т , заба сто ´ вка , за ´ па дный , ижди ве ´ нец , иро ´ ния , йод , ка нона ´ да ,

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Другие вопросы по Русскому языку

Категория

2класс . разгадай правила игры на выбывание: 1 грибник грибок грибочек(зачёркнуто)грибной 2 грибник грибок грибной(зачёркнуто) 3 грибник(зачёркнуто) грибок 4 грибок. придумай и зап.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ И НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Прочитайте слова с корнями, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. Подберите к ним проверочные слова.

отворить дверь – отварить макароны

полоскать бельё – поласкать собачонку

зелёная долина – далёкая страна

наколоть дров – накалить обстановку

полоть грядки – опалить гуся

посветить фонариком – посвятить в студенты

умолять о помощи – умалять заслуги

проредить морковь – зарядить ружьё

примерять костюм – примирять врагов

развивающееся государство – развевающееся знамя

страшное привидение – приведение к присяге

увядать без воды – увидать отца

посидеть на лавочке – поседеть от старости

запевать песню – запивать лекарство

Запишите пары слов по памяти. Сверьтесь с предыдущим заданием.

Подберите родственные слова с проверяемой ударной гласной. Вставьте пропущенные буквы.

Образец: дремучий лес – дрёма

выгл…нул – ст…рожил города – выпр…сил – ст…рожил огород –

выбр…сил – упл…тнить сроки – выд…лил – упл…тить деньги – отст…вал – зат…ить обиду – пол…вал – ед…ница – посп…вал – см…тение в умах – скр…петь – раск…лённая решётка – кр…чать – захл…бнуться – в…зить – огл…ситься – оч…рование – предв…щало –

Подчеркните “четвёртое лишнее”. Объясните орфограммы.

Просв…щение, осв…щение, посв…щение, просв…титель. Прим…риться, неприм…римый, изм…рительный, прим…рение. Задр…жать, др…жащий, раздр…жать, передр…жавший.

Подчеркните “четвёртое лишнее”.

Горечь, горе, горьковатый, горчит. Носильщик, носик, перенос, несносный. Поле, полевой, полоть, полюшко. Воды, водить, водяной, наводнить. Волнение, волнистый, волноваться, воля.

К словам вода, водить, земля, дать, смех подберите по 10 родственных слов из данных.

Водичка, водица, водяной, водянистый, водник, наводнить, наводнение, водный, приводниться, обезводить, водовоз и др. Привод, отводить, заводить, переводить, проводить, уводить, водитель, проводник, сводить, выводить, обводить и др. Земляной, землистый, земной, землица, земелька, земляк, земляника, подземный, подземелье, приземлиться, заземлить, земледелец и др. Сдать, выдать, отдать, передать, додать, задать, задача, недодать, передать, подаяние, задаток, придать, раздать, раздача, сдача и др.

Смешной, смешок, смешинка, смешливый, смеяться, смешно, смешить, рассмешить, высмеять, осмеять, насмехаться, усмехаться, усмешка и др.

Прочитайте и запомните слова с безударными гласными в корне, не проверяемыми ударением.

Аргумент, винегрет, гарнизон, галерея, багровый, ветеран, декада, забастовка, западный, канонада, композиция, иждивенец, лаконичный, нотариус, мораль, манифест, поликлиника, палисадник, реликвия, силуэт, университет, теория, талант, чехол, цемент, юбилей, ювелир, эпизод, энциклопедия, эпилог.

Воспроизведите слова из предыдущего задания по памяти. Сверьтесь с их правильным написанием.

А) Подчеркните “третье лишнее”.

Гореть, угореть, гора. Горе, нагорный, горевать. Боль, большой, больница. Вода, водяной, проводить. Пот, потолок, потливый. Море, морщины, приморский.

б) Объясните правописание слов.

Вставьте пропущенные буквы. Сверьтесь со словарём.

Абс…лютный, ав…нгард, агр…гат, ад…птация, адв…кат, аккомпан…мент, альт…рнатива, бизн…смен, вент…лятор, вест…бюль, д…зертир, иде…логия, об…яние, п…лисадник, вин…грет, в…кзал, н…тариус, прив…легия, п…ликлиника, унив…рситет, эксп…римент, линол…ум.

Напишите словарный диктант.

Бильярд, багряный, балюстрада, десант, дефицит, дилетант, дирижёр, дифирамб, декадент, имитация, импресарио, интерьер, колорит, каземат, мародёр, мезонин, моцион, очаровательный, прототип, претендент, продюсер, сентиментальный, тротуар,

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: