Пользуясь таблицей развитие и биология насекомых вредителей и знаниями курса биологии ответьте на

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.

1 Вариант Рассмотрите явление, изображённое на рисунке, сделанном учёнымбиологом во время наблюдения за эвгленой зелёной. Как учёные-биологи называют это явление? 1) фотосинтез 2) рост 3) раздражимость 4) размножение Почему учёному-биологу для описания этого явления необходимо было проводить наблюдения? 2. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного. 3. Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного. 4. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: 1) Нематоды 2) Животные 3) Аскарида человеческая 4) Круглые черви 5) Ascaridida Царство Тип Класс Отряд Вид 5. Укажите одно из значений, которое имеет аскарида человеческая в жизни человека. 1/6

2 6. Известно, что аскарида человеческая паразитический круглый червь. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см до 3 м. 2) Тело вытянутое, цилиндрическое, круглое в поперечном сечении. 3) Каждая половозрелая особь обладают женской и мужской половой системой. 4) У самца задний конец тела загнут к брюшной стороне тела. 5) Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц, покрытых прочной оболочкой. 6) Если человек не вымыл руки, на них могут оставаться яйца червей, которые попадают в пищу и передаются другому человеку через рукопожатие. 7. Определите тип питания организмов, приведённых в перечне. ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНИЗМОВ: 1) капуста 2) страус 3) дрожжи 4) тюлень 5) паслён 6) лиственница Запишите цифры, под которыми организмы указаны в перечне, в соответствующую ячейку таблицы. Автотрофный тип питания Гетеротрофный тип питания 8. Какой тип питания характерен для плесневелого гриба пеницилла, изображённого на рисунке? Обоснуйте свой ответ. 9. Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития бычьего цепня, и ответьте на вопросы. Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин? 10. Можно ли заразиться малярией при непосредственном контакте с больным человеком? Ответ обоснуйте. 11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Животное травяная лягушка обыкновенный уж Покров тела кожа голая Какую характеристику следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) кожа, покрытая чешуей 2) кожа, покрытая перьями 3) кожа, покрытая роговыми чешуями 4) кожа, покрытая шерстью 12. Какие функции у земноводных выполняет кожа? Назовите одну из этих функций. 2/6

5 Б. Форма ушей В. Форма хвоста Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В 5/6

6 2 2. Андрей решил выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы Той-терьер стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Андрею решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы. Стандарт породы Той-терьер (фрагмент) Особенности окраса. Стандарт: шоколадный, черно-подпалый и рыжий окрас различных оттенков. Уши у той-терьера треугольные, стоят вертикально. Туловище зрительно напоминает квадрат, а шея обладает характерным изгибом. Глаза темные, слегка на выкате. Хвост имеет серповидную форму, а после купирования его длина составляет не более двух-трех позвонков. Хвост купируется со 2 позвонка. Сделайте заключение о соответствии изображённой на фотографии собаки указанным стандартам породы. Оцените возможность использования собаки этой породы для чистопородного размножения в клубе собаководства. 6/6

Биология 7 класс Лабораторные работы

Наибольший урон урожаю наносят насекомые, что поясняется их биологическими особенностями, высокой плодовитостью, обилием видов и быстротой размножения. Растительноядные насекомые и клещи делятся на многоядных, которые питаются растениями разных семейств, на ограниченноядных – питаются растениями разных видов одного семейства, и на одноядных – питаются растениями только одного вида и семейства.

Огромный ущерб наносят именно многоядные насекомые. Среди них саранчовые, некоторые виды сверчков, щелкуны, чернотелки, озимая совка, стеблевой мотылек. Они высасывают соки из растений, полностью угнетая их состояние, повреждают хлебные злаки, питаются корнями. Клубеньковые долгоносики, гороховая тля и гороховая плодожорка повреждают бобовые растения. Капустная белянка, капустная моль, гороховая зерновка и крестоцветные блошки вредят крестоцветным растениям. Виноград повреждают филлоксеры, а клевер – клеверный долгоносик.

№ 2. Назовите наиболее распространенных насекомых, которые являются переносчиками возбудителей заболеваний человека.

Переносчиками возбудителей заболеваний человека являются насекомые из класса членистоногие, к которым относятся мухи, жуки, вши, клещи, блохи, комары.

№ 3. Дайте оценку эффективности методов борьбы с вредными насекомыми.

Сегодня существует несколько методов борьбы с насекомыми – вредителями:

Биологический метод. В его основе лежит применение специальных препаратов, которые содержат эномопатогенные бактерии и вирусы, нематоды – живые естественные враги насекомых. Он показывает хорошие результаты на больших площадях и подходит для подавления уже существующих вспышек распространения насекомых, но не подходит для профилактики.

Агротехнический метод. Заключается в выборе, создании и верной высадке устойчивых к атакам вредных насекомых растений или их групп. Особенность метода в том, что он дорогостоящий, трудоемкий и не подходит для площадей, на которых выращиваются монокультуры, либо для частных территорий с декоративными растениями.

Химический метод. Сегодня это самый распространенный способ борьбы с вредителями – насекомыми, который не требует больших затрат, а эффект от него наступает практически мгновенно. Его главные недостатки – вредоносное воздействие на окружающие растения, а также быстрое привыкание вредных насекомых к химикатам в составе применяемых средств.

Насекомые вредители виды

Биология

Общие сведения

Землю населяют огромные полчища насекомых — от 2 до 8 млн видов. Из них более 700 тысяч — вредители. Размножаются они очень быстро и в больших количествах. Обычно самки откладывают более сотни яиц, а бабочки совки свыше тысячи. Кроме того, некоторые виды вредителей могут воспроизводить по два-три поколения за год. Такое количество особей способно повлиять на качество урожая или уничтожить большие объёмы насаждений, а иногда вызвать настоящие стихийные бедствия.

Так, из истории известны случаи, когда полчища саранчи массово уничтожали огромные площади посевов, обрекая людей на голод. Сейчас человечество вооружилось множеством методов борьбы с насекомыми вредителями, тем не менее они наносят огромные убытки культурным растениям.

Насекомые вредители (биология 7 класс)

Систематика по группам

У каждого вида насекомых существуют характерные особенности. В связи с этим учёные разделили их на несколько групп, систематизируя по способу питания. Основные из них:

Насекомые вредители

  1. Грызущие. Поедают листья, стебли, корни и плоды растений при помощи отлично развитых челюстей. Главную роль во время поглощения пищи играют верхние челюсти, которыми насекомые отгрызают и измельчают растительную ткань, а остальные ротовые части способствуют её проглатыванию, продвигая кусочки в пищевод. Типичными обладателями грызущего аппарата могут служить саранчовые.
  2. Колюще-сосущие. Питаются клеточным соком растений путём высасывания. Ротовой орган паразита представляет собой хоботок с просветом внутри, при помощи которого он прокалывает поверхность листа или кожи животного и всасывает соки внутрь пищевода. Такое строение ротового аппарата встречается у тли, щитовок, комаров, клопов, которые питаются соками растений, других насекомых или кровью животных.

Вредителей систематизируют не только по вышеописанным признакам, но и по предпочтениям в пище. С этой точки зрения, выделяют три вида:

Тля

  1. Монофаги. Выбирают только один вид еды. Существование этих насекомых связано с растениями, на которых они живут и которыми питаются. Это рисовый долгоносик, яблоневая медяница, виноградная тля филлоксера, колорадский жук. Например, навозник обыкновенный и в личиночной, и во взрослой форме предпочитает в качестве еды коровий навоз.
  2. Олигофаги. Особи этой группы питаются немногими видами пищи, то есть представителями одного определённого семейства или даже рода. Например, гусеница бабочки Поликсены питается только четырьмя видами растений семейства Кирказон или сиреневая моль, которая повреждает культуры только из рода Маслиновые.
  3. Полифаги. Питаются множеством видов растений и деревьев. К таким насекомым можно отнести капустную совку или саранчу.

Особенно большое количество полифагов представлено в группе хищников. Например, жертвами богомола могут стать бабочки, мухи, сверчки, тараканы. А жужелица настолько сильна, что справляется с улиткой или мелкой лягушкой.

Вредители садов

Если на листьях садовых деревьев появились дырочки, бурые или жёлтые пятна, листовые пластины стали скрученными, а плоды червивыми, значит, растения атаковали вредители. Виды насекомых вредителей:

Плодоножка

Щитовка

  1. Тля. Сосущее насекомое, которое поражает ягодные культуры, деревья: грушу, сливу, яблоню, вишню. Тля высасывает сок, через время листья увядают, сморщиваются, культура начинает засыхать. Кроме того, вредитель является переносчиком вирусных заболеваний — листья поражает чёрный плесневый грибок. Для защиты растения от врага привлекают божьих коровок, которые питаются тлей, или же обрабатывают деревья раствором: табачную пыль замочить в воде (1 к 10) и добавить 50 г мыла.
  2. Плодожорка. Грызущий вредитель, уничтожающий плоды груш, яблонь, слив и персиков. Поражённые фрукты не успевают созреть и преждевременно падают с деревьев. В этом случае урожай снижается на 65%. Гусеница плодожорки светло-жёлтого окраса, размером около 2 см. Зимует под корой старых деревьев или в почве. Учёные довели, что потомство от одной пары бабочек может повредить до 900 плодов. Для борьбы с плодожоркой часто используют отвар из полыни. Траву (1 кг) заливают 1 л воды и кипятят 30 минут. После остывания разводят 10 л воды.
  3. Щитовка или щитовая тля относится к сосущим вредителям. Её размер варьируется от 0,5 до 5 мм, тело защищено восковым панцирем-щитком. Если растение атакуют колонии паразитов, оно покрывается сплошным слоем насекомых. Развитие молодых побегов и ветвей приостанавливается, культура ослабевает, усыхает верхушка. Жучки настолько впиваются в ткани растений, что приходиться применять механические способы уничтожения: соскребать их со ствола или обрезать поражённые части культуры.

Иногда прибегают к крайним мерам — уничтожают все заражённые деревья. Избавиться от щитовки помогают народные методы, проверенные садоводами десятилетиями. Один из них: 3−4 кг свежего чистотела настаивают в 10 л воды в течение суток, после чего обрабатывают поражённые деревья.

Паразитирующие насекомые, обитающие в лесах

Вредные насекомые наносят ущерб не только плодовым деревьям. Определённые виды предпочитают лесные породы — лиственные и хвойные. Огромное количество разнообразных гусениц, высасывая питающий сок, вызывают скручивание и засыхание зелёной массы растений. Описание некоторых насекомых вредителей леса:

Златогузка

Рыжий сосновый пилильщик

  1. Златогузка. Милое на вид существо — белого окраса бабочка с пушистым туловищем золотистого цвета. Колонии личинок способны уничтожить всю листву с дуба, диаметр ствола которого составляет до полуметра. Гусеницы же обычно мохнатые и имеют тёмный оттенок. Зимуют они в сооружённых из сухих листьев гнёздах, которые прикреплены к веткам. Вредить начинают в период распускания почек — покидают свои укрытия и обгрызают листву. Каждая самка в ветвях, на стволе и тыльной стороне листа откладывает до 3 сотен яиц. Через 3 недели вылупливаются новые гусеницы, которые тоже поедают растительность.
  2. Сосновая пяденица. Появляются бабочки в начале июня, при неблагоприятной погоде продолжают летать вплоть до середины лета, затем на старой хвое откладывают по 250 яиц за один раз. Появившиеся гусеницы выгрызают дерево вдоль ствола по направлению к корневой системе. Предпочитают больше молодые побеги, но иногда разрушают древесину и старых деревьев. На зиму гусеницы прячутся под слоем листвы или почвы, где ждут прихода весны, чтобы вновь превратиться в бабочку.
  3. Рыжий сосновый пилильщик. Лесной вредитель различных видов сосны. У самки тело рыже-жёлтое, блестящее, длина 7−9 мм. Самец — чёрный с глянцем. Крылья у них прозрачные. Внешне пилильщики похожи на ос и пчёл. Яйца откладывают на хвойных иголках. Каждая вылупившаяся личинка уничтожает в среднем по 35 хвоинок. Такое вредительство приводит к ослаблению дерева и высушиванию верхушки. На зиму большая часть личинок опускается в почву, остальные прячутся в коре для окукливания.

Вредоносы полей и огородов

Насекомые-полифаги — самая опасная группа насекомых, которые отличаются непревередливостью рациона, питаясь растениями различных семейств. Самые распространённые из них:

Саранча

Медведка

Насекомые вредители способны размножаться с огромной скоростью и в течение нескольких дней уничтожить полностью весь урожай. Чтобы предотвратить массовые нашествия паразитов, важно своевременно принять меры к их истреблению. Обычно применяют различные средства в виде инсектицидов.

На уроках биологии в 7 классе учащиеся получают определённый объём знаний о вредителях садов, огородов, лесов и полей. Чтобы систематизировать данные и закрепить тему, школьники обычно составляют таблицы, а затем в процессе обучения пользуются ими, внося в них названия самых распространённых насекомых вредителей и их характеристики.

Читайте также: