Портфолио воспитателя детского сада технологии

Обновлено: 05.10.2024

Слайд 1

В настоящее время в условиях реализации ФГОС, высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

Портфолио педагога детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

  • информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.

Слайд 2

Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Слайд 3

Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.

Портфолио воспитателя детского сада должно соответствовать определённым требованиям.

По содержанию можно выделить несколько видов портфолио:

  • аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;
  • накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;
  • тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;
  • проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.
  • Конкурсный – определяет рейтинг деятельности педагога (ДОУ).

В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:

  • Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.
  • Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода -визитка педагога.
  • Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)
  • Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

распечатав на бумаге,

используя собранный материал для создания презентации;

и разместив портфолио в Интернете.

За основу создания электронного портфолио, целесообразно взять Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме. Каждый раздел портфолио следует формировать на компьютере в отдельную паку, в которой будут содержаться текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:

  • краткосрочные (проблемные),
  • среднесрочные (тематические),
  • долгосрочные (аттестационные, накопительные).

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

От вида и задач портфолио зависит его структура.

Слайд 4

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:

1. Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

2. Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательнообразовательной, здоровьесберегающей , методиской инновационной, педагогической);

3.Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Слайд 5

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются

1. Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);

2. Принцип диагностикопрогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

3. Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

4. Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

5. Принцип индивидуально - дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности педагогам ДОУ).

Слайд 6

Требования к оформлению портфолио

- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей деятельности.);

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Слайд 7

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру

Как правило, в структуре портфолио воспитателя детского сада, выделяют несколько разделов:

1. Визитная карточка воспитателя.

В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:

  • фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;
  • сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);
  • данные о трудовом и педагогическом стаже;
  • копия аттестационного листа о присвоении категории.

Все копии должны быть заверены заведующим ДОУ.

2. Портрет.

  • характеристика, подписанная заведующим ДОУ (в которой характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);
  • творческая работа, в которой в свободной форме рассказывается о мотивационном выборе профессии, излагаются перспективы профессиональной деятельности.

3. Профессиональные достижения.

В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:

* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период 1-5 лет.
* Для накопительного портфолио воспитателя детского сада – независимо от временного промежутка.
* Для тематического портфолио берётся материал только по конкретной теме.
* Для проблемного портфолио – материал по узкой проблеме.

4. Достижения воспитанников.

К материалам настоящего раздела можно отнести:

  • данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
  • копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
  • результаты продуктивной деятельности детей.

5. Подтверждающие документы.

Здесь воспитатель размещает:

  • сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);
  • копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;
  • сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;
  • справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).

6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.

В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.

При составлении портфолио воспитателя детского сада в конце каждого раздела указывается список используемой литературы.

Таким образом, портфолио педагога - это не только способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих, уровень профессионализма педагога, уровень подготовленности педагога, уровень его активности, как на работе, так и в общественной жизни образовательного учреждения, города и т.д.

Слайд 8

Презентация портфолио.

Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу.

Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании следует руководствоваться принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, важно свое электронное портфолио разместить в сети Интернет.

Слайд 9 (Дошкольник)

Значимость данной технологии состоит в том, что она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду. Также это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. фиксация успехов ребенка позволяет проследить динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития, а еще – наметить умения и навыки, требующие совершенствования.

Портфолио дошкольника – это технология, позволяющая увидеть динамику развития ребёнка с 3 до 7 лет.

Слайд

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.

Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Слайд

Для ее реализации были поставлены следующие задачи:

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд

Функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
  • целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Слайд

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно.

И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

Слайд

Виды портфолио:

  1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
  1. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Слайд

Структура портфолиоопределяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого портфолио составляет несколько разделов.

В портфолио можно предложить следующие рубрики:

- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

Два раза в год ребёнок самостоятельно определяет лучшую свою работу в каждом направлении, оставляя её в рабочих материалах, другие работы можно убрать. Таким образом, данный раздел позволяет ребёнку учиться себя оценивать, учиться ставить перед собой цели, достигать их, позволяет увидеть динамику развития ребёнка на этапе дошкольного детства.

Этапы работы:

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя и хранится он в группе, в других-под руководством специалистов дошкольных учреждений, в третьих-портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио дети и взрослые определяют совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2.2. Индивидуальная работа с детьми

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

2.3. Взаимодействие с родителями.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть ненавязчивыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры.

2.4. Консультации с педагогами.

В работе над портфолио важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио.

В конце учебного года в группе можно организовывать фестиваль портфолио.

Вывод:

Работа над созданием портфолио, позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника-это своеобразный маршрут его развития, Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку.

На сегодняшний день умение работать с портфолио как с технологией актуально. Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений.

Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и вне учебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля. Работая над портфолио в ДОУ, родители и воспитанники осваивают данную технологию и уже на этапе начальной школы владеют навыками дальнейшего создания.

Одним из таких технологий может стать портфолио педагога - своеобразное досье, собрание его профессионально-личностных достижений, являющееся своего рода визитной карточкой педагога, позволяющее судить о его профессиональных возможностях как специалиста, предоставлять объективную информацию о качестве работы воспитателя и фиксировать динамику его изменения.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Таким способом накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, может стать создание портфолио педагога.

Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя :

1. Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.). Это наиболее привычный вид портфолио.

2. Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, Power Point) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.

3. Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)

4. Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

- распечатав на бумаге,

- используя собранный материал для создания презентации;

- и разместив портфолио в Интернете.

Каждый раздел портфолио формируется на компьютере в отдельную папку, в которую помещают текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

- Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации;

- Результаты педагогической деятельности профессионального мастерства;

- Фотоматериалы, методические разработки;

1. Титульный лист Портфолио

1. Общие сведения

В разделе воспитатель представляет фото, Ф. И. О., дата рождения, должность, образование (специальность, квалификация по диплому)

Стаж: общий стаж: педагогический стаж : в данном учреждении:

2. Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации

квалификационная категория, название курсов, дату и место прохождения, количество часов.

3. Результат педагогической деятельности профессионального мастерства :

информация о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность (информацию расположить по степени значимости). Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, фестивалях. Результаты научно-методической деятельности. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Наличие публикации

5. Достижения воспитанников

Участие в некоммерческих конкурсах

Картотеки, памятки, буклеты

Нетрадиционное оборудование своими руками

Видео и другие материалы. (можно выделить в отдельный раздел)

Оформление портфолио

Портфолио педагогических работников оформляется в печатном варианте в виде папки-накопителя с файлами.

Шрифт: Times New Roman, размер 14 пт.

Интервал между строк: полуторный.

Отступ абзаца равняется 6 знакам.

Поля: левое – 30мм, правое – 20мм., верхнее – 20мм., нижнее – 20мм.

Нумерация страниц: низ, правый край.

Каждый материал, включенный в портфолио, датируется.

К портфолио можно прилагать материал в электронном виде (мультимедийные презентации, фото и видеозаписи и др.).

При оформлении портфолио педагогических работников ДОУ необходимо соблюдать следующие требования:

- систематичность и регулярность самомониторинга;

- достоверность, включенных в портфолио материалов;

- целостность, тематическая завершенность материалов;

-аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;

- аккуратность и эстетичность оформления в печатном виде.

Грамотное оформление портфолио педагога – это лицо дневника учащегося!

Прикреплённые файлы:

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале MAAM как инновационная педагогическая технология Электронное портфолио педагога на международном образовательном портале Maam как инновационная педагогическая технологияМузыкальный руководитель.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

В настоящее время, в образовательных учреждениях существуют различные виды и формы документов, фиксирующие информацию о педагогах, но при этом, отсутствуют базы данных, позволяющие оперативно и качественно решать некоторые возникающие проблемы, такие как подготовка к аттестации по новой форме или подготовка к некоторым профессиональным конкурсам.

Таким способом накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, может стать создание портфолио педагога.

Создание собственного портфолио поможет воспитателю:

• систематизировать накопленный опыт,

• определять направление деятельности,

• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,

• отслеживать творческий и профессиональный рост,

• содействовать формированию навыков самооценки,

• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.

Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:

Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.) . Это наиболее привычный вид портфолио.

Портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Своего рода - визитка педагога.

Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)

Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

распечатав на бумаге,

используя собранный материал для создания презентации;

и разместив портфолио в Интернете.

За основу создания своего электронного портфолио я взяла Приложение к экспертному заключению аттестации педагога по новой форме.

Каждый раздел портфолио сформировала на компьютере в отдельную паку, в которую поместила текстовые файлы и электронные копии подтверждающих документов.

• Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации;

• Сведения о наградах;

• Результаты педагогической деятельности;

• Результаты научно-методической деятельности;

Общие сведения – фамилия, имя отчество, год рождения, стаж, сведения об образовании и т. д.

Данные о повышение квалификации и сведения об аттестации – указала название курсов, дату и место прохождения, количество часов, дату прохождения последней аттестации и сроки прохождения предстоящей.

Сведения о наградах – этот раздел отражает информацию о наградах, почетных званиях, грамотах и благодарностях за педагогическую деятельность, за участие в профессиональных конкурсах, семинарах, конференции. (информацию располажила по степени значимости) .

Результаты педагогической деятельности –

• Наличие у воспитанников интереса к познанию.

• Наличие у воспитанников знаний, умений и навыков.

• Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.

• Наличие у воспитанников творческих способностей.

• Формирование у воспитанников личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)

Результаты научно-методическая деятельность – в этом разделе собрала методические материалы, свидетельствующие о профессионализме, такие как: информация о программе, список учебно-методического обеспечения, информация об использовании современных технологий, форм и методов обучения, разработки НОД, список используемых Интернет-рессурсов.

В разделе Обобщение и распространение педагогического опыта собрала конспекты докладов, открытых НОД, мастер-классов, презентации, копии протоколов методических объединений, семинаров, статьи, публикации, методические разработки, ссылки на материалы, размещенные в сети Интернет, работа над темой самообразования.

В Приложении собрала фото-, видео- и другие материалы.

Следует отметить, что единого образца портфолио не существует, при его создании руководствовалась принципами объективности, наглядности, системности и последовательности.

Для распространения педагогического опыта, свое электронное портфолио разместила в сети Интернет.

Таким образом, технология портфолио позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые выводы о дальнейшем продвижении в профессии.

1 Технология создания портфолио педагога ДОУ Т.Д. Пашкевич, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО

2 Задание 1 Найдите ассоциативный, метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением о портфолио. Найдите ассоциативный, метафорический образ, который в наибольшей степени совпадает с Вашим представлением о портфолио.

3 Историческая справка "Портфолио" - досье, собрание достижений "Портфолио" - досье, собрание достижений (согласно "Новейшему словарю иностранных слов и выражений") - происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и"folio" (лист, страница). - происхождение: от французских слов "porter" (излагать, формулировать) и"folio" (лист, страница).

4 Цели создания портфолио для прохождения очередной аттестации, для прохождения очередной аттестации, для устройства на работу, для устройства на работу, для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе, для презентации на родительском собрании, в педагогическом сообществе, для саморазвития, самообразования и повышения самооценки. для саморазвития, самообразования и повышения самооценки.

5 Что представляет собой потрфолио? Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя. Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности Портфолио - индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности

6 Портфолио педагога Способ фиксации, накопления и анализа индивидуальных достижений педагога в процессе профессиональной деятельности, который демонстрирует его успешность

7 Цель создания портфолио Демонстрация успешности педагога, представление его профессиональных и личностных достижений

8 Задачи Развитие у педагога личной уверенности и мотивации на освоение разнообразных инновационных программ и технологий Развитие у педагога личной уверенности и мотивации на освоение разнообразных инновационных программ и технологий

9 Задачи Развитие способности к самооанализу своей профессиональной деятельности Развитие способности к самооанализу своей профессиональной деятельности

10 Задачи Развитие у педагога исследовательских и проектировочных умений Развитие у педагога исследовательских и проектировочных умений

11 Задачи Развитие у педагога навыков рефлексивной деятельности Развитие у педагога навыков рефлексивной деятельности

12 Примерная структура портфолио Потрфолио Инвариантная (первая) часть Вариативная (вторая) часть

13 Принципы создания портфолио Педагог четко представляет цель создания портфолио Педагог четко представляет цель создания портфолио Ответственность на результате лежит на авторе портфолио Ответственность на результате лежит на авторе портфолио Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами

14 Принципы создания порфолио Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим Творческие находки педагога при создании и оформлении портфолио приветствуются и поощряются Творческие находки педагога при создании и оформлении портфолио приветствуются и поощряются Портфолио педагогов не сравниваются друг с другом Портфолио педагогов не сравниваются друг с другом

16 Титульный лист фамилия, имя, отчество педагога фамилия, имя, отчество педагога полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог должность должность название ВУЗа, оконченного педагогом название ВУЗа, оконченного педагогом стаж работы в данном образовательном учреждении; стаж работы в данном образовательном учреждении; квалификационная категория; квалификационная категория; указание периода за который представлены документы и материалы; указание периода за который представлены документы и материалы; личная подпись педагога. личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера

17 Введение (пояснительная записка) Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (остальные материалы не рассматриваются) Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (остальные материалы не рассматриваются) Во введении необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. Во введении необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого. Обоснование выстраивается относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории. Обоснование выстраивается относительно требований к заявленной педагогом квалификационной категории.

26 Обратите внимание. Некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности.

27 При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года. При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. На наш взгляд, в портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года.

28 Основные требования к составлению портфолио Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Общий объем материалов портфолио должен быть не менее 30 и не более 70 страниц формата А-4. Художественное оформление портфолио не оценивается. Художественное оформление портфолио не оценивается. С содержанием портфолио должны ознакомится заранее не менее двух членов экспертного совета. С содержанием портфолио должны ознакомится заранее не менее двух членов экспертного совета.

29 Критерии рецензирования портфолио при аттестации педагога Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; Соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию; Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; Полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого; Достижения и проблемы профессиональной деятельности. Достижения и проблемы профессиональной деятельности.

Онлайн-книги

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Портфолио – это показатель творческих успехов, где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Портфолио дошкольника-это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было всё понятно.

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. А так же можно использовать электронный портфолио и портфолио- раскраску.

Каким будет портфолио?

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей.

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

- Печатное портфолио -одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Структура портфолио

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Условия достижения цели при создании портфолио

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

- владеющим современными образовательными технологиями,

- приемами психолого-педагогической диагностики,

- способами самостоятельного конструирования педагогической деятельности в условиях конкретной практической деятельности,

- умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

- наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

- дипломы различных конкурсов;

- другие документы по усмотрению педагога.

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

- материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

- материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

- сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

- анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

- материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

- материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

- материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

- в неделях педмастерства;

- авторские программы, методические разработки;

- творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Содержит информацию об организации развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах:

- планы по организации развивающей предметно-пространственной среды;

- эскизы, фотографии и т. д.

Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Используемая литература:

1. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

2. Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -М., 2008.-№1.

3.Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

4.Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 20075.

5. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Читайте также: