Посадка ан 2 без двигателя

Обновлено: 07.07.2024

Самолеты Ан-2, такого же типа, что упал в пятницу, 28 июня, под Хабаровском, активно эксплуатируются в суровых для полетов условиях. В частности, в Красноярском крае, где они доставляют людей и грузы в северные территории. В авиапарке красноярской компании КрасАвиа есть такие самолеты. Ее бывший директор (покинул пост совсем недавно) Николай Фатьянов, - Почетный работник транспорта России, пилот с 36-летним стажем, сам летал на АН-2. По его словам, замены этому самолету пока нет:

- Ан-2, - самолет очень старый, это модель 50-х годов выпуска, но тем не менее, самолет достаточно надежный, безопасный в плане посадочных характеристик. У него один двигатель, поршневой, но даже если он откажет, Ан-2 может спланировать и без работающего двигателя, благополучно приземлиться. Конечно, если хорошие погодные условия, видимость. Самолет надежный, хороший, на сегодняшний день замены ему нет для работы на взлетно-посадочных площадках, для которых он создавался. Для работы в сложных условиях, в муниципальных районах, на северах. Ценится его неприхотливость, может работать при температуре минус 50. Короткая полоса – его прерогатива, на которой он может садиться и взлетать. Разбег всего 200-220 метров, полоса нужна 600 метров всего-то. Ее можно подготовить в условиях севера, при отсутствии ровной поверхности и достаточной техники.

Проблема в эксплуатации Ан-2, - стоимость топлива. К сожалению, авиационный бензин для самолета Ан-2, Б91/115, сегодня в России (и нигде больше) не выпускается. Поэтому применяется финский бензин достаточно большой стоимости, - 140 000 рублей за тонну. Попытки были создать другой самолет, - Ан-3, - с заменой двигателя поршневого на турбовинтовой (турбовинтовой работает на керосине, а поршневой – на бензине), но он не очень пошел из-за стоимости.

ТТХ Ан-2*

Модификация: АН-2 ТП

Размах крыльев, м: 18.18

Длина самолета, м: 12.74

Высота самолета, м: 6.10

Площадь крыла, м2: 71.52

Масса, кг: пустого самолета 3500

нормальная взлетная 5250

максимальная взлетная 5500

Топливо, литр: 1200

Тип двигателя: АШ-62ИР

Максимальная скорость, км/ч: 258

Крейсерская скорость, км/ч: 185

Практическая дальность, км: На высоте 1000 м с коммерческой нагрузкой 500 кг – 900 км

Практический потолок, м: 4400

Полезная нагрузка: 1500

* - Информация с сайта Красавиа.

Аудио: Николай Фатьянов

Возрастная категория сайта 18 +

1. При отказе двигателя на взлете после отрыва самолет имеет стремление опустить нос. Это требует немедленного энергичного вмешательства пилота, чтобы успеть выровнять самолет на малой высоте перед приземлением.

2. В случае отказа двигателя на взлете безопасная посадка перед собой возможна в зависимости от скорости по прибору в момент отказа двигателя на аэродромах и площадках, обеспечивающих дистанции от начала старта, указанные в таблице 7.

Скорость в момент отказа двигателя, км/ч Посадочная скорость, км/ч Дистанция прерванного взлета, м
Взлет с убранными закрылками на номинальном режиме работы двигателя
110 110 700
Взлет с закрылками, отклоненными на 20°, на номинальном режиме работы двигателя
80 80 590

Приведенные данные соответствуют условиям стандартной атмосферы (р=760 мм рт. ст., t=+15°С), U=0 м/с для самолета с взлетной массой 5250 кг при рекомендованном методе пилотирования во время взлета и при нормальном торможении на пробеге.

3. При отказе двигателя во время взлета с ограниченной площадки, размеры которой не позволяют выполнить посадку перед собой, приземление произойдет за пределами рабочей части площадки. В этом случае допускаются небольшие довороты для исключения лобового столкновения с препятствиями.

4. При отказе двигателя по окончании взлета к моменту начала первого разворота на высоте 100 м возврат на аэродром невозможен. В этом случае выбирать направление для вынужденной посадки следует с учетом расположения препятствий в направлении взлета.

Дальность планирования с высоты 100 м при выключенном двигателе составляет 800 м на скорости 135 км/ч при безветрии.

5. В случае, если двигатель отказал в момент окончания первого разворота (высота для посадки на аэродром немедленно ввести самолет в разворот на 90°. Разворот делать с углом крена 30° на скорости 155 км/ч, как правило, в сторону установленного (для данного старта) круга полетов.

За время разворота на 90° самолет теряет около 60 м высоты. Для уточнения расчета использовать закрылки. Планирование с отклоненными закрылками производить на скорости выравнивание начинать выше обычного.

Следует иметь в виду, что в случае посадки с попутным ветром возникает опасность капотирования самолета, в связи с чем желательно посадку производить с боковым ветром.

Неисправности двигателя в полете

1. В случае возникновения тряски двигателя в полете убедиться в правильности положения четырехходового крана, рычагов управления ВАК, подогревом карбюратора и стоп-крана, а также показаний приборов работы двигателя.

2. При появлении тряски и снижении мощности двигателя, приводящим к невозможности набора высоты или продолжения горизонтального полета, произвести вынужденную посадку.

3. При появлении незначительной, периодически возникающей тряски, не приводящей к снижению мощности, продолжить полет до ближайшего аэродрома.

4. При возникновении тряски, сопровождающейся самопроизвольным ростом температуры смеси выше °С, следует полностью выключить подогрев воздуха на входе в карбюратор, так как это свидетельствует о прогаре жаровой трубы.

5. В случае падения давления масла в двигателе до 3 кгс/см 2 и ниже следует энергично переместить рычаг управления шагом винта раза в сторону увеличения и уменьшения частоты вращения. При этом:

  • если давление масла восстановилось до значения продолжить полет;
  • если давление масла не восстановилось, но винт реагирует на изменение положения рычага управления шагом винта, следует увеличить частоту вращения вала двигателя, уменьшить наддув, открыть створки маслорадиатора (не допуская снижения температуры масла ниже 60°С), продолжить полет до ближайшего аэродрома;
  • если давление масла не восстановилось и винт не реагирует а изменение положения рычага управления шагом винта, произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

6. При падении давления масла после взлета и самопроизвольном снижении режима работы двигателя произвести вынужденную посадку на аэродром вылета.

7. Если падение давления масла сопровождается тряской двигателя и появлением потеков масла на остеклении правого борта грузовой (пассажирской) кабины, следует уменьшить режим работы двигателя, установить скорость полета открыть створки маслорадиатора и произвести посадку на ближайший аэродром или площадку.

8. При превышении максимально допустимой частоты вращения вала двигателя (2350 об/мин в течение 30 с) при взлете, следует, не изменяя наддув, рычагом управления шагом винта снизить частоту вращения вала до значения, соответствующего данному режиму. Если шаг винта не изменяется, следует набрать безопасную высоту круга, уменьшить наддув и произвести посадку на аэродром вылета.

Отказ управления воздушным винтом АВ-2

При самопроизвольном увеличении частоты вращения вала двигателя до или ее уменьшении до следует резким перемещением рычага управления шагом винта восстановить частоту вращения и продолжить полет.

Если частота вращения вала двигателя не восстановится, следует:

  • скорость, которая была до отказа системы управления винтом, выполнить полет до ближайшего аэродрома;
  • при уменьшении частоты вращения до 1 увеличить давление наддува и, обеспечив скорость полета произвести посадку на ближайший аэродром.

Неисправность управления самолетом

1. В случае обрыва одного из тросов или тяг управления самолетом командир самолета обязан немедленно совершить вынужденную посадку.

2. При самопроизвольном отклонении одного из триммеров немедленно выключить АЗС этого триммера на центральном щитке (для приостановки дальнейшего отклонения триммера в крайнее положение).

3. При самопроизвольном отклонении триммера руля направления или элеронов и появлении значительных усилий на органах управления уменьшить скорость по прибору до 140 км/ч.

4. Командиру самолета при самопроизвольном отклонении триммера руля высоты в крайние положения необходимо:

  • на пикирование:
    • вывести самолет в горизонтальный полет, не допуская значительных перегрузок и превышения максимально допустимой скорости;
    • установить скорость по прибору 140 км/ч и подобрать необходимый режим работы двигателя;
    • при появлении больших давящих усилий на штурвале парировать кабрирующий момент, не допуская выхода самолета на большие углы атаки и минимально допустимую скорость. Установить скорость :полета по прибору
    1. При самопроизвольной перекладке руля высоты в крайнее положение на кабрирование усилия на штурвале более значительные, чем при перекладке на пикирование.
    2. В случае необходимости второй пилот по команде командира самолета помогает парировать кабрирующий момент.

    5. При полете с любым самопроизвольно отклонившимся триммером развороты следует выполнять с углом крена не более 15°.

    6. При самопроизвольном отклонении любого триммера посадку произвести на ближайшем аэродроме.

    Вынужденная посадка самолета

    Вынужденная посадка производится в случаях, когда исключается возможность продолжения полета (отказ двигателя, пожар воздухе и др.). Пилотирование самолета при выполнении вынужденной посадки осуществляет лично командир самолета. Второй пилот после принятия решения командиром самолета на вынужденную посадку ведет непрерывное наблюдение в направлении планирования с правой стороны в целях предупреждения командира о препятствиях, помогает командиру в выборе площадки для посадки и определении направления ветра, а также сообщает по радио место и время вынужденной посадки.

    При вынужденной посадке командир самолета обязан:

    • выбрать площадку для посадки;
    • перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание и отклонить закрылки на 30 или 40°.

    Приземление с отклоненными закрылками на 40° производить на скорости с отклоненными на 30° на скорости

    При посадке на лесном массиве предпочтение отдавать низкорослой густой растительности.

    При посадке на болото предпочтение отдавать площадкам, покрытым кустарником или камышом.

    Обрыв ленты-расчалки бипланной коробки крыла

    Примечание. Если на выбранном режиме работы двигателя наблюдается повышенная вибрация лент-расчалок бипланной коробки крыла, необходимо изменить режим работы двигателя.

    При обрыве несущей ленты-расчалки в полете командир самолета обязан установить режим полета, исключающий вибрацию остальных лент, уменьшить скорость полета до 150 км/ч и, избегая резких разворотов, совершить посадку на ближайшем аэродроме.

    Посадка разрешается как с выпущенными закрылками на 30°, так и с убранными.

    Если полет происходит в условиях неспокойного воздуха (в болтанку), произвести посадку на ближайшую площадку, обеспечивающую безопасность посадки. Обрыв поддерживающей ленты-расчалки не является поводом для немедленного прекращения полета. При посадке в этом случае не допускать парашютирования самолета.

    Пожар на двигателе в воздухе

    Командиру самолета произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку.

    Пожар на самолете в воздухе

    Если в воздухе на самолете возник пожар, экипаж обязан установить очаг пожара, не открывать окна фонаря и дверь фюзеляжа и принять меры к ликвидации огня.

    Для этого необходимо:

    • применить огнетушитель;
    • накрыть очаг пламени чехлами или одеждой. При очаге пожара, угрожающем жгутам электропроводки, по решению командира обесточить бортсеть самолета, для чего выключить генератор и аккумулятор.

    Предупреждение

    Если источником загорания (дыма) являются неисправности бортовой электрической сети или потребителей электроэнергии, необходимо:

    • после определения источника загорания немедленно выключить неисправное оборудование и его автомат защиты;
    • при необходимости применить ручной огнетушитель;
    • в случае, если дымление не прекратилось, выключить генератор и аккумулятор;
    • после прекращения дымления, если источник загорания четко определен и пожар ликвидирован,— включить генератор и аккумулятор, контролируя при этом, нет ли повторного загорания в зоне повреждений.

    Если ликвидировать пожар на самолете не удается, необходимо ускорить выполнение вынужденной посадки, предварительно перекрыв бензопитание и выключив зажигание двигателя.

    Появление запаха бензина с одновременным падением давления бензина

    Перед приземлением перекрыть бензопитание, выключить зажигание двигателя и аккумулятор.

    При вынужденной посадке ночью выключение аккумулятора произвести в конце пробега самолета.

    В крайнем случае при отсутствии площадки для выполнения вынужденной посадки допускается поддерживать давление бензина с помощью ручного бензонасоса и продолжать полет до ближайшего места, где возможно произвести посадку.

    Отказ генератора

    Убедившись, что генератор отказал, оставить включенными:

    • все приборы контроля работы двигателя:
    • левый авиагоризонт АГК-47Б и ГПК-48;
    • радиостанцию Р-860-П.

    Потребная нагрузка указанных потребителей составляет около 6 А. Остальные потребители выключить и включать их при необходимости. В этом случае одна аккумуляторная батарея 12-А-30 обеспечит питание бортсети самолета для выполнения полета не менее 1 ч.

    Чтобы знать запас емкости аккумулятора, периодически контролировать его напряжение по вольтамперметру.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в зоны интенсивной турбулентности

    Если в полете по маршруту встретились кучево-дождевые облака, которые нельзя обойти стороной, командир самолета обязан вернуться на ближайший аэродром.

    При непреднамеренном попадании в зону интенсивной турбулентности необходимо принять все меры к быстрейшему выходу из этой зоны.

    В случае попадания в зону интенсивной турбулентности скорость горизонтального полета необходимо выдерживать Развороты выполнять па этой же скорости с углом крена не более 20°.

    При встрече с интенсивной турбулентностью с подветренной стороны горной цепи, хребта или перевала развернуть самолет на 180° от этой горной цепи, хребта или перевала.

    Взлет и посадка в условиях неустойчивого ветрового режима

    В условиях неустойчивого ветрового режима: при сдвиге ветра более 3 м/с на 30 м высоты: при порывах ветра, если разница между минимальным и максимальным значениями скорости ветра 4 м/с и более; при резких изменениях (более 40°) направления ветра, скорость которого 5 м/с и более,— взлет и посадку выполнять с неотклоненными закрылками.

    Если при заходе на посадку на снижении для выдерживания траектории и приборной скорости потребуется увеличение режима работы двигателя до номинального, немедленно установить двигателю взлетный режим, уйти на второй круг и следовать на запасной аэродром.

    При попадании самолета в нисходящий поток, приводящий к превышению установленной вертикальной скорости снижения по вариометру более чем на 3 м/с, командир самолета обязан установить двигателю взлетный режим для ухода на второй круг и выполнения посадки на запасном аэродроме.

    Действия экипажа при непреднамеренном попадании в условия обледенения

    В случае непреднамеренного попадания самолета в условия обледенения необходимо принять меры к немедленному выходу из этой зоны, включив противообледенительную систему стекол кабины экипажа и обогрев карбюратора.

    Удаление льда с лопастей воздушного винта производить путем изменения шага винта.

    Убедиться, что обогрев ПВД включен.

    Отказы систем питания приборов полным и статическим давлениями

    1. Закупорка или обледенение приемника статического давления (статических отверстий приемника ПВД-6М).

    Эта неисправность при условии герметичности статической магистрали приборов обнаруживается по следующим признакам:

    • стрелка вариометра ВР-10 устанавливается в нулевое положение и не изменяет своего положения при изменении высоты полета;
    • высотомеры ВД-10 не изменяют своих показаний с изменением высоты полета;
    • указатели скорости УС-35У при наборе высоты будут занижать свои показания, а при снижении — завышать.

    Действия экипажа

    При отказах высотомеров, указателей скорости и вариометра показания их не использовать и доложить об этом диспетчеру. При продолжении полета использовать показания авиагоризонта и радиовысотомера. Скорость полета контролировать по режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

    2. Закупорка или обледенение приемника полного давления.

    Основной причиной закупорки входного отверстия приемника и ПВД-6М является обледенение носка приемника, которое происходит при отказе электрообогревательного элемента или при его невключении. При обледенении приемника ПВД-6М может произойти закупоривание его входного отверстия, а отверстия для стока влаги остаются открытыми.

    При закупорке входного отверстия приемника ПВД-6М показания указателей скорости УС-35У будут уменьшаться до нуля.

    Если произошла закупорка входного отверстия и отверстий для стока влаги приемника ПВД-6М, это обнаруживается по следующим признакам:

    • указатели скорости УС-35У сохраняют установившиеся показания и не реагируют на изменение скорости в горизонтальном полете;
    • при наборе высоты показания указателей скорости будут увеличиваться, а при снижении — уменьшаться.

    Действия экипажа

    Проверить включение обогревательного элемента приемника ПВД-6М. Если через мин после включения обогрева приемника показания указателей скорости не восстановятся, доложить об этом диспетчеру.

    При продолжении полета скорость контролировать по показаниям вариометра и режиму работы двигателя, используя показания мановакуумметра и тахометра.

    Заслуженный военный летчик России Владимир Попов прокомментировал известие о том, что летчик ВКС России спас военно-транспортный самолет, посадив борт с отказавшим двигателем в Псковской области. Попов в качестве эксперта объяснил журналистам РЕН ТВ особенности посадки самолета Ан-2 при таких ЧП.

    Как сообщалось ранее, инцидент произошел на учениях в Псковской области. В Минобороны РФ рассказали, что после взлета на высоте более 100 метров у самолета пропала тяга двигателя, и он начал терять высоту. На борту находились 10 военнослужащих ВДВ и три члена экипажа.

    "Смысл вот в чем заключается – если не в зависимости от высоты отказал двигатель, а в зависимости от того, что впереди по курсу взлета свободная площадка, и нет посторонних предметов или высотных сооружений, деревьев отдельных, столбов, линий электропередач, и чтобы подстилающая поверхность была достаточно ровная Хотя бы метров 300-500 вперед. Тогда он спокойно может спланировать и выполнить эту посадку", - рассказал Попов.

    Попов объяснил, что в другом случае, если есть препятствие, которое нужно преодолеть, то летчику, планируя, потом маневрируя, уйти от столкновения с препятствиями будет гораздо труднее. Поскольку при любом маневрировании отклонение - это будет уже критично.

    По словам эксперта, этот самолет очень хорошо планирует в отличие от всех сегодня существующих моделей транспортной авиации.

    "Не могут, в принципе, современные самолеты так эффективно планировать, как самолет Ан-2. У него работают и предкрылки, и закрылки можно выпустить, и не надо внимания обращать на то, что шасси выпускать или не выпускать – они у него выпущены постоянно. Или там лыжи, если зимой ставят. Это, с одной стороны, в общем-то облегчает процесс пилотирования летчику. Он меньше отвлекается. И очень все быстро можно сделать. Важно только, чтобы не было препятствий или каких-то еще явлений –может, порывов отдельных ветра. То есть, метеорологические условия, парусность у него большая. Удерживать самолет – все делается руками. Там нет автопилота, управление – прямое. Это все нагрузки он чувствует на штурвале, на педалях летчик сам. С одной стороны – это очень хорошо, когда облетанный летчик, он понимает, он чувствует эту машину. А с другой стороны, конечно, это нагрузки", - отметил заслуженный летчик.

    Эксперт уточнил, что отказ двигателя на взлете в любом моменте - это уже психологическая нагрузка на летчика.

    Как отмечается, самолет выполнял рейс Усть-Каменогорск – Зайсан.

    В ведомстве добавили, что пострадавших в результате ЧП нет. Кроме того, нет повреждений у воздушного судна.

    На место инцидента уже выехали представители управления по расследованию авиапроисшествий Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

    Напомним, накануне самолет, летевший из Москвы в Магнитогорск, сел в нижегородском аэропорту из-за трещин в лобовом стекле.






    Обмен на Глиникском мосту: почему советского разведчика Рудольфа Абеля обменяли на пятерых иностранных шпионов?

    Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Трансляция эфира возможна исключительно при использовании плеера и системы онлайн-вещания Закрытого акционерного общества МТРК "Мир".








    Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

    Читайте также: