Посадка баяниста и установка инструмента

Обновлено: 05.10.2024

Играть приходится на двух принципиально разных клавиатурах, причем левая находится в движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на протяжении всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и, конечно, руки ученика.


Правильная посадка учащегося является основой форми­рования его исполнительских навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во многих школах и самоучителях игры на аккордеоне.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты-аккордеонисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Вопросами постановки игрового аппарата баянистов-аккордеонистов в разное время занимались педагоги – исполнители: Ф. Липс, И. Пуриц, А. Бажилин, В. Лушников, Ю. Акимов, А. Иванов, А. Мирек, И. Алексеев и др.

Вопросы постановки игрового аппарата аккордеониста очень важны, особенно на начальном этапе обучения; включают в себя три компонента: посадку, установку инструмента, положение рук, которые способствуют успешному овладению аккордеоном. Любое неудобство, возникшее по этим основополагающим моментам, может стать серьёзным тормозом в обучении.

Посадка аккордеониста.

posadka.jpg


В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика: рост, длину и строение рук, ног, корпуса.
Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.
На аккордеоне следует играть, сидя на жёстком или полужёстком стуле, расположившись не очень глубоко, ближе к краю сиденья. Ноги должны стоять плотно на полу.
Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся маленького роста требуется подставка под ноги.

Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном вперёд. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько точек опоры: на сиденье стула, ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя.

Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собранно.
Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты нужно ставить на уровне глаз.
Правое колено должно быть чуть выше левого. Для этого необходимо левую ногу чуть выдвинуть вперёд, а правую подогнуть.
Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость инструмента при сжиме меха.

Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, так как корпус тела и инструмент утрачивают устойчивость, и играющий быстро устаёт.

Не следует придерживать инструмент подбородком.
Недопустим также наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к искривлению позвоночника и, кроме того, производит неприятное внешнее впечатление.


В процессе игры ноги, как и всё тело исполнителя, могут менять своё положение в определённых пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего.


Регулировка ремней.


Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать плечевые ремни. Ремни тщательно подгоняются соответственно телосложению ребенка.

Правый и левый ремни предназначаются для держания инструмента во время игры.

При помощи ремней аккордеон закрепляется так, чтобы нижняя часть грифа упиралась в бедро, а задняя сторона (верхняя) плотно прилегала к грудной клетке. Верх аккордеона находится на уровне плеча.

Не следует допускать чрезмерного приближения инструмента к груди, сдавливающего грудную клетку и нарушающего тем самым свободу дыхания. Слишком короткие ремни прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и стесняет дыхание. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика. Оно должно быть естественным и ровным.
Хорошо отрегулированные плечевые ремни облегчают вес инструмента и поддерживают его при разжиме. Инструмент не должен стеснять или давить своей тяжестью, а должен находиться перед корпусом играющего в удобном для игры положении.

Ремень, прикреплённый к левой части корпуса инструмента, служит для упора запястья левой руки при ведении меха. Рабочий ремень левой руки подгоняется с учётом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем, и при разжиме, и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента.
В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество можно только приветствовать, поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. Конечно же, рациональная установка инструмента ещё не гарантирует успеха.

Положение рук.

Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила.

Естественного положения правой руки, кисти можно дос­тичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Да­лее, согнув руку в локте, перенести это положение на клавиа­туру. Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы продолжает предплечье. Плечи опущены, у испол­нителя должно быть ощущение легкости в игровом aппарате.

Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором, определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.

Использованная литература:
1.Акимов Ю. Школа игры на баяне.
2.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне.
3.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.
4.Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.
5.Липс Ф. Искусство игры на баяне.
6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне.
7.Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне.


Данные методические советы составлены мной на основе собственного опыта обучения игре на баяне, анализа педагогической и концертмейстерской деятельности. Я привожу размышления о тех трудностях, с которыми педагогу приходится сталкиваться при выстраивании процесса обучения игре на баяне, предлагаю советы, которые касаются самых важных сторон этого процесса: посадка, постановка рук, аппликатура, мышечный зажим, разбор музыкального произведения, индивидуализация обучения, озвучивание концертов и праздников. Советы могут быть полезны как педагогу, особенно начинающему, так и воспитаннику. Они написаны на языке, доступном, в первую очередь, для педагога-практика.

ПОСАДКА И ПОСТАНОВКА РУК

Правильная посадка и постановка рук при обучении игре на баяне очень важна.

Вопрос посадки детей за музыкальным инструментом достаточно изучен. В каждом учебнике, самоучителе, школе игры она затрагивается. Общие принципы посадки баяниста сегодня таковы: нужно садиться приблизительно на 1/3 стула, бедро и голень правой ноги должны образовывать угол примерно равный 90 градусам (желательно подобрать стул соответствующей высоты, иначе придётся использовать подставку под ноги – если стул слишком высок, или дополнительную накладку на сидение – если стул низок), угол левой ноги важно сделать или тупее, или острее, тогда она станет ниже правой, на ней будет стоять, и естественным образом упираться нижним углом грифа во внутреннюю часть бедра правой ноги инструмент; подгон ремней осуществляется исходя из положения инструмента (он стоит на левой ноге, и левый плечевой ремень оказывается короче правого, т. к. левое плечо к инструменту ближе).

Если говорить о посадке аккордеониста, то в большинстве случаев эти правила неизменны. Гриф аккордеона является продолжением корпуса, как в верхней, так и в нижней части, следовательно, устойчивости при игре на нём можно добиться только упором грифа во внутреннюю часть бедра правой ноги, и подгонкой ремней соответствующим образом. Говоря же о посадке баяниста, важно отметить ещё один вариант, который встречается преимущественно в самоучителях и школах игры советского времени.

Так особенностью одной из советских школ игры на баяне является примерно следующее: левый ремень должен быть расслаблен больше правого, чтобы не зажималась левая часть плечевого пояса. Раньше я воспринимал эту фразу критически, но со временем понял, что она имеет место быть. Как сделан гриф трёхрядного баяна? Это не продолжение корпуса, как у аккордеона, а отдельная вставка, которая сверху и снизу короче корпуса. Значит, гриф трёхрядного баяна вполне оправданно может не упираться во внутреннюю часть бедра правой ноги, а практически стоять на ней. При этом корпус инструмента всё равно упирается в правую ногу, левый ремень, соответственно, ослабляется, правый – затягивается, т. к. на длину грифа баян сместился в правую сторону.

Взглянув с такой стороны на проблему, попробовав поиграть на баяне с подобной регулировкой ремней, я пришёл к выводу: это вполне удобно. Да и расслабленный левый ремень не уменьшает устойчивости инструмента, потому что теперь широкий корпус упирается во внутреннюю часть бедра правой ноги, а не узкий гриф, как раньше.

Посадку ребенка необходимо постоянно контролировать. В первые несколько лет обучения ребенок долго не может осознать важность правильно сидеть, порой, просто отвлекается, горбится, забывает следить за ногами. В начальный период обучения приходится на занятии по 5, 10, а то и 15 раз напоминать ученику о том или ином правиле посадки, которое он перестаёт соблюдать.

Постановка рук – практически такой же элемент посадки учащегося. Прежде всего, нужно заложить в ребёнке умение не зажимать правую руку. Многие авторы, методисты подчёркивают, что ладонь должна быть продолжением руки, и не должна поворачиваться в сторону пятого пальца. Возможно. Но, например, в обучении по традиционной четырёхпальцевой системе аппликатуры на баяне ладонь всегда естественно повёрнута. Плюсом четырёхпальцевого принципа обучения на начальном этапе является почти естественная собранность руки. Большой палец за грифом, попробуйте, и поймёте, что пальцы физиологически неудобно поднимать высоко. Ещё один плюс – хорошее ощущение клавиатуры.

Пятипальцевый принцип на вид более раскрепощён и интеллигентен, но сложен для начинающего ученика-баяниста. Его минус — не такое хорошее ощущение клавиатуры. Так же, именно при обучении ребёнка на баяне с постановкой руки по пятипальцевому принципу, высоко поднимаются пальцы, рука чаще зажимается. Очевидный плюс пятипальцевой системы, видимо, направлен в будущее ученика, когда он в совершенстве научится контролировать свои ощущения. На начальном же этапе обучения такую постановку нужно тщательно контролировать.

Постановка левой руки – не такой проблемный вопрос. Есть несколько основных правил:

левый ремень не должен быть слишком расслаблен или затянут (рука должна свободно двигаться вверх и вниз), оптимально кисть располагается тогда, когда третий палец свободно может достать до вспомогательного ряда басов, первый палец не должен оттягиваться, оттопыриваться назад к крышке корпуса, а должен находиться ближе к остальным пальцам левой руки.

Однако из приведенных выше правил могут быть исключения. Так, когда я учился в музыкальном училище им. М. П. Мусоргского, Леонид Рубашнёв – мой преподаватель, один из первых лауреатов международных конкурсов, советовал мне поднять первый палец левой руки, и как раз всегда держать его вертикально на боковой крышке инструмента. Оказывается, он так играл всю свою исполнительскую жизнь, и, как видно из его профессиональных заслуг, такая постановка левой руки тоже имеет место быть.

В заключение хочу добавить, что нет прямых противопоказаний к применению той или иной системы посадки, постановки рук в обучении ребёнка. Это мы, профессионалы, владея той или иной системой, можем говорить, что другая система менее удобна. Ученик же не владеет ни одной из них, ему не с чем сравнивать. И, убеждён, любая система даст положительный результат обучения при условии правильного контроля со стороны педагога.

АППЛИКАТУРА

Четырёх и пятипальцевую систему аппликатуры можно сравнить на примере гамм. Первая система более понятна начинающему ученику, т. к. её принцип прост: например мажорная гамма играется тремя пальцами правой руки, где указательный палец всегда находится на первом ряду, средний – на втором, безымянный – на третьем. Как раз из-за этого кисть правой руки естественным образом немного разворачивается в сторону мизинца. Вторая система, путём периодического подкладывания первого пальца на третий и второй ряд, позволяет, как считается, правой руке чувствовать себя более естественно. Понятно, что профессионально занимаясь игре на баяне, играя классику, без пятипальцевой постановки практически не обойтись. В сложной фуге первый палец незаменим. Но стоит ли с первого года обучения закладывать её в ребёнка – это большой вопрос.

Начав работать в коллективах русской народной песни на третьем курсе музыкального училища, я понял, что навыка игры четырьмя пальцами мне очень не хватает. Даже теперь, имея восьмилетний стаж работы в должности концертмейстера, могу сказать то же самое.

Какой из этого следует сделать вывод? Однозначно нельзя сказать, что та или иная система аппликатуры правильнее, удобнее. Целесообразно сейчас считать, что это дело вкуса каждого исполнителя, педагога, т. к. мы знаем многих выдающихся музыкантов-баянистов прошлого и современности, играющих разной системой аппликатуры.

МЫШЕЧНЫЙ ЗАЖИМ

Проблема мышечного зажима у музыканта – одна из актуальнейших тем. Основное знакомое всем правило – не зажимать мышцы. Но как правильно объяснить это ученику? Как заложить в нём именно умение контролировать свои мышечные ощущения? Этот вопрос неоднозначен.

Как правило, мышечный зажим беспокоит не начинающих учеников, а более зрелых музыкантов. Если игровой аппарат первоклассника зажат, это существенно не мешает ему исполнять музыкальное произведение, в силу того, что оно не содержит, например, каких-либо существенных технических трудностей и т.п. Проблема зажима начнёт беспокоить его позднее. Что это значит? А именно то, что если ребёнок чрезмерно зажимает свой игровой аппарат, педагог просто обязан это выявить, и стараться систематично преодолевать эту проблему.

Таким образом, тема мышечного зажима музыканта должна иметь как минимум две стороны. Одна из них репродуктивная (мышечная свобода непосредственно игрового аппарата при игре на музыкальном инструменте). Вторая – реконструктивная (более жизненная, идейно-глубокая, включающая в себя контроль над собственными психофизиологическими ощущениями не только в момент игры на музыкальном инструменте).

Простой пример: давайте представим, как получив, например, какую-либо ценную информацию мы машинально быстро хватаемся за авторучку и без проблем всё записываем. Пример ещё проще – держим в руке вилку или ложку, при этом успеваем думать ещё о многом. Но стоит ребёнку сесть за музыкальный инструмент, и выключается всё. Тело зажато, мозг не помнит текст и т. п. Как с этим бороться? Если просто акцентировать на этом внимание – пользы не будет. Нужно донести до ребёнка, что музыкальный инструмент не объект волнения, закрепощения, а всего лишь приспособление, с помощью которого мы воспроизводим музыку, наш творческий помощник. Будет целесообразно дать практическое задание на дом, которое направлено непосредственно на привыкание к инструменту: например, сесть за стол, одновременно с помощью правой руки пить воду, а левой играть басы с аккордами в разных ритмах. Или можно одновременно смотреть телевизор, и наигрывать что-нибудь на инструменте.

Ожидаемый итог таких упражнений – произвольное привыкание игрового аппарата к музыкальному инструменту, улучшение координации, сведение в меньшую сторону общего зажатия мышц тела.

Таким образом, мы видим, что проблема мышечного зажима очень широка в своём определении. Есть много факторов, влияющих на степень её величины. Я попытался рассмотреть самые основные её компоненты, которым нужно уделять внимание в первую очередь.

КОРРЕКЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАННИКА ПРИ РАЗБОРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НОТАМ

Приведу пример действий педагога и воспитанника на занятии при разборе музыкального произведения.

Далее воспитаннику дается задание определить тональность произведения, попросить прочитать ноты первых двух тактов, и исполнить их правой рукой.

Первая возможная ошибка – игра неверной аппликатурой. Педагогу сразу рекомендуется акцентировать внимание ученика на том, что в первом такте проходит мелодическое движение по нотам арпеджио до мажора. Это значит, что правильно будет сыграть данное место той же аппликатурой, которой они играют и гаммы.

Когда в тексте начинаются восходящие и нисходящие пассажи, несмотря на то, что они гаммаобразны, ребёнок, скорее всего не сможет самостоятельно выбрать более приемлемый вариант аппликатуры. Это происходит из-за того, что ученик ещё не опытен в работе над аппликатурой. И если в произведении есть, например, гаммаобразные тетрахорды, сочетание гаммаобразных тетрахордов разных тональностей и д.р., то он пока самостоятельно не может с полной точностью объединить их в единую аппликатурную формулу.

Такие же проблемы могут встретиться и при дальнейшем разборе произведения, где встречается аккордовая фактура.

Затем проделать такую же работу по разбору текста левой руки, и попытаться соединить несколько тактов обеими руками, что является самым трудным процессом в освоении данного произведения.

Тема разбора музыкального произведения очень важна. Особенно этот навык нужно закладывать в ребёнке с первых лет обучения, чтобы в его подсознании выработалась определённая система разбора произведения. И одну из ключевых ролей здесь играет работа над аппликатурой.


Начальное обучение на любом инструменте – это один из самых ответственных этапов. Дальнейшие успехи начинающего музыканта во многом зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков , владения методикой индивидуального подхода, умение грамотно, конкретно и лаконично объяснить материал, помочь ученику добиваться первых положительных результатов. Начинающий музыкант, не имея никаких умений и знаний, полностью доверяет своему преподавателю, и любая ошибка и просчет в работе учителя очень дорого в дальнейшем обходятся для ученика. Плохо поставленный инструмент, скованный и зажатый игровой аппарат приводят в конечном результате к тому, что ученик, не имея положительных результатов игры, быстро теряет интерес к обучению, занимается нерегулярно, после окончания училища, колледжа практически не применяет инструмент в работе, не стремится совершенствовать свои исполнительские навыки и умения. Именно в этот первоначальный период обучения особенно требуется мастерство педагога, его знания, профессиональная интуиция.

Каждое занятие включает несколько разделов, направленных на достижение различных задач. При этом педагог каждый раз определяет порядок чередования и продолжительность тех или иных разделов. Количество уроков, требуемых для прохождения каждого раздела, зависит от состава учеников, от быстроты и прочности усвоения ими материала. Не надо проявлять поспешность, т.к. усвоение начальных знаний требует особой четкости и ясности.

Работа с учащимися начинается с важных моментов для любого музыканта: правильной посадки, постановки рук, положения инструмента. Посадка баяниста-аккордеониста основана на естественности положения всех частей тела, свободе корпуса и его устойчивости. Соблюдение всех принципов дает возможность не уставать во время занятий и создает хорошие условия для правильной постановке инструмента.

а) сидеть на половине жесткого стула (высота сидения зависит от физических данных исполнителя: его бедра должны быть в горизонтальном положении, иначе нельзя будет достичь устойчивости инструмента);

в) учащийся должен иметь три точки опоры: опора на стул и опора ногами на пол – ноги слегка расставлены;

с) необходимо ощущать еще одну точку опоры – в пояснице (корпус при этом следует распрямить, грудь подать вперед).

Инструмент с собранным мехом ставят вертикально на образовавшуюся горизонтальную площадь бедер. Нижняя часть грифа баяна или аккордеона упирается в бедро (правое). Мех располагается на левом бедре. Своеобразное строение корпуса аккордеона (высота, большой гриф) допускает небольшой наклон его верхней части к исполнителю.

Наплечные ремни регулируются таким образом, чтобы не сдавливать грудную клетку и не затруднять дыхание ученика. Правый ремень, достаточно свободный, обеспечивает полную свободу действий правой руки, но не должен давать инструменту чрезмерно отодвигаться влево. Левый ремень обычно немного короче, так как на него ложится основная нагрузка по обеспечению движения меха.

Рабочий ремень левой руки тоже подгоняется с учетом того, чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус инструмента. Нельзя придерживать инструмент подбородком или правой рукой.

При изучении вопросов постановки инструмента необходимо помнить, что во многих старых изданиях школ и самоучителей они трактуются по-разному, часто ошибочно, более того, снабжены рисунками, демонстрирующими неверное положение инструмента.

К числу важнейших постановочных навыков относится ведение меха. Мех является главной особенностью звукообразования на баяне и аккордеоне. Начинать работу над правильным ведением меха необходимо на первых уроках и контролировать в течение всего первоначального периода обучения.

3. Суставы пальцев не должны прогибаться. Сильно скрюченные или чрезмерно вытянутые пальцы создают излишнее напряжение.

5. Первый (большой) палец баяниста находится за грифом, но не обхватывает гриф, а лишь удерживает руку в правильном положении. Опора создается только на играющие пальцы.

6. Учитывая своеобразное строение (клавишное) правой клавиатуры аккордеона, правая рука вся находится на клавиатуре, кисть имеет выпуклую, округлую форму. Особенно надо следить за твердой опорой первого и пятого пальцев. Кисть должна находиться над клавиатурой и не опускаться за гриф, в противном случае первый и пятый пальцы теряют точку опоры.

7. Прижатие локтя к туловищу ведет к излишнему перегибу кисти. Локоть, чрезмерно поднятый вверх, создает ненужное напряжение.

При ознакомлении учащегося с левой клавиатурой необходимо объяснить порядок расположения клавиш по схеме, основные условия правильного положения левой руки, привить первые двигательные навыки, основы аппликатуры.

1) Локоть левой руки должен быть в согнутом положении и находится на некотором расстоянии от корпуса исполнителя.

2) Форма кисти округлая, рука выдвинута настолько, чтобы все 4 играющих пальца находились на основном ряду левой клавиатуры.

3) Внешнее ребро корпуса инструмента должно приходиться на сгиб между первой и второй фалангами большого пальца. Во время игры большой палец должен свободно скользить по краю корпуса, не меняя своего положения. Необходимо следить, чтобы при движении меха на разжим большой палец не ставился на крышку корпуса, для этого надо точнее подогнать левый ремень. Следует также контролировать положение руки при движении меха на сжим, не допуская, чтобы ладонь плотно прилегала к крышке инструмента, так как это будет сковывать работу пальцев.

Кроме непосредственной игры на клавиатуре левая рука занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнем и корпусом инструмента. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контактировать с ремнем и крышкой корпуса, что дает нам возможность в любой момент незаметно сменить мех без люфт-паузы и толчка.

На начальном этапе обучения игре на баяне (аккордеоне) нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию у учеников интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемые на уроках сольфеджио. Следует учесть, что весь начальный репертуар составляют песенки, считалки, прибаутки, исполняющиеся, как правило, на одной-двух нотах штрихом нон-легато, который более легок в освоении.

Знакомство с белыми клавишами правой клавиатуры также начинается в донотный период. Для запоминания расположения звуков гаммы до мажор я обычно использую песенный материал. Каждой ноте соответствует своя песенка и характеристика. Разучивая песенки с учеником, я стараюсь обратить внимание на эмоциональность, художественность её исполнения. Исходя из содержания, исполняем песенки весело или грустно, ласково, мягко или маршеобразно. Немного позже приступаем к освоению упражнения по косым рядам. Предварительно учимся передвигать пальцы по двум соседним рядам различными парами пальцев, включая 1-2 (освоение третьей позиции). Когда цель достигнута, и пальчики учащегося уверенно шагают по двум рядам, вводим третий ряд. Далее осваивается и закрепляется игра во второй и третьей позициях.

Эти упражнения хороши для маленьких детей 6-7 лет, а если сочетать упражнения со сказками, ребенок с большим интересом включается в игру, и даже просит повторить игры на следующем уроке.

В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности – от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. На начальном этапе обучения обязательно сочетать теоретическую часть урока с практической. Игра на инструменте необходима, начиная с первого урока.

4. Егоров, Б. Общие основы постановки: Баян и баянисты / Б. Егоров. – М., 1974.
5. Лиис, Ф. Искусство игры на баяне / Ф. Лиис. – М.: Музыка, 1985.
6. Лазарева А.Д. Учимся играя: пособие для преподавателей, детей и родителей / А.Д. Лазарева. Харьков: Крок, 1997. - 68 с.: нот.


Прежде чем самостоятельно учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, Вам необходимо знать – это выполнимая задача, однако она потребует очень больших усилий.

Разумеется, перед тем, как начать исполнять какие-то произведения на баяне, необходимо понять, как устроен инструмент: по какому принципу располагаются клавиши, на что влияет растягивание и сжимание меха. Вам помогут сотни обучающих видео на Youtube, множество самоучителей и советы профессионалов.

Вот самые базовые рекомендации, которые мы можем дать начинающим баянистам.

Разминка

Каждое занятие обязательно должно начинаться с разминки суставов кистей и мышц рук. В Интернете есть множество различных упражнений для этих целей. Главное правило – не утомить и не перенапрячь руки, а только разогреть их для более плавной и мягкой игры.

Быстро сделать пальцы послушными можно с помощью самодельного тренажера – небольшой дощечки с вкрученными в нее кругляшками, имитирующими клавиатуру баяна. Тренируясь в свободное время, Вам удастся приучить кисти к нужным комбинациям и аккордам.

Посадка

Одним из главных залогов хорошей игры является правильное положение инструмента. Итак, мех баяна надо расположить посередине левой ноги, а правую ногу поставить так, чтобы она не находилась слишком близко и не мешала в процессе.

Стоит отметить, что посадка музыканта всегда является индивидуальной. Конечно, есть базовые правила, которые обязательно соблюдать. Но если Вы посмотрите в Интернете фрагменты выступлений профессиональных баянистов, то заметите, что они сидят не совсем по правилам.

Для полного контроля посадки первое время лучше тренироваться напротив зеркала. Если все сделано правильно, нажимать на клавиши Вам будет легко и удобно.

Наплечные ремни

Запомните сразу – надетые ремни являются необходимым условием хорошей игры на баяне. Главная их задача – удерживать инструмент в нужном положении. Отрегулировать ремни нужно так, чтобы баян не располагался к Вам слишком близко и не мешал, но и не болтался, соскальзывая на пол.

Положение пальцев

Важно изначально привыкнуть к правильному расположению кистей, ведь потом переучиться будет сложно. Как понять, что все делается верно? Если пальцы легко передвигаются по клавиатуре, в мышцах нет напряжения, все аккорды зажимаются верно – это признак того, что Вы справились с постановкой рук.

Постарайтесь как можно быстрее перестать подглядывать в клавиатуру и учитесь играть наощупь. Таким образом Вы сможете лучше сосредоточиться на музыке, не отвлекаясь на лишние детали.

Перерывы

Ваши занятия станут гораздо продуктивнее, если в процессе прерываться на отдых. Важно в такие моменты отвлечься от музыки и сосредоточить свое внимание на чем-то постороннем, а спустя несколько минут со свежей головой вернуться к обучению.

Не удивляйтесь, если поначалу Вам чисто физически будет тяжело музицировать. Баян – инструмент очень увесистый и к этому надо привыкнуть. Некоторые начинающие баянисты даже записываются для этого в спортзал. Если нет возможности идти в тренажерный зал, Вам помогут перерывы в занятиях, во время которых мышцы рук будут отдыхать и приходить в тонус.

Знакомство с творчеством профессионалов

Любое творчество начинается с подражания. Не страшно, если поначалу Вы будете пытаться копировать чужой стиль. Пройдет немного времени, и Вы заметите, как привнесли в свою игру что-то индивидуальное, чего не встречали раньше у других музыкантов.

Импровизация

Учитесь не только воспроизводить понравившиеся чужие произведения, но и сочинять свои композиции. Только так Вы сможете действительно глубоко овладеть искусством игры на баяне, почувствовать музыку и добиться серьезных успехов.

Пробуйте придумывать мелодии на ходу, просто комбинируя уже знакомые аккорды. Если у Вас есть музыкальный слух и чувство ритма, импровизация быстро станет Вашим любимым занятием.

Пусть Вас не пугает мнение о том, что любому музыканту необходимо сначала изучить нотную грамоту. Если Вы хотите научиться играть для себя или своей компании, то совсем необязательно вникать в такие подробности. Достаточно понять, как ориентироваться в аппликатурных схемах и повторять изображенные на них комбинации.

Уделяя занятиям минимум 20 минут в день, уже через пару месяцев Вы увидите результаты проделанной работы. Желаем Вам упорства и терпения на пути к своей цели!

Читайте также: