Посадка и высадка маломобильных пассажиров на жд безопасная

Обновлено: 04.10.2024

В 2020 г. почти на 70% увеличено число железнодорожных вокзалов и остановочных пунктов, где доступна специализированная помощь пассажирам с ограниченными физическими возможностями.

Количество вокзалов и остановочных пунктов, на которых оказывается специализированная помощь маломобильным пассажирам, превысило 1500 (в начале 2020 года – около 900 вокзалов).

На них пассажиры могут получить помощь в оформлении билетов, перемещении ручной клади и багажа, а также в сопровождении по территории вокзала (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункт, платформы и т. д.).

По состоянию на 01.01.2021 полностью адаптирован 101 железнодорожный вокзал (в начале 2020 г. их количество составляло 84).

Для создания безбарьерной среды на вокзалах обеспечивается беспрепятственный доступ к основным функциональным зонам: в местах перепада высот устанавливаются пандусы, лифты и другие подъемные устройства. Для ориентирования слабовидящих пассажиров обустраиваются тактильно-контрастные указатели, пиктограммы, мнемосхемы, тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кассовые залы и залы ожидания оборудуются индукционными системами для слабослышащих. Для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске, адаптируются билетные кассы, обеспечивается доступность санитарных комнат, оборудуются места отдыха в залах ожидания.

Ежегодно увеличивается и количество пассажирских вагонов со специализированным купе для маломобильных пассажиров: приобретаются новые вагоны и модернизируются уже эксплуатируемые. Конструкция таких вагонов позволяет пассажиру передвигаться на кресле-коляске: здесь предусмотрены подъемные посадочные устройства и увеличена ширина дверей вагона, тамбурной зоны и коридора. Зрительная информация в них дублируется азбукой Брайля.

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1366-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33190-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2020 г.

В Российской Федерации настоящий стандарт действует взамен ГОСТ Р 50955-96, ГОСТ Р 50956-96, ГОСТ Р 50957-96, ГОСТ Р 55434-2013 (в части требований пункта 10.6 и приложения К), ГОСТ Р 55182-2012 (в части требований пунктов 4.1.15-4.1.17).

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги и вагоны моторвагонного подвижного состава железных дорог, предназначенные для проезда пассажиров-инвалидов, в том числе в инвалидных креслах-колясках, состояние здоровья которых ограничивает их способность к передвижению (далее - вагоны).

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам вагонов, обеспечивающие доступность и безопасность для пассажиров-инвалидов, и методы их контроля.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 166 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 30471-96 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ 33788 Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества

ГОСТ 33463.4 Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 4. Методы испытаний по определению показателей искусственного освещения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пассажиры-инвалиды: Лица с полной или частичной утратой способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, но которым не противопоказано пользоваться общественным транспортом, в том числе лица с нарушением:

- опорно-двигательных функций (передвигающиеся в креслах-колясках, на протезах, костылях, ходунках и т.п.);

- функции зрения и/или слуха.

Примечание - Для целей настоящего стандарта принимаются во внимание пассажиры-инвалиды, не требующие специального медицинского обслуживания, связанного с дополнительным оснащением вагона медицинским оборудованием или приспособлениями для его размещения (приборные стойки, штативы, медицинские светильники и т.п.).

3.2 беспрепятственная посадка (высадка) пассажира-инвалида в вагон: Передвижение пассажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом с высоких, низких и/или средних пассажирских платформ в вагон, которое совершается с помощью вспомогательных посадочных устройств.

Примечание - Если низкие (средние) пассажирские платформы оборудованы специальными посадочными приспособлениями, то посадка с таких платформ рассматривается как посадка с высоких пассажирских платформ.

3.3 беспрепятственный доступ пассажира-инвалида к месту размещения в вагоне или санузлу: Передвижение пассажира-инвалида самостоятельно или с сопровождающим лицом по вагону, совершаемое без необходимости преодолевать препятствия высотой более 30 мм, зазоры более 100 мм и уклоны более 6%.

3.4 инвалидное кресло-коляска (кресло-коляска): Устройство для обеспечения мобильности за счет колес, оснащенное системой поддержки сиденья, предназначенное для передвижения пассажира-инвалида и не являющееся штатным оборудованием вагона.

1 Вспомогательное техническое средство с колесами, предназначенное для облегчения ходьбы, креслом-коляской не является.

2 Для целей настоящего стандарта рассматриваются инвалидные кресла-коляски, габаритные размеры которых не превышают установленных в ГОСТ 30471-96 (пункт 4.2).

3.5 вспомогательное посадочное устройство: Техническое устройство, являющееся штатным оборудованием вагона и предназначенное для обеспечения прохода (проезда) пассажиров-инвалидов, в том числе в креслах-колясках, при посадке (высадке) в вагон (из вагона).

3.6 подъемное устройство: Вспомогательное посадочное устройство, имеющее горизонтальную площадку для размещения пассажира-инвалида в кресле-коляске и сопровождающего, которое обеспечивает движение вверх-вниз и при необходимости вперед-назад.

3.7 рампа: Вспомогательное посадочное устройство, поверхность которого перекрывает пространство (горизонтальный зазор) между посадочной площадкой пассажирской платформы и поверхностью пола вагона (порогом наружных входных дверей вагона), обеспечивающее возможность прохода (проезда) пассажиров-инвалидов в вагон.

1 Применяемые для целей настоящего стандарта рампы могут быть выдвижными, откидными или приставными.

2 Приставная рампа устанавливается для прохода (проезда) пассажиров-инвалидов в вагон вручную.

3.8 рабочее положение вспомогательного посадочного устройства: Положение вспомогательного посадочного устройства, при котором оно готово к подъему (перемещению в вагон) и опусканию (перемещению из вагона на пассажирскую платформу) пассажира-инвалида.

3.9 транспортное положение вспомогательного посадочного устройства: Положение вспомогательного посадочного устройства, при котором оно не препятствует движению вагона.

3.10 удерживающая система крепления кресла-коляски: Совокупность устройств и оборудования, обеспечивающих крепление в вагоне кресла-коляски с находящимся в нем пассажиром-инвалидом при всех штатных ситуациях эксплуатации вагона.

3.11 опорное устройство: Вспомогательное техническое средство, предназначенное для опоры и поддержки пассажиров-инвалидов в процессе их передвижения при посадке (высадке) в вагон (из вагона) и внутри вагона во время поездки.

платформа пассажирская (железнодорожная): Благоустроенная площадка на станциях или остановочных пунктах для удобного и безопасного прохода, накопления, а также посадки пассажиров в вагоны и их высадки.

Примечание - Платформы бывают высокие, средние и низкие (высота над уровнем верха головки рельса по ГОСТ 9238).

3.13 пассажирский салон (салон): Отделенная перегородками часть пассажирского вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная местами для сидения и/или спальными местами.

3.14 пассажирское купе (купе): Закрывающееся дверью отдельное помещение в пассажирском вагоне, предназначенное для размещения нескольких пассажиров, как правило, двух или четырех.

16.1 Подъемное устройство для посадки/высадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, в исправном состоянии. Защитные жалюзи подъемного устройства не имеют механических повреждений. Рукоятки ручного привода в наличии.

16.2 Проводник вагона обучен правилам эксплуатации подъемного устройства для посадки/высадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске.

16.3 В зоне мест размещения маломобильных пассажиров, на двери туалета для инвалидов или рядом с дверью тактильные пиктограммы для слепых и слабовидящих лиц в наличии.

16.4 Светодиодное информационное табло в купе для инвалида в исправном состоянии, обеспечивает отображение достоверной информации о занятости туалетной кабины, температуре внутри вагона и текущем времени.

16.5 Механизм трансформации спального места исправен.

16.6 Спальное место застилается проводником вагона.

16.7 Ремень для фиксации инвалидной коляски в наличии.

16.8 В туалете для инвалида установлен дополнительный поручень.

16.9 Купе и туалет оборудованы кнопкой вызова проводника вагона.

16.10 Проводник вагона во время повторной проверки проездного документа (билета) демонстрирует маломобильному пассажиру и его сопровождающему специализированное оборудование в купе и туалете.

Особенности обслуживания различных категорий маломобильных пассажиров

Общие рекомендации

17.1.1 Обращаясь к маломобильному пассажиру, работник поездной бригады представляется (называет должность, имя и фамилию).

17.1.2 Предлагая помощь маломобильному пассажиру, работник поездной бригады дожидается до тех пор, пока она будет принята.

17.1.3 Во время разговора с маломобильным пассажиром работник поездной бригады обращается непосредственного к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре.

17.1.4 Во время общения с маломобильным пассажиром работник поездной бригады проявляет спокойствие и доброжелательность.

Особенности обслуживания маломобильных пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске

17.2.1 При осуществлении посадки в вагон маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, к зоне ответственности работников поездной бригады относится:
при посадке с низкой платформы в вагон, оборудованный подъемным устройством, — подготовка подъемной платформы для въезда коляски, въезд коляски на подъемную платформу, безопасный подъем пассажира и въезд коляски в тамбур вагона;
при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным устройством, при наличии подъемной платформы на вокзале — въезд коляски в тамбур вагона;
при посадке с низкой платформы в вагон, не оборудованный подъемным устройством, и отсутствии подъемной платформы на вокзале — посадку осуществляют работники поездной бригады при содействии работников вокзала.

17.2.2 При осуществлении посадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, в штабной вагон, оборудованный транспортным креслом-коляской, к зоне ответственности работников поездной бригады дополнительно относится:
пересадка пассажира из личной инвалидной коляски в транспортную;
передвижение пассажира на транспортном кресле-коляске до спального места в соответствии с приобретенным проездным документом (билетом).

17.2.3 Дальнейшее передвижение маломобильного пассажира на транспортном кресле-коляске к местам общего пользования в штабном вагоне (кипятильник, туалет для инвалидов и т. п.) осуществляется работником поездной бригады по просьбе пассажира.

17.2.4 Хранение транспортного кресла-коляски и личной инвалидной коляски пассажира осуществляется в специализированном купе для инвалидов или в специализированном купе для перевозки багажа (ручной клади).

17.2.5 Порядок действий работников поездной бригады при осуществлении высадки маломобильного пассажира, передвигающегося на инвалидной коляске, аналогичен порядку его посадки, указанному в подпунктах 17.2.1 и 17.2.2.
Высадка пассажира, следующего до станций назначения на территории иностранных государств, из не оборудованного подъемным устройством вагона, осуществляется работниками поездной бригады совместно с работниками вокзала по предварительному информированию начальником поезда через представителя иностранной железнодорожной администрации, сопровождающего поезд.

Проезд инвалидов на РЖД

В нашей стране немало людей с ограниченными возможностями, которые ежедневно сталкиваются с трудностями по перевозке. Однако РЖД разработала специальные правила проезда и вагоны для транспортировки маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте.

Правила проезда граждан с ограниченными возможностями

Правила бронирования билетов для людей с инвалидностью закреплены в регламенте РЖД. Чтобы пассажир чувствовал себя максимально комфортно, в вагонах поездов дальнего следования предусмотрены особые места с площадками для инвалидных кресел.

Получить право на проезд в таком вагоне можно двумя способами:

  1. позвонив на горячую линию РЖД;
  2. обратившись непосредственно в кассу вокзала.

Бронировать место в спецвагоне можно со старта продаж билетов — за 90-45 дней до отправления поезда.

Если в составе отсутствует вагон с местами для инвалидов, его могут подцепить дополнительно. Но для этого потребуется подать прошение через кассу или центр мобильности РЖД. Заявка рассматривается в установленном перевозчиком порядке. Комиссия за бронирование таких мест не берется.

Чтобы все прошло гладко, рекомендуем обращаться с заявкой до начала продажи билетов. Но если процесс уже запущен, просьбу все равно рассмотрят. Как только примут решение по заявке, сотрудник РЖД свяжется с вами для уточнения времени поездки и желаемого места в вагоне.

Если для инвалидов нет подходящего вагона, можно попросить перевозчика присоединить его к поезду.

Документы для покупки билета

Билеты на поезд для маломобильных групп населения продаются только через железнодорожную кассу. Необходимо предоставить оператору:

  • паспорт;
  • справку о требовании обеспечения креслом-коляской;
  • медицинские документы (если требуются носилки или коляска, но вы не инвалид).

За 3 дня до отправления поезда приобрести билет РЖД вправе инвалид любой группы. В аналогичный срок начинается продажа проездных документов для инвалидов, направляющихся или покидающих лечебные заведения.

Если вы едете или возвращаетесь из больницы или санатория, для покупки билета предоставьте кассиру:

  • паспорт;
  • удостоверение инвалида и заключение ВТЭК;
  • выписки МСЭ и ИПР;
  • выписки из медицинского заведения.

Контакты с лицами, больными инфекционными заболеваниями, правилами РЖД запрещены.

Перевозка в специализированных вагонах

Правила проезда инвалидов на РЖД: документы для покупки билета, перевозка в специализированных вагонах, помощь на вокзалах, покупка ж/д билета через интернет


РЖД стремится обеспечить комфортную поездку людям с ограниченными возможностями. На сегодняшний день по отечественным железным дорогам курсируют 444 вагона с купе для инвалидов.

Для посадки и высадки с поезда используется специальный подъемник. Это позволяет маломобильным пассажирам без особых усилий заехать в вагон и попасть на перрон.

Купе для проезда инвалидов двухместные, но их размеры превышают обычное купе. В вагоне предусмотрены фиксирующие ремни, которые позволяют человеку самостоятельно переместиться в кресло или на спальную полку. Полку можно отрегулировать и поставить на нужную высоту. Дверные проемы в купе шире стандартных — можно свободно перемещаться на коляске.

Выключатели и розетки расположены низко. Также имеется кнопка связи с проводником. Найти ее несложно — на каждом устройстве есть табличка с выпуклой надписью. При использовании выключателя или розетки вы услышите звуковое оповещение.

Санузел в вагоне для инвалидов имеет большие габариты. Здесь предусмотрены поручни и система звуко-светового информирования для пассажиров с проблемами зрения или слуха.

В спецвагоне есть все необходимое для комфортной поездки человека с ограниченными возможностями.

Помощь на вокзалах

Каждый инвалид вправе получить необходимую помощь на жд вокзале и платформе. Для этого нужно обратиться в службу поддержки перевозчика не позже, чем за 1 день до выезда.

Любой пассажир-инвалид может рассчитывать на следующие бесплатные услуги:

  • встреча в конечном пункте следования;
  • доставка до ближайшей от вокзала парковки для посадки в прибывший за инвалидом транспорт;
  • сопровождение к любому объекту железнодорожной инфраструктуры: кассе, комнате отдыха, санузлу, медпункту и т.д.;
  • помощь в использовании сервисов РЖД (покупка билетов, пользование камерой хранения багажа и др.);
  • выделение места для отдыха до прибытия транспорта;
  • перемещение багажа;
  • посадка в вагон и высадка из поезда.

Такая помощь по большей части оказывается на крупных жд узлах и станциях. Чтобы узнать, на какие услуги можно рассчитывать в конкретном населенном пункте, позвоните на горячую линию РЖД.

Если у вас нет подтверждающих инвалидность документов, а также отсутствуют явные физические ограничения, сотрудник РЖД вправе отказать в безвозмездной помощи и предложить услуги за плату согласно утвержденному прейскуранту цен.

Приобретение билетов на поезда для инвалидов

Оформить проездной талон можно через железнодорожную кассу. Но для людей с ограниченными возможностями такой вариант подходит далеко не всегда.

Прогресс не стоит на месте, и купить билет на поезд сегодня можно через интернет. Для этого требуется пройти процедуру идентификации в центре содействия РЖД, отсканировав необходимый комплект документов.

Инвалиды могут купить билеты онлайн после специальной регистрации.

Читайте также: