Посадка истребителя без шасси

Обновлено: 08.07.2024

Авиашоу SIAD 1997 года в Братиславе. Это был один из первых заграничных вояжей российской пилотажной группы "Русские витязи" после авиакатастрофы во Вьетнаме, которая унесла жизни 4 летчиков группы .

Возможно нервы, а возможно что-то другое привело к тому, что при посадке в Братиславе пилот "Русских витязей" на СУ-27П (б/н 15) забыл выпустить шасси и сел на 2 балочные держатели, которые крепятся снизу фюзеляжа самолета, как на лыжи .

Для того чтобы поднять самолет на шасси и забрать с ВПП организаторы аэрошоу давали времени до конца дня. Количества обслуживающего персонала, прибыли вместе с пилотажной группой было явно недостаточно .

На этом же авиасалоне присутствовала украинская делегация вместе со своим Су-27 (б/н 48). В результате украинские техники без проволочек предоставили всю необходимую помощь российским коллегам.

Самолет подняли еще до вечера, за это организаторы наградили техников ящиком алкогольного напитка. Российский самолет через пару дней без проблем взлетел в воздух.

Кстати, этот случай вспомнят и повторят пилоты при посадке аварийного Су-27УБ в Дорохово.

Вот рассказ одного из участников группы:
"Долгое эхо окажется у трагических событий в Камрани. Спустя год, в Братиславе, не выдержат нервы у летчика Сергея Климова.
- В Братиславу мы прилетели из Австрии, где с блеском откатали показательную программу, а потом был тяжелый перелет, - рассказывает Игорь Ткаченко. - После одиночного пилотажа я успел заметить, что самолет Сереги Климова стоит на полосе, развернутый носом к краю полосы… И тут слышу в наушниках: "Третий сел без колес".

- Сережка забыл выпустить шасси, - говорит Дмитрий Хачковский. - Он был очень дотошный, грамотный человек. Прошел Афган, Камрань… Это была первая командировка после трагедии, на наших самолетах только-только сделали доработки в системе навигации, Сергей все хотел сам опробовать, посмотреть. Увлекся. Он понял, что садится без колес, даже увеличил обороты, хотел уйти. Но было поздно. Приземлился на пилоны - точки подвески ракет - как на лыжах. Посадка была идеальная. У техника его самолета стало плохо с сердцем.

По мнению Николая Антошкина, виноват в случившемся был и руководитель полетами, не подсказал вовремя, не заметил…

- Эта Братислава была для нас прямо заколдованная, - говорит инженер Владимир Жуков. - То на местном аэродроме у нас самолет "разуется", то в двигатель стружка попадет, и его придется полностью менять. А в 97-м, когда Серега Климов "сел на живот", французы были уверены, что русские этот трюк сделали специально. У них был подобный случай, так там машину потом соскабливали со взлетной полосы с помощью бульдозера. Директор гражданского аэродрома всей "ликвидационной команде" выставил за расторопность ящик виски. Нам помогли снять истребитель с полосы украинские авиаторы из Миргорода. А через день Иван Кирсанов на этой залатанной "пятнашке" уже поднялся в небо… Отремонтировать истребитель нам помогли специалисты местного словацкого завода.

- Тогда Сережка сказал: "Я буду летать только на этом самолете", так никому и не отдал "пятнадцатый борт"
, - рассказывает Дмитрий Хачковский. - А весной 2002-го Сережи не стало. Ему было только сорок, рак изъел его изнутри… Когда его хоронили, по традиции хотели провезти по взлетной полосе, но она была перегорожена: шел ремонт. Тогда гроб подкатили прямо к именитой Серегиной "пятнашке"… Никто не сдерживал слез, Сережку все любили. В свое время он "вытащил" меня в Китае, у меня был отказ навигации, мы заходили на посадку в очень тяжелых условиях, при минимальной видимости. Самостоятельно я тогда бы не дошел…"

Показано видео прерванной посадки Су-24 из-за невышедших стоек шасси

Самолёт заходил на посадку с передней вышедшей стойкой шасси, но без вышедших задних. Как утверждается, экипаж бомбардировщика не знал, что выхода задних стоек шасси не было произведено.

По кадрам видно, что экипаж получил команду, которая подразумевает прерывание процесса посадки, в самый последний момент. Руководитель полётов:

Бомбардировщик сумел снова набрать высоту, но при этом задней частью всё же произвёл касание взлётно-посадочной полосы.

После набора высоты в 50-60 м экипажу сообщили, в чём причина резкой отмены посадки. Лётчики узнали, что у самолёта во время попытки сесть на аэродром вышла лишь передняя стойка шасси.

Если на видео не учебная тренировка, то хладнокровию руководителя полётов можно только позавидовать.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

Вчера, 27 марта, в Астане совершил аварийную посадку летевший из Кызылорды самолет. Пилоты смогли посадить лайнер без передней стойки шасси. Как оказалось, приземляться в подобных экстренных условиях самолетам приходится не редко.

Подборку счастливых аварийных посадок, составил портал "Открытая Азия онлайн".

Посадка самолета без переднего шасси в Астане

Самолет “Фоккер-100” авиакомпании Bek Air, летевший по маршруту "Кызылорда - Астана", аварийно приземлился в аэропорту Астаны в 10.36. На его борту находились 116 пассажиров и 5 членов экипажа.

По невыясненной пока причине передняя стойка шасси выпустилась не полностью. Об этом информационным агентствам рассказал председатель правления авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов.

По словам Жумасултанова, причины будут выясняться.

Аварийное приземление на Багамах

25 марта 2016 года пассажирский самолет американского лоукостера JetBlue Embraer-190 совершил аварийную посадку в аэропорту столицы Багамских островов Нассау.

Инцидент произошел около 16:30 по местному времени. Как следует из заявления авиакомпании, на борту рейса 29, направлявшегося из Вашингтона, находились 93 пассажира и четыре члена экипажа.

Экипаж сообщил наземным службам о неисправности передней стойки шасси до приземления. В аэропорту лайнер встречали службы спасения. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Посадка российского самолета с отказавшим двигателем и сгоревшими шасси в Доминикане

Самолет только вылетел из аэропорта Пунта-Кана в российскую столицу. Лайнер поднялся на высоту 5 км, когда у него вспыхнул двигатель. При посадке Boeing летел на одном двигателе, а его шасси буквально сгорели.

«Когда приземлились, прозвучала команда срочно покинуть самолет, так как он еще горел. Все в панике выбегали по трапу, многие побросали сумки и документы, - рассказал позже очевидец.

Причиной экстренной посадки лайнера стал отказ двигателя. На борту самолета находились 346 пассажиров.

Приземление на брюхо в Лос-Анджелесе

11 марта 2015 года самолет Bombardier СRJ200 компании SkyWest Airlines совершал перелет между калифорнийскими городами Монтереем и Лос-Анджелесом, когда за несколько минут до посадки отказало шасси.

Командир корабля проявил чудеса пилотажа и посадил самолет на брюхо. К счастью, никто не пострадал. На борту находились 40 пассажиров и три члена экипажа.

Экстренное приземление в Варшаве

1 ноября 2011 года самолет Boeing 767 польской авиакомпании LOT, выполнявший рейс из Ньюарка (США), совершил аварийную посадку с неисправным шасси в аэропорту Варшавы. На борту лайнера находились 230 человек. Самолет не смог выпустить шасси и приземлился прямо на фюзеляж.

При посадке летели искры и валил дым, но лайнер не загорелся. Перед приземлением он сделал несколько кругов, вырабатывая топливо. Предполагается, что проблемы с шасси возникли из-за неполадок в системе электроснабжения.

Приземление без переднего шасси в Тегеране

28 октября 2011 года у самолета “Боинг-727” компании IranAir, летевшего из Москвы в Тегеран, при заходе на посадку отказала передняя стойка шасси. Иранскому пилоту удалось предотвратить катастрофу и благополучно посадить самолет со 113 пассажирами на борту.

Посадка обесточенного самолета на заброшенный аэродром в России

На высоте более 10 километров исчезло электропитание, перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В расходном баке оставалось топлива на 30 минут полета. Запустить запасной генератор не удалось. Экипаж начал искать место для аварийной посадки.

Экстренная посадка из-за СМС в Сингапуре

27 мая 2010 года лайнер Airbus A320 авиакомпании Jetstar чуть не совершил аварийную посадку в аэропорту Сингапура из-за невыпущенной вовремя стойки шасси. Лайнеру пришлось экстренно прервать посадку, находясь на высоте всего 150 м над землей, и сделать дополнительный круг, чтобы выпустить шасси. К счастью, никто не пострадал.

В результате расследования комиссии по авиационному инциденту выяснилось, что после начала подготовки к посадке на сотовый телефон командира лайнера пришло несколько СМС.

Командир отвлекся на сигнал телефона и не услышал нескольких реплик второго пилота, а также указаний диспетчеров с земли.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Видеокадры приземления Boeing 767 без выпущенных шасси в варшавском аэропорту имени Шопена облетели 1 ноября 2011 года весь мир. На тот момент случай стал в один ряд со знаменитым приводнением А320 на Гудзон и посадкой Ту-124 на русло Невы. Благодаря хладнокровию двух пилотов и слаженной работе наземных служб удалось предотвратить крупнейшую в истории Польши авиакатастрофу и сохранить жизнь 220 пассажирам и 11 членам экипажа. Что стало причиной нештатной ситуации, как развивались события в полете и каким образом аварийной посадки можно было избежать, — хронологию того дня изучил корреспондент МЛЫН.BY.

Американская мечта

В 1980-е рейсы Варшава — Нью-Йорк — Варшава выполнялись преимущественно самолетами ИЛ-62М. Этот первый советский турбореактивный дальнемагистральный самолет, способный преодолеть до 11 тысяч километров без дозаправки, идеально подходил для подобного маршрута. Хотя, несмотря на относительную надежность, крушение двух лайнеров именно этой модели до сих пор входит в список самых крупных авиакатастроф в истории Польши. Первая произошла в 1980-м в результате разрушения второго двигателя. Вторая — в 1987-м, по той же причине. Обе трагедии повлекли смерть в общей сложности 270 человек. Что примечательно, катастрофы случились как раз на линии Варшава — Нью-Йорк — Варшава.

Непослушная гидравлика

Пройдя все предполетные формальности, экипаж приступил ко взлету. Но буквально сразу пилоты обнаруживают неисправность — после втягивания шасси в гидравлической системе резко упало давление. Ситуация неприятная, но не критичная — после оповещения диспетчеров, бортпроводников и операционного центра в Варшаве полет решено продолжить. Почему? Расчет был прост — за это время пилоты смогут смоделировать процедуру посадки (она будет несколько отличаться по техническим параметрам) и обсудить возможные варианты действий. К тому же шасси можно без проблем выпустить с помощью дублирующего электрического привода.

Еще во время полета над Атлантическим океаном пилоты начали готовиться к нештатной посадке. На третий час рейса о ситуации предупредили пассажиров, хотя сам перелет проходил обычно. Других замечаний относительно лайнера у экипажа не было.

Не получилось выпустить шасси и после ухода на второй круг. Капитан информирует диспетчеров о чрезвычайной ситуации, и в эти же минуты в аэропорту собираются специалисты, призванные помочь экипажу. Но времени на раздумья у них совсем немного — запаса топлива в баках хватит только на час полета.

Вокруг аэропорта начали перекрывать улицы

Тем временем специалисты на земле ломали голову: как же заставить стойки выйти в нормальное положение. Учитывая низкие показатели, пилотам предлагают увеличить давление в гидросистеме с помощью насосов. Тщетно: несмотря на манипуляции, оно оказывается 50 раз меньше необходимого. Экипаж еще раз пробует выпустить шасси. Безрезультатно.

Невероятное событие зафиксировали сразу несколько камер как снаружи, так и внутри самолета. Поразительно, но никто из пассажиров и членов экипажа не получил даже небольшого синяка. Людей оперативно отправили в здание аэровокзала и оказали необходимую психологическую помощь. Многие позже вспоминали, что вообще не почувствовали разницы с обыкновенной, штатной посадкой лайнера.

Инцидента можно было избежать?

К расследованию причин нештатной посадки приступила созданная правительственная комиссия. Эксперты высказывали предположение, что при правильном использовании аварийной системы выпуска шасси все прошло бы штатно. Однако при следственных действиях выяснилось: кнопка предохранителя, отвечающего за эту систему была сломана. Хотя чуть ранее утверждалось, что она была в полном порядке — якобы пилоты уведомляли об этом диспетчера еще во время полета.

Так или иначе, успешная посадка без шасси вошла в историю мировой авиации. На седьмой день после катастрофы экипаж и представителей наземных служб наградили государственными орденами. Капитана Тадеуша Врону удостоили офицерским Крестом Ордена Возрождения Польши, второго пилота Ежи Шварца — кавалерским Крестом Ордена Возрождения Польши. Различные награды получили и девять бортпроводников.


Буквально на днях мы с вами обсуждали тут, как женщины-пилоты забыли убрать шасси на пассажирском самолете. Так и летели с ними полтора часа.

А вот перед вами кадр с авиашоу 1997 года, когда один из летчиков "Русских витязей" садился на "брюхо" самолета без шасси.

Что же там произошло?


Авиашоу SIAD 1997 года в Братиславе. Это был один из первых заграничных вояжей российской пилотажной группы "Русские витязи" после авиакатастрофы во Вьетнаме, которая унесла жизни 4 летчиков группы .

Возможно нервы, а возможно что-то другое привело к тому, что при посадке в Братиславе пилот "Русских витязей" на СУ-27П (б/н 15) забыл выпустить шасси и сел на 2 балочные держатели, которые крепятся снизу фюзеляжа самолета, как на лыжи .

Для того чтобы поднять самолет на шасси и забрать с ВПП организаторы аэрошоу давали времени до конца дня. Количества обслуживающего персонала, прибыли вместе с пилотажной группой было явно недостаточно ..


На этом же авиасалоне присутствовала украинская делегация вместе со своим Су-27 (б/н 48). В результате украинские техники без проволочек предоставили всю необходимую помощь российским коллегам.

Самолет подняли еще до вечера, за это организаторы наградили техников ящиком алкогольного напитка. Российский самолет через пару дней без проблем взлетел в воздух.

Кстати, этот случай вспомнят и повторят пилоты при посадке аварийного Су-27УБ в Дорохово.

Вот рассказ одного из участников группы:

"Долгое эхо окажется у трагических событий в Камрани. Спустя год, в Братиславе, не выдержат нервы у летчика Сергея Климова.
- В Братиславу мы прилетели из Австрии, где с блеском откатали показательную программу, а потом был тяжелый перелет, - рассказывает Игорь Ткаченко. - После одиночного пилотажа я успел заметить, что самолет Сереги Климова стоит на полосе, развернутый носом к краю полосы… И тут слышу в наушниках: "Третий сел без колес".

- Сережка забыл выпустить шасси, - говорит Дмитрий Хачковский. - Он был очень дотошный, грамотный человек. Прошел Афган, Камрань… Это была первая командировка после трагедии, на наших самолетах только-только сделали доработки в системе навигации, Сергей все хотел сам опробовать, посмотреть. Увлекся. Он понял, что садится без колес, даже увеличил обороты, хотел уйти. Но было поздно. Приземлился на пилоны - точки подвески ракет - как на лыжах. Посадка была идеальная. У техника его самолета стало плохо с сердцем.

По мнению Николая Антошкина, виноват в случившемся был и руководитель полетами, не подсказал вовремя, не заметил…

- Эта Братислава была для нас прямо заколдованная, - говорит инженер Владимир Жуков. - То на местном аэродроме у нас самолет "разуется", то в двигатель стружка попадет, и его придется полностью менять. А в 97-м, когда Серега Климов "сел на живот", французы были уверены, что русские этот трюк сделали специально. У них был подобный случай, так там машину потом соскабливали со взлетной полосы с помощью бульдозера. Директор гражданского аэродрома всей "ликвидационной команде" выставил за расторопность ящик виски. Нам помогли снять истребитель с полосы украинские авиаторы из Миргорода. А через день Иван Кирсанов на этой залатанной "пятнашке" уже поднялся в небо… Отремонтировать истребитель нам помогли специалисты местного словацкого завода.

- Тогда Сережка сказал: "Я буду летать только на этом самолете", так никому и не отдал "пятнадцатый борт", - рассказывает Дмитрий Хачковский. - А весной 2002-го Сережи не стало. Ему было только сорок, рак изъел его изнутри… Когда его хоронили, по традиции хотели провезти по взлетной полосе, но она была перегорожена: шел ремонт. Тогда гроб подкатили прямо к именитой Серегиной "пятнашке"… Никто не сдерживал слез, Сережку все любили. В свое время он "вытащил" меня в Китае, у меня был отказ навигации, мы заходили на посадку в очень тяжелых условиях, при минимальной видимости. Самостоятельно я тогда бы не дошел…"

Читайте также: