Посадка истребителя на дорогу

Обновлено: 05.10.2024

Обычный водитель, выехавший на автомагистраль А44 на западе Германии, вряд ли заметит что-то необычное. Дорога, ведущая сквозь индустриальную местность Рурской области, принципиально не отличается от своих аналогов в любой другой части ФРГ. Лишь в одном месте на трассе отсутствует разделительная полоса, а потоки защищены лишь отбойниками. Скорее всего, на такую мелочь никто даже не обратит внимания. И совершенно напрасно, ведь на самом деле участок неподалеку от городка Бюрен предназначен не только для автомобилей, но и для самолетов.

В чем же тут дело? Еще в конце Второй Мировой войны в гитлеровской Германии начали использовать отрезки автобанов в качестве альтернативных взлетно-посадочных полос. Такое решение объяснялось тем, что нацистам просто-напросто не хватало обычных аэродромов, многие из которых разбомбили. Война закончилась, но идея использовать автомобильные дороги в качестве запасного аэродрома, понравилась многим. И уже через несколько лет после наступления мира в Европе стали появляться так называемые "аэродромные участки дороги".

Что же представляет собой аэродромный участок дороги? По сути, это – обычная автотрасса, которая, однако, имеет некоторые особенности. Во-первых, как мы уже упомянули выше, в месте, где на дорогу могут приземляться самолеты, отсутствует разделительная полоса, а отбойника либо нет, либо он легко демонтируется. Во-вторых, отрезок такой дороги не имеет поворотов. В-третьих, зачастую присутствует место для стоянки самолетов, которое, как правило, замаскировано под обычную автомобильную парковку. Ну, и стоит ли говорить, что покрытие такого "запасного аэродрома" не имеет изъянов?

Кстати, "аэродромный участок дороги" – это советский термин. В США подобные взлетно-посадочные полосы (ВПП) называли highway strip, в ФРГ – Autobahn-Behelfsflugplatz, а, скажем, в Италии - pista d'atterraggio stradale. Но их расцвет, независимо от названия, пришелся на период Холодной войны, когда соперничающие стороны искали новые тактические решения. Больше всего аэродромные участки дороги любили в Западной Германии, поскольку немецкие автобаны представляли собой прекрасную базу для подобных альтернативных ВПП. Причем на таких участках регулярно проводились маневры. Например, в 1984 году командование НАТО на двое суток перекрыло участок автобана на северо-западе Германии возле местечка Альхорн ради учений, во время которых отрабатывалась посадка транспортных самолетов Hercules и штурмовиков A-10 Thunderbolt. Впрочем, практиковалась посадка боевых самолетов на дорогу и в СССР. Да и сейчас военные стран бывшего союза нередко пользуются таким приемом. Например, в 2014 году российские военные в рамках учений посадили штурмовик Су-25 на федеральную трассу М-60. А в 2016 году в Белоруссии летчики посадили боевые самолеты на участок автодороги М-4 Минск-Могилев.

В наши дни аэродромные участки дороги имеются во многих странах. Например, в Швейцарии, Польше, Тайване, Финляндии, России, Австралии и даже Сингапуре. Любопытно, что недавно об использовании дорог в качестве ВПП заговорили в Индии. В 2016 году министр транспорта этой страны Нитин Гадкари заявил, что такие аэродромы можно использовать и для гражданской авиации. Думаете, индусы совсем сошли с ума? Не спешите с выводами. К примеру, в Австралии подобные ВПП уже используют для самолетов "скорой помощи". Поэтому не исключено, что рано или поздно дойдет и до гражданского применения таких полос. Пусть речь и идет о небольших самолетах и дорогах с низкой интенсивностью движения. Сейчас большинство аэродромных участков дорог, возникших как ВПП для боевой авиации, находится в законсервированном состоянии. Но ничто не мешает при необходимости быстро вернуть их в строй. Так что в следующий раз, когда вы вдруг поедете по дороге с хорошим покрытием, без разделительной полосы, но с большой стоянкой на прилегающей территории, задумайтесь. Вполне возможно, что вы проезжаете по запасному аэродрому для боевых самолетов, о котором большинство даже не догадывается.

Почему хочется заострить на этом внимание? Да просто хотя бы, потому что событие знаковое, могущее повлечь за собой серьезные перемены, как автодорожном строительстве, так и в практике подготовки пилотов ВВС.

Посадка самолета на дорогу

Исторически, принято считать, что впервые, подобные посадки стали осуществлять летчики дивизии знаменитого А.П. Покрышкина, которые в 1945 году, садились и взлетали на истребителях P-39 Aircobra, с берлинских автострад.

В советские времена, подобные участки (АУД), и проектировались и строились повсеместно еще с 1930-х годов, с целью создания разветвленной сети оперативных аэродромов. Подразумевалось, что авиация противника нанесет первый удар непосредственно по аэродромам базирования авиации, а подобные АУД, позволят вести боевые действия с них. Так же такие АУД позволят дозаправлять самолеты фронтовой авиации, те, которые не имеют систем дозаправки в воздухе.

Посадка самолета на дорогу

Бывший главком ВВС, генерал армии Петр Дейнекин, полагает, что при увеличении строительства современных федеральных трасс, строить АУД, не просто необходимо, но и своевременно. По его словам, все трассы, построенные до 1990 года, имеют такие участки. Причем состояние их и состояние обочин для размещения вспомогательной техники, тщательно отслеживалось МО.

Так что же такое АУД?

Посадка самолета на дорогу

Под Санкт-Петербургом существуют 3 участка АУД. На Московской, Мурманской трассе, и где-то под Выборгом. Точнее узнать не удалось. Интересно, эти участки действительно смогут принять, ну, хотя бы Су-25 (масса около 12т)? Не говоря уже об МиГ-29 (нормальная взлетная масса 15 т.), МиГ-31 (около 35т), Су-27 (нормальная взлетная около 24т).

Посадка самолета на дорогу

Кто будет нести основное бремя расходов по строительству и содержанию АУД? Если МО, то это им вполне по карману. Если госбюджет, т.е. итак вечно дефицитный Минтранс и Дорожный фонд, то станет ли это благом для страны? Вопрос не риторический. По оценкам некоторых экспертов, подобные участки станут на 20-25% дороже обычных.

Посадка самолета на дорогу

Как у нас делают дороги, знают все. Примеров масса, когда только сданный участок трассы, через год имеет наезженные колеи. А на федеральных (!) трассах есть участки, на которых можно оставить подвеску и колеса. Не получится ли так с АУДами?

Дело строительства АУД, несомненно, очень нужное. Опыт посадки на трассы, для любого летчика необходим. И хорошо, если организация АУДов в стране будет не просто расходованием бюджетных средств, а послужит повышению качества наших ВВС.

Реактивный истребитель, выполняющий посадку на скоростную трассу, выглядит эффектно. Мы видели такое не раз, но в дневное время. Сегодня впервые белорусские Военно-воздушные силы отработают посадку на участок автомобильной дороги в Червенском районе в темное время суток. Подразделениям войск связи придется постараться, чтобы оборудовать трассу светотехническими средствами аналогично стационарному аэродрому.

Итак, вот что нам рассказали в Министерстве обороны. Летно-тактические учения с 61-й истребительной авиационной базой ВВС и войск ПВО проводятся с 17 по 19 мая. В этот период отрабатывается не только посадка на автомобильную дорогу. Военные летчики уничтожали воздушные цели, патрулировали мирное небо вдоль белорусской границы, выполняли бомбометания на одном из авиационных полигонов.

А сегодня вечером, подчеркиваем, впервые будет осуществляться посадка военных самолетов на аэродромный участок автомобильной дороги, с последующей их подготовкой к повторному вылету для дальнейшего выполнения задач по предназначению. Кто участвует: самолеты МиГ-29 из состава 61-й истребительной авиационной базы, а также Як-130 и Су-25 из состава 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы.


Разумеется, оставить такую мощь без прикрытия никак нельзя, поэтому участок автодороги, куда будут садиться самолеты, прикроют с воздуха вертолеты Ми-24 из состава 50-й смешанной авиационной базы, а прилегающие к этому участку территории — подразделения сил специальных операций Вооруженных сил. Вертолеты уже появились над трассой.

Сегодня, 5 августа, на участке автомобильной трассы М1 в Ивацевичском районе боевые самолеты сели прямо на дорогу. Посадка произошла в ходе оперативно-тактических учений ВВС и войск ПВО. 42.TUT.BY рассказывает, как все прошло, и зачем вообще проводить подобные мероприятия.

Последним сел старый учебно-тренировочный L-39 Albatros. Машина чехословацкого производства несколько устарела (она была разработана еще в шестидесятых). Однако в определенном смысле именно посадка L-39 стала сегодня самым важным элементом: в отличие от остальных самолетов, эту машину пилотировал курсант 4 курса авиационного факультета Военной академии Артем Черницкий. Однако будущий летчик справился отлично.

Полностью трансляцию происходившего можно посмотреть здесь.

Предназначены ли автодороги для посадки самолетов?

Да. Для этого еще при строительстве автомобильных трасс выделяются специальные отрезки, называемые АУД (аэродромный участок дороги). Здесь дорожное полотно шире и более прочное, чем на остальном протяжении трассы.

Разметка на участке идентична той, что на взлетно-посадочной полосе, а около дороги имеются стоянки под авиатехнику и аэродромные средства радиотехнического оборудования. В периоды, когда трасса используется как взлетно-посадочная полоса (ВПП), машины, движущиеся по ней, могут объезжать заблокированный отрезок по специально построенной объездной — так что посадка самолета не означает блокирование движения.

Считается, что взлетать не с аэродрома, а с автомобильной дороги впервые придумал во время Великой Отечественной советский ас № 2 Александр Покрышкин, который лично поднял свой Bell P-39 Airacobra с немецкого автобана в 1945 году и подал пример другим летчикам. Есть версия, что и пилоты люфтваффе примерно в то же время стали использовать отличные немецкие автобаны в условиях нехватки аэродромов.

После 1991 года строительство новых АУД прекратилось, однако уже в десятых годах в России вопрос подняли снова. Правда, строительство таких участков предсказуемо обходится дороже, чем обычных трасс той же длины.

Сесть на АУД — не самое простое дело. Несмотря на то, что дорога оборудована для посадки самолетов, это не полноценная ВПП, оснащенная системами навигации и посадки. На учениях, когда самолеты садятся на трассу, иногда считается, что основные и запасные аэродромы уже разбомблены и выведены из строя.

В Беларуси самолеты начали сажать на трассы в 2007 году. В разное время на дорогу приземлялись истребители МиГ-29, штурмовики Су-25, учебно-боевые Як-130. Садились и транспортные самолеты, но только сравнительно легкие Ан-26 (более массивные Ил-76 для такого не предназначены). В 2016 году самолет впервые сел на полосу в темное время суток.

Насколько эффективно с военной точки зрения использовать АУД для посадки современных боевых самолетов — вопрос относительно открытый, ни одна из стран, имеющих аэродромные участки дорог, пока не опробовала эти объекты в боевых действиях. Даже в Чечне единственный инцидент с самолетом, взлетающим с дороги, произошел в абсолютно мирных условиях.

Однако никак нельзя сказать, что использовать автотрассы для посадки боевой авиации — чисто советское и постсоветское явление. АУД в разное время строили в большом количестве государств — они есть в в Австралии, Польше, Сингапуре, на Тайване, в ФРГ, Финляндии и Швейцарии.


Пользователи соцсетей бурно обсуждают видео, на котором видно, как военные перекрыли трассу Комсомольск — Хабаровск для осуществления тренировки посадки истребителя на аварийно-посадочную полосу в районе Маяка. Очередь из машин растянулась на несколько километров, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на ИА AmurMedia.

"Ради такого зрелища можно и постоять", — пишут пользователи соцсетей.

Ранее ИА AmurMedia писало, что в Хабаровском крае экипажи оперативно-тактической авиации были подняты по тревоге. В ходе летно-тактического учения летчики истребителей Су-30СМ, Су-35С и МиГ-31 вышли на перехват противника с использованием фигур высшего пилотажа и вступили в воздушный бой на ближних и дальних дистанциях. Также экипажам необходимо уйти из-под огня с земли и посадить самолеты на укороченную, условно поврежденную полосу.

На трассе Хабаровск-Комсомольск начались учения боевой авиации. На участке с 91-го по 93-й километр боевая авиация будет несколько дней имитировать взлет-посадку на проезжей части, сообщает khabkrai. Этот аэродромный участок трассы Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре предназначен для рассредоточения боевой авиации в случае военной угрозы, также является запасной полосой для гражданской авиации.

Читайте также: