Посадка комнатных растений урок

Обновлено: 07.07.2024

-Расширять знания о комнатных растениях, о целебных свойствах растений.

-Познакомить с несколькими видами комнатных растений. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
-Дать представление о размножении комнатных растений.
-Развивать навыки исследовательской деятельности детей 5-7 лет в ходе совместной деятельности.

-Учить правилам безопасного поведения в ходе экспериментирования.

- Учить высаживать отростки растений в горшочки.

-Совершенствовать навыки по уходу за растениями.

-Развивать любознательность, трудолюбие.
-Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять знания воспитанников по экологической культуре.

-Активизировать и расширять словарь детей.

Методы и приемы : наглядный, словесный, практический – экспериментирование, труд, моделирование.

Предварительная работа : Беседа о комнатных растениях.

Наблюдения за комнатными растениями в группе детского сада;
Труд по уходу за растениями в уголке природы.

Отращивание отростков комнатных растений.
Посадка семян яблони, фасоли, цветов петуньи.

Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель загадывает загадку:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
( Комнатные растения )

-Сегодня наше занятие мы посвятим чудесному творению природы -растениям. Растениям не простым, а тем, которые мы можем увидеть в нашей группе. Посмотрите, сколько прекрасных цветов нас окружает. Мы как будто находимся в необычном дивном саду. За окном снег, а эти растения радуют нас своим великолепием, как будто у нас здесь кусочек лета.
Воспитатель:
- Почему же они называются комнатными? (эти растения живут только в комнате )
- Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, поэтому их называют комнатными. Они требуют более комфортных условий.

-Дети, а как вы думаете, зачем нужны комнатные растения?

-Они очищают воздух; Они служат для украшения; Выделяют кислород; Приносят радость людям.

Воспитатель :

- Вспомните, что необходимо для растений?

- Чтобы воздух попадал к корням растения, нужно рыхлить землю, надо протирать с листьев пыль .
- Какое пятое условие для роста растений?

Воспитатель: Помощников растений пять, как пять пальцев на руке.
Дети: Растениям необходима почва, свет, тепло, воздух, вода.

Пальчиковая гимнастика "Цветок".

"Наши красные цветки (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит ( помахать руками перед собой)

Наши красные цветки ( плавно сжать пальцы)

Головой качают, (плавно опустить их на стол)

"На окне в горшочках ( сидят на корточках в кругу)

Поднялись цветочки. (медленно встать)

К солнцу потянулись, (тянутся на носочки, подняв руки вверх)

К солнышку листочки (разводят руки в стороны, ладонями вверх)

Развернут бутоны, (соединяют руки над головой и медленно покачиваются)

В солнышке утонут!"

Воспитатель:

-Посмотрите ещё раз на комнатные растения в нашей группе! Кто знает, как они называются?

Если дети затрудняются, воспитатель напоминает названия растений.

- Фиалка, герань, декабрист, хлорофитум, щучий хвост…

-А как можно размножать растения?

-Какие растения мы сажали семенами?

-Яблоню, фасоль, цветы .

Воспитатель. Мы с вами заранее приготовили отростки хлорофитума, герани, каланхоэ для посадки, поставили их в воду, и у них отросли корни. Теперь вы их посадите в стаканчики. Но сначала я немного расскажу об этих растениях.

Помимо своей красоты и неприхотливости, эти растения обладают рядом полезных свойств. Хлорофитум является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества, он выделяет много кислорода. Взрослое растение полностью очищает от бактерий небольшое помещение. Этот цветок также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок людям с легочными заболеваниями, аллергикам и тем, кто часто болеет ОРВИ.

Герань-растение, которое убивает множество различных микробов, выделяя в атмосферу эфирные масла; отвар растения обезболивает; заживляет раны; лечит простуду, бессонницу.

- Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?

- Цветочный горшок, кашпо, поддон под цветочный горшок.

- Сегодня вместо горшков у нас пластмассовые стаканы. Посмотрите в днище стакана у вас отверстия.

- Как вы думаете, для чего нужны отверстия?

- Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.

- Для чего нужен поддон?

- Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол. Воспитатель. Во время работы вы должны соблюдать правила посадки растений: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила безопасности при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком (ложкой) и маленькой лопаткой – стараться не пораниться.

Демонстрация посадки комнатных растений.

Воспитатель. Но сначала посмотрите, как я буду сажать растение. У меня отросток растения каланхоэ.

Воспитатель рассказывает и показывает процесс посадки растения.

-Сначала надо насыпать дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка);

-затем насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горшка);

-сделать в центре горшка в земле углубление;

-аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать;

-полить цветок и вытереть горшок от земли;

-убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой);

-помыть руки с мылом и смазать кремом.

-Вы посмотрели, как сажать комнатные растения. Теперь приступайте к посадке отростков растений. На столе лежат все необходимые инструменты, материалы и приспособления. Выберите те, которые будут вам нужны сейчас.

-Выберите себе любое растение. Назовите растение, которое вы себе выбрали. ( хлорофитум, каланхоэ, герань)

Дети самостоятельно сажают отростки растений в стаканчики.

Воспитатель: Давайте поставим их на подоконник ближе к солнцу, когда они подрастут, мы пересадим их в большие горшочки.

Итог: Понравилось пересаживать растения? (Да). Что сегодня мы делали?

Чему новому и полезному научились?

С каким способом размножения комнатных растений познакомились?

Вы хорошо справились с заданием. И теперь нам надо продолжать ухаживать за всеми растениями.

Цель урока : учить учащихся применять на практике полученные знания и умения по посадке цветов.

- систематизировать знания учащихся по посадке цветов;

- учить применять на практике полученные знания по посадке цветов;

- учить пользоваться учащихся инвентарём и приспособлениями для посадки цветов;

- тренировать учащихся в умении сажать цветы;

- учить соблюдать санитарно-гигиенические требования;

- коррекция и развитие памяти на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности на основе умения учащихся планировать последовательность выполнения практической работы;

- коррекция развития связной устной речи через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, формирования диалогической и монологической речи, орфоэпически правильного произношения;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, бережное отношение к оборудованию и приспособлениям, используемым на уроке.

Использование наглядных пособий: словарные слова, пиктограммы, картинки, презентация.

Оборудование и приспособления: компьютер, горшки и поддоны для цветов, тазы, совки, лейки, маленькие лопатки, тазы

Материалы для работы: земля, дренаж, отростки комнатных растений.

I. Организационный момент.

А сейчас давайте повторим то, что изучали на предыдущих уроках.

  1. Ребята скажите, для чего мы сажаем комнатные растения? Ответ учащихся. (Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате).
  2. Чтобы растение было красивое, что мы должны делать? Ответ учащихся. (Ухаживать за комнатными растениями).
  3. Как нужно ухаживать за комнатными растениями? Ответ учащихся. (Комнатные растения нужно: поливать, удобрять, опрыскивать, очищать от сухих листьев и стеблей, рыхлить почву в горшках, вытирать пыль с листьев, пересаживать цветы).

Показываю картинки в презентации.

  1. Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями? Ответ учащихся. (Салфетка, лейка, пульверизатор, маленькие грабли, маленькая лопатка, совок, ножницы) . Прикрепляю картинки на доске. Ребята, помогите мне, пожалуйста, подписать слова. Дети подписывают картинки.
  2. Когда мы ухаживаем за комнатными растениями:
  1. что мы делаем салфеткой? Ответ учащихся. (Вытираем пыль с крупных листьев).
  2. что мы делаем лейкой? Ответ учащихся. (Поливаем комнатные растения).
  3. что мы делаем пульверизатором? Ответ учащихся. (Опрыскиваем комнатные растения).
  4. что мы делаем маленькими граблями? Ответ учащихся. ( Разрыхляем землю, почву).
  5. что мы делаем совком? Ответ учащихся. (Насыпаем землю (почву) в горшок).
  6. что мы делаем ножницами? Ответ учащихся. (Обрезаем сухие листья и стебли).
  7. что мы делаем маленькой лопаткой? Ответ учащихся. (Делаем углубления в земле (почве), когда сажаем или разрыхляем землю (почву).

6. Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?

Ответ учащихся. (Цветочный горшок, кашпо, ваза, поддон под цветочный горшок и вазу).

7.Что должно быть в днище горшка? Ответ учащихся. (Отверстия).

8. Для чего нужны отверстия? Ответ учащихся. ( Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет).

9. Для чего нужен поддон? Ответ учащихся. (Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол).

Сегодня на уроке мы будем с вами продолжать учиться сажать комнатные растения. Мы с вами сажали палочки, а теперь будем сажать настоящие комнатные растения. Комнатное растение, которое мы будем сажать, называется хлорофитум. (Показываю цветок и слово написанное на доске, повторяем с ребятами несколько раз название цветка). Это красивое, неприхотливое комнатное растение, очень полезное в образовании кислорода (воздух, которым мы дышим) больше, чем другие комнатные растения.

9. Ребята, что нужно взять для посадки цветов? Работаю с картинками на доске , инвентарь, который не используется на уроке, убираю. Ответ учащихся. (Горшок для цветка, поддон под горшок, совок, лейку, маленькую лопатку, таз под землю, дренаж, землю, отросток).

Ребята, палочки сажать было удобно и просто, а вот настоящий отросток сажать сложнее, потому, что он очень хрупкий может сломаться, его нужно сажать аккуратно.

Из каких частей состоит отросток комнатного растения? Ответ учащихся. (Корень, стебель, лист, цветок). Молодцы.

Что такое дренаж, для чего он нужен? Ответ учащихся. (Для обогащения почвы кислородом, чтобы стекала вода через отверстия из горшка).

Я заранее приготовила отростки для посадки, поставила их в воду и у них проросли корни. И теперь мы можем их сажать. Сначала я покажу посадку комнатного растения, а потом вы будите сажать сами.

III. Инструктаж по ТБ и санитарно - гигиеническим требованиям.

Во время практической работы вы должны соблюдать сантитарно - гигиенические требования : работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила ТБ при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком и маленькой лопаткой – не пораниться.

(Показываю посадку комнатного растения).

Работа учащихся с пиктограммами.

1 – насыпать дренаж в горшок. (закрываем дно цветочного горшка);

2- насыпать землю (не полный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горка);

3- сделать в центре горшка в земле углубление;

4- аккуратно, не придавливая, посадить отросток и присыпать землёй;

5- полить цветок и вытереть горшок от земли;

6 –убрать рабочее место (вытереть стол);

7 – помыть руки с мылом и смазать кремом.

IV. Практическая работа.

Ребята, приступаем к выполнению практической работы.

  1. насыпает дренаж в горшок;
  2. насыпает землю в горшок;
  3. в центре горшка в земле делает углубление;
  4. сажает отросток и присыпает его землёй;
  5. поливает цветок, вытирает горшок от земли;

2. Уборка рабочего места.

  1. убирает рабочее место (вытирает стол салфеткой);
  2. моет руки и смазывает их кремом.

V. Анализ и оценка выполненных работ.

Работа с презентацией.

Ребята, посмотрите на экран телевизора и выполните задание.

Какое новое слово вы узнали сегодня на уроке? Ответ учащихся ( Хлорофитум). Давайте все вместе повторим название цветка ещё раз. (Повторяем хором). Молодцы!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

Гостиница для обучающихся

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

hello_html_m567d9aa4.jpg

Разработал: Старший воспитатель И.Н. Мельситова

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- систематизировать знания обучающихся о комнатных растениях;

- учить применять на практике полученные знания и умения по посадке комнатных растений; тренировать обучающихся в умении сажать цветы;

- учить пользоваться инвентарём и приспособлениями для посадки цветов; учить соблюдать санитарно - гигиенические требования;

- развивать память на основе припоминания ранее изученных сведений о комнатных растениях; развивать мыслительную деятельность на основе умения обучающихся планировать последовательность выполнения практической работы;

- развивать коммуникативные навыки на основе работы в группе;

- воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, бережное отношение к оборудованию и используемым рабочим приспособлениям.

Форма проведения: беседа, мультимедийная презентация, практическая работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

- Для чего мы сажаем комнатные растения?

- Для красоты, для уюта, для очищения воздуха в комнате.

- Чтобы растение выросло красивым, что мы должны делать?

- Ухаживать за комнатным растением.

- Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

- Комнатные растения нужно: поливать, удобрять, опрыскивать; очищать от сухих листьев и стеблей, рыхлить почву в горшках, вытирать пыль с листьев; пересаживать цветы.

- Какие инструменты и приспособления необходимы для ухода за комнатными растениями?

- Салфетка, лейка, пульверизатор, маленькие грабли, маленькая лопатка, совок, ножницы.

(На слайде – соответствующие ответам обучающихся картинки.

На столах у обучающихся - карточки с изображением инструментов и приспособлений для ухода за комнатными растениями.)

Воспитатель задает вопросы, обучающиеся отвечают с помощью карточек:

- Когда мы ухаживаем за комнатными растениями, то …

- вытираем пыль с крупных листьев с помощью чего? (Салфетка.)

- поливаем комнатные растения из чего? (Лейка.)

- рыхлим землю с помощью чего? (Маленькие грабли.)

- опрыскиваем комнатное растение из чего? (Пульверизатор.)

- насыпаем землю в горшок, обрезаем сухие листья, разрыхляем землю с помощью чего? (Совок, ножницы, грабельки.)

– с помощью чего делаем углубления в земле (почве), когда сажаем или разрыхляем землю (почву)? (Маленькая лопатка.)

- Какая посуда необходима для посадки комнатных растений?

- Цветочный горшок, кашпо, ваза, поддон под цветочный горшок и вазу.

- Что должно быть в днище горшка?

- Для чего нужны отверстия?

- Чтобы после полива вода не застаивалась в горшке, вытекала. Если будет застаиваться, корни будут гнить и растение погибнет.

- Для чего нужен поддон?

- Чтобы во время полива вода не стекала на мебель, подставку, на пол.

- А как можно размножать комнатные растения? Какие способы существуют?

- Размножать растения можно семенами, луковицами, делением корня, черенкованием.

Презентация 2: Комнатные растения. Правила посадки и пересадки растений

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по теме. Информация о растениях

На сегодняшнем занятии мы с вами продолжим учиться сажать комнатные растения (уже на практике) и познакомимся с новым способом их размножения – частью листа. Мы разделимся на 2 подгруппы. Одна подгруппа будет сажать растение, которое называется хлорофитум, а другая подгруппа займется размножением сансевьеры. (На экране – слайды с соответствующими картинками.)

Красивый и полезный цветок частый гость в детских учреждениях, на предприятиях и дома. Выращивание его доставляет удовольствие и приносит огромную пользу. Старый куст можно разделить на отдельные делянки или укоренить молодую розетку листьев. Цветок хорошо приживается и быстро трогается в рост. Сажать хлорофитум лучше весной или летом.

Помимо своей красоты и неприхотливости, растение обладает рядом полезных свойств. Цветок является прекрасным очистителем воздуха, поглощая все вредные вещества, он выделяет много кислорода. За сутки один экземпляр способен уничтожить до 80% вредных бактерий в непосредственной близости. Взрослое растение полностью очищает небольшое помещение.

Этот ц веток также хорошо увлажняет воздух. Врачи рекомендуют держать цветок людям с легочными заболеваниями, аллергикам и тем, кто часто болеет ОРВИ. Желанным гостем станет хлорофитум на кухне у любой хозяйки. Его способность поглощать и задерживать аммиак, угарный газ и вредные соединения благоприятно сказывается на окружающей среде.

Из волокна сансевьеры изготавливают крепкие веревки, грубую ткань и морские канаты.

Сансевьера имеет и лечебные свойства: теплый сок из листьев закапывают в уши для устранения боли, отвар растения применяют против зуда и чесотки, дым от горящих листьев снимает головную боль.

Есть у сансевьеры одна особенность: листок, разрезанный на части и высаженный во влажную землю, пускает корешки, и из каждой части вырастает новое растение.

Воспитатель. Мы заранее приготовили отростки хлорофитума для посадки, поставили их в воду, и у них проросли корни. Теперь вы их посадите в горшочки.

На столе лежат все необходимые инструменты и приспособления, выберите те, которые будут нам нужны сегодня.

Инструктаж по ТБ и санитарно-гигиеническим требованиям

Во время практической работы вы должны соблюдать санитарно-гигиенические требования: работать аккуратно, не рассыпать землю на стол, не пачкать фартук, после работы убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать их кремом. Так же вы должны соблюдать правила ТБ при работе с землёй, чтобы земля не попала в глаза, когда вы её насыпаете и аккуратно работать с совком и маленькой лопаткой – стараться не пораниться.

Демонстрация посадки комнатных растений

Воспитатель. Предварительно составим план практической работы для 1-й подгруппы:

насыпать дренаж в горшок (закрыть дно цветочного горшка);

насыпать землю (неполный горшок, не рассыпая на стол, чуть больше середины горка);

сделать в центре горшка в земле углубление;

аккуратно, не придавливая, поместить отросток в землю и присыпать;

полить цветок и вытереть горшок от земли;

убрать рабочее место (вытереть стол салфеткой);

помыть руки с мылом и смазать кремом.

Теперь составляем план практической работы для 2-й подгруппы:

насыпать дренаж в горшок;

насыпать землю и увлажнить ее;

сделать в земле палочкой щель в сторону, почти параллельно поверхности;

углубить в нее часть листа более чем наполовину;

прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку;

убираем рабочее место;

моем руки с мылом и смазываем кремом.

Вы посмотрели, как сажать и как размножать комнатные растения. Теперь с помощью пиктограмм вам нужно повторить план (последовательность) вашей работы с комнатными растениями для каждой подгруппы.

Работа обучающихся с пиктограммами

насыпать дренаж в горшок;

насыпать землю (1); насыпать землю и увлажнить ее (2);

сделать в центре горшка в земле углубление (1); сделать в земле палочкой щель в сторону (2);

аккуратно, не придавливая, посадить отросток и присыпать землёй (1); углубить в почву часть листа более чем на половину (2);

полить цветок и вытереть горшок от земли (1); прижать влажной землей и поставить под колпак в тепличку (2);

убрать рабочее место;

помыть руки с мылом и смазать кремом.

Практическая работа в подгруппах

Воспитатель. Приступаем к выполнению практической работы:

Посадка хлорофитума, размножение сансевьеры;

Уборка рабочего места.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Анализ и оценка выполненных работ

Воспитатель. А сейчас проведём отчет о выполненной работе.

Ребята, поменяйтесь местами в подгруппах – 1-я подгруппа подойдет к месту работы 2-й подгруппы, а 2-я – встанет на место 1-й. Проверьте друг у друга аккуратность сделанной работы, оцените по 5-балльной системе.

Какие оценки вы поставили друзьям?

Чему новому и полезному научились?

С каким способом размножения комнатных растений познакомились?

Вы хорошо справились с заданием. Хочу добавить, что землю в цветочницах с сансевьерой вам нужно будет каждый день поливать и время от времени поднимать баночку. Как вы думаете, для чего?

- Для того, чтобы растение дышало.

- Верно. А когда растение укоренится, баночки нужно будет снять. И не забывать продолжать ухаживать за всеми растениями.

2. Закрепление. Рефлексия

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран телевизора и выполните задание.

(Обучающиеся называют части растений, появляющиеся на экране и с помощью компьютера проверяют правильность ответа.)

Молодцы! С заданием справились отлично!

Сегодня вы хорошо справились с работой. Я думаю, теперь вы дома с легкостью сможете помогать родным сажать и пересаживать цветы.

А чтобы вы не забыли правила ухода за комнатными растениями, вам вручаются памятки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Обучающиеся научатся правильно выбирать растения для пересадки, технологию пересадки, технологически правильно выполнять пересадку растения.

- Обучающиеся научатся правильно выбирать растения для пересадки, технологию пересадки, технологически правильно выполнять пересадку растения.

-Закрепить знания по уходу за комнатными растениями;

-Развивать необходимые навыки самостоятельной практической работы по уходу за комнатными растениями;

- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, посредством включения упражнений на классификацию комнатных растений и зрительного восприятия на основе упражнений на узнавание и различение.

- Развивать трудолюбие, терпение, аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: живые растения, цветочные горшки, дренаж, лопатки, почва, мультимедийное оборудование.

Дидактический материал: кроссворд, рисунки по перевалке и пересадке растений, инструктивные карточки, ранжировочный тест.

I этап. Организационный момент

II этап. Актуализация знаний.

III этап. Постановка целей и задач урока.

IV этап. Объяснение нового материала.

V этап. Закрепление и повторение изученного материала.

VI этап. Подведение итогов урока и оценка.

VII этап. Задание на дом.

Ход занятия.

1. Организационный момент (2 - 3мин.)

Психоэмоциональный настрой учащихся на урок.

Воспитание у учащихся навыков правильной организации своих действий на уроке, включение обучающихся в деятельность на уроке.

-упражнение на развитие логического мышления, внимания.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

-Учитель загадывает загадки,

Без рук, без ног, но двигается,

Дышит, но не говорит, Питается, а рта нет. (растение)

На окошках растут - людям радость несут (комнатные растения).

-Учитель на доске размещает картинки полевых цветочных растений и одно комнатное растение.

- Среди имеющихся картинок цветов одна лишняя, определите какая, назовите, что это за растение.

Задание: Исключи лишнее (на доске вывешиваются картинки полевых цветочных растений и одно комнатное растение).

Василек, мак, кактус, ромашка, колокольчик





- Какое цветочное растение вы выбрали? Почему?

(кактус комнатный цветок).

- Вот и говорить и работать мы сегодня будем о цветах и с цветами, которые, даже, несмотря на снег, мороз радуют нас своей зеленью и цветами.

- Какие это цветы? (Комнатные).

- Эта тема для нас новая? (нет).

- Поэтому сегодня у нас будет комбинированный урок на котором мы повторим что знаем, знания применим в практической деятельности.

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку. Учащиеся принимают правильное положение за партой.

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга.

2. Актуализация знаний (7 мин)

- проверка и актуализация знаний по теме

Выявить уровень знаний обучающихся по теме, повторить пройденный материал.

-Подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к исправлению ошибки.

- Упражнение на умение выполнять задание по заданному алгоритму

- формирование коммуникативной компетенции.

Фронтальный опрос:

Какие растения называются комнатными?

- Учитель просит обучающихся, воспроизвести правильное определение понятия.

Правильный ответ: Группу растений, выращиваемых в помещениях, квартирах, школах, различных общественных помещениях называют – комнатными растениями.

2. Для чего человек выращивает цветочные растения?

Значение комнатных растений в жизни человека.

- радуют красотой, улучшают настроение;

- поглощают пыль;

- очищают воздух;

- уничтожают вредоносные микроорганизмы.

3. Какие группы комнатных растений вы знаете?

-декоративноцветущие;

- декоративнолиственные.

4. Чем отличаются декоративноцветущие от декоративнолиственных?

Декоративноцветущие имеют цветок, а декоративнолиственные нет.

5. Вспомните строение комнатных растений.

Корень, стебель, лист, цветок.

6. Какие необходимы условия для жизни комнатных растений?

Воздух, вода, свет.

Составьте памятку по уходу за комнатными растениями. Необходимо вписать как можно больше приемов и полнее раскрыть способы ухода за комнатными растениями. Приступайте к выполнению задания.

Инструмент проверки:

Обучающиеся читают определение понятия, анализируют, рассуждают, находят в определении ошибку и предлагают правильную формулировку.

Учащиеся работают по слайду, подбирают и озвучивают правильные определения, подходящие к комнатным растениям.

Учащиеся выполняют задание по составлению памятки по уходу за комнатными растениями. Проверяют задание через инструмент проверки, который предлагает учитель. Выполняют самопроверку по образцу

3.Постановка целей и задач урока (3 мин.)

Активизация внимания учащихся.

Формирование первоначального интереса к изучаемой теме.

Организация познавательной деятельности учащихся.

- Умение проговаривать цель, задачи и предполагаемые действия. Умение задавать вопросы, конструировать ответы на вопросы, участвовать в учебном диалоге.

- Концентрация внимания через зрительное восприятие на основе упражнения на узнавание и различение.

Словарно-лексическая работа.

- познакомить с лексическим значением новых слов

- Учитель предлагает обучающимся посмотреть на слайд и попытаться сформулировать тему урока.


ПЕРЕСАДКА



РАСТЕНИЯ


ПОДКОРМКА

УХОДПЕРЕВАЛКА

3.1. Прогнозирование темы и цели урока:

- Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте определить какие слова вам мало знакомы ?

- Как вы думаете, почему именно 2 слова выделены красным цветом?

- Из этих слов попробуйте сформулировать тему урока

На экран выводятся словарные слова.

Учитель объясняет правильность их написания.

Учащимся предлагается записать в тетрадь словарные слова.

Учащиеся определяют лишнее растение, рассуждают, аргументируют свой выбор.

Учащиеся работают с заданием, сравнивают, анализируют, заполняют таблицу

Учащиеся определяют слова, которые им мало знакомы прогнозируют тему урока.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся читают слова, соблюдая ударение.

Учащиеся записывают слова в тетради.

4. Объяснение нового материала. (мин.)

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.

4.1. Работа по технологической карте.

4.2. Работа по карточке.

Снять мышечное напряжение у учащихся.

Профилактика физического переутомления.

-Упражнение (практическое) в определении растений нуждающихся в перевалке и пересадке

4.1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Чтобы растение лучше развивалось необходимо производить его пересадку или перевалку.

- Учитель выводит на экран понятие пересадки и перевалки;

- раздает напечатанные понятия и просит учащихся вклеить в тетрадь.

Пересадка - замена почвы без сохранения земляного кома. Она необходима, когда растение вырастает, увеличивается его корневая система, и посуда становится для него мала.

Перевалканазывают перемещение растения в больший горшок без нарушения земляного кома. Ее проводят в случаях, когда растение не переносит пересадку (пальмы) или необходимо ускорить его цветение. Она легче переносится растениями, чем пересадка и поэтому ее можно делать в любое время года.



Пересадку проводят, как правило, весной;

Цветущие растения пересаживают после цветения;

Молодые, быстрорастущие растения пересаживают каждый год.

Как определить требуется ли пересадка? (слайд)

Пересадка требуется, если вы несколько лет не пересаживали цветы;

Растениям тесно в цветочном горшке;

Цветок долго не дает прироста;

Листья мельчают, растение выглядит истощенным;

Мощная корневая система выталкивает растение из горшка;

Корни густо оплели земляной ком;

Земля закисла и издает характерный запах;

Растение повреждено вредителем.





Учитель предлагает учащимся встать, выйти из-за парт. Организовывает сохранность здоровья учащихся посредством выполнения комплекса упражнений.

Сделайте вращения головой 5 раз влево, 5 раз вправо;

Заведите руки за спину, сожмите кисти рук в замок, постарайтесь, как можно выше поднять руки не сгибая локтей;

Поставьте руки на пояс и сделайте 4 наклона вниз

Практическое задание

-На столе учителя находятся цветочные растения. Учитель предлагает учащимся работу в группе с наглядным материалом (комнатные цветочные растения), определить какие растения нуждаются в пересадке и перевалке, обосновать свои ответы.



.Учащиеся работают по слайду, вклеивают в тетрадь напечатанные понятия.

Определяют по картинкам пересадку и перевалку.

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся выполняют движения по инструкции учителя.

Учащиеся работают с наглядным материалом в парах (группе), осматривают растения, определяют, в каком виде ухода оно нуждается, аргументируют свой ответ.

5. Закрепление и повторение изученного материала. (мин.)

Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

5.1. Работа по технологической карте

- Умение составлять технологическую карту, понимать содержание инструкционно – технологических карт.

- учитель проводит фронтальный опрос по пройденной теме

- Что такое перевалка?

- Как называется перемещение растения в новую почву без сохранения земельного кома.

- В каких случаях применяют перевалку?

- Как подготовить новый цветочный горшок для перевалки?

Как пересаживать комнатные растения? (слайд)

Подготовьте горшок (проследите, чтобы в емкости были отверстия);

Насыпьте слой дренажа (керамзит, черепки);

Подготовьте новый земляной субстрат;

Дренажный слой слегка присыпьте землей;

Переверните растение вниз головой, левой рукой придерживая ком. Правой рукой аккуратно снимите горшок;

Вынутый ком осторожно обожмите пальцами, а потом палочкой слегка разрыхлите его, чтобы удалить излишки старой земли;

Поставьте растение в горшок, засыпьте свежей почвенной смесью, примните землю пальцами;

Обильно полейте растение, поставьте в тень.

- Учитель предлагает учащимся работу по составлению технологичекой карты по перевалке комнатного растения

4.2. Работа по технологической карте.







4.3. Работа по карточке (определите последовательность технологических операций по перевалке комнатных растений.

Задание: расставить цифры в нужном порядке

_____Перевалить растение в больший горшок;

_____Насыпать в горшок дренаж;

_____Выбрать растение для перевалки;

_____Подобрать горшок по размеру;

_____Поставить переваленное растение в затененное место;

_____Полить переваленное растение;

_____Достать растение из горшка;

Порядок выполнения работ по перевалке растения:

Выбрать растение для перевалки

Насыпать в горшок дренаж

Достать растение из горшка

Перевалить растение в больший горшок

Полить почву с растением

Поставить горшок с растением в затененное место.

Человек как цветок, а цветок как человек также растёт, болеет, расцветает, и, в конце концов, погибает. Цветы хоть и не умеют разговаривать, но умеют понимать, что им говорят. Разговаривайте с цветами, здоровайтесь, и они подарят вам своё цветение и пышность.

Учащиеся обобщают полученные знания на уроке, отвечают на поставленные вопросы полными ответами.

Учащиеся разгадывают кроссворд о цветочных растениях, выделяют лишнее растение.

Учащиеся внимательно читают вопрос, выбирают нужный ответ, выделяют его.

выполняют тестовые задания

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся работают по слайду в группе, устно по очереди определяют последовательность выполнения операций по пересадке комнатного растения, озвучивают последовательность действий.

Учащиеся выполняют индивидуальное задание по определению последовательности операций по перевалке комнатного растения

6. Подведение итогов урока и оценка. (мин.)

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, создать установку на отдых, организованно окончить урок.

Учитель, совместно с учащимися оценивает работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика.

Просит учащихся заполнить таблицу, оценить себя и одноклассников.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Учащиеся анализируют работу на уроке, оценивают собственную деятельность. И деятельность одноклассников.

7. Задание на дом. (мин.)

Организация домашнего учебного труда учащихся.

Учитель комментирует домашнее задание. Конкретизирует задание, чтобы оно было понятно всем учащимся.

- Вам знаком материал урока? Почему?

Это материал экзаменационного билета.

- Домашнее задание: повторить 10 билет, закрепить умение пересаживать, переваливать комнатное растение.

8. Рефлексия. (мин.)

Коррекция эмоциональной сферы, развитие умения открыто выражать свои чувства.

Самооценка на основе критерия успешности.

Учитель подводит учащихся к рефлексии своей деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу.

(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)

Вопросы представлены на слайде.

На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?

Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, тюльпаны….

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

- Нет, - возражает ей Лето.

- Цветы у тебя, правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнула Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует, зазвенят колокольчики. С душистого клевера собирает нектар шмель. Куда ни глянешь васильки, гвоздики, ромашки….

Аж холодом повеяло от завести Осень. И краски Лето поблекли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным раковом. Тут зазвенели вереск, хризантемы, астры, георгины…

А что Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза комнатные цветы. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди комнатные цветы вырастили. Здесь цветы самые красивые, - хвалится зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

3. Теоретическая часть.

- Почему эти растения называют комнатными? (Растут в помещении, комнате)

- В чем растут комнатные цветы? (В цветочных горшках, кашпо)

- Для чего нам нужны комнатные растения и источником чего являются комнатные растения? (составление кластера)

Сейчас я вам буду загадывать загадки, с помощью которых мы с вами ответим на вопрос, источником чего являются комнатные растения.

- Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит нас в любой день и час.

Здоровье

Мякоть листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и дёсен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта и крови.

- Стоит мокрый Ванек,

А в кудрях - огонек.

Красота

Бальзамин называют “огонёк” за яркие красные и малиновые цветки, которые создают красоту в доме. А ещё, в народе, он получил шутливо-ласковое название “Ванька-мокрый” за свои прозрачно-водянистые стебли.

Его еще называют растение пылесос. Он один может заменить все растения

по очистке воздуха в квартире

очищает воздух

- У нас в классе несколько хлорофитумов и это не случайно, т.к. хлорофитум – лучший чистильщик воздуха. Он очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Одного растения хлорофитума достаточно для очистки воздуха на кухне. Учёные предлагают его для очистки воздуха в космических кораблях, где проветривание невозможно.

Какие эмоции у вас вызывает этот цветок?

Хорошее настроение

Ты должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.

Каким делает человека забота о комнатных растениях?

Доброты

4. Практическая часть.

Часто возникают ситуации, когда комнатные растения нуждаются в пересадке.

- Ребята назовите, сколько видов пересадки растений существует?

- Какие виды пересадки вам известны? (компьютер)

Существует три вида пересадки:

Перевалка Обновление верхнего Пересадка

Чтобы они прижились на новом месте, необходимо знать основные правила этой процедуры пересадки растения.

Вопрос - правила пересадки комнатных растений.

Пересадка. Нужно вытащить растение из горшка, рукой аккуратно счистить часть земли. Предварительно готовите горшок, в который собираетесь пересаживать растение: устилаете его дно дренажем, насыпаете слой грунта, но не до краев. Растение в новый горшок ставите вертикально, и, удерживая его, досыпаете и уплотняете землю вокруг него. Сразу после этого его желательно будет полить.

Вопрос - расскажите правила перевалки комнатных растений.

Перевалка. Вытаскиваете растение из горшка вместе с комом земли, стараясь его не повредить. В новый горшок кладете слой дренажа и тонкий слой земли (1,2-2,5 см) и помещаете сверху только, что вытащенное растение с землей. Далее поступать как при обычной пересадке.

Вопрос - правила обновление верхнего слоя земли комнатных растений.

Обновление верхнего слоя земли. Если нет возможности пересадить растение (например, оно слишком крупное), можно поступить так: разрыхлить и убрать верхний слой грунта и заменить его новым.

Мы с вами вспомнили теорию пересадки комнатных растений, а сейчас закрепим наши знания на практике.

Для этого мы должны создать 3 команды. (Каждый учащийся отрывает один лепесток от цветка, на котором написаны подгруппа, в которую он входит).

  1. Составление кластера по каждому виду пересадки комнатных растений по группам ( кластеры находятся на столах ).

Ваша задача выстроить в кластер в правильной последовательности.

Прежде, чем приступить к практической работе, вы должны объяснить, почему вы считаете, что этому комнатному растению необходимо данный вид пересадки.

Перевалка – растение выросло с этого горшка;

Пересадка – растение болеет, нужно заменить грунт;

Обновление верхнего слоя – верхний слой покрылся белым налетом, а это значит, на поверхности почвы собралась соль.

После выполнения работ каждая группа объясняет, что они делали.

Вы прекрасно справились, практическим заданием.

Комнатное растение требует не только пересадки, но и правильного ухода за ними. Сейчас мы с вами вспомним, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Чтение памятки

Правила ухода за комнатными растениями:

1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Что вы узнали сегодня на нашем занятий? (ответы детей)Выводы: - Комнатные растения – наши друзья.

Читайте также: