Посадка манжеты в корпус

Обновлено: 07.07.2024

ДИАГРАММА ВЫБОРА ГРУППЫ РЕЗИНЫ

I - резины 1 - 3 групп, II - резины 4 группы, III - резины 5 - 6 групп.

  1. При выборе по диаграмме группы резин для манжет типа 2 скорость должна быть увеличена на 30—50 % по сравнению со скоростью узла.
  2. (Исключено, Изм. № 1).
  3. Допускается применять резины 1 - 3-й групп в зоне II для серийных манжет, установленных на автомобилях с ресурсом 100 000 км пробега.
  4. Ресурс для манжет, работающих при скоростях более 20 м/с, устанавливяют по результатам испытаний у потребителя. (Измененная редакция, Изм. № 1).

ТРЕБОВАНИЯ К УПЛОТНИТЕЛЬНЫМ УЗЛАМ СОПРЯЖЕННЫМ ДЕТАЛЯМ И МОНТАЖУ МАНЖЕТ

1. Манжету устанавливают в агрегате в соответствии с черт. 1.

2. Показатели сопряженных деталей должны соответствовать указанным в табл. 1. Размеры фасок посадочного отверстия и вала и высота посадочного отверстия h 2 указаны на черт. 1 и в табл. 2 и 3.

Наименование показателя Норма
Вал Отверстие
1. Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789 при скорости скольжения:
  1. При эксплуатация изделий в агрессивныч средах необходимо применять валы с защитным антикоррозионным покрытием ХТВ 42. Значения шероховатости и отклонения размеров вала должны быть указаны после покрытия.
  2. В технически обоснованных случаях допускается применять валы с меньшей твердостью или изготовлять их из чугуна с твердостью не менее НВ 170 . 241 и цветных металлов по согласованию с разработчиком стандарта.
  3. Допускается при скоростях скольжения свыше 5 м/с применять валы с шероховатостью поверхности Ra = 0,63 мкм при условии обеспечения перпендикулярности микронеровностей оси вращення вала. ( Введено дополнительно, Изм. № 2).
d d - d 1 d d - d 1
до 10 1,5 св. 50 до 70 4,0
св. 10 до 20 2,0 св. 70 до 95 4,5
св. 20 до 30 2,5 св. 95 до 130 5,5
св. 30 до 40 3,0 св. 130 до 240 7,0
св. 40 до 50 3,5 св. 240 до 500 11,0
Высота манжеты
h
h 2
(пред. откл. по h14)
h 3
(пред. откл. по h14)
Высота манжеты
h
h 2
(пред. откл. по h14)
h 3
(пред. откл. по h14)
5 6,5 1,0 15 18,5 2,5
7 8,5 1,0 18 22,0 3,0
10 12,0 1,5 22 25,5 3,5
12 14,5 2,0

3. Манжету устанавливают в посадочное отверстие перпендикулярно к оси вала.

В собранном узле эластичный элемент манжеты не должен соприкасаться с деталями корпуса, а также выступами или углублениями на валу (черт. 1).

4. Для исключения осевого перемещения манжеты от различных вибрационных нагрузок допускается предусматривать в посадочном отверстии упорное кольцо по ГОСТ 13943 (черт. 2) или кольцевую проточку в виде прямоугольного треугольника, острие которого направлено в сторону запрессовки манжеты (черт. 3). Допускается расположение кольцевой проточки относительно манжеты, отличное от предусмотренного на черт. 3, в пределах не менее 3,5 мм от торцов манжеты.

  • 0,5 мм — для диаметра до 150 мм;
  • 0.7 мм — для диаметра свыше 150 до 290 мм;
  • 1,0 мм — для диаметра свыше 290 до 550 мм.

5. При установке манжеты рядом с коническим подшипником в отверстии под подшипник необходимо предусмотреть канавки для отвода масла, которое нагнетается подшипником (черт. 4).

Примечание. Допускается для агрегатов со скоростью вращения вала не более 5 м/с не выполнять маслоотводные канавки.

6. При запыленности и загрязненности внешней среды перед манжетой необходимо устанавливать дополнительные защитные устройства: пылегрязесъемник манжеты, сальниковые набивки, лабиринтные уплотнения, отражатели и т. п.

7. При работе манжет должна быть обеспечена смазка трущихся поверхностей предварительным смазыванием (см. п. 8) и постоянным контактированием с уплотняемой средой.

Температура в зоне контакта не должна превышать температуру уплотняемой среды более чем на 30 %.

8. Перед установкой в изделия рабочие поверхности манжет А и Б (черт. 5), пружины (если они надеваются на манжеты непосредственно перед установкой манжет в узел), поверхности вала и посадочного отверстия, сопряженные с манжетами, должны быть очищены от загрязнений, высушены и смазаны монтажной или уплотняемой смазкой. Для очистки рекомендуется протереть манжеты безворсовым тампоном, смоченным в бензине "Галоша" по НТД или уайт-спирите по ГОСТ 3134.

При монтаже манжет из резины групп 1, 2, 3, 6 следует применять жировую смазку 1-13 по документации, утвержденной в установленном порядке.

При монтаже манжет из резин 4, 5-й групп применяют смазку ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433 или ЦИАТИМ-279 по ГОСТ 14296 или уплотняемую среду.

Перед установкой манжет с пыльником (черт. 6) полость между рабочей кромкой и пыльником следует заполнять монтажной смазкой в количестве, необходимом для заполнения % объема.

Консервирующую смазку, нанесенную на пружину на заводе-изготовителе , при комплектации манжет удалять не следует.

9. Перепрессовка манжет (выпрессовка из посадочного отверстия и повторная запрессовка этой же манжеты) не допускается.

При сборке и испытаниях узла допускается пятикратная переборка без выпрессовки манжеты из отверстия.

В процессе эксплуатации переборка, уплотнительного узла не допускается. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАНЖЕТ

1. Запрессовывать манжету в посадочное отверстие следует с помощью специальной оправки равномерным нажатием по всей торцевой поверхности (черт. 1).

Диаметр оправки D, должен быть на 1 % меньше диаметра посадочного отверстия под манжету.

2. Если манжета при запрессовке должна перемещаться через шлицы, пазы, резьбу и т.д. или не представляется возможным выполнять заходную фаску на валу, рекомендуется применять монтажную втулку (черт. 2). Наружный диаметр монтажной втулки должен быть на 1,5—5 мм больше диаметра вала (в зависимости от размеров манжеты).

При зтом толшина стенки втулки не должна быть меньше 0,5 мм.

3. При установке манжеты на вал рабочей кромкой в сторону направления монтажа (для предотвращения подвертывания эластичного элемента) целесообразно предусмотреть монтажную втулку (черт. 7) и надеть на нее манжету со стороны поверхности маркировки.

4. Для защиты вала, контактирующего с манжетой, от износа допускается устанавливать на валу втулку (черт. 3) при условии обеспечения гарантированной герметичности по посадке между валом и втулкой.

5. При установке манжет в глухое гнездо рекомендуется предусмотреть в крышке или корпусе демонтажные отверстия (черт. 3).

6. При перепаде давлений 0,05 МПа и более допускается применять манжеты с опорным конусом, предохраняющим манжету от выворачивания, после проведения необходимых испытаний и без гарантий, указанных в стандарте.

Опорный конус может быть выполнен непосредственно в корпусе или в виде отдельной детали (черт. 4), изготовленной из любых металлов.

  1. При применении некоррозионностойких металлов следует предусмотреть на деталях защитное антикоррозионное покрытие.
  2. Высота гнезда под манжету должна быть увеличена на толщину фланца опорного конуса.

7. Для обеспечения оптимальной микрогеометрии поверхности вала, контактирующей с манжетой, предпочтительным является шлифование с поперечной подачей.

8. Для валов с постоянным направлением вращения допускаются маслоотгонные микроканавки с шероховатостью Rа от 1,25 до 0,6 мкм при условии экспериментальной проверки их эффективности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАНЖЕТЫ РЕЗИНОВЫЕ АРМИРОВАННЫЕ ДЛЯ ВАЛОВ

Metal insert rubber seals for rotating shafts. Specifications

Дата введения 1981-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

В.С.Юровский, канд. техн. наук, В.К.Коморницкий, канд. техн. наук, Е.Е.Ковалева, Е.М.Фиалка, Н.А.Корнеева, В.П.Горбушина, О.Г.Карбасов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 24.01.79 N 192

3. Срок первой проверки - 1994 г.

периодичность проверки - 5 лет

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, приложения

5.11, приложение 2

5. Ограничение срока действия снято по Протоколу Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (2-93)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (август 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1983 г., феврале 1984 г., августе 1990 г. (ИУС 6-83, 6-84, 11-90)

Настоящий стандарт распространяется на резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной (в дальнейшем - манжеты) для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа (0,5 кгс/см), скорости до 29 м/с и температуре от минус 60 до плюс 170 °С в зависимости от группы резины.

Для манжет, применяемых в авиационной технике и в изделиях специального назначения, стандарт устанавливает только размеры.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Манжеты должны изготовляться двух типов:

2 - однокромочные с пыльником.

Манжеты типа 1 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды.

Манжеты типа 2 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Манжеты должны изготовляться в двух исполнениях:

1 - с механически обработанной кромкой;

2 - с формованной кромкой.

Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем.

1.3. Основные размеры манжет должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.

Манжеты по ряду 1 предназначены для предпочтительного применения во всех отраслях машиностроения.

Манжеты по ряду 2 допускается применять в дополнение к ряду 1 для автомобильной промышленности и изделий специального назначения.

Манжеты по ряду 3 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для авиационной техники.

Манжеты по ряду 4 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для комплектации импортного оборудования.

Читайте также: