Посадка на воздушном шаре

Обновлено: 08.07.2024

Забегая вперед, скажем, что управлять как самолетом или вертолетом тепловым аэростатом нельзя, так как у него нет руля и двигателя.

Как летит воздушный шар?

Все очень просто. Если нагреть воздух внутри шара, то он полетит вверх. Если перестать греть воздух - шар летит вниз. Воздушный шар летит только по ветру, поэтому повернуть его в нужном направлении в считанные секунды невозможно. Самый главный механизм управления полетом находится в голове пилота.

Только пилот, используя свой опыт пилотирования воздушным шаром, а также умение управлять клапанами и горелкой, способен менять направление движения, подбирая разные высоты, где ветер постоянно меняет свое направление в ту или иную сторону.

Подготовка воздушного шара

Управление воздушным шаром требует серьезной подготовки и немалых усилий и навыков. Пилоты, управляющие аэростатами, проходят специальные подготовительные курсы обучения пилотов, совершают пробные полеты, а в последствии сдают экзамены. О том как стать пилотом теплового аэростата, вы можете почитать в этой статье .

Изучение метеоусловий, таких как облачность, скорость ветра и видимость - первостепенная необходимость. Основываясь на этих данных, пилот планирует маршрут полета. Если метеоусловия меняются во время полета, пилоту необходимо перестроить планирование движения по высотам и подобрать именно такое направление, где есть достаточно мест для безопасной посадки.

Взлет воздушного шара

Самое благополучное место для старта, это ровная площадка 100 х 100 метров, в ветровой "тени". Около стартовой площадки по направлению ветра не должно быть никаких объектов, мешающих взлету, таких как деревья, столбы или линии электропередач.

Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, требуются усилия команды аэроклуба и, конечно же, самих экскурсантов, которые на время своей экскурсионной программы становятся частью команды аэростата. Команда приступает к сборке гондолы и горелки, присоединяя их специальными шлангами к газовым баллонам. Затем пилот производит проверку горелки, а команда в это время выполняет подготовку оболочки шара. Растягивание купола производится по направлению ветра. Затем развернутый купол пристегивается к корзине специальными карабинами.

Затем команда приступает к наполнению купола воздухом, при помощи вентилятора, после чего запускается горелка для нагрева воздуха. Нагретый воздух отрывает купол от земли, и пилот с пассажирами занимает свои места в корзине. Для подстраховки, чтобы шар не улетел, его временно привязывают к наземным объектам. Обычно это автомобиль команды сопровождения.

Полет воздушного шара

Как мы уже сказали выше - у теплового аэростата нет нет мотора, нет руля, ну и конечно отсутствуют крылья.

Основные механизмы управления шара - это горелки и выпускной клапан. Для набора высоты включается горелка и воздух дополнительно нагревается, а для того, чтобы шар снижался пилот делает сброс нагретого воздуха, приоткрывая клапан. Горизонтальный полет происходит за счет ветра - куда дует ветер, туда летит и шар.

Отталкиваясь от направлении ветра и строится маршрут всего полета. Можно увеличивать скорость полета, но для этого надо менять высоту и подниматься выше, где скорость ветра будет выше. Именно в этих условиях и проявляется всё мастерство и умение пилота управлять аэростатом.

Спуск и посадка воздушного шара

Очень важно заранее выбрать место посадки. Это должно быть большое и безопасное место, где также не должно быть деревьев и столбов ЛЭП, которые могут помешать приземлению.

Пилот по радиосвязи сообщает группе подбора, где именно будет происходит посадка. Затем выпускает нагретый воздух из купола при помощи клапана и шар плавно опускается на землю в точку приземления. На месте посадки группа подбора должна на руки принять гондолу с экскурсантами и предотвратить падение или опрокидывание корзины.

Кто нибудь задумывался, как это, летать на воздушном шаре? О примудростях полёта нам расскажет Екатерина Грохольская, рекордсменка России по воздухоплаванию.

На большом воздушном шаре (с) Воздушный шар, Путешествия, Интересное, Длиннопост

Вопрос: Какова процедура получения разрешения на взлёт? Позвонить на мобильник ближайшему авиадиспетчеру и дождаться согласия или что-то в этом роде? И какой высоты над землёй достигает шар во время полёта?

Ответ: "Есть два пути получения разрешения на взлёт. Предварительная подача заявки и уведомительный. Уведомительным наша команда не пользуется, этот способ ещё не отработан нами. А вот по заявочному могу ответить. За сутки подаётся формализованная заявка. Диспетчер трижды созванивается с ПВО, ближайшим аэропортом и с зональным центром управления воздушным движением. Первый раз за 2 часа до взлёта, потом о взлёте и о посадке.

В районах, где мы сейчас летаем высота ограничена 300м."

Вопрос: "На сколько человек рассчитан воздушный шар? Камни могут быть балластом при недовесе или можно "надуть шар меньше", что бы компенсировать недовес? Какой головной убор брать с собой в полет?"

Ответ: "У нас летают шары с количеством мест 2 - 4 пассажира, 5 - 6 пассажиров, 7 - 8 пассажиров и 9 - 12 пассажиров. Для каждого количества свой объём оболочки. И бывает так, что один человек не приехав на полёт, лишает полёта всю группу. Потому что шар на 5 - 6 пассажиров не сможет полететь с 4-мя. Тогда приходится брать с собой члена команды, что бы добрать вес. С камнями номер не пройдёт, место в корзине не предусмотрено для камней. Да и время терять на поиск камней до веса в 50 - 60 кг - бред. Если надуть шар не так сильно - он не полетит, это не резиновый шарик, а сбалансированный аппарат. Внутри оболочки должно быть определённое давление и температура, что достигается именно "противовесом".

Про головной убор - ЛЮБОЙ, какой вам больше нравится. Необходим он от солнца, т.к. на высоте оно гораздо жёстче печёт наши макушки и от жара горелки, если вы выше 1, 70 вам будет несколько некомфортно на взлёте, когда пилоту приходится часто греть воздух в оболочке. А вечером - от комаров."

На большом воздушном шаре (с) Воздушный шар, Путешествия, Интересное, Длиннопост

Вопрос: "Давно мечтала полетать на воздушном шаре, но говорят посадка не мягкая, экстремальная. Так ли это?"

Ответ: "Посадка в 15% полётов жестковата, но. Во-первых, мы выбираем погоду и в заведомо сильный ветер (более 5 м/с) мы с пассажирами не летим. Во-вторых, корзины, сплетённые из лозы, принимаю на себя большую часть удара и амортизируют его, т.к. плетение пружинит. Поэтому, находясь внутри корзины, практически невозможно получить повреждения, если слушать пилота и выполнять инструкции. И втретьих, посадка, это единственный экстрим в полёте, у меня многие даже просят пожёстче посадить, ". а то всё релакс, а когда же экстрим?"

Как это обычно происходит.

Шар приближается к земле и касается её. При слабом ветре он просто встаёт или делает небольшой "шаг" и уже встаёт окончательно.

Если ветер чуть сильнее, то оболочка тянет за собой корзину, как парус и корзина может леч на бок или даже немного протащиться за корзиной по полю. Пассажиры в это время крепко держатся за поручни и либо лежат на пилоте, либо лежат друг на друге и на баллонах. Немного потряхивает, все визжат, но это очень быстро заканчивается и шар останавливается, оболочка ложится тряпочкой на землю.

Если вы очень боитесь посадки, просто когда будете активировать свой полёт у исполнителя, попросите выбрать для вас ветер поспокойней, придётся, возможно, подождать, но тогда посадка у вас будет мягкой.

Вопрос: "Можно ли шар использовать как средство передвижения для дальних расстояний? Что нужно, что б можно было летать самостоятельно, без инструкторов. Сколько может стоить шар?"

Ответ: "Тепловой воздушный шар (наполняемый горячим воздухом) не может перемещаться на большие расстояния и не может летать из точки А в точку Б. Он предназначен только для туристических, рекламных и развлекательных полётов.

Чтобы летать самостоятельно необходимо обучиться пилотированию - 3 месяца, получить теоретические знания по 15 дисциплинам (метеорология, аэронавигация, радиообмен итд), пройти медкомиссию и сдав экзамены получить свидетельство пилота теплового аэростата. Воздушный шар стоит от 400 тыс. рублей до 2 млн."

Вопрос: "Не повреждается ли вся установка от таких приземлений?

Можно ли регулировать место приземления? Как регулируется направление и высота полета?"

Ответ: "Корзина воздушного шара сплетена из лозы (как обычная корзинка для грибов), это довольно прочная конструкция. Со времён родоначальников воздухоплавания, братьев Монгольфье, корзина из лозы, это единственная часть, оставшаяся неизменной и доказавшая свои уникальные спасательные качества большое количество раз. А так же, как я уже писала выше, полёты осуществляюся на небольших скоростях, до 18 км/ч или до 5 м/с, посадки происходят на скоростях ещё меньших, т.к. у земли обычно ветер успокаивается. Поэтому удары и волочения не сильные и не долгие, максимум царапина на лозе или кожаной опояске корзины.

Место приземления расчитывает пилот и в редких случаях можно довольно точно спланировать место посадки, если это необходимо. Но ветра не предсказуемы и по высотам меняют своё направление и скорость, поэтому зачастую определяют примерный район посадки, но не место. В любом случае за воздушным шаром всегда едет машина сопровождения и забирает пассажиров и технику с места посадки, а опытные пилоты стараются садиться возле дорог.

Направление регулируется ветром, куда дует - туда летим, меняя высоту можем немного корректировать, т.к. ветер по высотам немного отклоняет своё направление. Высоту регулируем огнём горелки, греем - поднимаемся, не греем - опускаемся."

Управление воздушным шаром начинается с тщательной подготовки к полету. Для начала следует узнать прогноз погоды, особое внимание уделив таким параметрам как облачность, видимость и скорость ветра. Зная направление ветра и погодные условия, пилот планирует оптимальную траекторию полета и подыскивает удачное место посадки для летательного аппарата.

Взлет на шаре

Полет начинается с выбора подходящего места для взлета. Обычно для этого выбирается поле или участок, свободный от деревьев и кустов. Затем на это место выгружается все необходимое для полета оборудование и устанавливается. На корзину крепятся, с помощью специальных шлангов, газовые горелки и проверяется их рабочее состояние. После этого растягивается купол воздушного шара и соединяется с корзиной с помощью специальных карабинов. Затем пилот начинает нагревать его, купол надувается и поднимается вверх.

Подготовка в среднем может длиться от 10 до 20 минут.

Управление воздушным шаром



С первого взгляда может показаться, что пилотирование воздушного шара дело простое и не требует особых знаний, однако это мнение ошибочное. На самом деле управление аэростатом требует от пилота особых навыков.

Воздушный шар не имеет крыльев и мотора, а его движение регулируется лишь горелками и клапаном. При нагреве воздуха шар поднимается вверх, а открыв вентиль клапана, он начинает спускаться вниз. Поэтому высота зависит от регулирования температуры внутри купола.

Направление полета также связано с силой и направлением ветра. Пилоты, учитывая характеристики ветра на разной высоте могут контролировать, изменять и направлять полет шара в одном или в другом направлении.

Посадка шара



Перед взлетом обычно планируется место вероятной посадки воздушного шара и когда приходит ее время, пилот информирует о точке приземления наземную команду. Команда, находящаяся на земле, оперативно выезжает на место и помогает воздушному шару совершить посадку. Как правило, пилоты стараются выбирать место рядом с проезжей частью или на лугу, чтобы без проблем смогла подъехать сопутствующая машина.

Посадка осуществляется очень просто: пилот открывает клапан и воздух постепенно выходит из купола. Шар медленно опускается вниз и, достигнув земли, ложиться. Команда спускает оставшийся в куполе воздух и упаковывает воздушный шар.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 11 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: 17. Вы найдете их список внизу страницы.

Любители полетов на воздушных шарах есть по всему миру, и они могут предложить путешествие на монгольфьере, как за деньги, так и за волонтерскую помощь их наземной команде. Если вы уже вкусили прелести таких полетов и теперь желаете самостоятельно дергать за стропы и разжигать горелку, путешествуя соло, то прежде вам необходимо пройти курс обучения и сертификации. Знакомство с принципами работы воздушного шара даст вам преимущество и поможет определиться – подходит ли вам это хобби.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 1

  • По мере подъема вверх, воздух становится менее плотным, поскольку в верхних слоях давление от его веса уменьшается. [2] X Источник информации По этой причине шар с горячим воздухом поднимается лишь до той точки, где плотность шара и воздуха в нем становится равной плотности окружающего его воздуха.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 2

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 3

  • Каждый, кто находится в корзине, должен иметь в виду, что воздушный шар может приземлиться в грязи или труднодоступной местности, а потому надетая одежда и обувь должны быть максимально комфортными.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 4

  • Сброс балласта или любого тяжелого объекта, размещенного по бокам воздушного шара, уменьшит его полную плотность и также заставит подниматься ввысь. По понятным причинам этот прием не рекомендуется применять при полете над населенной местностью.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 5

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 6

  • Парашютный клапан также называют выпускным портом (портом дефляции) и стропа разрыва открывает также и его. [8] X Источник информации

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 7

  • На многих воздушных шарах есть стропы, которые надеты на боковые клапаны или створки конверта, но с их помощью можно лишь поворачивать корзину. [10] X Источник информации
  • Почти каждый полет на воздушном шаре происходит в сопровождении легкового или грузового автомобиля, в которые загружаются шар и его пассажиры сразу после приземления.

Прежде, чем вы возьмете на себя роль основного пилота, пройдите курс обучения. Инструкции, приведенные ниже, помогут вам познакомиться с обязанностями и навыками, которыми должен обладать пилот воздушного шара, но они не заменят реальный опыт полетов. Полный курс обучения и летная лицензия обойдутся в тысячи долларов, но начать вы можете в качестве простого волонтера с участия в работе наземной команды. [11] X Источник информации Как только вы пройдете курс обучения на земле, вам понадобиться всего 10–15 часов общей летной подготовки, и вы сможете сдать квалификационный тест, хотя в разных странах эти требования отличаются. [12] X Источник информации

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 9

Проверьте силу ветра. Знание того, когда полет следует отменить, очень важный фактор подготовки пилотов. Полет при сильном ветре чрезвычайно опасен, и осуществлять его запрещено. Новички должны придерживаться простого правила: летать либо в первые часы после восхода солнца, либо за несколько часов до заката, когда направление ветра более предсказуемо и его скорость невелика. [13] X Источник информации

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 10

Проверьте наличие предметов жизнеобеспечения. В корзине должны быть как минимум: огнетушитель, аптечка, топографическая карта, авиационная карта, альтиметр (прибор для измерения высоты) и бортовой журнал, в котором пилот фиксирует все детали полета. [14] X Источник информации Проверьте датчик пропана в баллонах. Вы должны быть уверены, что в них достаточно топлива для полета – обычно расход составляет около 30 галлонов (114 литров) в час. [15] X Источник информации Для длительных полетов вам также понадобится радиостанция и возможно электронное навигационное оборудование.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 11

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 12

Во время старта нужно быть предельно внимательным. Пилот должен быть очень сосредоточен и следить за тем, как надувается конверт, а наземная команда контролирует все стропы. Постоянно осматривайтесь по сторонам во всех направлениях, чтобы вовремя заметить деревья или другие объекты, на которые может наткнуться шар во время взлета. Как только почувствуете первый порыв ветра во время подъема, сразу же зафиксируйте свой взгляд на препятствии, которое расположено по курсу взлета и не отрывайтесь от него, пока шар не преодолеет препятствие. [17] X Источник информации Это помогает быстро фиксировать отклонение от курса и немедленно на него реагировать, ускоряя взлет.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 13

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 14

Проверяйте направление и скорость ветра , научитесь читать метеорологическую карту, используя эти данные для составления общей картины скорости и направления движения воздушных потоков. Чтобы узнать локальные условия, плюньте или брызните немного крема для бритья на край корзины. [19] X Источник информации

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 15

Учитесь ориентироваться. Для того, чтобы проложить курс и высоту полета, пилоты воздушного шара обучены пользованию топографической картой и альтиметром. [20] X Источник информации Из регионального управления авиации получите авиационную карту и пользуйтесь ею, чтобы обойти маршруты полетов авиалайнеров. Также пригодятся модуль GPS, магнитный компас и пара биноклей, но для коротких полетов они не нужны, за исключением случаев, когда это требуют местные правила полетов на воздушных шарах.

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 16

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 17

Будьте готовы к чрезвычайным ситуациям. Тренируйтесь разжигать горелку во время полета. Это может очень пригодится в случае экстренной ситуации. Если пламя вновь не загорается, возможно, возникла проблема с подачей топлива. В таком случае необходимо зажечь огонь выше взрывного клапана, но учиться это делать следует только под контролем опытного пилота. При самом плохом развитии событий, если порвалась ткань конверта, постарайтесь сжечь как можно больше пропана, чтобы сделать скорость снижения шара минимальной. [22] X Источник информации

Изображение с названием Fly a Hot Air Balloon Step 18

Приземление шара. Для того, чтобы выработать навыки выбора точного направления полета, не говоря уже об определении места для посадки и о том, чтобы благополучно довести воздушный шар до него, потребуется очень много и упорно заниматься. [23] X Источник информации Существует несколько методов правильного захода на посадку, которые вы должны усвоить, чтобы посадить шар в любых условиях. И еще, многое зависит от опыта вашего наставника. Начинайте с занятий при хороших погодных условиях, на большом участке поверхности земли, где достаточно места для посадки шара. Потихоньку стравливайте воздух и внимательно следите за самыми высокими объектами в зоне посадки, даже если они находятся немного в стороне. Как только вы прошли помеху, можете стравливать воздух интенсивнее, но только следите, чтобы посадка была мягкой и скользящей. [24] X Источник информации Как только ваш шар коснется земли, сразу же постарайтесь стравить весь воздух, чтобы освободить от него конверт. Поздравляем! Вы овладели навыками полета на воздушном шаре.

Читайте также: