Посадка с подбором с воздуха

Обновлено: 05.10.2024

щото сцылку не пропускает.

Посадка Ан-2 с подбором площадки с воздуха

Посадка с подбором площадки с воздуха
1. Полеты с преднамеренными посадками на неподготовленные заранее площадки разрешается выполнять в случае отсутствия вертолета или невозможности его применения при следующих заданиях:

оказание срочной медицинской помощи;
выполнение аварийно-спасательных работ;
оказание помощи для восстановления линий связи, линий электропередачи (ЛЭП), газопровода;
обслуживание животноводческих и рыболовецких хозяйств;
обслуживание звероводческих хозяйств по сбору пушнины;
обслуживание массовых политических кампаний;
обслуживание геологических партий;
выбор временных аэродромов.
2. При полетах с посадкой на неподготовленные заранее площадки разрешается перевозить только грузы и пассажиров заказчика.

3. На аэродромы, где отсутствуют средства радиосвязи и не осуществляется руководство полетами, разрешается выполнение транспортных полетов.

4. Полеты на заранее подготовленные посадочные площадки разрешаются при всех видах авиационных работ.

Примечание к пунктам 3, 4: допускаются экипажи, провезенные на данные аэродромы и площадки.

Подготовка к полету
1. При подготовке к полету экипаж должен располагать следующими основными сведениями о районе предполагаемого места посадки:

прогноз метеоусловий на время посадки и последующего взлета самолета;
характер рельефа местности, ожидаемые состояние грунта, толщины снежного покрова или льда на реках и озерах;
наличие линий связи, ЛЭП, перекинутых проводов через реки (последние необходимо нанести на карту).
2. На основании имеющихся сведений о районе посадки определить по номограммам длину пробега самолета и длину разбега при последующем взлете, считая, что встречный ветер отсутствует.

3. При загрузке самолета создать по возможности заднюю центровку (в пределах разрешенного диапазона). Рекомендуемая центровка — 26-29 % САХ.

4. Полетная масса самолета к моменту посадки не должна превышать 5 000 кг.

5. Полеты с подбором площадок с воздуха выполняются днем при следующих метеоусловиях:

высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 3 км;
боковая составляющая скорости ветра (под углом 90° к направлению посадки) — не более 4 м/с;
встречная составляющая скорости ветра — не более 15 м/с.
6. В Арктике полеты с подбором площадок с воздуха выполняются с восходом солнца и не позднее чем за 30 мин до захода солнца при следующих метеоусловиях:

на дрейфующие, припайные и шельфовые льды:
высота нижней границы облаков — не менее 300 м;
горизонтальная видимость — не менее 10000 м;
облачность — не более 5 баллов;
на площадки, подобранные с воздуха впервые:
высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 5000 м;
на посадочные площадки, оборудованные пограничными знаками, но не имеющие средств радиотехнического обеспечения и обслуживающего персонала:
высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
горизонтальная видимость — не менее 3000 м;
встречная и боковая составляющие скорости ветра, как указано в п. 5.
Примечание. Для оказания срочной медицинской помощи или выполнения аварийно-спасательных работ разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местностях при высоте нижней границы облаков не ниже 100 м над наивысшей точкой рельефа местности и горизонтальной видимости не менее 1500 м; в горной местности при высоте нижней границы облаков не ниже 300 м над наивысшей точкой рельефа и горизонтальной видимости не менее 5000 м.

Определение размеров площадки, скорости и направления ветра
1. Длина площадки, подобранной с воздуха, должна не менее чем вдвое превышать как длину пробега, так и длину разбега самолета при последующем взлете, рассчитанных но номограммам (рис. 8 и 12) при подготовке к полету.

Ширина площадки во всех случаях посадки должна быть не менее 40 м (определяется глазомерно).

В направлении посадки и последующего взлета не должно быть препятствий высотой более 5 м на удалении 200 м от конца площадки и 10 м — на удалении 400 м.

2. Направление ветра определяется по дыму, наклону деревьев, травы, по ряби поверхности пруда, озера, стариц — с наветренной стороны берега поверхность волы будет гладкой, далее она покрывается рябью. В зимнее время года — по поземке.

4. В районах Арктики, тундры и лесотундры направление и скорость ветра определять обязательно с помощью дымовой шашки.

5. После предварительной оценки направления и скорости ветра приступить к определению длины выбранной посадочной площадки, величины составляющей скорости ветра и атмосферного давления следующим способом:

Наметив ориентиры на концах выбранной площадки, пролететь на высоте 100 м по радиовысотомеру вдоль площадки в обоих направлениях с постоянной скоростью по прибору 160 км/ч, замеряя по секундомеру время пролета между ориентирами.

Второй пилот засекает моменты пролета ориентиров, а также устанавливает в процессе пролета на правом ВД-10 значение 100 м при температуре воздуха 15 °С на H=100 м. Если температура воздуха отличается от стандартной, значение высоты выставляется с поправками, приведенными в табл. 6, после чего сообщает величину атмосферного давления командиру самолета.

Таблица 6. Поправки к значению 100 м в зависимости от температуры воздуха, м

Относительная высота полета Н, м Температура воздуха на Н=100 м, °С
+45 +30 +15 0 -15 -30 -45 -60
100 -15 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25
Командир самолета в процессе выполнения повторного захода устанавливает давление на левом ВД-10.

Рассчитав среднее время (t1+t2)/2, определить по графику (рис. 13) длину площадки. По разнице во времени прохода площадки самолетом туда и обратно (Δt = t1—t2) определить по этому же графику встречную составляющую ветра.

Среднее время прохода площадки туда и обратно tср = 13, 5 с, разница во времени прохода площадки туда и обратно Δt=4, 5 с.

При этих данных длина площадки должна быть 570 м, а скорость ветра — 7, 3 м/с.

Значение боковой составляющей скорости ветра оценить по сносу самолета (по углу упреждения).

При неуверенности в оценке бокового ветра провести аналогичное измерение ветра в направлении, перпендикулярном направлению выбранной площадки.

Подбор площадки на самолете с колесным шасси
1. Рекомендуемые места для подбора площадки: луг с невысокой растительностью, обрабатываемые земли после покоса злаков (стерня), засеянное люцерной дли клевером поле, высохшие озера а пустынной местности, речные косы, замерзшие озера, пруды, реки.

2. При подборе площадки с воздуха следует избегать таких мест, как участки луга с ярко-зеленой густой растительностью (мочаги, кочкарники), поливные поля люцерны, песчаные косы после спадания паводковой воды или выпадения осадков, наледи на реках и озерах, солончаки после осадков.

3. По состоянию грунта летом и осенью отдавать предпочтение участкам с невысокой растительностью, полям со скошенным травостоем. Особое внимание обращать на однородный фон окраски площадки: если выделяются пятна с густо зеленой окраской, это указывает на резкое понижение поверхности площадки и снижение прочности грунта; если на общем фоне выделяются серые пятна, это указывает на наличие возвышенностей.

График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра

Рис. 13. График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра

Весной, осенью, а также после выпадения осадков предпочтение отдавать возвышенным местам на целине, пологим склонам.

Состояние грунта может быть дополнительно оценено также по глубине колеи автомашин и следов копытных животных.

4. В северных районах .страны и, в частности, в районах тундры наиболее пригодными местами для выбора площадки летом являются пологие берега рек, косы, песчаные острова на реках и озерах.

На берегах рек следует отдавать предпочтение срединной части берега (ближе к воде могут быть вымоины, а ближе к залесенной части берега — коряги, валуны, поваленные деревья).

На островах, покрытых галькой и частично залесенных, более подходящей для площадки обычно является та часть острова, которая находится сверху по течению реки.

Посадку на песчаную косу можно выполнять при уверенности, что она сухая.

Подбор площадки на самолете с лыжным шасси
1. На самолете с лыжным шасси площадку подбирать, как правило, на покрытых льдом реках, озерах, прудах и на полях со стерней. При этом толщина льда водоема должна быть не менее 40 см.

2. При подборе площадки, особенно на больших озерах, необходимо обратить внимание на передувы снега. При наличии высокого берега посадку производить ближе к этому берегу (в этих местах передувы ниже). Если берега пологие и имеются незначительные передувы (высотой до 20 см), посадку производить вдоль передувов.

При передувах высотой более 20 см данное место считается неподходящим для посадки.

Если в месте подбора площадки на реке имеется остров, то подбор производить вниз по течению от острова, так как перед островом возможны явные или скрытые под снегом заторы.

3. При подборе площадки на водоемах следует избегать:

пересыхающие места рек — они подвержены вымерзанию и лед может оказаться тонким с пустотами под ним;
порожистые места рек — в этих местах вода часто выходит из-под льда и может оказаться под снегом;
места против устьев небольших ручьев и речек, так как там под снегом может также оказаться вода;
озера, на которых с воздуха просматриваются темные пятна, обычно ближе к середине озера, с расходящимися такого же цвета лучами. Это признак выхода воды на поверхность льда.
4. В арктических районах местом для подбора площадки может служить главным образом дрейфующий лед. Неподвижный (припаянный лед) характеризуется, как правило, наличием больших снежных передувов и сильного торошения и для посадки не пригоден.

Не пригоден для посадки и паковый арктический лед. (Это мощный многолетний лед, вросший в молодой лед. Он образует ледяные поля, характеризуется неровной холмистой поверхностью).

Выбор площадки на паковом льду запрещается.

5. Выбор площадок на дрейфующем льду производится в основном на замерзших бывших разводьях.

Толщина льда может быть оценена по следующим признакам:

если поверхность льда замерзшего разводья имеет темный или пепельный цвет, то это свидетельствует о том, что лед молодой и тонкий;
если поверхность замерзшего разводья белая и покрыта слоем снега, а по краям разводья имеются заструги — этот лед по толщине пригоден для посадки самолета.
Во всех случаях при выборе площадки необходимо оценить толщину льда замерзшего разводья по толщине торосов, которые обычно имеются по краям разводья.

2. Длина акватории, подобранной с воздуха, и расстояние до препятствий высотой 10 м в направлении последующего взлета должны не менее чем в 1, 5 раза превышать эти характеристики, рассчитанные при подготовке к полету.

3. При полетах в районе тундры глубину водоема можно оценить по следующим признакам: если вода имеет светлый цвет или светлосерый, то глубина водоема достаточна для посадки; если вода светло-коричневая, коричневая или темно-коричневая, то это свидетельствует о том, что водоем мелкий.

4. При подборе места посадки в устьях рек следует убедиться в отсутствии морской зыби, которая может иметь место при контакте воды реки с морем. Для этого осмотр акватории необходимо производить не только в направлении посадки, но также и в перпендикулярном направлении.

5. Во всех случаях подбора акватории с воздуха осмотр места посадки производить как в направлении посадки, так и в обратном направлении.

6. В процессе оценки пригодности акватории наметить место подхода самолета к береговой черте и порядок маневрирования на акватории.

7. Акваторию подбирать с таким расчетом, чтобы посадка и последующий взлет самолета производились, как правило, против ветра.

Боковая составляющая скорости ветра при посадке и последующем взлете допускается не более 2 м/с.

Осмотр площадки перед посадкой и выполнение посадки
1. Полет к месту выбора посадочной площадки выполнять по ПВП на высоте не ниже безопасной, а если позволяют метеоусловия — на нижнем безопасном эшелоне в целях большего обзора наземных ориентиров для ведения детальной ориентировки.

2. На удалении 20-30 км до предполагаемого места посадки приступить к ориентировочному определению направления и скорости ветра по путевой скорости полета и углу сноса и по наземным признакам.

3. Подбор площадки с воздуха в заданном районе и осмотр места приземления начинать с высоты 200-300 м. Оценив предварительно пригодность площадки по ее размерам и состоянию поверхности, снизиться до высоты 50-70 м для детального осмотра площадки.

4. Выдерживая скорость 160 км/ч, выполнить полет вдоль площадки в обоих направлениях (правее 15-20 м от намечаемой полосы посадки).

При осмотре площадки командиром самолета по его команде самолет пилотирует второй пилот.

При осмотре площадки особое внимание обращать на возможное наличие перекинутых проводов линий связи через реку (при посадке на лед).

5. Для окончательной оценки пригодности площадки по состоянию ее поверхности выполнить два прохода вдоль площадки со снижением до 10 м и последующим уходом на второй круг.

7. Убедившись в пригодности площадки, наметить точку приземления самолета. Затем, набрав высоту 150-200 м, построить прямоугольный маршрут для захода на посадку.

На участке от второго до третьего разворота доложить службе движения о времени и месте посадки.

9. Приземление самолета осуществлять на три точки. Торможение самолета должно быть оптимальным в зависимости от состояния поверхности площадки, ее длины и точности приземления. Закрылки убрать в конце пробега самолета.

10. После пробега и остановки самолета: выключить двигатель, осмотреть самолет, площадку, наметить маршрут руления и место стоянки самолета, определить расстояния до искусственных и естественных препятствий, наметить рубежи последующего взлета самолета, составить кроки площадки и сделать привязку к ближайшему населенному пункту.

Руление самолета после пробега разрешается только после осмотра площадки экипажем.

11. При посадке на лыжном шасси на замерзший водоем второй пилот должен следить, не появилась ли вода в колее лыжи. В случае появления воды, не останавливая самолет, принять меры для взлета с этой площадки.

12. Если при посадке на лыжном шасси на пробеге ощущаются грубые удары лыжи о скрытые под снегом неровности площадки, необходимо, если позволяет длина полосы, не останавливаясь, выполнить взлет самолета, вернуться на базу и осмотреть шасси.

13. При подруливании к берегам рек и озер следует убедиться я отсутствии наледи, т. е. корки льда небольшой толщины, из-под которого ушла вода и образовались пустоты.

14. При рулении на мелко-галечных косах избегать применения больших оборотов двигателя во избежание повреждения воздушного винта, особенно при рулении с попутным ветром.

15. Перед взлетом с площадки командир самолета должен лично осмотреть полосы взлета на всю длину ожидаемого разбега самолета, а также убедиться в отсутствии препятствий в полосе воздушных подходов.

Взлет выполнять на взлетном режиме работы двигателя, с закрылками, отклоненными на 30°.

16. При взлете с мелкогалечного грунта вывод двигателя на взлетный режим производить в начале разбега, на скорости 15-20 км/ч, во избежание повреждения воздушного винта.

17. После взлета и набора высоты 100-150 м доложить службе движения о времени выполнения взлета и курсе полета./

1. Полеты с преднамеренными посадками на неподготовленные заранее площадки разрешается выполнять в случае отсутствия вертолета или невозможности его применения при следующих заданиях:

  • оказание срочной медицинской помощи;
  • выполнение аварийно-спасательных работ;
  • оказание помощи для восстановления линий связи, линий электропередачи (ЛЭП), газопровода;
  • обслуживание животноводческих и рыболовецких хозяйств;
  • обслуживание звероводческих хозяйств по сбору пушнины;
  • обслуживание массовых политических кампаний;
  • обслуживание геологических партий;
  • выбор временных аэродромов.

2. При полетах с посадкой на неподготовленные заранее площадки разрешается перевозить только грузы и пассажиров заказчика.

3. На аэродромы, где отсутствуют средства радиосвязи и не осуществляется руководство полетами, разрешается выполнение транспортных полетов.

4. Полеты на заранее подготовленные посадочные площадки разрешаются при всех видах авиационных работ.

Примечание к пунктам 3, 4: допускаются экипажи, провезенные на данные аэродромы и площадки.

Подготовка к полету

1. При подготовке к полету экипаж должен располагать следующими основными сведениями о районе предполагаемого места посадки:

  • прогноз метеоусловий на время посадки и последующего взлета самолета;
  • характер рельефа местности, ожидаемые состояние грунта, толщины снежного покрова или льда на реках и озерах;
  • наличие линий связи, ЛЭП, перекинутых проводов через реки (последние необходимо нанести на карту).

2. На основании имеющихся сведений о районе посадки определить по номограммам длину пробега самолета и длину разбега при последующем взлете, считая, что встречный ветер отсутствует.

3. При загрузке самолета создать по возможности заднюю центровку (в пределах разрешенного диапазона). Рекомендуемая центровка — САХ.

4. Полетная масса самолета к моменту посадки не должна превышать 5 000 кг.

5. Полеты с подбором площадок с воздуха выполняются днем при следующих метеоусловиях:

  • высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
  • горизонтальная видимость — не менее 3 км;
  • боковая составляющая скорости ветра (под углом 90° к направлению посадки) — не более 4 м/с;
  • встречная составляющая скорости ветра — не более 15 м/с.

6. В Арктике полеты с подбором площадок с воздуха выполняются с восходом солнца и не позднее чем за 30 мин до захода солнца при следующих метеоусловиях:

  • на дрейфующие, припайные и шельфовые льды:
    • высота нижней границы облаков — не менее 300 м;
    • горизонтальная видимость — не менее 10000 м;
    • облачность — не более 5 баллов;
    • высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
    • горизонтальная видимость — не менее 5000 м;
    • высота нижней границы облаков — не менее 200 м;
    • горизонтальная видимость — не менее 3000 м;
    • встречная и боковая составляющие скорости ветра, как указано в п. 5.

    Примечание. Для оказания срочной медицинской помощи или выполнения аварийно-спасательных работ разрешаются полеты с подбором посадочных площадок с воздуха в равнинной и холмистой местностях при высоте нижней границы облаков не ниже 100 м над наивысшей точкой рельефа местности и горизонтальной видимости не менее 1500 м; в горной местности при высоте нижней границы облаков не ниже 300 м над наивысшей точкой рельефа и горизонтальной видимости не менее 5000 м.

    Определение размеров площадки, скорости и направления ветра

    1. Длина площадки, подобранной с воздуха, должна не менее чем вдвое превышать как длину пробега, так и длину разбега самолета при последующем взлете, рассчитанных но номограммам (рис. 8 и 12) при подготовке к полету.

    Ширина площадки во всех случаях посадки должна быть не менее 40 м (определяется глазомерно).

    В направлении посадки и последующего взлета не должно быть препятствий высотой более 5 м на удалении 200 м от конца площадки и 10 м — на удалении 400 м.

    2. Направление ветра определяется по дыму, наклону деревьев, травы, по ряби поверхности пруда, озера, стариц — с наветренной стороны берега поверхность волы будет гладкой, далее она покрывается рябью. В зимнее время года — по поземке.

    3. Предварительно скорость ветра можно определить по наклону деревьев: ветер и более наклоняет верхушки лиственных деревьев; по наклону хвойных деревьев можно судить о ветре и более.

    4. В районах Арктики, тундры и лесотундры направление и скорость ветра определять обязательно с помощью дымовой шашки.

    5. После предварительной оценки направления и скорости ветра приступить к определению длины выбранной посадочной площадки, величины составляющей скорости ветра и атмосферного давления следующим способом:

    Наметив ориентиры на концах выбранной площадки, пролететь на высоте 100 м по радиовысотомеру вдоль площадки в обоих направлениях с постоянной скоростью по прибору 160 км/ч, замеряя по секундомеру время пролета между ориентирами.

    Второй пилот засекает моменты пролета ориентиров, а также устанавливает в процессе пролета на правом ВД-10 значение 100 м при температуре воздуха 15 °С на H=100 м. Если температура воздуха отличается от стандартной, значение высоты выставляется с поправками, приведенными в табл. 6, после чего сообщает величину атмосферного давления командиру самолета.

    Таблица 6. Поправки к значению 100 м в зависимости от температуры воздуха, м

    Относительная высота полета Н, м Температура воздуха на Н=100 м, °С
    +45 +30 +15 0 -15 -30 -45 -60
    100 -15 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25

    Командир самолета в процессе выполнения повторного захода устанавливает давление на левом ВД-10.

    Рассчитав среднее время (t1+t2)/2, определить по графику (рис. 13) длину площадки. По разнице во времени прохода площадки самолетом туда и обратно определить по этому же графику встречную составляющую ветра.

    Среднее время прохода площадки туда и обратно, разница во времени прохода площадки туда и обратно

    При этих данных длина площадки должна быть 570 м, а скорость ветра — 7,3 м/с.

    Значение боковой составляющей скорости ветра оценить по сносу самолета (по углу упреждения).

    При неуверенности в оценке бокового ветра провести аналогичное измерение ветра в направлении, перпендикулярном направлению выбранной площадки.

    Подбор площадки на самолете с колесным шасси

    1. Рекомендуемые места для подбора площадки: луг с невысокой растительностью, обрабатываемые земли после покоса злаков (стерня), засеянное люцерной дли клевером поле, высохшие озера а пустынной местности, речные косы, замерзшие озера, пруды, реки.

    2. При подборе площадки с воздуха следует избегать таких мест, как участки луга с ярко-зеленой густой растительностью (мочаги, кочкарники), поливные поля люцерны, песчаные косы после спадания паводковой воды или выпадения осадков, наледи на реках и озерах, солончаки после осадков.

    3. По состоянию грунта летом и осенью отдавать предпочтение участкам с невысокой растительностью, полям со скошенным травостоем. Особое внимание обращать на однородный фон окраски площадки: если выделяются пятна с густо зеленой окраской, это указывает на резкое понижение поверхности площадки и снижение прочности грунта; если на общем фоне выделяются серые пятна, это указывает на наличие возвышенностей.

    График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра

    Рис. 13. График определения с воздуха длины площадки и скорости ветра

    Весной, осенью, а также после выпадения осадков предпочтение отдавать возвышенным местам на целине, пологим склонам.

    Состояние грунта может быть дополнительно оценено также по глубине колеи автомашин и следов копытных животных.

    4. В северных районах .страны и, в частности, в районах тундры наиболее пригодными местами для выбора площадки летом являются пологие берега рек, косы, песчаные острова на реках и озерах.

    На берегах рек следует отдавать предпочтение срединной части берега (ближе к воде могут быть вымоины, а ближе к залесенной части берега — коряги, валуны, поваленные деревья).

    На островах, покрытых галькой и частично залесенных, более подходящей для площадки обычно является та часть острова, которая находится сверху по течению реки.

    Посадку на песчаную косу можно выполнять при уверенности, что она сухая.

    Подбор площадки на самолете с лыжным шасси

    1. На самолете с лыжным шасси площадку подбирать, как правило, на покрытых льдом реках, озерах, прудах и на полях со стерней. При этом толщина льда водоема должна быть не менее 40 см.

    2. При подборе площадки, особенно на больших озерах, необходимо обратить внимание на передувы снега. При наличии высокого берега посадку производить ближе к этому берегу (в этих местах передувы ниже). Если берега пологие и имеются незначительные передувы (высотой до 20 см), посадку производить вдоль передувов.

    При передувах высотой более 20 см данное место считается неподходящим для посадки.

    Если в месте подбора площадки на реке имеется остров, то подбор производить вниз по течению от острова, так как перед островом возможны явные или скрытые под снегом заторы.

    3. При подборе площадки на водоемах следует избегать:

    • пересыхающие места рек — они подвержены вымерзанию и лед может оказаться тонким с пустотами под ним;
    • порожистые места рек — в этих местах вода часто выходит из-под льда и может оказаться под снегом;
    • места против устьев небольших ручьев и речек, так как там под снегом может также оказаться вода;
    • озера, на которых с воздуха просматриваются темные пятна, обычно ближе к середине озера, с расходящимися такого же цвета лучами. Это признак выхода воды на поверхность льда.

    4. В арктических районах местом для подбора площадки может служить главным образом дрейфующий лед. Неподвижный (припаянный лед) характеризуется, как правило, наличием больших снежных передувов и сильного торошения и для посадки не пригоден.

    Не пригоден для посадки и паковый арктический лед. (Это мощный многолетний лед, вросший в молодой лед. Он образует ледяные поля, характеризуется неровной холмистой поверхностью).

    Выбор площадки на паковом льду запрещается.

    5. Выбор площадок на дрейфующем льду производится в основном на замерзших бывших разводьях.

    Толщина льда может быть оценена по следующим признакам:

    • если поверхность льда замерзшего разводья имеет темный или пепельный цвет, то это свидетельствует о том, что лед молодой и тонкий;
    • если поверхность замерзшего разводья белая и покрыта слоем снега, а по краям разводья имеются заструги — этот лед по толщине пригоден для посадки самолета.

    Во всех случаях при выборе площадки необходимо оценить толщину льда замерзшего разводья по толщине торосов, которые обычно имеются по краям разводья.

    Подбор акваторий с воздуха на самолете Ан-2В

    2. Длина акватории, подобранной с воздуха, и расстояние до препятствий высотой 10 м в направлении последующего взлета должны не менее чем в 1,5 раза превышать эти характеристики, рассчитанные при подготовке к полету.

    3. При полетах в районе тундры глубину водоема можно оценить по следующим признакам: если вода имеет светлый цвет или светлосерый, то глубина водоема достаточна для посадки; если вода светло-коричневая, коричневая или темно-коричневая, то это свидетельствует о том, что водоем мелкий.

    4. При подборе места посадки в устьях рек следует убедиться в отсутствии морской зыби, которая может иметь место при контакте воды реки с морем. Для этого осмотр акватории необходимо производить не только в направлении посадки, но также и в перпендикулярном направлении.

    5. Во всех случаях подбора акватории с воздуха осмотр места посадки производить как в направлении посадки, так и в обратном направлении.

    6. В процессе оценки пригодности акватории наметить место подхода самолета к береговой черте и порядок маневрирования на акватории.

    7. Акваторию подбирать с таким расчетом, чтобы посадка и последующий взлет самолета производились, как правило, против ветра.

    Боковая составляющая скорости ветра при посадке и последующем взлете допускается не более 2 м/с.

    Осмотр площадки перед посадкой и выполнение посадки

    1. Полет к месту выбора посадочной площадки выполнять по ПВП на высоте не ниже безопасной, а если позволяют метеоусловия — на нижнем безопасном эшелоне в целях большего обзора наземных ориентиров для ведения детальной ориентировки.

    2. На удалении до предполагаемого места посадки приступить к ориентировочному определению направления и скорости ветра по путевой скорости полета и углу сноса и по наземным признакам.

    3. Подбор площадки с воздуха в заданном районе и осмотр места приземления начинать с высоты Оценив предварительно пригодность площадки по ее размерам и состоянию поверхности, снизиться до высоты для детального осмотра площадки.

    4. Выдерживая скорость 160 км/ч, выполнить полет вдоль площадки в обоих направлениях (правее от намечаемой полосы посадки).

    При осмотре площадки командиром самолета по его команде самолет пилотирует второй пилот.

    При осмотре площадки особое внимание обращать на возможное наличие перекинутых проводов линий связи через реку (при посадке на лед).

    5. Для окончательной оценки пригодности площадки по состоянию ее поверхности выполнить два прохода вдоль площадки со снижением до 10 м и последующим уходом на второй круг.

    7. Убедившись в пригодности площадки, наметить точку приземления самолета. Затем, набрав высоту построить прямоугольный маршрут для захода на посадку.

    На участке от второго до третьего разворота доложить службе движения о времени и месте посадки.

    9. Приземление самолета осуществлять на три точки. Торможение самолета должно быть оптимальным в зависимости от состояния поверхности площадки, ее длины и точности приземления. Закрылки убрать в конце пробега самолета.

    10. После пробега и остановки самолета: выключить двигатель, осмотреть самолет, площадку, наметить маршрут руления и место стоянки самолета, определить расстояния до искусственных и естественных препятствий, наметить рубежи последующего взлета самолета, составить кроки площадки и сделать привязку к ближайшему населенному пункту.

    Руление самолета после пробега разрешается только после осмотра площадки экипажем.

    11. При посадке на лыжном шасси на замерзший водоем второй пилот должен следить, не появилась ли вода в колее лыжи. В случае появления воды, не останавливая самолет, принять меры для взлета с этой площадки.

    12. Если при посадке на лыжном шасси на пробеге ощущаются грубые удары лыжи о скрытые под снегом неровности площадки, необходимо, если позволяет длина полосы, не останавливаясь, выполнить взлет самолета, вернуться на базу и осмотреть шасси.

    13. При подруливании к берегам рек и озер следует убедиться я отсутствии наледи, т. е. корки льда небольшой толщины, из-под которого ушла вода и образовались пустоты.

    14. При рулении на мелко-галечных косах избегать применения больших оборотов двигателя во избежание повреждения воздушного винта, особенно при рулении с попутным ветром.

    15. Перед взлетом с площадки командир самолета должен лично осмотреть полосы взлета на всю длину ожидаемого разбега самолета, а также убедиться в отсутствии препятствий в полосе воздушных подходов.

    Взлет выполнять на взлетном режиме работы двигателя, с закрылками, отклоненными на 30°.

    16. При взлете с мелкогалечного грунта вывод двигателя на взлетный режим производить в начале разбега, на скорости во избежание повреждения воздушного винта.

    17. После взлета и набора высоты доложить службе движения о времени выполнения взлета и курсе полета.


    В российском курсе учебно-летной подготовки данное упражнение почему-то отсутствует, хотя практика подбора площадок с воздуха экипажами сельскохозяйственных и легких пассажирских самолетов широко применялась в СССР.

    Важно отметить, что оно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ разновидностью вынужденной посадки, которая обычно вызвана отказом двигателя, выработкой топлива, сильным обледенением, пожаром и т. п. В таких ситуациях просто нет иного выбора: продолжение полета технически невозможно.

    Precautionary Landing, наоборот, выполняется на исправном самолете, когда летчик только предвидит возникновение опасной ситуации. Это может быть обусловлено ухудшением погодных условий, наступлением темноты, возможным развитием неисправности, недостатком топлива, потерей ориентировки, болезнью пассажира/члена экипажа и т. п.

    Для запоминания того, что нужно учесть при выборе площадки, рекомендуется аббревиатура COWLS. Использование подобных аббревиатур вообще типично для западной школы (HALT-check, GUMP-check, ANDS и др.), хотя они и не всегда хорошо работают для неанглоязычных летчиков.

    • C – Civilization
    • O – Obstacles
    • W – Wind
    • L – Length
    • S – Surface

    Хотя ветер перечислен третьим, начинать надо именно с него. Наиболее безопасна посадка против ветра, поскольку она обеспечивает наименьшую длину пробега и не требует коррекции сноса. Впрочем, иногда лучше сесть с умеренным боковым ветром на ровную поверхность большой длины (например, дорогу), чем моститься на короткую и неровную грунтовую площадку строго против ветра.

    Для определения направления ветра существует множество способов, но ни один из них не идеален. Самый примитивный — это вспомнить, какой ветер вам давал диспетчер на аэродроме взлета. К сожалению, из-за постоянного движения погодных систем, ветер очень быстро меняется даже в одной географической точке. Если вы подбираете площадку всего через полчаса после взлета – это одно дело. Если вы делаете это через три часа полета в совершенно другом районе, то ваши представления о ветре безнадежно устарели. Прогноз высотного ветра, использованный при расчете маршрута, тоже не подходит: на высоте ветер заметно отличается от приземного как по скорости, так и по направлению.

    Если ни один из вышеуказанных способов использовать нельзя, то силу и направление ветра можно оценить по величине бокового сноса. Снизьтесь до высоты 1000 футов AGL (300 м) и наметьте впереди два ориентира, один позади другого. Летите некоторое время прямолинейно и заметьте, в какую сторону и насколько сильно ветер сносит самолет. Затем измените курс на 90 градусов в любую сторону и сделайте то же самое. Определив направление сноса на перпендикулярных курсах, вы получите хорошее представление о характеристиках ветра.

    БЛИЗОСТЬ К ЖИЛЬЮ (Civilization)

    Возможно, что очутившись на земле, вы не сумеете быстро определить, куда нужно двигаться из-за сложного рельефа местности. В холодное время года вас ждет еще одна проблема: воздействие низкой температуры, особенно опасное, если вы не одеты по сезону. В случае неудачной посадки и ранения пассажиров/экипажа ситуация становится просто критической, тем более, что посадив самолет в чистом поле, вы не сможете сообщить спасателям точных ориентиров для поисков. Раненые могут погибнуть от потери крови или холода раньше, чем им будет оказана помощь.

    Таким образом, если ситуация на борту позволяет, всегда старайтесь выбрать площадку поближе к жилью или, в крайнем случае, автомобильной дороге, по которой можно добраться до жилья пешком, а при удаче – остановить попутную машину.

    Учтите, что рядом с жильем и дорогами очень часто располагаются линии электропередач и, зачастую, телекоммуникационные мачты. Если мачты являются крупными объектами, заметными издалека, то с линиями электропередач сложнее – с большой высоты их очень плохо видно. Вдобавок, если они еще как-то заметны в поле, то на окраине леса могут полностью сливаться с деревьями.

    Процедура Precautionary Landing, в частности, служит для того, чтобы убедиться в отсутствии подобных препятствий в зоне посадки. На данном этапе достаточно обратить внимание лишь на крупные объекты: телекоммуникационные вышки, ЛЭП, отдельно стоящие здания, глубокие овраги, водоемы, перелески и т.п. Когда они видны издалека, лучше не тратить время на детальный осмотр площадки, а сразу искать что-то другое. Но если выбора нет, а время поджимает – что ж… Решение за командиром.

    Кажется, тут все очевидно. Но есть один нюанс: длина площадки должна быть достаточна не только для посадки, но и для взлета! Вы же собираетесь как-то улететь оттуда, когда решите возникшие проблемы и переждете непогоду? Если площадка слишком коротка, самолет может остаться там навсегда памятником вашей недальновидности. Имейте в виду, что для взлета чаще всего требуется большая дистанция, чем для посадки. Особенно это касается взлета с мягкого грунта.

    При выборе площадки должны учитываться сезонные факторы:

    Зимой посадка на заснеженное поле может привести к аварии: если самолет увязнет в глубоком снегу, то очень вероятно повреждение пропеллера, фюзеляжа и носовой стойки. Также возможно капотирование. В связи с чем, в разгаре снежной зимы следует садиться только на дороги, свободные от движения автомобилей. При их осмотре с воздуха обратите внимание на наличие глубокой снежной колеи: она весьма опасна.

    Весной, после паводка, посадка на размокший грунт весьма нежелательна. Даже если носовая стойка не зароется и самолет не перевернется на пробеге, он может глубоко застрять после остановки, что сделает последующий взлет невозможным. В это время года лучше использовать дороги с твердым покрытием. Раскисший проселок ничуть не лучше мокрого травяного поля, вдобавок на нем могут быть очень глубокие колеи. Ни в коем случае не следует садиться на пашню из-за опасности капотирования. Свежевспаханное поле с воздуха выглядит более темным участком, его края часто имеют характерные следы разворотов тракторов.

    Осенью выбор еще больше расширяется за счет полей, с которых был собран урожай. Они довольно ровные и сухие, а оставшаяся стерня не наносит повреждений самолету. Даже если на таком поле лежит слой снега (сквозь который видна стерня), оно все еще пригодно для посадки.

    Наметив площадку, удовлетворяющую требованиям COWLS, приступаем к ее детальному осмотру. Это делается в два прохода: первый обычно выполняется на высоте 1000 или 500FT AGL, а второй — 500 или 200FT.

    Precautionary landing 150 dpi

    Рис. 1. Precautionary Landing

    Выходим к этому ориентиру и от него начинаем проход вдоль площадки, которая должна все время находиться в поле зрения левого пилота (командира), т. е. быть достаточно близко, но не под самолетом.

    Может показаться, что летать круги между ориентирами — бессмысленная трата времени. Это не так: данная методика позволяет не потерять нашу малоприметную площадку из виду при плохой видимости, из-за сноса ветром или отвлечения внимания. Чтобы этого не случилось, используем наземные ориентиры, где это только возможно.

    Долетев до второго ориентира, разворачиваемся на Crosswind Leg (пока все происходит на той же самой высоте, 1000 или 500FT AGL).

    • PAN-PAN radio call
    • Passenger briefing
    • Pre-landing check
    1. PAN-PAN 3 раза
    2. Позывной 3 раза
    3. Место самолета
    4. Причина вызова
    5. Намерения экипажа
    6. Количество людей на борту
    7. Тип и цвет самолета
    8. Позывной 1 раз
    • PAN-PAN, PAN-PAN, PAN-PAN
    • GSWM, GSWM, GSWM
    • TEN MILES EAST FROM ZEHNER
    • BECAUSE OF DETERIORATING WEATHER WE ARE GOING TO MAKE A PRECAUTIONARY LANDING IN THE FIELD
    • TWO PEOPLE (SOULS) ON BOARD
    • CESSNA 150, WHITE WITH ORANGE TRIM
    • GSWM

    Если передачу кто-то услышит, он может спросить, какая помощь нам требуется. Скорее всего, мы сами справимся, но можем сказать, что сразу после посадки сделаем доклад на этой же частоте. Если доклад не поступит в течение 10 минут, просим позвонить в 911 и сообщить о возможной аварии.

    Закончив с радио (мы все еще на Downwind), приступим к Passenger briefing. Экипаж обязан проинструктировать своих пассажиров насчет действий во время потенциально аварийной посадки. Пример такого инструктажа приведен ниже.

    Passenger (Px) briefing:

    • We are going to make a precautionary landing because of the weather conditions.
    • Keep calm. It’s a normal procedure.
    • Take off glasses and other sharp objects you may have on you.
    • Tighten up your seatbelt and harness.
    • Be prepared to open the door by my command.
    • Evacuate to the rear after the aircraft comes to a complete stop.
    • Do you have any questions?

    Будет здорово, если вопросов пассажиры задавать не станут, т. к. нам совершенно не до них: сидели бы, да помалкивали.

    Вновь осматриваем площадку. С малой высоты более заметны неровности и перепады высот, ямы, лужи, заболоченные участки, колеи и брошенная на поле сельхозтехника или ее части (например, ржавая борона, колесо от трактора и т. п.). При наличии таких препятствий надо решить, можно ли сесть между ними. Если да, то надо выбрать определенную зону для посадки (touch-down zone) и указать на нее экзаменатору.

    ЗАХОД НА ПОСАДКУ

    Вот мы и на земле. Возможно, теперь нас ждет увлекательная ночная прогулка к близлежащему жилью за помощью, теплом и пищей.

    На самом деле, я искренне желаю, чтобы Precautionary Landing оставалась для всех нас только тренировочным упражнением и способом подбора новых площадок. Впрочем, ситуации бывают разные, и умение безопасно посадить самолет на неподготовленную площадку может однажды пригодиться в маршрутном полете.

    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500
    500

    Подготовка к выполнению полета в горах с самостоятельным подбором посадочных площадок При подготовке к полету с посадкой на высокогорные площадки, дополнительно необходимо: изучить высоты площадок над уровнем моря, особенности взлета и посадки на них; оценить возможность безопасного взлета и посадки при данном взлетном весе, метеорологических условиях и высоте над уровнем моря площадок посадки и взлета; изучить и нанести на карту в полосе маршрута максимальные высоты хребтов и вер­шин, сличив эти высоты на картах различных масштабов, изучить направления ущелий и горных долин; рассчитать безопасную высоту полета для каждого участка маршрута, для конкретных районов выполнения задания, для секторов относительно определенной РНТ, на которую можно выполнить выход из данного горного района; перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на различных скоростях по­лета при максимальном значении крена для данных условий полета; отметить на карте площадки, которые могут бьггь использованы для вынужденной по­садки или вынужденного покидания вертолета; рассчитать зоны неустойчивой работы средств связи и РТО; проанализировать метеорологические условия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, степень за­крытия гор, сопок, перевалов облаками, туманом, осадками, другими опасными явлениями погоды.

    Особенности подготовки к выполнению полетов на площадки в горной местности При подготовке к полету с посадкой на высокогорные площадки, дополнительно к перечисленному необходимо: изучить высоты площадок над уровнем моря, особенности взлета и посадки на них; оценить возможность безопасной посадки и взлета с нее взлета при данном посадочном или взлетном весе, метеорологических условиях и высоте над уровнем моря; изучить и нанести на карту в полосе маршрута максимальные высоты хребтов и вершин, сличив эти высоты на картах различных масштабов, изучить направления ущелий и горных долин; рассчитать безопасную высоту полета для каждого участка маршрута, для конкретных районов выполнения задания, для секторов относительно определенной РНТ, на которую можно выполнить выход из данного горного района; перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов на различных скоростях полета при максимальном значении крена для данных условий полета; отметить на карте площадки, которые могут быть использованы для вынужденной посадки; проанализировать метеорологические условия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, степень закрытия гор, сопок, перевалов облаками, туманом, осадками, другими опасными явлениями погоды.

    Особенности выполнения подбора площадки с воздуха На вертолете возможны следующие виды посадки на площадки подобранные с воздуха: - по-вертолетному без использования влияния "воздушной подушки", т.е. гашение скорости до зависания на высоте, превышающей не менее чем на 3-5 м высоту препятствий, и последующее вертикальное снижение до приземления; - по-вертолетному с использованием влияния "воздушной подушки", т.е. гашение скорости до зависания на высоте 2,0-3,0 м от земли до колес шасси и последующее вертикальное снижение до приземления; - с коротким пробегом при двух работающих двигателях (что возможно лишь на проверенных площадках). Вид посадки, в зависимости от места расположения и характера площадки (размеров площадки, состояния грунта, высоты препятствий в зонах воздушных подходов к ней и высоты расположения), а также посадочной массы и метеоусловий у земли определяет командир вертолета.

    Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Из условий безопасности, рекомендуется выполнять 2 прохода и 2 захода на площадку: первым, после обнаружения площадки, выполняется проход над ней с гашением скорости до 80–100 км/ч, для оценки размеров площадки, препятствий на направлении предполагаемого захода и взлета, состояния подстилающей поверхности; вторым, после принятия решения о пригодности площадки, выполняется заход для выброски дымовой шашки и детального осмотра площадки; третьим, выполняется проход для определения направления и скорости ветра по дымовому следу; четвертым, выполняется заход на посадку. При необходимости подбора площадки в ущелье, полет осуществлять по ущелью, на высоте и скорости, позволяющих выполнять маневр по развороту на необходимый курс для продолжения полета в ущелье, маневр для разворота на 180 для выполнения захода на осмотр площадки и выброски дымовой шашки.

    Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Таблица 1 Минимальные размеры площадки для вертолета при наличии препятствий с Н15 м на границах площадок с различным превышением

    Особенности выполнения подбора площадки с воздуха Характер Обтекания НВ при висении над Площадкой в горной местности

    Характерные ошибки на этапе подбора площадки Полет с креном или скольжением. Причины ошибки: полет с оценкой положения вертолета только по естественному го­ризонту. Вероятные последствия ошибки: невыдерживание параметров захода на площадку. Исправление ошибки: более частое переключение внимания на контроль пространст­венного положения по авиагоризонту.

    Особенности выполнения захода и посадки на площадку Рис. 1.11. Траектория захода вне зоны турбулентности

    Характерные ошибки на этапе выполнения захода и посадки Парирование РУ кренения вертолета после касания колесами земли. Причины ошибки: энергичное уменьшения ОШ после касания колесами земли, не учет аэродинамических особенностей действия сил и моментов (рис. 1.20). Вероятные последствия ошибки: опасные кренения вертолета, удар лопастями о землю, о ХБ. Исправление ошибки: установить РУ в положение, в котором она находилась при вы­полнении висения, плавно уменьшить ОШ. Движение или кренение вертолета после выполнения посадки. Причины ошибки: неправильная работа тормозом колес. Вероятные последствия ошибки: при посадке с заторможенными колесами - опасные кренения вертолета, повреждение пневматиков колес; при посадке без торможения колес - движение вертолета после опускания ОШ. Исправление ошибки: после касания колесами земли и уменьшения ОШ на 1-2°, - за­тормозить колеса. Выключение и включение АП после пересадки. Причины ошибки: моторные реакции летчика, приученного к выполнению определен­ных манипуляций на различных этапах. Вероятные последствия ошибки: при критических уклонах и установках шкал АП на упоры - резкая разбалансировка, страгивание или опрокидывание вертолета. Исправление ошибки: сбалансировать вертолет, включить автопилот.

    Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.6. Глиссада захода на площадку в ущелье

    Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.7. Маневр для выброски дымовой шашки, захода на посадку в ущелье

    Особенности выполнения захода и посадки на площадку в ущелье Рис. 4.10. Характер обтекания НВ при висении в ущелье

    Особенности выполнения взлета с площадки В процессе подготовки к взлету с площадки экипаж должен определить максимальную и фактическую взлетную массу вертолета и определить способ взлета с площадки в зависимости от условий, размеров и наличия препятствий по курсу взлета. Взлеты вертолета с площадок, расположенных в горной местности, выполняются, в зависимости от размеров и состояния площадки, в соответствии с рекомендациями раздела РЛЭ. Предпочтительней выполнить взлет с боковым ветром, чем против ветра, но в сторону больших препятствий. Взлет с площадки выполнять по-вертолетному: - в зоне влияния воздушной подушки, если вертолет зависает на Н>3; - вне зоны влияния воздушной, если вертолет зависает на высоте превышающей на 10 м препятствия по курсу взлета.

    Особенности выполнения взлета с площадки Для взлета необходимо иметь в поле зрения характерный контрастный ориентир, в месте как показано на рисунке

    Особенности выполнения взлета с площадки Действия и взаимодействие в экипаже на этапе взлета с площадки Командир экипажа. Выполнить карту контрольных осмотров. Принять доклады от членов экипажа о готовности к взлету. Выполнить контрольное висение, оценить запас мощности, центровку вертолета, препятствия на направлении взлета, определить способ взлета. Летчик-штурман (летчик-оператор). По команде командира экипажа зачитать и выполнить карту контрольных осмотров. Мягко держаться за управление. Следить за оборотами НВ, докладывать командиру экипажа о приближении их к минимально допустимому значению, возникновении опасных смещений и разворотов при вертикальном наборе высоты, сближении с препятствиями и их проходе на курсе взлета. Докладывать командиру экипажа высоту и скорость (до Ни=100 м, V=100 км/ч). Бортовой техник. Выполнить карту контрольных осмотров. Контролировать режим работы силовой установки, докладывать командиру экипажа режим полета, приближение параметров работы двигателей к максимальным значениям.

    Особенности выполнения взлета с площадки Характерные ошибки на этапе выполнения взлета 1. Уменьшение высоты при переводе вертолета в разгон скорости. Причины ошибки: некоординированные действия РУ и ОШ; неправильная оценка запаса мощности и выбор несоответствующего ему способа взлета; неучет направления и скорости ветра. Вероятные последствия ошибки: потеря оборотов НВ, касание земли передними колесами шасси, грубая посадка или опрокидывание вертолета; при боковом и попутном ветре – вращение вертолета. Исправление ошибки: плавными действиями ОУ установить меньший тангаж или выполнить зависание и приземление. Уточнить ветер, изменить способ взлета, при необходимости – разгрузить вертолет. 2. Невыдерживание места при вертикальном наборе высоты. Причины ошибки: не намечается ориентир впереди и на траверзе вертолета, плохое взаимодействие в экипаже. Вероятные последствия ошибки: смещения и опасные приближения вертолета к препятствиям, ограничивающим площадку. Исправление ошибки: выполнить зависание, уточнить место вертолета относительно препятствий, наметить визуальные ориентиры, перевести вертолет в набор высоты

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    Особенности действий и взаимодействия в экипаже на этапе подбора площадки:

    • Командир экипажа:
    Маневр для захода на осмотр площадки и выброску дымовой шашки строить с курсом, учитывающим направление и скорость ветра, рельеф местности.
    При этом расчетная боковая составляющая ветра, не должна превышать установленных РЛЭ ограничений для выполнения висения.

    • Бортовой техник:
    В момент прохода над площадкой определяет по радиовысотомеру и докладывает летчику- штурману истинную высоту полета.

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    Характерные ошибки на этапе подбора площадки
    • Полет с креном или скольжением.
    • Причины ошибки: полет с оценкой положения вертолета только по естественному го ризонту.
    • Вероятные последствия ошибки: невыдерживание параметров захода на площадку.
    • Исправление ошибки: более частое переключение внимания на контроль пространственного положения по авиагоризонту.

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    Характерные ошибки на этапе выполнения захода и посадки:
    1. Неправильный расчет точки выброски шашки.
    Причины ошибки: неучет скорости и высоты полета.
    Вероятные последствия ошибки: скатывание шашки по вниз по склону, необходимость выполнения повторного захода для выброски шашки.
    Исправление ошибки: учет режима полета при повторном заходе.

    2. Невыдерживание параметров полета при заходе на площадку.
    Причины ошибки: неправильное распределение внимания, стремление командира экипажа постоянно удерживать визуальный контакт с площадкой.
    Вероятные последствия ошибки: невыдерживание режима полета по скорости и высоте при полете по системе захода, уменьшение или увеличение дальности вывода из 4-го разворота.
    Исправление ошибки: установить заданный режим, уменьшить время переключения внимания на контроль режима полета по приборам.

    Лётчик-штурман Ми-8Т

    4. Позднее гашение поступательной скорости, расчет с перелетом.
    Причины ошибки: неучет инертности вертолета и ошибок в показаниях УС в высокогорье, неправильное распределение внимания.
    Вероятные последствия ошибки: интенсивное увеличение угла тангажа со сбросом ОШ, потеря из виду места посадки, необходимость, в дальнейшем, интенсивного увеличения ОШ с вероятной потерей оборотов НВ.
    Исправление ошибки: уход на второй круг.

    5. Заход по пологой глиссаде.
    Причины ошибки: отработанные моторные реакции летчика, боязнь непривычных положений вертолета на глиссаде.
    Вероятные последствия ошибки: попадание в турбулентный поток, позднее гашение скорости с закрытием элементами кабины экипажа места посадки, длинные действия ОУ, вероятная потеря оборотов НВ.
    Исправление ошибки: до удаления 500 м уменьшение вертикальной скорости снижения, далее - уход на повторный заход.

    7. Невыдерживание направления при висении.
    Причины ошибки: недостаточная натренированность в висении относительно участка местности под вертолетом.
    Плохое взаимодействие в экипаже.
    Вероятные последствия ошибки: Опасные сближение элементов конструкции с препятствиями на площадке.
    Исправление ошибки: контроль за выдерживанием направления на висении, подсказ летчика-штурмана.

    Читайте также: