Посадка с закрытыми шторками

Обновлено: 05.10.2024

Отсутствие вашей судимости- это не ваша заслуга,а наша недоработка.Ф.Э.Дзержинский

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышева потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Свердловск - Грозный.Самолёт произвёл посадку со слишком большими скоростью и угловым движением (тангажом). Шасси сломались от удара о землю, машина легла на брюхо, и её около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правое крыло и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолёта переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо, и возник пожар. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 70 человек).

Причиной авиакатастрофы послужило. Командир корабля Александр Клюев поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, по одним только показаниям приборов. Он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны металлическими шторками и повёл самолёт на посадку.

Из воспоминаний спасателя: "Вижу, на ремнях висит девочка и вроде бы шевелится – значит, еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу.
Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу, то есть на потолке, который в тот момент стал полом. Там еще был воздух, и значит, оставался шанс спасти малыша.
Я нагнулся к ребенку, и тут сверху прямо на меня стали падать мертвые люди.Двое рухнули прямо на малыша – здоровые такие мужики. Видимо, удерживавшие их ремни расплавились, и тела одно за другим посыпались на спасателей.
Детей я все же вытащил, однако спасти их так и не удалось. "

Фото В.В. Фрыгина

О самой катастрофе в тот год в Куйбышеве (ныне Самара) знали многие. Слухи мигом распространились по области, а вскоре и по стране. Но более точные сведения о происшествиях такого рода по-прежнему носили закрытый характер.

Сведения об экипаже : КВС- Клюев Александр Васильевич
второй пилот- Жирнов Геннадий Алексеевич
штурман- Мохонько Иван Андреевич
бортмеханик- Хамзатов Кюри Хасанович
бортпроводник-инструктор- Рупп А.А.
бортпроводник- Ветрова Л.А.
бортпроводник- Иващенко Е.Ю.

Из специального отчета (читается тяжело, потому неспециалисты могут пропустить):
"В 15:31 экипаж приступил к снижению. Пилотировал КВС (командир воздушного судна- О.И.). Экипаж сообщил диспетчеру о выбранной системе захода на посадку (курсоглиссадная, в директорном режиме). Диспетчер информировал, что КГС (Ку́рсо-глисса́дная система- наиболее распространённая в авиации радионавигационная система захода на посадку по приборам- О.И.) исключена из работы в связи с облетом, и дал указание о выполнении захода по приводам. Экипаж указание не выполнил и использовал КГС, находящуюся на регулировке, как основную. На высоте круга, по предварительному сговору, была закрыта шторка слепого полета со стороны КВС с целью его тренировки, что являлось грубым нарушением НПП ГА-85. Весь дальнейший полет, вплоть до приземления, производился по приборам, без визуального контакта КВС с землей.

Заход на посадку производился с МК=151° днем в ПМУ (фактическая погода – облачность 4/0, верхняя, видимость 10 км, ветер 170° 3 м/с, на высоте круга 200° 5 м/с). Снижение по глиссаде начато в расчетной точке с нерасчетной вертикальной скоростью 1-2 м/с. На удалении 7,7 км от торца ВПП вертикальная скорость снижения увеличилась до 6 м/с (больше расчетной на 2,5 м/с). Траектория движения самолета с момента снижения и до пересечения торца ИВПП проходила без отклонений по курсу, но выше стандартной глиссады (хотя отклонения не выходили за установленные пределы). ДПРМ пройден выше на 30 м, БПРМ – выше на 16 м. Полет между ДПРМ и БПРМ происходил на приборной скорости 285-295 км/ч с вертикальной скоростью снижения 4 м/с (расчетные – 268 км/ч и 3,4 м/с).

На высоте принятия решения КВС в нарушение НПП ГА-85 принял преступное решение о производстве посадки и продолжении захода за шторкой вне видимости земли. Второй пилот и бортмеханик не пресекли преступных действий КВС. С ВПР до касания второй пилот не осуществлял контролирующего пилотирования по управлению ВС и не перешел на пилотирование по приборам с информацией КВС о повышенных приборной и вертикальной скоростях.

На высоте 62-65 м сработала сигнализация опасного сближения с землей. Несмотря на это, КВС продолжил заход на посадку за шторкой и не выполнил маневра по уходу на второй круг. Имея повышенную приборную (на 15-20 км/ч) и вертикальную (до 5 м/с) скорости, при отсутствии визуального контакта с землей, пытаясь догнать глиссаду и предотвратить посадку с перелетом, на высоте 35 м он уменьшил режим работы двигателей с 87% до 78%. Это привело к увеличению вертикальной скорости снижения до 6,5 м/с. Торец ВПП самолет прошел на высоте 10 м за 1,8 сек. до приземления. За 1 сек до приземления КВС дал команду открыть шторку и бортмеханик начал ее открывать (предварительно шторка была снята с замка). При этом скорость открытия шторки составляет более 1 сек. Еще 2-3 секунды требуется летчику на переход от пилотирования по приборам на визуальный полет. Это свидетельствует, что приземление выполнялось командиром ВС вне видимости земли. Второй пилот не принял мер по своевременному началу выравнивания самолета и выполнению безопасной посадки. За 0,8 сек. до приземления экипаж запоздало взял штурвал на себя (руль высоты отклонился на 20°). Это не привело к уменьшению вертикальной скорости снижения и выравниванию самолета.

В 15:50 самолет грубо, без выравнивания, на приборной скорости 280 км/ч, с вертикальной скоростью 5 м/с приземлился на ВПП на удалении 132 м от торца на правую тележку шасси. Через 7,82 м произошло касание левой тележкой. Перегрузка при посадке составила 4,8 ед. (при разрушающей 3,75 ед.). Произошло разрушение левого полукрыла в районе 5-7 нервюр и частичное разрушение фюзеляжа в районе 22-25 шпангоутов. На удалении 36 м от места первого касания произошло касание законцовки разрушающегося левого полукрыла о бетон. На удалении 78 м воспламенилось разливающееся топливо. При дальнейшем движении произошел разворот самолета вокруг продольной оси и на расстоянии 214 м от места первого касания он перевернулся на верхнюю часть фюзеляжа с касанием правой ОЧК о бетон. На удалении 274 м фюзеляж сошел на грунт с постепенным разворотом хвостовой частью вперед. Основная часть самолета остановилась на удалении 528 м и в 70 м левее оси ВПП и загорелась."

Самолет коснулся бетонки жестко. Шасси от удара сломались практически сразу. В результате самолет лег на брюхо, и его примерно метров триста по инерции тащило по полосе. Корпус самолета стал заваливаться по курсу вправо. Его вынесло с бетона. Когда передняя часть самолета выехала на мягкий грунт за краем полосы, огромная машина перевернулась через правое крыло вверх шасси и остановилась.

В момент переворота почти целиком оторвалось и отлетело в сторону правое крыло самолета, а левое сложилось вдвое. При ударе о бетон корпус переломился на две неравные части, огромная трещина прошла метрах в двадцати за кабиной пилотов.

Из разрушенных топливных баков самолета на раскаленные турбины двигателей потоком хлынул авиационный керосин, тут же вспыхнувший факелом. Грохот от удара был слышен далеко за пределами аэропорта. Следом раздался похожий на взрыв мощный звук.

Больше всех повезло пассажирам, которые в момент трагедии оказались в непосредственной близости от места разлома. Одна из спасшихся женщин впоследствии рассказывала, что в момент удара самолета о бетонную полосу она ничего не почувствовала – только услышала сильный шум и все вокруг нее стало переворачиваться и падать. А потом она обнаружила под ногами большую дыру, куда без раздумий и прыгнула.
Следом за ней через разлом на землю выбралось еще несколько человек.

Еще пять/шесть пассажиров покинули горящий самолет через аварийный люк в хвостовом отсеке. Его удалось открыть одному из мужчин, который разбирался в авиационной технике.

Однако большинство потерпевших находились слишком далеко от выхода, и потому все они в считанные минуты отравились токсичными продуктами горения. Внутренняя обшивка салона при горении выделяет фосген, синильную кислоту, хлористый водород, соединения мышьяка, диоксины и еще с десяток смертельно ядовитых для человека веществ. У пассажиров, вынужденных дышать этой смесью, шансов на спасение не было никаких.

Особенно страшная участь постигла троих бортпроводниц. В момент катастрофы они находились в своей каюте. После того как самолет перевернулся, дверь в каюте заклинило. Девушки попали в ловушку.

Кстати, тогда из горящего салона выбрался… мужчина в наручниках. Не обращая внимания на мечущихся в ужасе людей, он отбежал на безопасное расстояние от места трагедии, после чего минут 15-20 стоял на краю бетонной полосы, пока его не заметил кто-то из работников милиции. Оказывается, этим рейсом из Свердловска в Грозный этапировали особо опасного рецидивиста, задержанного на Урале за тяжкое преступление. Его конвоиры в катастрофе погибли сразу же, а вот преступник не получил ни единой царапины. Хотя в тот момент условия для побега были идеальными, скрываться рецидивист даже не собирался, а, наоборот, сам сдался милиции.

Уже потом правительственная комиссия признала, что в 70 человеческих смертях нет ни капли вины аэропортовских спасателей и пожарных.

В 17 часов 44 минуты все очаги горения на разбившемся самолете были полностью ликвидированы.
Еще через 10 минут на место происшествия прибыли начальник управления пожарной охраны полковник Карпов и штаб пожаротушения УПО.

"– Не все могли без содрогания созерцать такую жуткую картину, – вспоминал Валерий Фрыгин (инженер УПО) – Многих от вида трупов и тошнотворного запаха горелого мяса сразу выворачивало. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что работать можно было только в противогазе.
Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолет-то во время падения перевернулся, и все кресла с пассажирами оказались вверх ногами, как бы на потолке.
Многие трупы были совсем без одежды, другие – только без обуви. Все это с них или сорвало потоком воздуха, или сожгло пламенем."

Другие участники тушения и чудом выбравшиеся из горящего самолета пассажиры рассказывали, что людей одним из первых начал вытаскивать второй пилот Евгений Жирнов. Потом он потерял сознание. Прибывшие санитары положили летчика на носилки и понесли, а он кричал в бреду, все рвался еще кого-то спасть. Через три дня Жирнов скончался в Березовской медсанчасти.

Фото В.В. Фрыгина

Из воспоминаний Сергея Чурилова (в 1986 году – замполит роты полка патрульно-постовой службы УВД города Куйбышев):
"- Вечером 20 октября я находился на дежурстве в поселке Береза. Неожиданно со стороны аэропорта раздался сильный хлопок, а еще через полминуты затрещала рация: всем свободным машинам срочно прибыть на взлетно-посадочную полосу. Когда мы въехали на территорию аэропорта, увидели переломившийся на две части самолет, его оторванное и горящее крыло. Еще запомнилось, что из разлома в корпусе женщина протягивала ребенка, а из своей кабины выбрался летчик, немного отдышался - и снова полез в самолет, вытащил кого-то на воздух – и снова внутрь, за пассажирами. Всего он спас несколько человек. Тем временем пожарные потушили все, что горело. А нас, прибывших по тревоге милиционеров, рассредоточили метрах в ста пятидесяти от разбившегося самолета и предупредили: за оцепление не пускать никого, кроме членов правительственной комиссии."

Утром в зал аэропорта стали пускать родственников погибших – для опознания. В числе других из Грозного в Куйбышев прилетел знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, у которого в авиакатастрофе погиб один из родственников. В тот же день специальным рейсом Аэрофлота тела жертв катастрофы были отправлены в столицу Чечено-Ингушетии.
Из 94 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета в момент катастрофы, впоследствии в живых остались 24 человека, в том числе из 14 детей – лишь один мальчик, житель Грозного Дослан Паршоев. В том рейсе он летел вместе с отцом, который во время катастрофы вынес ребенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся обратно, чтобы помочь оставшимся.

60 пассажиров и 3 бортпроводницы погибли на месте (5 человек от травм и 58 человек от отравления продуктами горения). КВС, второй пилот, бортмеханик и штурман получили легкие травмы. Второй пилот, спасая пассажиров, отравился продуктами горения и скончался по дороге в больницу. 25 пассажиров были госпитализированы (6 из них впоследствии скончались в больницах). 2 пассажира не пострадали. Всего погибло 66 пассажира (из 87) и 4 члена экипажа (из 7).

Уже примерно через две недели после трагедии Правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели десятков человек стал. командир корабля, пилот первого класса Александр Клюев.

Из специального отчета:
"Действия спасательных служб. Аварийно-спасательные работы начаты своевременно, но проведены с недостаточной эффективностью вследствие:
а) разрушения и деформации самолета;
б) интенсивного внешнего и внутрифюзеляжного пожара с образованием высоких температур и токсичных продуктов;
в) скоротечности воздействия на пассажиров поражающих факторов;
г) заклинивания и заваливания грунтом люков по правому борту;
д) перевернутого положения фюзеляжа.
Выводы комиссии, расследовавшей АП. Заключение: причиной катастрофы явились нарушение экипажем по предварительному преступному сговору правил полетов в части захода на посадку за шторкой слепого полета до недопустимо малой высоты и непринятие мер по уходу на второй круг, что привело к грубому приземлению самолета с перегрузкой выше разрушающей, разрушению конструкции и последующему пожару."

Вспоминает журналист Юрий Кандауров:
"-На следующий день, 21 октября, проводилась плановая встреча представителей высшего звена обкома КПСС с журналистами области (полным ходом шла перестройка, затеянная Михаилом Горбачёвым, поэтому партработников, очевидно, и обязали встречаться с нашим братом – представителями СМИ). Помню, день был солнечный, очень тёплый. Первое, о чём шла речь на том заседании – о происшедшей накануне катастрофе в аэропорту Курумоч. И уже тогда, то есть, спустя лишь сутки, главной причиной крушения при приземлении назывался человеческий фактор. И даже конкретно назывался виновник – вздумавший проводить дикий эксперимент в процессе посадки командир корабля.

Тогда нас настойчиво просили не рассказывать никому о происшествии. Естественно, ни о каких публикациях в газетах или сюжетах в теленовостях вообще не шла речь. Через некоторое время о катастрофе вроде бы забыли."

Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР. Он был закрытым для прессы и общественности.

Пилота признали виновным в преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) и приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, – 15 годам лишения свободы.
Потом дело было пересмотрено, и срок заключения Клюеву сократили. до 6 лет. По некоторым данным, после освобождения вплоть до 1994 года он жил в поселке Мехзавод, а затем уехал в Ульяновскую область.

Фото В.В. Фрыгина

Это пример того, как очень глупые решения могут привести к печальным последствиям!

Командир воздушного судна Александр Клюев

При снижении судна на посадку, в азартном угаре, командир экипажа закрыл шторкой обзорные окна со своей стороны. Остальные члены экипажа, второй пилот, штурман и бортмеханик не препятствовали действиям командира.

За секунду до столкновения с землей, второй пилот попытался рвануть руль на себя. От сильнейшего удара воздушного судна о взлетно-посадочную полосу все стойки шасси подломились и самолет около 300 метров протащило по бетонной поверхности. Правое крыло оторвало, левое крыло сложилось пополам. Воздушное судно перевернулось на правую сторону, а корпус раскололся пополам.

В итоге самолет оказался за пределами взлетно-посадочной полосы на грунте. Еще в тот момент, пока корпус самолета несло по бетону, на раскаленные от трения части корпуса хлынул керосин. Начался пожар.

Погибли 70 пассажиров и 4 члена экипажа. Командир судна Александр Клюев выжил и позже предстал перед судом по статье 85 УК РСФСР, часть 1 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). Его приговорили, к максимальному сроку, предусмотренному статьей, к 15 годам, но после пересмотра дела срок уменьшили до 6 лет, которые он отсидел и вышел на свободу в 1994 году.

Позднее, другой советский и российский пилот гражданской авиации Василий Ершов описывал этот случай, как пример величайшей глупости и попытку потренироваться в реальных условиях.


Авиакатастрофа пассажирского Ту-134 в Куйбышеве в 1986 году.
Авиакатастрофу засекретили.








20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев (а сейчас это Самара, аэропорт "Курумоч") потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". Сохранились фотографии этой катастрофы, сделанные начальником испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин. Надо понимать, что в советское время все авиакатастрофы были засекречены. На месте аварии тут же появлялись сотрудники КГБ, которые следили, чтобы никто не фотографировал. Одну из двух плёнок В.В.Фрыгину всё-таки удалось спрятать.

20 октября 1986 года в 15 часов 58 минут по московскому времени в аэропорту Куйбышев потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Грозненского авиаотряда Северо-Кавказского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту "Свердловск-Грозный". В момент происшествия на борту самолета находилось 85 пассажиров, в том числе 14 детей, и 8 членов экипажа.

Сразу же после аварийной посадки на борту самолета вспыхнул пожар. Аварийно-спасательной службой аэропорта и пожарными подразделениями г. Куйбышева пожар ликвидирован, спасено 16 человек из числа пассажиров и экипажа, остальные спасшиеся покинули горящий самолет самостоятельно или были вынесены экипажем. Непосредственно в момент катастрофы погибло 53 пассажира и 5 членов экипажа, госпитализировано 28 человек. Впоследствии в больницах скончалось еще 11 человек. Для расследования причин катастрофы в аэропорт Куйбышев прибыла правительственная комиссия.

Председатель Куйбышевского облисполкома В.А. Погодин".

20 октября 1986 года погода в Самаре отличная, ветер 2-3 метра в секунду. На посадку заходит самолёт ТУ-134. Но что-то не так…Самолёт заходит на посадку слишком быстро и под слишком острым углом. Самолёт буквально врезается "брюхом" о бетонную полосу, стойки шасси ломаются, его тащит по полосе, затем заносит вправо, выносит на грунт и самолёт переворачивается. Правое крыло оторвалось, а левое сложилось вдвое. Корпус переломился на две части и на раскалённые турбины двигателей из топливных баков хлынул керосин. Начался пожар. Три стюардессы сгорели заживо. Рядом с их каютой хранился кислородный баллон, у которого выбило штуцер и раскалённая струя кислорода ударила прямо в них. От стюардесс остались только фрагменты черепов и берцовых костей.

Вспоминает Сергей Чурилов, в 1986 году замполит роты полка патрульно-постовой службы УВД города Самары: "Вечером 20 октября я находился на дежурстве в поселке Береза. Неожиданно со стороны аэропорта раздался сильный хлопок, а еще через полминуты затрещала рация: всем свободным машинам срочно прибыть на взлетно-посадочную полосу. Когда мы въехали на территорию аэропорта, увидели переломившийся на две части самолет, его оторванное и горящее крыло. Еще запомнилось, что из разлома в корпусе женщина протягивала ребенка, а из своей кабины выбрался летчик, немного отдышался — и снова полез в самолет. Вытащил кого-то на воздух – и снова внутрь, за пассажирами. Всего он спас несколько человек. Тем временем пожарные потушили все, что горело. А нас, прибывших по тревоге милиционеров, рассредоточили метрах в ста пятидесяти от разбившегося самолета и предупредили: за оцепление не пускать никого, кроме членов правительственной комиссии".

Из самолёта выбежал мужчина в наручниках и отбежав от самолёта остановился. Оказалось, что из Грозного везли рецидивиста. И, хотя условия для побега были идеальными, он не стал убегать, а подождал, когда его заметят милиционеры.

Пять или шесть человек спаслись через люк в хвостовом отсеке, который открыл один из пассажиров. Но этот люк, как потом установила комиссия, стал причиной гибели ещё нескольких пассажиров, так как впереди был разлом через который шёл воздух. Создался эффект "печной тяги". Пламя и дым шли через весь салон, а так как обшивка салона выделяет при горении всякую дрянь, то пассажиры дышали этим и получали отравления.

Пожар был потушен в 17.44. На место пожара прибыли прибыли начальник управления пожарной охраны полковник А.К. Карпов и штаб пожаротушения УПО, в составе которого находился инженер этой лаборатории, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории В.В. Фрыгин, чьи фотографии мы и видим. Вот что он вспоминает: "Не все могли без содрогания созерцать такую жуткую картину. Многих от вида трупов и тошнотворного запаха горелого мяса сразу выворачивало. При этом в салоне стоял такой удушливый запах от сгоревшей обшивки, что работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мертвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолет-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами в результате оказались вверх ногами и как бы на потолке. Многие трупы были совсем без одежды, а другие — только без обуви. Все это с них или сорвало потоком воздуха или сгорело в пламени.

Вижу, на ремнях висит девочка и вроде бы шевелится – значит, она еще может оказаться живой. Я ее взял на руки и стал пробираться обратно к выходу. Тут увидел еще одного ребенка в синем комбинезоне, лежащего на полу – то есть на потолке, в тот момент ставшим полом. Там еще был воздух, и, значит, оставался шанс, что малыш выживет. Я уже нагнулся к ребенку, когда сверху прямо на меня стали падать мертвые люди. Двое рухнули прямо на малыша – здоровые такие мужики. Видимо, удерживающие их ремни расплавились, и тела один за другим посыпались на спасателей. Детей я все же вытащил, однако спасти их так и не удалось.

Я не только таскал трупы из самолета, но по долгу службы старался еще сделать как можно больше фотоснимков места происшествия. Я понимал, что они затем очень пригодятся при расследовании причин трагедии. Однако эта уникальная фотопленка чуть было не оказалась уничтоженной. Дело в том, что почти одновременно с нами на место катастрофы прибыли сотрудники КГБ. А в наступившей темноте форма пожарных и кагэбэшников выглядела довольно сходно, и, видимо, поэтому без особых препятствий со стороны сотрудников госбезопасности мне в течение 15-20 минут удалось отщелкать почти целую пленку. Я снял и обгоревший самолет, и висящие на ремнях тела пассажиров, и погрузку трупов в машины.

Но вскоре кагэбэшники спохватились. Делая очередной кадр, я услышал у себя за спиной разговор: "Это что за фотограф тут ходит? На нашего он что-то не похож. Надо выяснить". Я тут же понял: пленку надо спасть. Не мешкая ни минуты, я забежал за машину, быстро перемотал на начало почти полностью отснятую кассету и вынул ее из аппарата. Тут мимо как раз проходил один из знакомых мне бойцов пожарной охраны. Я отдал ему кассету и велел запрятать поглубже во внутренний карман, а вернуть попросил только мне лично и только по прибытии в Куйбышев.

Едва я вставил в аппарат новую пленку и сделал несколько кадров, как ко мне подошли сотрудники КГБ. Они проверили у меня документы, выслушали мои слова о том, что снимки будут нужны для следствия, но потом все-таки заставили открыть фотоаппарат и засветили пленку. Они объяснили, что разрешение на фотосъемку выдано только сотруднику их ведомства, в связи с чем предупредили меня, чтобы я со своим аппаратом около самолета больше не вертелся. Стало быть, если бы я тогда вовремя не сориентировался и не спрятал бы пленку, то снимки разбившегося в 1986 году лайнера сейчас вряд ли бы кто увидел".

Пассажиры и участники тушения вспоминают, что второй пилот ТУ-134 Евгений Жирнов вытащил из самолёта несколько человек. И когда он вытащил через пилотскую кабину женщину, то опустился на землю, сказал, что ему трудно дышать и потерял сознание. Через три дня он умер в Березовской медсанчасти.


Так что же стало причиной катастрофы? "Чёрный ящик" записал все переговоры и вскрылось невероятное. Командир экипажа пилот первого класса Александр Клюев поспорил с другими членами экипажа, что он посадит самолёт вслепую, только по показаниям приборов. Он закрыл все окна металлическими шторками и пошёл на посадку. Но пошёл под слишком крутым углом наклона и с превышенной скоростью. Расчёты показали, что шасси ударились о бетонную полосу с нагрузкой в полтора раза превышающей предел прочности. Сначала, на допросе у следователя Клюев полностью признался в споре, но потом на суде изменил показания, сказав, что перед посадкой произошла утечка топлива и отказал один из двигателей. Но эти его показания не подтвердились материалами дела и технической экспертизой. Суд дал ем у 15 лет лишения свободы. Но после ходатайства Клюева изменил ему срок до 6 лет лишения свободы.

Наоми Кэмпбелл впервые показала лицо своей дочери

Из Словакии на Мадагаскар, транзитом через Россию: путь к трону короля острова

Из Словакии на Мадагаскар, транзитом через Россию: путь к трону короля острова

Ё моё: многодетная мать чуть не лишилась пособия из-за правописания

Ё моё: многодетная мать чуть не лишилась пособия из-за правописания

Непотопляемый пират: Джонни Деппа наградили в Сербии и будут снимать во Франции

Непотопляемый пират: Джонни Деппа наградили в Сербии и будут снимать во Франции

Озорной пёс попался на краже птицы

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Новые правила медосвидетельствования, которые будут действовать с 1 марта

Кот шокировал мужчин своим появлением

25 откровений от представителей разных профессий

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Влюбленные в лыжников: как выглядят жены наших олимпийских чемпионов (21 фото)

Кризис середины жизни

Озорники: кот и дедушка подшучивают друг над другом

Озорники: кот и дедушка подшучивают друг над другом

Как развлекаются некоторые лошади

Авария дня. ДТП с двумя фурами и легковыми автомобилями в Пермском крае

Авария дня. ДТП с двумя фурами и легковыми автомобилями в Пермском крае

Родстер Mercedes-Benz SLR McLaren с небольшим пробегом ищет нового владельца

Родстер Mercedes-Benz SLR McLaren с небольшим пробегом ищет нового владельца

Фото дня: Камила Валиева выиграла короткую программу в одиночном катании на Олимпийских играх

Фото дня: Камила Валиева выиграла короткую программу в одиночном катании на Олимпийских играх

В Нью-Йорке модели вышли на подиум в клейкой ленте

Кот обожает париться в бане

Барбер, который не ищет легких путей

Под Благовещенском сотрудники ДПС гоняли по заснеженному полю голого парня и уговаривали одеться

Под Благовещенском сотрудники ДПС гоняли по заснеженному полю голого парня и уговаривали одеться

Нас не догонят: пернатый провокатор пристает к котам

Нас не догонят: пернатый провокатор пристает к котам

Ветерана спецназа КГБ и ФСБ мошенники развели на 3 миллиона

Ветерана спецназа КГБ и ФСБ мошенники развели на 3 миллиона

Секрет долголетия австралийки оказался неожиданным

Секрет долголетия австралийки оказался неожиданным

Качественный пинок под зад: таксист пропустил съезд с МКАД и подставился под фуру

Качественный пинок под зад: таксист пропустил съезд с МКАД и подставился под фуру

 Супербюджетный вариант романтического ужина для двоих

Супербюджетный вариант романтического ужина для двоих

Милота дня:кошка подружилась с рысью

Плачущие дети, горящие бомбочки и рогоносцы: самые странные фестивали разных стран мира


"Можно уже посмотреть весь календарь вторжений?": реакция на ситуацию с Украиной

Мечты сбываются: музыканты группы Ария исполнили желание фаната-гитариста

Мечты сбываются: музыканты группы Ария исполнили желание фаната-гитариста

Эффектная авария из-за гололёда

Суд оставил без изменений приговор сбившей троих детей студентке

Суд оставил без изменений приговор сбившей троих детей студентке

Российская спортсменка Анастасия Таталина о судействе в финале слоупстайла: Считаю, что меня сегодня просто засудили и это нечестно

Российская спортсменка Анастасия Таталина о судействе в финале слоупстайла: Считаю, что меня.

Памятка для комнатных Рэмбо: ошибки выживания в дикой природе

Памятка для комнатных Рэмбо: ошибки выживания в дикой природе

В Антарктиде пробурили лед и нашли там предостережение планете

В Антарктиде пробурили лед и нашли там предостережение планете

В Оренбурге стая бродячих собак атаковала мальчика

В Оренбурге стая бродячих собак атаковала мальчика

Ученые создали рыбу-робота из клеток сердца человека

Ученые создали рыбу-робота из клеток сердца человека

Смерть от зажигалки: психолог назвала признаки зависимости подростков от сниффинга

Смерть от зажигалки: психолог назвала признаки зависимости подростков от сниффинга


"И вертолетчик на крыше валяется": в Волгоградской области на селян упал беспилотник

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

Курьезный инцидент на заправке

Съёмки шестой части

Съёмки шестой части "Пиратов Карибского моря" могут быть отложены

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

17 дизайнеров, превратившие обычные предметы в настоящие произведения искусства

В Стамбуле на туристку из Казани напал турок с катаной

В Стамбуле на туристку из Казани напал турок с катаной

25 воодушевляющих доказательств того, что мир не такое уж плохое место

25 воодушевляющих доказательств того, что мир не такое уж плохое место

В Госдуме заявили, что россияне готовы отказаться от 13 зарплаты и прочих благ ради Донбасса

В Госдуме заявили, что россияне готовы отказаться от 13 зарплаты и прочих благ ради Донбасса

Читайте также: