Посадка самолета на лед

Обновлено: 08.07.2024


Карта полета с "Википедии"


Утро после "приводнения"

Согласно данных американского радиоперехвата, пилот Басов попытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60.
Первая из них прошла мимо, а другая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, осколками заклинило турбину одного из четырех двигателей.

Место, куда попала шрапнель с ракеты

На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла самолета — этот кусок планировал с большой скоростью и был воспринят советскими офицерами как крылатая ракета или кассета со шпионским оборудованием. Эту цель наконец сбил упоминавшийся в начале рассказа Слободчиков.

Следы поражения снаружи салона

Следующий час аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте вдоль всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, приземлился в наступающую темень на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.

Закрылки "боинга" випущенные в посадочной конфигурации

Финские источники сообщают, что все это время советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Однако тот же Царьков говорит, что наконец-то самолет обнаружил еще один поднятый на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефова.

Место в криле, куда попала ракета Босова

Пилот пытался показать корейцу дорогу до аэропорта Африканда, но тот отстал от истребителя и сел на замерзшее озеро.
Сам Керефов вспоминает, что чуть не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил "боинг" приземлится на лед Корпиярви.


То же самое крыло

К лайнеру на берегу озера начали прибывать советские вертолеты. Все 107 выживших пассажира были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров.
23 апреля 1978 года в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и перевезла их в Хельсинки.

Следы от шасси?


Конец апреля 1978 года

Аварийная посадка Як-40 на лёд Оби Як-40, Авария, Аварийная посадка, Хэппи-энд, Длиннопост

Аварийная посадка самолета Як-40 СССР-87493 Колпашевского ОАО на лед протоки реки Обь Томской области 8 января 1985 года. Выполнялся регулярный рейс Новосибирск-Стрежевой. Из-за сложных метеоусловий аэродром Стрежевой не принимал, самолет ушел на запасной аэродром Нижневартовск. Из-за неверной работы топливомера(завышение на 800 литров), Як-40 полностью выработали топливо. Самолет совершил аварийную посадку на ледяной покров протоки р.Обь. Самолет не получил критических повреждений, члены экипажа и пассажиры целы и невредимы. КВС Резин Виктор Константинович, второй пилот Лабутин Сергей Алексеевич, бортмеханик Сычёв Василий. В момент касания основные стойки не встали на замки и после остановки сложились, самолет присел на хвост. Пассажиры и экипаж вертолетами ПСО были эвакуированы в Нижневартовск в течении 2 часов после посадки.

Случай описан в заметке соб.кора по Томской области Л.Левицкого "Иду на вынужденную" - на 6 странице газеты "Известия" от 20 февраля 1985г. (Спасибо Александру Федорченко).
Резин Виктор Константинович, к глубокому сожалению, скончался. Вечная память пилоту от бога! Лабутин Сергей Алексеевич послужил на разных должностях ГА, был руководителем ЗСУ ВТ. Про бортмеханика Сычева Василия ничего не знаю. Кто был бортпроводником тоже. Постараюсь найти подшивку "Известий" уточню.

Широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 767-300 авиакомпании Icelandair совершил впечатляющий перелет из Рейкьявика в Антарктиду с посадкой на лед.

Авиалайнер, который обычно перевозит сотни пассажиров между Исландией и Америкой, направили на Южный полюс, чтобы забрать исследователей с норвежской антарктической станции Тролль.

Поскольку авиалайнер летел на другую часть света, за полярниками отправили усиленный экипаж в составе шести пилотов, тринадцати бортпроводников и одного техника на случай возникновения неисправностей. В стандартной ситуации самолетом управляет два пилота.

По пути в Антарктиду Boeing 767-300 сделал промежуточную посадку в Южной Африке — аэропорту Кейптауна.

Для приема самолета на льду Антарктиды подготовили импровизированную взлетно-посадочную полосу. Для этого с поверхности убрали неровности и создали шероховатости, чтобы между шасси и льдом возникло сцепление, и самолет не занесло.

С аэродрома у станции Тролль Boeing 767-300 взял курс на Осло. Однако для заправки потребовалось вновь сделать посадку в Кейптауне.

Большие пассажирские самолеты не являются частыми гостями на Южном полюсе. В последние годы авиалайнеры типа Boeing 767 используют для ротации российских полярников со станции Новолазаревская.


Следственный комитет возбудил уголовное дело после экстренной посадки пассажирского самолета в Иркутске. Проблемы у рейса Магадан – Новосибирск начались сразу после взлета. Пилоты на несколько минут практически полностью потеряли управление. Жизнь двухсот пассажиров и семи членов экипажа была под угрозой, возможно из-за некачественной антиобледенительной жидкости. Это сейчас одна из основных версий. В аэропорту вылета проверяют работу наземных служб. Экипаж временно отстранен.

Аварийный борт сейчас на стоянке в Иркутске. Его осматривают следователи, изучают документацию. То, что этот рейс закончился благополучно, пассажиры до сих пор считают чудом.

Airbus A321neo, рейс 5220, терпит бедствие над магаданскими сопками. Так это выглядит из пассажирского салона. На борту 202 пассажира и 7 членов экипажа. Самолет стремительно теряет высоту, проваливаясь все ниже и ниже. Проблемы возникли почти сразу после взлета. Командир экипажа доложил диспетчеру об обледенении и о том, что решил вернуться в аэропорт вылета.

Приемник воздушного давления забился льдом сразу же, из-за этого отключился автопилот. Стремительно покрывались ледяной коркой крыло и воздухозаборники двигателей.

Самолет стал неуправляемым. По данным бортовых самописцев, как утверждает издательство "Коммерсантъ", он раскачивался из стороны в сторону, крены достигали 47 градусов. Лайнер задирал нос до 44 градусов, а затем вдруг резко опускал его, переходя в пикирование. За 4 минуты самолет провалился больше чем на 2,5 километра. В какой-то момент его вообще развернуло на 180 градусов. И вот в таком режиме неконтролируемого полета летчикам все-таки удалось вернуться в Магадан.

Но там уже изменилась погода, поднялась метель. Да и вес у самолета слишком большой, полные баки керосина — садиться нельзя. Командир отменяет сигнал тревоги и берет курс на запасной аэродром — на Якутск. Выше 3 тысяч метров лайнер уже не поднимался. Над Якутией командир решает лететь дальше, рассчитывает дотянуть до Иркутска.

Бортовая противообледенительная система вроде бы начала сама справляться — горячим воздухом отогрела кромку крыла. И, наконец, спустя 4,5 часа адреналинового полета, аэробус благополучно приземлился.

Сразу же возникли предположения, что лед на крыле и на воздухозаборниках двигателей стал нарастать из-за плохой обработки перед вылетом. Возможно, в Магадане борт полили не тем составом. В антифриз вместо пропиленгликоля, например, могли добавить спирт — ради удешевления. Нормативная обработка стоит около 6 тысяч долларов. Спирт же просто испарился, оставив крыло беззащитным перед мокрым снегом.

"В Магадане были интенсивнейшие ливневые осадки из снега, состоящие из мокрого снега, что влекло за собой обледенение. Право обработки самолета принадлежит командиру корабля", — отметил президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

При этом командир воздушного судна утверждает, что не мог визуально проконтролировать выполнение работы — крыло самолета из кабины не видно. Это подтверждают и авиаэксперты. Чем поливали аэробус, будут разбираться следователи. Они проводят проверку по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Свое расследование начала и Росавиация. Понятно, что выводы будут сделаны самые серьезные, ведь все могло завершиться трагически.

"Инцидент крайне тяжелый и опасный. Он является предпосылкой к катастрофе. Надо его расследовать самым тщательным образом. До катастрофы были секунды", — отметил Олег Смирнов.

Авиакомпания S7 временно отстранила от работы экипаж, который и совершил вынужденную посадку в Иркутске. Также на время расследования авиакомпания ужесточит контроль за наземным обслуживанием самолетов в аэропорту Магадана.

Читайте также: