Посадка самолета на пену

Обновлено: 05.10.2024

Авиационный журнал о достижениях авиационной промышленности, технологиях и отраслевых тенденциях. Образован в 1998 г.

Свежие записи

Популяные рубрики


Идея заливать пеной ВПП

– Но так ли она эффективна? – Почему она так прижилась в аварийных службах крупных аэропортов, что до сих пор в России, ни один пожарный автомобиль не приобретается без специальной установки для покрытия ВПП пеной?

Во всех документах, которые описывали данную процедуру в советское время приводится три основных фактора, которые оправдывали эффективность её применения:

  1. Уменьшение степени повреждения конструкции самолёта, из-за скольжения по пене.
  2. Уменьшение вероятности воспламенения авиатоплива и скорости распространения пламени, из-за изолирующих свойств пенного слоя.
  3. Эффект искрогашения в пене.

Никаких других положительных факторов или плюсов для применения данного метода, так и не нашлось.

Советскими документами прошлого века были установлены основные требования и параметры пенного слоя, которые необходимо обеспечить, для эффективности процедуры:

  • Минимальная толщина – 5 сантиметров.
  • Ширина и длина пенной полосы должны соответствовать типу ВС и характеру отказа шасси.
  • Покрытие не должно иметь разрывов.
  • Запас времени от принятия решения на покрытия ВПП пеной до момента приземления должен составлять не менее 50 минут.
  • Нецелесообразность нанесения пены при отрицательных температурах, сильном ветре или осадках.
  • Покрытие должно наноситься на разные участки ВПП, на разном удалении от торца – в зависимости от характера повреждений шасси и мнения экипажа.

Неопределённость

Сложность процедуры

На самом деле, даже в советское время люди не отрицали сложность и трудоёмкость всего этого, простого на первый взгляд, процесса. Поэтому постоянно проводились изыскания/рассуждения о различных решениях – как сделать нанесение пенных полос менее трудоемким и более быстрым процессом.

В качестве новаторских решений предлагалось, следующее:

  • Привлечение взаимодействующих сил и средств пожарной охраны МВД СССР.
  • Использование вспомогательной и другой техники в аэропорту для нанесения пенных полос (например, списанных топливозаправщиков).
  • Выделение отдельных, специальных аэродромов, предназначенных для аварийных приземлений на пенную полосу и т.п..

Почему внедрялась процедура

Какой эффект от пены

– Посмотрите видео аварийного приземления Fokker 100 в Астане в 2016 году: самолёт без передней стойки приземляется на ВПП, на которой нанесена пенная полоса. – Пожара нет, все живы всё хорошо.

– На кадрах из Мьянмы, где в 2019 году без передней стойки садился Embraer 190 и пенную полосу не наносили. – Тоже нет разрушений или пожара, все живы. Очередное подтверждение выводов, выше.

– На видео с возгоранием DC-10 во Флориде, США в 2016 году видно, что приземление не было аварийным до момента подлома основной стойки шасси и дальнейших разрушений, которые и вызвали пожар.

Обратите внимание на два момента: 1 – если на самолёт производятся такие воздействия, приводящие к его разрушению, то маловероятно, что он останется на ВПП; 2 – вытекающее топливо воспламеняется ещё до того, как попадает на землю. То есть, и в первом и втором случае очевидно, что пена на ВПП не помогла.

– Посмотрите знаменитые кадры посадки А320 в Лос-Анджелесе в сентябре 2005 года, с носовой стойкой, развернутой под 90 градусов: куча искр, стойка почти стёрлась, но пожара так и не произошло, всё обошлось, без жертв.

ИКАО полностью отказалось от регулирования этой процедуры!

Пенная процедура – наше! …На века.

Экспертное мнение

Во-вторых, в новых ФАП абсолютно нет никаких требований, касающихся принятия решения или ограничений по нанесению пены на ВПП. По советским документам решение принимал руководитель аварийно-спасательных работ – человек из руководящего состава авиапредприятия, куда в том числе входил и авиационный отряд с самолётами и пилотами. По ИКАО решение принимается командиром воздушного судна. – По ФАП-517 такое решение должно снизойти из ниоткуда…

В-третьих, в современных реалиях аварийные службы по факту не тренируются наносить полноразмерные пенные полосы, а выполнение посадки на пену отсутствует в программах подготовки пилотов.

Всем знакомы видеоролики с учениями СПАСОП, где пожарные машины наносят пену с помощью специальных устройств… – Это нельзя назвать полноценной тренировкой! Размеры таких полос не соответствуют даже минимальным размерам из требований, ведь, наносить тонкий и ровный слой пены гораздо сложнее, чем просто навалить её кучей на небольшом отрезке. …Для показухи!

Простая арифметика

Если толщина наносимого слоя будет больше, чем расчётная величина – пены просто не хватит – раствор закончится раньше того, когда будет покрыт необходимый участок. И наносить пену в несколько проходов не так то и просто – найдите видео пожарных с Украины, которые тоже всё ещё пользуются устаревшей методикой. На видео: ветер сносит поток пены и между полосами образуется недопустимый разрыв. А в большинстве случаев, по соображениям экономии, тренировки/занятия проводят на небольших участках и часто, вообще без пены, как на видео из Минеральных Вод (тоже, есть в сети).
Для чего такие тренировки непонятно даже тем, кто тренируется!

О тренировке пилотов

– На одном из видео в сети: аварийный Боинг злосчастной FedEx приземлился ночью в Лос-Анджелесе с отказом основной стойки. Приземлился благополучно.

– А вот, если бы ему закрыли осевую разметку на полосе пеной – это была бы помощь или вред? – Ночью на легковой машине на дороге без разметки, на скорости 40 км/ч уже чувствуется дискомфорт, из-за неуверенного восприятия габаритов, а тут самолёт с отказавшим шасси на скорости около 200 км/ч, да с проблемами управляемости на земле… Понимаете, теперь, текст ИКАО?! – Нет данных о том, что наличие на ВПП пены с психологической точки зрения благоприятно действует на пилотов.

Интересный факт


Специалистам СПАСОП

В Домодедово разбираются в обстоятельствах аварийной посадки самолета Embraer с неисправным передним шасси.

В Подмосковье сыщики проводят проверку по факту аварийной посадки самолета Embraer в аэропорту Домодедово. Организован комплекс необходимых проверочных мероприятий. Устанавливаются обстоятельства и причины случившегося. К работам с воздушным судном привлекли наземные службы аэропорта.

Сегодня вечером самолет, на борту которого находились 28 пассажиров и 5 членов экипажа, совершил посадку с неисправным передним шасси. Самолет получил повреждения, но не загорелся.

Как отмечает ТАСС, экстренные службы обработали полосу специальной пеной. В результате самолет с невыпущенными передними шасси совершил довольно мягкую посадку.

Никто из пассажиров Embraer, который прилетел в столицу из Ульяновска, не пострадал. После инцидента одну из двух полос аэропорта закрыли. Серьезных задержек рейсов не было.

Многие слышали, что при возникновении чрезвычайных ситуаций в аэропорту заливают пеной взлетно-посадочную полосу. Но мало кто видел, как это происходит.

В аэропорту постоянно дежурят несколько пожарных расчетов. По нормативу первый расчет должен прибыть к месту происшествия в течение трех минут. Иногда требуется не просто приехать к самолету, но и обеспечить покрытие взлетно-посадочной полосы пеной.

Это делают, чтобы исключить возникновение пожара на воздушном судне в месте касания и пробега самолета на земле до погашения скорости движения.

Пена препятствует образованию искр и снижает концентрацию горючих веществ, которые могут вытекать из воздушного судна.

Для покрытия пеной используется аэродромный пожарный автомобиль. Он оснащен лафетным стволом, установкой для покрытия взлетно-посадочной полосы огнегасящей пеной, защитой днища автомобиля, двойным запасом пенообразователя и углекислотной установкой пожаротушения. Струи пены разбрызгиваются сразу из шести патрубков.

Также к месту происшествия выезжают аварийно-спасательный автомобиль, оперативная машина с руководителем аварийно-спасательных работ, машины скорой помощи и медицины катастроф. Для того, чтобы все службы были в постоянной готовности, для них проводят регулярные тренировки.

Желаю всем безопасных полетов!

Спасибо за внимание и лайки. Заходите на мой канал о путешествиях по России и авиации . Подписывайтесь , чтобы не пропустить свежие материалы.

К учениям были привлечены все аварийно-спасательные подразделения, используемые при возникновении чрезвычайных ситуаций. Было задействовано 200 спасателей, 35 единиц техники, в том числе транспортный самолет Ан-26 и вертолет Ми-8 Вооруженных Сил Украины.

Это не первое подобное мероприятие, на котором мне удалось побывать. В мае 2015 года в Борисполе уже проходили подобные учения, но эти, безусловно, намного более масштабные и зрелищные.

1. Посмотреть на событие были приглашены журналисты, фотографы, споттеры, персонал аэропорта, а так же представители органов управления авиационной отраслью, аэропортов, авиакомпаний и взаимодействующих структур.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

2. Свое место занимают пожарные машины .

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

4. . и другая техника всех видов.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

5. Даже багажная лента понадобилась.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

6. Тягач и водило.

Тягач и водило

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

8. Автомобили скорой помощи.

Автомобили скорой помощи в Борисполе

Начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов МА Борисполь Александр Козубенко

Руководитель аэропорта Борисполь Евгений Дыхне

11. Для любителей точности были вывешены плакаты с детальными картами учений.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

12. Еще один плакат.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Ту-154Б-2

14. Посмотрим на рулежку полосы 18R-36L. Эта полоса используется значительно реже, чем новая 18L-36R.

рулежка полосы 18R-36L

15. Вертолет Ми-8 использовался для авиационного поиска воздушного судна, которое (по легенде) осуществило аварийную посадку в 5 км от взлетной полосы.

Вертолет Ми-8

16. Вертолет обнаружил обломки самолета.

Вертолет обнаружил обломки самолета

17. Горят по-настоящему, пожарные имитируют пострадавших.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

18. Пожарная машина прибыла на место предполагаемого крушения.

Пожарная машина прибыла на место предполагаемого крушения

19. Довольно реалистичный пейзаж.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

20. Спасатели добрались до обломков.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

22. Все выглядит очень натурально!

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

23. Эвакуация раненых.

Эвакуация раненых

24. Скорая помощь готова принять пострадавших.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

25. Далее происходит наземный поиск обломков, который помогут в расследовании инцидента.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

26. Суровый вертолет.

Суровый вертолет

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

28. Автомобили ГСЧС возвращаются с задания. Хорошо фотографировать автомобили с включенными фарами в пасмурную погоду.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

29. Это только часть техники, которая принимает участие в учениях.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

30. Интересно, что в эти дни аэропорт Борисполь принимал участие в хасидской программе. Boeng 757 Privelege Style привез гостей из Тель-Авива, которые направятся в Умань праздновать Новый Год.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Посадка самолета на пену!

Далее, по легенде, самолет должен был осуществить проход на полосой для визуального контроля шасси.

Посадка самолета на пену

32. Пеногенератор на полосе, создание пенной подушки.

Пеногенератор на полосе, создание пенной подушки

33. Посмотрим на этот процесс поближе.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

34. Пенная подушка готова!

Пенная подушка готова

35. Наконец, изюминка учений — посадка самолета на пену!

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Правда, касание произошло заранее, и фактически был осуществлен просто пробег по пенной подушке. Но это неудивительно, так как иные сценарии были бы совсем фантастичные.

36. Небольшая пауза, и мы поменяли дислокацию. Теперь будут демонстрировать тушение авиадвигателя. Дым был качественный, представляю что подумали пассажиры самолетов, которые садились или взлетали из Борисполя.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

37. Тушение горящего авиационного двигателя.

Тушение горящего авиационного двигателя

38. Затем пожарные взялись тушить многострадальный учебный Ту-154Б-2.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

39. Тушение осуществлялось сразу двумя пожарными машинами.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

40. Эвакуация пассажиров через аварийный выход. И тут нечто новое! Внезапное задымление кабины пилотов!

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Спасатели с успехом нейтрализовали задымление.

Кстати, если в прошлый раз из самолета спасали одетые мешки с песком, то в этот раз на поле выходили реальные люди. Которые неподдельно радовались спасению.

41. Автомобили скорой помощи принимают пострадавших.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

42. Все необходимое оборудование было вывезено на точку предполагаемого крушения.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

43. Начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов Александр Козубенко сообщает о следующих этапах учений.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Кстати, организация была отличная. Нам всегда сообщали заранее об интересных моментах.

44. Теперь, по легенде, самолет упал на строения, что вызвало пожар. К зданиям немедленно отправились спасатели.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

45. Оцените масштаб, и это только малая часть техники.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

46. Для учений заранее завалили старую вышку. Участник учений решил заснять происходящее на память. Понятное дело — такой экшн не часто увидишь.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

47. Тушение горящего здания.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

48. Несколько минут, и загорелась упавшая вышка.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

49. На место прибыли спасатели Мобильного Спасательного Центра ГСЧС Украины.

Спасатели Мобильного спасательного центра ГСЧС Украины

50. Подразделения химзащиты оперативно запускают оборудование и разведывают обстановку.

Подразделения химзащиты

Подразделения химзащиты

52. На место прибывают пожарные.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

53. Начало тушения.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

54. По легенде, под завалами оказались люди. Для их поисков была задействована кинологическая служба.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

55. Пес быстро обнаружил пострадавших и залаял. Но для их эвакуации нужно задействовать спецсредства. Железобетон пилили довольно колоритно.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

56. В данном случае пострадавших эвакуировали на квадроцикле.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

57. Затем в ход пошли гидравлические ножницы.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

Пожар потушен, раненые доставлены в штаб.

58. Видавший всякое Ту-154Б-2 уже подсох, и ждет новых приключений.

Учения аварийно-спасательных служб в Борисполе

59. По итогам учений прошел брифинг в Терминале Б, там удалось немного согреться.

брифинг в Терминале Б

Учения прошли на отлично! Такого масштабного зрелища я давно не наблюдал. Надеюсь, что вам тоже понравилось.

Читайте еще:

Карпатский трамвай 75 лет назад начались массовые депортации немцев в СССР З 25-ю річницею Незалежності України! Болехов Первый официальный споттинг в Харькове

Не пропустите интересный пост! Добавляйтесь в друзья: LiveJournal и Facebook!

Читайте также: