Посадка самолета на закате

Обновлено: 27.08.2024

Прекрасная подборка фотографий самолетов

С самого зарождения цивилизации, человек мечтал научиться летать. Мечты о небе и полетах вдохновляли и стимулировали многих ученых на протяжении не одного века. Люди неоднократно предпринимали попытки взлететь в воздух, доказательством этого является греческая механическая птица (400 год до н.э) и зафиксированный полет человека на воздушном шаре в Китае (559 год). Однако, только после того, как 21 ноября 1783 года, два храбрых француза Пилатр де Розье и маркиз д'Арланд совершили свой знаменитый полет на воздушном шаре, мечты о небе перестали быть несбыточными.

На сегодняшний день возможности человека ощутить на себе вкус полета значительно выросли. Существует не только большое количество пассажирских самолетов, но и специальные летательные аппараты, позволяющие насладиться небом в одиночестве и почувствовать себя настоящей птицей.
Если говорить об авиации и воздухоплаванье сквозь призму фотографического искусства, то, несомненно, осуществимость полета в воздухе открыла перед нами новые горизонты и подарила возможность взглянуть на мир по-новому, с необычного ракурса. Именно полетам, авиации и вдохновляющим фотографиям с высоты птичьего полета и посвящена подборка фотографий в данной статье.

Простым смертным можно попасть на ВПП Кольцово всего пару раз в год — поснимать самолеты

Обычно его организуют в Кольцово всего пару раз в год. Кроме хедлайнера, Airbus'а, любители самолетов смогли сфотографировать вылет огромного Boeing 747, посадку борта ВВС России и другие самолеты.

Прямо во время споттинга на взлетно-посадочной полосе екатеринбургского аэропорта начались пожарные учения. Наземные службы Кольцово отрабатывали тушение самолета.

Простым смертным можно попасть на ВПП Кольцово всего пару раз в год — поснимать самолеты

Обычно его организуют в Кольцово всего пару раз в год. Кроме хедлайнера, Airbus'а, любители самолетов смогли сфотографировать вылет огромного Boeing 747, посадку борта ВВС России и другие самолеты.

Прямо во время споттинга на взлетно-посадочной полосе екатеринбургского аэропорта начались пожарные учения. Наземные службы Кольцово отрабатывали тушение самолета.

Те, кто живет в районе аэропортов, знают: чаще всего взлетающие лайнеры взмывают вверх по крутой траектории, будто бы стараясь как можно скорее уйти от земли. И действительно – чем ближе земля, тем меньше возможности среагировать на чрезвычайную ситуацию и принять решение. Посадка – другое дело.

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

Современный реактивный пассажирский лайнер предназначен для полетов на высотах примерно 9−12 тысяч метров. Именно там, в сильно разреженном воздухе, он может двигаться в наиболее экономичном режиме и демонстрировать свои оптимальные скоростные и аэродинамические характеристики. Промежуток от завершения набора высоты до начала снижения называется полетом на крейсерском эшелоне. Первым этапом подготовки к посадке будет снижение с эшелона, или, иными словами, следование по маршруту прибытия. Конечный пункт этого маршрута — так называемая контрольная точка начального этапа захода на посадку. По-английски она называется Initial Approach Fix (IAF).

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

Шасси, закрылки и экономика

21 сентября 2001 года самолет Ил-86, принадлежавший одной из российских авиакомпаний, произвел посадку в аэропорту Дубаи (ОАЭ), не выпустив шасси. Дело закончилось пожаром в двух двигателях и списанием лайнера — к счастью, никто не пострадал. Не было и речи о технической неисправности, просто шасси… забыли выпустить.

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

1. Закрылки. 2. Интерцепторы (спойлеры). 3. Предкрылки. 4. Элероны. 5. Руль направления. 6. Стабилизаторы. 7. Руль высоты.

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

Экипаж злополучного Ил-86 тоже воспользовался новой методикой и выпустил закрылки до шасси. Ничего не знавшая о новых веяниях в пилотировании автоматика Ил-86 тут же включила речевую и световую сигнализацию, которая требовала от экипажа выпустить шасси. Чтобы сигнализация не нервировала пилотов, ее просто отключили, как выключают спросонья надоевший будильник. Теперь напомнить экипажу, что шасси все-таки надо выпустить, было некому. Сегодня, правда, уже появились экземпляры самолетов Ту-154 и Ил-86 с доработанной сигнализацией, которые летают по методике захода на посадку с поздним выпуском механизации.

По фактической погоде

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

Встреча с землей: как сажают самолеты Самолет, Посадка, Длиннопост

Однако сегодняшние мировые тенденции авиаконструирования и пилотирования отдают предпочтение посадке с перегрузкой 1,4−1,5 g. Во-первых, такие посадки безопаснее, так как приземление с выдерживанием содержит в себе угрозу выкатывания за пределы полосы. В этом случае практически неизбежно применение реверса, что создает дополнительный шум и увеличивает расход топлива. Во-вторых, сама конструкция современных пассажирских самолетов предусматривает касание с повышенной перегрузкой, так как от определенного значения физического воздействия на стойки шасси (обжатие) зависит срабатывание автоматики, например задействование спойлеров и колесных тормозов. В воздушных судах старых типов этого не требуется, так как спойлеры включаются там автоматически после включения реверса. А реверс включается экипажем.

Есть еще одна причина различия стиля посадки, скажем, на близких по классу Ту-154 и А 320. Взлетные полосы в СССР зачастую отличались невысокой грузонапряженностью, а потому в советской авиации старались избегать слишком сильного давления на покрытие. На тележках задних стоек Ту-154 по шесть колес — такая конструкция способствовала распределению веса машины на большую площадь при посадке. А вот у А 320 на стойках всего по два колеса, и он изначально рассчитан на посадку с большей перегрузкой на более прочные полосы.

Неприятности у самой земли

И все-таки по-настоящему жесткие посадки, а также прочие неприятности на финальном отрезке полета случаются. Как правило, к авиапроисшествиям приводит не один, а несколько факторов, среди которых и ошибки пилотирования, и отказ техники, и, конечно же, стихия.
Большую опасность представляет так называемый сдвиг ветра, то есть резкое изменение силы ветра с высотой, особенно когда это происходит в пределах 100 м над землей. Предположим, самолет приближается к полосе с приборной скоростью 250 км/ч при нулевом ветре. Но, спустившись чуть ниже, самолет вдруг наталкивается на попутный ветер, имеющий скорость 50 км/ч. Давление набегающего воздуха упадет, и скорость самолета составит 200 км/ч. Подъемная сила также резко снизится, зато вырастет вертикальная скорость. Чтобы компенсировать потерю подъемной силы, экипажу потребуется добавить режим двигателя и увеличить скорость. Однако самолет обладает огромной инертной массой, и мгновенно набрать достаточную скорость он просто не успеет. Если нет запаса по высоте, жесткой посадки избежать не удастся. Если же лайнер натолкнется на резкий порыв встречного ветра, подъемная сила, наоборот, увеличится, и тогда появится опасность позднего приземления и выкатывания за пределы полосы. К выкатываниям также приводит посадка на мокрую и обледеневшую полосу.

Человек и автомат

Читайте также: