Посадка самолета с одним двигателем

Обновлено: 05.10.2024

вот в сводках частенько передают, совершил аварийную посадку в связи с отказом двигателя, объясните как может самолет лететь с одним работающим двигателям, ведь получается тяга только с одной стороны. разве его не должно начинать крутить?

morece

Новичок
Усталый мудрый кот

morece

Новичок

Lukas

Старожил

сразу вспоминается анекдот:
Летят рядом Б-52 и F-16, пилот истребителя колбасится как может, вокруг бомбардировщика петли и бочки крутит, а тот себе невозмутимо прет по прямой и не шелохнется. Наконец пилот F-16 в эфир выдает: "Видал, как я могу? А ты что можешь?"
- Я тоже могу сделать то, что ты никогда не сможешь
- А ну, покажи!
- Смотри.
Б-52 еще 5 минут, не шелохнувшись, продолжает переть вперед. Наконец, пилот F-16 не выдерживает:
- Ну, и что же ты такого сделал?
- Вырубил пару движков и сходил в туалет отлить"

Fox511

Сигма = Е * эпсилон

Енти самолеты, туды их в качель, не то что садятся на одном двигателе, они еще и взлетают порой таким макаром. И ведь не кружит их ничо!

Topper

Старожил

morece, в общем, если двигатели рядом, как на истребителях, например, то требуется только увеличение режима оставшегося двигателя. Скажем, в РЛЭ МиГ-31 было написано, что посадка с одним работающим двигателем выполняется "без особенностей" - разворачивающий момент незначителен. У самолётов, двигатели которых разнесены на расстояние, достаточное для создания разворячивающего момента, таковой момент компенсируется управляющей поверхностью, как раз для этого и предназначенной, т.е. рулём направления. А вот уже возникающий при этом снос компенсируется поправкой в курс полёта.
Частный случай - это посадка очень-многодвигательных самолётов на одном двигателе. Не могу утверждать точно, но восьмидвигательный Б-52 на одном работающем двигателе приземляется очень печально.

По предварительным данным, Ан-24 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, столкнулся со стоящим рядом зданием и загорелся. В результате погибли два пилота, пассажиры получили травмы. Первой причиной аварии называют отказ одного двигателя, но и ошибку пилотов никто не исключает. Вопрос, который возникнет у любого человека — зачем возвращаться, если самолёт продолжал лететь? И можно ли вообще продолжать полёт на одном двигателе?

Оценивать происшествия всегда трудно. Кто-то будет говорить, что виновата техника, кто-то ссылается на человеческий фактор и недостаточную подготовку экипажа.

Кажется, что любое отклонение от привычного сценария ведёт к катастрофе. Помните, как 15 июня в аэропорту Краснодара Boeing 737-800 авиакомпании S7 совершил жёсткую посадку и задел полосу хвостом? Мы точно знаем, что самолет должен садиться на шасси, тогда как объяснить эту ситуацию с боингом, ведь всё закончилось хорошо?

Мы решили объяснить самые частые страшилки, а для начала напомнить, что самолёт, по статистике, самый безопасный вид транспорта, все системы и механизмы которого спроектированы и сделаны с многократным запасом. Ежедневно в мире десятки тысяч самолётов взлетают и садятся штатно, но в новостях об этом не пишут. Никто не будет читать новость о том, что самолёт такой-то по маршруту такому-то взлетел по расписанию, а приземлился даже с опережением, — во время полёта на борту не закончился томатный сок. Тем не менее, происшествия случаются.

Что будет, если откажет один двигатель?

Пилоты проходят обучение и тренировки не только на тренажерах, но и в реальных полётных условиях: делают несколько взлетов и посадок с одним работающим двигателем. Поэтому все пилоты должны быть к этому подготовлены.

В целях безопасности, конечно, при отказе двигателя пилоты стараются как можно быстрее посадить самолёт. Если отказ происходит при взлёте или сразу после, ближайший аэродром — это аэродром вылета, потому обычно возвращаются на него. Двигатели нужны не только для полёта, но и для торможения на земле. Если работает только один двигатель, тормозить сложнее, для полной остановки нужно больше длины полосы, чем обычно. Осложняет ситуацию и большая масса самолёта, ведь у него полные баки топлива, которое он не успел выработать. Чем тяжелее самолёт, тем большее расстояние нужно ему для полной остановки, как у автомобиля.

Поэтому большие самолёты при отказе одного двигателя подолгу кружат в воздухе перед посадкой — вырабатывают топливо. Или вовсе по решению командира воздушного судна продолжают полёт в пункт назначения. В таком случае пассажиры могут даже не узнать, что долетели на одном двигателе. Может быть, это было однажды и с вами, а вы не в курсе.

Все двухдвигательные самолёты, допущенные к полётам, не только могут, но и должны продолжать полёт с одним двигателем на любом этапе. Это обязательное условие их проектирования и сертификации. И вообще самолёт не падает камнем вниз, даже если откажут оба двигателя. Он опирается на воздух и может планировать ещё какое-то время.

Можно ли самолёту задевать полосу хвостом?

В большинстве случаев причиной становится ошибка экипажа: слишком резкий взлёт, либо слишком высоко задранный нос при посадке. Но на современных самолётах системы автоматические, и вероятность тейлстрайка сведена к минимуму.

Иногда причина в неблагоприятные погодных условиях. В любом случае, если самолёт задел полосу хвостом, ему грозит ремонт повреждённой обшивки.

А если в двигатель залетят птицы, как в фильме?

Зависит от размера птицы и их количества этих самых птиц. Одно можно сказать наверняка — птица, к сожалению, погибнет. Что касается самолёта: если маленькая птица попадёт в двигатель, то ничего заметного не произойдёт, просто после полёта нужно будет осмотреть двигатель на повреждения. Более крупная птица может привести к остановке двигателя. Но как мы уже знаем, современный самолёт может и должен летать на одном двигателе.

Ситуация, которая случилась в Нью-Йорке в 2009 году, когда самолёт столкнулся с целой стаей уток и оба двигателя вышли из строя — исключительная. Тогда всё закончилось хорошо — самолёт благополучно посадили на реку Гудзон.

Все аэропорты борются с птицами всевозможными способами. От самых примитивных — пугал, развешивания зеркал, установки деревянных человеческих силуэтов, до трансляции записей криков хищных птиц, холостых выстрелов из пушек, использования пиротехники и химических веществ. Кроме того, вы, возможно, замечали, что на вращающемся валу реактивных двигателей всегда нарисована спираль. Первое её предназначение — безопасность, чтобы любому человеку сразу было видно, работает двигатель или нет. Второе — именно отпугивание птиц. Вращающаяся спираль выглядит мерцающей и отгоняет птиц в воздухе.

Разгерметизация — звучит страшно

Да, реактивные самолеты летают на такой высоте, где воздух уже достаточно разрежен, и дышать им сложно. Поэтому наружный воздух искусственно загоняется в самолет, чтобы создать там давление. Оно, конечно, ниже, чем на земле.

Разгерметизация означает, что произошла утечка воздуха из салона, внутрь попал воздух снаружи, и салон перестал быть герметичным. В таком случае выпадают кислородные маски, у каждого пассажира они автономные. Именно поэтому, по инструкции, нужно сначала дернуть маску на себя, а потом уже надевать. Когда вы дергаете за маску, включается генератор, который находится в панели над головой и вырабатывает кислород. Запас неограничен, поэтому не стоит бояться, что все подышат, и вам не хватит. У пилотов и бортпроводников есть отдельные кислородные баллоны, которые не зависят от других бортовых систем. Это для того, чтобы пилоты вас точно довезли.

При разгерметизации самолет первым делом снижается на высоту около 3000 метров. На этой высоте атмосферное давление примерно равно тому, которое поддерживается в салоне самолета. Тут уже можно дышать и, в принципе, продолжить движение. Но на такой высоте сопротивление воздуха сильнее, топливо расходуется больше, да и пассажирам не очень комфортно лететь в масках. Поэтому пилоты садятся на ближайший аэродром. Так что если помимо разгерметизации ничего не произошло, считайте это веселым приключением. Главное, сначала надеть маску на себя, а затем на ребёнка, и не пытаться одновременно заедать стресс бутербродом.

Мы сядем без шасси?

Процедура в этом случае примерно такая: у пилотов загорается сигнал, они пытаются еще несколько раз выпустить шасси, если не получилось, при заходе на посадку они рассказывают об этом диспетчеру и просят его посмотреть, как там дела. Сами они не могут точно знать, выпустились шасси или нет. Вдруг сигнал ложный. Для этого самолёт совершает низкий пролёт над аэропортом, диспетчеры в бинокль смотрят и подтверждают, что шасси не выпустились.

Если не открылось переднее шасси, то сажают самолёт на заднее. Для этого снижают скорость и стараются держать нос максимально высоко. Конечно, потом самолёт все равно проедет по полосе носом. Главное, чтобы полосы хватило в длину, потому что вырулить никуда не получится. В этом случае почти никто ничем не рискует.

Если не выпускаются все шасси, а у самолёта есть время покружить над аэропортом, вызываются пожарные машины и заливают всю полосу пеной. Она помогает смазать приземление на брюхо. Это не так комфортно и, скорей всего, самолет выкатится с полосы, но хотя бы так.

Тогда мы умрём от молнии!

Нет. Иногда даже пилоты не знают, что в самолет попала молния. Только на земле можно увидеть подпалину, отметку, что она туда ударила. Когда самолёт не заземлен, молния, грубо говоря, стекает по фюзеляжу и не причиняет вреда. Никакие электронные системы борта не соединены с фюзеляжем, поэтому в штатной ситуации самолёту на молнию плевать. Бывают редкие случаи, когда молния ударяет в окно кабины, и трескается стекло, но тут мы возвращаемся к разгерметизации: пилоты надевают кислородные маски и благополучно сажают самолёт.

Приветствую вас на канале Авиатехник! В декабре 2020 года СМИ обрадовали нас знаменательным событием: наконец-то в небо поднялся Ил-114-300 на аэродроме в Жуковском.

Многим моим читателям данная новость пришлась по душе, ведь полёт "114-го" означает тот факт, что у отечественной авиации есть хоть какое-то будущее.

Напомню, что первый полёт опытного самолёта прошел хорошо. Никаких проблем у самолёта не возникло. Тем не менее, за первым полётом последовали и другие, ведь конструкторам важно знать все нюансы, которые могут возникнуть в полёте.

Но далеко не всегда испытательные полёты проходят гладко

Примером тому стал недавний инцидент, произошедший 5 февраля 2021 года. В этот день проводился очередной испытательный полёт первого опытного самолёта Ил-114-300 с бортовым номером 54114. В ходе полёта возникли неполадки с одним из двигателей, которые могли привести к неприятным последствиям. Экипаж самолёта принял решение прервать полёт, после чего самолёт экстренно приземлился на взлётно-посадочную полосу ЛИИ им. Громова в Жуковском.

Что произошло с двигателем?

По словам представителей ОАК, во время полёта Ил-114-300 сработал датчик температуры масла одного из двигателей. Именно этот момент и стал причиной экстренной посадки.

Ил-114-300 оснащается двигателями ТВ7-117СТ-01 (3100 л.с.). Также их устанавливают на самолёты Ил-112В.

Данные двигатели производятся в Санкт-Петербурге (ОДК-Климов).

А что думаете вы по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!

Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник , чтобы не пропустить новые интересные публикации :)

 Фото: Минобороны РФ

На Камчатке летчики истребительной эскадрильи Тихоокеанского флота отработали один из сложнейших элементов подготовки - полет и посадку на аэродром с одним работающим двигателем.

Во время учения экипажи высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31 взлетали, набирали высоту и летели по заданному маршруту.

- Затем, при заходе на посадку летчики выводили один из двигателей на малый газ, имитируя его отключение, а на втором двигателе осуществляли снижение и посадку самолета, - рассказал начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Восточного военного округа по Тихоокеанскому флота капитан 2 ранга Николай Воскресенский.

Главная цель упражнения - отработать навыки пилотирования и посадки в случае аварийного отключения одного из двигателей.

Читайте также: