Массовая доля азота в удобрении составляет 14 весь азот входит в удобрение

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: карточки с баллами, звёздочки, ручки, листочки, таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, призы.

"Человек чего-то добивается, потому что верит в свои силы."

I. Инструктаж

II. Проведение игры (вопросы конкурсных заданий)

Конкурс 1.

Задание: Знаете ли вы названия веществ?

Учитель показывает формулу Ca(H2PO4)2 и задает вопрос: “Как называется вещество”?

1. Суперфосфат простой;
2. Сульфат калия;
3. Суперфосфат двойной;
4. Нитрат аммония.

Ответ: суперфосфат двойной.

Конкурс 2.

Задание: расшифруйте название удобрения, укажите формулу.

Конкурс 3.

Задание: в двух пробирках находятся различные нитраты белого цвета. При нагревании одной соли выделяется бесцветный газ, в котором тлеющая лучинка вспыхивает. При нагревании второй соли выделяется газ бурого цвета. Определите эти соли.

Конкурс 4.

Задание: из твёрдых азотных удобрений это удобрение наиболее концентрированное. При умеренной влажности воздуха оно не поглощает воду, поэтому при хранении мало слёживается. В почве оно превращается в соли аммония. Его употребляют и как кормовое средство.

Конкурс 5.

Задание: вам предлагается три группы удобрений, по 4 в каждой группе. Они сгруппированы по наличию одного питательного элемента, но одно удобрение в каждой группе не имеет этого питательного элемента и поэтому является лишним. Определите, какое лишнее. Обоснуйте свой ответ.

  • I группа – костяная мука;
  • II группа – натриевая селитра;
  • III группа – чилийская селитра.

Конкурс 6.

Задание: заполните пустые клетки, восполнив недостающие звенья. Укажите формулу веществ, их название и к какой группе удобрений они относятся.

Ответ: азотные – NaNO3 – чилийская селитра, (NH4)2SO4 – сульфат аммония, NH4NO3 – аммиачная селитра, калийные – K2SO4 – сульфат калия.

Финал. Химия + Математика

Задача. Массовая доля азота в удобрении составляет 14%. Весь азот входит в удобрение в составе мочевины CO(NH2)2. Вычислите массовую долю мочевины в этом удобрении.

1. Допишите продукты ОВР и уравняйте методом электронно-ионного баланса:
KIO4+AsH3=..+.+O2
2.Какая масса соли образуется при растворении 1,95г цинка в 100г раствора серной кислоты с массовой долей 6,86%? какова массовая доля соли в растворе?
3.Массовая доля воды в кристаллогидрате сульфата никеля(II) равна 44,8%. Какое количество вещества воды содержит 1 моль кристаллогидрата?
4. Массовая доля азота в удобрении составляет 14%. Весь азот входит в удобрение в составе мочивины СO(NH2)2. Вычислите массовую долю мочивины в удобрении.

1.2KIO3 + AsH3 = 2KI + H3AsO4 + O2
2IO3^- + 8H^+ + 8e = 2I^- + O2 + 4H2O
AsH3 + 4H2O -8e = AsO^3- + 11H^+
Суммарно:
2IO3^- + AsH3 = 2I^- + O2 + AsO4^3- + 3H^+

2. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
n(H2SO4) = m р-ра H2SO4*W (H2SO4)/M(H2SO4) = 100*0,0686/98 = 0,07 моль
n(Zn) = m(Zn)/M(Zn) = 1,95/65 = 0,03 моль - в недостатке
поэтому n(ZnSO4)= n(H2) = n(Zn) = 0,03 моль
m(ZnSO4) = n*M=0,03*161 = 4,83 г
m полученного раствора = m(Zn)+m р-ра H2SO4 -m(H2) = 1,95+100-0,03*2 = 101,89 г
W (ZnSO4)= 4,83/101,89 = 0,0474 = 4,74%

3. n(H2O) = x*n(NiSO4*xH2O)
W(H2O) = x*M(H2O)/M кристаллогидрата = 18x/(155 + 18x) = 0,448
x=7, NiSO4*7H2O

4. в 100 г удобрения - 14 г азота (N), в 1 моль мочевины - 2 моль азота, т. е. в 60 г мочевины - 28 г азота, тогда 14 г азота - в 30 г мочевины, W(мочевины) = 30%
или
пусть m удобрения = 100 г
m(N) = W*m удобрения = 0,14*100 = 14 г
n(N) = m/M = 14/14 = 1 моль
n(мочевины) = 1/2 *n(N) = 0,5 моль, m(мочевины) = n*M = 0,5*60 = 30 г, W(мочевины) = 30%

I. Выбор одного правильного варианта из 4 предложенных

Вопрос

Комментарий

А1. Какая формула соответствует электронной конфигурации внешнего электронного уровня селена?

  1. …3s 2 3p 4
  2. …4s 2 4p 4
  3. …3s 2 3p 6
  4. …4s 2 4p 6

Селен находится в VI–A группе, значит, на последнем слое 6 электронов. В 4-ом периоде, значит, 4 электронных уровня.

Правильный ответ: 2

А2. У какого элемента ярче выражены неметаллические свойства:

Все элементы VI-A группы, а в рамках группы неметаллические свойства усиливаются снизу вверх.

Правильный ответ: 4

А3. В каком соединении сера проявляет степень окисления +6?

Определяем степень окисления серы в каждом веществе, зная, что О -2 , а Н +1 . Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

Правильный ответ: 3

А4. Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?

Концентрированная серная кислота реагирует и с теми металлами, которые находятся в электрохимическом ряду напряжений правее водорода. Но она не реагирует с некоторыми металлами из-за пассивации. Среди этих металлов и железо.

Правильный ответ: 4

А5. В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?

  1. сера и оксид серы (IV)
  2. медь и гидроксид меди (II)
  3. оксид меди (II) и хлорид меди (II)
  4. оксид меди (II) и гидроксид бария

Разбавленная серная кислота взаимодействует с основными оксидами, основаниями, металлами, находящимися в ряду напряжений до водорода и с солями, если получается осадок или газ.

Правильный ответ: 4

А6. В качестве реагента на можно использовать раствор, содержащий ионы:

Качественной реакцией на серную кислоту и её соли, т.е на ион является реакция с растворимыми солями бария.

Правильный ответ: 1

А7. Степень окисления азота может быть:

Азот может проявлять степени окисления от -3 до +5. В указанном интервале подходит только вариант 1.

Правильный ответ: 1

А8. Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора:

  1. водородное соединение азота более устойчиво
  2. водородное соединение азота менее устойчиво
  3. оба соединения неустойчивы
  4. оба соединения одинаково устойчивы

Водородные соединения азота NH3 – аммиак, и фосфора PH3 – фосфин.

PH3 фосфин самовоспламеняется на воздухе.

Правильный ответ: 1

А9. В каком соединении азот проявляет степень окисления +4?

Определяем степень окисления азота в каждом веществе, зная, что О -2 , а Na +1 . Сумма всех степеней окисления в молекуле должна быть равна 0.

Правильный ответ: 4

А10. Какую кристаллическую решетку имеет твердый аммиак?

  1. атомную
  2. молекулярную
  3. ионную
  4. металлическую

Аммиак состоит из молекул.

Правильный ответ: 2

А11. Каким способом получают аммиак в лаборатории?

  1. соединением азота с водородом
  2. разложением солей аммония
  3. восстановление оксидов азота водородом
  4. взаимодействием солей аммония с гидроксидом кальция

При промышленном производстве аммиака из водорода и азота требуются высокие температура и давление, и катализатор.

Правильный ответ: 4

А12. С какими веществами аммиак вступает в реации соединения:

По определению реакции соединения, аммиак вступает в реакции соединения с кислотами, образуются соли аммония.

Правильный ответ: 1

А13. Как различить растворы солей хлорида аммония и хлорида натрия?

  1. по запаху
  2. по действию нитрата серебра
  3. по действию кислоты при нагревании
  4. по действию щелочи при нагревании

Характерным запахом обладает аммиак, а не соли аммония. Они запаха не имеют.

Аммиак определяется по запаху.

Правильный ответ: 4

В1. Укажите число возможных реакций, протекающих с образованием водорода, которые можно провести между следующими веществами:

  1. Раствор серной кислоты
  2. Магний
  3. Ртуть
  4. Азотная кислота
  5. Оксид магния

Комментарий

Для решения задач о возможности взаимодействия вещества с несколькими веществами удобно делать таблицу:

Mg

Hg

MgO

Mg

Водород не выделяется

Hg

Водород не выделяется

Водород не выделяется

Водород не выделяется

MgO

Вещество не реагирует само с собой, поэтому по диагонали ставим прочерки.

Металлы и оксид магния не будут взаимодействовать между собой с образованием водорода. Обе кислоты будут взаимодействовать с основным оксидом MgO, но будет образовываться соль и вода. Азотная кислота любой концентрации является окислителем не за счет H + , а за счет N +5 , поэтому при взаимодействии с металлами водород не выделится. Разбавленная серная кислота с Hg не взаимодействует, так как Hg стоит в ряду активности металлов после водорода, а с Mg выделяется водород.

Правильный ответ: одна реакция.

В2. Закончите реакцию взаимодействия между медью и концентрированной азотной кислотой. Коэффициент перед формулой азотной кислоты равен:


Cu 0 - 2е - = Cu +2 1

Правильный ответ: 2

В3. Какое вещество образуется в результате цепочки превращений:

Р … … ?

В ответ надо записать название вещества.

Правильный ответ: гидроортофосфат аммония

В4. При взаимодействии 6 л азота и 12 л водорода (н.у.) выделилось 2 л аммиака. Найдите выход аммиака от теоретически возможного.

Объёмы газов относятся как небольшие целые числа.

Водород находится в недостатке, вести расчёты будем относительно водорода. С 12л Н2 должно было образоваться 8л NH3.

Находим теоретический выход

Правильный ответ: 25 %

В5. Какое вещество образуется в результате следующих превращений:

NH3… … …?

Правильный ответ: нитрат аммония

В6. На сгорание 1 м 3 газа расходуется 3 м 3 кислорода. При этом образуется 2 м 3 водяных паров и 2 м 3 углекислого газа. Укажите молярную массу исходного газа.

Из уравнения реакции видно, что весь кислород, содержащийся в воде и углекислом газе, берется из молекулярного кислорода, использующегося для окисления.

Соответственно, других элементов, кроме углерода и водорода, в исходном газе нет. Значит, это углеводород.

Правильный ответ: 28 г/моль

В7. Для внесения 14 г азота на 1 м 2 почвы использовали нитрат аммония. Укажите массу нитрата аммония, необходимого для внесения на 1 м 2 почвы.

в х г содержится 14 г азота

в 80 г содержится 28 г азота.

Решаем пропорцию х = ; х = 40 (г).

Для внесения 14 г азота на 1 м 2 почвы нужно внести 40 г нитрата аммония.

В8. Смесь меди и оксида меди (II) массой 38,4 г растворили в концентрированной серной кислоте. При этом выделился оксид серы (IV) объёмом 6,72 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди в смеси (в %).

В9. Укажите номер периода, некоторые элементы которого образуют вещества с водородными связями.

Водородные связи могут образовываться только в водородных соединениях наиболее электроотрицательных элементов: N, O, F и других галогенов. N, O, F находятся во втором периоде.

Правильный ответ: период № 2

В10. Над разогретым порошком (Х1) пропустили водород. Полученное вещество красного цвета (Х2) растворили в концентрированной серной кислоте. Полученный раствор вещества голубого цвета (Х3) нейтрализовали раствором щелочи KOH, выпал голубой осадок (Х4), который при нагревании превратился в черный порошок (Х1). Укажите молярную массу исходного и полученного вещества.

Сульфат металла голубого цвета – это СuSO4(X3). Значит, все вещества – это соединения меди.

CuO +H2 Cu + H2O, отсюда следует, что исходное вещество – это CuO.

С1. Напишите уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:

NaBr → NaCl → Cl2 → KClO3 → KCl

Ca(OCl)2

Пусть было 100 г удобрения. Составляем пропорцию.

В 1 моль мочевины (60 г) содержится 28 г азота

В х г мочевины должно содержаться 14 г азота.

Решаем пропорцию. х = 30 г.

Правильный ответ: 30 %

Подведение итога урока

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. при повышении температуры от -200 к - 196 первым начинает испаряться азотоставшийся кислород будет испаряться при -183 градусапоэтому из жидкого воздуха азот испаряется первым, а в остатке накапливается кислород. за счет медленной (фракционной) дистилляции удается получить чистый кислород, в котором содержание примеси азота составляет менее 0,1 объемного процента.2. температура окружающей среды выше температуры кипения азотапоэтому жидкий азот испаряется переходя из жидкого состояния в газообразное через "кипение". при этом сам кипящий азот имеет температуру, равную температуре кипения азота3. 400 литров = 400/22,4 моль = 400/22,4 * 32 грамм = 571,4286 гр ~ 0,571 кг


Подскажите верное решение) вот условие: Какой объем воздуха (н. у.) потребуется для сжигания 1 м3 бутана-1?

Попробуйте провести следующий опыт. Приготовление раствора
сахара и расчёт его массовой доли в растворе.
Отмерьте мерным ( Подробнее. )

16.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). ( Подробнее. )

18.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). ( Подробнее. )

Читайте также: