Посадка самолета в канаде

Обновлено: 05.10.2024

История, на самом деле, весьма крутая. Даже недавний случай на кукурузном поле не такой захватывающий, как этот!

23 июля, в далеком 1983 году для канадского рейса Boeing-767 ничего не предвещало беды.

Волей случая, этот самолёт подвергся ошибки со стороны обслуживающего персонала. В этом же году в Канаде производился переход на метрическую систему. Внезапно футы стали метрами, а галлоны - литрами.

Из-за этого "неожиданного" перехода, наземные работники заправили самолёт маленьким количеством топлива для предстоящего рейса. Экипаж об этом догадался не сразу.

Лишь на высоте 10 000 метров у лайнера отказали оба двигателя, ведь весь керосин - закончился.

Большая часть приборов перестала работать. Питание получали лишь те приборы, которые были подключены к ветрогенератору. В их числе была радиосвязь.

Как вы понимаете, единственным вариантом спасения пассажиров, экипажа и самолёта в целом, являлся профессионализм пилотов и чистая удача.

Но удача явно была на стороне данного рейса. Дело в том, что командир экипажа имел опыт работы с авиационными моделями. Он отлично понимал принцип управления планером без работы двигателей.

Посоветовавшись с диспетчером, который предложил "дотянуть" самолёт до ближайшего аэродрома, командир пришел к выводу, что затея эта плохая. Высоты и скорости снижения явно не хватало для такого манёвра.

Тем временем, на заброшенном военном аэродроме, про который диспетчер почему-то ничего не упомянул, проходили любительские гонки на болидах.

Гонщики собирались по выходным в этом удобном для гонок месте, и они явно не ожидали того, что какой-то командир, внезапно вспомнивший о своей службе на этом аэродроме, решит посадить целый Boeing в 30 метрах от их машин!

Более того, самолёт пришлось немного "встряхнуть" в воздухе, чтобы выпустились стойки шасси. Задние стойки встали в замок, а вот передняя стойка так и осталась болтаться.

На бывшем военном аэродроме под названием Гимли, в тот день собрались не только гонщики, но и их поклонники и просто зрители. Народу было много!

Заметив приближающийся самолёт, все люди с аэродрома решили отбежать (и правильно сделали!). Боинг приземлился прямо на полосу, по которой гоняли болиды, и носом пробороздил разделительный барьер трассы.

На ремонт самолёта потратили немало денег, чтобы он вновь вернулся в строй. Этот Boeing-767 летал до 2008 года.

Легкомоторный самолет совершил вынужденную посадку на оживленном шоссе в Канаде и едва избежал катастрофы. Кадры инцидента публикует Daily Mail.

На видео, снятом одним из очевидцев, белый Piper PA-28 плавно подлетает к дороге, по которой плотно едут автомобили. Затем лайнер аккуратно приземляется, в то время как остальные водители уступают ему дорогу.

Некоторым машинам пришлось полностью остановиться, чтобы избежать столкновения. После этого пилот начал съезжать вправо, чтобы уступить другим участникам движения дорогу.

Согласно информации источника, инцидент произошел неподалеку от аэропорта города Квебек. Как сообщили в местной полиции, в результате произошедшего никто не пострадал.

В январе пассажирский самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и приземлился посреди улицы в Иране. Инцидент произошел с лайнером иранской авиакомпании Caspian Airlines, который следовал из Тегерана в Бендер-Махшехр. Во время посадки перевозивший 135 пассажиров самолет выскользнул с ВПП и попал на шоссе.



Первая половина перелёта прошла как обычно. Едва слышно гудели мощные турбины. Стюардессы улыбаясь разносили напитки. В руках пассажиров хрустели свежие газеты. Кто-то смотрел в иллюминатор и думал о своем, пока дети стучали ногами по спинкам впереди стоящих кресел… Никто из пассажиров не слышал, что в кабине пилотов раздался тревожный звуковой сигнал: отказал один из топливных насосов.

Позже при разборе случившегося это назовут человеческим фактором. Во время предыдущего полета на самолете вышла из строя система под названием FQIS (Fuel Quantity Indicating System) — электронный указатель уровня топлива. Полетная инструкция разрешала полёты с такой неисправностью, при одном условии: уровень топлива в баках перед следующим вылетом обязательно проверить вручную поплавковыми индикаторами.


Наземная команда открыла справочник и взяла за коэффициент перевода литров в чуждые им килограммы… коэффициент перевода литров в фунты — 1,77. Экипаж перепроверил, но сделал ту же ошибку. В итоге вместо 20 089 л (или 16 131 кг) в баки было залито 4916 л (3948 кг) авиатоплива — в четыре раза меньше, чем было нужно. А поскольку FQIS не работала, капитан просто ввёл в бортовой компьютер, что в баках 22 300 кг топлива, и со спокойным сердцем запросил взлет.

Примерно на середине пути в кабине пилотов случилось то, что должно было случиться. Датчик показал падение давления в топливной магистрали левого двигателя. Решив, что дело в насосе, пилоты отключили его, предоставив возможность топливу поступать в двигатель самотеком, под действием силы гравитации (баки расположены в крыльях над турбинами). Но вскоре прозвучал еще один тревожный сигнал — аналогичная проблема с правым двигателем.

Это было уже серьезно — пилоты связались с диспетчерской службой и запросили экстренную посадку в ближайшем аэропорту г. Виннипег и начали снижение. Никто не понимал, насколько опасна ситуация, пока одна за другой не остановились обе турбины.

Самолет обесточило. Новенькие экраны на панели приборов погасли. Отключились все электронные и гидравлические системы. Но, вместе с тем, из днища автоматически выпала небольшая ветряная турбина, работающая от набегающего потока воздуха. Благодаря ей работала радиостанция, а самолет частично сохранил управление — а именно, рули высоты и штурвал.


Одновременно с этим самолет исчез с экрана радаров в диспетчерской. Новейшее оборудование, установленное на вышке, ориентировалось на показания радио-ответчика, питание которого не было предусмотрено в аварийной схеме работы ветряной турбины. Без информации от диспетчеров пилоты не могли оценить, какое расстояние осталось до полосы. К счастью, на земле нашелся старый примитивный радиолокатор, работающий по традиционному принципу, и диспетчеры догадались его включить.


Стало понятно, что 85 километров до Виннипега самолёт не дотянет. При помощи нескольких работавших аналоговых приборов, вроде показаний скорости и высоты, пилот Боб попытался рассчитать вертикальную скорость снижения. В юности он увлекался планерами, даже имел свой собственный. Но он никогда бы не подумал, что будет управлять планером массой в сотню тонн.

В этот момент второй пилот вспомнил, что в бытность военным летчиком он служил на расположенной неподалеку авиабазе Гимли, оборудованной огромной взлётно-посадочной полосой, предназначенной для тяжелых военных самолетов. Экипаж доложил о намерении посадить самолет в Гимли и получил ответ: полоса заброшена. Но выбора не было.

Вскоре пилоты обнаружили аэродром визуально и начали интенсивное снижение.
Основные шасси вышли из люков под действием гравитации, но передняя стойка так и не зафиксировалась. Предкрылки и закрылки не работали, как и прочие второстепенные гидравлические системы, поэтому самолёт рисковал сорваться в штопор или зайти на полосу слишком быстро.

Тогда Боб Пирсон применил экстремальный маневр, который исполняют на планерах и лёгких самолётах, но незнакомый пилотам коммерческой авиации — скольжение на крыло.


Штурвал в одну сторону, рули поворота — в другую. Самолет развернулся боком и в таком состоянии приближался к полосе. Угол бокового крена перед посадкой достиг 60 градусов. Под сидевшими по левому борту пассажирами проплывало поле для гольфа, так близко, что можно было различить размеры клюшек.

Пилоты в этот момент увидели, что военная взлетка теперь оборудована под автодром, на котором только что закончились соревнования по драг-рейсингу.

Вокруг стояли сотни автомобилей, по полосе на велосипедах катались дети. Но другого шанса спасти себя и пассажиров у пилотов уже не было. Перед самой полосой Боб Пирсон выровнял самолет, и посадил его на главные шасси. Нос самолета рухнул на бетон. Под сноп искр самолет скользил туда, где стояли гоночные машины и на велосипедах катались дети.

В этот момент все зависело от тормозной системы главного шасси. К счастью, разработанные и произведённые KYB компоненты не подвели. Пропахав носом несколько сотен метров под грохот двух взорвавшихся покрышек, самолет остановился и замер в тридцати метрах от случайных свидетелей драматического приземления.


Начавшееся возгорание обтекателя носовой части потушили автогонщики из своих огнетушителей. Все пассажиры и члены экипажа благополучно спаслись по надувным трапам. Лишь 11 человек из числа тех, кто выходил из задранной в небо задней части самолета, получили мелкие травмы.


За пару дней самолёт починили там же на Гимли. Боинг самостоятельно улетел в Виннипег на полноценный восстановительный ремонт.



Много лет спустя Боб Пирсон с улыбкой рассказывает о том, как он посадил 100-тонный планер на заброшенную полосу, но в тот день ему было не до шуток

23 июля 1983 года у самолета Air Canada, вылетевшего из Монреаля в Эдмонтон, на высоте 8000 метров закончилось топливо. Оба двигателя отключились. Через 17 минут Boeing 767-233 благополучно приземлился.

Бизнес каталог

Climate Solutions

eTVnet

Kartina TV

KMS Equipe Sutton

Андрей Крахмальников

Виктория Лихачева

Кондиционеры, Термопомпы, Центральные системы, Rooftop

Маргарита Кондратьева

Михаил Сакович

Один из четырех только что купленных авиакомпанией Air Canada самолетов Boeing 767-233 выполнял плановый рейс AC143 по маршруту Монреаль–Оттава–Эдмонтон. На борту находились 61 пассажир и 8 членов экипажа.
Самолет проделал половину пути и запросил у диспетчера разрешение подняться на высоту 12 500 метров. В 1983 году не так много самолетов могли подняться на такую высоту. И в этот момент в кабине пилотов один за другим стали включаться предупреждающие сигналы, указывающие на проблемы в топливных насосах, подающих топливо к двигателям. Предупреждение могло означать одно из двух: либо сломался насос, либо в баке недостаточно топлива. Бортовые компьютеры показывали, что топлива достаточно.
Как позже выяснилось, в них была введена неверная информация. Но ни капитан Роберт Пирсон, ни второй пилот Морис Куинталл не подозревали об этом. Предупреждение показалось капитану ошибкой. Будучи уверенным, что топлива самолету хватит до Эдмонтона, капитан решил, что первый подавший аварийный сигнал насос вышел из строя и отключил его. Следом пришлось отключить и второй насос.

Эвакуация
Из кабины пилотов повалил дым, начавший распространяться по салону.
Из самолета выкинули спасательные трапы, которые из-за наклона корпуса, шли под острым углом к земле. В итоге 10 человек получили ссадины во время эвакуации. Гонщики принесли огнетушители и помогали тушить нос самолета.
Боб Пирсон совершил то, что до него не делал никто. Он успешно посадил самолет с отказавшими двигателями, заставив его спланировать с высоты более 8 тысяч метров.



С тех пор прошло 36 лет. Об этой истории, поразившей весь мир, написано немало статей, снят документальный фильм, издана книга, в Манитобе создан музей с экспозицией, рассказывающей о событиях 23 июля 1983 года. До сих пор живы многие из непосредственных участников и свидетелей событий того дня. Однако когда упоминаешь об этом происшествии в разговоре с кем-либо, то чаще всего видишь недоверие в глазах собеседника. А ведь оно действительно больше похоже на чудо, чем на факт совсем недавней истории.

Читайте также: