Посадка самолета в лесу сибирь

Обновлено: 05.10.2024

Но обо всем по-порядку.

Что случилось

7 сентября 2010 года самолет Ту-154 выполнял пассажирский рейс по маршруту Удачный (республика Якутия) — Москва. Во время полета из-за неисправности на борту произошла полная потеря электропитания. Экипажу было необходимо посадить самолет.

Дальнейшее называют чудом. Пилоты обнаружили бывший аэропорт Ижма случайно. Они летели вдоль реки Ижма и визуально искали участок, куда можно приземлиться. Увидели заброшенную взлетно-посадочную полосу и приземлились на нее.

Подвиг №1. Хозяин аэропорта

Аэродром Ижма, который давно был выведен из эксплуатации, поддерживалась в удовлетворительном состоянии начальником вертолетной площадки Сергеем Сотниковым.

Сергей Сотников в течение 12 лет по собственной инициативе следил, чтобы на полосе не было мусора и посторонних объектов, а также вырубал кустарник.

Когда-то в аэропорту Ижмы работали 126 человек. В последние годы оставался только Сотников. Аэропорт был закрыт, полоса для приземления самолетов предназначена не была. В задачи Сотникова входило обеспечить работу вертолетной площадки, куда периодически по разным нуждам прилетали вертолеты. Но Сотников поддерживал и полосу. Если бы она заросла, Ту-154 попросту некуда было бы садиться.

Подвиг №2. Посадка с привкусом ошибки

То, что пилоты смогли найти полосу и посадить на нее самолет – неоспоримый подвиг. Самолет летел без электрооборудования, летчики не могли управлять закрылками и снизить скорость при посадке. Они приземлились с третьей попытки.

Посадочная скорость в 350 – 380 км/ч была значительно выше нормы. Самолет выкатился на 164 метра за торец ВПП в кустарник и мелкий лес. Борт был частично поврежден, но все люди (81 человек), находившиеся на борту, были благополучно эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолета.

Летчиков позже наградили званиями Героев России. Впрочем, в авиационном сообществе нет однозначной оценки аварии. Есть мнение, причем от очень авторитетных экспертов, что летчики сами спровоцировали ситуацию, при которой пришлось идти на столь рискованную посадку.

Летчик-испытатель Рубен Есаян рассказывал, что перед вынужденной посадкой ситуация в кабине развивалась следующим образом. Бортинженер уснул, командир обязан был контролировать бортинженера раз в полчаса, но не делал этого. А когда бортинженер проснулся, он увидел неисправность одного из аккумуляторов и череда его неправильных действий привела к выводу из строя других аккумуляторов тоже. Бортинженера, кстати, тоже наградили.

Подвиг №3. Эвакуация самолета

Еще один подвиг в этой истории совершил тот самый Есаян, начальник летно-испытательного центра института гражданской авиации. Он взялся перегнать отремонтированный и восстановленный самолет с аэродрома Ижмы. Короткая полоса недействующего аэродрома представляет трудность не только для садившихся, но и для взлетавшего пилота.

Судьба самолета

Вспоминаем, как 10 лет назад 81 пассажир самолёта Ту-154 спасся при аварийной посадке близ посёлка Ижма. Чудо случилось во многом благодаря одному человеку — Михаилу Сергеевичу Сотникову. Он семь лет на одном только энтузиазме сохранял заброшенный аэропорт в удовлетворительном состоянии.


Московское время 03:27, 7 сентября 2010 года. Ту-154 выходит на рейс "Алроса" Удачный — Москва. На борту 72 пассажира и девять членов экипажа. Взлёт проходит в штатном режиме. Спустя 3,5 часа на высоте более 10 600 метров над Усинском (Республика Коми) в самолёте гаснет свет в результате отказа аккумуляторов. Пилоты "слепнут" и "глохнут", ведь вместе с освещением на борту отключаются почти вся навигация и радиосвязь. Но самое главное — отключаются электрические топливные насосы. Ту-154 летит на так называемом оперативном запасе топлива, которого хватит только на полчаса. Капитан воздушного судна Евгений Новосёлов в последний момент докладывает диспетчерам о неполадке.

Он же принимает решение снизиться до 3000 метров в надежде, что на этой высоте удастся запустить резервный генератор. Тщетно. Тогда пилоты берут курс вдоль реки Ижмы и визуально ищут место для аварийной посадки. Благо тучи и облака уже позади. Лучшее, на что надеются лётчики, — это фрагмент реки без изгибов, который позволит относительно мягко приводниться и не размотать "тушку" о берег.

Фото © klim-podkova.livejournal.com

178 раненых и 84 погибших. Как во Франции произошла самая страшная авария в истории автоспорта

Но не без глаз. Пилоты хоть и случайно, но всё же обнаруживают ВПП. Вследствие сбоя в сети электропитания они потеряли управление закрылками и предкрылками. В итоге с первого круга зайти на посадку не удалось. Что, впрочем, позволило пилотам оценить состояние ВПП: хорошее. Для определения горизонтального положения самолёта в пространстве лётчики ставят перед собой пластиковый стаканчик с водой. Время 7:55. На втором круге на скорости не менее 350 км/ч (норма — 270 км/ч) Ту-154 садится. Из-за большой скорости машину всё же выбрасывает за пределы ВПП. Самолёт пострадал, но главное, что все люди уцелели.

Довольно быстро к месту посадки съезжаются машины МЧС и представители Администрации Ижмы. Среди них оказывается и Сергей Михайлович Сотников, начальник действующей вертолётной площадки. Как оказалось, во многом благодаря именно ему посадка на заброшенную ВПП случилась. Ведь именно он после закрытия аэропорта на протяжении семи лет ухаживал за территорией. Он выкорчёвывал кусты, убирал мусор, обновлял осевую разметку и окраску входных щитов. В общем, делал всё, чтобы оставить полосу в удовлетворительном состоянии.

Фото © klim-podkova.livejournal.com

За преданность своему делу в 2010 году начальник вертолётной площадки получит премию имени Владимира Высоцкого "Своя колея". В 2012 году ему вручат орден "За заслуги перед Отечеством" II степени. После инцидента Сергей Михайлович проработал на вертолётной площадке села Ижма ещё девять лет. Только в 2019-м в возрасте 61 года он покинул пост — вышел на пенсию.

Что говорят об инциденте жители Ижмы?

— Да, помнят. Да, гордятся. Теперь Ижму знает вся Россия, — рассказали Лайфу в Администрации муниципального района Ижемский. Здесь стоит отметить, что Ижма — это крупное, но всё же село с населением 3753 человека (по данным на 2010 год). Всероссийская слава для таких населённых пунктов большая редкость. Если не исключение вовсе.

— Многие, кто наблюдал за посадкой, рассказывали, что до последнего не понимали, что за самолёт пролетает над селом, а главное — почему так низко, — вспоминает Мария Сметанина, методист Управления культуры муниципального района Ижемский. Сама посадку она не застала. Узнала об инциденте, только когда всё случилось.

Как экипажу удалось посадить самолет без электричества, систем навигации и связи в тайге.

Сегодня стало известно о самолете A321, который аварийно приземлился на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами. Многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сегодня - тоже.

Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме.

7 сентября 2010 года двадцатилетний самолет Ту-154М вылетел из города Удачный в Якутии в Домодедово с 81 человеком на борту, включая 9 членов экипажа. На часах было полчетвертого утра.

Управляли судном 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов (КВС) и второй пилот 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Также были штурман (Сергей Владимирович Талалаев) и бортинженер (Рафик Ахметнурович Каримов). Пятеро бортпроводников поддерживали порядок в салоне.

Через 3,5 часа после взлета на высоте более 10,000 метров пилоты обнаружили крайне неприятную вещь - аккумуляторы приказали долго жить, оставив всё судно без электричества. Перестали работать системы навигации и связи, а напряжение в бортовой сети упало до нуля. Автопилот тоже не работал. Но самое отвратительное было в том, что из-за потери питания топливные насосы перестали качать топливо в баки. У самолёта оставалось 3 тонны ранее накачанной горючки - этого бы хватило на полчаса полёта.

Командир экипажа Евгений Новосёлов успел доложить на землю об отказе электрооборудования, после чего связь с лайнером была потеряна.

Пилоты приняли решение снизиться до 3,000 метров, чтобы пробить облачность и попытаться запустить резервный генератор. Первое удалось, а вот со вторым не вышло. Было принято решение вести "тушку" над рекой Ижма и на глаз высматривать подходящий участок без поворотов и изгибов для приводнения.

"Самый ужасный и неприятный момент был в том, что нас не слышат [на земле], и мы никого не слышим. Да, приборы навигации отключились, но если бы была связь с диспетчером, он бы мог нами управлять и говорить, куда лететь, вправо-влево, вниз-вверх"

Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали. Из дополнительной помощи - компас у штурмана Талалаева. На этом всё. Экипаж начал высматривать что-нибудь похожее на приличное место для аварийной посадки.

Мы выходим на эту речку [Ижму], смотрим - там остров какой то. Решили планировать туда. И уже когда Андрей [Ламанов, второй пилот] стал выполнять заход вправо, чтобы зайти на эту площадку, я увидел бетонный аэродром

Найти бетонную взлётно-посадочную полосу посреди тайги было невероятной удачей. Это был давно закрытый аэропорт Ижма, который в последние годы принимал только вертолёты. ВПП этого аэродрома была слишком короткой для Ту-154, но выбирать уже не приходилось.

Экипаж принял решение садиться, но сначала лётчики два раза примерялись к ВПП - нужно было убедиться, что на пути не будет брёвен, мусора, машин и прочих неподходящих вещей. Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, но с третьего раза машину удалось успешно посадить. Но тут образовалась новая проблема: из-за отсутствия электричества было невозможно управлять закрылками и предкрылками, вследствие чего посадочная скорость (380 км/ч) была почти на 100 км/ч выше нормы.

Длины ВПП аэропорта Ижмы не хватило, и Ту-154 на скорости порядка 100 км/ч въехал в мелкий лес и кустарник. Будь там деревья постарше, и никакого мастерства пилотов бы не хватило для спасения людей на борту.

Когда мы выскочили за полосу и въехали в этот лес, хоть и Андрей [Ламанов, второй пилот] сказал, что скорость была сто километров в час, но он был спокоен. А я за весь полёт только тогда и испугался.
Потому что уже стало обидно: ну как так, мы сели, мы приземлились, мы тормозим, и неужели в этом лесу щас найдется какая-то берёза, которая даст мне по лбу, и на этом всё закончится?!

Несмотря на то, что формальным КВС в том рейсе был Евгений Новосёлов, левое кресло командира тогда занимал Андрей Ламанов - он тоже является командиром, и с Новосёловым они менялись местами: на маршруте из Москвы слева сидел Евгений, а в полёте из Полярного пилотирование и посадку осуществлял именно Ламанов.

Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не погиб. Более того, даже никто не пострадал (в том числе беременная женщина). Единственной жертвой стал пробегавший в неудачном месте заяц - огромный лайнер раздавил несчастного зверя. Всех пассажиров разместили в местном спорткомплексе, после чего резервным бортом всё-таки отправили в Москву.

По результатам расследования, главной причиной отказа электрики стал тепловой разгон аккумулятора, в результате чего произошло короткое замыкание.

Пробивший кусты и мелкий лес самолёт сначала хотели списать, но потом авиакомпания "Алроса", которой и принадлежал борт, приняла решение восстановить судно. Замене подлежали оба двигатели, в которые попали ветки. Ту-154 отбуксировали к началу ВПП, а затем начали ремонт. Спустя полгода легендарный лётчик-испытатель Рубен Есаян поднял частично отремонтированную "тушку" обратно в небо, используя всего 800 метров полосы для разбега.

Самолёт отправился в Самару, где его привели в рабочее состояние, после чего борт RA-85684 без происшествий пролетал аж до сентября 2018 года - ровно до конца своего сертификата лётной годности. В последнем рейсе Ту-154 пилотировал Андрей Ламанов - во время рейса ЯМ516 он был вторым пилотом, а на земле судно встречал Евгений Новосёлов - командир ЯМ516.

Ныне самолёт спокойно коротает время на пенсии в музее авиации в новосибирском аэропорту "Толмачёво".

Весь экипаж рейса ЯМ516 был представлен к государственным наградам. Командир воздушного суда Евгений Новосёлов и второй пилот Андрей Ламанов получили звания Героев Российской Федерации.

Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, бортпроводники Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Елена Разумова, Рифкат Низамов и Василий Выродов стали кавалерами Ордена Мужества.

По состоянию на февраль 2019 года Ламанов и Новосёлов продолжают работать пилотами, а вот штурман Талалаев и бортинженер Каримов уже ушли на пенсию.

Есть еще один, едва ли не главный фактор успешной посадки "тушки" посреди тайги. Зовут его Сергей Михайлович Сотников. В аэропорту Ижмы он работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники.

По словам специалистов, именно удовлетворительное состояние ВПП сыграло ключевую роль в чудесном спасении и людей, и самолёта.

"Убирал для себя, чтобы самому приятно было. Безумно рад, что все остались живы", - скромно говорил Сергей.

И формально он мог бы поддерживать в чистоте и порядке только вертолётный квадрат, но добросовестно убирался по всей длине ВПП - более 1,300 метров.

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки "Ижма" и прилегающих к ней территорий.

Спустя полтора года после аварийной посадки, Сергей был представлен к Ордену "За заслуги перед Отечеством". На местных сайтах были запущены кампании по сбору средств для помощи Сотникову - на эти деньги он планировал закупить посадочные огни для вертолётных площадок.

В декабре 2010 года Сотников попал на Прямую линию к Путину. Тогда еще премьер-министр выразил восхищение отношением Сергея к своему долгу, пообещав, что малая авиация на Севере будет возрождена. По словам Путина, федеральный центр профинансирует строительство 50 ВПП в небольших аэропортах на Севере и Дальнем Востоке.

Неизвестно, чем закончилась эта история, но аэропорт Ижмы всё так же принимает лишь вертолёты, а Сергей Сотников всё еще работает начальником площадки, продолжая поддерживать ВПП в приличном состоянии. Вдруг, когда-нибудь эта полоса снова спасёт жизнь десяткам людей.

"Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали."
Это же пиздёж чистой воды. Так невозможно контролировать своё положение по горизонтали.

Ну, в репортаже на НТВ пилоты показывали именно стаканчик, так что не знаю. Вполне возможно, что это просто красивая история для зрителей

Журналисты придумали историю, а все подхватили. Я мог бы рассказать тут про центробежную силу, силу инерции, вертикальное ускорение, но сам нихуя в этом не понимаю. Поэтому вот фотка.

Расскажи про центробежную силу на глиссаде снижения. Я внимательно послушаю.

О, ты бывший вояка?

Вот и спалился, я кстати тоже, правда откинулся быстро, ещё лейтенантом

А я - старшим сержантом. Так что 1:0 в мою пользу

Согласен, но твоя фотка ни о чем

Апд. Рассмотрел приборы. Сори.

И что говорят приборы?

Тут в статье столько неточностей и всякого бреда, что просто пипец.

Статья хорошая, но неточности имеются (один стаканчик с водой чего стоит).

Про Сотникова хотелось бы сказать, что мужик как жопой чуял - следил за нахрен никому не нужным аэродромом, очищая его территорию и ухаживая за ним, ну а про Есаяна, способного поднять Тушку на столь короткой полосе, вообще не стоит говорить, этот человек - легенда Российской авиации.

Перенес в Истории, тут такому материалу самое место) Спасибо за статью!

Не знал, что живу в сибири

для зажравшихся масквичей, всё, что за Уральскими горами - всё Сибирь

Ну тогда для москвичей всё за Уральскими горами (тогда как Ижма - нет)

В том-то и дело, что это не за уральскими горами

работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники

Не знаете, про Сотникова фильм случайно не снимали? Помню, был в каком-то сериале или фильме похожий герой, который следил за ВПП ещё очень долго, и только благодаря ему кто-то смог сесть.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ну фильмом это назвать сложно, но в одной из частей новогодней комедии "Елки" была новелла, основанная на этой истории, да

Ижма - это Республика Коми! Это не Сибирь!!
Как можно быть такими глупыми журналистами.

Правда про посадку ТУ-154 в Ижме

Самым авторитетным считается мнение лётчика-испытателя, начальника лётно-испытательного центра Рубена Есаяна; это он пилотировал запарковавшийся в тайге Ту-154 из Ижмы в Саратов спустя полгода после аварии.

Аварийную посадку самолёта на заброшенную ВПП окрестили ижемским чудом.

Эта история с аварийной посадкой Ту-154 в селе Ижма Республики Коми - по сути абсолютно рождественская: 72 пассажира и 9 членов экипажа остались живы в условиях, когда спасение равносильно чуду. Даром что в Рождество чуда бы точно не произошло. Чистить здесь ВПП (35 на 1340 метров) зимой просто нереально.

Зелёное море тайги

Утром того дня Сергей Михайлович, как обычно, собирался перед работой отвезти внуков в школу и детсад. Вдруг - звонок от бывшего коллеги: над Ижмой самолёт крутится… большой… Сотников отмахнулся: наверное, опять аэрофотосъёмка. Но спустя несколько минут позвонили с метеостанции: к тебе на полосу большой самолёт сел… Произошло невозможное: аэропорт Ижмы нигде не числится, здесь нет ни рации, ни диспетчеров - на хозяйстве один Сергей Михайлович. Провожает и встречает вертолёты.

Когда тучки раскрылись, командир Ту-154 увидел населённый пункт. Это уже было чудом. Если придётся упасть, так хоть рядом с людьми - прибегут, помогут, думал Новосёлов.

- А когда он рассмотрел сверху нашу ВПП, то просто глазам не поверил - я ведь и входные щиты оставлял, и осевую разметку рисовал, - вспоминает Сотников.

С первого раза зайти на посадку не получилось: Ту-154 нужна двухкилометровая полоса, а в Ижме всего 1,3 км. Посадочная скорость у него в штатной ситуации 250 км/ч, а он сел на 420 км/ч. Без диспетчеров и локаторов…

Сергей Сотников никогда не ставил деньги во главу угла.

- Торможение было такое - резина сгорела! Самолёт на 160 метров выкатился на концевую полосу, заросшую кустарниками. Хорошо, что не в лес… У нас ведь ещё грунты заболоченные - передние шасси на полметра вглубь ушли. Тракторами не могли вытащить… В принципе топлива хватило бы до Ухты, но экипаж-то летел вслепую.

У 41-летнего Евгения Новосёлова был большой налёт. На борту обошлось без паники. Психика не подвела ни членов экипажа, ни пассажиров. Нерв­ный смех не в счёт. Только одна семья пожелала после инцидента уехать из Коми поездом, остальных отправили по воздуху. А магазины Ижмы в тот день сделали рекордную выручку от продажи коньяка…


Один за всех

В 1978 г. молодой специалист Сергей Сотников приехал в Республику Коми по распределению Егорьевского авиационного технического училища. Женился на местной девушке Марии и остался здесь навсегда.

Сегодня у них трое детей и шестеро внуков. Супруги на пенсии, но оба работают в аэропорту Ижмы: Сотников - по договору, жена - волонтёр. В прежние годы она трудилась здесь в кассе, потом в бухгалтерии. Теперь просто помогает мужу, ведь его должность только звучит громко и романтично: начальник вертолётной площадки. Командовать-то некем. Он один за всех. В том числе за сторожа, чистильщика. Летом по вертолётке мальчишки носятся - то сигнальные огни повредят, то окна в здании аэропорта разобьют.

Да и ВПП Сергей Михайлович продолжает поддерживать в приличном состоянии. Зимой это снежное поле, кромка леса. А летом взлётка сильно зарастает - ивняк сквозь бетонные швы так и прёт! Не вырубал бы его Сотников - ивовая роща бы уже выросла.

Ночь ли, праздник, выходной - начальник вертолётной площадки по звонку мчится в аэропорт. Особенно если речь о тяжелобольных. В деревнях-то в лучшем случае только фельд­шер…

Вот и в день нашей встречи регулярный рейс из Ижмы был отменён: по санзаданию борт остался в соседней Усть-Цильме. Сотниковы вручную выписали пассажирам новые билеты на следующий день. Если, конечно, погода будет лётной.

Ни рации, ни сигнализации

Года четыре назад СМИ с возмущением писали: Сергею Сотникову, спасшему Ту-154 и 81 человека, пришлось уволиться: за долги энергетики отключили аэропорт Ижмы от электричества, вертолётная площадка ликвидирована.

Чудо на Гудзоне.

- Раньше у нас котельная отапливала все службы. А перевели на электрохозяйство - расход большой… Но зимой в кирпичном здании колотун. Ни рации, ни сигнализации. Как работать в холоде и темноте? Я стал болеть. Ну и написал заявление об уходе. 10 дней нас мурыжили…

И все 10 дней Сотников продолжал работать. А куда деваться - людям же надо летать. Поставил в кабинете печку, трубу вывел в окно… А потом и электричество в аэропорт вернули. Без вертолётов не жизнь.

- В прежние времена у нас и льготы были хорошие - бесплатные перелёты по Союзу, и спец­одежду выдавали - вплоть до шуб, меховых штанов, унтов. Вон, сапогам на меху сто лет в обед. Какое качество! Сейчас ни льгот, ни одежды. Ни-че-го!

Сергей Михайлович получает 21 тыс. руб. Плюс 16 700 - пенсия. Внуков хочется поднять, объясняет он. Даром что такие люди, как Сотников, никогда не ставили деньги во главу угла.

- Все мы такие - кто приходил в авиацию в советское время: болеем душой за дело. Тогда парни хотели служить, летать. А теперь даже смену не из кого воспитать.

Семь лет назад Сотников ещё надеялся на возрождение местной авиации, думал, вернутся самолёты в Ижму. Теперь таких мыслей нет. Несколько новых аэропортов в Коми открыли - пассажиров практически нет, хотя там и газовики, и нефтяники.

- Про сельскохозяйственную Ижму можно забыть. На полноценную ВПП (без учёта сигнальных огней, спецтехники, всех служб) нужно 42 млн руб. А отдачи-то экономической не будет. Вертолёты и те дотационные. За 20 лет сюда не вложено ни копейки. После Нового года я, например, перехожу из здания аэропорта в балок - здесь вон стены рушатся, плесень кругом…

Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124.

5 февраля Сергею Михайловичу исполнится 60 лет. Сорок из них он отдал местной авиации. Серьёзные юбилеи. Повод для гордости. А от привкуса горечи не избавиться…

- Думаю уходить на заслуженный отдых, - грустно улыбается Сотников. - Тяжеловато уже работать. 15 лет в отпуске не был.

Транспортная прокуратура и Следственный комитет проверяют обстоятельства экстренной посадки самолёта Ту-154М в республике Коми. Место происшествия изучают криминалисты и комиссия Росавиации.

Транспортная прокуратура и Следственный комитет проверяют обстоятельства экстренной посадки самолёта Ту-154М в республике Коми. Место происшествия изучают криминалисты и комиссия Росавиации. Не исключено, что по итогам расследования два пилота, управлявшие воздушным судном, будут представлены к наградам – за героизм, мужество и самообладание.

Накануне на борту рейса, летевшего из Якутии в Москву, отказала система электроснабжения. Лётчики практически вслепую посадили самолет на заброшенном аэродроме посреди тайги и спасли 80 жизней. Специалисты утверждают, такое в истории авиации ещё не удавалось никому.

В этот вечер в Домодедово никого не ждали так, как этих пассажиров.

- Ну, не плачь, не плачь. Всё нормально.

После аварийной посадки на заброшенном аэродроме Ижма – название, похоже, впервые в истории внесли в табло московского аэропорта – только двое предпочли добираться до столицы поездом, 70 пассажиров решились до Москвы лететь. Возможно потому, что паники, после того как случилось ЧП, на борту не было. Многие даже не поняли, что произошло.

"Просто мы летели. Нормально взлетели. Потом часа через три началась турбулентность небольшая. А потом нас попросили приготовиться к экстренной посадке. И всё!" – рассказывает в аэропорту Домодедово об экстренной посадке в Ижме пассажирка аварийного самолёта Татьяна Плавдис.

"Экипажу – большое спасибо. Волнение от них не передавалось. Им – большое спасибо. В Ижме мы приземлились, в Коми. Приняли хорошо, в России к своим гражданам нормально относятся. Не успели мы испугаться, когда вышли из самолёта, тогда было уже страшно. Там лес перепаханный был. А так – нормально", – рассказывает пассажир рейса "Полярный – Москва" Алексей Гришин.

Ту-154 летает уже более 40 лет, но за всю историю эксплуатации этого типа судна такого ещё не было. На высоте 10 километров у самолета авиакомпании "Алроса" отказали системы электроснабжения и навигации, сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Пилоты провели экстренное снижение, пробили облака и визуально стали искать подходящую площадку.

Николай Виноградов летал на 154-м "Туполеве" десятки лет, а накануне пообщался с экипажем того аварийного рейса.

"Машина осталась на руках. Там бешеные нагрузки. Все стрелки падают вниз до нуля, самолёт начинает дёргать из стороны в сторону. Так как все приборы отказали, лётчики поставили стакан воды и по нему определяли, с каким углом идут, какой тангаж", – поясняет кавалер Ордена мужества пилот первого класса Николай Виноградов.

В РЛЭ – руководстве по лётной эксплуатации – Ту-154 для лётчиков есть описание случая, когда отказывают все 3 генератора. И экипаж явно действовал по инструкции, но вот то, что под запасной аэродром может сгодиться заброшенная полоса, которая почти в два раза короче той, что необходима для самолета данного класса, этого в инструкции, конечно, нет. Посадка на грунт возможна, по инструкции, только на брюхо, а самолёт компании "Алроса" на 160 метров вылетел за пределы ВПП и остался на шасси. На грунт самолёт сажали вообще лишь единожды – в 1979 году на полосу Криворожского авиатехколледжа.

"Проведён осмотр места происшествия, опрос пассажиров, членов экипажа, очевидцев. Сегодня был проведён дополнительный осмотр с Росавиацией. По результатам следователями будет принято процессуальное решение", – сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин.

Очевидцы рассказывают, что сначала не поверили своим глазам. На аэродром в посёлке Ижма уже 20 лет ничего крупнее вертолётов не садится.

"У меня мама увидела, говорит: это вынужденная посадка. 3 раза перекрестилась, говорит: Боже, сохрани этих людей, которые в этом самолёте. Боже, сделай всё, чтоб он только сел", – говорит жительница села Ижма Валентина Шаброва.

Иначе как чудом местные жители произошедшее не называют.

"Мы уже привыкли. У нас в прошлом году, в субботу, метеорит упал. Мы, правда, так его и не нашли. В этом году – вот, самолёт. А в будущем, думаю, космонавты прилетят – у нас тут Плесецк рядом, летают над нами все эти летающие аппараты", – предполагает жительница села Алёна Третьякова.

"Или инопланетянины прилетят как туристы", – мечтательно добавляет её дочка.

Расследовать причины чрезвычайного происшествия будет специальная федеральная комиссия. Специалисты Ространснадзора проведут внеплановую проверку всего авиапарка "Алросы". Впрочем, чиновники считают инцидент разовым, и осмотра всех российских "тушек" не будет.

Лётное происшествие, похоже, действительно уникальное. Что в очередной раз подтверждает – лётчики сделали невозможное.

"Совершить такую посадку в таких условиях! Я преклоняюсь перед тем, что они сделали. Это невозможно. Таких случаев просто не было. Это – чудо. Я солидарен с теми пассажирами, которые были на борту, и требуют экипаж наградить", – отмечает пилот первого класса Николай Виноградов.

В авиакомпании не склонны переоценивать действия лётчиков. Мол, работа у них такая.

Следователи ждут информации с бортовых самописцев. Пока рассматривают 3 версии.

"Первая: выход из строя агрегатов самолёта. Вторая, которая всегда выдвигается в данных случаях: ошибка пилотирования. И третья, это – неблагоприятные погодные условия. Эти три версии всегда выдвигаются при подобных инцидентах. Все они будут проверяться тщательным образом", – рассказывает о ходе расследования авиапроисшествия заместитель руководителя отдела на транспорте Республики Коми Северо-Западного Следственного управления на транспорте СКП России Юрий Тимофеев.

В Росавиции не сомневаются, что истинные причины удастся определить. Ведь у самолёта – минимальные повреждения, а в чёрных ящиках записана информация о каждой секунде полёта. Первые результаты расследования будут известны через 10 дней.

Читайте также: