Правильная посадка на кроссовом мотоцикле

Обновлено: 18.09.2024

Обучение езде на эндуро

И начнем мы с самых основ, а это прежде всего безопасность движения на дорогах и бездорожье, а также настройке мотоцикла, правильному положению тела и базовых упражнений.

Экипировка

Безопасная езда

Еще несколько важных правил, относятся уже непосредственно к обучению езде на эндуро мотоцикле.

По бездорожью

По ДОПам

Хоть эндуро мотоциклы и созданы для передвижения в большей степени в условиях бездорожья, но тем не менее, зачастую есть необходимость ездить и по дорогам общего пользования. Вкратце расскажу об основных негласных правилах:

Настройка мотоцикла и органов управления

Но прежде чем начать обучение езде на эндуро мотоцикле, необходимо хоть немного подстроить мотоцикл под себя.

Проставки руля

Очень многие новички спешат установить проставки руля, чтобы сделать его выше. Но уверяю вас, если вы не дядя Степа, ростом от 1,90, то проставки не нужны!

Рычаги тормоза и сцепления

Рычаги тормоза и сцепления следует установить чуть ниже уровня горизонта, по линии предплечья. Так же эти рычаги следует максимально сместить к центру руля, во-первых для уменьшения усилия нажатия, из-за увеличившегося плеча, во-вторых, так меньше шанс их сломать. И если вы не используете защиту ручек, то под рычаги стоит намотать ленту фум, чтобы при падении рычаги прокрутились на руле, а не отломились.

Обучение езде на эндуро

Педали тормоза и КПП

Педаль переключения передач устанавливается немного выше подножки, в первую очередь для удобства переключения в стойке. Педаль заднего тормоза устанавливается вровень или немного выше подножки.

Настройка преднатяга пружины задней подвески

Положению тела на эндуро мотоцикле

Теперь приступим к самой основе при обучении езде на эндуро мотоцикле — правильному положению тела.

Стоит сразу усвоить одно правило — на эндуро мотоцикле на простых и ровных участках нужно сидеть, на сложных стоять. И никак не наоборот, хотя чувство самосохранения будет совершенно с этим не согласно 😄 Стоя можно балансировать своим весом, да и подвеска мотоцикла начинает работать правильно. Следовательно вероятность упасть сразу снижается. Когда сидишь, вроде бы падать ниже. Но если стоя при потере баланса, легко удастся опереться ногой о поверхность, то сидя сделать это в разы сложнее. Так что еще раз, в сложных местах стоим, в легких сидим. Бонусом к такой езде будет отсутствие затекших ног и булок.

Как правильно сидеть на эндуро мотоцикле

Кстати, сидеть на мотоцикле нужно ближе к баку, над подножками, в самом низком месте сиденья. Этот момент нужно контролировать, как и собственно и все прочие. Так ваши локти будут согнуты, а руки меньше уставать. Кроме того, вес на мотоцикле будет распределятся равномерно

Обучение езде на эндуро

Правильная стойка на эндуро мотоцикле

В стойке же нужно ездить со слегка согнутыми коленями и поясницей. Локти также согнуты и приподняты, но не задраны к небу. Тело должно пружинить, так что не нужно вставать в полный рост. Нужно контролировать, чтобы руки были максимально расслабленны. При разгоне нужно смещаться вперед, при торможении, соответственно назад. Раньше мне плохо удавалось смещаться, особенно вперед при разгоне. Но благодаря советам Владимира Севера, я с этим справился. Если вкратце, то следует тянуть голову вперед, а тело уже последует за головой. Ноги на подножках нужно ставить под пятку, чтобы снять нагрузку со стопы. Мыски разворачивайте во внутрь. Так вы сможете коленями держать мотоцикл, разгрузив руки.

Обучение езде на эндуро

Правильный взгляд при езде на мотоцикле

С самого первого дня езды на мотоцикле, да и вообще на любом транспорте, нужно контролировать еще и направление взгляда. Большинство новичков смотрят прямо под колесо, тем самым серьезно сужая поле своего зрения. Взгляд должен быть направлен метров на 10 вперед. Туда, где вы окажетесь через пару секунд. Это очень важно! Так вы видите намного больше и даете мозгу время на принятие решения о выборе траектории движения.

Обучение езде на эндуро

Про положение пальцев

Контроль сцепления, один из важных моментов в езде на эндуро мотоцикле. Та же ситуация и с передним тормозом. Именно по этой причине, нужно с самого начала приучить себя всегда держать указательные пальцы на рычагах сцепления и тормоза.

Практика

Теория теорией, но без практики никуда. И самое первое, чему нужно учится, это как это ни странно, тормозить и поворачивать))) В сложной или тем более экстренной ситуации, молодые райдеры делают кучу критичных ошибок, из-за проявления инстинктов самосохранения. Начиная от перетормаживания и блокировки переднего колеса, до невозможности повернуть из-за испуга. Именно для этого и нужно оттачивать свое мастерство до автоматизма, чтобы в сложных ситуациях именно правильные навыки выходили на первый план.

Разминка

Перед каждой тренировкой, уделите минут 5-10 на разминку. При хорошем разогреве мышц, снижается вероятность травм. Кроме то, разогретое тело работает более эффективно.

Основа работы тормозами

Я думаю, никто не будет спорить, что умение тормозить, важный навык. Райдер на уровне рефлексов должен знать точное усилие для максимально эффективного торможения, на грани блокировки. Получить этот навык можно благодаря регулярным упражнениям.

Само упражнение выглядит так: старт — разгон — торможение. И так несколько раз подряд, увеличивая с каждым разом интенсивность торможения. Начинать тренировки можно из положения сидя на мотоцикле. Через какое-то время, стоит перейти в стойку, с оттяжкой вперед/назад при разгоне и торможении.

Контр-руление

Контр-руление — основа управления любой двухколесной техникой. Дело в том, что на вращающиеся колесо, действует гироскопический эффект, совсем как на спиннер. И чем выше скорость, тем выше этот самый эффект. Чтобы мотоцикл повернул налево, нужно поворачивать направо. Другими словами, хотите повернуть налево, толкайте левую рукоятку от себя. Хотите повернуть направо, соответственно нужно толкать правую рукоятку от себя.

Но лучше всего это конечно понятно на практике:

Движение по большому овалу

Движение по восьмерке

Теперь стоит немного усложнить упражнение и двигаться по восьмерке, также постепенно увеличивая скорость прохождения поворотов.

Выполняя упражнения на мотоцикле, важно всё время контролировать положения тела, положение локтей, и направление взгляда. Не забывайте об этом!


Итак, как вам нравится езда на кроссовом мотоцикле. Если вы похожи на тех, кто увлекается этим видом спорта, возможно, вы тоже недавно купили кроссовый мотоцикл. Но вместо веселого дня на трассе, вы все еще не научились расслабляться, и падаете каждый раз, при открытии дроссельной заслонки.

Эта статья предназначена для тех, кто ездит на кроссовом мотоцикле в одиночку, без какого-либо профессионального обучения с тренером. При езде в одиночку, советы друзей помогут вам в этом нелегком начинании.

Приведенные ниже советы должны помочь вам перейти на следующий уровень комфорта при езде на мотоцикле, но для того, чтобы по-настоящему оценить мощь мотоцикла и все, что предлагает мотокросс, необходимо пройти индивидуальное обучение или пройти курс кроссовой езды в вашей местной мотто школе.

Ознакомьтесь с 5 ошибками, которые совершают начинающие мотто кросс мены, при самостоятельной тренировки.

Скорость на кроссовом мотоцикле это не столько опыт и привыкание к необузданной мощности, сколько техника и накат. Хорошая езда и быстрая езда не наступят, пока вы действительно не научитесь ездить раскрепощено.

Задай себе простой вопрос, Когда ты садишься? Как Стоять? Когда тормозить? Отпустить газ?

Краткое руководство начинается с наблюдения за профессионалами. Обратите внимание на то, как они справляются с телом, входят и выходят в повороты. Получение визуального изображения важно для некоторых гонщиков, прежде чем они реализуют его самостоятельно. Прыжки будут позже. Во-первых, почувствуйте себя комфортно и уверенно, катаясь на своем мотоцикле.

Следующие советы по техники не являются исчерпывающими, но представляют собой скорее фундамент, который вам необходимо укрепить, прежде чем развивать другие навыки. Дни тренировок всегда должны включать в себя повторение занятий по основам, иначе все остальное что вы будите отрабатывать имеет тенденцию рушиться.

Положение тела в мотокроссе

Определение правильного положения тела, вероятно, самая трудная часть езды на мотоцикле. Это больше, чем просто стоять или сидеть. Правильное положение тела включает в себя то, как и где вы сжимаете колени, где ваши ноги опираются на подножки, ваши руки, пальцы и положение спины.

Не будет преувеличением сказать, что большую часть вашего времени на мотоцикле вы проводите в положении стоя. Вы просто не можете эффективно участвовать в гонках или преодолевать различные препятствия на бездорожье в положении сидя. Наилучшее положение стоя включает в себя следующие функции:

Определение правильного положения тела, вероятно, самая трудная часть езды на велосипеде. Это больше, чем просто стоять или сидеть. Правильное положение тела включает в себя то, как и где вы сжимаете колени, где ваши ноги опираются на подножки, ваши руки, пальцы и положение спины.

Не будет преувеличением сказать, что большую часть вашего времени на мотоцикле вы проводите в положении стоя. Вы просто не можете эффективно участвовать в гонках или преодолевать различные препятствия на бездорожье в положении сидя.


Наилучшее положение стоя включает в себя следующие функции:

  • Не наклоняйтесь сильно прямо или назад, держите голову над рулем
  • Используйте колени, чтобы ухватиться за бензобак мотоцикла для лучшего контроля
  • Найдите лучшее место на подножках для вашего комфорта - обычно они расположены на подушечках ваших пальцев
  • Наклонитесь вперед, держите руки поднятыми, а локти вытянутыми - подальше от тела
    вышеописанное называется как позиция "атака".


Использование сцепления в мотокроссе

Байк - это не автомобиль. Здесь нет причин использовать сцепление для переключения передач вниз. Многие гонщики пытаются переключиться на пониженную передачу, чтобы замедлиться, входя в поворот.

Не беспокойтесь о сохранении ваших тормозных колодок. Как и автомобиль, при понижении скорости можно просто притормозить без переключения передачи. Переключить ниже передач, это последнее, что вы должны сделать во время мотто тренировки. Просто нажми на тормоз и прикинь, как мало тебе нужно, чтобы проскочить поворот.

Использование Тормозов в мотокроссе

Помните, что при пере торможении задним тормозом, колесо начнет взбрыкивать, а в конце концов подскочит и сбросит вас с мотоцикла.

Один из способов предотвратить это, задний тормоз старайтесь не блокировать. Как только вы почувствуете, что заднее колесо начинает дергаться, отпускайте тормоза, и как бы тяните. Это удерживает подвеску от подпрыгивания, и приводит к контролю над мотоциклом.

Используй Свои Ноги

Вы, наверное, видели фотографии, где спортсмены едут в поворот с вытянутой ногой. Но опускать ногу, как шасси, при входе в поворот, — это то, что вы не должны делать.
Да, это обычный способ для гонщиков выбить колено, но с терпением, практикой и навыками, приобретенными со временем, это станет автоматическим.

положение ног при повороте в мотокроссе

Опускание ноги помогает сбалансировать распределение веса. Если вы с трудом обходите повороты и не опускаете ногу, начните учиться.
Хитрость в том, чтобы вытянуть ногу прямо и поднять пальцы ног вверх, но при этом оставаться в курсе того, что вас окружает. Увязнуть ногой в грязи - тогда могут случиться плохие вещи. К счастью, зацепление ноги на повороте обычно не приводит к травмам.

Практика в мотокроссе

Вы можете устать это слышать, но вы никогда не станет лучше ехать, если вы не будете практиковаться. Легко забыть то, что произошло на прошлой тренировке, и легко возвратится к старым привычкам.
Если вы впадаете в уныние - знайте, что даже профессионалы постоянно практикуют положение своего тела, использование сцепления и тормоза, а также использование ног и многих других техник.


Какими качествами обладает инструктор по мотокроссу

Даже самые великие чемпионы не всегда могут стать великими тренерами, потому что чемпионами становятся, а тренерами рождаются! Инструктор езды на мотоцикле, должен владеть высоким уровнем общения, и огромной ясностью мыли, чтобы уметь передавать концепции.Тренер по мотокроссу который учит ездить на…

Почему бы не попробовать скиджоринг

Когда наступает зима, покрывая лыжные трассы большим количеством свежего снега, трудно превзойти острые ощущения от спуска на ваших любимых лыжах или сноуборде. Но если вы поклонник чего-то более грубого и дикого, почему бы не попробовать скиджоринг? Этот вид спорта с…

Как не совершать ошибок на кроссовом мотоцикле.

Упасть и после этого бросить мотокросс, вот что бывает не от тех ожиданий. Такова жизнь начинающего гонщика в мотокроссе. Все думают, что сев первый раз в седло мотоцикла порвут толпу гонщиков, но ты этого не сделаешь. Теоретически возможно, но вероятен…

Час второй. Разгон-торможение.
На втором занятии разгоняемся и останавливаемся, не вставая на подножки. При разгоне загружаем переднюю часть мотоцикла наклоном тела вперед.

Газ крутим аккуратно, невзирая на кубатуру. Эндуро весит сущие килограммы, потому ускоряется мгновенно.
В торможении вес переносим на заднее колесо. Ногой поддавливаем на задний тормоз, и аккуратно, одним пальчиком, на передний.

В городе, привстав на подножках и сместившись на заднюю часть сидения, можно выиграть метр-два в экстренном торможении.


Час третий. Повороты сидя.
Самое трудное — поймать баланс. В повороте сидя ты поднимаешь ногу для баланса, подобно тому как канатоходец балансирует шестом. Плечи отваливаются назад и поворачиваются параллельно линии руля. Внешний локоть поднят, внутренний опущен. Ровный газ. Взгляд на точку выхода из поворота. Мотоцикл вкручивается в поворот. Если у тебя сорвало оба колеса, вытянутой ногой успеешь подстраховаться от падения.

В городе эта техника применяется в скользких поворотах на любой поверхности, на классических мотоциклах или мотардах. Единственно, что приходится учитывать – недостаточная защита обычной мотообуви. Если в кроссовке опереться на ступню, есть риск повредить лодыжку. Кроме того, городская мотообувь гораздо легче, чем защищенный кроссовый бот, а значит, и балансировать в городской обуви нужно немного по-другому.

Час пятый. По горам, по долам.
Штурмуем холмы. Пока без прыжков, просто ползем вверх.

И, что будет посложнее, съезжаем вниз. Передний тормоз дозируем по микрону!

Час седьмой. Всё и сразу.



Иван, погоди же, мы так пока не умеем!
Мы в этом деле пока что дети малые.

Да что же это такое, у тебя и детишки-то ездят лучше нашего? Ай, ладно, пойду переобуваться, без меня не начинайте!

На снимках Иван Пушкарев, кроме того, на котором Лиза, это её восьмой мото-час.
Спасибо Вячеславу Верхотурцеву за снимок на обложку поста.

1.jpg



Мотокросс - один из самых сложных технических видов спорта, требующий физической силы, выносливости, скоординированности и решительности. Когда вы направляетесь на трассу впервые, желательно иметь начальные представления о том, что вам предстоит. Поэтому мы попробуем осветить основные моменты техники езды и дать некоторые советы. Разумеется, наш короткий текст не является самоучителем) Учиться надо на трассе, под присмотром тренера, от простого к сложному.

Экипировка

2.jpg

Первое, что вы должны сделать перед выездом на трек – правильно экипироваться. Ведь существует негласное правило: экипировка важна на случай аварии, а не для обычной езды. Но падения в мотоспорте более, чем вероятны, а значит и защита должна соответствовать. Есть много вариантов экипа начального уровня. Главное, не экономьте на защите головы и ног - в этом случае лучше приобрести продукцию известного бренда. Также не забывайте, что понадобятся мотоочки, пояс, защита шеи, торса и коленей, ну и, конечно же, перчатки, джерси и штаны.



Положение тела

3.jpg

Тренировки

Рациональная езда

5.jpg

Старт

6.jpg



Гонка в мотокроссе по сути состоит из двух частей - старт и остальная ее часть. Кто первый выиграет Holeshot, имеет наибольшие шансы увидеть клетчатый флаг благодаря хорошему старту. На каждой тренировке старайтесь уделить внимание технике старта.

Позиция на старте уже выбрана, а стартовые ворота подняты. Следующий шаг - это выбор правильной позиции тела. Многих начинающих гонщиков перед стартом можно видеть в передней позиции, так как они ожидают подъема переднего колеса или чего-либо в этом роде, и это не так уж плохо. Но во время внедорожной езды вы постоянно стремитесь к максимальному сцеплению заднего колеса, а для этого нужно отклониться чуть-чуть назад.

Вы свешиваете ноги впереди подножек, но при этом переносите тело немного назад. Таким образом, вы обеспечите себе плавный, уверенный старт вместо того, чтобы буксовать, облегчив заднюю часть мотоцикла.

Другой немаловажный фактор - это правильное использование газа. Во время старта дроссель должен быть открыт достаточно для того, чтобы выехать из стартовых ворот как можно быстрее, примерно между четвертью и половиной. Этот момент нужно отрабатывать долгими тренировками, само оно не придет.

Ускорение и торможение

7.jpg

Ускорение также является одним из наиболее важных элементов мотокросса. Наклоняясь вперед при ускорении и назад при торможении, вы поддерживаете равновесие.

Что касается торможения, то в основном это действие вы будете делать по прямой. Не нужно использовать тормоза слишком агрессивно, если хотите избежать неприятных моментов. При использовании заднего тормоза или переключении передач, ваши ноги должны находиться на подножках по центру стоп.

Также держите по одному пальцу на переднем тормозе и на сцеплении - побольше практики, и это станет для вас привычкой.

Повороты

Good-Body-Position.jpg



Теперь немного поговорим о правильных прохождениях поворотов. В общем, существуют две основные техники. Одна для сухого трека, другая для влажных, сырых условий. Вне зависимости от того, какие условия, всегда держите локти поднятыми - только так вы сможете полностью контролировать мотоцикл. Если ваши локти подняты, вы лучше управляете ситуацией. Обратите внимание, что наиболее быстрые гонщики всегда держат локти поднятыми.

Если вы слишком наклоняетесь вперед, то можете перелететь через руль, в то же время, если вы слишком отклоняетесь назад, переднее колесо может задраться. Так что чем более вязкая земля, тем более параллельно вы должны быть по отношению к мотоциклу. Таким образом, вы достигнете наилучшего сцепления и прекрасно пройдете поворот.

В плоском повороте, с хорошо утрамбованным грунтом, перемещайте свою пятую точку на внешнюю сторону, тем самым препятствуя соскальзыванию заднего колеса и улучшая сцепление резины с сухой поверхностью. Когда вы так делаете, вы перемещаетесь на край мотоцикла, а ваш внешний локоть поднят. Все это делается единым движением. Чем лучше вы будете это делать, тем более уверенно будете себя чувствовать на сухих участках.

Это и есть основные техники поворотов, если вы научитесь их применять, то намного увереннее будете проходить любой поворот.

Колеи

Подъемы

10.jpg



Самая первая вещь, которую стоит запомнить - чем более крутой холм, тем больше стоит наклониться. Очевидно, что сидеть вы не хотите. Вы будете скакать по сиденью, заднее колесо будет прокручиваться, но ускоряться вы не будете. Так что, чем круче холм, тем больше наклон - заднее колесо прижмется само, вам нужно прижать переднее. Как только начнете выравниваться, сядьте и ускоряйтесь. Если переднее колесо отрывается от земли - хорошей идеей будет выжать сцепление и опустить переднее колесо.

Что касается передач, то чем выше передача, тем лучше. Если вы пойдете на слишком низкой передаче, сцепление заднего колеса с землей будет не таким хорошим. Если обороты слишком высокие, вы не будете набирать скорость. Чем выше передача, тем эффективнее вы будете использовать крутящий момент. Подвеска также будет лучше работать, так как на нее нет большой нагрузки. Все вместе это облегчит вам процесс подъема. Чем выше передача, тем проще подняться.

Спуски

11.jpg



Сделайте оттяжку назад и нажмите на задний тормоз, если дела совсем уж плохи. Можете даже газ не отпускать. Не переусердствуйте, но в целом это нагружает заднее колесо, прижимает его к земле, не дает ему подниматься. Вы можете ускоряться и выжать задний тормоз на кочке, это поможет поглотить толчок. Если же выжать только передний тормоз, то облегченное заднее колесо подкинет вверх, и вы перевернетесь. Так что в данной ситуации использование заднего тормоза позволяет вам ускоряться. Эта техника очень простая (если есть опыт), но многие ее не используют, так что это преимущество. Очевидно, вас интересует плавный спуск. Иногда вы можете сделать спуск более плавным, соединив две кочки прыжком.

Всегда смотрите вперед, чтобы продумать все заранее. Каждый раз на трассе все меняется, будь то камень или колея, или еще что. Так что будьте предусмотрительны.

На спусках проще остановиться, используя передний тормоз. Если вы используете только задний, то мотоцикл становится неустойчивым, помните это. Важно также помнить, что на спуске вы будете налегать на передний тормоз больше, чем обычно, но не стоит переусердствовать. Иначе переднее колесо просто выскользнет в сторону. Понести вас может, если вы перестараетесь и с задним тормозом. Чтобы замедлиться, можно использовать и двигатель - так же, как на машине. Переключите передачу на пониженную, отпустите сцепление, и двигатель вас замедлит. Торможение будет более эффективным, если вы используете оба способа.

Прыжки

Наблюдайте

13.jpg



Понаблюдайте на тренировке, как едут быстрые гонщики и постарайтесь проанализировать и понять, как и что они делают. Смотрите за своими любимыми гонщиками по телевизору, тогда вы поймете саму суть гонки и сможете проанализировать прохождение тех или иных элементов. Посмотрите, как они приближаются к старту, как входят в первый поворот, как прыгают, двигаются, совершают обгоны и т.д. Возможно, потребуется нажать кнопку замедленного воспроизведения, чтобы в деталях рассмотреть выполнение того или иного элемента и понять, как гонщик работает своим телом.

Ухаживайте за мотоциклом

14.jpg

После каждой поездки необходимо выполнить плановое техническое обслуживание, чтобы держать ваш мотоцикл всегда в рабочем состоянии. Если вы не профессиональный гонщик и у вас нет своего механика, то все вам придется делать самостоятельно. В первую очередь, мотоцикл должен быть всегда чистым, потому что засохшая грязь приводит к окислению алюминиевых деталей и коррозии железных (например, стальной рамы). Следите за состоянием расходников: цепь и звезды, тормозные колодки, тросики и т.д., воздушным фильтром и давлением в шинах – это залог вашей безопасности и стабильной работы машины в целом.

Отдых, фитнес и питание

Мотокросс - тяжелый вид спорта и утомляет как психологически, так и физически. Если вы видели в документальных фильмах сюжеты о подготовке профессиональных гонщиков, то знаете, что физическая и умственная концентрация имеет жизненно важное значение в мотокроссе. Правильно построенный процесс фитнеса, питания и отдыха помогут вам находиться в хорошей физической форме.

Итого

Никогда не выезжайте на трек без защитной экипировки, не ездите за пределами своих возможностей и занимайтесь с квалифицированным тренером. А если вы хотите чего-то добиться в мотокроссе, то должны уметь слушать, постоянно учиться, много работать и не жалеть себя, тогда будет расти спортивный результат и гонок вы будете получать настоящее удовольствие.

Читайте также: