Посадка самолета вверх ногами

Обновлено: 05.10.2024

Рассказываем, кто, когда и зачем придумал самые сложные и завораживающие фигуры высшего пилотажа, а главное — как их выполнить.

Колокол Квочура

Как: Самолет поднимает нос вверх на нулевой скорости, после чего опрокидывает его вниз, имитируя движение языка колокола. Отсюда и название фигуры.

Когда: Впервые фигура была представлена в 1988 году на авиасалоне в английском Фарнборо. За штурвалом истребителя четвертого поколения МиГ-29 сидел летчик-испытатель Анатолий Квочур.

Бочка

Как: Самолет поворачивается вокруг своей горизонтальной оси на 360 градусов. В зависимости от количества оборотов бочка бывает одинарная, полуторная и многократная.

Когда: впервые выполнил маневр американец Дэниел Мэлони в 1905 году. Во время Второй мировой эта фигура спасла не одну жизнь.

Иммельман

Как: Самолет делает боевой разворот — полубочку в верхней части полупетли.

Зачем: фигуру Иммельмана начали преподавать в летных школах. И сегодня она входит в базовые фигуры, которые должны уметь делать все военные летчики.

Плоский штопор

Как: Самолет снижается по крутой нисходящей спирали небольшого радиуса.

Зачем: В наши дни эту некогда смертельную фигуру отрабатывают во всех авиационных учебных заведениях на винтовых машинах, она входит в регламент соревнований по самолетному спорту. Однако в России исполнение штопора на реактивных истребителях запрещено из соображений безопасности, они выполняют только плоский штопор. Несмотря на то что со штопором научились бороться, он и по сей день уносит жизни.

Чакра Фролова

Как: Фигура, при которой самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю с очень малым радиусом разворота.

Когда: Впервые показана публике на истребителе Су-37 Евгением Фроловым в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже.

Зачем: Фигура названа в честь древнего индийского оружия, которое представляет собой кольцо с режущей внутренней кромкой. Чакра Фролова может выполняться только на самолетах с изменяемым вектором тяги. Фигура не применялась во время воздушного боя. Ее демонстрируют во время показательных выступлений на выставкax и авиационных пpaздникax, доказывая аэродинамическое совершенство рoccийскиx истребителей поколения 4+.

Хаммерхед

Как: Самолет свечой уходит вверх, зависает в воздухе и, развернув нос к земле, направляется вниз.

Когда: Есть мнение, что фигуру впервые выполнил немецкий пилот, чемпион мира по аэробатике и авиаконструктор Герхард Физелер в конце 1920-х.

Зачем: Применение этой фигуры во время воздушного боя равносильно подписанию самому себе смертного приговора. Самолет, зависающий в воздухе, становится идеальной мишенью для противника. Зато во время демонстрационных полетов поворот на вертикали вызывает ажиотаж у зрителей, поскольку смотрится очень эффектно. Эта фигура входит в комплекс упражнений в самолетном спорте, но реактивные истребители ее не исполняют.

Фигура Пугачева

Как: Фигура, при которой нос самолета поднимается вверх на 110 градусов на Су-27, (на Су-37 — до 180 градусов) по отношению к направлению движения, а затем опускается обратно.

Когда: Впервые была выполнена в испытательном полете заслуженным летчиком СССР Игорем Волком. Широкой публике кобру продемонстрировал Виктор Пугачев на международном салоне во французском Ле-Бурже в 1989 году. Когда истребитель Су-27 русского летчика резко задрал нос, организаторы авиашоу решили, что произошел сбой в системе и воздушное судно сейчас упадет. Но самолет не сорвался в штопор, а полетел в прежнем направлении. Пугачев за освоение новой техники получил звание Героя Советского Союза, а фигура, несмотря на то что была придумана другим летчиком, получила имя первого демонстратора.

Зачем: Маневр подходит для ухода не только от истребителя противника, но и от ракет с инфракрасными головками самонаведения. Тем не менее кобра еще не использовалась в бою.

Могут ли пассажирские самолёты выполнять фигуры высшего пилотажа

На самом деле исполнение фигур высшего пилотажа полностью зависит от мастерства пилотов. Большинство самолётом могут выполнить медленный крен вдоль горизонтальной оси, не перегружая при этом воздушное судно. Хотя в таком манёвре может потеряться высота. Это происходит, потому что силы, действующие на самолёт, одинаковы на протяжении всего манёвра.

Поскольку самолёт постоянно вращается, ни один из его компонентов не подвергается аномальным нагрузкам. Эта технология применятся и в американских горках. У тележек, в которых сидят пассажиры, есть импульс, который позволяет пройти петли и перегрузки, не причиняя вреда пассажирам.

То есть, технически, любой авиалайнер может выполнить некоторые фигуры высшего пилотажа. Подчеркнём: не все, а лишь некоторые.

Опасно ли самолётам летать перевёрнутыми

Полёт вверх тормашками в течение длительного периода действительно может быть опасен. Усложняют всё комфорт пилота, гидравлика, стабильный горизонтальный полет и многое другое. Если откровенно, то пассажирские авиалайнеры не предназначены для выполнения трюков. Более того, многие компоненты самолёта, которые поддерживают топливопровод и гидравлику в работоспособном состоянии напрямую зависят от силы тяжести. Она позволяет жидкостям перемещаться по внутренним магистралям.

При длительном полёте в перевёрнутом состоянии воздух может попасть в систему транспортировки жидкостей к отдельным механизмам. Это приведёт к отказу оборудования. Несмотря на это, кратковременный переворот вокруг продольной оси не способен значительно навердить авиалайнеру.

Что будет, если пассажирский самолет Боинг 747 будет лететь вверх ногами

Боинг 747 первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Долгое время он оставался самым большим авиалайнером (до момента создания Аэробуса А380). Может ли он перевернуться в воздухе и пролететь так какое-то время?

Пилоту понадобится перезапустить все 4 двигателя, находясь в воздухе. Так как самолёт перевёрнут, топливо всё так же не сможет попасть в силовые установки. А значит, воздушное судно начнёт быстро терять высоту и вскоре потерпит крушение.

Ну и наконец, сначала нужно найти пилота, который обладает нужными навыками и согласится исполнить такой манёвр, а также запасной Боинг 747, стоимостью в миллионы долларов.

Так что, Боинг 747 не способен лететь перевёрнутым.

Бонус

Так что, задумка сценаристов остаётся лишь фантазией и не имеет ничего общего с реальностью.

Пассажирский Ан-28 без двигателей перевернулся при посадке, но все остались живы

Вынужденную посадку на лесной поляне в Томской области эксперты считают чудом: машина с неработающими двигателями приземлилась в болото, перевернулась вверх колесами, но при этом не развалилась на куски и даже не загорелась. Все 18 человек, находившихся на ее борту, остались живыми. Однако, что ждет экипаж Ан-28 — награды или уголовное преследование, пока не ясно. Решение будет принято после того, как техническая комиссия выяснит причину остановки обоих двигателей лайнера.

Пилоты Ан-28 Анатолий Прытков (слева) и Фарух Хасанов

Пилоты Ан-28 Анатолий Прытков (слева) и Фарух Хасанов

Фото: Таисия Воронцова / ТАСС

Пилоты Ан-28 Анатолий Прытков (слева) и Фарух Хасанов

Фото: Таисия Воронцова / ТАСС

Приехавшие спасатели убедились, что все 15 пассажиров рейса и трое членов экипажа Ан-28 живы и даже здоровы, если не считать травмы ноги, которую получил во время жесткой посадки в тайге второй пилот.

За время ожидания приземлившиеся освоились в тайге: разбили лагерь, развели костер и даже вытащили наружу кресла из салона, в которых комфортно отдыхали. Эвакуация тоже прошла благополучно. 12 пассажиров, и так потративших весь день на пустяковый перелет из таежного поселка в областной центр, отправили в Томск на спасательном Ми-8. Остальных довезли на вездеходе до автотрассы и посадили там в микроавтобус, который доставит их до ближайшего районного центра Бакчар.

Еще в дороге пассажиры рассказали журналистам, что примерно через полчаса после вылета из Кедрового, когда машина еще находилась в облаках, набирая высоту, остановились оба ее двигателя. Пилоты четыре раза пытались запустить их, но попытки оказались тщетными, и самолет начал постепенно терять высоту.

Тогда один из летчиков вышел в салон, объяснил ситуацию пассажирам и сообщил им, что экипаж принял решение о вынужденной посадке и сейчас ищет подходящую площадку для приземления.

По словам выживших, им удалось обойтись без паники, но все, конечно, были ужасно перепуганы. Особенно когда машина пошла совсем низко над землей, цепляя неубирающимися у Ан-28 шасси сначала верхушки деревьев, а затем — болотные кочки. После очередного наезда на препятствие небольшой по длине самолет перевернулся через нос и рухнул на траву уже вверх колесами. Пассажирам, по их словам, пришлось выбираться из салона через аварийные люки и тут же бежать в стороны под руководством членов экипажа. Летчики опасались, что машина загорится, но пожара, к счастью, так и не произошло.

Если комиссия и следственно-оперативная группа придут к выводу о том, что двигатели остановились по не зависящим от летчиков причинам — например, в результате отказа насосов, подающих топливо из расходного бака или образования ледяных пробок в топливопроводах, экипаж Ан-28 под руководством опытнейшего летчика Анатолия Прыткова вполне может рассчитывать на высокие награды за проявленные во время аварийной посадки мужество и профессионализм.

Однако, как пояснил близкий к расследованию источник “Ъ”, пилоты Ан-28 могли не только героически выйти из действительно сложной ситуации, но и сами создать ее, например, не позаботившись заранее о необходимом запасе топлива в баках машины.

4 сентября пользователь твиттера под ником Змей опубликовал видео, на котором заходящий на посадку самолёт сопротивляется очень сильному ветру и фактически висит в воздухе. Затем, пытаясь попасть на взлётную полосу, судно совершает кувырок на 360 градусов.

Змей

Как журналисты и пассажиры видят боковой ветер.

Достоверно неизвестно, откуда именно Змей взял опубликованное видео. Однако его предположительный оригинал появился ещё в июне 2017 года на YouTube-канале Meni Things, целиком посвящённом вирусным видеоподделкам с разной степенью реалистичности.

Несмотря на то что сам Змей иронизировал над видением ситуации с точки зрения журналистов и боящихся летать пассажиров, многие восприняли ролик всерьёз.

Потапов Роман

Это монтаж. Скажите, что так не бывает… мне лететь скоро…

Более того, если бы рейсовый Boeing 737 совершил 360-градусный кувырок, это стало бы очень громкой новостью. И в новостных агрегаторах действительно упоминается подобный случай. Вот только самолёт принадлежал другой авиакомпании, а разворот произошёл вдоль взлётной полосы по плоскости вращения — судно даже не взлетело.

Даже без фейков в новостях хватает примеров мастерства пилотов. Например, в Хабаровске прошли учения, на которых лётчики учились садить транспортники и истребители на обычную междугороднюю дорогу. Только местных жителей, кажется, забыли предупредить, и они не на шутку перепугались.

А вообще современных авиапассажиров очень легко напугать. Например, в США самолёт вернули в зону посадки из-за одной фотографии трупа, которую одновременно получили на свои телефоны несколько пассажиров. Правда, оказалось, что это фото постановочное. А рассылка и вовсе была случайной: одна девочка просто нажала не ту кнопку.

Где то один полет из 10 получается очень трясучим и ты начинаешь вспоминать, а каковы вообще нормы тряски, вибраций, и подпрыгиваний самолета в полете? Когда еще можно не переживать и когда уже пора паниковать. Один раз было так, что я при посадке отрывался от кресла периодически и наблюдал в иллюминатор машущие крылья самолета.

А может ли самолет вот так перевернуться в полете?

Если говорить конкретно об этом видео, то 4 сентября пользователь твиттера под ником Змей опубликовал видео, на котором заходящий на посадку самолёт сопротивляется очень сильному ветру и фактически висит в воздухе. Затем, пытаясь попасть на взлётную полосу, судно совершает кувырок на 360 градусов.

Достоверно неизвестно, откуда именно Змей взял опубликованное видео. Однако его предположительный оригинал появился ещё в июне 2017 года на YouTube-канале Meni Things, целиком посвящённом вирусным видеоподделкам с разной степенью реалистичности.

Более того, если бы рейсовый пассажирский самолет совершил 360-градусный кувырок, это стало бы очень громкой новостью. И в новостных агрегаторах действительно упоминается подобный случай. Вот только самолёт принадлежал другой авиакомпании, а разворот произошёл вдоль взлётной полосы по плоскости вращения — судно даже не взлетело.

А как вам вот такая посадочка:

Бывали на такой?

Posts from This Journal by “Разоблачаем” Tag

Зачем лебеди кормят рыб?

Таких видеороликов можно найти очень много. На них обычно видно, что гуси, лебеди берут из корыта корм и протягивают его рыбам. Рыбы с…


Куда в СССР везли "Звезду смерти"?

Фотка настоящая. Есть и еще. Интернет полнится спорами о том, что же на самом деле на прицепе у советского тягача. Вот такие есть версии. …

Вся правда о дневниках Гитлера

В начале 80-х разразилась самая громкая медийная сенсация в истории Германии: дневники Гитлера, которые начал публиковать журнал…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал 35 667
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 4 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов

Пришлось разок сидеть в самолете при такой посадке

Пару лет назад я летел из Европы в Нью Йорк. Садились в Ньюарке, погода была дрянь - шторм с сильным ветром, правда, на исходе. Огромный аэробус А380-800 телепало как кукурузник. Я смотрел съемку захода на посадку с камеры и подбивал баланс всего хорошего и плохого, что совершил в своей жизни.

И кто же висел на хвосте? Ждали именно эту посадку, как ждали самолеты в башни в Америке, в нужное время в нужном месте в нужном направлеии.

Тащемта боинг пишет, что их самолеты могут делать бочку. Более того, это рекомендация по безопасности, если самолет попал в положение, когда крен превысил 90 градусов, то рекомендуют докрутить бочку. Расколбас на видео скорее фейк, потому как ветер под 140 узлов(а это примерная посадочная скорость и необходимая скорость для зависания на месте) сдул бы горе оператора вместе с его укрытием в страну волшебника Гудвина.
ЗЫ: нет никаких "норм" тряски в самолете самолет не развалится от турбулентности, а вот сосед, который не пристегнутым летает вполне может выбить тебе зубы своей ногой уже после того, как свернет себе шею об багажную полку. Так что паниковать надо когда рядом летит идиот, который не пристегивается.

В комментах superskullmaster объясняет, почему это фейк.
Суть аргументов для тех, кто не дружит с английским:
1. Элероны и интерцепторы смотрят не в ту сторону для такого маневра.
2. Если бы крылья реально выгнулись на такой угол, они бы сломались.
3. В самолетах этой линейки есть автомат углов крена, не позволяющий превысить 45 градусов
4. Скорость слишком маленькая, в реальности самолет бы упал.
5. Технически пассажирский самолет может сделать бочку, но куда медленнее чем на видео, и не в посадочной конфигурации.
6. Любой пилот, у которого мозги на месте, даже не пытался бы заходить на посадку, будь болтанка настолько сильной.
7. Ну и любой зритель в такой реальной ситуации улепетывал бы что есть духу, а не снимал бы спокойно.


Ни один лайнер не сможет сделать нормальную, правильную бочку. Боинг сделал размазанную нисходящую бочку. Что совсем не является бочкой.
Даже легкомоторные не все могут.
Мой Tecnam P2002 как раз-таки может только размазать. Этакая спиралевидная, с потерей скорости. Хотя самолёт очень управляемый, лёгкий и выглядит как спортивка.

Так "бочка" и нужна для того, чтобы потерять скорость. :) Эту фигуру сложного пилотажа изначально изобрели истребители Первой Мировой войны, чтобы резко потерять скорость и чтобы "висящий на хвосте" противник проскочил вперёд. :)

Не пишите бред.
Бочку придумали как эффектный номер - трюк для зрителей.
В первую мировую таких воздушных боёв не было, по причине отсутствия встроенного вооружения на самолётах вообще. Стерлялись на пистолетах и ручных пулемётах сами пилоты.

При выполнении обычной бочки, скорость самолёта практически не меняется, а у спортивных остаётся прежней, без изменения высоты.
А вот чтобы противник проскочил вперёд - это как раз таки размазанная (спиралевидная) бочка со скольжением. Очень сложная фигура пилотажа. Такую тактику применял Покрышкин.

В первую мировую таких воздушных боёв не было, по причине отсутствия встроенного вооружения на самолётах вообще. Стерлялись на пистолетах и ручных пулемётах сами пилоты.

А это англичанин, "Ньюпор N17":

А это француз, "Спад-13":

"Романтическая эпоха" перестрелок из личного оружия продолжалась всего несколько месяцев 1914 года, в самом начале войны. Уже весной 1915 г. (через полгода после начала войны!) синхронными (стреляющими через винт) курсовыми пулемётами оборудуются истребители (да, к тому времени уже произошло разделение ЛА на разведывательную, истребительную и бомбардировочную!) ОБОИХ ВОЮЮЩИХ СТОРОН. Лето 1915 года — это время начала напряжённых манёвренных боёв в воздухе. Отдельно стоит отметить нашу Родину: Российская Империя тогда имела единственный в мире четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик аж с 5-8 оборонительными пулемётными точками (в разных серийных модификациях). Эдакий прообраз "летающих крепостей" Второй Мировой.

Это хуита, а не вооружение самолёта. Первые эксперименты, учитывая и общее количество самолётов в мире. Хотя согласен, что именно ПМВ определила начало воздушных боёв с элементами фигур высшего пилотажа, а т.к. планеры того времени разваливались в воздухе при перегрузках в 2 единицы, то пилотов, выполнивших до конца хоть значимую фигуру, доживало до следующего полёта чуть более, чем нихуя.

"Первые эксперименты" закончились зимой-весной 1915. С лета 1915 вся авиация обоих воюющих сторон была вооружена бортовым оружием, а ведь только на Восточном фронте было 724 ЛА (на конец 1916г.) и только со стороны Российской Империи. На Западном фронте воевали тысячи — суммарный выпуск ЛА в Британии составил 47 тыс. 800 аппаратов, а Германии 47 тыс. 300. Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боёв, в ходе которых было сбито 8073 самолёта, огнём с земли уничтожено 2347 самолётов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская - более 24 000.

Пётр Нестеров, совершивий первую в мире "мёртвую петлю", Макс Иммельман первым в мире применившим в бою фигуру своего имени:

т.к. планеры того времени разваливались в воздухе при перегрузках в 2 единицы

Учитывая его радиус виража в 50 метров (!) неудивительно. :)


Почитаю, спасибо. В некоторых моментах не согласен, т.к. это всё единичные случаи и эксперименты.
50 метров вираж, это конечно люто. У ПО-2 расчёты показывали 60, но он ни разу не был истребителем, хотя для ПМВ может и сгодился бы - поставь там пару пулемётов.
Про 2 единицы утрировал.
Выражение просто. Когда катаешь кого нить и перед вылетом допустим при осмотре поверхностей говоришь - гайка чуть ослаблена или отсутствует, то пара единиц и тебе пздц, что отчасти верно, т.к. на tecnam перегрузки по РЛЭ +4 -2, а на вираже не выше 3.8. При этом цельнометаллический современный низкоплан, разработанный совсем недавно.

— Ещё раз: не "единичные случаи". В Первую Мировую воевали тысячи аппаратов, статистические данные по выпуску я уже привёл (но выпуск в значительной мере покрывал потери, в России, например, выпустили около 3,5-4 тыс. летательных аппаратов всех типов, а на фронте одномоментно было не свыше тысячи). Соответственно, если распространить это правило на Западный фронт (выпуск ЛА втрое превышает количество их на фронте), то 47 тыс. делённые на три дадут около 15 тыс. летательных аппаратов на каждой стороне фронта. Для сравнения: во Второй Мировой войне, в начале "Битвы за Британию" численность Люфтваффе составила 2798 машин, причём всех: бомбардировщиков (всех типов), истребителей и разведчиков! Им противостояли около 1 тыс. истребителей Королевских ВВС. И это всё! К концу Битвы за Британию стороны изрядно друг-друга пощипали и численность авиации снизилась. Ещё для сравнения: современная численность ВВС Российской Федерации равняется, примерно, 3,600 ЛА всех типов.
— Оригинально Вы Гоупрошку закрепили. :) Ну вот видите, эксплуатационная прочность "древнего" Fokker D.VII намного выше, чем "современного цельнометаллического низкоплана". Потому что Fokker D.VII это боевой истребитель, а Tecnam P2002 Sierra это лёгкий самолётик "авиации общего назначения", созданный итальянцами для того чтобы девок катать и на дачу летать. :)
На Западе многие истребители Первой Мировой производятся до сих пор (с модернизациями) как спортивно-пилотажные самолёты. И они прекрасно конкурируют с более "молодыми" ЛА, причём не только за счёт цены. :) Также, учитывая что выпущено сто лет назад этих самолётиков было over дофига, многие до сих пор летают.

Я не понял про 15 тыс. с каждой стороны. Это под конец ПМВ общее количество за 4 года? Просто только у Германии на начало было около 300 ЛА.

В остальном, соглашусь. Мои познания по истории ранней авиации не блещут, хотя я сам многие фигуры ВП делал на ЯК-52 и на RV.

Под гопроху у меня штуки 4 крепления приклеены, но уже наснимался вдоволь и надо аккуратнее с видосами в инет. РА и прочие завистники не спят. Я когда в авиацию попал, думал идеальное общество чести и достоинства, а оказалось очень много дна и прочих жизненных ништяков ))

Ну статистика же показывает что за годы Первой Мировой произведено примерно следующее количество летательных аппаратов:
Производство самолетов в годы Первой Мировой войны:
Франция - 52.1 тыс. экз.;
Англия 47.8 тыс.экз.;
Германия - 47.3 тыс. экз.;
САСШ (США)- 13.8 тыс. экз.;
Россия -3.5 тыс. экз.

Спасибо. Я последние 2 дня проникся историей авиации ПМВ и немного в шоке :) Спасибо за ссылки.

У меня PPL. Ввиду плачевной ситуации в российской коммерческой авиации и АОН, я не рискнул идти учиться на комерца, а оставлять бизнес и семью идя в училище на очное 3 года, тоже как-то не айс в 38 лет. Ну и желания стать коммерческим пилотом прям такого уж сильного нет. В АОН своя романтика и единение с природой, да и полёты настоящие, в отличие от операторов эрбасов ))

Читайте также: