Посеешь урожай соберешь смажешь колеса

Обновлено: 05.10.2024

Цель: знакомство учащихся с правописанием глаголов 2 лица единственного числа.

1. Совершенствовать умение различать лицо глаголов, определять время, число глаголов, умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.

3. Воспитывать умение работать в коллективе: взаимопомощь, поддержка, умение слушать и слышать другу друга.

индивидуальные карточки, карточки для работы в бригадах, карточки с Д.З. .

I. Организационный момент

Проверяется готовность к уроку, записывается число.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

Интересная часть речи в русском языке живёт,

Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.

Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам …(глагол!)

-Какая часть речи спряталась в этом маленьком стихотворении? (Глагол)

- На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды).

- Например, Николай Греч писал:

“Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

-Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

- Ребята, а как вы понимаете высказывание Николая Греча о глаголе?

II. Актуализация опорных знаний.

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?(по временам, по числам, по лицам)

III. Постановка задачи урока.

-Как звучит тема нашего урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

IV.Формирование знаний.

-Прочитайте стихотворение сначала с интонацией ожидания, а потом с интонацией разочарования. Придумайте заголовок к стихотворению.

Что видит рыба из воды?
Как с удочкой приходишь ты,
Как наживаешь червяка,
Как глаз не сводишь с поплавка,
Как целый день поклевки ждешь,
Как после удочку берёшь
И отправляешься домой,
Держа в руке бидон пустой.

1.Работа в бригадах.

-Работать будем в бригадах.

-Вспомните правила работы в бригадах

Задание: найдите глаголы 2 лица единственного числа и выделите в них окончания.

-Скажите, какая буква пишется после ш в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа?

В окончаниях глаголов 2 лица единственного числа

после ш пишется мягкий знак (ь).

Например: Ты ждёшь.

Буква Ь сохраняется в окончании глагола перед –ся.

Например: Ты надеешься.

Д…рев…ев разных (не) сочтёш… -
Одно другого краше.

Но где ты дер…во найдёш…
Р…дней б…рё…ки нашей!

Березка – символ России, потому что только у нас их так много. Символ молодости, прекрасного, поэтического. Милая, простая, вечно юная русская березка.

Какая задача стоит перед вами на этом этапе урока?

Спишите это четверостишье, вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.( 1 ученик у доски).

-Какие орфограммы встретились?

Назовите в данном тексте глаголы 2 лица единственного числа.

Назовите окончание глаголов 2 лица единственного числа в стихотворении.

Итог:-Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам в этом помогли?

5.Работа с учебником

Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

Упр.291, стр.221( комментированное письмо)

Итог:-Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам в этом помогли?

6.Письмо по памяти.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Объясните смысл пословицы (если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.)

Письмо по памяти.

Выделите окончание у глагола 2 лица ед. числа.

Запишите глаголы 2 лица ед.ч., выделите окончания.

Шила в мешке не утаишь. Лежа хлеба не добудешь. Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. Посеешь – урожай соберешь. Смажешь колеса – быстро поедешь.

-Кто выполнил все задания без ошибок?

-Как пишутся глаголы 2 лица ед.ч.

2. Задание:Подберите к каждому глаголу синонимы в том же лице и числе, используя слова для справок.

Слова для справок: кричать, идти, врать, готовить, глядеть.

VI.Рефлексия. Итог урока.

- Справились мы с задачей нашего урока?

-Что нам в этом помогло?

-Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что больше всего понравилось на уроке?

-Что показалось трудным при выполнении самостоятельной работы?

-С какими проблемами вы столкнулись при выполнении заданий?

VII. Оценивание работы.

Индивидуальные карточки.

Карточка № 1

Вставь пропущенные буквы.

Много з…хочеш. - последнее пот…ряеш… .

Определи число, лицо глаголов.

Карточка № 2

Вставь пропущенные буквы.

Что п….сееш… , то и пожнеш… .

Определи число, лицо глаголов.

Карточка № 3

Вставь пропущенные буквы.
(За) двумя зайцами погониш….ся – ни одного (не)поймаеш… .

Определи число, лицо глаголов

Карточка № 4

Вставь пропущенные буквы.
Бездонную бочку в…дой (не) наполниш… .

Определи число, лицо глаголов

Карточка № 5

Вставь пропущенные буквы.
Посп…шиш… - людей насм…шиш… .

Определи число, лицо глаголов

Карточка № 6

Вставь пропущенные буквы.
(Без) труда (не) вынеш…(и) ры…ку (из) пруда.

Определи число, лицо глаголов

Карточка № 7

Вставь пропущенные буквы.
(Не) рой другому яму, сам (в) неё поп..дёш.

Определи число, лицо глаголов


Карточки с д.з.

2. Задание: Подберите к каждому глаголу синонимы в том же лице и числе, используя слова для справок.


1. Подумаешь — решишь задачу. 2. Посеешь — урожай соберёшь. 3. Смаж е шь 2 колёса — быстро поедешь. 4. Упустишь минуту — потеряешь час. 5. Кто собирает колосья, у того будет и воз. 6. Будет хлеб — будет и обед.

1. Подумаешь — решишь задачу. — Не подумаешь —

Р. п.
не решишь задачи. 2. Посеешь — урожай соберёшь. —

Р. п.
Не посеешь — урожая не соберёшь . 3. Смажешь колёса
––––– –––

Р. п.
— быстро поедешь. — Не смажешь колёс — быстро не
–––– – –

поедешь. 4. Упустишь минуту — потеряешь час. — Не

Р. п.
упустишь минуты — не потеряешь часа. 5. Кто
–––– –

собирает колосья, у того будет и воз. — Кто не

Р. п.
собирает колосьев, у того не будет и воза. 6. Будет хлеб
––– – –

Р. п.
— будет и обед. — Не будет хлеба — не будет и обеда.
–– – – ––

с/маж[ешь] 2 (с- — приставка, -мад- — корень, -ешь — окончание, смаж- — основа слова)


Вставляя глагол к пословице упустишь минуту, ?

Вставляя глагол к пословице упустишь минуту, .


Вставьте в предложение частицу ж или же?

Вставьте в предложение частицу ж или же.

- - говорит он не шутя.


Составьте рассказ по пословице Упустишь минутку , потеряешь час?

Составьте рассказ по пословице Упустишь минутку , потеряешь час.


Упустишь минуту, ?


Завести велели мне Новые привычки : Никогда девчонок Дёргать за косички?

Завести велели мне Новые привычки : Никогда девчонок Дёргать за косички!

Никогда с братишкой не Драться за обедом!

На уроках больше не Говорить с соседом!

Я согласен даже не Рисовать на карте!

И согласен даже не Танцевать на парте!

1)выпишите все глаголы с этой частицей 2) перед какой глагольной формой стоит отрицательная частица не.


Смысл пословицы - знаешь - говори, а не знаешь - слушай?

Смысл пословицы - знаешь - говори, а не знаешь - слушай.


Какого спряжения эти глаголы : читаешь поёт качает пишет ворчит говорит молчат клюют грустить ругаются верят балуются?

Какого спряжения эти глаголы : читаешь поёт качает пишет ворчит говорит молчат клюют грустить ругаются верят балуются.


Определите какие это предложения по цели высказывания Не говори чему учился а говори что узнал Не торопись отвечать торопись слушать подумай обдумай Да и море не верь словам а верь делам не сиди сложа?

Определите какие это предложения по цели высказывания Не говори чему учился а говори что узнал Не торопись отвечать торопись слушать подумай обдумай Да и море не верь словам а верь делам не сиди сложа Руки так не будет и скуки.


Обозначь спряжение глаголов к предложениям упустишь минуту потеряешь час, Сам не научишся никто не научит?

Обозначь спряжение глаголов к предложениям упустишь минуту потеряешь час, Сам не научишся никто не научит.


Сочинение на тему не всегда говори что знаешь, но всегда знай что говоришь?

Сочинение на тему не всегда говори что знаешь, но всегда знай что говоришь.

Вы открыли страницу вопроса Ставя отрицательную частицу не перед глаголами?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 - 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Река - Иле, река - Тобыл, озера - Зайсан.


Ж р Ночь зима М р День С р Лето.


Ночь - женский род, нулевое окончание. День - Мужской род, нулевое окончание Лето - Средний род, окончание "о" Зима - Женский под, окончание "а".


Ив - сущ. 1. (Чего? )ив. н. Ф. - ива. 2. Нариц. , неодуш. , в ж. Р, 1 скл. ; в род. П. , вл множ. Ч. 3. (Чего? )ив(дополнение).


Повествовательное, не восклицательное, распространённое.


Повествовательное, невосклицательное, простое, полное, двусоставное, распространенное, неосложненное.


Наперерез, на лету, послезавтра, вдвое.


Повторение - мать учения.


Синонимы : 1. Жили - были, Жили не тужили. 2. Собрался, Собрал вещи. 3. Кроме : "Не знаю. " Ничего в голову не приходит. 4. Очень грустно и печально. 5. И жили они долго и счастливо.


О музее(2 скл, П. П)В Рязани(3 скл, П. П)на собрании(П. П. 2 скл)В окончание (В. П. 2 скл)по алее (Д. П. 1 скл)вдоль алеи(1 скл, Р. П)в произвдении(П. П.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Ответ:

*Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

* Не будет хлеба - не будет и обеда.

* Не смажешь колеса - быстро не поедешь.

* Не посеешь - урожай не соберёшь.

* Лентяю всё неможется да нездоровится.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда глагол без НЕ не употребляется!

* Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать,не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.

Читайте также: