Посев научный взойдет для жатвы народной

Обновлено: 07.07.2024

Нельзя также утверждать, что взгляды Ломоносова не оказывали воздействия на общее развитие европейской научной мысли, хотя они часто настойчиво и умышленно замалчивались.

Ломоносовские идеи отразились на физическом мировоззрении Леонарда Эйлера.

И все же надо признать, что изумительная многогранность Ломоносова, глубина и всеобъемлющий характер его научных обобщений, необычайная острота и смелость его предвидений раскрылись лишь постепенно.

В нашей стране поднялся гигант, который не только сумел уловить и объединить наиболее прогрессивные устремления мировой науки, но и уйти далеко вперед по открывающимся перед ним новым путям исследования.

Но гигант этот был связан и скован всеми путами и цепями классового общества. Передовой характер научных воззрений Ломоносова был одинаково неприемлем как для темных сил елизаветинской России, так и для многих реакционных представителей западноевропейской науки. Ломоносов шел против течения. Он разрабатывал проблемы науки исходя из материалистического понимания природы, в то время как реакционеры и у нас и на Западе примирялись с церковной схоластикой.

Наука Ломоносова, разрабатываемая им в отсталой крепостнической России, оказалась более передовой и прогрессивной, чем у многих его современников в передовых странах. Объяснение этого поразительного явления надо искать в своеобразных национальных особенностях развития русской культуры и науки.

Сын великого народа, Михайло Ломоносов воплотил в себе наиболее прогрессивные черты русского исторического развития. Героическая жизнь Ломоносова отразила все противоречия и все преимущества этого развития. Ломоносов — органический вывод из всей многовековой русской культуры, с не виданной еще силой раскрывшей в нем свои потенциальные возможности. За плечами Ломоносова стояла вся его родина со всей своей большой, старинной, выстраданной культурой.

Россия XVIII века отнюдь не повторяла то, что несколько веков ранее совершалось на Западе. Это был качественно новый процесс, обогащенный завоеваниями передовой науки и потому получивший все преимущества ускоренного исторического развития. Преодоление средневекового мировоззрения в западноевропейской науке происходило длительно и сложно. Самые блестящие люди Возрождения испытывали на себе тяжесть пережитков прошлого, и в их научном творчестве причудливейшим образом уживались новое и отжившее, живая наблюдательность и алхимические бредни, гуманистическая ученость и дикие предрассудки, а реальные знания о мире были еще слишком ничтожны и ограничивались знанием законов механики и разрозненными наблюдениями над природой.

Поэтому обычное сравнение Ломоносова с учеными эпохи Возрождения, в частности с Леонардо да Винчи, может быть принято только очень условно. Ломоносову было с чего начать, на что опереться, чтобы приступить к созданию своего независимого, боевого мировоззрения. Крушение схоластики было для него неизбежным, но кратковременным кризисом, из которого он быстро выбрался на верную дорогу. Но его роднит с ними ненасытное стремление к универсальному познанию мира, смелость и дерзание научных поисков и яростная борьба со всем устаревшим и отживающим. Все дальнейшее развитие науки для него не пропало даром. Он располагает обширными знаниями и надежным методом исследования. Но он обладает несомненными преимуществами и по сравнению с теми своими современниками, которые, отвергая одну схоластику и метафизику, становились жертвами другой, тогда как Ломоносов умел различать эту схоластику всюду и везде, под каким бы обличьем она ни скрывалась.

Ломоносов был сыном простого народа, которому было органически чуждо метафизическое понимание природы, чей подход к явлениям природы отражал здравый смысл и непредубежденность народного опыта.

Крепостное хозяйство, основанное на дешевом труде, вся психологическая и социальная обстановка крепостничества не побуждали дворянство призвать науку для рационального ведения сельского хозяйства на огромных земельных просторах. Поэтому результаты культурно-агрономической деятельности дворянства были сравнительно незначительны и развитие русской сельскохозяйственной науки осуществлялось главным образом безвестной работой разночинцев. Русское дворянство, живя посреди бескрайных лесов и полей, очень мало сделало для изучения природы. Еще меньше можно говорить о какой-либо роли в истории русского естествознания православного духовенства. Низшее было слишком невежественно и бедно. Высшее — монашествующее — находило естественные науки для себя несвойственными и молчаливо от них отстранялось.

Естествознание в России было практически отделено от церкви с самого начала. Русская духовная высшая школа существовала отдельно от университетов. Над русскими учеными-естествоиспытателями не тяготел гнет теологических факультетов и они не испытывали такого воздействия схоластики, как ученые Запада.

Прошло немного более десяти лет после основания Академии наук, как в ее стенах уже появился студент Михайло Ломоносов, воплотивший в себе лучшие национальные черты великого русского народа.

Ломоносов не щадил жизни, чтобы упрочить положение русских людей в науке, поднять веру в свои национальные силы.

Передовая русская демократическая наука развивалась вопреки политике господствующих классов, задерживавших развитие творческих сил народа. Ломоносов закладывал, развивал и укреплял национальные традиции русской науки. Эти традиции — смелость, решительность и дерзание в постановке новых кардинальных проблем, настойчивая борьба со всякой косностью и рутиной, широта кругозора, материалистическая устремленность мировоззрения! постоянное стремление связать теоретическую разработку вопросов с живой практикой, борьба за независимость, честь и достоинство отечественной науки, высокий патриотизм и самоотверженное служение своему народу.

Эти ломоносовские традиции были поддержаны всем ходом русского общественного развития. Невзирая на труднейшие исторические условия, в нищенских лабораториях царской России усилиями Боткиных, Сеченовых, Лебедевых, Поповых, Павловых создавалась передовая, прогрессивная наука. Люди, которые в России шли в науку, горячо верили в свой народ, были связаны с его лучшими чаяниями и освободительными стремлениями. Пламя будущего горело в их сердцах и позволяло видеть далеко вперед.

Личность Ломоносова, его патриотический подвиг, его бескорыстное служение народу, его титанические усилия, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской науки и просвещения, — все это делает его родным и близким для нашего времени. Горячий и неукротимый борец за честь русского народа, за его славу, силу и преуспеяние, Ломоносов входит в нашу эпоху как почетный и желанный современник, как наша сбывшаяся национальная надежда!

Д.И. Менделеев как оратор

Д.И. Менделеев был не только талантливым ученым, но и замечательным оратором. Он удивительным образом совмещал в себе три великих дара: ученый с мировым именем, прекрасный педагог, самобытный лектор, безраздельно властвовавший над аудиторией.

Д. И. Менделеев был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы, даже если это вредит здоровью.


Д.И. Менделеев как оратор


Боблово – Бабайки… Тракт Клин – Рогачево… Усадьба в Бабайках принадлежала племяннику Менделеева.. Отсюда А.С. Попов посылал Д.И. Менделееву в Боблово первые в истории Подмосковья радиосигналы. На ветвях дуба разместили радиоантенну. Передатчик же находился в соседних Бабайках.

Изменник сам – не истреблю Моих задумчивых гаданий. Ты также грезишь над рулём,

Но верх твой челн, старо кормило, А мы в урочный час придём – И упадёт твоё ветрило.

Скажи, когда в лазури вдруг Заплещут ангелы крылами, Кто первый выпустит из рук

Своё трепещущее знамя?

Изменник сам – не истреблю Моих задумчивых гаданий. Ты также грезишь над рулём,

Но ветх твой челн, старо кормило, А мы в урочный час придём – И упадёт твоё ветрило.

Скажи, когда в лазури вдруг Заплещут ангелы крылами, Кто первый выпустит из рук

Своё трепещущее знамя?

«… в Бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведениях

Под одним из стихотворений Александра Блока помета: 27 июня 1901.

Неведомый, бескрылый, страшный зов. То был ли стон души безбожно-дикой,

И уж тогда не встретились сердца? Ты мне знаком, наперсник мой двуликий,

Мой милый друг, враждебный до конца.

Окрестностями Боблова неизменно любовался Архип Иванович Куинджи, многократно гостевавший у своего приятеля и единомышленника.

Боблово. Тараканово. Бабайки. Шахматово. Живописнейшие окрестности на

Битый камень лёг по косогорам, Жёлтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих сёлах

Красный цвет зареет издали. Вот оно, моё веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав! И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав…

…Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю… Много нас – свободных, юных статных – Умирает, не любя. Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

В Боблове Дмитрий Иванович стремится найти наиболее эффективное сочетание полеводства, скотоводства, садоводства, огородничества ( в том числе – парникового), нащупывая возможности ведения экономически прибыльного хозяйствования в условиях нечерноземной зоны.

Боблово – Бабайки… Тракт Клин – Рогачево… Усадьба в Бабайках принадлежала племяннику Менделеева.. Отсюда А.С. Попов посылал Д.И. Менделееву в Боблово первые в истории Подмосковья радиосигналы. На ветвях дуба разместили радиоантенну. Передатчик же находился в соседних Бабайках.

Изменник сам – не истреблю Моих задумчивых гаданий. Ты также грезишь над рулём,

Но верх твой челн, старо кормило, А мы в урочный час придём – И упадёт твоё ветрило.

Скажи, когда в лазури вдруг Заплещут ангелы крылами, Кто первый выпустит из рук

Цитаты Дмитрия Ивановича Менделева

Справедливо считать творцом научной идеи того, кто не только признал философскую, но и реальную стороны идеи, который сумел осветить вопросы так, что каждый может убедиться в его справедливости, а тем самым сделал идею всеобщим достоянием…

Законную степень народной мудрости, составляющую принадлежность любви к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания; одно есть добродетель, а другое порок или зло, задерживающее движение прогресса, требующего, по моему крайнему разумению, прежде всего принципиального равенства народов.

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана.

Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменьи перехода от слова к делу, в их согласовании.

Суеверие есть уверенность, на знании не основанная.

Наука борется с суевериями, как свет с потемками.

Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, истинной науки нет.

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Все дается только труду. Все — труду людскому, таков лозунг истории.

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.

Посев научный взойдет для жатвы народной.

…Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Стремясь познать бесконечное, наука сама конца не имеет и, будучи всемирной, в действительности неизбежно приобретает народный характер.

Близкая тема:
Краткая биография Дмитрия Менделеева

Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907), химик, создатель периодической системы химических элементов. Родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье директора гимназии. Учился в этой гимназии, затем был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Читать дальше…

Трудитесь: находите покой в труде, ни в чем другом его не найти! Удовольствие пролетит — оно себе; труд оставляет след долгой радости — он другим.

Умейте всегда перенестись на точку зрения противоположного мнения — это и есть то, что есть истинная мудрость.

Читайте также: