Посев семян укропа и петрушки в доу

Обновлено: 05.10.2024

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Традиционно на территории детского сада создаётся огород, который используется с целью выработки у детей навыка ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.

Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Поэтому очень важно проводить планомерные наблюдения за разнообразными трудовыми действиями взрослых, например, весной наблюдать с ними посадку деревьев, кустарников, цветов. Дети могут участвовать в весенних посадках на участке и радоваться труду на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит зелень (например, петрушку, зеленый лук, укроп и т. д.) и угостит всех витаминным супом. Или когда, ухаживая за своим питомцем, вырастит на маленьком огороде лакомство (например, овес, пшеницу) для хомячка. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так воспитываются навыки экологической культуры.

Таким образом, совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие.

Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы.

Я решила вести исследовательскую деятельность с детьми в форме проектирования.

Предлагаю вашему вниманию один из проектов, направленный на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растении – петрушке, на то, как сажать его, ухаживать за ним, на осознание значимости зелени в жизнедеятельности человека.

1. Структура экологического проекта.

- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, информационный, обучающий;

- по содержанию: экологический;

- по числу участников проекта: дети младшей группы

- по времени проведения: долгосрочный

- по характеру контактов: в рамках ДОУ.

создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию петрушки.

Задачи проекта:

1. Учить правильно ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости тепла, света, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

5. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

6. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Планируемый результат:

Дети узнают значение воды, тепла, света в жизни растений.

Дети научатся сажать петрушку, правильно ухаживать за ней (рыхление, полив, прополка) и собирать плоды.

Дети узнают полезные свойства петрушки.

Экспериментальным путём выяснить, как из семян появляется растение.

У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

План проека:

Проект включает три основных этапа:

подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.

обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Формы и методы реализации проекта:

- игры (дидактические, подвижные, соревновательные и т. д.);

- труд на огороде;

Реализацию задач исследовательского проекта осуществляли в период с начала февраля по конец марта на подоконнике в группе:

- в различной совместной деятельности воспитателя и детей;

Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:

дидактические экологические игры, загадки, кроссворды, стихи о петрушке, семена петрушки, орудия труда – маленькие лопаточки и грабельки, оборудование для опытов.

2. Характеристика растения.

Петрушка – одно из самых ценных пряных овощных культур. Его листья содержат много витаминов (С, В1, В2, провитамин А), фолиевую кислоту, минеральные соли, а также белки и углеводы. Специфический запах растению придают эфирные масла, которых больше всего содержится в семенах.

Благодаря такому набору витаминов и других полезных веществ, петрушка обладает лечебными свойствами. Её используют для лечения заболеваний мочевого пузыря, почек, желудка. Препараты из петрушки оказывают противовоспалительное, бактерицидное, обезболивающее, мочегонное, кровоостанавливающее и ранозаживляющее действие, повышают аппетит. Они активизируют функции щитовидной и надпочечной желёз, восстанавливают силы, улучшают обменные процессы, повышают защитные силы организма и т. д. Используют петрушку и в косметике.

Лекарственным сырьём служат семена, корни, листья и стебель.

Петрушка придаёт великолепный аромат горячим кушаньям – супам, борщам, бульонам. Листья и корни её используют в качестве приправы к мясным, рыбным, овощным блюдам. Заготовленная впрок пряность надолго сохраняет свой натуральный цвет и душистый запах.

3. Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

В начале работы над проектом я провела беседу с целью выявления представлений детей о петрушке. В ходе беседы я выяснила, что дети имеют слабые представления о строении растения, его потребностях и особенностях ухода за ним. Предложила детям экспериментальным путем узнать, как растет и развивается растение.

- Как вы думаете, растения растут? Как узнать, что растения растут? (ответы детей).

- сравнение комнатных растений.

- А из чего вырастают растения и как это происходит? (ответы детей). Именно об этом нам предстоит узнать. Мы с вами проведём исследование, посадим петрушку и будем за ней наблюдать.

С этой целью были приобретены семена петрушки, универсальный грунт, орудия труда для посадки, специальные стаканчики для рассады, изготовили алгоритмы ухода за растениями.

2. Исследовательский этап.

Были проведены опыты с целью выявления факторов, влияющих на рост растения.

Цель: выявить свойства земли (имеет вес, чёрного цвета, сыпучая).

Материалы, оборудование: земля в упаковке

Цель: выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: контейнеры с землёй и проростками растений (все проростки поливают, один – нет).

Цель: определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: контейнеры с землёй и проростками растений (все проросткит получают солнечный свет, один прикрыт коробкой).

Цель: выяснить, насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: контейнеры с землёй и проростками растений (за всеми растениями ухаживают, а за одним – нет).

Дети под моим руководством подготовили почву для посадки семян, посадили в контейнерах семена петрушки. Дети принимали активное участие в прополке, поливке и прореживании растений. Они часто приводили своих родителей контейнерам с проростками петрушки, чтобы показать результаты своей деятельности.

Вместе с детьми мы выяснили, что нужно вначале как следуют полить землю, сажать семена только в сырую почву. Дети узнали, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла и влаги из семечка проклюнется росток.

В ходе наблюдения за ростом петрушки проводилось знакомство с сорняками. Дети обращали внимание, что всходы неодинаковы. Сравнивали их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Выяснили, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому их нужно вырывать. Дети познакомились с двумя-тремя видами сорняков. Прополка способствовала выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Дети познакомились со свойствами земли, узнали, насколько вода необходима для растений, узнали о роли солнечного света в жизни растений, выяснили, насколько растение нуждается в уходе. Проводили наблюдения за ростом петрушки от посева до урожая.

3. Заключительный этап.

Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай петрушки. Дети с огромным удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками – она была добавлена в суп.

Рассмотрели строение растения, корень, стебель, листья, их высоту, форму, окраску. Сравнивали петрушку с другими уже известными растениями, находили сходство и различие. По свежим впечатлениям от наблюдений дети создали рисунки этого растения.

Все этапы проекта фотографировались и в результате мы оформили вместе с родителями альбом.

Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.

Я относилась к любым наблюдениям ребят серьёзно. Как можно часто хвалила их за то, что первыми заметили первые ростки петрушки, за полив, за правильное рыхление и т. д. Дети чувствовали значимость того, чего они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса. Я старалась проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Поддерживала естественный интерес ребёнка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха реализации проекта.

В процессе исследования были задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание.

Помогала детям видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе наблюдения за ростом петрушки, дети открывали много неожиданного, интересного, на что раньше не обращали внимания.

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Я была не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.

Считаю, что работа над проектом была успешной, что подтверждают результаты заключительной беседы.

В процессе исследования дети получили конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, рассуждать, планировать работу, учились прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.

Считаю, что приобретенные познавательные навыки будут способствовать успешному обучению в школе.

Список литературы

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1973 г.

2. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992 г.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2005г.

4. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика Синтез, 2002 г.

Цель. Создать условия для формирования у детей представления о выращивании растений из рассады.

• Формировать у детей представления о том, как сажать и выращивать рассаду в горшочках для последующей посадки в грядку.

• Учить приемам перевалки рассады растений.

• Способствовать развитию навыка пересадки рассады.

• Закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений (почва, вода, свет, тепло).

• Обобщить и расширить знания детей об овощах на основе сенсорного обследования.

• Воспитывать у детей интерес к выращиванию растений через рассаду.

• Воспитывать эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей, бережно ухаживать за рассадой, воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

• Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Словарь: почва, посадка, рассада, условия (свет, полив, тепло, воздух, и т. д.

Оборудование: контейнеры с рассадой петрушки, укропа, базилика,

Контейнеры большего размера для пересадки рассады, савочки, фартуки для каждого ребенка, клеенка, тряпочки, салфетки, схемы по перевалке растений.

Методы и приемы:

Рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, вопросы, показ способа действия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы вы росли сильными, крепкими и здоровыми?

Предполагаемые ответы детей. Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, принимать витамины.

Воспитатель: Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма

Воспитатель: Поэтому человек мы можем сами вырастить витамины в садах и огородах, а еще вырастить их на подоконнике.

Мы с вами смотрели фильм, как выращивают овощи в теплице. Знакомились с профессией овощевода.

Ход совместной деятельности.

Сегодня мы тоже будем овощеводами.

Воспитатель: Что нужно сделать перед началом работы?

Дети: Нам нужно надеть фартуки, закатать рукава, чтобы не испачкать одежду. (Рассматривание схемы-модели подготовка к труду в природе.)

Дети надевают фартуки для работы.

Воспитатель предлагает подойти к столам с рассадами зелени.

Посмотрите, это овощные пряные растения их вырастили из семечка в теплице.

Воспитатель показывает растения: Это петрушка - травянистое огородное растение, это укроп - растение с узкими листочками, это базилик - травянистое растение с фиолетово-розовыми листочками. Как их применяют в пищу?

Предполагаемые ответы детей (кладут в салаты, супы.)

Воспитатель: Правильно, эти растения еще называют приправами – они придают блюдам приятный запах и вкус, они ароматные и полезные, поэтому они очень нравятся людям в них много полезных витаминов.

Воспитатель показывает детям контейнер с рассадой. Посмотрите на них, хорошо ли растениям, комфортно, удобно, как вы думаете?

Воспитатель. В контейнерах тесно растению, мало почвы, а значит, не хватает питательных веществ.

Что мы можем сделать для них, если здесь растениям тесно? Что бы растение лучше развивалось, необходимо делать и пересадку растения, рассадить в ёмкости большего размера

Предполагаемые ответы детей (сможем)

Воспитатель: Вот у меня есть маленькая подсказка, схема? Она поможет мне и вам правильно и последовательно выполнить работу.

Предлагаю схемы пересадки рассады.

Действуем по следующей схеме:

Воспитатель показывает последовательность пересадки растений по схеме.

1. Одеть перчатки.

2. В контейнер насыпать землю совочком (обязательно с отверстиями на дне).

3. Увлажнить почву пульверизатором, для того чтобы почва осела и уплотнилась.

4. Взять контейнер с рассадой аккуратно перевернуть, и вынуть из контейнера рассаду.

5. Поместить рассаду в другой контейнер большего диаметра.

6. Придерживая, растения левой рукой, правой засыпать почвой вокруг растения, слегка приминая ложечкой.

7. Полить растение с помощью с помощью мерного стакана.

8. Поставить стаканчик с растением в тень.

Воспитатель. Приступайте к работе (с опорой на схему).

Дети высаживают рассаду в контейнер большего объема и поливают.

В процессе работы:

Воспитатель напоминает детям уже знакомые правила полива: под корень не поливать, а по краю контейнера.

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь мы будем ухаживать и вырастим крепкую и здоровую рассаду. В конце весны наши растения высадим на огороде.

Работа закончена, снимаем фартуки, перчатки кладем в тазик.

Пришла весна, а с ней - весенние хлопоты. В нашем детском саду огород – дело любимое и полезное. Ежегодно воспитатели с детьми рыхлят землю, устраивают грядки для посадки различных культур. Выращивая растения на грядках, дошколята узнают не только о полезных свойствах, но и получают сведения о жизни растений, узнают, какие условия нужны для их развития, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем будут закрепляться в повседневной жизни. Так же труд в огороде – это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Огород в детском саду – это еще и возможность увидеть результаты своей работы. Ребята старшей группы вместе с воспитателем Дячина О.В. готовились к огородным работам заранее. Подготовили семена укропа и петрушки. Затем дети посеяли семена петрушки, укропа. Огород посажен, будем наблюдать за всходами и ждать урожай!

Оценить 883 0

воспитатель Никулина А.Б.

Посадка укропа

Цель: расширять знания детей младшего дошкольного возраста о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях

Учить детей выполнять индивидуальные поручения

Формировать понятие природа и люди: люди ухаживают за растениями - сеют семена, поливают, выращивают.

Развивать познавательные способности

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений

Воспитывать бережное отношение к природе: труду взрослых и детей

Палочка для рыхления земли

Картинка с изображением укропа

Активизация словаря: семена, рассада, посадка.

Воспитатель читает стихотворение о весне:

За окном звенит капель

Солнышко искрится

Навсегда уйдет метель

К нам весна стучится.

В: О каком времени года это стихотворение?(о весне)

В: Конечно, о весне. Весной люди сеют семена, высаживают рассаду на полях, в огородах, чтобы потом собрать урожай.

В: Сейчас я загадаю для вас загадку об овоще:

Он вкусный и душистый

Сам зеленый, шелковистый,

Овощи собрали. Оп!

Не забудьте про укроп.

В: У нас в группе есть огород, какие овощи мы с вами уже посадили?

(лук, горох, огурцы, помидор)

В: Ребята, а кто поселился у нас в огороде?(Гусеница)

В: Здравствуй, наша дорогая гостья! Почему ты печальная?

Г: Мои домики пусты, никто в них не живет.

В: Ребята, давайте поможем нашей гостье, поселим ребятишек- шалунишек – укропчиков?

В: Что нам понадобится для работы? (земля, палочка для рыхления, семена, лейка с водой)

Рассказ воспитателя о растении (показ иллюстрации):

Укроп – это растение с запахом. Он имеет прямой стебель, желтые цветы, которые собраны в зонтик. Цветет укроп все лето. Плоды у него – это семена. Мы сегодня их будем высаживать. В России он встречается в огородах, на дачных участках и в домашних условиях. Укроп содержит витамины.

Дети подходят к столам.

В: Ребята, давайте вспомним, что есть у растения (показ схемы)

В: А что еще помогает растению расти? (свет, тепло, вода)

В: Верно, ваши знания пригодятся, когда мы будем наблюдать за ростом растений.

В: А теперь порадуем нашу гостью

положим землю в домики

делаем лунку для семян

поливаем землю водой

кладем семена укропа

засыпаем небольшим количеством земли

говорим ласковое слово зернышку

С сегодняшнего дня мы будем наблюдать за ростом укропа.

Физкультурная пауза

Чтобы не было проблем

Я укропа много ем

Лечит он живот, желудок

Сердце, печень и сосуды

Прямо доктор Айболит

Если что-нибудь болит

В: Теперь вы знаете, как можно вырастить укроп в домашних условиях. Вместе с родителями посадите укроп дома, а затем добавьте его в пищу.

Теперь наша гостья будет довольна, ведь в ее домики поселились семена укропа.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Марина Анатольевна, спасибо Вам за поучительную экологическую сказку "Случай в лесу". Она затрагивае. Подробнее.

В прошлом году в Донецке уже пошли в первый класс дети, которые никогда не видели мира, некоторые из. Подробнее.

Подробная презентация о самых распространенны х животных лесной зоны: лисе, белке, медведе, еже. Даю. Подробнее.

Маргарита Михайловна, очень интересный увлекательный материал разработали - целое путешествие по стр. Подробнее.

Ирина Борисовна, спасибо за яркую красочную презентацию. Это очень полезный наглядный материал, полн. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: