Поспело много разных ягод в садах собирают малину диктант

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады.

2. Выписать из текста грамматические основы предложений.

Издательство ВАКО, - Москва, 2017 г, стр.66

Упражнение 109, стр.50

Контрольный диктант №2

Бабушкин сад.

Мы с другом помогаем бабушке ухаживать за садом, и она угощает нас щедрыми дарами природы. Я больше всего люблю клубнику. Она у бабушки необычных размеров, очень душистая и вкусная. Люблю я полакомиться и малиной, а мой друг выбирает чёрную смородину. Листья этой ягоды бабушка использует для засолки овощей, потому что они очень ароматные.

Вечером в саду наступает затишье. Но только солнце спрячется за горизонт, как в саду начинают звучать соловьиные трели. Я очень люблю бабушкин сад! (100 слов)

Грамматическое задание

1. Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

2. Сделайте фонетический разбор: 1-й вариант — листья; 2-й вариант — чёрную.

3. Сделайте синтаксический разбор сложного предложения.

Сжатое изложение.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

1. Озаглавьте изложение.

2. Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака.Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Кругом всё видно насквозь.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие листья.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей ели и сосны.

Земля устлана сухими разноцветными листьями. В сырую погоду они мягкие и пухлые. И не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. В морозы листья жёсткие и хрупкие, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. (По С.Т.Аксакову)

Выполнить синтаксический разбор следующего предложения: Земля устлана сухими разноцветными листьями.

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

1.Фонетический разбор слова

1 вариант: отъелся,

2 вариант: предзимье.

2. Выписать из первого абзаца слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Издательство ВАКО, - Москва, 2017 г. Стр.181.

1. И. Грабарь – мастер пейзажа.

2. Главная героиня картины – берёза.

г) Берёзовый лес вдали.

3. Отношение автора к изображённому

Сочинение-рассуждение.

- Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?

- Какой школьный предмет вам больше всего нравиться и почему?

- Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

Живые обелиски.

Школьный парк в городе Керчи называют садом непрерывного цветения. Здесь свыше двухсот видов растений. Они подобраны так, чтобы с весны до осени не скудела их живая палитра. До самых заморозков пышно цветёт роза Глория Дей. Много забот отдали юннаты этой красавице, которую высадили в честь погибших за освобождение Крыма воинов.

Дендропарку присвоили имя Победы. Жители города прислали в дар тис ягодный, кипарис аризонский, каменную розу. Живым обелиском поднялась голубая ель, которую посадила тётя пионера-героя Вити Коробкова.

Словно капли крови, рдеют ягоды рябины. В память о пионере-герое Володе Дубинине рябину посадила его сестра.

Потом ребята создали ещё и аллею в честь городов-героев.

1) Художник и его картина.

2) Дорога уходит вдаль.

3) Справа от дороги бегут поезда.

4) Слева от дороги можно погулять.

5) Краски на полотне.

6) Особенности картины.

7) Настроение от картины.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.

Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра.

За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье.

У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда.

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – на улей, подсолнух;

2-й вариант – сборщики, (к) попрыгунье.

3) Произведите морфемный анализ слов:

1-й вариант – лучик;

2-й вариант – пчелка.

4) Произведите синтаксический разбор

1-го (1-й вариант) и 2-го (2-й вариант) предложений.

1) Описание кошки (котенок, красавица).

2) Характер, привычки.

Написание изложения по второй и третьей частям текста.

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей. Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму * .

(По И. Соколову-Микитову.)

Дополнительные задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -ТСЯ (-ТЬСЯ) в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

3) Произведите морфологический анализ слов:

1-й вариант – услышите;

2-й вариант – доносились.

4) Составьте схему 1-го предложения последнего абзаца.

Нормы оценки письменных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки(за диктант и за дополнительное задание). Для оценивания уровня знаний выводится средняя оценка по итогам двух работ: диктанта и грамматических заданий.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не. ; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии пяти и более исправлений.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Степень выполнения задания

ученик выполнил все задания верно

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

5.Стиль работы не отличается единством, речь

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

7 орфографических и

4 пунктуационные ошибки,

или 6орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-также

4 грамматических ошибки

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, частые случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Диктанты по русскому языку Диктанты 8 класс Диктанты с заданиями 8 класс

Диктанты с грамматическим заданием 8 класс

Поздней осенью в Берлине обычно выпадают отдель­ные ясные дни. Солнце ласково проглядывает из облаков. И вот уже разодетые по-праздничному, пестрой верени­цей тянутся вперемежку к Тиргартену щеголи, бюргеры 42 всем семейством, с женами и детками, духовные особы, еврейки, референдарии, гулящие девицы, ученые, моди­стки, танцоры, военные и так далее.

У балюстрады, отделяющей веберовские владения от проезжей дороги, расставлены круглые столики и садо­вые стулья. Здесь можно дышать свежим воздухом, ви­деть входящих и выходящих. Здесь не слышно неблаго­звучного шума, производимого окаянным оркестром. Тут я и расположился и предался легкой игре воображения. Оно сзывает ко мне дружественные тени. Я беседую с ни­ми о науке, об искусстве — словом, обо всем дорогом для человека. Ничто не в силах мне помешать, не в силах спугнуть моих воображаемых собеседников . Но вот про­клятое трио пошленького вальса вырвало меня из мира грез. Теперь уж я слышу только визгливые верхние голо­са скрипок и флейты да хриплый основной бас фагота. Они повышаются и понижаются, неуклонно держась раз­дирающих слух параллельных октав.

Задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выделите все словосочетания из первого предложения. Составьте их схемы.
  3. Графически выделите однородные члены предложения.
  4. Составьте схему выделенного курсивом предложения.
  5. Выполните морфемный разбор подчеркнутых слов.
  6. Выполните синтаксический разбор выделенного предло­жения.
  7. Определите вид односоставных предложений. Выделите в них грамматическую основу.

Поспело много разных ягод. В садах собирают малину, красную и черную смородину и крыжовник.

Малину находят и в лесу. Она растет зарослью. Не проберешься, не поломав ее хрупких стеблей. Все потре­скивают под ногами. Но для малины это не убыток. Эти стебли с висящими ягодами проживут только до зимы. А вот их семена. Вот сколько вылезло из-под земли от кор­невища молодых стебельков. Мохнатые, все усеяны шап­ками.

По кустарникам и кочкам, на вырубках около пней созревает брусника. Ягодки у нее кучками на верхуш­ках стеблей. На некоторых кустиках эти кучки такие крупные, плотные, тяжелые, пригнулись и лежат на мху.

Хотелось бы выкопать такой кустик, пересадить к себе и ухаживать. Но пока еще в неволе брусника не удается. А она интересная ягода. Ее можно хранить для еды всю зиму. Нужно только залить кипяченой водой или пото­лочь до образования сока.

Отчего она не гниет? Сама себя законсервировала. В ней есть бензойная кислота. Она не дает ягодам гнить.

Задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите все словосочетания из подчеркнутого предло­жения. Составьте их схемы.
  3. Выполните синтаксический разбор выделенного предло­жения.
  4. Определите вид односоставных предложений.
  5. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Был конец ноября. До самого Гибралтара пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом. Пассажиров было много. Пароход был похож на громад­ный отель со всеми удобствами. Жизнь на нем протекала весьма размеренно. Вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в сумрачный час. Светало над серо-зеленой водяной пустыней, волновав­шейся в тумане, медленно и сумрачно. Накинув фланеле­вые пижамы, пили кофе, шоколад, какао. Затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хоро­шее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку. До одиннадцати часов полагалось бод­ро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд и другие игры для нового воз­буждения аппетита, в одиннадцать — подкрепляться бу­тербродами с бульоном. Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый. Сле­дующие два часа посвящались отдыху. В пятом часу пас­сажиров, освеженных и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями.

Задание

  1. В односоставных предложениях с главным, членом — ска­зуемым укажите, в каких формах употреблены глаголы- сказуемые.
  2. Выпишите предложение с составным именным сказуемым. Выполните его синтаксический разбор.
  3. Подчеркните деепричастный оборот как член предло­жения.
  4. Выпишите имена числительные.

Задание

  1. Определите вид односоставных предложений и обозначь­те грамматическую основу.
  2. Выпишите страдательные причастия.
  3. Выполните морфемный разбор выделенных слов.
  4. Подберите синонимы к подчеркнутому слову.

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всем огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Дру­гие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечат­ления.

Если ты художник, то увидишь новые сочетания кра­сок. Если музыкант — услышишь новые звуки. Скульп­тора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться все шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им. Все видят его зеленые глаза, до всего дотянутся цепкие зеле­ные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чем говорят птицы и звери. Охота за этими тайнами — радостная охота.

Задание

Найдите односоставные предложения и укажите их вид.

Выполните синтаксический разбор последнего предло­жения.

В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно.

Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное — нос! Лопаточкой, как у крота.

Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под нога­ми, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась.

А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.

Да, это была не простая мышь. И главное — нос! Ло­паточкой! Таким только землю рыть.

А землероек, слыхал я, знатоки различают по зубам. У одних — бурые, у других — белые. Так их и называют: бурозубки и белозубки. Кем была эта мышка, я не знал, а заглядывать ей в рот не торопился. Но почему-то хотелось, чтобы она была белозубкой. Так я и назвал ее — Белозубкой — наугад.

Белозубка стала появляться у костра каждый день и, как я ни топал, собирала хвосты-плавнички. Съесть все это она никак не могла, значит, делала на зиму за­пасы, а под гнилым кедровым бревном были у нее тай­ные погреба.

Знаешь ли ты ягодные адреса?

Земляника растет там, где светло: на лесной опушке, пригорке, вырубке. В травке около пней можно найти её душистые ягодки.

Чернику мы найдём у лохматой ели. Растет она в еловом бору.

Малина растёт на хорошей лесной земли у опушки, вырубки, оврага.

Клюкву собирают на болоте. Ее зрелые ягоды ярко краснеют на бархате мха.

Мало знать заветные адреса, надо знать, когда созревают ягоды.

Земляника созревает в июне. Черника, голубика, малина — в июле. Брусника — в августе. Собирая ягоды, не вырывайте кустики с корнем.

тип текста - описание.

1:
знаешь - глагол
ли - частица
ты - местоимение
ягодные - прилагательное
адреса - существительное
светло - наречие
на - предлог

2. однородные члены предложения:
опушке, пригорке, вырубке;
опушки, вырубки, оврага;
черника, голубика, малина.

3:
лохматой ели (ель - 3 склонение)
растёт у опушки (опушка - 1 склонение)
растёт у оврага (овраг - 2 склонение)

4:
в пятом предложении только одно существительное - бору (дательный падеж)
предполагаю, что в задании спрашивали про шестое предложение, поэтому на всякий случай разберу его:
малина - И. П.
земле - П. П.
(у) опушки - Р. П.
(у) вырубки - Р. П.
(у) оврага - Р. П.

5: Собирая ягоды, не вырывайте кустики с корнем.

6:
1. Чернику (что?) - имя существительное, обозначает предмет
2. Н. Ф. - черника
3. Постоянные признаки:
-нарицательное
-неодушевленное
-женский род
-1е склонение
4. Непостоянные признаки:
-единственное число
-винительный падеж
5. чернику (что?) - дополнение (подчеркните _ _ _ _)

7: Чернику мы найдём около лохматой ели.
Чернику -существительное, дополнение.
Мы - местоимение, подлежащее
Найдём - глагол, сказуемое
Около - предлог, обстоятельство
Лохматой - прилагательное, определение
Ели - существительное, дополнение

8:
на опушке (какой?) лесной, найти (что?) ягодки, ягодки (какие?) душистые, в бору (каком?) еловом, растёт (где?) на земле, на земле (какой?) хорошей, краснеют (как?) ярко, на бархате (чего?) мха, созревает (когда?) в июне.

14. Предупредительный диктант.

Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

15. Контрольный диктант.

Даша, Катя и Антон отдыхали в деревне у дедушки. Дедушку звали Андрей. Днем он работал на огороде. Около его дома был лес. Дети часто ходили в лес. Там они видели дятла. Дятел долбил ствол дерева. Его стук было слышно далеко.

16. Работа с текстом.

Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните Д, Т разными цветами. Выпишите 4—5 слов с буквами Д, Т. Составьте и запишите 3—4 вопроса по тексту.

Читайте также: