Поверх нетронутых трав пестревших звездами ромашек густо разрастался морковник

Обновлено: 05.10.2024

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.
  2. А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию.
  3. Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины так и творческие заботы делают лицо красивым.
  4. Берёза бросает длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зелёную траву дороги.
  5. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному .

📕 Источник: ЕГЭ 2022. Русский язык. 36 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.

— Ну, как хлопцы, дождя не будет? — кри­чал он еще издали, подъезжая.

Косари обсту­пали его, чтобы пого­во­рить или про­сто поку­рить пред­се­да­тель­ских папиросок.

— Да вроде не должно…

Чепу­рин соска­ки­вал с мото­цикла, нагнув­шись и захва­тив пук под­сох­шего сена, нюхал, раз­дер­ги­вал на былки и сорил себе на пыль­ные сапоги.

— Барана съели? — неожи­данно спра­ши­вал он, скосившись.

— Еще вче­рась,— созна­ва­лись косари.

— Дак сена какие… Невпроворот…

— Цент­не­ров по два­дцать возьмем?

— И по трид­цать будет… Как ни в какой год. Чай — сена!

— Чай-то чай,— поче­сал под кеп­кой один из коса­рей.— А не худо бы и чаюхи. За такие сена мага­рыч полагается.

— Будет, будет! — пообе­щал Чепу­рин, бело­зубо захо­хо­тал, покрас­нев шра­мом, и про­шел к трак­тору, при­хра­мы­вая и шму­ры­гая сапо­гами по стерне.

— С хоро­шим сеном вас, бабоньки! — крик­нул он весело, про­ходя мимо воро­шен­ных валков.

— Носы! Носы бере­гите! А то облу­пятся. Потом не забелишь.

Бабы, будто того и ждали, чтоб их задели, дружно посы­пали в ответ:

— Мы и не беле­ные сойдем!

— Все одно в печку гля­децца, с горш­ками целовацца…

— Ты б свою-то на сол­нушко вытяг­нул. А то грабли по ней соскучились…

— Поче­ре­вок рас­тру­сила б… Небось ночью и не охватишь.

Бабы дружно расхохотались.

Чепу­рин и сам засме­ялся и, сме­ясь, жму­рился, кру­тил головой.

— Ну и язвы, ну и язвы,— бабы! Обхва­ты­вать-то некого,— сознался Чепу­рин.— Неделю как уехала.

— Опять небось по курортам?

— В Сочах, бабы, в Сочах…

Бабы заши­кали, иные с издев­кой, иные про­дол­жая вышучивать:

— Прын­цесса, скажи на милость!

— В стен­га­зету ее, толстомясую!

— Что ж так: нами — дак коман­ду­ешь, а на свою узды нету?

— Нету, бабоньки милые, ох нету! — раз­вел руками Чепу­рин.— Зака­тила мне домаш­нее бюро, села и уехала. Я, гово­рит, тебя все равно не вижу. Ты готов сам сесть в сви­нар­ник, в кле­тушку. От тебя, гово­рит, сви­нар­ни­ком пах­нет… Вот как!

— Знамо,— встряла в раз­го­вор Тимо­фе­ева бабка, высо­кая коря­вая ста­руха, гово­рив­шая басом.— Знамо: у кого грабли на пле­чах, а у кого зад­ница в Сочах.

Бабы завиз­жали, схва­ти­лись за животы. Иные, что посмир­нее на язык, кон­фуз­ливо ухмы­ля­лись: уж больно солоно ска­за­нула бабка! Одними только гла­зами усмех­ну­лась и Анфиска, застен­чиво при­крыв рот угол­ком косынки.

Пой­мав на себе ее бег­лый сму­щен­ный взгляд, Чепу­рин и сам сму­тился и, пере­ходя на дру­же­ски дело­вой тон, спросил:

— Ну, как, Анфиса Васи­льевна, работается?

— Да так…— Анфиска, почему-то густо покрас­нев, нагнула голову, зате­ре­била граб­лями кло­чок сена, отпи­хи­вая и под­гар­ты­вая его к себе.— Как всем…

Чепу­рин помол­чал, уста­вив­шись на бегло пере­би­ра­ю­щие Анфис­кины гра­бельки с таким видом, будто наблю­дал важ­ную и неот­лож­ную работу. Мол­чал так, словно хотел еще что-то спро­сить у Анфиски. И она ждала, не под­ни­мая головы. Но, так ничего и не спро­сив, Чепу­рин постро­жел лицом, сказал:

— Такие, зна­чит, дела…

И, может быть, быст­рее, чем хотел, заспе­шил к трактору.

Меж тем сено начали коп­нить, а на вто­рой неделе сено­коса в каких-нибудь два-три дня все поре­чье на много десят­ков вверх и вниз по Десне дружно взбуг­ри­лось коп­нами, и не было такого места в лугах, куда бы можно было пройти напря­мик, не натолк­нув­шись на коп­нушку. И, закруг­ляя дело, стали сво­ла­ки­вать их на места повыше, посуше и там выкла­ды­вать округ­лые при­зе­ми­стые стога. Под конец, свезя к сто­гам сено с бала­га­нов, поплес­кав­шись в Десне на про­ща­нье, выпив за ран­ним ужи­ном сель­по­в­ской пер­цовки, попля­сав или так про­сто пого­во­рив на воль­ном досуге, начали сни­маться и сами бри­гады. И вот уже и вовсе опу­стели берега. Оста­лись только при­топ­тан­ные поляны поки­ну­тых ста­но­вищ, чер­ные закоп­че­ные ямы из-под кот­лов да пле­те­ные ске­леты рас­кры­тых бала­га­нов. И еще оста­лись стога… Неспешно тяну­лись мимо них отъ­ез­жа­ю­щие обозы, и люди про­во­жали взгля­дом памят­ники отшу­мев­шей страды. Молча хра­нили стога в себе и без­мя­теж­ные радо­сти ребя­ти­шек, и чьи-то пер­вые и не пер­вые сер­деч­ные тайны, и хозяй­ствен­ные надежды на сытый год, с моло­ком и хле­бом, и вообще удо­вле­тво­ре­ние завер­шен­ной рабо­той. Гля­дели косари на стога, на дол­гие вечер­ние тени от них, часто пере­черк­нув­шие дорогу, и сами удив­ля­лись: сколько наворочали!

Разо­рив свои шалаши, доб­ро­во­ден­ские косари тем же вече­ром, пока еще не село солнце, пере­пра­ви­лись на дру­гой берег Десны раз­би­рать про­цен­то­вые деляны.

Левая сто­рона реки густо куче­ря­ви­лась ивня­ками. Тут и там над мел­ко­ле­сьем высоко и дре­мотно под­ни­ма­лись ста­рые урем­ные ракиты с рас­трес­кан­ной корой и тем­ными округ­лыми кро­нами. Под ними все лето сто­яла суме­реч­ная и влаж­ная духота, гудело кома­рье и буше­вал хмель. Местами лес раз­бе­гался, откры­вая боль­шие и малые луго­вины. Эти-то опуш­ко­вые покосы, раз­бро­сан­ные и зате­рян­ные в лоз­ня­ко­вой чащобе и неудоб­ные для бри­гад­ной уборки, Чепу­рин раз­да­вал для под­вор­ной косьбы в счет зара­бо­тан­ных сен­ных про­цен­тов. Луго­вины побольше закреп­ля­лись за двумя-тремя дво­рами, на малых косили в оди­ночку. Обычно из года в год каж­дый косил на своем посто­ян­ном месте. Анфиска тоже пере­пра­ви­лась в попут­ной лодке, заби­той бабами и мужиками.

— Косить али только погля­деть? — поин­те­ре­со­вался дед Тимо­фей, с кормы направ­ля­ю­щий лодку.

— Что гля­деть? Смах­нет за одним разом, чтоб не бегаться,— отве­тила за Анфиску баба.

— И то дело,— кив­нул Тимо­фей.— Мы дак тоже, не загад, покосимся.

— Самое в пору,— ото­зва­лась дру­гая баба.— Ночь будет светлая.

— Витюньку бы на деревню отпра­вила,— посо­ве­то­вал Тимо­фей, глядя, как Анфиска, под­хва­тив сына одной рукой попе­рек живота, а дру­гой опи­ра­ясь на косу, сту­пила за борт в мел­кую воду.

— Нехай бегает: лето,— ска­зала баба.

— Зама­ялся небось мальчонка.

— А он, может, при ней охрану несет.

— Какой он охран­щик? — ска­зал Тимо­фей.— Комар носом проткнет.

— Какой-ника­кой, а все-таки живая душа при ней. От вашего брата шатуна… Кото­рый ему пошел-то?

— Пятый с зимы,— не обо­ра­чи­ва­ясь, доса­дуя на бабье сер­до­бо­лье, отве­тила Анфиска и, осы­пая комья глины, грузно выбра­лась с Вить­кой под мыш­кой на твер­дый тра­вя­ной берег. Она поста­вила сына на ноги, вски­нула на плечо косу, под­хва­тила узе­лок с едой и шаг­нула в кусты на про­би­тую тропку.

— Лодка будет у пова­лен­ной ракиты! — крик­нул с воды Тимофей.

— Стучи, стучи косой почаще, давай знать.

— Ежели раньше нас упра­вишься — покричишь!

Анфиска про­шла бере­гом вверх по реке и в полу­вер­сте вышла на свою деляну, одним краем при­мы­кав­шую к Десне. Анфиска не была здесь с про­шлого лета и едва узнала свой покос. Поверх нетро­ну­тых трав, пест­рев­ших баг­ря­ными голов­ками кле­вера, синими коло­коль­цами, лупас­тыми звез­дами рома­шек, часто про­рос мор­ков­ник. Он цвел круп­ными белыми зон­тами, рас­пу­стив­ши­мися на уровне Анфи­с­ки­ной груди, и ей каза­лось, будто поляна была зана­ве­шена сверху полу­про­зрач­ным тюлем.


Задание 17 № 286

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Пробравшись через мокрый папоротник и какую-то стелющуюся растительность , выбираемся на едва приметную тропинку.

Запятая должна быть поставлена на третьем месте: это запятая отделяет деепричастный оборот.

Запятая должна стоять на месте 3.

Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств

ОБОСОБ­ЛЕ­НИЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЙ И ОБ­СТО­Я­ТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся уме­ние ви­деть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять за­пя­тые в пред­ло­же­ни­ях с обособ­ле­ни­ем. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное за­да­ние вклю­че­ны лишь слу­чаи обособ­ле­ния/не­обособ­ле­ния опре­де­ле­ний и об­сто­я­тельств . Таким об­ра­зом, в за­да­нии могут встре­чать­ся со­че­та­ния двух видов обособ­лен­ных чле­нов, и рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния будет за­ви­сеть от осо­бен­но­стей обособ­ле­ния опре­де­ле­ний (см. пункт 16.1) и об­сто­я­тельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособ­лен­ные опре­де­ле­ния. Ос­нов­ные по­ня­тия.

Обособ­лен­ные опре­де­ле­ния — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых опре­де­ле­ния.

Сле­до­ва­тель­но, не­обособ­лен­ные — не вы­де­лен­ные за­пя­ты­ми и ин­то­на­ци­ей .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособ­лен­ные, так и не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния чаще всего* пол­ны­ми фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или при­ча­стий . Это со­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособ­лен­ные, так и не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та (глав­но­го слова).

* Об­ра­ти­те вни­ма­ние : слу­чаи обособ­ле­ния не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, в дан­ном раз­де­ле не рас­смат­ри­ва­ют­ся, так как за­да­ния ЕГЭ не со­дер­жат по­доб­ных при­ме­ров.

Если у опре­де­ле­ния нет за­ви­си­мых слов, то это оди­ноч­ное опре­де­ле­ние .

Если от опре­де­ле­ния можно за­дать во­прос к дру­го­му слову (сло­вам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют рас­про­странённым . Самый яркий при­мер рас­про­странённого опре­де­ле­ния— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

И при­част­ный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ни­ем.

Если опре­де­ле­ний не­сколь­ко, то они могут быть од­но­род­ны­ми , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть за­пя­тые;

и не­од­но­род­ны­ми , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет за­пя­тых.

При­ведём при­ме­ры рас­про­странённых од­но­род­ных опре­де­ле­ний, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми обо­ро­та­ми:

При­мер 3: Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| и |иг­рав­ший с сестрёнкой| , ока­зал­ся сыном на­ше­го со­се­да.

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как ви­ди­те, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ста­вит­ся, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных чле­нах, со­единённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

При­мер 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре рас­про­странённые опре­де­ле­ния не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния:

Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| ,(1) и |иг­ра­ю­щий со своей доч­кой| сосед ока­за­лись папой и сыном. Ка­та­ю­щим­ся был маль­чиш­ка, а иг­ра­ю­щим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба обо­ро­та, пред­ло­же­ние не сло­ма­ет­ся: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким об­ра­зом, нужна не для од­но­род­ных опре­де­ле­ний, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го обо­ро­та.

16.1.1. БА­ЗО­ВОЕ ПРА­ВИ­ЛО обособ­ле­ния опре­де­ле­ний

Вернёмся ещё раз к при­ме­ру Маль­чиш­ка , |ка­тав­ший­ся на сан­ках| , и |иг­ра­ю­щий со своей доч­кой| сосед ока­за­лись папой и сыном.

Су­ще­ству­ет ряд пра­вил, ре­гла­мен­ти­ру­ю­щих это. Опре­де­лим самое важ­ное, прак­ти­че­ски един­ствен­ное пра­ви­ло, ко­то­рое нужно знать при вы­пол­не­нии за­да­ния 16 при ра­бо­те с опре­де­ле­ни­я­ми.

При­част­ный (опре­де­ли­тель­ный) обо­рот все­гда обособ­ля­ет­ся, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособ­ле­ние про­ис­хо­дит все­гда: ГС+ПО.

При­мер 5: Че­ло­век, |не пом­ня­щий про­шло­го| , ли­ша­ет себя бу­ду­ще­го. Обосо­бил­ся при­част­ный обо­рот, сто­я­щий после глав­но­го слова.

При­мер 6: Были слыш­ны звуки, |по­хо­жие на стоны де­ре­вьев| .Схема: ГС+ОО.

Обосо­бил­ся опре­де­ли­тель­ный обо­рот, сто­я­щий после после глав­но­го слова

Ме­ня­ем ме­ста­ми ПО и ГС в при­ведённых пред­ло­же­ни­ях:

При­мер 7. |Не пом­ня­щий про­шло­го| че­ло­век ли­ша­ет себя бу­ду­ще­го. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

При­мер 8. Были слыш­ны |по­хо­жие на стоны де­ре­вьев| звуки.Обособ­ле­ния нет. Схема: ОО+ГС

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: Нет та­ко­го пра­ви­ла: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми . Со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо со­блю­де­ние усло­вий для его вы­де­ле­ния.

16.1.2. ДО­ПОЛ­НИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ПРА­ВИ­ЛА обособ­ле­ния опре­де­ле­ний

Ни­же­при­ведённые пра­ви­ла можно на­звать до­пол­ни­тель­ны­ми толь­ко с точки зре­ния не­об­хо­ди­мо­сти для вы­пол­не­ния за­да­ния 16. Эти пра­ви­ла вхо­дят в школь­ный курс рус­ско­го языка, обя­за­тель­ны для изу­че­ния, но в за­да­ни­ях ЕГЭ на­пи­са­ния, ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные дан­ны­ми пра­ви­ла­ми, не встре­ча­лись.

1. При­част­ный обо­рот дол­жен обособ­лять­ся в по­зи­ции перед опре­де­ля­е­мым сло­вом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступ­ки .

При­мер 9: |Из­му­чен­ная мно­го­днев­ной за­су­хой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (По­че­му земля уто­ля­ла жажду? По­то­му, что была из­му­че­на за­су­хой.) Схема: ПО+ГС.

При­мер 10: | Укра­шен­ная бле­стя­щи­ми ша­ра­ми |, ёлка то и дело при­вле­ка­ла вни­ма­ние котёнка. По­че­му елка при­вле­ка­ла вни­ма­ние? По­то­му что была укра­ше­на. Схема: ПО+ГС.

При­мер 11: Вы­рос­ший в ни­ще­те и го­ло­де , Павел враж­деб­но от­но­сил­ся к тем, кто был в его по­ни­ма­нии бо­га­тым. По­че­му так от­но­сил­ся? По­то­му что вырос в ни­ще­те.

Если зна­че­ния при­чи­ны нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не вы­де­ля­ет­ся.

|По­ве­шен­ный на де­ре­во| скво­реч­ник в этот же день ока­зал­ся за­се­лен­ным. (Нет при­чи­ны, нель­зя утвер­ждать, что его за­се­ли­ли по­то­му, что он ока­зал­ся по­ве­шен­ным. Обособ­ле­ния нет, дей­ству­ет ба­зо­вое пра­ви­ло.)

2.Обособ­ле­ние про­ис­хо­дит все­гда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му ме­сто­име­нию.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ лич­ное ме­сто­име­ние.

При­мер 12 |Увлечённый раз­го­во­ром| , он при­слу­шал­ся.

При­мер 13 Раз­го­рячённый и взвол­но­ван­ный , он вбе­жал в ком­на­ту.

При­мер 14 Обо­га­щен­ный но­вы­ми по­ня­ти­я­ми и чув­ства­ми , он при­нял­ся пе­ре­чи­ты­вать опять свои книги.

Очень часто эти два пра­ви­ла со­че­та­ют­ся в одном пред­ло­же­нии:

При­мер 15 Утом­лен­ный ходь­бой по бо­ло­ту, за­брел я в сарай и за­снул глу­бо­ко: с одной сто­ро­ны есть при­чи­на (по­че­му за­снул?), с дру­гой — глав­ное слово-лич­ное ме­сто­име­ние.

Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные пра­ви­ла от­но­си­лись к обособ­ле­нию при­част­ных и опре­де­ли­тель­ных обо­ро­тов.

Су­ще­ству­ет ещё один тип обособ­ле­ния, от­ли­ча­ю­щий­ся от дру­гих.

3. Обособ­ля­ют­ся не­сколь­ко не­рас­про­странённых опре­де­ле­ний, со­единённых со­ю­зом и (или без него, с за­пя­той), сто­я­щие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Опре­де­ле­ние + И+ Опре­де­ле­ние.

При­мер 16 Мар­тов­ская ночь, об­лач­ная и ту­ман­ная , оку­та­ла землю.

При­мер 17 Ве­сен­ний дух, весёлый и бес­пут­ный , ходил по­всю­ду.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся пред­ло­же­ния с двумя−тремя при­част­ны­ми (опре­де­ли­тель­ны­ми) обо­ро­та­ми, что услож­ня­ет про­цесс вы­де­ле­ния их гра­ниц. При этом может по­лу­чить­ся, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за дру­гом, либо встра­и­ва­ют­ся один в дру­гой, либо на­хо­дят­ся спра­ва и слева от ГС. При этом в пред­ло­же­ни­ях могут быть и будут не­обособ­лен­ные опре­де­ле­ния, вы­ра­жен­ные оди­ноч­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми и ме­сто­име­ни­я­ми.

При­ведём при­ме­ры раз­бо­ра наи­бо­лее труд­ных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИ­МЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИ­МЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства. Ос­нов­ные по­ня­тия

Обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия и де­е­при­част­ные обо­ро­ты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма гла­го­ла, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сде­лав?, от­но­сит­ся все­гда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие по от­но­ше­нию к ос­нов­но­му. На­при­мер, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — де­е­при­ча­стия, подчёрк­ну­ты как об­сто­я­тель­ства вме­сте с за­ви­си­мы­ми от них сло­ва­ми, то есть де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми (=ДО)

16.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло обособ­ле­ния де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных обо­ро­тов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных обо­ро­тов, оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия и де­е­при­част­ные обо­ро­ты вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми все­гда, не­за­ви­си­мо от места их рас­по­ло­же­ния .

Слу­чаи, когда де­е­при­ча­стия не вы­де­ля­ют­ся, то есть не обособ­ля­ют­ся, не влю­че­ны в за­да­ния ЕГЭ и не вхо­дят в объём ин­фор­ма­ции, не­об­хо­ди­мой для вы­пол­не­ния за­да­ния 16.

16.2.2 Осо­бые слу­чаи. По­ста­нов­ка за­пя­тых при не­сколь­ких ска­зу­е­мых или не­сколь­ких обо­ро­тах (оди­ноч­ных де­е­при­ча­сти­ях).

Слож­ность за­да­ний со­сто­ит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные ком­би­на­ции со­че­та­ний обособ­лен­ных об­сто­я­тельств и ска­зу­е­мых. На­при­мер, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных де­е­при­ча­стия; могут быть два, три ска­зу­е­мых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты по­дроб­нее.

1. В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных ска­зу­е­мых, а де­е­при­част­ный обо­рот от­но­сит­ся к од­но­му из них.

При­мер 1. В кар­ма­не га­ли­фе Сер­гей на­щу­пал крош­ки ма­хор­ки и, осто­рож­но стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , за­вер­нул тол­стую не­ук­лю­жую ци­гар­ку.

2. Если к од­но­му ска­зу­е­мо­му от­но­сит­ся не­сколь­ко ДО , то есть при со­че­та­нии де­е­при­част­ных обо­ро­тов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния:

При­мер 2. Он пошел , по­ша­ты­ва­ясь и все под­дер­жи­вая го­ло­ву ла­до­нью левой руки , а пра­вой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособ­ле­ных об­сто­я­тель­ства, от­но­ся­щих­ся к од­но­му ска­зу­е­мо­му, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов.

3. Де­е­при­част­ные обо­ро­ты, от­но­ся­щи­е­ся к раз­ным гла­го­лам-ска­зу­е­мым, вы­де­ля­ют­ся по от­дель­но­сти:

При­мер 3. Сер­гей, по­сто­яв еще ми­ну­ту , мед­лен­но на­пра­вил­ся к груде угля и, ак­ку­рат­но под­сте­лив полу ши­не­ли , сел на боль­шой кусок ан­тра­ци­та. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му от­но­сит­ся свой де­е­при­част­ный обо­рот.

Если рядом сто­я­щие де­е­при­част­ные обо­ро­ты от­но­сят­ся к раз­ным гла­го­лам-ска­зу­е­мым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их со­став, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся от­дель­но:

При­мер 4 Он стоял , при­сло­нясь к груде ци­би­ков чая , и, бес­цель­но по­гля­ды­вая во­круг себя , ба­ра­ба­нил паль­ца­ми по своей тро­сти, как по флей­те. Из­влечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной по­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния. Он стоял и ба­ра­ба­нил паль­ца­ми по своей тро­сти, как по флей­те.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его невинное желание. А ему очень хотелось бы выкурить трубочку табаку, ведь это будет его последняя трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в такой просьбе, и солдат вытащил свое огниво. Ударил по кремню раз, два, три – и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колеса, и собака с глазами, как Круглая башня.

– Ну-ка, помогите мне избавиться от петли! – приказал им солдат.

И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги схватили, того за нос, да и подбросили ввысь. Все упали и разбились вдребезги!

– Не надо! – закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

– Служивый, будь нашим королём и женись на прекрасной принцессе!

Вот послушайте-ка, что я расскажу.

За городом, у самой дороги, стояла дача. Ты, верно, видал её? Перед ней небольшой садик с цветником, а вокруг крашеный деревянный забор.

Неподалёку от дачи, у самой канавки, росла в мягкой зелёной траве крохотная ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её так же, как и роскошные садовые цветы, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро её мелкие ослепительно белые лепестки наконец раскрылись и, словно лучи, окружили жёлтое сердечко посредине. Ромашку ничуть не заботило, что её никто не видит в густой траве и что она такой простой и невзрачный цветок, – нет, она была довольна всем; повернувшись к солнцу, она любовалась им и слушала, как где-то высоко-высоко в небе поёт жаворонок.

Жёлтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золото, а ослепительно белые лепестки отливали серебром.

Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала её, спела ей песенку и опять взвилась в синее небо. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка пришла в себя. Сконфуженная, но в душе очень довольная, взглянула она на цветы в саду, – они ведь видели, какое счастье и какая честь выпали ей на долю, кому же и оценить это, как не им! Но тюльпаны ещё больше заважничали и, обиженные, покраснели с досады, а толстоголовые пионы надулись. Хорошо, что они не умели говорить, – досталось бы от них ромашке. Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и от души пожалела их.

Читайте также: