Повреждение почв в лесу в ходе добычи недр

Обновлено: 05.10.2024

1. Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

2. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. На основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

3.1. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.

4. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии к ст. 43 ЛК РФ

Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов, установленным ст. 25 настоящего Кодекса. При применении комментируемой статьи необходимо иметь в виду следующее. Работы по геологическому изучению недр или использование лесов для разработки месторождений полезных ископаемых не заменяют порядок, установленный законодательством о недрах для выполнения указанных работ. Речь идет только о специфике данного вида работ в лесу. Любое природопользование характеризуется наличием специфических правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов и оформлением соответствующих прав на объекты природопользования. У лесопользования, землепользования, недропользования, водопользования есть специфические особенности, характерные только для конкретного вида пользования природными объектами и ресурсами, а есть объединяющие особенности. В нашем случае оформление права на пользование лесным участком в соответствии со ст. 43 ЛК РФ для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых не освобождает пользователей от необходимости оформления процедуры отвода участка недр в соответствии с Законом РФ "О недрах". В соответствии со ст. 11 этого Закона предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. В соответствии с лицензией недра передаются в пользование в виде участков, представляющих собой геометризованные блоки недр. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Например, для добычи полезных ископаемых - в виде горного отвода, а для геологического изучения недр - в виде геологического отвода. Для геологического изучения срок пользования может составлять до 5 лет, а для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых. Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Проведение указанных работ в лесу, как видим, требует дополнительно оформления права аренды на лесные участки, за исключением указанных в п. 3 настоящей статьи случаев. Так, если при выполнении таких работ не будет осуществлена рубка лесных насаждений, достаточно будет только получения разрешения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от территориальной принадлежности лесного участка и компетенции указанных органов).

Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не предусматривал геологическое изучение недр и разработку полезных ископаемых как разновидность лесопользования, но механизм по допустимости вышеуказанных работ на землях лесного фонда содержал. Существовала статья о порядке проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (ст. 66). Причем эти работы могли осуществляться без перевода земель лесного фонда в земли других категорий и без перевода лесных земель в нелесные, только на основании разрешения (сначала лесхозов, затем территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ, впоследствии также при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

Разработкой месторождений полезных ископаемых считается комплекс работ, включающий в себя вскрытие, подготовку и выемку полезного ископаемого. Разработка бывает нескольких видов: открытая - это способ добычи полезных ископаемых, при котором процесс выемки вскрышных пород и полезного ископаемого осуществляется в открытых пространствах на земной поверхности; подземная - это способ добычи полезных ископаемых, при котором вскрытие, подготовка месторождения и выемка полезного ископаемого осуществляются под землей . Таким образом, практически речь идет о добыче полезных ископаемых. Формулировка "добыча полезных ископаемых" как раз и содержалась в тексте ст. 66 Лесного кодекса РФ 1997 г. Как видим, Лесной кодекс РФ 2006 г. не уточняет способ добычи, не определяет критерии для отсутствия оформления договора аренды на лесной участок для этих нужд, не указывает на необходимость перевода земель в другую категорию. Напомним, что, по мнению ученых, добыча полезных ископаемых, о которых шла речь в ст. 66 ЛК РФ 1997 г., очевидно, касалась общераспространенных полезных ископаемых, т.е. тех, добыча которых фактически не требует капитального строительства соответствующих для того сооружений . Отдельные уточнения содержала ст. 66 ЛК РФ 1997 г. в новой редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования земель лесного фонда". Но Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (2006 г.) ст. 1 и 2 данного Федерального закона были признаны утратившими силу с 1 января 2007 г. Из Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ продолжает действовать только ст. 3, излагающая в новой редакции абз. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий": "разрешение проведения в лесном фонде работ по региональному геологическому изучению, за исключением буровых работ". Новая редакция Кодекса также не дает четкого ответа на указанный вопрос. Поэтому принятие подзаконного акта, указанного в п. 4 комментируемой статьи, необходимо для ее надлежащей реализации.

См.: Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000. С. 311.

См.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.

Недропользование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" 1995 г., с последними изменениями, включенными Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившими в силу с 1 января 2007 г., материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, к чему относятся и вышеуказанные работы. См. также комментарий к ст. 21 настоящего Кодекса.

Если мы говорим о россыпных месторождениях, то они вообще, как правило, полностью расположены в особо защитных участках леса (далее — ОЗУ) вдоль рек и ручьёв.

Также следует отметить, что очень часто проекты горнообогатительных фабрик предусматривают то, что часть производственных объектов таких фабрик с учётом их технологических особенностей располагается в границах ОЗУ (хвостохранилища, насосные станции оборотного водоснабжения и т.д.). Вполне понятно, что их перенос за границы ОЗУ либо невозможен, либо приведёт к значительному увеличению капитальных и эксплуатационных затрат.

Для понимания правового режима ОЗУ следует обратиться к Лесному кодексу Российской Федерации (далее — ЛК РФ). В частности, ч. 1 ст. 107 ЛК РФ предусмотрено, что особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах. Причём на ОЗУ запрещается размещение каких-либо объектов капитального строительства (ч. 3 ст. 107 ЛК РФ).

Кроме того, ЛК РФ введён запрет на возведение объектов капитального строительства в водоохранных зонах и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (ч. 5 ст. 104, ч. 3 ст. 106 ЛК РФ).

Вполне понятно, что такие ограничения не позволяют пользователям недр вовлекать в отработку новые месторождения в пределах предоставленной им лицензионной площади, что негативно влияет на перспективы развития самой отрасли добычи золота в России.

Кроме того, такая невозможность отработки приводит к упущенной выгоде пользователей недр, на которую они рассчитывали, участвуя в аукционе Роснедр на приобретение лицензии и уплачивая разовый платёж за пользование недрами.

Если бы данный подход был воспринят судами, то это поставило бы крест на добыче россыпного золота в отдельных регионах.

Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), при этом земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является разрешенным самостоятельным видом использования лесов.

Согласно ч. 1 ст. 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ.

Исходя из п. 1 ч. 1, частей 5, 5.1 ст. 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр.

В целях, предусмотренных пунктами 1–4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В защитных лесах предусмотренные ч. 5 ст. 21 ЛК РФ выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1–4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, суд указал на возможность пользователем недр разрабатывать месторождения и размещать объекты, не связанные со строительством лесной инфраструктуры, с проведением сплошных рубок в границах защитных лесов, в рамках заключённых договоров аренды лесных участков.

Вместе с тем Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.08.2016 по делу № А56- 88127/2015 указал, что пользователь недр, занимающийся разработкой месторождений, может размещать в защитных лесах, отнесённых к определённой категории, не все, а только определённые объекты, не связанные со строительством лесной инфраструктуры и не являющиеся объектами капитального строительства, входящие в перечень, определённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р.

Несмотря на упомянутую выше судебную практику, проблема невозможности возведения объектов капитального строительства с целью разработки твёрдых полезных ископаемых (россыпных месторождений золота), в том числе в водоохранных зонах, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов и ОЗУ, никуда не делась.

В настоящее время пользователи недр, занимающиеся геологическим изучением и разработкой углеводородного сырья, находятся в привилегированном положении по отношению к тем, кто добывает ТПИ, поскольку таким пользователям недр разрешено размещать объекты капитального строительства в водоохранных зонах и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (п. 5 ч. 1 ст. 104 и ч. 3 ст. 106 ЛК РФ)

В 2015–2016 годах, ряд пользователей недр и общественных организаций Красноярского края обращались в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой о внесении изменений в п. 5 ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 106 и п. 3 ч. 2.1 ст. 107 ЛК РФ, которые бы позволили возводить объекты капитального строительства, связанные с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработке полезных ископаемых (ТПИ), в том числе в водоохранных зонах, нерестоохранных и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, а также ОЗУ.

К сожалению, ничего с этого времени не поменялось.

Вместе с тем нужно продолжать попытки внесения соответствующих изменений в ЛК РФ, так как это жизненно важно для всей золотодобычи в России. Для этих целей можно использовать платформу Союза золотопромышленников России, Горнорудного консультационного совета, Союза старателей России или Научно-координационного совета по вопросам развития в сфере добычи и производства драгоценных металлов и камней при Минпромторге России.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июля 2020 года N 417

В соответствии с частью 6 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725) и на основании подпункта 5.2.105 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2020, N 18, ст.2892),

1. Утвердить Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Перечень случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

в Министерстве юстиции

27 ноября 2020 года,

регистрационный N 61130

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 7 июля 2020 года N 417

Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2020, N 17, ст.2725) (далее - Лесной кодекс).

2. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса.

Часть 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 52, ст.8100).

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

3. Соглашение об установлении сервитута заключается органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (далее - уполномоченный орган) с лицом, заинтересованным в установлении сервитута, в случаях:

Статья 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5134).

а) если лесной участок не предоставлен в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;

б) если лесной участок предоставлен в аренду или безвозмездное пользование на срок, не превышающий одного года.

При этом соглашение об установлении сервитута заключается только в случае, если лесной участок не может быть предоставлен на праве аренды.

Статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2014, N 26, ст.3377).

4. В случае, предусмотренном частью 3 статьи 43 Лесного кодекса, использование лесов без предоставления лесного участка, установления сервитута осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Часть 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 52, ст.8100).

5. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр на основании разрешений пользователь недр (далее - Заявитель) подает в уполномоченный орган письменное заявление, в котором указываются:

1) сведения о Заявителе:

полное и сокращенное (при наличии) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения и почтовый адрес, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

2) местоположение и площадь земель, необходимых для выполнения планируемых работ, обоснование использования лесов и срок выполнения работ по геологическому изучению недр.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости).

Уполномоченные органы получают путем межведомственного информационного взаимодействия следующие документы:

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении физического лица;

сведения о наличии лицензии на пользование недрами, государственного задания или государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд.

Статья 36.1 Закона Российской Федерации N 2395-1 "О недрах" от 21.02.1992 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 2015, N 27, ст.3996).

6. Заявление рассматривается в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня его поступления в уполномоченный орган. В результате рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр или об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр.

7. Решение об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования лесов или лесного участка, не предусмотренные частью 3 статьи 43 Лесного кодекса.

8. Использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества.

9. При использовании лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса.

Часть 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 52, ст.8100).

10. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются приоритетным направлением надзорной деятельности прокуратуры Свердловской области.

Для региона характерна высокая концентрация крупных промышленных предприятий, объектов коммунального и топливно-энергетического сектора, что предопределяет подверженность негативному воздействию всех природных комплексов.

В апреле 2021 года прокуратурой области в адрес Губернатора региона направлена информация, по итогам рассмотрения которой уполномоченные органы региона сориентированы на качественную организацию мероприятий по регулированию выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий.

В ходе надзорной деятельности также уделяется внимание вопросам охраны почв, недр.

Площадь земель региона составляет 19,44 млн. га. Часть земель находится под бесхозяйными свалками и иными объектами накопленного вреда, общее число которых составляет 276, в том числе 45 свалок и 5 рудников.

Прокурорами в ходе проверок выявлены нарушения, связанные с повреждением почв, непроведением их рекультивации, добычи полезных ископаемых с нарушением условий лицензии. К допустившим их предприятиям приняты меры реагирования.

В сфере лесопользования в 2021 году установлены факты бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области по проведению лесоустройства и кадастрового учета лесных земель, природных территорий, снижения эффективности лесного надзора, недостатки в обеспечении пожарной безопасности в лесах. По указанным фактам в адрес Губернатора области, его заместителя, а также министра природных ресурсов и экологии региона в феврале и в апреле 2021 года внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры к планомерному устранению нарушений, в результате которых, в том числе, снижена недоимка по долгам в размере 13 млн. руб., увеличено финансирование противопожарных мероприятий на 9,5 млн. руб.

В 2021 году правоохранительные органы сориентированы на необходимость усиления межведомственного взаимодействия по вопросам пресечения и борьбы с незаконными рубками, оперативного обмена информацией об указанных фактах.

Горрайспецпрокурорами продолжена работа по выявлению незаконных рубок. В рассматриваемый период по результатам прокурорских проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования направлен 31 материал проверки, по итогам рассмотрения которых возбуждено 31 уголовное дело.

По итогам осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления прокурорами выявлено 1 720 нарушений законодательства об отходах производства и потребления, принесено 40 протестов, направлено 140 исковых заявлений, внесено 407 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 106 лиц, к административной – 48, объявлено 26 предостережений.

К примеру, в ходе надзорных мероприятий органами прокуратуры области выявлены факты непринятия муниципальными органами мер по оборудованию мест накопления отходов.

Так, органами местного самоуправления Белоярского, Малышевского, Полевского, Сысертского городских округов не созданы места накопления отходов, информирование потребителей о расположении таких мест также не производится.

В связи с изложенным главам указанных муниципальных образований природоохранным прокурором внесены представления. Приняты меры прокурорского реагирования по понуждению уполномоченных лиц и организаций к ликвидации несанкционированных свалок.

Всего по итогам принятых мер в 2021 году ликвидировано более 80 несанкционированных свалок отходов.

Надзорные мероприятия прокуратуры в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности активизированы .

Читайте также: