Технологии работы с родителями в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) становится привлечение родителей к участию в работе детского сада.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Уровень саморазвития и самовоспитания родителя и семьи в целом как социального института не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. От уровня психолого-педагогической компетентности родителей зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Во избежание этого мы решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье!

Наш коллектив поставил перед собой цель проанализировать работу в данном направлении и найти такие формы взаимодействия с родителями, которые бы соответствовали новым требованиям стандарта. Взглянуть по-другому на шаблонное применение основных позиций дошкольного образования в вопросе взаимодействия с родителями. Основной аспект, в нашем понимании, должен ставиться на воспитание субъектности родителей. В этом контексте мы поставили задачу обогащения семьи теми практиками воспитания и образования детей, которые накоплены в педагогической системе нашего дошкольного учреждения.

Главная задача по работе с семьёй - разрушить ныне существующий барьер между детским садом и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка. Родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к школе.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является домашнее задание для родителей по лексическим темам, даются на усвоение и закрепление пройденного материала в саду. Выполняя предложенные задания, родители, получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме. Несложные задания идут от простого к сложному, систематически и концентрично (математические, лексико- грамматические, двигательные) с учетом актуальности той или иной темы в виде игр, это помогает поддерживать интерес ребенка. Родители выполняют наши задания сами предлагают помощь в создании развивающей среды в ДОУ.

Важным звеном в работе является посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Посещая семьи своих воспитанников, воспитатель знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками т. д.). Первый визит в семью, особенно если ребенок еще не ходит в детский сад,— ответственный момент, часто он определяет, будут ли родители доверять воспитателю, прислушиваться к его советам, наладится ли у них контакт и взаимопонимание. Воспитателю целесообразно подготовиться к такому посещению: заранее узнать состав семьи, выяснить, где работают родители, наметить, какие сведения о ребенке нужно получить, продумать ответы на возможные вопросы. Включить видеосюжет.

Повторные посещения планируются в зависимости от результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в коллективе детей, отношения родителей к своим обязанностям, их участия в жизни детского сада. Положительный опыт семейного воспитания воспитатели пропагандируют в беседах с другими родителями, на собраниях. Почтовый ящик обычно используют для обратной связи родителей с ДОУ. Одним из самых важных моментов в воспитании добрых чувств у ребёнка является личный пример взрослых, и в первую очередь родителей. Работают в нашей родительской почте ящики «Вопросники" для писем - вопросов от родителей; "Почта родительских идей"- советы по выбранным темам, "Почта родительского гнева"- готовность решать проблемы детей с помощью детского сада и полноценного пребывания ребенка в детском саду. При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей. В помощь родителям мы проводим игровые сеансы т.к. практика показывает, что родители не всегда владеют элементарными навыками игры и, соответственно, не могут научить этому своего ребенка. На них мы знакомим родителей с играми и способами игры традиционными по инструкции и новыми возможностями их использования.

Родительский клуб является дополнительным компонентом образовательной деятельности, воспитательного процесса, где родители и воспитатели детского сада могут получать знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Почему именно эта форма работы?

В нашем ДОУ разработано Положение о родительском клубе. Родительский клуб-структура динамичная, они могут сливаться в один или дробиться. Всё зависит от тематики, замысла устроителей. Всё направлено на максимальную результативность встречи её участников. В ходе деятельности клуба родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности, видят результаты работы участников образовательной деятельности. Работа родительского клуба способствует установлению в детском саду домашней атмосферы, искренних и доброжелательных отношений. Тематика составляется отдельно по каждой группе, а затем на каждый учебный год план работы клуба объединяется в единый план. Тематика зависит от запроса родителей, годовой задачи детского сада, а также от направленности группы, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Если запросы родителей из разных групп повторяются, то заседание клуба может пройти для одновозрастных групп, либо для тех родителей, кого волнует какая-либо тема или проблема (особенно это касается вопросов, которые могут осветить грамотно, профессионально специалисты: логопед, психолог, дефектолог.

Работа клуба организована по четырём этапам:

В структуру совместных мероприятий в рамках Клуба могут входить следующие компоненты (формы):

  • слово педагога ДОУ по теме заседания;
  • выступление специалиста (по запросу родителей);
  • анкетирование;
  • обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
  • просмотр видеофильма;
  • выступления желающих родителей;
  • открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
  • видеосюжеты работы с детьми;
  • интервью с родителями;
  • интервью с детьми (видео);
  • выступление детей;
  • рекомендации, памятки, шпаргалки, буклеты; информационные бюллетени;
  • педагогические беседы;
  • тематические консультации;
  • выпуск газет;
  • практическое обучающее занятие;
  • анализ заболеваемости;
  • видеоролики;
  • анализ анкет;
  • презентация практик семейного опыта воспитания;
  • совместные игровые сеансы с детьми; совместное творчество;
  • круглый стол (метод групповой дискуссии, метод видеокоррекции, метод совместных действий, метод конструктивного спора, метод вербальной дискуссии);
  • мастер-класс;
  • семинар-практикум;
  • тематические выставки;
  • выполнение домашних заданий (для родителей);
  • самостоятельная свободная деятельность ребёнка, снятая на видеокамеру (в виде отчётов) для наблюдения за деятельностью ребёнка в семье, за тем, чем он любит заниматься дома;

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий. Хочется верить, что нам это удается, мы не останавливаемся на достигнутом ищем новые пути и сохраняем наработанное.

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

ВложениеРазмер
doklad_ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_v_rabote_s_roditelyami.docx 41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 50 г. Ставрополя

Использование современных технологий в работе с родителями

Подготовила: Костина О.В., учитель – логопед

Современное образование претерпевает все новые и новые изменения. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с родителями дошкольников.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Традиционные формы организации совместной работы педагогов и родителей, при всех их положительных характеристиках, уже не могут отвечать современным требованиям.

Как же повысить эффективность работы с родителями?

Решающую роль в решении данного вопроса играет своевременный и адекватный обмен информацией, касающейся всех направлений дошкольного образования. Появление и массовое распространение информационных и телекоммуникационных технологий коснулось и педагогов, и родителей.

Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности работы педагога с родителями.

1. Электронная почта . Использование электронной почты позволяет педагогам группы оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого дошкольника, организуя при этом индивидуальный диалог. Электронная почта может активно использоваться для отправки родителям различных электронных пособий, цифровых образовательных ресурсов, ссылок на тематические сайты по работе с детьми, имеющими нарушения речи. Если ребенок отсутствует по болезни или отпуску, высылаются задания для самостоятельной домашней работы, чтобы не потерять результат, достигнутый в ходе коррекционно-развивающей работы.

Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения о результатах домашней учебной работы, проблемах, эмоциональном настрое, состоянии здоровья, необходимые для коррекции обучения каждого воспитанника. Обязательным условием для организации такой работы с родителями является наличие контактов с адресами электронной почты. Такой список в нашей группе создан, и электронная почта работает.

Примерный план организации работы с электронной почтой:

  • анкетирование родителей, сбор электронных адресов;
  • создание в интернете электронного почтового ящика;
  • составление списков контактов в почтовом электронном ящике;
  • оформление почтового ящика;
  • пробная рассылка письма всем родителям.

Педагоги нашей группы активизировали работу в приложении WhatsApp. Здесь мы выкладываем свои видео с развивающими заданиями, мастер-классы на разные темы. Родители выкладывают фото и видео с моментами выполнения домашних заданий и их совместной деятельности с детьми дома или на прогулке.

Например, видеопоздравление к Дню Победы прислали нам на WhatsApp родители воспитанницы нашей группы.

5. О нлайн – консультации . Они проводятся посредством программы Skype и веб-камеры. Звук и видеоизображение обеспечивают живое общение в режиме реального времени. Консультации проводятся с педагогами группы и другими специалистами ДОУ.

Такая форма интерактивного общения предоставляет родителям возможность задать интересующие вопросы по воспитанию и развитию ребенка в индивидуальном и комфортном формате. С технической стороны для онлайн-консультирования необходимо иметь компьютер, подключенный к сети интернет, микрофон, наушники или колонки, веб-камеру и установленную программу Skype .

6. Сеть Инстаграм и её возможности:

Инстаграм является новой, современной и достаточно востребованной формой взаимодействия педагога с родителями, ведущей к обновлению форм и методов работы, повышению компетентности воспитателей и родителей.

Администратор группы размещает необходимую информацию, консультации, рекомендации педагогов в вопросах воспитания и обучения детей, фото и видеоматериалы досуговых мероприятий, утренников, режимных моментов.

Родители получают возможность комментировать размещаемые в сети материалы, обсуждать те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

На своей личной странице в Одноклассниках я выкладываю фотографии с моментами своего участия в календарных праздниках в группе (Праздник осени, День матери, Новый год и т.д.), а также выступлений на МО и других мероприятиях. Родители, которые добавляются в друзья, оставляют комментарии, и ведется обсуждение этих моментов.

Несомненно, в работе педагога с родителями важно использовать социальные сети – ВКонтакте, Одноклассники или Инстаграм; различные мессенджеры – Viber, WhatsApp или Skype. Но у них у всех есть свои ограничения.

Наиболее эффективной из существующих форм дистанционного общения педагогов с родителями является работа на образовательной платформе Zoom .

Zoom - это облачная платформа для проведения видеоконференций, позволяющая общаться с родителями воспитанников, обмениваться информацией, выполнять совместную работу с группой и подгруппой детей и родителей в режиме реального времени. Используется педагогами для проведения онлайн - встреч, для проведения индивидуальных и групповых тренингов или консультаций, проведения мастер-классов, родительских собраний и просто для общения педагогов с воспитанниками и их родителями.

Сегодня я хочу рассказать, как организовать дистанционное родительское собрание с использованием платформы ZOOM за 5 шагов.

Во-первых, нам нужно скачать и установить данную платформу, зарегистрироваться.

Во-вторых, готовим текст выступления (план) и презентацию запланированной темы. Планируем конференцию на платформе на определенный день и время (если это нужно).

В-третьих, извещаем родителей заранее, чтобы большинство смогли выделить на это время и установить платформу.

В-четвертых, в назначенное время подключаемся к конференции, создаем допуск родителям.

В-пятых, проводим собрание, отвечаем на интересующие родителей вопросы.

Положительные стороны работы на платформе:

  • платформа с базовым пакетом бесплатна
  • вместимость в конференцию до 100 человек
  • можно включить демонстрацию презентации
  • можно включить вход в конференцию с подтверждения администратора
  • можно запланировать конференцию заранее на удобное время
  • можно провести собрание в удобное для большинства родителей время, при этом, не отпрашиваясь с работы.
  • ограничение по времени - 30 мин. И если вам его не хватило – либо нужно снова заходить в конференцию, либо заранее взять платный пакет с большим лимитом времени.

Риски в проведении такого собрания:

  • Проблемы с сетью Интернет (плохая связь может стать причиной зависания конференции).
  • Родители не захотят или не смогут установить платформу (при проблемах с установкой, на ваши плечи ложится и помощь родителям в настройке платформы).

На сайте размещены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей с ОВЗ: возрастные особенности, рекомендации учителя - логопеда, логопедические домашние задания в виде презентаций, ссылки на образовательные Интернет – ресурсы и другое. Доступ к этим материалам на моём сайте всегда свободен.

Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и педагога, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику


Инновационные технологии в работе с родителями воспитанников МДОУ

Ступакова В.Г. – старший воспитатель
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй . Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия.Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы . И нновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие :

активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,

инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями .

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

4. Хорошая подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.

– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

- родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МДОУ.

С целью оказания помощи педагогам МДОУ:

- проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.

- создан банк нормативных документов, регламентирующих работу педагогов МДОУ с родителями воспитанников.

- функционирует консультативный практикум для воспитателей.

Поскольку мы запланировали активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и изменение форм взаимодействия педагогов с родителями, были внесены изменения в комплексно-тематический план на каждый тематический блок. Разработали и апробировали мероприятия с активным участием родителей с детьми. Запланированы такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

индивидуально для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

к проведению совместных мероприятий НОД, развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников,

к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием и пополнению развивающей среды,

к распространению положительного опыта семейного воспитания,

к участию в мероприятиях с социальными партнерами МДОУ,

к участию в различных конкурсах,

к проведению кружковой работы в вечернее время.

Привлекли родителей к оформлению развивающей среды группы с участием детей и родителей воспитанников следующим образом:

смотр-конкурс на лучшую постройку для игровой деятельности на прогулочной площадке,

На слайде представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями . Кажется, совсем недавно некоторые формы были инновационными, а сейчас перешли в разряд традиционных. Совместные экскурсии и прогулки, участие в конкурсах, информация на сайте МДОУ, используемая для динамичной обратной связи, которая служит хорошим методом быстрого реагирования на ситуацию.

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Родительский комитет, Управляющий совет, в состав которых входят представители родительской общественности, вместе с воспитателями организует участие семей воспитанников в мероприятиях.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители , наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Дни добрых дел. Помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей , что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадкицелесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу. Таким образом, создаются хорошие условия в любое время годадля полноценного физического развития воспитанников и игровой деятельности на прогулочных площадках.

Обеспечить поддержку родителей в формировании здорового образа жизни в семье помогают семейные спортивные встречи.

Включение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность. Можно использовать несколько вариантов включения родителей в образовательную деятельность.

Занятия с папами по конструированию из дерева

Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников

Привлечение родителей индивидуально в рамках образовательного процесса для подгрупповой работы с детьми.

В работе с родителями используем такую динамичную форму как в ключение родителей в проведение тематических мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания . Темы могут быть разнообразными:

Листаем семейный альбом

Традиции и обычаи нашей семьи .

В отпуск всей семьей

Стихи читаем вместе

Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.

День народного единства 4 ноября

День России12 июня

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Семейный клуб.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

Из проектной деятельности появилась нетрадиционная форма взаимодействия с семьей: библиотека игр, книг и аудиозаписей. Детские книги приносят родители и предлагают для общего пользования. Видеотека предоставлена в форме шкатулки-передвижки. Здесь имеется тетрадь с отметкой о взятии диска на несколько дней и тут же родители могут оставить свой отзыв.Большой популярностью у родителей и детей пользуется:

- подвижные игры под музыку

- музыка на расслабление

Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества. Участие в социально значимых акциях.

Домик для скворушки

Останови поджоги травы

7 противопожарных дней

Отзывы родителей: Очень интересные разнообразные задания, хорошая система мотивации ребенка, бесплатные олимпиады.

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями , а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.

Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открыло для педагогов новые возможности в работе с семьями воспитанников и создало дополнительные возможности для развития детей. В результате работы инновационной площадки и в качестве продукта инновационной деятельности созданы:
1. Банк конспектов мероприятий, направленных на вовлечение родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Брошюра содержит конспекты занятий с непосредственным участием родителей, описание форм проведения тематических семейных акций, конкурсов, развлечений и спортивных мероприятий, которые можно проводить в детском саду.


Содержимое разработки

Инновационные технологии в работе с родителями воспитанников ДОУ

Солдаткина Е.В – воспитатель

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы. Инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,

инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

4. Хорошая подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.

– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

- родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МДОУ.

С целью оказания помощи педагогам МДОУ:

- проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.

- создан банк нормативных документов, регламентирующих работу педагогов МДОУ с родителями воспитанников.

- функционирует консультативный практикум для воспитателей.

Поскольку мы запланировали активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и изменение форм взаимодействия педагогов с родителями, были внесены изменения в комплексно-тематический план на каждый тематический блок. Разработали и апробировали мероприятия с активным участием родителей с детьми. Запланированы такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

индивидуально для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

к проведению совместных мероприятий НОД, развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников,

к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием и пополнению развивающей среды,

к распространению положительного опыта семейного воспитания,

к участию в мероприятиях с социальными партнерами МДОУ,

к участию в различных конкурсах,

к проведению кружковой работы в вечернее время.

Привлекли родителей к оформлению развивающей среды группы с участием детей и родителей воспитанников следующим образом:

смотр-конкурс на лучшую постройку для игровой деятельности на прогулочной площадке,

На слайде представлены традиционные и инновационные формы сотрудничества с родителями. Кажется, совсем недавно некоторые формы были инновационными, а сейчас перешли в разряд традиционных. Совместные экскурсии и прогулки, участие в конкурсах, информация на сайте МДОУ, используемая для динамичной обратной связи, которая служит хорошим методом быстрого реагирования на ситуацию.

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Родительский комитет, Управляющий совет, в состав которых входят представители родительской общественности, вместе с воспитателями организует участие семей воспитанников в мероприятиях.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Дни добрых дел. Помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).

Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадки целесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу. Таким образом, создаются хорошие условия в любое время года для полноценного физического развития воспитанников и игровой деятельности на прогулочных площадках.

Обеспечить поддержку родителей в формировании здорового образа жизни в семье помогают семейные спортивные встречи.

Включение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность. Можно использовать несколько вариантов включения родителей в образовательную деятельность.

Занятия с папами по конструированию из дерева

Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников

Привлечение родителей индивидуально в рамках образовательного процесса для подгрупповой работы с детьми.

В работе с родителями используем такую динамичную форму как включение родителей в проведение тематических мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания. Темы могут быть разнообразными:

Листаем семейный альбом

Традиции и обычаи нашей семьи.

В отпуск всей семьей

Стихи читаем вместе

Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.

День народного единства 4 ноября

День России12 июня

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

Из проектной деятельности появилась нетрадиционная форма взаимодействия с семьей: библиотека игр, книг и аудиозаписей. Детские книги приносят родители и предлагают для общего пользования. Видеотека предоставлена в форме шкатулки-передвижки. Здесь имеется тетрадь с отметкой о взятии диска на несколько дней и тут же родители могут оставить свой отзыв.Большой популярностью у родителей и детей пользуется:

- подвижные игры под музыку

- музыка на расслабление

Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества. Участие в социально значимых акциях.

Домик для скворушки

Останови поджоги травы

7 противопожарных дней

Отзывы родителей: Очень интересные разнообразные задания, хорошая система мотивации ребенка, бесплатные олимпиады.

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.

Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открыло для педагогов новые возможности в работе с семьями воспитанников и создало дополнительные возможности для развития детей. В результате работы инновационной площадки и в качестве продукта инновационной деятельности созданы:

1. Банк конспектов мероприятий, направленных на вовлечение родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Брошюра содержит конспекты занятий с непосредственным участием родителей, описание форм проведения тематических семейных акций, конкурсов, развлечений и спортивных мероприятий, которые можно проводить в детском саду.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагогу необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет мне, как педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Самыми эффективными методами изучения семьи, считаю:

- Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).

Но более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаю нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы, интерактивные игры, ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Остановлюсь кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ - является метод проектов, в результате которого повышается активность родителей в делах группы. И ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, в дальнейшем сделает сам. В нашей группе были организованы проекты в соответствии с тематическим планированием:

Результатом деятельности по проектам становились: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Моя практика использования проектного метода показывает, что меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Приглашая родителя для проведения мастер-класса, необходимо учитывать его индивидуальные особенности (темперамент, культура общения), его отношения с собственному ребенку и к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников.

Результаты родительских мастер-классов мы транслируем через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов, записываем рассказы детей в их речевых дневниках.

По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ, очень эффективна. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Еще одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ считаю ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка. Постепенно Портфолио пополняется фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.

В ходе такого сотрудничества я отметила активность родителей, а также желание участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, видно, что по результатам диагностики в группе на 30% увеличилось число родителей – активистов; на 40% выросло количество родителей – исполнителей, на 50% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Читайте также: