Пояснительная записка к проекту озеленения участка

Обновлено: 04.10.2024

Пояснительная записка — обязательная составляющая рабочей документации. В нем находят отражение все вопросы организации и производства работ, конструктивных решений и техники безопасности при реализации проекта. Пояснительная записка раскрывает художественных замысел оформления садового участка, описывает функциональность инженерных решений.

Содержание записки

Пояснительная записка к ландшафтному проекту — объемный документ, состоящий из введения и нескольких глав:

  • введение — содержит краткое изложение сведений о том, кем и когда выдано задание на проектирование, приводится перечень предоставленных заказчиком материалов; наименования проведенных изыскательных работ, состав и объем выпускаемой проектной документации;
  • первая глава — в ней приводится характеристика территории;
  • вторая глава — содержит обоснования архитектурно-планировочного решения, организации и стоимости работ, эксплуатации участка;
  • третья глава — содержит данные по работе с почвой и насаждениями;
  • четвертая глава — в ней содержится расчет баланса территории;
  • пятая глава — излагается очередность ведения строительных работ и рекомендации по их организации;
  • шестая глава — рассчитывается стоимость основных видов работ и общая стоимость реализации проекта;
  • седьмая глава — содержит рекомендации по содержанию участка после реализации проекта.

Что вы получаете в итоге

Наши специалисты готовят для вас пояснительную записку, которая содержит детальное описание с обоснованием принятого в проект решения генплана, мероприятий по инженерной подготовке, благоустройству, формированию насаждений.

Материалы по благоустройству и озеленению участка будут содержать обоснование принципов архитектурно-планировочного решения, сведения о подобранном ассортименте растений и посадочного материала, количестве и месте насаждений в посадочных группах, указаны площадь газонов, перечень техники, необходимой для работы. Также приводится список МАФ и прочих сооружений с их основными показателями.

Материалы по водоснабжению содержат данные по источникам, схемы водопровода, нормы расхода воды. Также сюда входят данные по конструкциям, размещению и благоустройству водоемов.

Материалы по электроснабжению содержат расчеты потребной мощности для освещения сада и иных целей, указание источников снабжения и сети.

В приложении к записке помещают копии текста программы проектирования, справки о санитарном состоянии территории, разрешения на присоединение к источникам электропитания и водоснабжения.

В конце записки указывается перечень чертежей и приложений. Чертежи будут сброшюрованы и собраны в специальную папку.

Требования к размещению сооружений, дорожек, площадок, к благоустройству территории: дорожную сеть, площадки для рекреации предусмотреть удобными, уютными для отдыха, с прочными декоративными покрытиями, с рациональной планировкой, с обеспечением стока дождевых и талых вод. Варианты покрытий дорожек и площадок: 1. Гранитный скол, брекчия. 2. Брусчатка. 3. Специальные смеси из гранитных отсевов с добавлением вяжущих. 4. Брекчия-мрамор на ответственных местах. 5. Грунтовые смеси с добавлением вяжущих материалов.

Файлы: 1 файл

пример пояснительной записки.doc

Создание ландшафта участка - это сложная многоэтапная работа, которая начинается с проектирования. В проекте необходимо учесть все тонкости будущего ландшафта, связать в единую систему знания в области инженерии, архитектуры и садоводства. Ландшафтное проектирование - первый и необходимый шаг на пути создания красивого сада.

При проектировании ландшафта необходимо учитывать особенности микроклимата и почв, расположение участка по отношению к сторонам света, рельеф всей местности и многие другие параметры.

Поэтапность выполнения ландшафтного проекта:

Шаг первый - предпроектный анализ. Первичное обследование участка, изучение и анализ имеющейся ситуации на участке. Полученная информация позволяет судить об объеме и характере предстоящей работы и является исходной для начала творческого процесса.

Шаг второй - топографическая съемка. Составление на местности рабочего плана с указанием границ участка, ориентации по сторонам света, возможностей подъездов и подходов, местоположения имеющихся непосредственно на участке строений и насаждений, размещение объектов соседних владений, направление и степень уклонов рельефа.

Третий шаг - составление ситуационного плана. Изготовление ситуационного плана, который станет одной из основ для проекта. Выполняется на основании топографической съёмки.

Шаг четвертый - функциональное зонирование. Является одним из наиболее важных этапов работы, поскольку именно здесь закладываются наиболее рациональные варианты использования площадей участка и определяются выигрышные решения дизайнерского проекта.

Условные зоны при ландшафтном проектировании могут быть следующие: входная зона, жилая зона и внутренний дворик, хозяйственная зона, детская и спортивная площадки, плодовый сад и огород, декоративная зона и газон. Все зоны связывают дорожно-тропиночной сетью, добиваясь при этом, чтобы участок приобрел свой неповторимый облик. На базе ситуационного плана разрабатывается эскиз и генеральный план или. при необходимости, выполняется только деталировка отдельных участков или зон сада.

Шаг пятый - разработка эскиза. Эскиз - творческий этап, связанный с поиском принципиального решения на основе уже запланированных зон. Здесь учитываются все основные предпосылки: физический комфорт (хорошая освещенность, защищенность от ветра), удобство перемещения по саду (сеть дорожек, оптимальная их ширина, защита от росы, подсветка), легкость ухода за участком и эстетическая сторона проекта.

Шаг шестой - разработка генерального плана участка. Генеральный план -основной документ, на котором указываются существующие и проектируемые насаждения, здания, сооружения, малые архитектурные формы, дорожно-тропиночная сеть, водные устройства и другие объекты сада. На основе генерального плана, в дальнейшем будет проводиться разбивка участка. В сложных проектах могут быть выполнены секущие разрезы сада. Они позволяют наглядно представить вертикальную планировку участка в его узловых местах. Важнейшие виды сада рисуются от руки или создаются в компьютерных программах, дающих возможность увидеть участок со стороны, в 3D-проекциях.

Шаг седьмой - составление рабочих чертежей. На основе генерального плана для работы на местности и реализации проекта изготавливаются несколько вспомогательных чертежей, которые выполняют различные самостоятельные функции.

Например - дендрологический план. Составляется в дополнение к генплану. На нём указываются все сохраняемые и проектируемые насаждения, приводится сводная таблица ассортимента растений, номера и количество которых соответствуют плану.

В состав основных рабочих чертежей входят разбивочный чертеж планировки, насаждений, чертежи деталей, посадочный чертеж.

Разбивочный чертеж: план дорожно-тропиночной сети, схема инженерных сетей, план схемы дренажа, освещения и полива участка. На чертежах указываются размеры и привязки дорожной сети, зданий и сооружений и т.п. Разбивочные чертежи составляют с таким расчетом, чтобы по ним можно было перенести ландшафтный проект на местность.

Чертежи деталей - на них показываются отдельные элементы планировки, например, рабаток, альпинариев, рокариев и др.

Посадочные чертежи служат для показа и выноса в натуру мест посадки деревьев и кустарников.

В пакет документации на ландшафтный проект также могут входить -пояснительная записка к проекту, смета или калькуляция затрат на работы и другие необходимые разделы.

Целью разработки курсового проекта является:

  1. Умение читать рабочие чертежи, генеральный и дендрологический планы, разбираться в расчётах.
  2. Закрепление навыков графического изображения проекта.
  3. Освоение необходимых расчётов.

5. Умение составлять обстоятельную пояснительную записку к проекту.
Исходным материалом для проектирования являются задания на проектирование и методические указания.

Раздел 1. Архитектурно-планировочное задание на разработку проекта.

Исполнитель: студент 2 курса заочного отделения Смирнов Михаил Юрьевич.

Общая площадь территории проектируемого объекта 16,66 соток.

Общие требования к планировке и озеленению территории объекта: обустроить и озеленить территорию дачного участка. Учесть существующую ситуацию, рельеф, насаждения, наличие дорог, площадок, подходов к зданиям и сооружениям.

Требования к планировочной композиции благоустройства и озеленения территории объекта: произвести чёткое выявление функций территории объекта. Ландшафтно-планировочная композиция должна предусматривать рациональность маршрутов движения по территории, мест отдыха, видовые точки с выявлением красоты ландшафта, использование рельефа, посадками декоративных растений.

Требования к размещению сооружений, дорожек, площадок, к благоустройству территории: дорожную сеть, площадки для рекреации предусмотреть удобными, уютными для отдыха, с прочными декоративными покрытиями, с рациональной планировкой, с обеспечением стока дождевых и талых вод. Варианты покрытий дорожек и площадок: 1. Гранитный скол, брекчия. 2. Брусчатка. 3. Специальные смеси из гранитных отсевов с добавлением вяжущих. 4. Брекчия-мрамор на ответственных местах. 5. Грунтовые смеси с добавлением вяжущих материалов.

6. Декоративная фигурная бетонная плитка. 7. Бетонные и гранитные блоки.

Требования к композиции зеленых насаждений и к ассортименту растительности: максимально использовать существующий зелёный массив, выявить усыхающие древесные растения, с целью их удаления, предусмотреть ассортимент устойчивых, состава: хвойные колонновидных, стелющихся, шаровидных форм (ель коника, можжевельники, кипарисовики, туи, сосны различных видов и форм), лиственные - дуб пирамидальный, тополь пирамидальный, ива белая плакучая, ива фрагилис шарообразная, рябина обыкн., и гранатная (плакучая форма кроны), гортензия древовидная, розы парковые, боярышники штамбовые шаровидные, клён остролистный (краснолистный), черёмуха Маака, курильский чай, чубушники (жасмин), плодовые деревья. Кустарники – кизильник горизонтальный, смородина золотистая и др.

Требования к оборудованию и малым архитектурным формам. сооружениям: разработать проекты малых архитектурных форм и оборудования, эстетически выразительных из прочных материалов и рациональных конструкций.

Раздел 2. Предпроектный анализ современного состояния дачного участка.

Объект расположен в жилой зоне небольшого города Любима. Общая площадь участка 1666 кв.м. Вокруг с трёх сторон находятся соседние участки, а с северо-восточной стороны - асфальтированная дорога.

Город Любим, расположен в Ярославской области. Ярославская область расположена на севере европейской части России, в центре Восточно-Европейской равнины. Граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями. Расстояние от областного центра до Москвы — 282 км. Расстояние от г. Любима 392 км.

Климат, в силу географического положения, умеренно-континентальный, со снежными зимами и коротким жарким летом.

Лето относительно тёплое, короткое; зима умеренно холодная, продолжительная (длится более 5 месяцев). Число дней с температурой ниже нуля - 150 дней. Самый холодный месяц январь (средняя температура колеблется в пределах -10,5°С . -12°С), самый тёплый июль ( + 17,5°С. +18,5°С), среднегодовая температура воздуха колеблется от 2,5 до 3,4°С. Смягчающее влияние Атлантического океана велико. Чётко выражены осенний и весенний периоды.

Продолжительность солнечного сияния в среднем составляет 1700-1800 часов за год, причем в декабре продолжительность не превышает 20 часов, а в июне она достигает 280 часов. Количество дней без солнца в лешие месяцы незначительно, не больше 1-2.

В среднем за год на территории области выпадает около 500—600 мм осадков, из них в зимний период - 30 %, Сумма осадков холодного периода — 175 мм. Сумма осадков теплого периода — 425 мм.

Вследствие того, что величина испаряемости на треть меньше количества осадков (400 мм), климат в области влажный. Влажность воздуха колеблется от 52—56 % в мае, до 65—93 % в декабре, высота снежного покрова - 40-56 см (до 70 см), глубина промерзания почвы — 0,5-1,0 м.

Высота снежного покрова — 35—50 см, в отдельные зимы она достигает 70 см, иногда едва превышает 20 см. Снежный покров устанавливается во второй половине ноября и сохраняется в течение 140 дней. Преобладают ветры южных и западных направлений. Средняя скорость ветра - 4,2 м/с. сильные ветры, более 8 м/с, и метели наблюдаются в основном в декабре - январе месяцах, до 8—10 дней.

Весна характеризуется малыми осадками. Средняя температура апреля в Ярославле около +4°С. Сход снежного покрова происходит в первой половине апреля. Осадки в апреле невелики —- около 40 мм, увеличение осадков начинается с мая, когда их выпадает 50—60 мм. В мае отмечается наименьшая в году относительная влажность — около 70 %.

Лето умеренно тёплое, влажное, с наибольшим количеством осадков в году — до 80 мм в месяц. Средняя температура июля в Любиме +18°С. В отдельные жаркие дни лета максимальные температуры днем достигали +37°С. В июле выпадает наибольшее количество осадков в году — 80—90 мм в месяц. Дожди преимущественно ливневые, часто с грозами (в июне — июле месяцах до 6—8 дней с грозой). Преобладают ветры западных и северных направлений. Средняя скорость 2,5—3,5 м/с

Осень характеризуется резким увеличением пасмурного неба - до 18 дней в месяц и возрастанием относительной влажности до 85 %. Средняя температура октября в Любиме +3°С. Количество осадков уменьшается, но характер их меняется — идут облачные дожди и возникают туманы.

Вегетационный период 165-170 дней. Сумма температур вегетационного периода (выше +10 °С) — 1892 °С.

Раньше почти вся территория области была занята густыми хвойными и смешанными лесами (ель, сосна). Но теперь большая их часть замещена вторичными берёзово-осиновыми лесами и пахотными землями. Большие территории заняты также болотами. Полезные ископаемые здесь - это в основном строительные материалы (песок, гравий, глина) и торф. Также имеются минеральные воды (источники и скважины).

Наиболее широко в области распространены дерново-подзолистые почвы, которые занимают площадь 1684,4 тыс. га или 46,5% площади области. Второе место по площади (13,7%) занимают болотно-подзолистые почвы, третье - принадлежит комплексному почвенному покрову (8,6% без овражно-балочного комплекса), четвертое - болотистые почвы (6,8%).

Экологическая ситуация вокруг проектируемой территории хорошая, так как поблизости нет источников загрязнения (заводов, фабрик и и т.д.).

В летнее время преобладают северо-западные ветра со средней скоростью 2,5-3,5 м/с. В зимнее время преобладают южно-западные ветра со средней скоростью 4,2 м/с. Инсоляцию можно посмотреть на ситуационном плане.

Рельеф участка был выровнен перед строительством дома. Деревья и кустарники отсутствуют. Пo имеющемуся травяному покрову можно сказать, что почва на участке достаточно плодородная.

Коммуникации (газ, вода и канализация) расположены от дороги прямо к дому и по всему участку не проходят, что облегчает проектирование участка.

Концептуальным документом, который отражает все принципы дизайна участка, считается пояснительная записка к ландшафтному проекту. В ней содержатся исчерпывающие сведения о том, какие работы по благоустройству планируются. В пояснительной записке прописано, в какой последовательности и по какому графику будут выполняться ландшафтные мероприятия, а также конкретный срок завершения проекта. И все это – на основе общих планировочных решений, анализа состояния территории сада, индивидуальных пожеланий заказчика.

Основные моменты

По сути этот документ представляет собой подробные комментарии дизайнера к каждому элементу, который будет создан на участке, объясняя почему к примеру дорожки и беседки, расположены именно так и ни как иначе, обоснован выбор растений и материалов. Грамотная пояснительная записка должна быть составлена в соответствии с определенными требованиями. Необходимо, чтобы она была:

  • краткая и лаконичная;
  • логичная;
  • понятная даже непрофессионалу;
  • удобная – чтобы ее было легко читать.

Без такого документа в составе проекта сложно разобраться, какая концепция принята за его основу, какие приемы проектирования дизайна применены, почему выбор пал именно на это стилевое решение. В пояснительной записке содержится раздел с рекомендациями. Он помогает хозяевам участка поддерживать первоначальный уровень дизайна.



Квалифицированные советы по ландшафтному дизайну относятся к озеленению и благоустройству проектируемых участков. В их числе прописаны:

  • основная идея ландшафтного дизайна;
  • отдельные решения по его воплощению;
  • дизайнерские рекомендации относительно конкретного ландшафтного проекта.
  • указываются сведения и рекомендации по уходу за растениями, частотой полива, сроки проведения очистки и возможного ремонта инженерных систем.

При составлении пояснительной записки обязательно учитываются пожелания заказчика, интересы его семьи. Фактически они становятся решающими для выбора общего стилевого решения и того, как именно описывать части пейзажного плана.

Творческим личностям подойдет необычный, яркий и эффектный ландшафтный дизайн. Проектом благоустройства может быть предусмотрено оборудование террасы для отдыха большого количества гостей.

Где заказать документы

Сотрудники нашей компании сделают пояснительную записку чрезвычайно информативной. В четко обоснованной документации будут представлены развернутые комментарии дизайнеров – с учетом реалий современной Москвы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 42"

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

"ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ПРИ ОБУСТРОЙСТВЕ И ОЗЕЛЕНЕНИИ МЕСТ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА"

Выполнила: учитель технологии

МБОУ "Средняя школа №42"

Пояснительная записка

Школа – это не только место, где мы получаем новые знания, общаемся в коллективе , где находим новых друзей, но и место, где мы учимся трудиться, наблюдать и любить природу. Ландшафтный дизайн пришкольного участка является отличной возможностью приобщить подрастающее поколение к природе, научить школьников ценить ее красоту и уникальность. В настоящее время в каждой школе имеется пришкольный участок, на котором учащиеся занимаются практической деятельностью. Наша школа не исключение. Она имеете 2 корпуса - для младшего звена и для среднего и старшего звена. Хотелось бы облагородить пришкольные участки, чтобы были удобные зоны для занятий спортом, зоны для отдыха, место для трудовой практики, информационная зона и просто красивое место, где все чувствовали себя уютно, ощущали красоту и гордость за любимую школу.

- познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по преобразованию малопродуктивного пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

- изучить общественное мнение педагогического коллектива, обучающихся и их родителей МБОУ "Средняя школа №42" и привлечь к деятельности по повышению комфорта школьной территории;

- узнать принципы пейзажного стиля проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- обучить школьников практическим способам и методам благоустройства пришкольной территории;

- подготовить ландшафтные композиции структурных компонентов школьного двора, используя полученные данные в ходе опроса и конкурса, проведённых среди учителей, обучающихся и родителей школы;

- сделать оценку дизайн - проекта и определить условия его практической реализации.

Предмет исследования :

Возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее особенностей.

Объект исследования:

Пришкольная территория МБОУ "Средняя школа №42", корпус 1 ., г.Иваново.

- анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий;

- Анализ результатов социологического опроса учителей, учащихся, родителей.

- Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.

- Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.

- Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.

По продолжительности: средней продолжительности.

Для реализации проекта необходимо выполнить 4 этапа:

1 этап – подготовительный
2 этап – практический (исследовательский)
3 этап – обобщающий;
4 этап – информационно – просветительский.

1 этап - Подготовительный этап:

Знакомство учеников с основными понятиями:

Ландшафтный дизайн - это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.

Стили ландшафтного дизайна:

- Регулярный стиль характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами

- Пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически.

- Лесной стиль - максимально приближенный к природному пейзажу. Поэтому для дизайнера основной задачей является создание иллюзии лесной опушки, что реализуется путем высаживания лесных растений, создания ручьев и тому подобное.

- Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий, воплощения самых неожиданных идей.

- Кантри-сад подойдет тем, кто не любит подстригать газоны - для его проектирования используют простые материалы и естественное травяное покрытие, высаживают плодовые деревья, создают декоративный огород.

2 этап – Практический (исследовательский)

1. Диагностика общественного мнения .

Чтобы изучить общественное мнение педагогического коллектива, обучающихся и их родителей МБОУ "Средняя школа №42" был проведён опрос "Дизайн пришкольного участка" .

Было опрошено 117 обучающихся детей, родителей и учителей МБОУ "Средняя школа №42"( "Общешкольный опрос для учащихся, родителей и педагогов" - Приложение 1 ).

Результаты опроса обучающихся:

1. Устраивает ли Вас сегодняшний дизайн пришкольного участка?

116 человек ответили - НЕТ, 1 человек - ДА.

2. Что хотелось бы изменить на пришкольном участке нашей школы?

3 человека сказали - НИЧЕГО; Остальные ответы были с предложениями "больше цветов, создать игровую зону и поставить лавочки, вместо кустов увеличить количество клумб с цветами, привести в порядок школьный сад, необходимо увеличить пространство спортивной площадки для занятий в зимний период."

2. Для обучающихся, родителей и педагогического коллектива был объявлен школьный экологический конкурс "Экодизайн".

Продолжительность конкурса - 1 неделя.

Объявление для конкурса - Приложении 2.

Предлагается 2 номинации:

1. "Экосреда" - проект, эскиз ландшафтного экологического дизайна пришкольной зоны;

2. "Экообъект" - фото декоративных элементов своими руками (вазоны, бордюры, украшения из дерева, кормушки для животных и птиц и т.д. ).

3 этап - Обобщающий

На основе собранных данных в ходе опроса и представленных конкурсных работ был разработан план-схема пришкольного участка ( Приложение 4 )

Структурные компоненты нового пришкольного участка:

3 . Птичья столовая

4. Альпийская горка

6. Цветники из многолетников.

7. Яблоневый сад

8. Посадочные грядки

9. Подвязные вазы

10. Пеньки- цветники

11. Информационные стенды (символы школы, школьные достижения, доска почёта и т.д. )

4 этап – Информационно – просветительский.

На основе проведённых исследований была составлена оценка проекта пришкольного участка и условий практической его реализации.

Предлагаемый дизайн-проект преобразования запущенного школьного двора в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как:

- не требует изменений площади и рельефа;

- структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;

- пейзажный стиль проекта и асимметричность ландшафтных компонентов выгодно подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу;

- сбалансированность и гармоничность новому участку могут придать дизайнерские находки, а также местные природные материалы;

- новому пришкольному участку не потребуются новое ограждение и дорогостоящие посадочные материалы, поэтому он экономически целесообразен;

Были подведены итоги школьного экологического конкурса, в котором приняли участие 14 участников и родителей. Каждый участник получил Диплом участника (Образец Диплома - Приложение 3 ).

Будет составлен расчет расхода материалов, необходимых для реализации разработанного проекта. А именно, для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ необходимы садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка.

Учитывая мнения и желания учеников, родителей и педагогического коллектива МБОУ "Средняя школа №42", г. Иваново можно сделать следующие выводы, пришкольный участок – нужен, у нашей школы он есть, но нуждается в изменениях. Необходимо, чтобы внешний вид клумб и деревьев был более современным и ухоженным.

По результатам социологических опросов мы выявили, что на территории школы необходимо увеличить пространство спортивной площадки для занятий в зимний период, разместить информационные стенды. За помощью в постройке можно обратиться к спонсорам.

Опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, были внесены изменения в дизайне пришкольного участка, учитывая пожелания школьников, родителей и преподавателей нашей школы.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. В дальнейшем на основе разработанного плана пришкольного участка будет разработан план с помощью компьютерных программ, будет разработан план по осуществлению озеленения территории (посадка семян будущих растений). А так же хотелось данную работу использовать для благоустройства пришкольной территории МБОУ "Средней школы №42" корпуса 2, г. Иваново.

1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

2. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

5. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / М.: Академия, 2004.

Приложение 1.

Общешкольный опрос для учащихся, родителей и педагогов:

1. Устраивает ли Вас сегодняшний дизайн пришкольного участка?

2. Что хотелось бы изменить на пришкольном участке нашей школы?

3. Какими путями можно воплотить Ваши предложения?

4.Готовы ли Вы помочь при оформлении пришкольного участка?

Приложение 2.

Объявление для конкурса

hello_html_m3b5dde30.jpg

Приложение 3.

hello_html_3c119331.jpg

Приложение 4.

План-схема пришкольного участка

hello_html_m47ea5483.jpg

Краткое описание документа:

Актуальность:

Школа – это не только место, где мы получаем новые знания, общаемся в коллективе , где находим новых друзей, но и место, где мы учимся трудиться, наблюдать и любить природу. Ландшафтный дизайн пришкольного участка является отличной возможностью приобщить подрастающее поколение к природе, научить школьников ценить ее красоту и уникальность. В настоящее время в каждой школе имеется пришкольный участок, на котором учащиеся занимаются практической деятельностью. Наша школа не исключение. Она имеете 2 корпуса - для младшего звена и для среднего и старшего звена. Хотелось бы облагородить пришкольные участки, чтобы были удобные зоны для занятий спортом, зоны для отдыха, место для трудовой практики, информационная зона и просто красивое место, где все чувствовали себя уютно, ощущали красоту и гордость за любимую школу.

Цель исследования:

- познакомиться с общественным мнением и на его основе создать дизайн-проект по преобразованию малопродуктивного пришкольного участка в комфортную и красивую мини-экосистему.

Задачи работы:

- изучить общественное мнение педагогического коллектива, обучающихся и их родителей МБОУ "Средняя школа №42" и привлечь к деятельности по повышению комфорта школьной территории;

- узнать принципы пейзажного стиля проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов;

- обучить школьников практическим способам и методам благоустройства пришкольной территории;

- подготовить ландшафтные композиции структурных компонентов школьного двора, используя полученные данные в ходе опроса и конкурса, проведённых среди учителей, обучающихся и родителей школы;

- сделать оценку дизайн - проекта и определить условия его практической реализации.

Предмет исследования :

Возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее особенностей.

Объект исследования:

Пришкольная территория МБОУ "Средняя школа №42", корпус 1 ., г. Иваново.

Методы исследования:

- анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий;

Ожидаемые результаты:

- Анализ результатов социологического опроса учителей, учащихся, родителей.

- Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.

- Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.

- Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.

По продолжительности: средней продолжительности.

Для реализации проекта необходимо выполнить 4 этапа:

1 этап – подготовительный
2 этап – практический (исследовательский)
3 этап – обобщающий;
4 этап – информационно – просветительский.

1 этап - Подготовительный этап:

Знакомство учеников с основными понятиями:

Ландшафтный дизайн - это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве.

Стили ландшафтного дизайна:

- Регулярный стиль характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами

- Пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически.

- Лесной стиль - максимально приближенный к природному пейзажу. Поэтому для дизайнера основной задачей является создание иллюзии лесной опушки, что реализуется путем высаживания лесных растений, создания ручьев и тому подобное.

- Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий,воплощения самых неожиданных идей.

- Кантри-сад подойдет тем, кто не любит подстригать газоны - для его проектирования используют простые материалы и естественное травяное покрытие, высаживают плодовые деревья, создают декоративный огород.

2 этап – Практический (исследовательский)

1. Диагностика общественного мнения.

Чтобы изучить общественное мнение педагогического коллектива, обучающихся и их родителей МБОУ "Средняя школа №42" был проведён опрос "Дизайн пришкольного участка" .

Было опрошено 117 обучающихся детей, родителей и учителей МБОУ "Средняя школа №42"( "Общешкольный опрос для учащихся, родителей и педагогов" - Приложение 1).

Результаты опроса обучающихся:

1. Устраивает ли Вас сегодняшний дизайн пришкольного участка?

116 человек ответили - НЕТ, 1 человек - ДА.

2. Что хотелось бы изменить на пришкольном участке нашей школы?

3 человека сказали - НИЧЕГО; Остальные ответы были с предложениями "больше цветов, создать игровую зону и поставить лавочки, вместо кустов увеличить количество клумб с цветами, привести в порядок школьный сад, необходимо увеличить пространство спортивной площадки для занятий в зимний период."

2.Для обучающихся, родителей и педагогического коллектива был объявлен школьный экологический конкурс "Экодизайн".

Продолжительность конкурса - 1 неделя.

Объявление для конкурса -Приложении 2.

Предлагается 2 номинации:

1. "Экосреда" - проект, эскиз ландшафтного экологического дизайна пришкольной зоны;

2. "Экообъект" - фото декоративных элементов своими руками (вазоны, бордюры, украшения из дерева, кормушки для животных и птиц и т.д. ).

3 этап - Обобщающий

На основе собранных данных в ходе опроса и представленных конкурсных работ был разработан план-схема пришкольного участка (Приложение 4)

Структурные компоненты нового пришкольного участка:

3 . Птичья столовая

6. Цветники из многолетников.

7. Яблоневый сад

8. Посадочные грядки

9. Подвязные вазы

10. Пеньки- цветники

11. Информационные стенды (символы школы, школьные достижения, доска почёта и т.д. )

4 этап – Информационно – просветительский.

На основе проведённых исследований была составлена оценка проекта пришкольного участка и условий практической его реализации.

Предлагаемый дизайн-проект преобразования запущенного школьного двора в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как:

- не требует изменений площади и рельефа;

- структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;

- пейзажный стиль проекта и асимметричность ландшафтных компонентов выгодно подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу;

- сбалансированность и гармоничность новому участку могут придать дизайнерские находки, а также местные природные материалы;

- новому пришкольному участку не потребуются новое ограждение и дорогостоящие посадочные материалы, поэтому он экономически целесообразен;

Были подведены итоги школьного экологического конкурса, в котором приняли участие 14 участников и родителей. Каждый участник получил Диплом участника (Образец Диплома - Приложение 3).

Будет составлен расчет расхода материалов, необходимых для реализации разработанного проекта. А именно, для посадки растений на пришкольной территории и проведение работ необходимы садовые инструменты и посадочный материал, который будет соответствовать данному типу почвы и затененности участка.

Заключение

Учитывая мнениями желания учеников, родителей и педагогического коллектива МБОУ "Средняя школа №42", г. Иваново можно сделать следующие выводы, пришкольный участок – нужен, у нашей школы он есть, но нуждается в изменениях. Необходимо, чтобы внешний вид клумб и деревьев был более современным и ухоженным.

По результатам социологических опросов мы выявили, что на территории школы необходимо увеличить пространство спортивной площадки для занятий в зимний период, разместить информационные стенды. За помощью в постройке можно обратиться к спонсорам.

Опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, были внесены изменения в дизайне пришкольного участка, учитывая пожелания школьников, родителей и преподавателей нашей школы.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. В дальнейшем на основе разработанного плана пришкольного участка будет разработан план с помощью компьютерных программ, будет разработан план по осуществлению озеленения территории (посадка семян будущих растений). А так же хотелось данную работу использовать для благоустройства пришкольной территории МБОУ "Средней школы №42" корпуса 2, г. Иваново.

Литература

1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

2. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

5. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность / М.: Академия, 2004.

Читайте также: